Дата размещения статьи: 05.10.2016
Налоговой службе понадобилось более полугода, чтобы выработать позицию о том, за что, когда и как инспекторы должны штрафовать налоговых агентов, сдающих НДФЛ-отчетность. Во-первых, ФНС решила, что любая ошибка в 6-НДФЛ или в 2-НДФЛ должна караться штрафом. Во-вторых, прежде чем заблокировать счет за непредставление 6-НДФЛ, инспектор должен убедиться в том, что организация или ИП действительно являются налоговым агентом.
Что такое недостоверные сведения
После введения с 01.01.2016 ответственности за представление расчетов 6-НДФЛ и справок 2-НДФЛ с недостоверными сведениями все организации и ИП пытались понять: в каких же случаях возможен 500-рублевый штраф <1>. Ведь понятие "недостоверные сведения" НК не раскрывает. А специалисты Минфина и ФНС в частных разъяснениях высказывали разные точки зрения (см. журнал "Главная книга", 2016, N 4, с. 39; 2016, N 1, с. 30).
Теперь же ФНС высказалась официально. К недостоверным относятся "любые заполненные реквизиты сведений по форме 2-НДФЛ и расчетов по форме 6-НДФЛ, не соответствующие действительности". То есть это любые ошибки, допущенные <2>:
- в справках 2-НДФЛ - в персональных данных физлиц: в Ф.И.О., ИНН, паспортных данных, дате рождения;
- в обеих формах НДФЛ-отчетности (в расчетах 6-НДФЛ и справках 2-НДФЛ) - неверные коды доходов и вычетов, неправильные суммы доходов и вычетов из-за арифметической ошибки, иные ошибки, повлекшие неисчисление и/или неполное исчисление, неперечисление НДФЛ в бюджет, а также непредоставление налоговых вычетов физлицам (что привело к нарушению их прав).
--------------------------------
<1> Пункт 1 ст. 126.1 НК РФ.
<2> Пункт 3 Письма ФНС.
Как налоговики выявляют недостоверные данные
Обнаружить ошибки налоговики могут <2>:
- в расчетах 6-НДФЛ как при камеральной, так и при выездной проверке, а также и вне рамок этих проверок;
- в справках 2-НДФЛ либо при выездной проверке, поскольку камеральные проверки справок НК не предусмотрены (это и не декларация, и не расчет <3>), либо вне рамок проверки. Как указала ФНС, Кодексом не установлен предельный срок для выявления налоговой инспекцией недостоверных сведений, отраженных в справках 2-НДФЛ. То есть найти ошибку могут когда угодно.
В любом случае после обнаружения ошибок инспекторы должны либо выслать вам требование о представлении пояснений, либо уведомить вас о вызове в ИФНС. Причем они обязательно должны указать, какие ошибки или противоречия были выявлены в представленных расчетах 6-НДФЛ и справках 2-НДФЛ.
--------------------------------
<3> Пункты 1, 10 ст. 88 НК РФ.
Когда штраф за недостоверность будет, а когда нет
Вас точно не оштрафуют, если вы сами найдете ошибки в НДФЛ-отчетности и представите в ИФНС уточненки до того, как ваши неточности обнаружат инспекторы <4>.
Если же налоговики оказались шустрее, то штраф будет в размере 500 руб. за каждую "бракованную" справку 2-НДФЛ и каждый "дефектный" расчет 6-НДФЛ.
(+) Поскольку ответственность за недостоверные сведения введена лишь с этого года, ФНС указала, что штрафовать можно только за ошибки в справках 2-НДФЛ, обязанность по представлению которых возникла после 1 января 2016 г. То есть штраф грозит за недостоверные данные, указанные в справках 2-НДФЛ за 2015 г., которые представлены в инспекцию в 2016 г.
Если же налоговики сейчас вдруг нашли какие-то ляпы в справках 2-НДФЛ за 2014 г., которые были сданы в 2015 г., вам ничего не грозит <5>.
Кроме того, ФНС обратила внимание подчиненных на то, что налогового агента нельзя оштрафовать, если со дня совершения нарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого оно было совершено, и до момента вынесения решения ИФНС о привлечении к ответственности истекли 3 года <6>.
(+) Также налоговая служба призывает инспекторов быть более лояльными к тем нарушителям, ошибки которых в отчетности не привели к потерям бюджета либо к нарушению прав физлиц. В этом случае при рассмотрении дела о взыскании санкции предлагается учитывать смягчающие обстоятельства <5>.
И вообще, ФНС разъясняет, что вопрос о привлечении к ответственности в виде штрафа по ст. 126.1 НК РФ должен рассматриваться с учетом установленных фактических обстоятельств - смягчающих ответственность, исключающих привлечение к ответственности и исключающих вину лица в совершении правонарушения <5>. А как известно, одно из обстоятельств, исключающих вину, - это выполнение письменных разъяснений Минфина и ФНС, касающихся порядка исчисления, уплаты налога или иных вопросов применения налогового законодательства <7>.
Так что если вы заполнили расчет 6-НДФЛ или справку 2-НДФЛ, руководствуясь письмами ФНС, то 500-рублевого штрафа не должно быть вовсе <8>. Причем даже в том случае, если потом налоговая служба изменила свое мнение по отражению тех или иных сумм (как это было, например, относительно досрочной выплаты зарплаты, не облагаемых налогом сумм и др.).
--------------------------------
<4> Пункт 2 ст. 126.1 НК РФ.
<5> Пункт 3 Письма ФНС.
<6> Пункт 1 ст. 113 НК РФ.
<7> Подпункт 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.
<8> Подпункт 3 п. 1 ст. 111 НК РФ; Постановление Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 N ВАС-4350/10.
Как считают штраф за опоздание с расчетом 6-НДФЛ
За представление расчета 6-НДФЛ позже срока, установленного НК, предусмотрен штраф в размере 1000 руб. за каждый полный и неполный месяц просрочки <9>.
ФНС разъяснила, что при расчете полных/неполных месяцев нужно учитывать период времени со дня, следующего за днем представления отчетности, установленным НК, до дня ее фактического представления включительно. И для наглядности показала на примерах, как нужно определять количество месяцев опоздания <10>.
Например, расчет 6-НДФЛ за I квартал 2016 г. организация представила в ИФНС 05.07.2016, а не 04.05.2016, как положено. В этом случае просрочка составила 2 полных месяца - с 05.05.2016 по 05.07.2016 включительно. Следовательно, сумма штрафа будет равна 2000 руб. (1000 руб. x 2).
А вот если расчет за этот же период будет представлен 25.07.2016, тогда просрочка составит 2 полных месяца (с 05.05.2016 по 05.07.2016) и 1 неполный месяц (с 06.07.2016 по 25.07.2016). И сумма штрафа будет уже 3000 руб. (1000 руб. x 3).
--------------------------------
<9> Пункт 1.2 ст. 126 НК РФ.
<10> Пункт 1 Письма ФНС.
Когда заблокируют счет при непредставлении 6-НДФЛ
С этого года в НК предусмотрено отдельное наказание за непредставление расчетов 6-НДФЛ. Если вы не сдадите расчет 6-НДФЛ в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока его подачи, налоговая инспекция имеет право заблокировать ваши банковские счета и переводы электронных денег <11>.
Разумеется, те организации и ИП, которые этот расчет сдавать не должны (например, не ведут деятельность и доходы физлицам, в том числе и зарплату, не начисляют и не выплачивают), сразу обеспокоились, не грозит ли им блокировка счетов. Откуда ИФНС узнает, что они налоговыми агентами не являются и расчет сдавать не обязаны <12>? Поэтому многие такие организации и ИП, опасаясь блокировки счетов по итогам I квартала 2016 г. и полугодия, подстраховывались и сдавали в ИФНС письма в произвольной форме о том, что деятельность не ведется, зарплата не начисляется и не выплачивается.
Хотя были и те, кто представил нулевые расчеты 6-НДФЛ.
В связи с этим в мае налоговая служба даже выпустила разъяснение о том, что организации и ИП, не являющиеся налоговыми агентами, расчет 6-НДФЛ сдавать не обязаны. Но если они представят нулевой расчет, то инспекторы должны его принять <13>.
Теперь же организации и ИП, которые представляли в ИФНС письма, могут этого не делать. ФНС дала четкое указание инспекциям: прежде чем заблокировать счета, они должны убедиться в "агентских" обязанностях организации или ИП. А об этом могут свидетельствовать такие факты <14>:
- перечисление НДФЛ в бюджет в отчетном периоде;
- представление справок 2-НДФЛ за предыдущий год (например, за 2015 г.);
- иные сведения, имеющиеся в ИФНС и свидетельствующие о наличии обязанностей налогового агента.
* * *
Это Письмо ФНС поручила своим региональным управлениям довести до территориальных инспекций как руководство к действию. И это хорошо. По крайней мере, стало понятно, чего ждать от налоговиков после того, как они получат НДФЛ-отчетность.
Если же инспекторы не будут следовать указаниям налоговой службы, например при наложении штрафа не будут учитывать наличие вины, смягчающие обстоятельства, вы можете пожаловаться на них в вышестоящую УФНС <15>.
--------------------------------
<11> Пункт 6 ст. 6.1, п. 3.2 ст. 76 НК РФ.
<12> Пункт 2 ст. 230 НК РФ.
<13> Письмо ФНС России от 04.05.2016 N БС-4-11/7928@.
<14> Пункт 2 Письма ФНС.
<15> Статья 138 НК РФ.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Навигация