Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Банковская деятельность > К вопросу об особенностях корпоративного управления в кредитных организациях (Голованов Л.А.)

К вопросу об особенностях корпоративного управления в кредитных организациях (Голованов Л.А.)

Дата размещения статьи: 12.10.2016

В последние годы тематика, связанная с корпоративным управлением, является предметом активного обсуждения в профессиональных кругах. Актуальность данной темы объясняется ее важностью для общественных и экономических отношений в рыночной экономике Российской Федерации. При этом необходимо отметить, что многие работы, изучающие данную тематику, в основном посвящены экономическим вопросам корпоративного управления <1>, вместе с тем можно говорить и о наметившейся тенденции изучения данного института учеными-правоведами.
--------------------------------
<1> Ивашковская И.В. Проблемное поле корпоративного управления: исследовательские идеи и результаты // Экономическая наука современной России. 2008. N 1. С. 132.

Необходимо обратить внимание на то, что кредитные организации как особые участники экономических отношений, помимо своих прямых функций, выполняют и многочисленные публичные функции, которые отвечают экономическим интересам как самой кредитной организации, так и государства в целом. В связи с этим одной из наиболее важных задач корпоративного управления является обеспечение качества защиты интересов собственников кредитной организации, ее клиентов, кредиторов и вкладчиков от постоянно увеличивающихся рисков. Именно поэтому уровень развития корпоративного управления прежде всего в кредитных организациях является базовым фактором для стабильного функционирования всей экономической системы государства.
Проблемы корпоративного управления в кредитных организациях стали предметом изучения специалистами сравнительно недавно. "Еще несколько лет назад интерес надзорного органа к системе корпоративного управления в банке как к объекту регулирования был для кредитной организации если не новостью, то не совсем привычным делом. Сейчас тот факт, что основные элементы системы корпоративного управления в той или иной степени открыты для банковского надзора, не вызывает особого удивления. Как свидетельствует и российский, и международный опыт, без анализа и понимания системы корпоративного управления в банке надзорный орган рискует оказаться в плену малозначащих цифр" <2>. В силу специфики банковской деятельности ранее доминировала роль банковского надзора с учетом того, что банковское регулирование все больше делает акцент на риск-ориентированном подходе, изучение особенностей корпоративного управления в кредитных организациях представляется все более актуальным.
--------------------------------
<2> Галкина М.В., Ермаков С.Л., Фролова Е.Е., Ястребов О.А. Экономические и правовые основы функционирования банковского сектора Российской Федерации. Иркутск, 2011. С. 132.

В целях повышения эффективности и стабильности банковской системы ключевое значение приобретает совершенствование системы корпоративного управления в кредитных организациях. Развитие корпоративного управления должно быть нацелено на достижение увеличения прозрачности кредитных организаций и проведение адекватной оценки потенциальных рисков в целях обеспечения защиты законных интересов всех лиц, связанных с банковской деятельностью.
Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях в настоящее время представляется особенно актуальным с учетом нарастающего характера воздействия внешних экономических факторов и ограничений, с которыми кредитные организации сталкиваются на постоянной основе. Корпоративное управление существенно влияет на эффективность работы организации несколькими способами. Так, при реализации качественного корпоративного управления организации значительно проще привлекать капитал из внешних источников финансирования. Также необходимо отметить, что при должном корпоративном управлении совершенствуется деятельность организации путем более эффективного распределения ресурсов и, соответственно, снижения потенциальных рисков. Данные тезисы также применимы и для кредитных организаций. При этом улучшение корпоративного управления в первую очередь в кредитных организациях может стать стимулом для роста всех остальных отраслей экономики, так как с учетом более эффективной работы кредитных организаций стоимость капитала для других организаций может стать существенно более доступной. Корпоративное управление в кредитных организациях существенно отличается от корпоративного управления в других видах организаций по нескольким причинам.
В первую очередь необходимо отметить, что кредитные организации являются менее прозрачными, обязанности совета директоров имеют ряд особенностей, существует особое регулирование банковской деятельности со стороны государства, также имеют свою банковскую специфику принципы работы сотрудников кредитной организации и их вознаграждение. Тот факт, что кредитные организации являются менее прозрачными чем нефинансовые организации, сказывается в том числе и на возможности в должной степени осуществлять контроль за руководством кредитной организации со стороны ее кредиторов и акционеров. Также необходимо отметить, что становится более проблематичным и осуществление контроля за рисками, что в первую очередь сказывается на кредиторах кредитной организации, которые заинтересованы в стабильности кредитной организации, так как даже в случае проведения кредитной организацией рискованной политики, которая в определенное время будет приносить прибыль, кредиторы не получат выгоды, однако негативные последствия в случае банкротства кредитной организации будут ощутимы. Результатом такой непрозрачности в банковской сфере является проявление асимметричности информации для менеджеров и для инвесторов, которые предоставляют капитал для кредитной организации. Данная позиция подтверждается тем, что рейтинговые оценки агентств в отношении выпусков облигаций кредитными организациями существенно отличаются друг от друга, что также наблюдается, однако в существенно меньшей степени, при оценке рейтинговыми агентствами облигаций, которые выпускают иные организации. Корпоративное управление в кредитных организациях также отличается от других организаций тем, что совет директоров должен принимать во внимание интересы не только акционеров, но и кредиторов, вкладчиков и регуляторов. При принятии решений совет директоров должен постоянно учитывать и анализировать финансовую устойчивость как в текущий период, так и в долгосрочной перспективе, в то время как в других организациях совет директоров может концентрировать свои усилия для реализации интересов акционеров. Также необходимо отметить, что в ряде случаев совет директоров кредитной организации больше, в том числе и по причине того, что в совет директоров кредитной организации входит большее число независимых директоров и несколько специализированных комитетов.
Согласно общепризнанным подходам, в том числе и Базельским принципам корпоративного управления, кредитные организации должны иметь надежную систему корпоративного управления, которая эффективно регламентирует стратегическое развитие кредитной организации, организационную структуру, функции и обязанности совета директоров, исполнительных органов и системы организации оплаты труда для руководителей кредитной организации. Особенно актуальными являются и учет профиля рисков, и оценка системной значимости банка. Структура совета директоров в соответствии с профилем рисков и уровнем системной значимости должна включать в себя специальные аудиторские комитеты, комитеты по организации системы оплаты труда, по контролю за рисками, а также иные комитеты, которые должны осуществлять регулярное и качественное информирование совета директоров по наиболее актуальным направлениям деятельности кредитной организации.
Существенную роль в осуществлении эффективного корпоративного управления играют специализированные комитеты. В настоящее время во многих кредитных организациях наблюдается наличие в системе корпоративного управления специализированных комитетов, таких как аудиторский комитет, комитет по кадрам и вознаграждениям, комитет по рискам, комитеты по "комплаенс" и другие. Целями данных комитетов являются осуществление тщательного анализа отдельных сфер деятельности кредитной организации и соответствующее информирование о результатах данного анализа руководителей кредитной организации, а также улучшение уровня осведомленности руководителей кредитной организации о результатах деятельности специализированных комитетов. Необходимо обратить внимание, что, несмотря на то что во многих кредитных организациях функционируют специализированные комитеты, в их работе есть ряд недостатков. В частности, специализированные комитеты часто подотчетны напрямую исполнительным органам кредитной организации, а не совету директоров, это приводит к тому, что информация от комитетов в первую очередь поступает в правление и лишь потом доходит до сведения совета директоров. Данный фактор следует учитывать, так как исполнительные органы кредитной организации довольно часто проводят субъективную корректировку поступающих данных и перед доведением до сведения совета директоров осуществляют предварительную выборку поступающей от специализированных комитетов информации, что приводит к ее искажению. Данная практика противоречит соответствующим стандартам и рекомендациям по организации корпоративного управления. Специализированные комитеты должны содействовать совету директоров в выработке наиболее актуальных и эффективных стратегический решений в области развития кредитной организации, что, несомненно, является одной из важнейших функций совета директоров кредитной организации.
Соответственно, данные комитеты должны находиться в подчинении совета директоров кредитной организации, и вся аналитическая информация, генерируемая комитетами в ходе их работы, должна своевременно и регулярно поступать именно в совет директоров. В случае когда специализированные комитеты находятся в подчинении совета директоров, существенно снижается вероятность возникновения конфликта интересов между работой кредитной организации по формированию и утверждению стратегических решений и их реализацией на практике.
Приведенный анализ показал, что институт корпоративного управления в кредитных организациях имеет ряд существенных особенностей, которые отличают его от корпоративного управления в иных организациях. Корпоративное управление в кредитных организациях отличает меньшая информационная прозрачность по сравнению с иными сферами деятельности, в отличие от других сфер деятельности, значение управления рисками является важнейшим элементом внутреннего контроля. Также корпоративное управление в кредитных организациях отличает высокий уровень регулирования со стороны государства, что обусловлено особым значением кредитных организаций в экономической системе государства. Необходимо отметить, что в кредитных организациях присутствует иная, чем в организациях нефинансового сектора, структура финансово заинтересованных лиц, так как в качестве финансово заинтересованных лиц выступают не только многочисленные контрагенты кредитной организации, но и вкладчики как специфические кредиторы, что в конечном счете существенно влияет на корпоративное управление в кредитной организации.

Литература

1. Агеев А.Б. Создание современной системы корпоративного управления в акционерных обществах: вопросы теории и практики. М.: Волтерс Клувер, 2010.
2. Ивашковская И.В. Проблемное поле корпоративного управления: исследовательские идеи и результаты // Экономическая наука современной России. 2008. N 1. С. 8 - 21.
3. Benton E. Gup, Corporate Governance in Banking: A Global Perspective, 2010.
4. Berle A., Means G. The modern Corporation and Private Property. New York: Macmillan, 1932.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

16 мая 2017 г.
Проект федерального закона "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект направлен на устранение избыточности правового регулирования в части установления ответственности за нарушение условий гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с требованиями лесного законодательства. Во избежание возникновения временного разрыва, в течение которого лица, нарушающие условия договора безвозмездного пользования лесным участком, будут освобождены от какой-либо ответственности, часть 4 статьи 8.25 КоАП предлагается признать утратившей силу с 1 марта 2018 года.




27 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 162019-7 "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" и статью 11.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект разработан в целях принятия дополнительных мер противодействия актам незаконного вмешательства и обеспечения общественной безопасности, а также устранения противоречий положений статьи 12 Федерального закона от 6 июля 2016 года № 374-Ф3 отдельным нормам законодательства Российской Федерации. Статьей 12 федерального закона № 374-Ф3 внесены изменения в Федеральный закон от 30 июня 2003 года №87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности". 




13 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 148799-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Целями законопроекта являются расширение сферы применения электронного документооборота и установление единого порядка электронного страхования для физических и юридических лиц; привлечение к реализации услуг страховых посредников (агентов и брокеров); устранение неопределенности в части обязанности медицинских учреждений предоставлять информацию о специальной категории персональных данных пациентов при наличии соответствующего разрешения субъекта персональных данных либо его законного представителя/наследника). 




4 апреля 2017 г.
Президентом РФ подписан Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"

Основная цель данного Федерального закона - совершенствование регулирования осуществления трансграничных переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Кроме этого, Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 59 ФЗ  направлен на устранение негативных последствий запрета на деятельность российских платежных систем на территории Украины, введенного 17 октября 2016 г.




1 апреля 2017 г.
Проект федерального закона № 137655-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"... "

Законопроект разработан в целях развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и направлен на обеспечение взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме без дублирования документов на бумажных носителях при предоставлении услуги по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.



В центре внимания:


Понятие bail-in и его законодательное регулирование за рубежом (Храпова М.О.)

Дата размещения статьи: 07.04.2017

подробнее>>

Совершенствование банковского законодательства с учетом принципов банковской деятельности (Самигулина А.В.)

Дата размещения статьи: 05.04.2017

подробнее>>

Информация Банка России о ключевой ставке: правовое значение и функции (Кондукторов А.С.)

Дата размещения статьи: 20.03.2017

подробнее>>

Лимитная политика банка (Пашков Р., Юденков Ю.)

Дата размещения статьи: 15.03.2017

подробнее>>

Спокойное плавание (Тихонов С.)

Дата размещения статьи: 21.02.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта