Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Несостоятельность (банкротство) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей > Управляющий в деле о банкротстве (опыт России, Китая и США) (Стрелкова И.И.)

Управляющий в деле о банкротстве (опыт России, Китая и США) (Стрелкова И.И.)

Дата размещения статьи: 17.10.2016

Процедуры несостоятельности в Российской Федерации, Китае и США проходят при активном участии управляющего, функции которого состоят в контроле над действиями должника и его имуществом, обеспечении законности и эффективности процедур банкротства. При этом роль управляющего не исчерпывается действиями в интересах должника и его кредиторов: оказывая помощь всем участникам процедур банкротства, управляющий одновременно действует в интересах общества, поскольку институт несостоятельности (банкротства) в рыночных условиях представляет собой необходимый для оздоровления экономики механизм. Этот подход к регулированию роли управляющего объединяет законодательство о банкротстве России, США и Китая. Несмотря на некоторые различия в применяемой терминологии и существующие в этих страх особенности статуса управляющих в деле о банкротстве, многие аспекты регулирования данного института совпадают. Назначение управляющего, отстранение от исполнения обязанностей, осуществление полномочий управляющего проходят под контролем суда, что также дает почву для проведения сравнения.
Применительно к арбитражному управляющему в законодательстве Российской Федерации употребляются разные термины, каждый из которых связан с определенными процедурами банкротства: временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий, финансовый управляющий. Во всех случаях речь идет об арбитражных управляющих, утвержденных арбитражным судом <1>.
--------------------------------
<1> О несостоятельности (банкротстве): Федер. закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (в ред. от 29.12.2015, с изм. и доп., вступ. в силу 29.03.2016) // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

Арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, который осуществляет профессиональную деятельность в этом качестве, занимаясь частной практикой. Он должен быть членом одной из саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих и обеспечить страхование своей ответственности. Арбитражный управляющий утверждается арбитражным судом и осуществляет деятельность под контролем суда (наряду с контролем со стороны кредиторов и СРО, членом которой он является); арбитражный суд разрешает и вопрос об отстранении арбитражного управляющего от исполнения обязанностей.
Арбитражный управляющий должен иметь высшее образование и стаж руководящей работы не менее одного года. Общих требований о принадлежности арбитражного управляющего к определенной профессии и наличии высшего образования в конкретной области знаний Законом не предъявляется. В качестве дополнительных требований согласно п. 3 ст. 20.2 Закона требования о наличии у кандидата высшего юридического или экономического образования либо образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника, могут выдвигать конкурсный кредитор или уполномоченный орган, являющиеся заявителями по делу о банкротстве, либо собрание кредиторов.
Не может быть арбитражным управляющим гражданин, имеющий судимость за совершение любых умышленных преступлений, либо лицо, подвергавшееся административному наказанию в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения или лишенное права занимать определенные должности за совершение преступлений.
В США назначение доверительного управляющего в процедурах несостоятельности регулируется нормами The Bankruptcy Code 1978 г. (вступил в силу с 1979 г.) <2>. Доверительным управляющим может быть физическое лицо или корпорация. Доверительный управляющий обязан оформить общее страхование профессиональной ответственности, а также в качестве гарантии добросовестного исполнения своих обязанностей депонировать в суде залог в пользу Соединенных Штатов <3>.
--------------------------------
<2> Законодательство о банкротстве, включая Закон о реформе банкротства от 6 ноября 1978 г., в качестве Титула 11 инкорпорировано в Свод законов США (The United States Code) и поэтому называется Кодексом о банкротстве (The Bankruptcy Code).
<3> The United States Code // URL: https://www.law.cornell.edu/uscode/t (дата обращения: 16.04.2016).

Наряду с доверительными управляющими в США существует институт Государственных федеральных управляющих - конструкция, призванная освободить судью от выполнения административных функций. Государственный федеральный управляющий, назначаемый Генеральным прокурором на срок семь лет, является должностным лицом Министерства юстиции, а соответствующее подразделение Министерства именуется Исполнительное бюро федеральных управляющих США. Государственные федеральные управляющие обеспечивают контроль над процессом банкротства, управление при банкротстве и контроль над частными доверительными управляющими. Государственный федеральный управляющий может назначить доверительного управляющего в деле о банкротстве или вести дело самостоятельно <4>. Именно он, а не суд отбирает и наблюдает за доверительными управляющими. Если назначен доверительный управляющий, он должен работать в контакте с Государственным федеральным управляющим, чтобы обеспечить эффективность и целостность системы банкротства.
--------------------------------
<4> Королев В.В. Интересен ли России законодательный опыт регулирования банкротства физических лиц в США // Юридическая техника. 2013. N 7-1. С. 145.

В Китае институт управляющего в деле о банкротстве появился с принятием Закона КНР "О банкротстве предприятий" 2006 г. (вступил в силу с 1 июня 2007 г.) <5>. Это второй закон о банкротстве, принятый после образования КНР в 1949 г. Ранее действовал Закон КНР "О банкротстве предприятий" 1986 г., который касался исключительно предприятий общенародной собственности (государственных предприятий). Процедура банкротства предприятия согласно ст. 20 Закона должна была контролироваться департаментом, в чьем ведении оно находится <6>. Основная критика ликвидационной комиссии, которая несла ответственность за дела неплатежеспособного предприятия, относилась к ее составу: члены ликвидационной комиссии выбирались судом из числа правительственных чиновников, а не специалистов. Проведение процедур банкротства представляет собой сложную задачу, требующую профессиональных знаний и навыков, которыми правительственные чиновники не обладали <7>.
--------------------------------
<5> Закон КНР "О банкротстве предприятий": принят на 23-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 10-го созыва 27 августа 2006 г. // URL: http://chinalawinfo.ru/economic_law/law_enterprise_bankruptcy.
<6> Закон КНР "О банкротстве предприятий (в опытном порядке)": принят на 18-м заседании Постоянного комитета 6-го общенародного съезда. Опубликован Указом Президента Китайской Народной Республики N 45 от 2 декабря 1986 г. // URL: http://law.uglc.ru/bankruptcy.htm.
<7> Tang Liangyuan. New Issues in Chinese Enterprise Bankruptcy Law P. 4 - 5 // URL: https://www.insol.org/.../New%20Issues%20in%.

Новый Закон о банкротстве 2006 г. распространяет свое действие на всех юридических лиц и отражает современное регулирование несостоятельности в других странах, в особенности в Соединенных Штатах. Он во многом повторяет модель закона о банкротстве США, в том числе и в отношении участия в деле управляющего. После возбуждения дела о банкротстве китайский суд назначает управляющего, подобного доверительному управляющему в Соединенных Штатах <8>.
--------------------------------
<8> Harris D. China's New Bankruptcy Law - First Report From The Ground // URL: http://www.chinalawblog.com/2007/06/chinas_new_bankruptcy_law_firs.html.

Учитывая значение и влияние управляющего на процедуры банкротства, в Китае существуют подробные правила его назначения. Управляющему посвящена глава III Закона КНР "О банкротстве предприятий". Согласно ст. 22 Закона правила назначения и определения суммы вознаграждения управляющего устанавливаются Верховным Народным Судом КНР. Так, высшим судебным органом КНР приняты Положение о назначении управляющих при рассмотрении дел о банкротстве, Положение об определении вознаграждения управляющего при производстве по делам о банкротстве, Положение о некоторых вопросах применения Закона КНР о банкротстве предприятий.
Управляющим может быть организация или физическое лицо, которые зарегистрированы в Реестре управляющих, обновляемом соответствующим судом. В Реестр включаются организации управляющих, юридические фирмы, бухгалтерские фирмы и индивидуальные специалисты, имеющие соответствующие знания и лицензию.
По общему правилу назначаться в качестве управляющего предприятия должна организация. В этом случае народный суд определяет конкретное лицо - члена организации, несущее ответственность за исполнение обязанностей управляющего предприятием-должником.
Физические лица обычно назначаются управляющими в простых делах (с установленными фактами, отсутствием сложностей с установлением требований кредиторов и дебиторской задолженности, относительно высокой концентрации имущества должника). Большинство управляющих - физических лиц являются специалистами юридических и бухгалтерских фирм <9>. Специалист, назначаемый на должность управляющего, должен иметь профессиональные знания, соответствующий квалификационный уровень и обязан участвовать в страховании профессиональной ответственности.
--------------------------------
<9> Jiang Yu. The Curious Case of Inactive Bankruptcy Practice in China: A Comparative Study of U.S. and Chinese Bankruptcy Law // Northwestern Journal of International Law and Business. 2014. Vol. 34. P. 572 - 573 // URL: http://scholarlycommons.law.northwestern.edu/njilb/vol34/iss3/5.

Народный суд может назначить управляющим ликвидационную комиссию, сформированную из сотрудников соответствующих структур и органов или общественной посреднической структуры (юридической фирмы, бухгалтерской фирмы, фирмы по проведению банкротства и ликвидации и т.д.).
Чтобы избежать манипуляций с назначением или потенциального конфликта интересов, управляющий выбирается случайным образом с использованием одного из трех способов: в порядке очередности, жеребьевкой и машинным способом (по типу лотереи). Например, в пекинских судах выбор управляющего по общему правилу проводится по жребию. Народный суд, принявший заявление о признании предприятия банкротом, обращается с поручением о проведении жребия в рабочий отдел по юридической экспертизе и аукционам Народного суда высшей ступени г. Пекина и указывает тип управляющего (организация или физическое лицо). Отдел организует выбор управляющего из Реестра управляющих путем жребия и письменно уведомляет народный суд, принявший заявление, о результатах жребия. После чего народный суд, принявший заявление, изготавливает письменный документ о назначении управляющего <10>.
--------------------------------
<10> Руководство по рассмотрению дел о банкротстве для пекинских судов // URL: http://cnlegal.ru/civil_criminal_administrative_procedure/beijing_bankruptcycasesguidance/.

При проведении процедур банкротства коммерческих банков, брокерских компаний, страховых компаний или важнейших предприятий, имущество которых рассредоточено по всей стране, народные суды вправе выбрать управляющего путем проведения конкурса, для участия в котором приглашаются организации, включенные в реестры управляющих различных народных судов (не менее трех организаций).
Не могут быть управляющими лица, имеющие судимость за умышленные преступления, лица, у которых были ранее отозваны лицензии на ведение профессиональной деятельности в качестве управляющих, лично заинтересованные в деле, и иные лица, которые, по мнению народного суда, не могут занимать должность управляющего.
Вообще, особые требования к управляющему в процедурах банкротства предусмотрены законодательством многих стран. Это необходимо, прежде всего, в интересах кредиторов с тем, чтобы оградить их права и охраняемые законом интересы от нарушений, связанных с непрофессионализмом, некомпетентностью, недобросовестностью и заинтересованностью управляющих <11>. В Великобритании, например, лицензии на право заниматься деятельностью управляющего выдаются лицам, сдавшим профессиональные экзамены, к которым допускаются только дипломированные бухгалтеры или юристы. Французское законодательство о банкротстве также устанавливает требования, согласно которым управляющим может быть назначено лицо, успешно сдавшее экзамены после прохождения интернатуры <12>. Профессия управляющего (судебного администратора) во Франции несовместима с какой-либо иной профессией, кроме профессии юриста. Только юристы на должность управляющих назначаются в Бельгии.
--------------------------------
<11> Кузнецов С.А. Основные проблемы правового института несостоятельности (банкротства): Монография. М.: Инфотропик Медиа, 2015. 304 с.
<12> Дорохина Е.Г. Квалификационные требования к кандидатуре арбитражного управляющего // Современное право. 2004. N 8. С. 24.

Кандидат на роль доверительного управляющего в США должен быть адвокатом (поверенным), бухгалтером, банкиром или кризисным управляющим. Предъявляются и требования к репутации кандидата. Человек, желающий выступить в роли доверительного управляющего, должен представить результаты дактилоскопической экспертизы, сведения об уплате налогов и о кредитной истории; обладать коммуникабельностью, физической и интеллектуальной способностью добросовестно исполнять свои обязанности; быть учтивым и доступным для всех сторон в деле, сохранять беспристрастность и незаинтересованность <13>.
--------------------------------
<13> The Bankruptcy Trustee // URL: http://www.bankruptcy-attorney.com/trustee/index.html.

В качестве вывода можно выделить некоторые общие черты и различия в правовом регулировании института управляющего в деле о банкротстве в России, Китае и США.
1. Арбитражный управляющий в Российской Федерации - это физическое лицо, субъект профессиональной деятельности, осуществляющий частную практику на основе членства в СРО арбитражных управляющих. В этом плане отражается влияние европейского права: в Германии, Франции, Бельгии, Италии, Великобритании, Нидерландах управляющими при банкротстве являются физические лица <14>. В Китае и Соединенных Штатах управляющими могут быть как физические лица (в США Государственный федеральный управляющий или избранный им доверительный управляющий), так и организации (корпорации).
--------------------------------
<14> Сайт Комитета по вопросам собственности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // URL: http://www.komitet2-5.km.duma.gov.ru/.

2. Суды в России и США санкционируют (утверждают) назначение управляющего и отстранение его от должности, а также обеспечивают судебный контроль над действиями управляющего в ходе проводимых им процедур. В Китайской Народной Республике обязанность выбора, назначения управляющего и контроля над ним возложена непосредственно на народный суд.
3. Законодательством России, США и Китая установлено требование о предоставлении финансовых гарантий ответственности управляющего в процедурах банкротства путем страхования профессиональной ответственности управляющих. В США, кроме того, необходимо предоставление доверительным управляющим финансовых гарантий в пользу Соединенных Штатов путем внесения залога на депозит суда.
4. Требования к квалификации и репутации физического лица - управляющего содержатся в законодательстве многих стран, в том числе США, Китая и России. Недостатком российского законодательства о банкротстве, на наш взгляд, является то, что ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" специальность или направление высшего образования, которым должен обладать арбитражный управляющий, не конкретизирует, предоставляя право кредиторам предъявлять дополнительные требования о наличии у кандидата высшего юридического или экономического образования. Подобный подход ставит в неравное положение должников, а также не способствует повышению профессионализма арбитражных управляющих. Для исправления этой ситуации целесообразным было бы включение в ст. 20 Закона нормы о том, что наличие высшего юридического или экономического образования либо высшего образования по специальности (профилю подготовки "Антикризисное управление") является обязательным требованием к кандидатуре арбитражного управляющего.

Литература

1. Harris D. China's New Bankruptcy Law - First Report From The Ground // URL: http://www.chinalawblog.com/2007/06/chinas_new_bankruptcy_law_firs.html.
2. Jiang Yu. The Curious Case of Inactive Bankruptcy Practice in China: A Comparative Study of U.S. and Chinese Bankruptcy Law // Northwestern Journal of International Law and Business. 2014. Vol. 34. P. 559 - 582 // URL: http://scholarlycommons.law.northwestern.edu/njilb/vol34/iss3/5.
3. Tang Liangyuan. New Issues in Chinese Enterprise Bankruptcy Law // URL: https://www.insol.org/.../New%20Issues%20in%.
4. The Bankruptcy Trustee // URL: http://www.bankruptcy-attorney.com/trustee/index.html.
5. The United States Code // URL: https://www.law.cornell.edu/uscode/t.
6. Денека И.М. Развитие законодательства о банкротстве в Англии, США и Франции: ключевые аспекты // Юрист. 2013. N 24. С. 22 - 27.
7. Дорохина Е.Г. Квалификационные требования к кандидатуре арбитражного управляющего // Современное право. 2004. N 8. С. 19 - 24.
8. Ельчанинов Д.В. Институциональные аспекты банкротства предприятий в развитых странах Запада // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2008. N 3(22). С. 6 - 9.
9. Закон КНР "О банкротстве предприятий": принят на 23-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 10-го созыва 27 августа 2006 г. // URL: http://chinalawinfo.ru/economic_law/law_enterprise_bankruptcy.
10. Закон КНР "О банкротстве предприятий (в опытном порядке)": принят на 18-м заседании Постоянного комитета 6-го общенародного съезда: опуб. Указом Президента Китайской Народной Республики N 45 от 2 декабря 1986 г. // URL: http://law.uglc.ru/bankruptcy.htm.
11. Королев В.В. Интересен ли России законодательный опыт регулирования банкротства физических лиц в США // Юридическая техника. 2013. N 7-1. С. 144 - 147.
12. Кузнецов С.А. Основные проблемы правового института несостоятельности (банкротства): Монография. М.: Инфотропик Медиа, 2015. 304 с.
13. Руководство по рассмотрению дел о банкротстве для пекинских судов // URL: http://cnlegal.ru/civil_criminal_administrative_procedure/beijing_bankruptcycasesguidance/.
14. Соковиков О.Б. К вопросу о понятии арбитражного управляющего по современному российскому законодательству // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. N 4. С. 30 - 32.
15. Степанов В.В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. М.: Статут, 1999. 204 с.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


17 октября 2017 г.
Проект Федерального закона №287844-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.




15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона №266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.




15 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 249505-7 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - увеличение эффективности налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения. Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.




2 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 239932-7 "О внесении изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц"

В настоящее время законодательство о банкротстве предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур. При этом они редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Цель данного законопроекта - расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, а также введение новой реабилитационной процедуры - реструктуризации долгов.



В центре внимания:


Банкротство: действия налоговых органов (Салтыков А.И.)

Дата размещения статьи: 19.10.2017

подробнее>>

Банкротная практика Верховного суда (Вдовин О.Ф.)

Дата размещения статьи: 16.09.2017

подробнее>>

Оспаривание сделок, заключенных с будущим банкротом (Шипилова Г.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

подробнее>>

Финансовый управляющий в процедуре банкротства гражданина (Карелина С.А., Фролов И.В.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

подробнее>>

Лжебанкротства застройщиков. Анализ судебной практики (Ахтямова Л.)

Дата размещения статьи: 16.08.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта