Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Несостоятельность (банкротство) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей > Особенности безналичных денежных средств как имущества в составе конкурсной массы должника (Никонова М.Ю.)

Особенности безналичных денежных средств как имущества в составе конкурсной массы должника (Никонова М.Ю.)

Дата размещения статьи: 12.10.2016

Безналичные денежные средства, независимо от ведущихся и по сей день споров относительно их правовой природы, входят в состав конкурсной массы должника и являются ее неотъемлемым элементом.

При этом безналичные денежные средства в составе конкурсной массы существенно выделяются среди иных объектов гражданских прав по двум основным критериям:
1) ужесточение в конкурсном производстве контроля со стороны третьих лиц за использованием денежных средств по сравнению с платежеспособной организацией, а также по сравнению с порядком использования другого имущества конкурсной массы;
2) особенности безналичных денежных средств, связанные с выполнением ими функций денег.
1. По смыслу ст. 133 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <1> (далее - Закон о банкротстве) конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам - обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет, за исключением установленных законом случаев.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

В силу необходимости контроля над распределением денежных средств как со стороны конкурсного управляющего, так и со стороны кредиторов обоснованность такой позиции законодателя очевидна.
С одной стороны, аккумулирование всех денежных средств должника на одном счете позволяет конкурсному управляющему оперативно и в полном объеме получать информацию как о поступлениях денежных средств, так и об их расходовании. Последнее особенно важно при безакцептном списании денежных средств, так как позволяет принимать своевременные меры по оспариванию платежей, нарушающих очередность распределения денежных средств.
С другой стороны, наличие одного счета должника (или ограниченного Законом о банкротстве по целевому назначению их количества) позволяет кредиторам осуществлять надлежащий контроль за использованием конкурсным управляющим денежных средств, что создает систему взаимоконтроля, обеспечивая интересы всех участников дела о банкротстве.
В соответствии с п. 3 ст. 133 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан предоставлять в арбитражный суд и кредиторам отчет об использовании денежных средств должника. В таком отчете согласно п. 12 Постановления Правительства РФ от 22 мая 2003 г. N 299 "Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего" <2> должны содержаться сведения о размере средств, поступивших на основной счет, а также сведения о каждом платеже (с обоснованием платежа) и об общем размере использованных денежных средств должника. К отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в нем сведения.
--------------------------------
<2> СЗ РФ. 2003. N 21. Ст. 2015.

Однако использование безналичных денежных средств должника контролируется не только участниками дела о банкротстве. В результате последних изменений в правоприменительной практике и мнении высших судов существенный контроль за распределением денежных средств со счета несостоятельного должника, нежели платежеспособной организации, осуществляет кредитная организация.
Как справедливо указывает А. Тигранян, функции кредитной организации в отношении несостоятельного должника не сводятся лишь к открытию и ведению соответствующих счетов и осуществлению расчетов, но направлены также на выполнение специальных задач; в первую очередь квалификацию платежей как текущих <3>.
--------------------------------
<3> См.: Тигранян А. Вернуть деньги в конкурсную массу // ЭЖ-Юрист. 2014. N 20. С. 14.

Как разъясняется в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 июня 2014 г. N 36 "О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства" <4> (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 36), кредитная организация при поступлении в нее любого распоряжения любого лица о переводе или выдаче денежных средств со счета клиента, в отношении которого введена процедура банкротства (за исключением распоряжений конкурсного управляющего), вправе принимать такое распоряжение к исполнению и исполнять его только при условии, что в этом распоряжении либо в документах, прилагаемых к нему, содержатся сведения, подтверждающие отнесение оплачиваемого требования получателя денежных средств к текущим платежам или к иным требованиям, по которым допускается платеж со счета должника в ходе соответствующей процедуры.
--------------------------------
<4> Вестник ВАС РФ. 2014. N 8.

Также по смыслу п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 36, если конкурсным управляющим допущено нарушение норм Закона о банкротстве, которое является очевидным для любого разумного лица, кредитная организация не вправе исполнять такое распоряжение управляющего и несет при его исполнении ответственность в форме возмещения убытков за нарушение договора банковского счета.
При использовании организацией собственных безналичных денежных средств в процессе обычной хозяйственной деятельности кредитная организация в соответствии с п. 3 ст. 845 ГК РФ <5> не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета, ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
--------------------------------
<5> СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.

Также с принятием Постановления ВАС РФ N 36 закреплена обязанность банков отслеживать введение в отношении владельцев счетов процедуры банкротства, неисполнение которой может повлечь возмещение убытков, возникших в результате необоснованного списания. В п. 2.1 данного Постановления указано, что если сведения о введении соответствующей процедуры были опубликованы в официальном издании или включены в ЕФРСБ <6>, то с учетом имеющихся в обороте электронных систем сбора информации предполагается, что кредитная организация знала о введении одной из процедур банкротства и должна была соблюдать требования, предъявляемые к ведению счетов несостоятельных лиц.
--------------------------------
<6> Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. URL: http://bankrot.fedresurs.ru.

Несоблюдение такого порядка, даже при отсутствии непосредственного уведомления кредитной организации арбитражным управляющим о введении процедуры банкротства, влечет ответственность банка в форме возмещения убытков.
Следует согласиться, что кредитная организация является особым субъектом правоотношений, возникающих с участием несостоятельных организаций, и способствует закреплению и соблюдению основного принципа конкурсного права - очередности удовлетворения требований кредиторов <7>.
--------------------------------
<7> См.: Правовые позиции Президиума ВАС РФ: избранные Постановления за 2008 год с комментариями / Под ред. А.А. Иванова. М., 2012.

В действующем Законе о банкротстве предусмотрены и иные нормы, позволяющие говорить об усиленном контроле за использованием денежных средств должника. Так, Законом о банкротстве предусмотрено использование конкурсным управляющим ряда специальных счетов, где размещены исключительно поступившие от реализации конкретного имущества должника денежные средства, которые могут быть распределены в пользу строго определенных законом лиц. Например, это специальный счет для зачисления поступивших от продажи предмета залога денежных средств и последующего их распределения на основании норм ст. 138 Закона о банкротстве.
Как указывает Е.Н. Абрамова, все специальные счета должника могут быть условно разделены на две группы. Во-первых, это специальные счета, открытые должником до введения конкурсного производства, которые вопреки общему правилу ст. 133 Закона о банкротстве не подлежат закрытию. Перечень таких счетов указан в п. 2 ст. 133 Закона о банкротстве: залоговые счета, специальные депозитарные и брокерские счета. Во-вторых, это специальные счета, обязанность по открытию которых возлагается на конкурсного управляющего после признания должника банкротом (счета для зачисления денежных средств, составляющих ипотечное покрытие, счет, предусмотренный ст. 138 Закона о банкротстве) <8>.
--------------------------------
<8> См.: Абрамова Е.Н. Специальный банковский счет должника // Ученые записки юридического факультета. 2014. N 35 (45). С. 35.

В результате, несмотря на то что безналичные денежные средства в составе конкурсной массы должника не могут быть разграничены ввиду их однородности в качестве записей по счетам в кредитных организациях <9>, законом через установление норм ведения счетов разграничиваются денежные средства как по источнику их поступлений, так и по основаниям их расходования.
--------------------------------
<9> Так, еще В.В. Байбак указывал на то, что денежные средства в качестве прав требования являются абсолютно заменимыми (определяемыми родовыми признаками) подобно денежным знакам, в связи с чем поступающие на банковский счет денежные средства смешиваются с уже находящимися там. См.: Байбак В.В. Обязательственное требование как объект гражданского оборота. М., 2005. С. 44 - 113.

Такой подход позволяет обеспечить контроль не только за расходованием денежных средств должника, но и за объемом денежных средств, поступивших от реализации отдельного имущества из состава конкурсной массы, а также обеспечить их целевое расходование в зависимости от условий открытия конкретного счета в кредитной организации.
При этом денежные средства, находящиеся на большинстве из перечисленных специальных счетов, в состав конкурсной массы не входят в силу прямого указания закона. Так, согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <10> (далее - Закон о рынке ценных бумаг) на денежные средства клиентов, находящиеся на специальном брокерском счете, не может быть обращено взыскание по обязательствам брокера. Аналогично в соответствии со ст. 7 Закона о рынке ценных бумаг не может быть обращено взыскание по обязательствам депозитария на денежные средства, находящиеся на специальном депозитарном счете. Согласно п. 10 ст. 16 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности" <11> в случае признания клиринговой организации банкротом имущество, находящееся на клиринговом счете, в конкурсную массу не включается. В силу совместного толкования норм п. 2 ст. 131 и п. 4 ст. 133 Закона о банкротстве можно сказать, что денежные средства, находящиеся на специальном ипотечном счете, также не входят в состав конкурсной массы должника и учитываются отдельно.
--------------------------------
<10> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.
<11> СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 904.

Соответственно, на денежные средства, находящиеся на указанных специальных счетах, продолжают распространяться правила ведения соответствующих счетов независимо от факта признания должника банкротом.
Несмотря на то что в соответствии со ст. 143 Закона о банкротстве управляющий предоставляет отчет кредиторам о своей деятельности, в отношении другого имущества, кроме безналичных денежных средств, контроль за использованием такого имущества напрямую не предусмотрен. Так, за исключением предусмотренной указанной статьей обязанности конкурсного управляющего включать в свой отчет сведения об итогах инвентаризации и оценки имущества должника и о ходе его реализации, Закон о банкротстве не предусматривает обязанности управляющего раскрывать порядок использования такого имущества.
Существенной разницы по пользованию конкурсным управляющим от имени должника другим, кроме денежных средств, имуществом по сравнению с пользованием своим имуществом платежеспособной организацией фактически нет, за исключением норм по его реализации, а также возможности оспаривания совершенных управляющим сделок по специальным основаниям, предусмотренным Законом о банкротстве.
Закон о банкротстве не запрещает конкурсному управляющему от имени должника пользоваться таким имуществом, в том числе сдавать в аренду <12>, использовать оборудование для производства товаров, выполнения работ и т.д. Более того, по смыслу п. 6 ст. 129 Закона о банкротстве прекращение ведения должником хозяйственной деятельности рассматривается законодателем в качестве исключительной меры, которая может быть реализована только на основании соответствующего решения собрания кредиторов.
--------------------------------
<12> Не все авторы считают возможной сдачу в аренду имущества должника. Так, А. Белоликов указывает на недопустимость сделок аренды в конкурсном производстве в силу того, что они предполагают в дальнейшем необходимость совершения новых сделок и не соответствуют ликвидации должника. См.: Белоликов А. Фигура арбитражного управляющего // Право и экономика. 2004. N 12. С. 33.

Таким образом, именно использование и распределение безналичных денежных средств должника определяют особенность правового режима конкурсной массы.
2. С учетом специфической функции денег в гражданском обороте, а также возможности контролировать распределение безналичных денежных средств в соответствии с публичными и частными интересами в ходе банкротства должника безналичные денежные средства являются обязательным элементом конкурсной массы любой неплатежеспособной организации. Именно безналичные денежные средства определяют стоимость конкурсной массы должника (как мера стоимости) и являются в подавляющем большинстве случаев источником погашения требований кредиторов (средством платежа).
Именно в составе конкурсной массы безналичные денежные средства в наибольшей степени отражают признание за ними статуса платежного средства, т.е. способность погашать денежное обязательство, независимо от волеизъявления кредитора. Из совокупности норм ст. ст. 138, 139, п. 2 ст. 142 Закона о банкротстве следуют как обязанность продажи имущества должника, так и корреспондирующая с ней обязанность кредиторов принять исполнение денежных обязательств безналичными денежными средствами.
Данная позиция подтверждается также следующим. Несмотря на отсутствие в Законе о банкротстве прямого запрета на использование конкурсным управляющим наличных денег в ходе конкурсного производства, имеется судебная практика, указывающая на обязанность конкурсного управляющего осуществлять все расчеты с использованием безналичных денежных средств на основном счете должника. Несоблюдение данного требования, согласно первой позиции судов <13>, может повлечь ответственность арбитражного управляющего по ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <14>. В иных судебных актах расчеты наличными деньгами в конкурсном производстве рассматриваются как незаконные действия в нарушение ст. 133 Закона о банкротстве <15>.
--------------------------------
<13> См.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 мая 2010 г. по делу N А26-10094/2009; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25 августа 2009 г. по делу N А67-3644/2009 // СПС "КонсультантПлюс".
<14> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
<15> См.: Постановление ФАС Поволжского округа от 14 марта 2012 г. по делу N А57-6063/2009; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 9 декабря 2011 г. по делу N А43-5482/2009 // СПС "КонсультантПлюс".

Есть и противоположная судебная практика, где суды указывают, что Законом о банкротстве не предусмотрены ограничения по расчетам наличными деньгами. Такого же мнения придерживается и А.А. Соловьева <16>.
--------------------------------
<16> См.: Соловьева А.А. Расчеты в период конкурсного производства. Чем рискует конкурсный управляющий при расчете через кассу должника // Арбитражная практика. 2012. N 10. С. 111.

Верной представляется позиция, запрещающая использование наличных денег для расчетов в ходе конкурсного производства в связи со следующим. Контролировать в том числе со стороны кредиторов и кредитной организации распределение денежных средств в целях обеспечения очередности удовлетворения требований кредиторов можно только при соблюдении требований Закона о банкротстве о ведении определенных счетов должника и зачислении на них в безналичной форме всех денежных средств.
Это подтверждается также тем, что само по себе перечисление денежных средств по счету как до, так и после возбуждения дела о банкротстве может быть самостоятельно оспорено по основаниям и правилам, предусмотренным статьей 111.1 Закона о банкротстве. С учетом последних изменений Закона о банкротстве <17>, предоставляющих право, помимо конкурсного управляющего, еще и определенной категории конкурсных кредиторов обращаться с заявлением о признании сделок должника недействительными, обязанность по использованию только безналичных расчетов позволяет кредиторам не только контролировать движение денежных средств, но и принимать меры по восстановлению нарушенных прав.
--------------------------------
<17> См.: ст. 7 Федерального закона от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 52 (часть I). Ст. 7543.

В связи с выполнением безналичными денежными средствами функций средства платежа и обеспечения контроля за их распределением другое имущество в составе конкурсной массы посредством совершения гражданско-правовых сделок подлежит переводу в безналичные денежные средства. Исключение составляет предоставление отступного либо оставление предмета залога кредитором за собой.
Перевод всего имущества должника в безналичные денежные средства, учитываемые на определенных Законом о банкротстве счетах, позволяет сделать конкурсную массу однородной, независимой от стоимости отдельного имущества и его положения в конкурсной массе должника и производить распределение конкурсной массы в соответствии с требованиями Закона о банкротстве.
При этом даже имущество, которое не входит в конкурсную массу, в частности составляющее ипотечное покрытие, в случае, определенном п. 4 ст. 16.2 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" <18>, впоследствии в форме безналичных денежных средств может быть включено в состав конкурсной массы. Аналогичная ситуация касается и не входящего на основании п. 4 ст. 132 Закона о банкротстве в состав конкурсной массы имущества.
--------------------------------
<18> СЗ РФ. 2003. N 46 (ч. 2). Ст. 4448.

Таким образом, безналичные денежные средства являются обязательным элементом конкурсной массы должника, поскольку являются наиболее удобным объектом гражданских прав для аккумулирования и распределения между кредиторами конкурсной массы должника. Безналичные денежные средства позволяют не только сделать разнородные объекты гражданских прав, вне зависимости от их стоимости и особенностей обращения, удобными для распределения и погашения требований, но и обеспечить контроль за соблюдением процедуры конкурсного производства не только со стороны его непосредственных участников, состав которых предусмотрен ст. ст. 34, 35 Закона о банкротстве, но и со стороны независимого лица - кредитной организации.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
4. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
5. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.
6. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности" // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 904.
7. Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 52 (ч. I). Ст. 7543.
8. Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" // СЗ РФ. 2003. N 46 (ч. 2). Ст. 4448.
9. Постановление Правительства РФ от 22 мая 2003 г. N 299 "Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего" // СЗ РФ. 2003. N 21. Ст. 2015.
10. Постановление Пленума ВАС РФ от 6 июня 2014 г. N 36 "О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства" // Вестник ВАС РФ. 2014. N 8.
11. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 мая 2010 г. по делу N А26-10094/2009 // СПС "КонсультантПлюс".
12. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25 августа 2009 г. по делу N А67-3644/2009 // СПС "КонсультантПлюс".
13. Постановление ФАС Поволжского округа от 14 марта 2012 г. по делу N А57-6063/2009 // СПС "КонсультантПлюс".
14. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 9 декабря 2011 г. по делу N А43-5482/2009 // СПС "КонсультантПлюс".
15. Абрамова Е.Н. Специальный банковский счет должника // Ученые записки юридического факультета. 2014. N 35 (45). С. 35 - 39.
16. Байбак В.В. Обязательственное требование как объект гражданского оборота. М.: Статут, 2005. 222 с.
17. Белоликов А. Фигура арбитражного управляющего // Право и экономика. 2004. N 12. С. 28 - 34.
18. Правовые позиции Президиума ВАС РФ: избранные Постановления за 2008 год с комментариями / Под ред. А.А. Иванова. М.: Статут, 2012. 461 с.
19. Соловьева А.А. Расчеты в период конкурсного производства. Чем рискует конкурсный управляющий при расчете через кассу должника // Арбитражная практика. 2012. N 10. С. 106 - 111.
20. Тигранян А. Вернуть деньги в конкурсную массу // ЭЖ-Юрист. 2014. N 20. С. 14.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

14 января 2017 г.
Проект Федерального закона № 76910-7 "О страховании инвестиций физических лиц на индивидуальных инвестиционных счетах"

Законопроект направлен на создание в Российской Федерации системы страхования инвестиций, размещенных гражданами на индивидуальных инвестиционных счетах, открываемых в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".Его принятие позволит укрепить доверие со стороны российских инвесторов к российскому фондовому рынку, что будет способствовать притоку дополнительных долгосрочных инвестиций в экономику Российской Федерации. 




4 января 2017 г.
Вступило в силу Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социал

Указанным постановлением вводятся типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.




21 декабря 2016 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Закон направлен на унифицирование механизма осуществления конкурсного производства в делах о банкротстве страховых организаций по аналогии с банкротством кредитных организаций. Так Закон предусматривает, что руководителем временной администрации страховой организации назначается служащий Банка России.




14 декабря 2016 г.
Проект федерального закона № 54490-7

Законопроект "О внесении изменений в статью 1 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" направлен на урегулирование процедуры расходования средств, полученных от осуществления своей деятельности государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в том числе, в сфере осуществления фармацевтической деятельности. 




1 декабря 2016 г.
Проект Федерального закона № 42849-7

Законопроектом "О внесении изменений в статью 3.3 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" предлагаются изменения, которые позволят расширить возможности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку развитие туристской индустрии может являться источником устойчивого развития экономической базы муниципальных образований.



В центре внимания:


Налоговое банкротство. Судебные споры (Чулкова Л.)

Дата размещения статьи: 17.01.2017

подробнее>>

Практика применения законодательства о банкротстве (Улезко А.)

Дата размещения статьи: 09.01.2017

подробнее>>

Неплатежеспособность - новый институт современного права (Кораев К.Б.)

Дата размещения статьи: 05.11.2016

подробнее>>

Неравноценные сделки несостоятельного должника (Шестов А.В.)

Дата размещения статьи: 01.11.2016

подробнее>>

Мировое соглашение в деле о банкротстве (Кораев К.Б.)

Дата размещения статьи: 17.10.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта