Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Просроченная "кредиторка" на УСН (Ковалев Д.)

Просроченная "кредиторка" на УСН (Ковалев Д.)

Дата размещения статьи: 21.09.2016

Налоговый кодекс предписывает "упрощенцам" при определении налоговой базы руководствоваться в том числе и "прибыльными" нормами. А это означает, что в состав налогооблагаемых доходов на УСН надлежит включить сумму своих просроченных долгов. В то же время данное правило в ряде случаев "упрощенцы" могут и нарушить. И сей факт признают даже контролирующие органы.

Согласно п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса (далее - Кодекс) "упрощенцы" при определении объекта налогообложения учитывают доходы на основании порядка, установленного п. п. 1 и 2 ст. 248 Кодекса. А это означает, что "упрощенцы" должны учитывать при расчете единого налога как доходы от реализации, так и внереализационные поступления, руководствуясь при этом положениями ст. ст. 249 и 250 Кодекса. Зато во внимание не принимаются доходы, прямо поименованные в ст. 251 Кодекса. К ним, в частности, отнесены средства, которые получены по договорам кредита или займа (от иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также деньги или иное имущество, которые получены в счет погашения таких заимствований и т.д. Также в состав доходов не включаются поступления, которые в силу положений ст. 41 Кодекса не признаются доходом для целей налогообложения, то есть не образуют для "упрощенца" экономическую выгоду. Речь идет, к примеру, о возвращенных суммах ранее излишне взысканных налогов (см., напр., Письмо Минфина от 22 июня 2009 г. N 03-11-11/117).

Проблемная "кредиторка"

В общем случае согласно п. 18 ст. 250 Кодекса внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям. Что это за иные основания, Кодекс не раскрывает. Данный пробел восполнил Минфин в Письме от 11 сентября 2015 г. N 03-03-06/2/52381. По мнению чиновников, помимо истечения срока исковой давности (как правило, согласно п. 1 ст. 196 ГК это три года), основания для списания кредиторской задолженности предусмотрены ст. ст. 415 - 419 Гражданского кодекса. К таковым, в частности, относятся:
- прощение долга;
- прекращение обязательства невозможностью исполнения;
- прекращение обязательства на основании акта государственного органа;
- прекращение обязательства смертью кредитора (если исполнение предназначено лично для кредитора либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью кредитора);
- прекращение обязательства ликвидацией кредитора - юридического лица (если право требования данный кредитор никому не переуступал).
Учитывая, что перечень иных оснований является открытым, к таковым в полной мере можно отнести также исключение организации-кредитора из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо.

Час икс для включения в состав доходов

В бухгалтерском учете суммы кредиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации (п. 78 Положения по бухучету, утв. Приказом Минфина от 29 июля 1998 г. N 34н).
В налоговом учете внереализационный доход признается на дату списания кредиторской задолженности. При этом, как указано в Постановлении Президиума ВАС от 8 июня 2010 г. N 17462/09 по делу N А26-5933/2008, суммы требований кредиторов, по которым истек срок исковой давности, подлежат учету в составе внереализационных доходов в определенный налоговый период (год истечения срока исковой давности), а не в произвольно выбранный налогоплательщиком. И эта обязанность подлежит исполнению вне зависимости от того, проводилась ли налогоплательщиком инвентаризация задолженности и был ли издан по ее результатам приказ руководителя о списании задолженности.
К сведению! Течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок (ст. 203 ГК). Таким образом, налогоплательщики имеют возможность отложить момент признания просроченной "кредиторки", к примеру, пообещав контрагенту погасить долг...

"Упрощенные" особенности

Надо сказать, что с точки зрения контролирующих органов, указанный порядок учета просроченной "кредиторки" в полной мере относится и к "упрощенцам" (см. Письма Минфина от 7 августа 2013 г. N 03-11-06/2/31883, от 21 февраля 2011 г. N 03-11-06/2/29, Письмо ФНС от 14 февраля 2011 г. N КЕ-4-3/2303 и т.д.). Причем чиновники не особо утруждают себя аргументацией. Их позиция основана исключительно на том, что Кодекс предписывает "упрощенцам" признавать в том числе и внереализационные доходы, поименованные в п. 18 ст. 250 Кодекса. А об особенностях УСН они вспоминают, только ставя крест на праве "упрощенца" учесть при расчете единого налога расходы в виде стоимости товаров, фактически не оплаченной поставщикам и списанной как просроченная кредиторская задолженность. Дескать это невозможно, поскольку тем самым будет нарушено одно из важнейших условий признания затрат на УСН - расходы должны быть оплачены (п. 2 ст. 346.17 НК).
При таких обстоятельствах не очень понятно, почему чиновники игнорируют положения п. 1 ст. 346.17 Кодекса. Согласно данной норме датой получения доходов на УСН признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовым методом). А это специальная норма, которая, как известно, имеет приоритет над общей. Поэтому, если учесть, что истечение срока исковой давности отнюдь не является погашением задолженности, то и дохода, признаваемого на УСН, в данном случае не возникает. Однако, учитывая позицию контролирующих органов, во избежание налоговых претензий безопаснее все же учитывать просроченную "кредиторку" в составе налогооблагаемых доходов.
Между тем возможна и более сложная ситуация. К примеру, "упрощенец" получил аванс, но так его и не отоварил и не вернул несостоявшемуся покупателю. Если слепо следовать логике чиновников, то по истечении срока исковой давности суммы невозвращенного аванса надлежит включить в состав налогооблагаемых доходов. Однако здесь есть следующий нюанс - "упрощенцы"-то признают доходы кассовым методом. И именно по этой причине при получении аванса соответствующие суммы уже были отражены в составе доходов. То есть выходит, что одни и те же суммы (при получении аванса и при списании просроченной кредиторской задолженности в виде невозвращенного аванса) "упрощенец" должен дважды обложить "упрощенным" налогом? Благо в Минфине на этом и не настаивают, исключая, таким образом, двойное налогообложение. В Письме от 14 марта 2016 г. N 03-11-06/2/14135 представители Минфина пришли к выводу, что суммы просроченной кредиторской задолженности по авансовым платежам, полученным налогоплательщиками, которые применяют УСН, при определении налоговой базы учитываться не должны. То есть в этом случае "упрощенцы" вправе отойти от применения "прибыльных" норм.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1120504-7 "О внесении изменений в статьи 927 и 938 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"

В соответствии с международными соглашениями с 22 августа 2021 г. должно быть разрешено коммерческое присутствие иностранных страховых организаций путем создания филиалов на территории России. Цель законопроекта - исполнение обязательств Российской Федерации в рамках членства в ВТО, путем создания сопоставимых условий деятельности страховщиков на территории Российской Федерации, а также расширение перечня страховых услуг и их доступности.




22 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1116818-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и ст. 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Цель законопроекта - расширение доступа к участию в закупках субъектам малого и среднего бизнеса, с возможностью предоставить банковские гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП или обеспечения исполнения договора, заключенного по результатам таких закупок, выданные банками, включенным в перечень, предусмотренный статьей 45 Закона № 44-ФЗ.




15 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1112339-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"

Цель законопроекта - создание единой системы управления арестованным, конфискованным, а также иным изъятым имуществом, подлежащим обращению в собственность государства в соответствии с законодательством. Законопроектом предусматривается применение электронной формы торгов, а также, реализация имущества на единых электронных площадках, отобранных Правительством РФ, где путем проведения электронных аукционов реализуется конфискованное и иное обращенное в собственность государства имущество.




10 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1109512-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"

Цель законопроекта - совершенствование законодательства и устранения правовых пробелов в сфере регулирования распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Предлагаемые изменения предоставят некоммерческим организациям инструменты рекламного продвижения своих инициатив и позволят оптимальным способом информировать о своей деятельности в сети "Интернет".




3 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1105153-7 "О внесении изменений в статьи 38 и 86 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Цель законопроекта - установление полномочий Правительства РФ с сфере определения порядка изъятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за обращением медицинских изделий, фальсифицированных, недоброкачественных или контрафактных медицинских изделий, не являющихся вещественными доказательствами по уголовным либо административным делам. 



В центре внимания:


Управление арестованным и конфискованным имуществом: проблемы и пути их разрешения (Зяблина М.В., Великая Е.В.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

подробнее>>

Правовая природа дохода, получаемого от участия в хозяйственном обществе (Кручинина Н.В., Воробьева Я.А.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

подробнее>>

Экстремизм как угроза национальной безопасности государства (Бааль Н.Б.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

подробнее>>

Исковая давность на требование о признании вещного права отсутствующим (Подшивалов Т.П.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

подробнее>>

Независимая гарантия и поручительство: о целесообразности создания единого личного способа обеспечения обязательства в российском гражданском праве (Трезубов Е.С.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.