Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Правовые формы предпринимательской деятельности > Акционерное общество > Формирование органов акционерного общества, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния (Габов А.В.)

Формирование органов акционерного общества, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния (Габов А.В.)

Дата размещения статьи: 21.09.2016

1. В соответствии с подходом, закрепленным Гражданским кодексом в его первоначальной редакции в 1994 году, слияние всегда имеет своим результатом создание (возникновение <1>) нового юридического лица. Это общее положение нашло свое развитие в последующем в законодательстве об акционерных обществах <2>: ст. 8 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в первоначальной редакции) называла реорганизацию (в том числе, осуществляемую в форме слияния) одним из "путей" создания акционерного общества.
--------------------------------
<1> Именно такая формулировка была использована в ст. 58 ГК РФ в первоначальной редакции, где было указано, что "при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом".
<2> Такое регулирование значительно отличало подход Закона об акционерных обществах от подходов, закрепленных в Положении об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, утвержденном Постановлением Совмина СССР от 19 июня 1990 г. N 590, и Положении об акционерных обществах, утвержденном Постановлением Совмина РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601. В первом из указанных актов слияние рассматривалось (п. 25) исключительно как один из "путей" прекращения деятельности акционерного общества ("прекращение деятельности общества происходит путем его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) или ликвидации"). Вопросы формирования органов управления и контроля у правопреемника сливающихся организаций не рассматривались вовсе; можно было предположить, что на практике их следовало решать по аналогии с нормами о создании нового акционерного общества (п. 47). Второй документ - Положение об акционерных обществах - и вовсе регулировал такую модель слияния, последствия которой в части создания нового акционерного общества могли и не наступить. В частности, п. 143 этого документа указывал: "Слияние осуществляется путем объединения контрольных пакетов акций с последующей конверсией акций либо путем изъятия акций одного общества с эквивалентной заменой акциями другого общества и консолидацией балансов".

Поскольку в результате завершения реорганизации в форме слияния создается новый субъект права - юридическое лицо, то у такого лица должны быть органы (ст. 53 ГК РФ), через которые оно приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. В ГК РФ общих положений о порядке формирования органов юридического лица, которое будет создано в результате завершения реорганизации (в том числе и в случае завершения слияния), нет. Такие вопросы регулируются на уровне специальных законов, которыми устанавливаются особенности правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов. Применительно к акционерным обществам таким законом является Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Первоначально ст. 16 этого Закона была очень лаконична; анализ ее п. 3 позволяет сформулировать следующие основные положения по интересующему нас вопросу:
а) Закон предусматривал обязательность формирования ("выборы") только совета директоров (наблюдательного совета) вновь возникающего акционерного общества; о судьбе иных органов (кроме собрания акционеров, которое как орган возникало автоматически с момента создания), а именно исполнительных органов и органов контроля (ревизионной комиссии), Закон ничего не указывал; теоретически, в силу положений п. 2 о содержании договора о слиянии, такие вопросы могли быть урегулированы таким договором, однако практическая реализация таких договоренностей могла быть осложнена буквальным толкованием положений ст. 16 в части компетенции общего совместного собрания;
б) формирование совета директоров (наблюдательного совета) происходило до создания нового юридического лица - на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии, порядок голосования на котором мог быть определен договором о слиянии обществ;
в) формирование совета директоров (наблюдательного совета), как видно из предыдущего пункта, осуществлялось теми акционерами, которые имели право на участие в указанном совместном общем собрании, т.е. в том числе и теми лицами, которые впоследствии могли не стать акционерами вновь созданного общества <3>.
--------------------------------
<3> К примеру, лицо продало принадлежащие ему акции до завершения реорганизации и, соответственно, не получило по итогам конвертации акций вновь созданного общества.

Самый очевидный недостаток такого регулирования - отсутствие положений о порядке образования всех иных кроме собрания акционеров <4> и совета директоров (наблюдательного совета) - был устранен в законе в 2001 году, после принятия Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" <5>. Пункт 3 ст. 16 Федерального закона "Об акционерных обществах" после вступления в силу указанного Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ устанавливал, что на совместном общем собрании акционеров акционерных обществ, участвующих в слиянии, осуществляется образование органов вновь возникающего акционерного общества.
--------------------------------
<4> Которое, еще раз повторимся, возникало как орган автоматически после государственной регистрации.
<5> Интересно, что пояснительная записка (текст см.: в СПС "КонсультантПлюс") к проекту Федерального закона N 98105477-2 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" (который впоследствии стал Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ) никаких объяснений к соответствующему изменению не содержит (информацию о законопроекте также см.: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=98105477-2&02 (дата обращения - 27 февраля 2016 года)).

Таким образом, закон однозначно устанавливал, что все органы будущего акционерного общества, наличия которых требует указанный Закон (совет директоров (наблюдательный совет), если речь не идет об обществе, где такой совет может не избираться (ст. 64 Закона), исполнительные органы (как минимум единоличный исполнительный орган), ревизионная комиссия) формируются до завершения реорганизации двух и более акционерных обществ, участвующих в слиянии, всеми акционерами таких обществ, имеющими право участвовать в общем совместном собрании.
Приведенная модель формирования органов создаваемого в результате слияния акционерного общества имела как свои достоинства, так и недостатки <6>. Достоинством можно признать подход, в соответствии с которым вопросы формирования органов вновь создаваемого юридического лица решали его будущие участники <7>. Недостатки приведенной модели были значительны. Во-первых, был неясен статус общих совместных собраний акционеров <8>. Во-вторых, положения Федерального закона "Об акционерных обществах" не содержали специального порядка выдвижения кандидатов в органы создаваемого юридического лица, порядка их рассмотрения, не регулировались и другие технические вопросы.
--------------------------------
<6> Также см.: Габов А.В. Теория и практика реорганизации (правовой аспект). М.: Статут, 2014. С. 555.
<7> Это достоинство, впрочем, отчасти нивелировалось тем обстоятельством, что в реальности те лица, которые участвовали в совместных общих собраниях, могли впоследствии и не стать участниками нового акционерного общества (как было отмечено выше: продали акции до завершения реорганизации и, соответственно, не получили по итогам конвертации акций вновь созданного общества).
<8> В одном из дел (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 февраля 2007 г. по делу N А56-40222/2005) суд отметил, что такое собрание не является: а) ни "высшим органом управления вновь возникающего общества... постольку, поскольку новое общество еще не создано, а его высшим органом управления будет общее собрание его акционеров"; б) ни "высшим органом управления обществ, участвующих в слиянии, поскольку таковыми являются общие собрания акционеров каждого из участвующих в слиянии обществ в отдельности". В силу этого был непонятен и правовой статус участника такого собрания, соответственно, его права и обязанности. В приведенном деле суд отказался признать за участником совместного собрания право обжаловать его решения, поскольку "акционер одного из обществ, участвующих в слиянии, не наделен... правом обжалования решений, принятых на таком совместном собрании, как решений общего собрания акционеров общества".

2. В 2006 году в связи с принятием Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 146-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" модель формирования органов создаваемого в результате слияния акционерного общества значительно изменилась <9>. Эта модель сохранилась и до настоящего времени, а потому рассмотрим ее основные элементы, достоинства и недостатки подробно.
--------------------------------
<9> Пояснительная записка к проекту Федерального закона N 112345-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах", который впоследствии стал Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 146-ФЗ (текст и иные материалы по законопроекту см.: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=112345-4&02 (дата обращения - 27 февраля 2016 года) содержала следующие объяснения новым законоположениям: а) "согласно предыдущей редакции Федерального закона "Об акционерных обществах" было предусмотрено, что решения об утверждении устава и формировании органов управления вновь создаваемых обществ принимались на общем собрании акционеров создаваемого общества. Данная норма являлась неполной. В результате был увеличен срок реорганизации акционерного общества, а также возникли многочисленные коллизии, связанные с порядком созыва и проведения такого собрания. Предлагается исключить эту норму и рассматривать вопрос о реорганизации в комплексе на одном собрании акционеров"; б) "ряд предлагаемых поправок уточняет правила созыва и проведения общего собрания акционеров при реорганизации общества". Комментарии данных изменений также см.: Сергеева М.В. Новое в Законе об акционерных обществах: анализ изменений, внесенных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 146-ФЗ // Закон. 2007. N 3. С. 180 - 182; Юдин Д. Содержание реорганизационного договора // Право и экономика. 2013. N 10. С. 22 - 24.

Указанными изменениями 2006 года был исключен институт общего совместного собрания акционеров. Положительным моментом изменений 2006 года является включение в Закон положений, направленных на урегулирование порядка выдвижения кандидатов в органы создаваемого в результате слияния акционерного общества (изменения в ст. 53 Федерального закона "Об акционерных обществах").
С момента вступления в силу указанного Закона и в настоящее время решение вопроса об избрании совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого акционерного общества <10> отнесено к компетенции собрания акционеров каждого участвующего в слиянии акционерного общества; причем вопрос о выборах является отдельным вопросом повестки дня такого собрания; как видно решение двух вопросов - о реорганизации и об избрании членов совета будущего общества - осуществляется на одном собрании акционеров и не может быть "разнесено" на два собрания. Вопросы формирования иных органов с момента вступления в силу указанного Закона и в настоящее время также отнесены к компетенции собрания акционеров каждого участвующего в слиянии акционерного общества. Однако в отличие от избрания совета директоров (наблюдательного совета) формирование этих органов осуществляется в рамках вопроса о реорганизации, решение по которому включает в себя утверждение договора о слиянии, который, в свою очередь, должен содержать:
а) список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого общества;
б) список членов коллегиального исполнительного органа создаваемого общества <11>;
в) указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого общества.
--------------------------------
<10> Если уставом создаваемого акционерного общества не предусматривалось осуществления функций совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого акционерного общества его общим собранием акционеров.
<11> Если уставом создаваемого общества предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа и его образование отнесено к компетенции общего собрания акционеров.

Закон не раскрывает, что имеется в виду под "списком" и "указанием". Однако толкование положений п. 3 ст. 16 с положениями абзаца 2 п. 7 ст. 15, где указано, что в отношении всех "лиц", указанных в соответствующих подпунктах п. 3 ст. 16, договор о слиянии должен содержать "имя, данные документа, удостоверяющего личность (серия и (или) номер документа, дата и место его выдачи, орган, выдавший документ), - для физических лиц", не оставляет сомнений: под списком или указанием понимается перечисление одного или нескольких реально существующих физических лиц.
2.1. Порядок формирования (избрания) совета директоров (наблюдательного совета), создаваемого в результате слияния акционерного общества.
Федеральный закон "Об акционерных обществах" (ст. 16) предусматривает, что общее собрание акционеров каждого акционерного общества, участвующего в слиянии, принимает решение по вопросу об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого акционерного общества в количестве, установленном проектом договора о слиянии для каждого общества, участвующего в слиянии. Таким образом, акционеры каждого акционерного общества, участвующего в слиянии, формируют совет директоров (наблюдательный совет) будущего общества не путем избрания всех его членов (т.е., в количестве, предусмотренном уставом будущего общества), а лишь путем избрания части такого совета, количественный состав которой определен договором о слиянии.
Порядок определения этой части определяется по формуле, указанной в ст. 16 Закона, основанной на количестве акций создаваемого общества, подлежащих размещению среди акционеров общества, участвующего в слиянии, к общему количеству подлежащих размещению акций создаваемого общества: "Отношение количества членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества, избираемых каждым обществом, участвующим в слиянии, к общему количеству членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества должно быть пропорционально отношению количества акций создаваемого общества, подлежащих размещению среди акционеров соответствующего общества, участвующего в слиянии, к общему количеству подлежащих размещению акций создаваемого общества".
Отношение количества акций создаваемого акционерного общества, подлежащих размещению среди акционеров общества, участвующего в слиянии, к общему количеству подлежащих размещению акций создаваемого акционерного общества зависит от предполагаемого размера уставного капитала будущего акционерного общества, который фиксируется в уставе, утверждаемом в составе общего решения о реорганизации акционерами каждого акционерного общества, участвующего в слиянии <12>.
--------------------------------
<12> Статья 11 Федерального закона "Об акционерных обществах" в качестве обязательных сведений, которые должен содержать устав, указывает: а) количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом; б) размер уставного капитала общества. Согласно Положению о стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденному Банком России 11 августа 2014 г. N 428-П (п. 50.11), уставный капитал акционерного общества, созданного в результате слияния, формируется за счет уставных капиталов и (или) за счет иных собственных средств (в том числе за счет добавочного капитала, нераспределенной прибыли и других) акционерных обществ, реорганизованных путем такого слияния; соответственно (п. 50.10), такой уставный капитал может быть больше (меньше) суммы уставных капиталов акционерных обществ, участвовавших в реорганизации в форме слияния.

Приведем пример расчета соответствующей доли <13> с учетом правила округления, закрепленного ст. 16 Федерального закона "Об акционерных обществах".
--------------------------------
<13> Примеры расчетов можно также посмотреть в следующих работах: Ильин И.В. Процедуры присоединения (слияния) акционерных банков в Российской Федерации: новые подходы законодателя // Юридическая работа в кредитной организации. 2006. N 6 (использован текст, размещенный в справочно-правовой системе "КонсультантПлюс"); Поваров Ю.С. Акционерное право России: Учебник. М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2009. С. 213.

Предположим, что в слиянии участвуют два акционерных общества, каждое в составе (на момент расчета соответствующей доли) 100 акционеров; одно - с уставным капиталом 400 000 (четыреста тысяч) рублей, разделенным на 400 000 (четыреста тысяч) акций номинальной стоимостью 1 (один) рубль каждая; второе - с уставным капиталом 600 000 (шестьсот тысяч) рублей, разделенным на 600 000 (шестьсот тысяч) акций номинальной стоимостью 1 (один) рубль каждая; уставный капитал вновь создаваемого общества - 1 000 000 (один миллион) рублей разделен на 1 000 000 (один миллион) обыкновенных акций, номинальной стоимостью 1 (один) рубль каждая; число членов совета директоров (наблюдательного совета) будущего общества - 9.
Первым шагом в расчете является определение отношения количества акций создаваемого акционерного общества, подлежащих размещению среди акционеров общества, участвующего в слиянии, к общему количеству подлежащих размещению акций создаваемого акционерного общества. Предположим, что в результате расчетов, выполненных независимым оценщиком, получены следующие данные: среди акционеров первого общества должны быть размещены 200 000 (двести тысяч) акций, т.е. в будущем обществе такие акционеры будут владеть двумя десятыми всех акций, а акционерам второго общества должны быть размещены все иные акции (800 000), т.е. они будут владеть восемью десятыми акций будущего общества.
Следовательно:
- количество членов совета директоров (наблюдательного совета), избираемых на общем собрании акционеров первого акционерного общества, составляет: 9 x 2 / 10 = 1,8, что с учетом правил округления составляет 2 члена совета директоров;
- количество членов совета директоров (наблюдательного совета), избираемых на общем собрании акционеров второго акционерного общества, составляет: 9 x 8 / 10 = 7,2, что с учетом правил округления составляет 7 членов совета директоров.
Таким образом, в этой модели получается, что акционеры каждого сливающегося общества, в том случае, если им причитается какая-то квота для избрания директоров будущего общества <14>, не имеют никакого отношения к избранию части членов совета акционерами другого сливающегося общества: 100 акционеров первого общества, участвующего в реорганизации, будут избирать двоих членов совета директоров (наблюдательного совета) будущего общества, а 100 акционеров второго общества, участвующего в реорганизации, будут избирать 7 членов совета директоров (наблюдательного совета) будущего общества <15>. Нет в этой модели и никакой возможности определить качественные характеристики директоров, которые попадают в соответствующую квоту (столько-то независимых и проч.): для закона имеет значение только результаты математических действий.
--------------------------------
<14> Ничто, кстати, не запрещает получить такой расчет, при котором акционеры одного или нескольких реорганизуемых в форме слияния обществ могут не получить права избрать даже одного члена совета директоров будущего общества.
<15> Ю.С. Поваров так описывает эту ситуацию: "Каждое общество самостоятельно определяет круг лиц, которые войдут в совет директоров, не имея, однако, юридической возможности повлиять на выбор членов совета акционерами другого участвующего в слиянии общества" (Поваров Ю.С. Указ. соч. С. 272).

Указанное количество членов совета директоров (наблюдательного совета) будущего акционерного общества, избираемых на общем собрании акционеров каждого из участвующих в слиянии акционерных обществ, должно быть указано в договоре о слиянии <16>.
--------------------------------
<16> Пункт 3 ст. 16 Федерального закона "Об акционерных обществах" соответствующее условие этого договора описывает так: "Указание о количестве членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества, избираемых каждым обществом, участвующим в слиянии...".

Нельзя не обратить внимание на некоторую техническую небрежность статьи 16 Федерального закона "Об акционерных обществах": абзац 2 пункта 2 этой статьи в одном предложении говорит о "договоре о слиянии", который утверждается в составе общего решения о реорганизации (т.е. говорит о договоре заключенном, юридическом факте), а ниже, когда говорит об избрании членов совета в рамках отдельного вопроса повестки дня, использует слова "проект договора о слиянии" ("...а также принимает решение по вопросу об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества в количестве, установленном проектом договора о слиянии для каждого общества, участвующего в слиянии...").
При этом не вполне понятно, когда "проект" "перерастает" в "договор" и может ли содержание "проекта" отличаться от содержания "договора". Этот момент можно было бы "списать" на недостатки юридической техники, однако, как нами отмечалось ранее <17>, проблема гораздо серьезнее: в действующем законодательстве нет ясности в том, когда заключается договор о слиянии, когда он вступает в силу, и в какой части, как, впрочем, нет ясности в целом в регулировании такого договора.
--------------------------------
<17> Также см.: Габов А.В. Указ. соч. С. 486 - 489.

Однако откуда же берутся кандидаты в члены совета директоров (наблюдательного совета)? Ответ на этот вопрос содержится в п. 8 ст. 53 Федерального закона "Об акционерных обществах". Эта статья <18> предлагает следующее регулирование:
- акционер или акционеры, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентов голосующих акций реорганизуемого в форме слияния акционерного общества, вправе выдвинуть кандидатов для избрания в совет директоров (наблюдательный совет) создаваемого путем реорганизации в форме слияния акционерного общества, число которых не может превышать число избираемых соответствующим обществом членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества, указываемое в сообщении о проведении общего собрания акционеров общества в соответствии с договором о слиянии. Таким образом, если использовать результаты приведенного выше примера, указанные акционеры (акционер) первого из участвующих в слиянии акционерных обществ, могли бы выдвинуть по 2 кандидата, а второго - по 7 кандидатов;
- предложения о выдвижении кандидатов должны поступить в реорганизуемое в форме слияния акционерное общество не позднее, чем за 45 дней до дня проведения общего собрания акционеров реорганизуемого акционерного общества. При анализе этого положения надо учитывать требования ст. 52 Федерального закона "Об акционерных обществах", в соответствии с которыми в случае, если повестка дня общего собрания акционеров будет включать вопрос о реорганизации общества в форме слияния, сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее, чем за 70 дней до дня его проведения <19>. Указанный срок теоретически дает акционеру возможность сформировать свое предложение и успеть направить его в реорганизуемое общество; "теоретически", поскольку, как указано в ст. 52 Закона, в указанный срок сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть направлено каждому лицу, указанному в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, заказным письмом (по общему правилу) <20>. Таким образом, если в обществе принят общий порядок - путем направления заказного письма - то время реагирования для акционера на поступившее сообщение снижается за счет времени доставки почтового сообщения.
--------------------------------
<18> В литературе справедливо отмечались юридико-технические проблемы этой статьи в части слияния, в частности, см.: Сергеева М.В. Указ. соч. С. 182.
<19> Эта норма с 1 июля будет изменена Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". В частности, будет установлено, что сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее чем за 50 дней до даты его проведения.
<20> Уставом общества может быть предусмотрен и иной способ направления сообщения.

На этом специальное регулирование вопросов выдвижения кандидатов в члены совета директоров (наблюдательного совета) заканчивается. Между тем сразу возникают вопросы: каковы требования к форме и содержанию предложения о выдвижении кандидатов, имеет ли совет директоров (наблюдательный совет) возможность отклонить представленные кандидатуры и по каким основаниям, в какие сроки и в каком порядке? К сожалению, прямых ответов на них закон не содержит; исходя из правил толкования, можно предположить, что все эти, равно как и другие вопросы, прямо не урегулированные законом в части реорганизации, регулируются иными положениями ст. 53 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Следовательно:
а) предложение о выдвижении должно быть внесено в письменной форме с указанием имени (наименования) представивших их акционеров (акционера), количества и категории (типа) принадлежащих им акций; оно должно быть подписано акционерами (акционером); предложение должно содержать имя и данные документа, удостоверяющего личность (серия и (или) номер документа, дата и место его выдачи, орган, выдавший документ), каждого предлагаемого кандидата, наименование органа, для избрания в который он предлагается, а также иные сведения о нем, предусмотренные уставом <21> или внутренними документами акционерного общества <22>;
б) решение по вопросу о включении/отказе о включении предложенных кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) создаваемого в результате реорганизации акционерного общества, должен принять совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества, реорганизуемого в форме слияния;
в) совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого в форме слияния акционерного общества обязан провести заседание и рассмотреть поступившие предложения и принять решение о включении или об отказе во включении кандидатов в срок не позднее пяти дней после окончания срока для направления предложений (не позднее, чем за 45 дней до дня проведения общего собрания акционеров реорганизуемого акционерного общества).
--------------------------------
<21> Здесь надо делать оговорку, что под "уставом" понимается устав акционерного общества, участвующего в реорганизации в форме слияния, а не устав создаваемого общества.
<22> Предложение в части содержания также должно соответствовать требованиям Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденного Приказом ФСФР России от 2 февраля 2012 г. N 12-6/пз-н.

При оценке этого Положения надо учитывать требования ст. 52 Федерального закона "Об акционерных обществах", в соответствии с которыми в случае если повестка дня собрания акционеров содержит вопрос о реорганизации акционерного общества, информация (материалы), подлежащая предоставлению лицам, имеющим право на участие в таком собрании (применительно к интересующей нас теме, в частности, сведения о кандидате (кандидатах) в совет директоров (наблюдательный совет) создаваемого общества), должна быть доступна для ознакомления лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, в течение 30 дней до проведения общего собрания акционеров;
г) выдвинутые кандидаты подлежат включению в список кандидатур для голосования по выборам в совет директоров (наблюдательный совет), за исключением случаев, если:
- акционерами (акционером) не соблюдены сроки (предложения поступили в акционерное общество позднее чем за 45 дней до дня проведения общего собрания акционеров реорганизуемого акционерного общества);
- акционеры (акционер) не являются владельцами предусмотренного количества голосующих акций реорганизуемого акционерного общества (не менее чем 2 процентов голосующих акций);
- предложение не соответствует требованиям, предусмотренным пунктами 3 и 4 ст. 53 Федерального закона "Об акционерных обществах" (см. подпункт "а" выше);
д) мотивированное решение совета директоров (наблюдательного совета) реорганизуемого в форме слияния акционерного общества об отказе во включении кандидата в список кандидатур для голосования по выборам в совет директоров (наблюдательный совет) создаваемого в результате реорганизации акционерного общества должно быть направлено акционерам (акционеру), выдвинувшим кандидата, не позднее трех дней с даты его принятия;
е) в случае отсутствия поступивших от акционеров предложений или недостаточного количества кандидатов в соответствии с установленной квотой совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого в форме слияния акционерного общества вправе включить необходимое число кандидатов в список кандидатур по своему усмотрению.
2.2. Исполнительные органы (единоличный и коллегиальный) и ревизионная комиссия (ревизор).
Федеральный закон "Об акционерных обществах" (ст. 16) предусматривает, что общее собрание акционеров каждого акционерного общества, участвующего в слиянии, принимает решение по вопросу о реорганизации каждого такого общества в форме слияния, включающее в себя утверждение договора о слиянии. В свою очередь, этой же статьей установлено, что договор о слиянии должен содержать: а) список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого в результате реорганизации акционерного общества; б) список членов коллегиального исполнительного органа создаваемого в результате реорганизации акционерного общества <23>; в) указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого в результате реорганизации акционерного общества. Указано также, что договор о слиянии может содержать указание о передаче полномочий единоличного исполнительного органа создаваемого общества управляющей организации или управляющему.
--------------------------------
<23> Если его уставом предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа и его образование отнесено к компетенции общего собрания акционеров.

Такое регулирование означает, что не позднее указанного в ст. 52 Федерального закона "Об акционерных обществах" срока (не позднее 30 дней до проведения общего собрания акционеров) все мероприятия по выдвижению кандидатов на указанные должности, рассмотрению представленных предложений, а также включению информации о выдвинутых кандидатах в текст договора о слиянии, должны быть окончены.
Законом предусмотрено, что в случае если предлагаемая повестка дня общего собрания акционеров содержит вопрос о реорганизации общества в форме слияния, акционер или акционеры, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентов голосующих акций реорганизуемого общества, вправе выдвинуть кандидатов в коллегиальный исполнительный орган создаваемого в результате реорганизации акционерного общества, его ревизионную комиссию (или кандидата в ревизоры).
Каждый акционер (группа акционеров), который обладает указанным правом, может выдвинуть число кандидатов, которое не превышает количественный состав соответствующего органа, указываемый в сообщении о проведении общего собрания акционеров общества в соответствии с проектом устава создаваемого общества. Каждый акционер (группа акционеров), который обладает правом выдвижения, может также выдвинуть кандидата на должность единоличного исполнительного органа создаваемого общества.
Предложения о выдвижении кандидатов должны поступить в реорганизуемое в форме слияния акционерное общество не позднее, чем за 45 дней до дня проведения общего собрания акционеров реорганизуемого акционерного общества.
Далее предусматривается обязательное проведение заседания совета директоров (наблюдательного совета) реорганизуемого в форме слияния акционерного общества, на котором предложения должны быть рассмотрены.
Относительно того, какое совет вправе принять решение - закон специальных указаний не содержит. Можно предположить, что здесь действуют те же самые положения, которые мы отметили выше в части рассмотрения кандидатов в совет директоров, т.е. совет в отношении каждого поступившего предложения должен принять решение о его соответствии/несоответствии установленным требованиям, а также (в отношении предложений, признанных соответствующим требованиям) принять решение о включении кандидатов в список. Если не выдвинуто ни одного кандидата или (в части коллегиальных органов) выдвинуто недостаточное количество кандидатов, то совет может самостоятельно выдвинуть кандидатов.
Для принятия таких решений установлен специальный кворум: решение о включении лиц, выдвинутых акционерами или советом директоров (наблюдательным советом) реорганизуемого общества кандидатами, в список членов коллегиального исполнительного органа, ревизионной комиссии (или на должность ревизора) и об утверждении лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, принимаются большинством в три четверти голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) реорганизуемого общества; при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров (наблюдательного совета) этого общества.
На этом специальное регулирование заканчивается и начинается множество вопросов.
Во-первых, хорошо заметно техническое несоответствие положений п. 8 ст. 53 и ст. 16 Федерального закона "Об акционерных обществах", причем как внутри названных правил, так и между ними.
Так, указано, что договор о слиянии должен содержать указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого в результате реорганизации акционерного общества и может содержать указание о передаче полномочий такого органа управляющей организации или управляющему. Эти положения на самом деле взаимно исключают друг друга, о чем в самой статье должны быть сделаны соответствующие оговорки (которых сегодня нет). Говоря иначе, если мы собираемся передать полномочия такого органа управляющей организации или управляющему, то именно о таких лицах и должен содержать информацию договор о слиянии.
Предположим, однако, что акционеры согласились изначально передать функции единоличного исполнительного органа управляющей организации (управляющему), но тут возникает вопрос о том, а кто выдвинет его кандидатуру, ведь п. 8 ст. 53 Федерального закона "Об акционерных обществах" предоставляет акционерам право только на выдвижение "кандидата на должность единоличного исполнительного органа создаваемого общества", ни о каких кандидатах управляющих организаций или управляющих и речи не идет. При этом, что интересно, в части компетенции совета по утверждению выдвинутых кандидатур говорится "об утверждении лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества", т.е. подразумевается, что это может быть как раз как лицо физическое, так и управляющая организация <24>.
--------------------------------
<24> Догадку о том, что законодатель изначально предполагал предоставить возможность передать функции единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему, подтверждает содержание абзаца 2 п. 7 ст. 15 Федерального закона "Об акционерных обществах", где установлено, что договор о слиянии в части содержания указания о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа, должен содержать либо "имя, данные документа, удостоверяющего личность (серия и (или) номер документа, дата и место его выдачи, орган, выдавший документ), - для физических лиц", либо "наименование, сведения о месте нахождения - для управляющей организации в случае, если такими договором или решением предусмотрена передача полномочий единоличного исполнительного органа общества, создаваемого путем реорганизации, управляющей организации".

Во-вторых, последний (четвертый) абзац п. 8 ст. 53 Федерального закона "Об акционерных обществах" явно противоречит существу слияния акционерных обществ, которое предполагает согласование воль участвующих в слиянии акционерных обществ, которое, в свою очередь, и находит выражение в тексте договора о слиянии в виде его положений о кандидатах в исполнительные органы (единоличный и коллегиальный) и ревизионную комиссию (на должность ревизора).
Указанное правило предполагает, что все заявленные и соответствующие установленным требованиям предложения о выдвижениях кандидатов должны быть "включены" в соответствующие списки.
Однако если (как в приведенном примере выше) в слиянии участвуют два акционерных общества и совет каждого из них утвердит своего кандидата на должность единоличного исполнительного органа (а такая должность - генеральный директор, - к примеру, одна), утвердит полный список своих кандидатов на должности членов правления (по 9 кандидатов, т.е. в совокупности 18 кандидатов, при общем количестве должностей в будущем правлении - 9), утвердит полный список своих кандидатов на должности членов ревизионной комиссии (по 3 кандидата, т.е. в совокупности 6 кандидатов, при общем количестве должностей в будущей ревизионной комиссии - 3), то возникнет непреодолимый юридический барьер: законодательство в части содержания договора о слиянии требует, чтобы в качестве его существенных условий в нем содержались сведения об одном генеральном директоре (конкретном лице), список из 9 членов правления (физических лиц) и список из трех кандидатов на должности членов ревизионной комиссии (также три физических лица).
Совершенно очевидно, что закон просто "опустил" процедуру согласования сливающихся обществ относительно "финального" списка кандидатов, который в итоге и попадет в текст договора о слиянии.
Однако, признавая необходимость такого согласования, обратим внимание на следующие обстоятельства:
- закон не указывает форму такого согласования, тем не менее очевидно, что уровень его не должен быть ниже совета директоров (наблюдательного совета), поскольку перенесение на уровень ниже означало бы возможность пересмотра решения совета директоров (наблюдательного совета) решением исполнительных органов, что недопустимо;
- возникает вопрос о нарушении прав акционеров реорганизуемых обществ, которые получили право выдвинуть кандидатов, выдвинули их, и их предложения были удовлетворены (тремя четвертями совета), однако без законных на то оснований их предложения затем были отвергнуты (пересмотрены в ходе согласительных процедур между сливающимися обществами). Возникает интересная ситуация: вопросы избрания совета директоров (наблюдательного совета) решаются в соответствующих частях (квотах) только участниками реорганизуемых обществ, а вот в вопросах избрания (формирования) иных органов воля акционеров одного общества "корректируется" решениями органов управления другого общества. Вряд ли такой подход можно назвать оптимальным <25>;
- сроки. Предложения акционеров реорганизуемых обществ поступают не позднее 45 дней до собрания, не позднее чем за 30 дней им должны быть доступны материалы, в том числе и договор о слиянии, содержащий информацию о кандидатах. Таким образом, этот 15-дневный промежуток включает в себя и время, необходимое для проведения советов директоров реорганизуемых обществ и время для проведения согласительных процедур по кандидатам.
--------------------------------
<25> Суды справедливо подчеркивают (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27 сентября 2010 г. N Ф03-6763/2010 по делу N А51-7097/2007), оценивая значение п. 8 ст. 53 Федерального закона "Об акционерных обществах", что соответствующая норма "исходя из ее смысла и содержания, направлена на обеспечение права акционеров реорганизуемого общества на участие в выдвижении кандидатур на должности, обеспечивающие организацию и управление создаваемых в процессе реорганизации юридических лиц, и в формировании органов их управления".

В-третьих, если "наложить" процедуру выдвижения и согласования кандидатов на исполнительные органы (единоличный и коллегиальный) и ревизионную комиссию (на должность ревизора), то выяснится интересный нюанс: получается, что чуть более чем за 30 дней до проведения собрания никакого договора о слиянии (как юридического факта) еще нет, поскольку нет его существенных условий: списка членов ревизионной комиссии (или указания о ревизоре создаваемого общества); списка членов коллегиального исполнительного органа создаваемого общества; указания о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого общества.
И здесь опять возникает вопрос о времени заключения и вступления в силу договора о слиянии: когда (с какого момента) этот договор существует как юридический факт?
Статья 16 Федерального закона "Об акционерных обществах", как было отмечено выше, на момент собрания в одном месте говорит о "договоре о слиянии" (и понятно, ведь ранее в этой статье говорится о том, что его "заключили"), т.е. как о юридическом факте, а в другом месте говорит о "проекте договора о слиянии". Из представленного анализа видно, что чуть более чем за 30 дней до проведения собрания никакого договора о слиянии (как юридического факта) нет, ибо нет его существенных условий. Между тем, если вернуться к вопросу об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета), то мы увидим, что п. 8 ст. 53 Закона предлагает акционерам выдвигать кандидатов в совет будущего общества в количестве, которое указано в "сообщении о проведении общего собрания акционеров общества в соответствии с договором о слиянии" <26>. То есть предполагается, что договор о слиянии как юридический факт уже есть как минимум за 70 дней до проведения собрания и его условия служат основой для составления юридически значимых сообщений!
--------------------------------
<26> Некоторые авторы отмечали в этой связи, что в данном пункте некорректно говорить о договоре о слиянии, "поскольку в момент направления сообщения о проведении общего собрания акционеров может существовать только проект указанного документа" (Сергеева М.В. Указ. соч. С. 182).

3. Представленный анализ показывает, что регулирование важнейших вопросов в процессе реорганизации в форме слияния, а именно вопросов формирования органов акционерного общества, которое будет создано в результате завершения реорганизации, не выдерживает никакой критики; оно не имеет никакой концепции (системы идей, объясняющих, почему соответствующие вопросы регулируются так, а не иначе, какие существовали альтернативы при выборе регулирования и почему иные альтернативы были отвергнуты, каковы принципы регулирования и проч.); юридическая техника соответствующих законоположений крайне неудачна. С нашей точки зрения, существующее регулирование не может быть оставлено в существующем виде, оно должно быть полностью изменено.
Во-первых:
- положения Федерального закона "Об акционерных обществах" должны быть полностью пересмотрены в части регулирования договора о слиянии; то состояние регулирования, которое мы видим сегодня, потенциально опасно для участников корпораций. Следует с сожалением отметить: изучение доступной редакции проекта Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части приведения положений о реорганизации хозяйственных обществ в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации", подготовленного Минэкономразвития России <27>, показывает, что выявленные недостатки в части регулирования договора о слиянии не устраняются;
- все вопросы (в том числе сроки) созыва, подготовки (в том числе, и вопросы формирования органов создаваемого юридического лица) и проведения всех корпоративных мероприятий, направленных на осуществление реорганизации (т.е., процесс реорганизации до момента принятия общим собранием акционеров решения о ней) должны быть детально и отдельно урегулированы Федеральным законом "Об акционерных обществах";
- необходимо подумать об увеличении сроков для проведения корпоративных мероприятий, которые направлены на инициирование и завершение реорганизации. Пока, к сожалению, мы наблюдаем обратную тенденцию: сокращение общих сроков проведения реорганизации. В частности, как было отмечено выше, с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" будут изменены положения ст. 52 Федерального закона "Об акционерных обществах". В частности, будет установлено, что сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть сделано в срок не позднее, чем за 50 дней до даты его проведения (тогда как сейчас - не позднее, чем за 70). Как при таком сроке будут "работать" правила п. 8 ст. 53 Федерального закона "Об акционерных обществах", регулирующие вопросы выдвижения кандидатур и их рассмотрения, - абсолютно не ясно <28>.
--------------------------------
<27> Использован текст, размещенный в справочно-правовой системе "КонсультантПлюс", в справке к которому указано, что этот текст соответствует тексту, ранее размещенному на сайте http://regulation.gov.ru по состоянию на 25 ноября 2014 года.
<28> Пояснительная записка к проекту Федерального закона N 469229-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части создания системы пруденциального надзора за рисками профессиональных участников рынка ценных бумаг), который впоследствии стал Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ, никаких пояснений по этому вопросу не содержит, что в общем не удивительно: этот законопроект был внесен в Государственную Думу в 2010 году для решения совершенно иных задач (информацию о законопроекте см.: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%2970penAgent&RN=469229-5&02 (дата обращения - 4 марта 2016 года).

Во-вторых (в части формирования совета директоров (наблюдательного совета)):
- принципиально существующая модель формирования совета директоров (наблюдательного совета) может быть оценена как в достаточной степени отвечающая интересам участников корпорации - акционерного общества. Тем не менее регулирование ее основных элементов нам представляется неудовлетворительным;
- необходимо специально и детально урегулировать все вопросы, связанные с выдвижением кандидатов в совет, порядок рассмотрения предложений, требования к форме и содержанию таких предложений, виды решений, принимаемых по итогам их рассмотрения. Проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части приведения положений о реорганизации хозяйственных обществ в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации", подготовленный Минэкономразвития России, эти вопросы не решает;
- возможно, следует определить наиболее общие положения (варианты) определения отношения количества акций создаваемого акционерного общества, подлежащих размещению среди акционеров общества, участвующего в слиянии, к общему количеству подлежащих размещению акций создаваемого акционерного общества;
- закон должен предусматривать возможности для отклонения кандидатов, которые не могут входить в состав совета в связи с запретами, наложенными на основании решений правоприменительных органов;
- закон должен предусматривать порядок действий при несоответствии членов совета тем требованиям, которым он должен соответствовать (наличие независимых и проч.).
В-третьих (в части формирования иных органов создаваемого в результате реорганизации в форме слияния юридического лица):
- порядок формирования таких органов должен быть полностью пересмотрен, специально и детально заново урегулирован. Возможно, что подходы к формированию единоличного и коллегиальных органов могут значительно различаться;
- следует подумать о том, чтобы вопросы формирования органов рассматривались (как и избрание совета) в рамках отдельного вопроса повестки дня собрания акционеров, на котором принимается решение о реорганизации. Д. Юдин справедливо указывает, что в существующей модели формирования органов управления (иных кроме членов совета директоров (наблюдательного совета)) "акционер общества, участвующего в слиянии, выразить волю на занятие соответствующим лицом должности... может только путем голосования "за или "против" реорганизации в целом" <29>. Такой подход теоретически допустим; можно предположить, что оправданием для законодателя служил здесь общий "пакетный" подход при регулировании вопроса об одобрении реорганизации: один раз и в рамках одного решения голосуем и высказываем свое мнение сразу по всем аспектам предстоящей реорганизации. Однако в части формирования органов юридического лица такой подход представляется неверным. Одобрение реорганизации (с пониманием всех ее последствий) не должно распространяться на вопросы персонального состава органов управления создаваемого в результате реорганизации акционерного общества. Недаром из единого решения о реорганизации "выведены" вопросы формирования совета директоров (наблюдательного совета); ничто не мешает использовать такой же подход и в части избрания коллегиального исполнительного органа ревизионной комиссии; теоретически такой же подход может быть применен теперь и в отношении единоличного исполнительного органа, поскольку ст. 53 ГК РФ теперь разрешено предусматривать учредительным документом, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга <30>;
- в случае сохранения действующего подхода следует урегулировать порядок согласования кандидатов на должности в органах управления между сливающимися акционерными обществами.
--------------------------------
<29> Юдин Д. Указ. соч. С. 22.
<30> Интересно, что возможность изначального существования нескольких единоличных исполнительных органов проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части приведения положений о реорганизации хозяйственных обществ в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации", подготовленный Минэкономразвития России, предусматривает. Этим проектом предлагается изложить подпункт 7 пункта 3 ст. 16 Федерального закона "Об акционерных обществах" в следующей редакции: "7) указание о лице (лицах), осуществляющем (осуществляющих) функции единоличного исполнительного органа создаваемого общества".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Габов А.В. Теория и практика реорганизации (правовой аспект). М.: Статут, 2014.
2. Ильин И.В. Процедуры присоединения (слияния) акционерных банков в Российской Федерации: новые подходы законодателя // Юридическая работа в кредитной организации. 2006. N 6.
3. Поваров Ю.С. Акционерное право России: Учебник. М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2009.
4. Сергеева М.В. Новое в Законе об акционерных обществах: анализ изменений, внесенных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 146-ФЗ // Закон. 2007. N 3.
5. Юдин Д. Содержание реорганизационного договора // Право и экономика. 2013. N 10.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 октября 2020 г.
Проект федерального закона № 1030414-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и в статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"

Цель законопроекта - повышение прозрачности и доступности системы принудительного исполнения, уровня оперативности действий должностных лиц ФССП России в ходе принудительного исполнения судебных и иных актов, а также исключение случаев предъявления на принудительное исполнение в ФССП России поддельных исполнительных документов.




25 сентября 2020 г.
Проект Федерального конституционного закона № 1024645-7 "О Правительстве Российской Федерации"

Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия  Правительства РФ в различных сферах деятельности.




19 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1023318-7 "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.




15 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"

Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".




2 сентября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1015918-7 "О маркетплейсе"

Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.



В центре внимания:


Основания принудительного выкупа акций миноритарных акционеров в России и ЕС (Товмасян А.М.)

Дата размещения статьи: 18.09.2020

подробнее>>

Правовое регулирование деятельности акционерных обществ в связи с реформированием гражданского законодательства (Лядская Н.В.)

Дата размещения статьи: 18.08.2017

подробнее>>

О статусе акционерного общества (Вавулин Д.А., Матвеева М.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2017

подробнее>>

Время выплачивать дивиденды (Петрова О.)

Дата размещения статьи: 13.03.2017

подробнее>>

Финансирование акционерного общества. Вклады в имущество, не увеличивающие уставный капитал общества (Семенихин В.)

Дата размещения статьи: 21.02.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи