Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Частная детективная и охранная деятельность > Некорпоративные проблемы корпоративных охранных организаций (Шаронов С.А.)

Некорпоративные проблемы корпоративных охранных организаций (Шаронов С.А.)

Дата размещения статьи: 23.09.2016

Актуальность темы публикации обусловлена стремительным развитием охранной деятельности как разновидности предпринимательства и возросшей степенью ее влияния на решения приоритетных социально-экономических государственных задач. Это обусловлено тем, что охранная деятельность направлена на защиту от противоправных посягательств частной собственности и позволяет участникам гражданского оборота реализовать свое конституционное право на занятие предпринимательской деятельностью.
Осуществление предпринимательской охранной деятельности квалифицируется как процесс осуществления гражданских прав и базируется на Гражданском кодексе РФ (далее - ГК РФ) и Законе РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о частной охране).
Согласно ст. 11 Закона о частной охране оказание услуг, направленных на защиту объектов охраны (вещей и иного имущества, жизни и здоровья людей, порядка) от противоправных посягательств и предусмотренных ст. 3 этого правового акта, разрешается только юридическим лицам, специально учрежденным для их выполнения и имеющим соответствующую лицензию.
Как следует из ст. 15.1 Закона о частной охране, частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной. Такое положение свидетельствует о том, что эта организация является корпоративным юридическим лицом, предусмотренным гражданским законодательством (ст. 65.1 ГК РФ). Следовательно, имея фундаментальную правовую основу в виде названной нормы Кодекса, деятельность указанной корпорации не должна вызывать каких-либо сомнений и содержать каких-либо проблем в практике гражданского оборота в целом и в предпринимательской охранной деятельности в частности. С точки зрения вышеназванной нормы ГК РФ это действительно так. Однако проблемы возникают в процессе непосредственного учреждения частных охранных организаций, который в значительной степени отстает от современных требований по защите отдельных основ конституционного строя России (ст. 8 Конституции РФ) и от потребностей в осуществлении гражданами и юридическими лицами своих гражданских прав (ст. 9 ГК РФ).
Проведенный анализ ст. 15.1 Закона о частной охране позволяет выявить проблемы в учреждении (участии) корпоративных охранных организаций. Как отмечает М.А. Егорова, "право участия в корпорации характеризует часть корпоративного отношения" и представляет собой "правовую связь учредитель - юридическое лицо" <1>.
--------------------------------
<1> Егорова М.А. К вопросу о содержании корпоративных правомочий // Гражданское право. 2014. N 4. С. 13.

В контексте изложенных аспектов проблемы, связанные с учреждением (участием) корпоративной охранной организации, можно классифицировать как: 1) проблемы, обусловленные правовым положением учредителя (участника) организации - гражданина; 2) проблемы, связанные с невозможностью учреждения (участия) охранной организации местным самоуправлением.
Исследование перечисленных проблем и является целью настоящей публикации.
Первая проблема обусловлена наличием отдельных требований, предъявляемых к учредителям и участникам организации, обладающим правовым положением гражданина. Некоторые из них являются далеко не бесспорными и могут повлечь за собой наличие необоснованных препятствий в осуществлении гражданами своих корпоративных правомочий. Как следует из ч. 4 ст. 15.1 Закона о частной охране, занятие охранной деятельностью должно являться основным видом деятельности рассматриваемого физического лица. На первый взгляд наличие этой нормы Закона не влечет за собой каких-либо правовых последствий. Однако дальнейший анализ показывает, что сущность проблемы проявляется в неопределенности понятия "основной вид деятельности". Несмотря на конституционную значимость свободы предпринимательства, которая в то же время является и содержанием гражданской правоспособности, ни Конституция РФ, ни ГК РФ не раскрывают содержание вышеуказанного понятия. Анализ специального нормативного акта - Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713) - позволяет сделать вывод о том, что основным видом деятельности коммерческой организации является тот, который имеет наибольшую значимость в общем объеме услуг по итогам года. Поскольку корпоративная охранная организация учреждается гражданином только для оказания охранных услуг, то процесс их оказания и будет являться для него основным видом деятельности.
В то же время доход учредителя (участника) - гражданина может складываться и от его участия в трудовом отношении в качестве работника иной (не охранной) организации или другого работодателя. Следовательно, в отдельных случаях размер заработной платы названного лица может превышать его доход от участия в корпоративной охранной организации. Таким образом, для учредителя-работника основным видом деятельности (корпоративной или трудовой) будет тот, который приносит ему наибольший доход (заработок). Заметим, что оба вышеназванных правомочия (право на предпринимательство в форме участия в корпорации и право на труд) являются конституционными правами гражданина (ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 37 Конституции РФ). Но согласно ч. 1 ст. 15.1 Закона о частной охране, в случае если доход такого учредителя от его участия в деятельности корпоративной охранной организации превышает его заработную плату по трудовому договору, он обязан прекратить трудовые отношения, и наоборот. Вместе с тем в этом случае названные конституционные права утрачивают свою ценность, что, по сути, противоречит ст. 2 Конституции РФ, представляющей собой одну из основ конституционного строя России.
Суть второй проблемы заключается в правомочиях юридических лиц в учреждении (участии) ими частной охранной организации. Так, право учреждения указанной корпоративной организации юридическим лицом, осуществляющим иную деятельность, кроме охранной, может быть предоставлено при наличии достаточных оснований в порядке, установленном Правительством РФ. Этот порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. N 82 "Об утверждении Правил предоставления права учреждения частной охранной организации юридическим лицом, осуществляющим иную деятельность, кроме охранной". Однако анализ названного акта позволяет прийти к выводу о том, что выступать в качестве учредителя (участника) названной организации могут лишь юридические лица, относящиеся к стратегическим предприятиям (акционерным обществам), являющиеся субъектами естественных монополий, государственной корпорацией (компанией), а также войсковым казачьим обществом, включенным в соответствующий государственный реестр.
Такой подход законодателя позволяет сделать по меньшей мере два важных для настоящей публикации вывода. Во-первых, Закон о частной охране допускает учреждение корпоративных охранных организаций юридическими лицами, созданными с участием государства, в том числе имеющими организационно-правовую форму коммерческих унитарных организаций (стратегические предприятия). Во-вторых, Закон о частной охране не предусматривает участие местного самоуправления, в том числе и через созданные ими юридические лица (например, муниципальные унитарные предприятия, далее - МУП), в учреждении корпоративной охранной организации, созданной в организационно-правовой форме ООО.
Обратим внимание на правовые последствия рассматриваемой проблемы.
Во-первых, органы местного самоуправления наряду с физическими и юридическими лицами вправе заниматься предпринимательской деятельностью (ст. 124 ГК РФ). Следует отметить, что это продиктовано не властно-публичными полномочиями муниципалитетов, а принципом их равенства с иными участниками гражданского оборота, в котором эти органы выступают через созданные ими юридические лица <2>.
--------------------------------
<2> Колмакова Н.Н. Муниципальное образование как субъект гражданских правоотношений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2007. С. 11 - 12.

Во-вторых, Закон о частной охране практически оформляет запрет на участие органов местного самоуправления посредством учрежденных ими юридических лиц в деятельности частных охранных организаций. Однако соответствует ли такое положение текущему состоянию гражданского оборота и необходимости решения современных социально-экономических государственных задач? Ответ очевиден - нет. В настоящее время в России насчитываются десятки тысяч муниципальных образований. Следовательно, форма местного самоуправления является наиболее распространенной и вовлекает в сферу своей деятельности миллионы российских граждан. Кроме того, в собственности муниципалитетов находится большое количество имущества, которое не подлежит государственной охране. Например, 27 декабря 2012 г. Правительство РФ исключило из перечня объектов, подлежащих государственной охране, "здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории органов местного самоуправления" <3>. Таким образом, присутствуют все основания для реализации конституционных правомочий местного самоуправления в области охраны муниципального имущества и общественного порядка посредством учреждения ими корпоративных охранных организаций. Дополнительным аргументом этого права является и ч. 2 ст. 1 ГК РФ, согласно которой муниципалитеты как участники гражданских отношений приобретают и реализуют свои гражданские права исходя из своей воли и интереса. Однако сделать это самостоятельно в исследуемой области им не под силу, поскольку согласно действующей редакции Закона о частной охране для защиты своего имущества они должны обращаться в охранные организации, учрежденные другими участниками гражданского оборота.
--------------------------------
<3> Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1423 "О внесении изменения в приложение N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587" // СЗ РФ. 2013. N 1. Ст. 20.

В-третьих, невозможность самостоятельного участия муниципалитетов в охране муниципального имущества и порядка посредством вышеуказанного запрета ставит их в неравное положение с физическими и юридическими лицами, в том числе и государством, которым предоставлено право на самостоятельное осуществление охранной деятельности посредством учреждения соответствующих организаций. Безусловно, такое положение противоречит основе конституционного строя о равной степени защиты всех форм собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ) и не соответствует основным началам гражданского законодательства о признании равенства участников гражданских отношений (ч. 1 ст. 1 ГК РФ).
Таким образом, становится очевидным, что действующей редакции Закона о частной охране разрешить эту проблему не представляется возможным. Однако это не означает, что на настоящем этапе политического и социально-экономического развития государства правовое регулирование деятельности корпоративных охранных организаций должно оставаться в том виде, в котором оно предусмотрено названным правовым актом. Напротив, современное состояние науки гражданского и предпринимательского права позволяет привести достаточное количество аргументов в пользу непосредственного участия муниципальных образований в деятельности охранных корпораций, что неизменно должно отразиться и на динамике соответствующего правового регулирования.
Проведенные автором исследования о содержании охранной деятельности, о правовом положении исполнителей охранных услуг, об объектах охраны, о средствах правового регулирования искомого вида предпринимательства позволяют привести следующие аргументы, направленные на решение проблемы участия местного самоуправления в деятельности корпоративных охранных организаций.
Первый аргумент основан на законодательных правомочиях местного самоуправления в контексте его потенциального участия в корпоративных коммерческих организациях в целом и в охранных организациях в частности. Так, согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарные предприятия (в том числе и муниципальные. - Прим. авт.) могут участвовать в коммерческих организациях. Однако для этого необходимо выполнить два условия: 1) такое участие должно быть предусмотрено законом; 2) решение об участии должно быть принято только с согласия муниципального образования как собственника имущества унитарного предприятия. Таким образом, реальным препятствием в участии местного самоуправления в учреждении частных охранных организаций являются нормы ст. 15.1 Закона о частной охране, которые не предусматривают участия в этом процессе муниципалитетов через созданные ими юридические лица в организационно-правовой МУП.
Другим законом, предусматривающим непосредственное участие местного самоуправления в корпоративных коммерческих организациях, является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении). Согласно ст. 68 этого акта представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в организационно-правовой форме ООО.
Второй аргумент в разрешении рассматриваемой проблемы основывается на содержании понятия "вопросы местного значения", решение которых возложено на муниципалитеты.
Анализ конституционных правомочий местного самоуправления (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ) позволяет выделить из них потенциальные "охранные вопросы местного значения", обусловленные правами этих органов. Во-первых, это вопросы управления муниципальной собственностью. Под ней понимается объект гражданских прав "вещи и иное имущество", а реализация этого правомочия невозможна без принятия соответствующих мер, направленных на защиту указанного объекта от противоправных посягательств, в том числе и посредством охранной деятельности. Во-вторых, это вопросы охраны общественного порядка. Заметим, что и в первом, и во втором случае вышеуказанные конституционные нормы могут трансформироваться в еще один объект гражданских прав - "оказание услуг", осуществляемых в виде услуг частной охраны "охрана имущества" и "обеспечение порядка...". Таким образом, Основной Закон государства определяет конституционные правомочия местного самоуправления как необходимую правовую базу для участия муниципальных образований в охранной деятельности. Однако правовой режим муниципальных объектов охраны не определяется Конституцией РФ. Это осуществляется Законом о местном самоуправлении и муниципальными правовыми актами, в отдельных случаях имеющими ярко выраженный "охранный" характер. Анализ вышеуказанного Закона позволяет сделать вывод о том, что объекты, подлежащие охране, являются одинаковыми для всех видов муниципалитетов (поселение, муниципальный район, городской округ и др.). Эти объекты можно детализировать следующим образом: 1) местные объекты культурного наследия; 2) леса особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципальных образований; 3) жизнь и здоровье граждан, пребывающих на водных объектах; 4) лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения; 5) общественный порядок на территории муниципального образования. Заметим, что, основываясь на конституционном принципе о самостоятельном распоряжении местным самоуправлением муниципальным имуществом и решении других вопросов (гл. 8 Конституции РФ), в действительности перечень подобных объектов охраны является более широким. Например, среди них могут быть муниципальные образовательные организации (институты, школы, детские сады и др.), организации медицины (поликлиники, больницы и др.), культурные и творческие объекты (дворцы культуры, клубы и др.). Кроме того, в муниципальной собственности могут находиться и объекты, обладающие правовыми режимами "опасный производственный объект", "объект топливно-энергетического комплекса", "объект транспортной инфраструктуры", обеспечение безопасности которых является не правом, а обязанностью собственника. По мнению автора, вышеперечисленное имущество не только выступает в качестве вероятных объектов охраны, но и является местом массового пребывания людей, что, в свою очередь, повышает уязвимость объектов для различных противоправных посягательств. Такое положение остро ставит вопрос о необходимости оказания таких услуг частной охранной деятельности, как обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов, обеспечение порядка при проведении массовых мероприятий. Оказание этих услуг становится возможным посредством деятельности корпоративных охранных организаций.
Как отмечает Президент России В.В. Путин, "местное самоуправление - это самая близкая власть к людям", к которой надо подходить "со здравым смыслом, с требованием времени" <4>. Видится, что предоставление муниципалитетам правомочий на защиту принадлежащего им имущества от противоправных посягательств посредством самостоятельного оказания охранных услуг и будет отвечать здравому смыслу и требованиям времени.
--------------------------------
<4> Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2013. 13 декабря. N 282.

Резюмируя сказанное в публикации, можно сделать вывод о том, что исследованные проблемы могут создать необоснованные препятствия в осуществлении участниками гражданского оборота (гражданами и муниципалитетами) своих прав в области учреждения (участия) корпоративных охранных организаций. Такое положение противоречит основам конституционного строя о свободном передвижении услуг и равной степени защиты всех форм собственности (ст. 8 Конституции РФ), а также не соответствует основным началам гражданского законодательства (ч. 1 ст. 1 ГК РФ).
Разрешить эти проблемы можно посредством внесения в Закон о частной охране следующих изменений и дополнений:
1) исключить из ч. 4 ст. 15.1 фразу: "Для учредителя (участника) частной охранной организации данный вид деятельности должен быть основным";
2) изложить фразу об учредителях - юридических лицах (ч. 4 ст. 15.1) в следующей редакции: "Право учреждения частной охранной организации юридическим лицом, осуществляющим иную деятельность, кроме охранной, может быть предоставлено при осуществлении ими своих правомочий в области защиты имущества и обеспечения порядка, предусмотренных федеральным законом".

Литература

1. Егорова М.А. К вопросу о содержании корпоративных правомочий // Гражданское право. 2014. N 4. С. 13 - 18.
2. Колмакова Н.Н. Муниципальное образование как субъект гражданских правоотношений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2007. 22 с.
3. Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2013. 13 декабря. N 282.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника (Борбат А.В.)

Дата размещения статьи: 06.03.2017

подробнее>>

Закупки услуг по охране объектов, на которые распространяется частная охранная деятельность (Гурин О.Ю.)

Дата размещения статьи: 01.02.2017

подробнее>>

Некорпоративные проблемы корпоративных охранных организаций (Шаронов С.А.)

Дата размещения статьи: 23.09.2016

подробнее>>

Лицензирование как средство государственного регулирования предпринимательской охранной деятельности (Шаронов С.А.)

Дата размещения статьи: 23.04.2016

подробнее>>

Договор оказания охранных услуг в современной цивилистике (Шаронов С.А.)

Дата размещения статьи: 08.04.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.