Дата размещения статьи: 20.09.2016
С 1 января 2017 г. вступает в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 244-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ). Поправки в нормы действующего налогового законодательства РФ, внесенные этим Законом, можно без преувеличения назвать революционными. В настоящей публикации приведен обзор нововведений.
В 2016 г. большинство электронных услуг, оказываемых иностранными организациями, НДС в России не облагалось.
Общий порядок определения места реализации работ и услуг для целей НДС установлен ст. 148 НК РФ. Если те или иные услуги не относятся к услугам, перечисленным в пп. 1 - 4.1, 4.4 п. 1 ст. 148, в отношении таких услуг применяется положение пп. 5 п. 1 ст. 148. В частности, местом реализации услуг признается территория РФ, если деятельность организации, оказывающей услуги, осуществляется на территории РФ, то есть организация-исполнитель присутствует на этой территории (п. 2 ст. 148) на основе госрегистрации либо (при отсутствии такой регистрации) на основании места, указанного в учредительных документах, места управления организацией, места нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства в РФ (если услуги оказаны через это постоянное представительство). В тех случаях, когда иностранная организация - исполнитель услуг не осуществляет деятельность на территории РФ, местом реализации услуг территория РФ не признается, такие услуги объектом обложения НДС в России не являются.
Законом N 244-ФЗ в упомянутую ст. 148 НК РФ внесены изменения. Из новой редакции пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ следует, что в случае оказания электронных услуг место реализации услуг определяется по месту нахождения покупателя. То есть, если электронные услуги оказаны иностранной компанией российскому юридическому или физическому лицу, НДС заплатить необходимо.
В отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, приобретающего услуги, местом осуществления деятельности покупателя признается территория России в случае, если выполняется хотя бы одно из указанных ниже условий:
- покупатель проживает в России;
- банк, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператор электронных денежных средств, через которого осуществляется покупателем оплата услуг, находится на территории Российской Федерации;
- сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в РФ;
- международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен России.
Электронные услуги
Статей 174.2 НК РФ (в ред. Закона N 244-ФЗ) предусмотрен достаточно широкий перечень электронных услуг, которые будут подпадать под новые правила обложения НДС.
Оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, автоматизированно с использованием информационных технологий.
К таким услугам относятся:
- предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности;
- оказание рекламных услуг в сети Интернет;
- оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети Интернет;
- обеспечение и (или) поддержание коммерческого или личного присутствия в сети Интернет, поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в сети Интернет), обеспечение доступа к ним других пользователей сети, предоставление пользователям возможности их модификации;
- хранение и обработка информации при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через сеть Интернет;
- предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;
- оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в сети Интернет;
- предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра или прослушивания через сеть Интернет и др.
Однако к услугам в электронной форме не относятся такие операции, как:
- реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через сеть Интернет поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования сети Интернет;
- реализация (передача прав на использование) программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных на материальных носителях;
- оказание консультационных услуг по электронной почте;
- оказание услуг по предоставлению доступа к сети Интернет.
По мнению автора, проблемы при правоприменении могут возникнуть на практике в связи с отнесением к электронным услугам "предоставления прав на использование программ для электронных вычислительных машин". Из буквального толкования норм Закона N 244-ФЗ можно сделать вывод, что в данном случае не обязательно подразумевается передача прав с использованием сети Интернет.
Электронно-вычислительная машина представляет собой фактически любые устройства, способные производить различные вычислительные операции, следовательно, мобильные и носимые устройства (в том числе "умные" часы и очки) также относятся к электронно-вычислительным машинам, поскольку выполняют вычислительные операции вне зависимости от их размеров, габаритов, формы и прочих параметров.
При этом любой код, исполняющийся на таких устройствах, является программой для электронно-вычислительной машины (далее - программой для ЭВМ) вне зависимости от выполняемой функции (передача сообщения, передача почты, обмен сообщениями, игры, развлечения и прочее).
Таким образом, программное обеспечение социальных сетей, электронной почты, программы обмена мгновенными сообщениями, аудиовидеосервисы и многопользовательские компьютерные игры, а также приложения для мобильных и носимых устройств (в том числе "умных" часов и очков) следует относить к программам для ЭВМ.
Такой вывод, например, был изложен в Письме Минкомсвязи России от 29.12.2014 N РИ-П11-23477.
Применение указанных программ в настоящее время чрезвычайно распространено. Очевидно, что после вступления Закона N 224-ФЗ в силу потребуются дополнительные разъяснения по применению рассматриваемого положения Закона.
Новые обязанности иностранных организаций
НДС в отношении деятельности по оказанию иностранным поставщиком электронных услуг уплачивается следующим образом.
Если услуги оказаны иностранной компанией напрямую российскому физическому лицу, НДС уплачивается непосредственно данной компанией. В этом случае иностранная организация должна зарегистрироваться в России для целей НДС. Если же услуги оказаны российскому юридическому лицу, покупатель услуг удерживает налог в качестве налогового агента.
Это следует из норм п. 3 ст. 174.2 НК РФ. Специальные правила установлены для случаев ведения деятельности через посредников.
При оказании иностранными организациями физическим лицам услуг в электронной форме иностранные организации - посредники, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги, признаются налоговыми агентами. В случае оказания таких услуг с участием в расчетах нескольких организаций-посредников налоговым агентом признается иностранная организация - посредник, осуществляющая предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами независимо от наличия у нее договора с иностранной организацией, оказывающей услуги. Налоговый агент обязан исчислить и уплатить соответствующую сумму налога.
Как упоминалось выше, одной из новых обязанностей иностранных организаций является регистрация в качестве плательщика НДС. Закон N 244-ФЗ предусматривает порядок такой регистрации. В частности, ст. 83 НК РФ дополнена соответствующими положениями для случая постановки на учет (снятия с учета) в налоговом органе иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме физическим лицам.
Регистрация осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) и иных документов, перечень которых утверждается Минфином России. Заявление о постановке на учет (снятии с учета) подается иностранными организациями не позднее 30 календарных дней со дня начала (прекращения) оказания электронных услуг.
Сумма НДС определяется как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 15,25 процента процентная доля налоговой базы. Уплата налога производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Важно отметить, что суммы "входного" НДС иностранный поставщик к вычету принять не может. Об этом прямо сказано в п. 6 ст. 174.2 НК РФ.
Актуальным является вопрос налоговых последствий применения нового порядка при исчислении налога на прибыль. Данный вопрос прямо урегулирован Законом N 244-ФЗ. В частности, ст. 306 НК РФ дополнена п. 14, из которого следует, что оказание иностранной организацией электронных услуг, местом реализации которых признается территория РФ, не приводит к образованию постоянного представительства этой организации в России для целей расчета налога на прибыль.
Закон N 244-ФЗ и нормы об освобождении от НДС
Как мы указали выше, предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть Интернет относится к перечню электронных услуг. То есть, если права предоставляются российскому лицу иностранным контрагентом, возникает обязанность по уплате НДС.
Вместе с тем на основании пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ предоставление прав использования программ для ЭВМ по лицензионным договорам не подлежит обложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость.
Законом N 244-ФЗ указанная льгота не отменяется. На основании норм ст. ст. 1235, 1236, 1238, 1259 ГК РФ к операциям, не подлежащим обложению НДС, относятся в том числе:
- передача прав на использование программ для ЭВМ и баз данных на основании лицензионных (сублицензионных) договоров, составленных в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ, а именно передача указанных прав на основании как исключительной, так и простой (неисключительной) лицензии;
- передача прав на использование программ для ЭВМ и баз данных на основании лицензионных (сублицензионных) договоров независимо от государственной регистрации исключительных прав на такие программы и базы.
Указанные операции освобождаются от налогообложения независимо от способа передачи программ для ЭВМ и баз данных (Письмо Минфина России от 21.10.2014 N 03-07-03/52967). На иностранные организации данное правило распространяется в общем порядке.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Навигация