Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Лизинг > Процедура закупки имущества в лизинг отдельными видами юридических лиц (Тепкина А.В.)

Процедура закупки имущества в лизинг отдельными видами юридических лиц (Тепкина А.В.)

Дата размещения статьи: 14.10.2016

Лизинг в России зарекомендовал себя как одна из альтернативных кредитованию форм инвестирования в приобретение основных средств. Развитие экономики России сложно представить без инвестиций в дальнейшее техническое перевооружение страны. В связи с этим обновление основных средств отдельными видами юридических лиц, а также для государственных и муниципальных нужд посредством лизинга является актуальным и в некоторых случаях довольно сложным процессом.
В настоящей статье будут освещены процедуры закупки имущества в лизинг в соответствии с положениями Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) <1> с учетом случаев применения Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) <2>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" // Собрание законодательства. 2011. N 30. Ст. 4571.
<2> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.

Для начала следует определиться с тем, в каких случаях подлежит применению тот или иной закон при приобретении имущества в лизинг. Несмотря на кажущуюся простоту вопроса, не все так однозначно в вопросе определения подлежащего применению закона.
Закон N 44-ФЗ применяется для закупки услуг государственными и муниципальными заказчиками в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд. Кроме того, Закон N 44-ФЗ подлежит применению и в иных случаях. Во-первых, если заказчики, действующие в соответствии с Законом N 223-ФЗ, не разместили положение о закупке в единой информационной системе, то они в соответствии со статьей 8 Закона N 223-ФЗ должны руководствоваться Законом N 44-ФЗ.
Во-вторых, в соответствии с правовой позицией ФАС России, изложенной в письме N ИА/44025/12 от 24.12.2012 <3>, в положении о закупках должны быть определены процедуры закупки конкретных товаров или услуг. Более того, если утвержденными и размещенными на официальном сайте правовыми актами (правовым актом), устанавливающими правила закупки, не урегулированы отдельные виды закупок заказчика, в отношении таких закупок положение о закупке считается не размещенным в порядке, установленном Законом N 223-ФЗ. Следовательно, при проведении таких закупок заказчик должен руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ.
--------------------------------
<3> Письмо ФАС России от 24.12.2012 N ИА/44025/12 "О направлении разъяснений по вопросам применения Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Документ опубликован не был. Документ доступен по ссылке: http://docs.cntd.ru/document/499036383.

В-третьих, при невыполнении заказчиком, действующим в соответствии с Законом N 223-ФЗ, обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства либо размещении недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенной в отчет, предусмотренный частью 21 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, или неразмещении указанного отчета в единой информационной системе заказчик при закупке руководствуется положениями Закона N 44-ФЗ.
В-четвертых, если заказчик, действующий в соответствии с Законом N 223-ФЗ, получает средства из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности, то на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются с 01.01.2017 положения Закона N 44-ФЗ (п. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ). При этом под капитальными вложениями в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" <4> понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 9. Ст. 1096.

В-пятых, если заказчик осуществляет закупку в интересах и по поручению органов государственной власти, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, Госкорпорации "Росатом", на безвозмездной основе на основании договоров (соглашений) с перечисленными субъектами, то на такие закупки распространяется Закон N 44-ФЗ (п. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
Если в результате анализа установлено, что подлежит применению Закон N 44-ФЗ, то следующий шаг - необходимо убедиться, что приобретаемое имущество не подпадает под запрет, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации N 656 от 14.07.2014 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Теперь остановимся подробнее на самой процедуре приобретения имущества в лизинг в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
Положение о закупках должно содержать описание конкретного порядка приобретения имущества в финансовую аренду (лизинг) или как минимум описание процедуры приобретения финансовых услуг или услуг по финансовому посредничеству. При этом следует отметить, что если в положении о закупках отсутствует процедура приобретения имущества в лизинг, то такая закупка может быть расценена как приобретенная в отсутствие положения, размещенного согласно требованиям Закона N 223-ФЗ. Антимонопольным органом такая ситуация может быть расценена как нарушение Закона N 44-ФЗ, подлежащего применению, и в результате лизингодатель также может быть привлечен к административной ответственности.
Как известно, одной из особенностей лизинга является приобретение имущества у выбранного одной из сторон продавца (статья 2 Федерального закона от 29.10.2008 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" <5>, далее - Закон о лизинге). Для целей приобретения имущества в лизинг государственными и муниципальными учреждениями была упразднена предпринимательская цель лизинга и введен ряд ограничений. Например, в договоре лизинга, если лизингополучателем является государственное или муниципальное учреждение, должно предусматриваться обязательство лизингодателя самостоятельно определять продавца имущества (п. 1 ст. 9.1 Закона о лизинге). Эта норма в первую очередь направлена на защиту интересов государственных и муниципальных учреждений на случай возникновения претензий к продавцу в связи с нарушением договора купли-продажи. Согласно п. 2 статьи 670 ГК РФ данные учреждения, будучи лизингополучателями, смогут предъявлять требования продавцу и лизингодателю как солидарным должникам.
--------------------------------
<5> Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 44. Ст. 5394.

Тем не менее выбор продавца лизингополучателем возможен в рамках процедур, предусмотренных как Законом N 44-ФЗ (за исключением бюджетных учреждений), так и Законом N 223-ФЗ.
Процедура закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ может проводиться в два этапа, когда в первую очередь выбирается лизингодатель, потом - продавец, а также в один этап, когда происходит одновременный выбор продавца и лизингодателя. Каких-либо требований закона на этот счет нет, поэтому заказчики вправе самостоятельно структурировать процедуру закупки лизинговой услуги. Со своей стороны можем отметить, что имеется определенный дисбаланс между логикой заключения договора лизинга и проведением закупки, где выбор продавца лежит на лизингополучателе. Идея лизинга подразумевает первичность заключения договора лизинга между лизингодателем и лизингополучателем, а уже затем договора купли-продажи предмета лизинга между продавцом и лизингодателем. При этом выбор заказчиком продавца не подразумевает заключение с ним договора купли-продажи предмета лизинга. Следовательно, выбирая продавца, заказчику необходимо информировать участников, что закупка производится не с целью непосредственной покупки заказчиком, а с целью выбора контрагента для лизингодателя. При одноэтапной закупке участники не будут знать о том, кто является лизингодателем. Хотя из статьи 667 ГК РФ следует, что продавец должен быть уведомлен лизингодателем, имущество приобретается для целей лизинга.
Даже если закупка будет проведена последовательно в два этапа, выбор продавца будет сделан лизингополучателем, то в итоге заказчик будет выступать стороной только в договоре лизинга. Следовательно, если условиями участия в процедуре закупки будет поставка имущества в течение определенного срока, а продавец нарушит этот срок или вообще не поставит имущество, то риск быть признанным недобросовестным поставщиком лежит на лизингодателе, несмотря на то что выбор сделан лизингополучателем.
Среди конкретных закупочных процедур, предусмотренных Законом N 223-ФЗ, выделим приобретение в лизинг имущества у единственного поставщика и запрос предложений, поскольку позволяют использовать форму договора лизинга, принятую у лизингодателя. При этом такая возможность должна быть также предусмотрена положением о закупках и документацией о закупке.
Для сравнения: закупка имущества в лизинг в соответствии с Законом N 44-ФЗ возможна только в форме электронного аукциона <6>.
--------------------------------
<6> Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р к услугам, приобретаемым посредством электронного аукциона, отнесены услуги по финансовому посредничеству, куда входит и лизинг согласно ОКПД (код 65.21).

Таким образом, заказчику, планирующему приобретать имущество в лизинг, необходимо довольно подробно прописывать процедуру закупки имущества в лизинг в соответствующей документации, учитывать особенности структуры лизинговых правоотношений, а лизинговым компаниям следует проводить глубокий анализ документации о закупках, проверять наличие факторов, влекущих применение Закона N 44-ФЗ, если закупка производится в соответствии с Законом N 223-ФЗ, а также прогнозировать риск наступления ответственности за нарушение законодательства о закупках.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

17 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 124991-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Целью законопроекта является совершенствование законодательства, регулирующего туристскую деятельность. Законопроектом предлагается изложить в новой редакции определение понятия "туристский информационный центр" и предусмотреть в данном определении, что туристские информационные центры информируют об объектах туристской индустрии не только физических, но и юридических лиц.




10 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 120190-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации"

Законопроект направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере градостроительства и устранение несоответствия разграничения полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, а также повышение эффективности контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.




4 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 114268-7 "Об альтернативных видах моторного топлива"

Законопроектом устанавливаются правовые основы производства и использования альтернативных видов моторного топлива в Российской Федерации. Принятие законопроекта будет способствовать развитию экономики России, сельскохозяйственного производства и наращиванию экспортного потенциала страны. Кроме того, это позволит снизить стоимость грузовых и пассажирских перевозок и улучшить экологическую обстановку в городах Российской Федерации.




28 февраля 2017 г.
Проект Федерального закона № 112351-7 "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"

Законопроект разработан в целях урегулирования вопросов, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также совершенствования применения норм Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".




22 февраля 2017 г.
Проект федерального закона № 108659-7 "О внесении изменений в ФЗ "О лотереях" и ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российско

Законопроект направлен на ограничение кредитными организациями, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами, платежными агентами переводов и приема денежных средств в пользу лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр, деятельность по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации.



В центре внимания:


Об учете лизингополучателем предмета лизинга, числящегося на его балансе (Ермошина Е.Л.)

Дата размещения статьи: 21.02.2017

подробнее>>

12 мая 2016 года принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства". Есть ли в этом документе что-то, на что необходимо обратить внимание представителю юридического департамента лизинговой компании? (Зимарев К.)

Дата размещения статьи: 01.02.2017

подробнее>>

Правовая природа требования о взыскании сальдо по договору лизинга (Зимарев К.А.)

Дата размещения статьи: 01.12.2016

подробнее>>

Учет НДС лизингополучателем (Казаков Е.С.)

Дата размещения статьи: 22.10.2016

подробнее>>

Процедура закупки имущества в лизинг отдельными видами юридических лиц (Тепкина А.В.)

Дата размещения статьи: 14.10.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта