Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Пришкольный участок-огород (Фимина Н.В.)

Пришкольный участок-огород (Фимина Н.В.)

Дата размещения статьи: 15.10.2016

В настоящее время многие школы сохранили свои участки-огороды, поскольку наличие пришкольного участка играет большую роль в воспитании школьников. Данная статья посвящена учетным и общеправовым моментам организации работ на пришкольном участке с тем, чтобы минимизировать риск претензий со стороны специалистов контролирующих ведомств.

Наличие пришкольного участка-огорода - право или обязанность учреждения?

Согласно Положению об учебно-опытном участке общеобразовательной школы, утвержденному Приказом Министерства просвещения РСФСР от 02.06.1986 N 140, учебно-опытный участок должен был создаваться в начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школах, школах-интернатах всех типов для проведения в 1 - 11 классах учебных занятий:
- по трудовому обучению;
- природоведению, биологии;
- организации общественно полезного, производительного труда;
- внеклассной юннатской, опытнической и природоохранительной работы.
Однако в настоящее время данный документ утратил силу (Приказ Минобрнауки России от 09.12.2011 N 2816).
В нормах сегодняшних правовых актов нет упоминания об обязательном наличии в образовательном учреждении пришкольного участка-огорода.
В соответствии с п. 4 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10), согласно которым территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Озеленение предусматривают из расчета не менее 50% площади его территории. При размещении территории общеобразовательного учреждения на границе с лесными и садовыми массивами допускается сокращать площадь озеленения на 10%.
Однако данное требование может быть выполнено и без выделения на территории школы участка-огорода. Поэтому при ответе на вопрос, вынесенный в подзаголовок данного раздела, следует иметь в виду, что речь идет о праве, а не об обязанности.
Другой важный вопрос: если пришкольный огород все-таки организован, обязательно ли он должен находиться на территории, прилегающей к участку, занятому зданием школы? Такого требования в законодательстве нет. Однако, если участок располагается за основной территорией школы, наличие ограждения для обеспечения безопасности учащихся является обязательным. Подтверждают это и материалы судебной практики (см. Решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 20.02.2012 по делу N 2-212).

Как учитывать урожай?

Иногда пришкольный участок используется для выращивания овощей. Но чаще всего сбор урожая не является в данном случае основной целью образовательного учреждения. Пришкольный участок по большей части используется как основной источник наглядного материала, например для уроков биологии.
Поэтому к учету выращенных на участке овощей учреждения часто подходят с известной долей небрежности. В таком случае специалисты проверяющих ведомств могут зафиксировать нарушение. Так, по материалам проверки деятельности одного из образовательных учреждений контролеры, заметив, что на участке выращивается картофель, указали в акте, что в нарушение п. п. 121 - 123 Инструкции по применению Единого плана счетов (утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н) в учреждении не велся учет выращенного на пришкольном участке картофеля <1>.
--------------------------------
<1> См. информацию на официальном сайте Управления образования и молодежной политики администрации Уссурийского городского округа http://ussobr.ru/ (меню: Финансово-экономическая деятельность - Документы - Отчеты - Результаты контроля за деятельностью образовательных учреждений - Отчет по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности Муниципального казенного образовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа с. Корфовка" Уссурийского городского округа за период с 01.09.2012 по 30.09.2013).

Упомянутые контролерами нормы касаются учета готовой продукции на счете 10500 "Материальные запасы", содержащем аналитический код вида синтетического счета 7 "Готовая продукция". На данном счете учитывается продукция, изготовленная в учреждении для целей продажи. На дату выпуска продукции (на дату принятия к учету) готовая продукция принимается к учету по плановой (нормативно-плановой) себестоимости (п. 122 Инструкции N 157н).
Разумеется, в случае с овощами, выращенными на пришкольном участке образовательного учреждения, ни о какой продаже на сторону речи, как правило, не идет. Перевод готовой продукции в состав материальных запасов в целях ее использования для нужд учреждения осуществляется по фактической себестоимости, признаваемой фактической (первоначальной) стоимостью объекта (п. 123 Инструкции N 157н). При этом об упомянутом переводе можно говорить, если выращенные овощи используются при приготовлении еды в столовой школы. Здесь, однако, нормы действующего законодательства РФ устанавливают ряд ограничений.
Рассмотрим типичный пример из судебной практики - Решение Знаменского районного суда Омской области от 19.03.2012 по делу N 2-22/2012. По материалам данного дела прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга несовершеннолетних лиц с исковым заявлением о признании деятельности МКОУ "Основная общеобразовательная школа" по использованию выращенных на пришкольном участке овощей при приготовлении пищи обучающимся незаконной, обязании заключить договор производственного контроля.
Требования прокурора были основаны на том, что у МКОУ "ООШ" имелся земельный участок, расположенный в деревне, на котором производилось выращивание овощей, которые в дальнейшем использовались при приготовлении пищи несовершеннолетним обучающимся.
Прокурор посчитал указанную деятельность образовательного учреждения незаконной, мотивируя исковые требования тем, что, согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ИП и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции, целью которых в соответствии со ст. 32 указанного Закона является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Суд такую позицию полностью поддержал, указав, что, согласно п. 6.28 СанПиН 2.4.5.2409-08 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45), в питании обучающихся допускается использование продовольственного сырья растительного происхождения, выращенного в организациях сельскохозяйственного назначения, на учебно-опытных и садовых участках, в теплицах образовательных учреждений, при наличии результатов лабораторно-инструментальных исследований указанной продукции, подтверждающих ее качество и безопасность.
Деятельность МКОУ "ООШ", связанная с использованием овощей, выращенных на пришкольном участке, в питании обучающихся, была признана не соответствующей законодательству.
Таким образом, очевидно, что само по себе выращивание овощей на пришкольном участке влечет иногда возникновение дополнительных спорных моментов.

Как вести учет деревьев?

Согласно п. 38 Инструкции N 157н материальные объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, для осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, принимаются к учету в качестве основных средств. Деревья, расположенные на школьной территории, данному критерию соответствуют.
Поэтому учет данных объектов имущества на счете 10500000 "Материальные запасы" является нарушением. Саженцы следует относить на счет 10600000 "Вложения в нефинансовые активы" с последующим вводом в эксплуатацию.
Деревья относятся к категории имущества "многолетние насаждения". Их учет организуется по особым правилам, которые лучше прописать в учетной политике. При этом актуальным является вопрос: может ли образовательное учреждение вообще не регулировать данный аспект в своих внутренних документах? Ведь, по сути, собственно для осуществления образовательной деятельности учреждения факт наличия или отсутствия деревьев на пришкольном участке основополагающим не является.
Анализ норм законодательства и материалов проверок (как образовательных, так и иных учреждений) свидетельствует о том, что лучше все же в учетной политике данный вопрос урегулировать. Например, в одном из отчетов, размещенных на официальном сайте Контрольно-счетной палаты муниципального образования г. Саратов <2>, в качестве нарушения было зафиксировано следующее.
--------------------------------
<2> http://www.kspsaratov.ru (меню: Главная - Деятельность палаты - 2012 - Информация о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 2 им. В.И. Разумовского").

Многолетние насаждения (отдельно стоящие деревья) как объект основных средств общей первоначальной стоимостью 247,2 тыс. руб. учитывались без ведения аналитического учета по сортам деревьев, количеству, возрасту и их местонахождению. В качестве инвентарного объекта многолетних насаждений может учитываться не каждое отдельное дерево (куст), а совокупность деревьев (кустов), обособленная по признакам: вид, дата закладки, количество деревьев (кустов), номер участка (полосы), площадь в квадратных метрах. Таким образом, бюджетному учреждению было дано право самостоятельно определять, каким образом учитывать деревья. Однако учреждение не воспользовалось предоставленным ему правом, так как ни в учетной политике, ни в каком-либо другом локальном акте не утвержден порядок учета многолетних насаждений.
Еще одна распространенная ошибка при организации учета деревьев связана с тем, что некоторые практикующие специалисты считают деревья частью общего комплекса (здания) образовательного учреждения. Между тем озеленительные и декоративные многолетние насаждения и кустарники не могут входить в состав здания учреждения.
Имея разный срок полезного использования, данные виды имущества должны числиться самостоятельными инвентарными объектами. Кроме того, в соответствии с п. 45 Инструкции N 157н и ОКОФ объекты, не относящиеся к важнейшим пристройкам, приспособлениям или принадлежностям основного средства, являются отдельными конструктивно обособленными предметами, предназначенными для выполнения определенных самостоятельных функций, либо самостоятельными объектами <3>.
--------------------------------
<3> См. обзор нарушений по итогам ревизий (проверок) финансово-хозяйственной деятельности муниципальных казенных образовательных учреждений, выявленных в 2012 г., от 16.01.2013 N 28, размещенный на официальном сайте администрации ЗАТО г. Железногорска Красноярского края www.admk26.ru.

Дополним, что многолетние декоративные озеленительные насаждения следует относить в группу "Прочие основные средства со сроком полезного использования свыше 30 лет", код по ОКОФ 18 0160000 "Многолетние насаждения" (десятая амортизационная группа).

Можно ли привлекать школьников к работам на пришкольном участке?

Обязательное привлечение школьников к работам на пришкольном участке невозможно, и вот почему.
Согласно ч. 4 ст. 34 Закона N 273-ФЗ обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательного учреждения. При этом привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
Таким образом, важнейшим условием привлечения ребенка к труду в образовательном учреждении является наличие добровольного согласия его и его родителей (законных представителей). Данное согласие может быть оформлено в форме отдельного документа (заявления, соглашения), либо условие об этом должно содержаться в договоре между образовательным учреждением и родителями.
В случае если добровольное согласие от ребенка и его родителей (законных представителей) не получено, а ребенок тем не менее привлекается к труду, это является принудительным трудом, который, согласно ст. 37 Конституции РФ и ст. 4 Трудового кодекса РФ, запрещен.
Данной позиции придерживаются работники прокуратуры <4>. Поэтому иной подход при решении данного вопроса администрацией образовательного учреждения может явиться причиной жалоб граждан в прокуратуру.
--------------------------------
<4> См., например, информацию, размещенную на официальном сайте муниципального района Большечерниговский Самарской области http://chernig.samregion.ru/, раздел "Прокуратура разъясняет - Имеют ли право в школе заставлять детей убираться в классах".

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

27 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 162019-7 "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" и статью 11.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект разработан в целях принятия дополнительных мер противодействия актам незаконного вмешательства и обеспечения общественной безопасности, а также устранения противоречий положений статьи 12 Федерального закона от 6 июля 2016 года № 374-Ф3 отдельным нормам законодательства Российской Федерации. Статьей 12 федерального закона № 374-Ф3 внесены изменения в Федеральный закон от 30 июня 2003 года №87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности". 




13 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 148799-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Целями законопроекта являются расширение сферы применения электронного документооборота и установление единого порядка электронного страхования для физических и юридических лиц; привлечение к реализации услуг страховых посредников (агентов и брокеров); устранение неопределенности в части обязанности медицинских учреждений предоставлять информацию о специальной категории персональных данных пациентов при наличии соответствующего разрешения субъекта персональных данных либо его законного представителя/наследника). 




4 апреля 2017 г.
Президентом РФ подписан Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"

Основная цель данного Федерального закона - совершенствование регулирования осуществления трансграничных переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Кроме этого, Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 59 ФЗ  направлен на устранение негативных последствий запрета на деятельность российских платежных систем на территории Украины, введенного 17 октября 2016 г.




1 апреля 2017 г.
Проект федерального закона № 137655-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"... "

Законопроект разработан в целях развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и направлен на обеспечение взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме без дублирования документов на бумажных носителях при предоставлении услуги по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.




27 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 133709-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Трудовой кодекс Российской Федерации"

Целью законопроекта является установление дополнительных гарантий по оплате труда работников, при банкротстве работодателя. В частности, предлагается обеспечивать погашение требования об оплате труда работников должника вне очереди за счет денежных средств, накопленных должником и размещенных на специальном счете эскроу (ст. 860.7 ГК РФ), открытом в соответствии с проектируемой законопроектом ст. 130.1 ТК РФ ("Гарантия прав работников на вознаграждение за труд в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности").



В центре внимания:


Нормы служебной нагрузки судей: статистический метод или показатель качества правосудия? (Бурдина Е.В.)

Дата размещения статьи: 28.04.2017

подробнее>>

Под покровом тайны: запрет разглашать результаты голосования в Конституционном Суде Российской Федерации (Кряжкова О.Н.)

Дата размещения статьи: 28.04.2017

подробнее>>

Проблемы реализации конституционного права на охрану здоровья лиц, осужденных к лишению свободы (Климова Д.В.)

Дата размещения статьи: 28.04.2017

подробнее>>

Проблемы закрепления антикоррупционных стандартов в области государственной и муниципальной службы (Антонова Н.А.)

Дата размещения статьи: 28.04.2017

подробнее>>

Борьба с коррупцией в спорте: международный и внутригосударственный опыт (Пешин Н.Л.)

Дата размещения статьи: 28.04.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта