Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Несостоятельность (банкротство) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей > Особенности безналичных денежных средств как имущества в составе конкурсной массы должника (Никонова М.Ю.)

Особенности безналичных денежных средств как имущества в составе конкурсной массы должника (Никонова М.Ю.)

Дата размещения статьи: 12.10.2016

Безналичные денежные средства, независимо от ведущихся и по сей день споров относительно их правовой природы, входят в состав конкурсной массы должника и являются ее неотъемлемым элементом.

При этом безналичные денежные средства в составе конкурсной массы существенно выделяются среди иных объектов гражданских прав по двум основным критериям:
1) ужесточение в конкурсном производстве контроля со стороны третьих лиц за использованием денежных средств по сравнению с платежеспособной организацией, а также по сравнению с порядком использования другого имущества конкурсной массы;
2) особенности безналичных денежных средств, связанные с выполнением ими функций денег.
1. По смыслу ст. 133 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <1> (далее - Закон о банкротстве) конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам - обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет, за исключением установленных законом случаев.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

В силу необходимости контроля над распределением денежных средств как со стороны конкурсного управляющего, так и со стороны кредиторов обоснованность такой позиции законодателя очевидна.
С одной стороны, аккумулирование всех денежных средств должника на одном счете позволяет конкурсному управляющему оперативно и в полном объеме получать информацию как о поступлениях денежных средств, так и об их расходовании. Последнее особенно важно при безакцептном списании денежных средств, так как позволяет принимать своевременные меры по оспариванию платежей, нарушающих очередность распределения денежных средств.
С другой стороны, наличие одного счета должника (или ограниченного Законом о банкротстве по целевому назначению их количества) позволяет кредиторам осуществлять надлежащий контроль за использованием конкурсным управляющим денежных средств, что создает систему взаимоконтроля, обеспечивая интересы всех участников дела о банкротстве.
В соответствии с п. 3 ст. 133 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан предоставлять в арбитражный суд и кредиторам отчет об использовании денежных средств должника. В таком отчете согласно п. 12 Постановления Правительства РФ от 22 мая 2003 г. N 299 "Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего" <2> должны содержаться сведения о размере средств, поступивших на основной счет, а также сведения о каждом платеже (с обоснованием платежа) и об общем размере использованных денежных средств должника. К отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в нем сведения.
--------------------------------
<2> СЗ РФ. 2003. N 21. Ст. 2015.

Однако использование безналичных денежных средств должника контролируется не только участниками дела о банкротстве. В результате последних изменений в правоприменительной практике и мнении высших судов существенный контроль за распределением денежных средств со счета несостоятельного должника, нежели платежеспособной организации, осуществляет кредитная организация.
Как справедливо указывает А. Тигранян, функции кредитной организации в отношении несостоятельного должника не сводятся лишь к открытию и ведению соответствующих счетов и осуществлению расчетов, но направлены также на выполнение специальных задач; в первую очередь квалификацию платежей как текущих <3>.
--------------------------------
<3> См.: Тигранян А. Вернуть деньги в конкурсную массу // ЭЖ-Юрист. 2014. N 20. С. 14.

Как разъясняется в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 июня 2014 г. N 36 "О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства" <4> (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 36), кредитная организация при поступлении в нее любого распоряжения любого лица о переводе или выдаче денежных средств со счета клиента, в отношении которого введена процедура банкротства (за исключением распоряжений конкурсного управляющего), вправе принимать такое распоряжение к исполнению и исполнять его только при условии, что в этом распоряжении либо в документах, прилагаемых к нему, содержатся сведения, подтверждающие отнесение оплачиваемого требования получателя денежных средств к текущим платежам или к иным требованиям, по которым допускается платеж со счета должника в ходе соответствующей процедуры.
--------------------------------
<4> Вестник ВАС РФ. 2014. N 8.

Также по смыслу п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 36, если конкурсным управляющим допущено нарушение норм Закона о банкротстве, которое является очевидным для любого разумного лица, кредитная организация не вправе исполнять такое распоряжение управляющего и несет при его исполнении ответственность в форме возмещения убытков за нарушение договора банковского счета.
При использовании организацией собственных безналичных денежных средств в процессе обычной хозяйственной деятельности кредитная организация в соответствии с п. 3 ст. 845 ГК РФ <5> не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета, ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
--------------------------------
<5> СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.

Также с принятием Постановления ВАС РФ N 36 закреплена обязанность банков отслеживать введение в отношении владельцев счетов процедуры банкротства, неисполнение которой может повлечь возмещение убытков, возникших в результате необоснованного списания. В п. 2.1 данного Постановления указано, что если сведения о введении соответствующей процедуры были опубликованы в официальном издании или включены в ЕФРСБ <6>, то с учетом имеющихся в обороте электронных систем сбора информации предполагается, что кредитная организация знала о введении одной из процедур банкротства и должна была соблюдать требования, предъявляемые к ведению счетов несостоятельных лиц.
--------------------------------
<6> Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. URL: http://bankrot.fedresurs.ru.

Несоблюдение такого порядка, даже при отсутствии непосредственного уведомления кредитной организации арбитражным управляющим о введении процедуры банкротства, влечет ответственность банка в форме возмещения убытков.
Следует согласиться, что кредитная организация является особым субъектом правоотношений, возникающих с участием несостоятельных организаций, и способствует закреплению и соблюдению основного принципа конкурсного права - очередности удовлетворения требований кредиторов <7>.
--------------------------------
<7> См.: Правовые позиции Президиума ВАС РФ: избранные Постановления за 2008 год с комментариями / Под ред. А.А. Иванова. М., 2012.

В действующем Законе о банкротстве предусмотрены и иные нормы, позволяющие говорить об усиленном контроле за использованием денежных средств должника. Так, Законом о банкротстве предусмотрено использование конкурсным управляющим ряда специальных счетов, где размещены исключительно поступившие от реализации конкретного имущества должника денежные средства, которые могут быть распределены в пользу строго определенных законом лиц. Например, это специальный счет для зачисления поступивших от продажи предмета залога денежных средств и последующего их распределения на основании норм ст. 138 Закона о банкротстве.
Как указывает Е.Н. Абрамова, все специальные счета должника могут быть условно разделены на две группы. Во-первых, это специальные счета, открытые должником до введения конкурсного производства, которые вопреки общему правилу ст. 133 Закона о банкротстве не подлежат закрытию. Перечень таких счетов указан в п. 2 ст. 133 Закона о банкротстве: залоговые счета, специальные депозитарные и брокерские счета. Во-вторых, это специальные счета, обязанность по открытию которых возлагается на конкурсного управляющего после признания должника банкротом (счета для зачисления денежных средств, составляющих ипотечное покрытие, счет, предусмотренный ст. 138 Закона о банкротстве) <8>.
--------------------------------
<8> См.: Абрамова Е.Н. Специальный банковский счет должника // Ученые записки юридического факультета. 2014. N 35 (45). С. 35.

В результате, несмотря на то что безналичные денежные средства в составе конкурсной массы должника не могут быть разграничены ввиду их однородности в качестве записей по счетам в кредитных организациях <9>, законом через установление норм ведения счетов разграничиваются денежные средства как по источнику их поступлений, так и по основаниям их расходования.
--------------------------------
<9> Так, еще В.В. Байбак указывал на то, что денежные средства в качестве прав требования являются абсолютно заменимыми (определяемыми родовыми признаками) подобно денежным знакам, в связи с чем поступающие на банковский счет денежные средства смешиваются с уже находящимися там. См.: Байбак В.В. Обязательственное требование как объект гражданского оборота. М., 2005. С. 44 - 113.

Такой подход позволяет обеспечить контроль не только за расходованием денежных средств должника, но и за объемом денежных средств, поступивших от реализации отдельного имущества из состава конкурсной массы, а также обеспечить их целевое расходование в зависимости от условий открытия конкретного счета в кредитной организации.
При этом денежные средства, находящиеся на большинстве из перечисленных специальных счетов, в состав конкурсной массы не входят в силу прямого указания закона. Так, согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <10> (далее - Закон о рынке ценных бумаг) на денежные средства клиентов, находящиеся на специальном брокерском счете, не может быть обращено взыскание по обязательствам брокера. Аналогично в соответствии со ст. 7 Закона о рынке ценных бумаг не может быть обращено взыскание по обязательствам депозитария на денежные средства, находящиеся на специальном депозитарном счете. Согласно п. 10 ст. 16 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности" <11> в случае признания клиринговой организации банкротом имущество, находящееся на клиринговом счете, в конкурсную массу не включается. В силу совместного толкования норм п. 2 ст. 131 и п. 4 ст. 133 Закона о банкротстве можно сказать, что денежные средства, находящиеся на специальном ипотечном счете, также не входят в состав конкурсной массы должника и учитываются отдельно.
--------------------------------
<10> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.
<11> СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 904.

Соответственно, на денежные средства, находящиеся на указанных специальных счетах, продолжают распространяться правила ведения соответствующих счетов независимо от факта признания должника банкротом.
Несмотря на то что в соответствии со ст. 143 Закона о банкротстве управляющий предоставляет отчет кредиторам о своей деятельности, в отношении другого имущества, кроме безналичных денежных средств, контроль за использованием такого имущества напрямую не предусмотрен. Так, за исключением предусмотренной указанной статьей обязанности конкурсного управляющего включать в свой отчет сведения об итогах инвентаризации и оценки имущества должника и о ходе его реализации, Закон о банкротстве не предусматривает обязанности управляющего раскрывать порядок использования такого имущества.
Существенной разницы по пользованию конкурсным управляющим от имени должника другим, кроме денежных средств, имуществом по сравнению с пользованием своим имуществом платежеспособной организацией фактически нет, за исключением норм по его реализации, а также возможности оспаривания совершенных управляющим сделок по специальным основаниям, предусмотренным Законом о банкротстве.
Закон о банкротстве не запрещает конкурсному управляющему от имени должника пользоваться таким имуществом, в том числе сдавать в аренду <12>, использовать оборудование для производства товаров, выполнения работ и т.д. Более того, по смыслу п. 6 ст. 129 Закона о банкротстве прекращение ведения должником хозяйственной деятельности рассматривается законодателем в качестве исключительной меры, которая может быть реализована только на основании соответствующего решения собрания кредиторов.
--------------------------------
<12> Не все авторы считают возможной сдачу в аренду имущества должника. Так, А. Белоликов указывает на недопустимость сделок аренды в конкурсном производстве в силу того, что они предполагают в дальнейшем необходимость совершения новых сделок и не соответствуют ликвидации должника. См.: Белоликов А. Фигура арбитражного управляющего // Право и экономика. 2004. N 12. С. 33.

Таким образом, именно использование и распределение безналичных денежных средств должника определяют особенность правового режима конкурсной массы.
2. С учетом специфической функции денег в гражданском обороте, а также возможности контролировать распределение безналичных денежных средств в соответствии с публичными и частными интересами в ходе банкротства должника безналичные денежные средства являются обязательным элементом конкурсной массы любой неплатежеспособной организации. Именно безналичные денежные средства определяют стоимость конкурсной массы должника (как мера стоимости) и являются в подавляющем большинстве случаев источником погашения требований кредиторов (средством платежа).
Именно в составе конкурсной массы безналичные денежные средства в наибольшей степени отражают признание за ними статуса платежного средства, т.е. способность погашать денежное обязательство, независимо от волеизъявления кредитора. Из совокупности норм ст. ст. 138, 139, п. 2 ст. 142 Закона о банкротстве следуют как обязанность продажи имущества должника, так и корреспондирующая с ней обязанность кредиторов принять исполнение денежных обязательств безналичными денежными средствами.
Данная позиция подтверждается также следующим. Несмотря на отсутствие в Законе о банкротстве прямого запрета на использование конкурсным управляющим наличных денег в ходе конкурсного производства, имеется судебная практика, указывающая на обязанность конкурсного управляющего осуществлять все расчеты с использованием безналичных денежных средств на основном счете должника. Несоблюдение данного требования, согласно первой позиции судов <13>, может повлечь ответственность арбитражного управляющего по ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <14>. В иных судебных актах расчеты наличными деньгами в конкурсном производстве рассматриваются как незаконные действия в нарушение ст. 133 Закона о банкротстве <15>.
--------------------------------
<13> См.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 мая 2010 г. по делу N А26-10094/2009; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25 августа 2009 г. по делу N А67-3644/2009 // СПС "КонсультантПлюс".
<14> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
<15> См.: Постановление ФАС Поволжского округа от 14 марта 2012 г. по делу N А57-6063/2009; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 9 декабря 2011 г. по делу N А43-5482/2009 // СПС "КонсультантПлюс".

Есть и противоположная судебная практика, где суды указывают, что Законом о банкротстве не предусмотрены ограничения по расчетам наличными деньгами. Такого же мнения придерживается и А.А. Соловьева <16>.
--------------------------------
<16> См.: Соловьева А.А. Расчеты в период конкурсного производства. Чем рискует конкурсный управляющий при расчете через кассу должника // Арбитражная практика. 2012. N 10. С. 111.

Верной представляется позиция, запрещающая использование наличных денег для расчетов в ходе конкурсного производства в связи со следующим. Контролировать в том числе со стороны кредиторов и кредитной организации распределение денежных средств в целях обеспечения очередности удовлетворения требований кредиторов можно только при соблюдении требований Закона о банкротстве о ведении определенных счетов должника и зачислении на них в безналичной форме всех денежных средств.
Это подтверждается также тем, что само по себе перечисление денежных средств по счету как до, так и после возбуждения дела о банкротстве может быть самостоятельно оспорено по основаниям и правилам, предусмотренным статьей 111.1 Закона о банкротстве. С учетом последних изменений Закона о банкротстве <17>, предоставляющих право, помимо конкурсного управляющего, еще и определенной категории конкурсных кредиторов обращаться с заявлением о признании сделок должника недействительными, обязанность по использованию только безналичных расчетов позволяет кредиторам не только контролировать движение денежных средств, но и принимать меры по восстановлению нарушенных прав.
--------------------------------
<17> См.: ст. 7 Федерального закона от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 52 (часть I). Ст. 7543.

В связи с выполнением безналичными денежными средствами функций средства платежа и обеспечения контроля за их распределением другое имущество в составе конкурсной массы посредством совершения гражданско-правовых сделок подлежит переводу в безналичные денежные средства. Исключение составляет предоставление отступного либо оставление предмета залога кредитором за собой.
Перевод всего имущества должника в безналичные денежные средства, учитываемые на определенных Законом о банкротстве счетах, позволяет сделать конкурсную массу однородной, независимой от стоимости отдельного имущества и его положения в конкурсной массе должника и производить распределение конкурсной массы в соответствии с требованиями Закона о банкротстве.
При этом даже имущество, которое не входит в конкурсную массу, в частности составляющее ипотечное покрытие, в случае, определенном п. 4 ст. 16.2 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" <18>, впоследствии в форме безналичных денежных средств может быть включено в состав конкурсной массы. Аналогичная ситуация касается и не входящего на основании п. 4 ст. 132 Закона о банкротстве в состав конкурсной массы имущества.
--------------------------------
<18> СЗ РФ. 2003. N 46 (ч. 2). Ст. 4448.

Таким образом, безналичные денежные средства являются обязательным элементом конкурсной массы должника, поскольку являются наиболее удобным объектом гражданских прав для аккумулирования и распределения между кредиторами конкурсной массы должника. Безналичные денежные средства позволяют не только сделать разнородные объекты гражданских прав, вне зависимости от их стоимости и особенностей обращения, удобными для распределения и погашения требований, но и обеспечить контроль за соблюдением процедуры конкурсного производства не только со стороны его непосредственных участников, состав которых предусмотрен ст. ст. 34, 35 Закона о банкротстве, но и со стороны независимого лица - кредитной организации.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
4. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
5. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.
6. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности" // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 904.
7. Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 52 (ч. I). Ст. 7543.
8. Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" // СЗ РФ. 2003. N 46 (ч. 2). Ст. 4448.
9. Постановление Правительства РФ от 22 мая 2003 г. N 299 "Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего" // СЗ РФ. 2003. N 21. Ст. 2015.
10. Постановление Пленума ВАС РФ от 6 июня 2014 г. N 36 "О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства" // Вестник ВАС РФ. 2014. N 8.
11. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 мая 2010 г. по делу N А26-10094/2009 // СПС "КонсультантПлюс".
12. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25 августа 2009 г. по делу N А67-3644/2009 // СПС "КонсультантПлюс".
13. Постановление ФАС Поволжского округа от 14 марта 2012 г. по делу N А57-6063/2009 // СПС "КонсультантПлюс".
14. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 9 декабря 2011 г. по делу N А43-5482/2009 // СПС "КонсультантПлюс".
15. Абрамова Е.Н. Специальный банковский счет должника // Ученые записки юридического факультета. 2014. N 35 (45). С. 35 - 39.
16. Байбак В.В. Обязательственное требование как объект гражданского оборота. М.: Статут, 2005. 222 с.
17. Белоликов А. Фигура арбитражного управляющего // Право и экономика. 2004. N 12. С. 28 - 34.
18. Правовые позиции Президиума ВАС РФ: избранные Постановления за 2008 год с комментариями / Под ред. А.А. Иванова. М.: Статут, 2012. 461 с.
19. Соловьева А.А. Расчеты в период конкурсного производства. Чем рискует конкурсный управляющий при расчете через кассу должника // Арбитражная практика. 2012. N 10. С. 106 - 111.
20. Тигранян А. Вернуть деньги в конкурсную массу // ЭЖ-Юрист. 2014. N 20. С. 14.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


К вопросу о роли судебной практики в системе источников правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства) (Карелина С.А.)

Дата размещения статьи: 09.03.2018

подробнее>>

Теперь и арбитражные управляющие с профессиональными стандартами (Оржиховская Е.)

Дата размещения статьи: 27.02.2018

подробнее>>

Некоторые вопросы реализации трудовых прав работников в свете недавних изменений Закона о банкротстве (Беседина О.С.)

Дата размещения статьи: 16.01.2018

подробнее>>

Банкротство застройщиков: новое в законодательстве (Улезко А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Что нужно знать кредитору о банкротстве должника (Ермаков В.И.)

Дата размещения статьи: 31.10.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта