Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Медицинская и фармацевтическая деятельность > Проблемы и тенденции медицинского страхования в Российской Федерации (Кожевников А.А.)

Проблемы и тенденции медицинского страхования в Российской Федерации (Кожевников А.А.)

Дата размещения статьи: 10.10.2016

Предпосылками введения медицинского страхования в России в начале 1990-х годов стали социально-политические процессы, которые привели к кризису власти, возникновению проблемной ситуации в экономике и в обществе. Роль государства как гаранта социальных прав граждан ослабевала, обусловив сокращение до критического уровня финансирования образующих его институтов, в том числе и системы здравоохранения. Наблюдалось резкое падение качества и объема оказываемой медицинской помощи населению. С целью стабилизации ситуации и с использованием механизма страхования и налогообложения удалось перераспределить источники финансирования таким образом, что средства на оказание медицинской помощи стали поступать не только из государственного бюджета, но и в форме отчислений из фондов оплаты труда, а также непосредственно от населения.

Нормативное регулирование данного процесса осуществлялось с определенными трудностями. В частности, принятый в 1991 году Закон N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в РСФСР" за счет неоднократных редакций существенно изменил нормы, которые, с одной стороны, упорядочили данную систему, оптимизировав фискальную и организационную составляющую, а с другой стороны, с течением времени фактически устранили у граждан мотивацию на то, чтобы активно участвовать в ее софинансировании, так как эта функция была закреплена за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а контрольная функция осталась за страховыми организациями. Вне системы страхования коммерциализация медицинской отрасли усилилась.

В ст. 1 Закона в редакции 1991 года было указано, что обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения РСФСР и реализуется в соответствии с программами обязательного медицинского страхования, которые гарантируют объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам. В статье 13 Закона содержалась норма, касающаяся регламентации налогообложения средств, направляемых на здравоохранение. Так, средства, направляемые гражданами и юридическими лицами в фонды здравоохранения, исключались из сумм, облагаемых налогами. При этом юридическим лицам, направляющим средства из прибыли на добровольное медицинское страхование работников предприятия, а также членов их семей и лиц, ушедших на пенсию с данного предприятия, предоставлялись налоговые льготы в размере до 10% от суммы, направленной из прибыли на эти цели. В соответствии со ст. 25 Закона доходы от деятельности медицинских учреждений при выполнении программ обязательного медицинского страхования налогами предписывалось не облагать [6].

В 1993 году в вышеуказанный Закон были внесены существенные изменения. Так, статья 1 стала содержать новую норму о том, что обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, которые соответствуют программам обязательного медицинского страхования. Гарантии были убраны из текста.

В ст. 6 Закона в отличие от редакции 1991 года не стало нормы о свободном выборе медицинской страховой организации, медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования. В ст. 9 было исключено положение, содержащееся в редакции Закона 1991 года о том, что предприятие-страхователь имеет право на уменьшение размера страховых взносов при стабильном уровне заболеваемости работников предприятия или его снижении в течение трех лет.

Существенное изменение произошло в отношении фондов медицинского страхования, которые первоначально создавались в страховых организациях, а с принятием в 1993 году новой редакции приобрели самостоятельность как некоммерческие финансово-кредитные учреждения в форме Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, которые освобождались от уплаты налогов по доходам от основной деятельности. Новацией было то, что вводилось понятие страхового тарифа взносов на обязательное медицинское страхование, который устанавливался для предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности в процентах по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. В части 1 ст. 12 было закреплено положение о том, что финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. При этом было введено понятие, что финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Статья 12 Закона в редакции 1993 года и 2009 года отличается от редакции 1991 года, когда первоначально было изложено, что фонды медицинского страхования формируются в страховых медицинских организациях за счет средств, получаемых от страховых взносов. Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для финансирования страховой организацией медицинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования. В редакциях Федеральных законов от 23.12.2003 N 185-ФЗ и от 18.07.2009 N 185-ФЗ в качестве субъектов медицинского страхования указывались: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение. Перечень страхователей был значительно расширен. В частности, при обязательном медицинском страховании в этом качестве выступали органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления - для неработающего населения; организации, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования, - для работающего населения. С 1993 года сохранилась норма о том, что страхователями при добровольном медицинском страховании выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью, или (и) предприятия, представляющие интересы граждан.

Отмечая относительно положительный результат введения системы ОМС, как вынужденной меры по поддержанию функционирования медицинских учреждений в кризисный период, нельзя не подчеркнуть, что ее уязвимость по причине жесткой зависимости от источников финансирования сохранилась. Если с начала 1990-х годов государство утратило возможность самостоятельно нести бремя финансового обеспечения медицинских услуг, то в последние годы в связи со снижением платежеспособности и уровня благосостояния основной массы населения тандем государства и населения также не стал справляться с ролью гаранта поддержания функциональной устойчивости системы здравоохранения.

Не случайно эксперты отмечают перманентный дефицит бюджета системы, и даже организаторы здравоохранения этого не отрицают. В начале 2012 года глава Минздравсоцразвития РФ Татьяна Голикова на Гайдаровском форуме в Москве сообщила, что, несмотря на повышение с 1 января 2012 года тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование с 3,1% до 5,1%, дефицит финансирования системы ОМС составляет практически 100 миллиардов рублей [1]. Одна из причин такой ситуации заключается в том, что сам фонд заработной платы является достаточно неустойчивым объектом налогообложения, так как его величина зависит от субъективных действий работодателя, который в случае своих противозаконных намерений может сократить до минимума налогооблагаемую базу, что естественно отразится на размерах отчислений в ОМС. Тем не менее в настоящее время основные перемены связывают с изменением финансирования системы здравоохранения, которое до конца 2014 года осуществлялось из трех источников: ОМС, из региональных бюджетов дотировалась скорая помощь, расходы на содержание учреждений и лечение социально значимых заболеваний, из средств федерального - высокотехнологичная медпомощь (ВМП) и лекарственное обеспечение льготников. С января 2015 года здравоохранение России полностью перешло на одноканальное финансирование, при котором все средства в медучреждения будут поступать из одного источника - фонда ОМС [7]. Из других средств будут оплачиваться только высокотехнологичная медицинская помощь в федеральных учреждениях, закупка дорогостоящего оборудования, капремонт зданий и реализация целевых госпрограмм. По мнению властей, переход на одноканальное финансирование обеспечит консолидацию финансов в системе ОМС. Консолидированным бюджетом предусмотрено, что в целом госрасходы на здравоохранение из всех источников в 2015 году практически не выросли и составили 2478 миллиардов рублей. При этом их доля в ВВП сократилась с 3,4% до 3,3%, несмотря на то что ВОЗ рекомендует государствам выделять на национальное здравоохранение не менее 5% ВВП. Больше всего должно было быть сэкономлено на стационарной медпомощи, так как снижение ее финансирования составило сразу 35% - 162 миллиарда рублей в 2015 году против 250 миллиардов рублей в 2014 году. Комитет Госдумы по охране здоровья и Счетная палата РФ уже заявили, что сокращение федеральных ассигнований на здравоохранение может привести к увеличению дефицита программы госгарантий и дальнейшему обострению проблем в отрасли. Эксперты добавляют, что наибольшие трудности возникнут в финансировании высокотехнологичной помощи. Наряду с этим административные расходы, связанные с обеспечением деятельности самой системы ОМС, постоянно растут. Например, в 2010 году на эти цели было потрачено 8,24 млрд. рублей, что на 0,3 млрд. рублей больше, чем в 2009 году.

Вводя новации и задавая параметры структурно-нормативных изменений, необходимо также учитывать состояние социальной среды, чтобы адекватно реагировать на возникающие проблемы. В настоящее время при существующей системе ОМС бремя затрат ложится на экономически активное население, что с точки зрения социальной целесообразности несправедливо, так как это не только дезориентирует людей, но и приводит к понижению демографического потенциала, поощряя социальный паразитизм и маргинальные настроения. Например, продолжает сокращаться численность трудоспособного населения и увеличивается число граждан, которым необходима медицинская помощь. В ходе Всероссийской переписи населения 2010 года получены данные, свидетельствующие о том, что по сравнению с 2002 годом в РФ произошло изменение соотношения полов за счет высокой смертности мужчин трудоспособного возраста. Так, на 1000 мужчин в 2010 г. в стране приходилось 1163 женщины, в 2002 г. - 1147. Заметные изменения произошли и в возрастном составе населения. В 2010 году от общей численности населения РФ (143,3 млн. чел.) доля граждан моложе трудоспособного возраста составила 16,2% против 18,1% в 2002 году, а численность людей старше трудоспособного возраста возросла до 22,2% с 20,5% в 2002-м. На фоне этих изменений, по оценкам специалистов, в настоящее время 1% (1,4 млн. человек) населения России больны наркоманией, от 30% до 40% злоупотребляют алкоголем (около 43 млн. человек), 2% (2,8 млн. чел.) больны алкоголизмом, а около 17 млн. человек курят. В совокупности все они образуют многомиллионную группу риска, которой уже оказывается медицинская помощь, обусловливая серьезные финансовые затраты. Наряду с этим на перспективы деятельности системы ОМС существенное влияние оказывают инвалиды, численность которых в РФ составляет около 10% (14 млн. человек), и пенсионеры - по данным Пенсионного фонда России, их численность в 2011 году впервые превысила 40 млн. человек. Фактически более половины населения России не может участвовать либо минимально участвует в финансировании системы ОМС. Все это очевидно свидетельствует о том, что в настоящее время необходимо искать альтернативные формы организации финансирования оказания медицинской помощи населению, используя инновационные подходы в обеспечении ресурсной базы и в придании социальной составляющей приоритетного характера.

Потребовалось поручение Президента Российской Федерации, чтобы Минздрав совместно с Федеральным фондом ОМС разработал и внедрил с 1 января 2015 года систему индивидуального информирования застрахованных лиц о перечне и стоимости медуслуг. Комментируя нововведение на пресс-конференции в ТАСС, заместитель председателя ФОМС Юрий Нечепоренко отметил, что данная инициатива поможет сформировать у населения объективное представление о затратах государства на медпомощь и предупредить коррупцию в виде дополнительного вознаграждения врачам. При этом зампредседателя ФОМС напомнил, что страховые медицинские организации должны располагать своими пунктами в медицинских учреждениях. Пациенты, не имеющие доступа к электронному кабинету и не владеющие компьютером, всегда смогут обратиться в такие пункты за нужной информацией [3]. Данное требование только увеличивает затратность услуг.

В качестве дальнейшего развития и оптимизации финансирования здравоохранения возможно наряду с медицинским страхованием, используя социально мотивирующие технологии, внедрить систему медико-социального софинансирования (МСС). Ее суть заключается в обеспечении "прозрачности" финансовых операций по формированию средств, предусмотренных для оплаты медицинских услуг, снижении бремени финансовых расходов граждан в процессе их лечения и реабилитации, а также мотивации населения к ведению здорового образа жизни. При таком подходе ключевым звеном становится не система ОМС, а сами граждане.

С целью оптимизации работы с финансовыми средствами предлагается вместо полисов ОМС использовать пластиковые электронные карты, выдаваемые банковскими учреждениями, которые примут участие в национальной программе медико-социального софинансирования. Формирование накоплений граждан на данные карты будет осуществляться за счет нескольких источников. Во-первых, путем перечисления работодателем страховых взносов не в фонд ОМС, а сразу на личные счета граждан. Во-вторых, внесением добровольных вкладов. В-третьих, по согласованию с банком в форме предоставления участникам системы МСС кредитных средств по оплате медицинской помощи. В-четвертых, в виде прямых государственных дотаций, предусмотренных для льготных категорий граждан [5]. Социальная роль государства в системе МСС будет заключаться в компенсации затрат, понесенных гражданами в связи с оплатой медицинских услуг. Размер данного рода дотаций, в том числе предусматривающих погашение за счет государства процентов по кредиту либо кредита полностью, а также перечень льготных категорий граждан, которым требуется финансовая помощь, определят законодательные органы власти на местах по согласованию с органами социальной защиты и администрациями территориальных образований.

Следует отметить, что, участвуя в системе МСС, граждане инициируют не только форму государственной поддержки, но и позволяют не виртуально, а реально регулировать социальную политику, обеспечивая разным группам населения доступность в получении медицинской помощи и лекарственных средств, с учетом принципа необходимой достаточности и удовлетворения их потребности в социальной поддержке. Участвуя в данной системе путем добровольного перечисления личных сбережений на свои электронные карты МСС, граждане реально обеспечивают принцип софинансирования деятельности медицинских учреждений. Привлекательность данной модели заключается в том, что отношения между пациентом и любым лечебным учреждением, будь это фельдшерско-акушерский пункт, центральная районная больница либо специализированный медицинский центр, упрощаются, так как нет возможности для злоупотреблений, обусловленных подменой бесплатных услуг платными. В рамках системы МСС денежные средства перечисляются с личного счета электронной карты в безналичной форме по факту оказания помощи и только в медицинское учреждение. Участвуя в системе МСС, граждане реально понимают размер своих финансовых возможностей, а в случае несогласия с качеством услуг могут предметно, на основании соответствующих чеков об оплате, отстаивать в судебном порядке свои права и компенсировать понесенные затраты. В этом случае будет совершен реальный переход от подушевого финансирования из расчета планируемых услуг к ситуации, когда деньги за пациентом будут в качестве оплаты за фактически оказанные услуги следовать в медицинские учреждения.

С целью социальной мотивации населения на соблюдение здорового образа жизни уровень субсидирования, размер кредита, сумму полной компенсации выделенных на лечение ссудных средств можно будет увязать с медицинской активностью граждан. Например, с прохождением ими в установленные сроки диспансеризации и вакцинации или со степенью выполнения предписаний по лечению таких социально опасных заболеваний как туберкулез, ВИЧ-инфекция и так далее, что в настоящее время является одной из актуальнейших проблем. Для той части населения, которая в течение ряда лет не болела и проходила в установленные сроки диспансеризацию, вакцинацию, профессиональные осмотры, можно предусмотреть бесплатные путевки в различные здравницы России. Существенным положительным моментом в использовании МСС станет и практика начисления банковскими учреждениями процентов на денежные средства граждан, находящиеся на личных счетах электронных карт МСС, предназначенные для безналичной оплаты только медицинских услуг.

Таким образом, совершенствование законодательства, связанного с обеспечением деятельности органов здравоохранения, должно быть ориентировано не только на развитие организационно-структурной составляющей, но и способствовать внедрению в сферу оказания медицинских услуг мотивационных технологий. Это позволит формировать у граждан устойчивую заинтересованность в поддержании на хорошем уровне своего здоровья и его репродуктивных возможностей с учетом социальных условий, которые выступают основным связующим звеном между реальным общественным положением личности и отражением этого положения в его сознании, обусловливая поведение и характер общественных отношений.

Литература

1. Голикова: дефицит финансирования ОМС составляет почти 100 млрд. рублей // РИА НОВОСТИ. URL: http://ria.ru/society/20120120/544265128.html.
2. Грачева Т.Ю., Каминская О.Н., Самусь И.В. Управление качеством медицинской помощи путем оптимизации документооборота // Медицинское право. 2014. N 3. С. 17 - 20.
3. Итоги пресс-конференции в ТАСС // Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. URL: http://ora.ffoms.ru/portal/page/portal/newsletters/periods/2014/december/23122014.
4. Кожевников А.А. Социальные аспекты регулирования // Медицинский вестник. 2013. 25 ноября. N 33(646).
5. Литовкина М.И. Безопасные условия реализации конституционного права на охрану здоровья // Медицинское право. 2014. N 2. С. 44 - 48.
6. Федеральный закон от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 27. Ст. 920.
7. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в ред. от 01.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // Российская газета. 2010. 3 декабря.
8. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 48. Ст. 6724.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


19 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 628352-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"

Законопроектом вносятся изменения в статью 6.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которые предоставляют возможность участникам финансового рынка, оказывающим услуги по финансовому консультированию и являющимся членами соответствующей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, определить признаки индивидуальной инвестиционной рекомендации в базовом стандарте данной саморегулируемой организации.




11 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 621469-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается не распространять на хозяйствующих субъектов, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает четырехсот миллионов рублей, действие частей 1 и 2 статьи 9 Федерального закона, которые устанавливают обязанности по размещению информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и об условиях такого договора на своем сайте в сети "Интернет".




1 января 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Цель закона - повышение эффективности входящих на страховой рынок организаций и защиты прав потребителей страховых услуг. Основная задача закона - совершенствование процедуры лицензирования субъектов страхового дела, в том числе внедрение процедуры оценки соискателя лицензии путем анализа планируемых им бизнес-процессов, а также процедуры регистрации юридического лица через Банк России одновременно с получением лицензии на осуществление страховой деятельности.




18 декабря 2018 г.
Проект Федерального закона № 614127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предлагает дополнить существующий порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств,  предусмотрев возможность заключения договора обязательственного страхования, который бы мог действовать в отношении любого транспортного средства, находящегося во владении страхователя, если оно соответствует типу (категории) и назначению транспортного средства, указанного в таком договоре.




5 декабря 2018 г.
Проект Федерального закона № 601000-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции"

В целях обеспечения единообразия подходов проектом федерального закона определены критерии отнесения юридических лиц к категории организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, государственными органами субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.



В центре внимания:


Правовое регулирование научной и инновационной деятельности медицинских организаций (Демина М.А.)

Дата размещения статьи: 21.01.2019

подробнее>>

Проблемы применения медицинской доверенности (Степкин С.П.)

Дата размещения статьи: 09.01.2019

подробнее>>

Общий рынок лекарственных средств: правовое обеспечение в условиях экономической интеграции (Ершова И.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2017

подробнее>>

О правовом статусе медицинских работников (Внукова В.А.)

Дата размещения статьи: 01.04.2017

подробнее>>

О несовершенстве законодательства при доказательстве нарушения порядка медицинской деятельности (на примере случая из практики) (Акопов В.И., Маслов Е.Н.)

Дата размещения статьи: 29.03.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи