Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Правовые формы предпринимательской деятельности > Акционерное общество > Проблемы при указании неактуальных данных акционеров (Мухина М.С.)

Проблемы при указании неактуальных данных акционеров (Мухина М.С.)

Дата размещения статьи: 29.09.2016

Ситуация: 

Вопрос: Обязан ли регистратор-реестродержатель предоставлять список с актуальными данными акционеров Общества? Какая ответственность грозит Обществу в случае представления в ИФНС России Приложения N 2 к декларации по налогу на прибыль организаций с указанием неактуальных данных акционеров - физических лиц? Есть ли законные способы избежать санкций в случае невозможности получить актуальные персональные данные акционеров?

Ответ: С 1 января 2016 г. новой ст. 126.1 Налогового кодекса РФ установлена ответственность налогового агента за представление налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения. Квалифицирующими признаками данного правонарушения являются следующие обстоятельства:
1) субъектом правонарушения является налоговый агент;
2) в документах, представляемых налоговым агентом в налоговый орган, указываются недостоверные сведения.
Рассмотрим соблюдение данных признаков в целях решения вопроса о возможности привлечения Общества к налоговой ответственности при представлении им в налоговый орган Приложения N 2 к декларации по налогу на прибыль с указанием неактуальных данных акционеров.
Субъект правонарушения - налоговый агент. В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 226.1 НК РФ налоговым агентом при осуществлении выплат по ценным бумагам в целях данной статьи признается российская организация, осуществляющая выплату налогоплательщику дохода по ценным бумагам, выпущенным этой организацией, права по которым учитываются в реестре ценных бумаг российской организации на дату, определенную в решении о выплате дохода по таким ценным бумагам.
Порядок выплаты дивидендов акционерам установлен Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО).
Общество вправе по результатам I квартала, полугодия, девяти месяцев отчетного года и (или) по результатам отчетного года принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям, если иное не установлено Законом об АО (п. 1 ст. 42).
Выплата дивидендов в денежной форме осуществляется в безналичном порядке обществом или по его поручению регистратором, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества, либо кредитной организацией (п. 8 ст. 42 Закона об АО).
Поскольку в описании ситуации указано, что выплату дивидендов осуществляет само Общество на основании предоставленного списка зарегистрированных лиц, полученного от регистратора-реестродержателя, то именно Общество признается налоговым агентом.
Представление в налоговый орган документов, содержащих недостоверные сведения. Налоговый кодекс РФ не раскрывает понятие "недостоверные сведения". Вместе с тем его содержание в целях налогообложения не отличается от общепринятого: это любая не соответствующая действительности информация, в том числе это могут быть любые погрешности, допущенные налоговым агентом при заполнении соответствующих реквизитов (например, в Ф.И.О. налогоплательщика, ИНН, суммовых показателях).
Лица, признаваемые налоговыми агентами в соответствии со ст. 226.1 НК РФ, согласно п. 4 ст. 230 НК РФ представляют в налоговый орган документ, содержащий сведения о доходах, в отношении которых ими был исчислен и удержан налог, о лицах, являющихся получателями этих доходов (при наличии соответствующей информации), и о суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов по форме, в порядке и сроки, которые установлены ст. 289 НК РФ для представления налоговых расчетов налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций.
Таким образом, из формулировки п. 4 ст. 230 НК РФ прямо следует, что налоговыми агентами, осуществляющими выплату дивидендов, сведения о лицах - получателях дивидендов представляются, если соответствующая информация имеется в наличии.
В соответствии с Письмом ФНС России от 5 февраля 2015 г. N ГД-4-3/1696@ налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за отчетные и налоговый периоды 2015 г. представляются в налоговые органы по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. N ММВ-7-3/600@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме" (далее - Приказ о форме декларации по налогу на прибыль).
Форма декларации предусматривает заполнение Приложения N 2 к декларации "Сведения о доходах физического лица, выплаченных ему налоговым агентом при осуществлении операций с ценными бумагами, финансовыми инструментами срочных сделок, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов", содержащегося в Приложении N 1 к Приказу о форме налоговой декларации по налогу на прибыль.
В разд. XVII Приложения N 2 к указанному Приказу установлен порядок заполнения декларации, в соответствии с которым налоговому агенту необходимо указать персональные данные о физических лицах, являющихся получателями доходов: фамилию, имя и отчество, дату рождения, паспортные данные, ИНН, место жительства.
В силу п. 17.1 Приложения N 2 к декларации по налогу на прибыль персональные данные подлежат отражению при заполнении декларации налоговыми агентами при наличии соответствующей информации.
Таким образом, персональные данные о получателях дивидендов вносятся в декларацию по налогу на прибыль также при наличии соответствующей информации. Данный вывод подтверждается контролирующими органами (см., в частности, Письмо ФНС России от 3 сентября 2015 г. N СА-4-7/15513).
Упомянутые положения НК РФ и Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль соответствуют объективным обстоятельствам, имеющим место при выплате дивидендов, в силу которых лица, выплачивающие дивиденды (эмитент или специализированная организация), не всегда обладают актуальной информацией о персональных данных получателей дивидендов. Данные объективные обстоятельства, в свою очередь, обусловлены гражданско-правовым регулированием, устанавливающим порядок получения реестродержателем, а затем и акционерным обществом информации об акционерах от держателя реестра ценных бумаг.
Отношения по ведению реестра ценных бумаг и получению эмитентом ценных бумаг информации об акционерах от реестродержателя регулируются Законом об АО, Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг), Постановлением ФКЦБ России от 2 октября 1997 г. N 27 "Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг" (далее - Положение о ведении реестра).
В соответствии с п. 3 ст. 42 Закона об АО решением о выплате дивидендов должна быть установлена дата, на которую определяются лица, имеющие право на получение дивидендов.
В силу п. 3 ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг список лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, или список зарегистрированных лиц составляется держателем реестра на дату, определенную решением о выплате дивидендов.
Согласно указанному пункту в обязанности держателя реестра входит составление списка лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, по требованию эмитента или иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Аналогичные нормы содержатся в п. 7.4.4 Положения о ведении реестра: при принятии решения о выплате доходов эмитент обязан направить регистратору распоряжение о подготовке списка зарегистрированных лиц, имеющих право на получение доходов по ценным бумагам на дату, указанную в распоряжении.
В свою очередь, регистратор согласно п. 5 Положения о ведении реестра обязан предоставлять такую информацию из реестра.
Таким образом, исходя из правоотношений, возникающих в сфере ведения реестра, эмитент не обязан владеть актуальной информацией о физических лицах, имеющих права по ценным бумагам. Информацию о получателях дивидендов предоставляет эмитенту по его требованию регистратор на основании информации, содержащейся в реестре.
Реестр должен содержать данные, достаточные для идентификации зарегистрированных лиц (п. 3 Положения о ведении реестра), в частности следующую информацию о зарегистрированных лицах (п. 3.4.1 Положения о ведении реестра):
- фамилию, имя, отчество (полное наименование) зарегистрированного лица;
- вид, номер, серию, дату и место выдачи документа, удостоверяющего личность, наименование органа, выдавшего документ (номер государственной регистрации, наименование органа, осуществившего регистрацию, дату регистрации);
- место проживания или регистрации (место нахождения);
- адрес для направления корреспонденции (почтовый адрес);
- количество ценных бумаг с указанием вида, категории (типа);
- сумму начисленного дохода;
- сумму налоговых выплат, подлежащую удержанию;
- сумму к выплате.
Первоначально данная информация вносится в реестр при открытии зарегистрированному лицу лицевого счета на основании документа, удостоверяющего личность, и предоставляемой этим лицом анкеты, содержащей персональные данные и подписанной в присутствии уполномоченного представителя регистратора или засвидетельствованной нотариально. При этом зарегистрированные лица обязаны предоставлять регистратору полные и достоверные данные, необходимые для открытия лицевого счета (п. п. 3.3, 6.1, 7.1 Положения о ведении реестра).
Согласно п. 5 ст. 44 Закона об АО лицо, зарегистрированное в реестре акционеров общества, обязано своевременно информировать держателя реестра акционеров общества об изменении своих данных. Аналогичное требование содержится в п. 6.1 Положения о ведении реестра.
На основании п. 5 ст. 44 Закона об АО в случае непредставления зарегистрированным лицом информации об изменении своих данных общество и регистратор не несут ответственности за причиненные в связи с этим убытки.
По мнению автора, указанные нормы следует толковать таким образом, что закон не обязывает общество как эмитента ценных бумаг осуществлять мониторинг изменений личных данных акционеров после первоначального внесения соответствующих данных в реестр.
Более того, данная обязанность отсутствует и у регистратора. Так, законодательством, регулирующим отношения в сфере ведения реестра, не закреплены обязанности регистратора по осуществлению проверки актуальности персональных данных, розыска акционеров с целью получения актуальных сведений и пр.
Из изложенного следует, что за актуальность сведений, содержащихся в реестре акционеров общества, внесение в них изменений зарегистрированные лица (получатели дивидендов) отвечают самостоятельно.
Таким образом, учитывая специфику правоотношений, возникающих при выплате дивидендов, а также в сфере ведения реестра, эмитент не обязан и не может владеть актуальной информацией о лицах, имеющих права по ценным бумагам, поскольку отсутствует объективная возможность истребования сведений о персональных данных акционеров.
Оговорка "при наличии соответствующей информации" в п. 4 ст. 230 НК РФ и в Порядке заполнения Приложения N 2 к декларации по налогу на прибыль свидетельствует о том, что при регулировании налоговых правоотношений, возникающих в сфере декларирования доходов, полученных физическими лицами в виде дивидендов, законодателем были учтены особенности правоотношений, возникающих при выплате дивидендов и в сфере ведения реестра.
Следовательно, по нашему мнению, наличие неактуальной информации о персональных данных физических лиц - получателей дивидендов в представляемых в налоговый орган документах не должно квалифицироваться как представление документов, содержащих недостоверные сведения.
В настоящее время практика применения ст. 126.1 НК РФ не сформировалась, поэтому нельзя полностью исключать риск того, что налоговыми органами будет применен формальный подход, не учитывающий специфику отношений по ведению реестра, и Общество будет привлечено к ответственности за представление неактуальных сведений.
Однако, учитывая, что в п. 4 ст. 230 НК РФ прямо указано, что сведения о лицах, являющихся получателями дивидендов, представляются налоговыми агентами при наличии соответствующей информации, вероятность благоприятного исхода возможного спора можно оценить как высокую.
Отметим, что ФНС России в Письме от 3 сентября 2015 г. N СА-4-7/15513 разъяснила:
"С 01.01.2016 вступает в силу статья 126.1 НК РФ, предусматривающая ответственность за представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения. Вопрос о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения рассматривается с учетом всех обстоятельств, в том числе обстоятельств, смягчающих ответственность, исключающих привлечение лица к ответственности и исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, предусмотренных положениями главы 15 НК РФ. Вместе с тем указанные обстоятельства могут быть установлены только при рассмотрении конкретного дела о совершении налогового правонарушения в установленном НК порядке".
В поддержку позиции об отсутствии в рассматриваемой ситуации оснований для привлечения Общества к налоговой ответственности по ст. 126.1 НК РФ отметим, что ответственность наступает только при наличии вины (пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ).
Как уже отмечалось, обязанность мониторинга изменений персональных данных физических лиц - получателей дивидендов у налогового агента - эмитента российских акций и у регистратора отсутствует. Более того, у налогового агента в рассматриваемой ситуации отсутствует объективная возможность получить актуальные сведения в отношении тех акционеров, которые не являются работниками Общества. В связи с этим вина Общества в рассматриваемой ситуации в представлении неактуальных данных отсутствует, а значит, отсутствует и квалифицирующий признак состава налогового правонарушения.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 сентября 2020 г.
Проект Федерального конституционного закона № 1024645-7 "О Правительстве Российской Федерации"

Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия  Правительства РФ в различных сферах деятельности.




19 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1023318-7 "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.




15 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"

Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".




2 сентября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1015918-7 "О маркетплейсе"

Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.




25 августа 2020 г.
Проект Федерального закона № 1013075-7 "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается сокращение срока аккредитации филиала, представительства иностранного юр. лица; введение ограничения на назначение руководителем филиала (представительства) иностранного юр. лица на определенный срок для физических лиц, ранее задействованных в создании и деятельности юр. лиц с признаками фиктивной деятельности; установление запрета на аккредитацию нового филиала (представительства) иностранному юр. лицу, имеющему задолженность перед бюджетной системой РФ.



В центре внимания:


Основания принудительного выкупа акций миноритарных акционеров в России и ЕС (Товмасян А.М.)

Дата размещения статьи: 18.09.2020

подробнее>>

Правовое регулирование деятельности акционерных обществ в связи с реформированием гражданского законодательства (Лядская Н.В.)

Дата размещения статьи: 18.08.2017

подробнее>>

О статусе акционерного общества (Вавулин Д.А., Матвеева М.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2017

подробнее>>

Время выплачивать дивиденды (Петрова О.)

Дата размещения статьи: 13.03.2017

подробнее>>

Финансирование акционерного общества. Вклады в имущество, не увеличивающие уставный капитал общества (Семенихин В.)

Дата размещения статьи: 21.02.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи