Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Лизинг > Процедура закупки имущества в лизинг отдельными видами юридических лиц (Тепкина А.В.)

Процедура закупки имущества в лизинг отдельными видами юридических лиц (Тепкина А.В.)

Дата размещения статьи: 14.10.2016

Лизинг в России зарекомендовал себя как одна из альтернативных кредитованию форм инвестирования в приобретение основных средств. Развитие экономики России сложно представить без инвестиций в дальнейшее техническое перевооружение страны. В связи с этим обновление основных средств отдельными видами юридических лиц, а также для государственных и муниципальных нужд посредством лизинга является актуальным и в некоторых случаях довольно сложным процессом.
В настоящей статье будут освещены процедуры закупки имущества в лизинг в соответствии с положениями Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) <1> с учетом случаев применения Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) <2>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" // Собрание законодательства. 2011. N 30. Ст. 4571.
<2> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.

Для начала следует определиться с тем, в каких случаях подлежит применению тот или иной закон при приобретении имущества в лизинг. Несмотря на кажущуюся простоту вопроса, не все так однозначно в вопросе определения подлежащего применению закона.
Закон N 44-ФЗ применяется для закупки услуг государственными и муниципальными заказчиками в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд. Кроме того, Закон N 44-ФЗ подлежит применению и в иных случаях. Во-первых, если заказчики, действующие в соответствии с Законом N 223-ФЗ, не разместили положение о закупке в единой информационной системе, то они в соответствии со статьей 8 Закона N 223-ФЗ должны руководствоваться Законом N 44-ФЗ.
Во-вторых, в соответствии с правовой позицией ФАС России, изложенной в письме N ИА/44025/12 от 24.12.2012 <3>, в положении о закупках должны быть определены процедуры закупки конкретных товаров или услуг. Более того, если утвержденными и размещенными на официальном сайте правовыми актами (правовым актом), устанавливающими правила закупки, не урегулированы отдельные виды закупок заказчика, в отношении таких закупок положение о закупке считается не размещенным в порядке, установленном Законом N 223-ФЗ. Следовательно, при проведении таких закупок заказчик должен руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ.
--------------------------------
<3> Письмо ФАС России от 24.12.2012 N ИА/44025/12 "О направлении разъяснений по вопросам применения Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Документ опубликован не был. Документ доступен по ссылке: http://docs.cntd.ru/document/499036383.

В-третьих, при невыполнении заказчиком, действующим в соответствии с Законом N 223-ФЗ, обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства либо размещении недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенной в отчет, предусмотренный частью 21 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, или неразмещении указанного отчета в единой информационной системе заказчик при закупке руководствуется положениями Закона N 44-ФЗ.
В-четвертых, если заказчик, действующий в соответствии с Законом N 223-ФЗ, получает средства из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности, то на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются с 01.01.2017 положения Закона N 44-ФЗ (п. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ). При этом под капитальными вложениями в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" <4> понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 9. Ст. 1096.

В-пятых, если заказчик осуществляет закупку в интересах и по поручению органов государственной власти, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, Госкорпорации "Росатом", на безвозмездной основе на основании договоров (соглашений) с перечисленными субъектами, то на такие закупки распространяется Закон N 44-ФЗ (п. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
Если в результате анализа установлено, что подлежит применению Закон N 44-ФЗ, то следующий шаг - необходимо убедиться, что приобретаемое имущество не подпадает под запрет, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации N 656 от 14.07.2014 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Теперь остановимся подробнее на самой процедуре приобретения имущества в лизинг в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
Положение о закупках должно содержать описание конкретного порядка приобретения имущества в финансовую аренду (лизинг) или как минимум описание процедуры приобретения финансовых услуг или услуг по финансовому посредничеству. При этом следует отметить, что если в положении о закупках отсутствует процедура приобретения имущества в лизинг, то такая закупка может быть расценена как приобретенная в отсутствие положения, размещенного согласно требованиям Закона N 223-ФЗ. Антимонопольным органом такая ситуация может быть расценена как нарушение Закона N 44-ФЗ, подлежащего применению, и в результате лизингодатель также может быть привлечен к административной ответственности.
Как известно, одной из особенностей лизинга является приобретение имущества у выбранного одной из сторон продавца (статья 2 Федерального закона от 29.10.2008 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" <5>, далее - Закон о лизинге). Для целей приобретения имущества в лизинг государственными и муниципальными учреждениями была упразднена предпринимательская цель лизинга и введен ряд ограничений. Например, в договоре лизинга, если лизингополучателем является государственное или муниципальное учреждение, должно предусматриваться обязательство лизингодателя самостоятельно определять продавца имущества (п. 1 ст. 9.1 Закона о лизинге). Эта норма в первую очередь направлена на защиту интересов государственных и муниципальных учреждений на случай возникновения претензий к продавцу в связи с нарушением договора купли-продажи. Согласно п. 2 статьи 670 ГК РФ данные учреждения, будучи лизингополучателями, смогут предъявлять требования продавцу и лизингодателю как солидарным должникам.
--------------------------------
<5> Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 44. Ст. 5394.

Тем не менее выбор продавца лизингополучателем возможен в рамках процедур, предусмотренных как Законом N 44-ФЗ (за исключением бюджетных учреждений), так и Законом N 223-ФЗ.
Процедура закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ может проводиться в два этапа, когда в первую очередь выбирается лизингодатель, потом - продавец, а также в один этап, когда происходит одновременный выбор продавца и лизингодателя. Каких-либо требований закона на этот счет нет, поэтому заказчики вправе самостоятельно структурировать процедуру закупки лизинговой услуги. Со своей стороны можем отметить, что имеется определенный дисбаланс между логикой заключения договора лизинга и проведением закупки, где выбор продавца лежит на лизингополучателе. Идея лизинга подразумевает первичность заключения договора лизинга между лизингодателем и лизингополучателем, а уже затем договора купли-продажи предмета лизинга между продавцом и лизингодателем. При этом выбор заказчиком продавца не подразумевает заключение с ним договора купли-продажи предмета лизинга. Следовательно, выбирая продавца, заказчику необходимо информировать участников, что закупка производится не с целью непосредственной покупки заказчиком, а с целью выбора контрагента для лизингодателя. При одноэтапной закупке участники не будут знать о том, кто является лизингодателем. Хотя из статьи 667 ГК РФ следует, что продавец должен быть уведомлен лизингодателем, имущество приобретается для целей лизинга.
Даже если закупка будет проведена последовательно в два этапа, выбор продавца будет сделан лизингополучателем, то в итоге заказчик будет выступать стороной только в договоре лизинга. Следовательно, если условиями участия в процедуре закупки будет поставка имущества в течение определенного срока, а продавец нарушит этот срок или вообще не поставит имущество, то риск быть признанным недобросовестным поставщиком лежит на лизингодателе, несмотря на то что выбор сделан лизингополучателем.
Среди конкретных закупочных процедур, предусмотренных Законом N 223-ФЗ, выделим приобретение в лизинг имущества у единственного поставщика и запрос предложений, поскольку позволяют использовать форму договора лизинга, принятую у лизингодателя. При этом такая возможность должна быть также предусмотрена положением о закупках и документацией о закупке.
Для сравнения: закупка имущества в лизинг в соответствии с Законом N 44-ФЗ возможна только в форме электронного аукциона <6>.
--------------------------------
<6> Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р к услугам, приобретаемым посредством электронного аукциона, отнесены услуги по финансовому посредничеству, куда входит и лизинг согласно ОКПД (код 65.21).

Таким образом, заказчику, планирующему приобретать имущество в лизинг, необходимо довольно подробно прописывать процедуру закупки имущества в лизинг в соответствующей документации, учитывать особенности структуры лизинговых правоотношений, а лизинговым компаниям следует проводить глубокий анализ документации о закупках, проверять наличие факторов, влекущих применение Закона N 44-ФЗ, если закупка производится в соответствии с Законом N 223-ФЗ, а также прогнозировать риск наступления ответственности за нарушение законодательства о закупках.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Лизинг взаймы (Царев К.)

Дата размещения статьи: 20.12.2017

подробнее>>

Банкротство лизингополучателя: опасная тенденция суда (Мартьянов М.)

Дата размещения статьи: 24.10.2017

подробнее>>

Страховое возмещение. Как отразить в учете утрату застрахованного предмета лизинга (Бурсулая Т.)

Дата размещения статьи: 19.10.2017

подробнее>>

Трехсторонний договор. Учет по договору лизинга у продавца (Ланина И.)

Дата размещения статьи: 27.04.2017

подробнее>>

Об учете лизингополучателем предмета лизинга, числящегося на его балансе (Ермошина Е.Л.)

Дата размещения статьи: 21.02.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта