Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Несостоятельность (банкротство) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей > Управляющий в деле о банкротстве (опыт России, Китая и США) (Стрелкова И.И.)

Управляющий в деле о банкротстве (опыт России, Китая и США) (Стрелкова И.И.)

Дата размещения статьи: 17.10.2016

Процедуры несостоятельности в Российской Федерации, Китае и США проходят при активном участии управляющего, функции которого состоят в контроле над действиями должника и его имуществом, обеспечении законности и эффективности процедур банкротства. При этом роль управляющего не исчерпывается действиями в интересах должника и его кредиторов: оказывая помощь всем участникам процедур банкротства, управляющий одновременно действует в интересах общества, поскольку институт несостоятельности (банкротства) в рыночных условиях представляет собой необходимый для оздоровления экономики механизм. Этот подход к регулированию роли управляющего объединяет законодательство о банкротстве России, США и Китая. Несмотря на некоторые различия в применяемой терминологии и существующие в этих страх особенности статуса управляющих в деле о банкротстве, многие аспекты регулирования данного института совпадают. Назначение управляющего, отстранение от исполнения обязанностей, осуществление полномочий управляющего проходят под контролем суда, что также дает почву для проведения сравнения.
Применительно к арбитражному управляющему в законодательстве Российской Федерации употребляются разные термины, каждый из которых связан с определенными процедурами банкротства: временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий, финансовый управляющий. Во всех случаях речь идет об арбитражных управляющих, утвержденных арбитражным судом <1>.
--------------------------------
<1> О несостоятельности (банкротстве): Федер. закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (в ред. от 29.12.2015, с изм. и доп., вступ. в силу 29.03.2016) // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

Арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, который осуществляет профессиональную деятельность в этом качестве, занимаясь частной практикой. Он должен быть членом одной из саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих и обеспечить страхование своей ответственности. Арбитражный управляющий утверждается арбитражным судом и осуществляет деятельность под контролем суда (наряду с контролем со стороны кредиторов и СРО, членом которой он является); арбитражный суд разрешает и вопрос об отстранении арбитражного управляющего от исполнения обязанностей.
Арбитражный управляющий должен иметь высшее образование и стаж руководящей работы не менее одного года. Общих требований о принадлежности арбитражного управляющего к определенной профессии и наличии высшего образования в конкретной области знаний Законом не предъявляется. В качестве дополнительных требований согласно п. 3 ст. 20.2 Закона требования о наличии у кандидата высшего юридического или экономического образования либо образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника, могут выдвигать конкурсный кредитор или уполномоченный орган, являющиеся заявителями по делу о банкротстве, либо собрание кредиторов.
Не может быть арбитражным управляющим гражданин, имеющий судимость за совершение любых умышленных преступлений, либо лицо, подвергавшееся административному наказанию в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения или лишенное права занимать определенные должности за совершение преступлений.
В США назначение доверительного управляющего в процедурах несостоятельности регулируется нормами The Bankruptcy Code 1978 г. (вступил в силу с 1979 г.) <2>. Доверительным управляющим может быть физическое лицо или корпорация. Доверительный управляющий обязан оформить общее страхование профессиональной ответственности, а также в качестве гарантии добросовестного исполнения своих обязанностей депонировать в суде залог в пользу Соединенных Штатов <3>.
--------------------------------
<2> Законодательство о банкротстве, включая Закон о реформе банкротства от 6 ноября 1978 г., в качестве Титула 11 инкорпорировано в Свод законов США (The United States Code) и поэтому называется Кодексом о банкротстве (The Bankruptcy Code).
<3> The United States Code // URL: https://www.law.cornell.edu/uscode/t (дата обращения: 16.04.2016).

Наряду с доверительными управляющими в США существует институт Государственных федеральных управляющих - конструкция, призванная освободить судью от выполнения административных функций. Государственный федеральный управляющий, назначаемый Генеральным прокурором на срок семь лет, является должностным лицом Министерства юстиции, а соответствующее подразделение Министерства именуется Исполнительное бюро федеральных управляющих США. Государственные федеральные управляющие обеспечивают контроль над процессом банкротства, управление при банкротстве и контроль над частными доверительными управляющими. Государственный федеральный управляющий может назначить доверительного управляющего в деле о банкротстве или вести дело самостоятельно <4>. Именно он, а не суд отбирает и наблюдает за доверительными управляющими. Если назначен доверительный управляющий, он должен работать в контакте с Государственным федеральным управляющим, чтобы обеспечить эффективность и целостность системы банкротства.
--------------------------------
<4> Королев В.В. Интересен ли России законодательный опыт регулирования банкротства физических лиц в США // Юридическая техника. 2013. N 7-1. С. 145.

В Китае институт управляющего в деле о банкротстве появился с принятием Закона КНР "О банкротстве предприятий" 2006 г. (вступил в силу с 1 июня 2007 г.) <5>. Это второй закон о банкротстве, принятый после образования КНР в 1949 г. Ранее действовал Закон КНР "О банкротстве предприятий" 1986 г., который касался исключительно предприятий общенародной собственности (государственных предприятий). Процедура банкротства предприятия согласно ст. 20 Закона должна была контролироваться департаментом, в чьем ведении оно находится <6>. Основная критика ликвидационной комиссии, которая несла ответственность за дела неплатежеспособного предприятия, относилась к ее составу: члены ликвидационной комиссии выбирались судом из числа правительственных чиновников, а не специалистов. Проведение процедур банкротства представляет собой сложную задачу, требующую профессиональных знаний и навыков, которыми правительственные чиновники не обладали <7>.
--------------------------------
<5> Закон КНР "О банкротстве предприятий": принят на 23-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 10-го созыва 27 августа 2006 г. // URL: http://chinalawinfo.ru/economic_law/law_enterprise_bankruptcy.
<6> Закон КНР "О банкротстве предприятий (в опытном порядке)": принят на 18-м заседании Постоянного комитета 6-го общенародного съезда. Опубликован Указом Президента Китайской Народной Республики N 45 от 2 декабря 1986 г. // URL: http://law.uglc.ru/bankruptcy.htm.
<7> Tang Liangyuan. New Issues in Chinese Enterprise Bankruptcy Law P. 4 - 5 // URL: https://www.insol.org/.../New%20Issues%20in%.

Новый Закон о банкротстве 2006 г. распространяет свое действие на всех юридических лиц и отражает современное регулирование несостоятельности в других странах, в особенности в Соединенных Штатах. Он во многом повторяет модель закона о банкротстве США, в том числе и в отношении участия в деле управляющего. После возбуждения дела о банкротстве китайский суд назначает управляющего, подобного доверительному управляющему в Соединенных Штатах <8>.
--------------------------------
<8> Harris D. China's New Bankruptcy Law - First Report From The Ground // URL: http://www.chinalawblog.com/2007/06/chinas_new_bankruptcy_law_firs.html.

Учитывая значение и влияние управляющего на процедуры банкротства, в Китае существуют подробные правила его назначения. Управляющему посвящена глава III Закона КНР "О банкротстве предприятий". Согласно ст. 22 Закона правила назначения и определения суммы вознаграждения управляющего устанавливаются Верховным Народным Судом КНР. Так, высшим судебным органом КНР приняты Положение о назначении управляющих при рассмотрении дел о банкротстве, Положение об определении вознаграждения управляющего при производстве по делам о банкротстве, Положение о некоторых вопросах применения Закона КНР о банкротстве предприятий.
Управляющим может быть организация или физическое лицо, которые зарегистрированы в Реестре управляющих, обновляемом соответствующим судом. В Реестр включаются организации управляющих, юридические фирмы, бухгалтерские фирмы и индивидуальные специалисты, имеющие соответствующие знания и лицензию.
По общему правилу назначаться в качестве управляющего предприятия должна организация. В этом случае народный суд определяет конкретное лицо - члена организации, несущее ответственность за исполнение обязанностей управляющего предприятием-должником.
Физические лица обычно назначаются управляющими в простых делах (с установленными фактами, отсутствием сложностей с установлением требований кредиторов и дебиторской задолженности, относительно высокой концентрации имущества должника). Большинство управляющих - физических лиц являются специалистами юридических и бухгалтерских фирм <9>. Специалист, назначаемый на должность управляющего, должен иметь профессиональные знания, соответствующий квалификационный уровень и обязан участвовать в страховании профессиональной ответственности.
--------------------------------
<9> Jiang Yu. The Curious Case of Inactive Bankruptcy Practice in China: A Comparative Study of U.S. and Chinese Bankruptcy Law // Northwestern Journal of International Law and Business. 2014. Vol. 34. P. 572 - 573 // URL: http://scholarlycommons.law.northwestern.edu/njilb/vol34/iss3/5.

Народный суд может назначить управляющим ликвидационную комиссию, сформированную из сотрудников соответствующих структур и органов или общественной посреднической структуры (юридической фирмы, бухгалтерской фирмы, фирмы по проведению банкротства и ликвидации и т.д.).
Чтобы избежать манипуляций с назначением или потенциального конфликта интересов, управляющий выбирается случайным образом с использованием одного из трех способов: в порядке очередности, жеребьевкой и машинным способом (по типу лотереи). Например, в пекинских судах выбор управляющего по общему правилу проводится по жребию. Народный суд, принявший заявление о признании предприятия банкротом, обращается с поручением о проведении жребия в рабочий отдел по юридической экспертизе и аукционам Народного суда высшей ступени г. Пекина и указывает тип управляющего (организация или физическое лицо). Отдел организует выбор управляющего из Реестра управляющих путем жребия и письменно уведомляет народный суд, принявший заявление, о результатах жребия. После чего народный суд, принявший заявление, изготавливает письменный документ о назначении управляющего <10>.
--------------------------------
<10> Руководство по рассмотрению дел о банкротстве для пекинских судов // URL: http://cnlegal.ru/civil_criminal_administrative_procedure/beijing_bankruptcycasesguidance/.

При проведении процедур банкротства коммерческих банков, брокерских компаний, страховых компаний или важнейших предприятий, имущество которых рассредоточено по всей стране, народные суды вправе выбрать управляющего путем проведения конкурса, для участия в котором приглашаются организации, включенные в реестры управляющих различных народных судов (не менее трех организаций).
Не могут быть управляющими лица, имеющие судимость за умышленные преступления, лица, у которых были ранее отозваны лицензии на ведение профессиональной деятельности в качестве управляющих, лично заинтересованные в деле, и иные лица, которые, по мнению народного суда, не могут занимать должность управляющего.
Вообще, особые требования к управляющему в процедурах банкротства предусмотрены законодательством многих стран. Это необходимо, прежде всего, в интересах кредиторов с тем, чтобы оградить их права и охраняемые законом интересы от нарушений, связанных с непрофессионализмом, некомпетентностью, недобросовестностью и заинтересованностью управляющих <11>. В Великобритании, например, лицензии на право заниматься деятельностью управляющего выдаются лицам, сдавшим профессиональные экзамены, к которым допускаются только дипломированные бухгалтеры или юристы. Французское законодательство о банкротстве также устанавливает требования, согласно которым управляющим может быть назначено лицо, успешно сдавшее экзамены после прохождения интернатуры <12>. Профессия управляющего (судебного администратора) во Франции несовместима с какой-либо иной профессией, кроме профессии юриста. Только юристы на должность управляющих назначаются в Бельгии.
--------------------------------
<11> Кузнецов С.А. Основные проблемы правового института несостоятельности (банкротства): Монография. М.: Инфотропик Медиа, 2015. 304 с.
<12> Дорохина Е.Г. Квалификационные требования к кандидатуре арбитражного управляющего // Современное право. 2004. N 8. С. 24.

Кандидат на роль доверительного управляющего в США должен быть адвокатом (поверенным), бухгалтером, банкиром или кризисным управляющим. Предъявляются и требования к репутации кандидата. Человек, желающий выступить в роли доверительного управляющего, должен представить результаты дактилоскопической экспертизы, сведения об уплате налогов и о кредитной истории; обладать коммуникабельностью, физической и интеллектуальной способностью добросовестно исполнять свои обязанности; быть учтивым и доступным для всех сторон в деле, сохранять беспристрастность и незаинтересованность <13>.
--------------------------------
<13> The Bankruptcy Trustee // URL: http://www.bankruptcy-attorney.com/trustee/index.html.

В качестве вывода можно выделить некоторые общие черты и различия в правовом регулировании института управляющего в деле о банкротстве в России, Китае и США.
1. Арбитражный управляющий в Российской Федерации - это физическое лицо, субъект профессиональной деятельности, осуществляющий частную практику на основе членства в СРО арбитражных управляющих. В этом плане отражается влияние европейского права: в Германии, Франции, Бельгии, Италии, Великобритании, Нидерландах управляющими при банкротстве являются физические лица <14>. В Китае и Соединенных Штатах управляющими могут быть как физические лица (в США Государственный федеральный управляющий или избранный им доверительный управляющий), так и организации (корпорации).
--------------------------------
<14> Сайт Комитета по вопросам собственности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // URL: http://www.komitet2-5.km.duma.gov.ru/.

2. Суды в России и США санкционируют (утверждают) назначение управляющего и отстранение его от должности, а также обеспечивают судебный контроль над действиями управляющего в ходе проводимых им процедур. В Китайской Народной Республике обязанность выбора, назначения управляющего и контроля над ним возложена непосредственно на народный суд.
3. Законодательством России, США и Китая установлено требование о предоставлении финансовых гарантий ответственности управляющего в процедурах банкротства путем страхования профессиональной ответственности управляющих. В США, кроме того, необходимо предоставление доверительным управляющим финансовых гарантий в пользу Соединенных Штатов путем внесения залога на депозит суда.
4. Требования к квалификации и репутации физического лица - управляющего содержатся в законодательстве многих стран, в том числе США, Китая и России. Недостатком российского законодательства о банкротстве, на наш взгляд, является то, что ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" специальность или направление высшего образования, которым должен обладать арбитражный управляющий, не конкретизирует, предоставляя право кредиторам предъявлять дополнительные требования о наличии у кандидата высшего юридического или экономического образования. Подобный подход ставит в неравное положение должников, а также не способствует повышению профессионализма арбитражных управляющих. Для исправления этой ситуации целесообразным было бы включение в ст. 20 Закона нормы о том, что наличие высшего юридического или экономического образования либо высшего образования по специальности (профилю подготовки "Антикризисное управление") является обязательным требованием к кандидатуре арбитражного управляющего.

Литература

1. Harris D. China's New Bankruptcy Law - First Report From The Ground // URL: http://www.chinalawblog.com/2007/06/chinas_new_bankruptcy_law_firs.html.
2. Jiang Yu. The Curious Case of Inactive Bankruptcy Practice in China: A Comparative Study of U.S. and Chinese Bankruptcy Law // Northwestern Journal of International Law and Business. 2014. Vol. 34. P. 559 - 582 // URL: http://scholarlycommons.law.northwestern.edu/njilb/vol34/iss3/5.
3. Tang Liangyuan. New Issues in Chinese Enterprise Bankruptcy Law // URL: https://www.insol.org/.../New%20Issues%20in%.
4. The Bankruptcy Trustee // URL: http://www.bankruptcy-attorney.com/trustee/index.html.
5. The United States Code // URL: https://www.law.cornell.edu/uscode/t.
6. Денека И.М. Развитие законодательства о банкротстве в Англии, США и Франции: ключевые аспекты // Юрист. 2013. N 24. С. 22 - 27.
7. Дорохина Е.Г. Квалификационные требования к кандидатуре арбитражного управляющего // Современное право. 2004. N 8. С. 19 - 24.
8. Ельчанинов Д.В. Институциональные аспекты банкротства предприятий в развитых странах Запада // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2008. N 3(22). С. 6 - 9.
9. Закон КНР "О банкротстве предприятий": принят на 23-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 10-го созыва 27 августа 2006 г. // URL: http://chinalawinfo.ru/economic_law/law_enterprise_bankruptcy.
10. Закон КНР "О банкротстве предприятий (в опытном порядке)": принят на 18-м заседании Постоянного комитета 6-го общенародного съезда: опуб. Указом Президента Китайской Народной Республики N 45 от 2 декабря 1986 г. // URL: http://law.uglc.ru/bankruptcy.htm.
11. Королев В.В. Интересен ли России законодательный опыт регулирования банкротства физических лиц в США // Юридическая техника. 2013. N 7-1. С. 144 - 147.
12. Кузнецов С.А. Основные проблемы правового института несостоятельности (банкротства): Монография. М.: Инфотропик Медиа, 2015. 304 с.
13. Руководство по рассмотрению дел о банкротстве для пекинских судов // URL: http://cnlegal.ru/civil_criminal_administrative_procedure/beijing_bankruptcycasesguidance/.
14. Соковиков О.Б. К вопросу о понятии арбитражного управляющего по современному российскому законодательству // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. N 4. С. 30 - 32.
15. Степанов В.В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. М.: Статут, 1999. 204 с.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

17 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 124991-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Целью законопроекта является совершенствование законодательства, регулирующего туристскую деятельность. Законопроектом предлагается изложить в новой редакции определение понятия "туристский информационный центр" и предусмотреть в данном определении, что туристские информационные центры информируют об объектах туристской индустрии не только физических, но и юридических лиц.




10 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 120190-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации"

Законопроект направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере градостроительства и устранение несоответствия разграничения полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, а также повышение эффективности контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.




4 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 114268-7 "Об альтернативных видах моторного топлива"

Законопроектом устанавливаются правовые основы производства и использования альтернативных видов моторного топлива в Российской Федерации. Принятие законопроекта будет способствовать развитию экономики России, сельскохозяйственного производства и наращиванию экспортного потенциала страны. Кроме того, это позволит снизить стоимость грузовых и пассажирских перевозок и улучшить экологическую обстановку в городах Российской Федерации.




28 февраля 2017 г.
Проект Федерального закона № 112351-7 "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"

Законопроект разработан в целях урегулирования вопросов, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также совершенствования применения норм Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".




22 февраля 2017 г.
Проект федерального закона № 108659-7 "О внесении изменений в ФЗ "О лотереях" и ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российско

Законопроект направлен на ограничение кредитными организациями, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами, платежными агентами переводов и приема денежных средств в пользу лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр, деятельность по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации.



В центре внимания:


Возбуждение дела о банкротстве по заявлению уполномоченного органа (Бабинова Н.)

Дата размещения статьи: 23.03.2017

подробнее>>

Особенности формирования конкурсной массы при банкротстве коммерческих банков (Сарнакова А.В.)

Дата размещения статьи: 20.03.2017

подробнее>>

Особенности оспаривания сделок банка как кредитной организации по специальным основаниям, установленным законодательством о банкротстве (Черникова Е.В., Быков В.П.)

Дата размещения статьи: 17.03.2017

подробнее>>

Возбуждение дела о банкротстве по заявлению уполномоченного органа (Чистова К.)

Дата размещения статьи: 16.03.2017

подробнее>>

Уполномоченный орган с правами залогового кредитора по делам о банкротстве (Извеков С.С.)

Дата размещения статьи: 15.03.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта