Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Несостоятельность (банкротство) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей > Управляющий в деле о банкротстве (опыт России, Китая и США) (Стрелкова И.И.)

Управляющий в деле о банкротстве (опыт России, Китая и США) (Стрелкова И.И.)

Дата размещения статьи: 17.10.2016

Процедуры несостоятельности в Российской Федерации, Китае и США проходят при активном участии управляющего, функции которого состоят в контроле над действиями должника и его имуществом, обеспечении законности и эффективности процедур банкротства. При этом роль управляющего не исчерпывается действиями в интересах должника и его кредиторов: оказывая помощь всем участникам процедур банкротства, управляющий одновременно действует в интересах общества, поскольку институт несостоятельности (банкротства) в рыночных условиях представляет собой необходимый для оздоровления экономики механизм. Этот подход к регулированию роли управляющего объединяет законодательство о банкротстве России, США и Китая. Несмотря на некоторые различия в применяемой терминологии и существующие в этих страх особенности статуса управляющих в деле о банкротстве, многие аспекты регулирования данного института совпадают. Назначение управляющего, отстранение от исполнения обязанностей, осуществление полномочий управляющего проходят под контролем суда, что также дает почву для проведения сравнения.
Применительно к арбитражному управляющему в законодательстве Российской Федерации употребляются разные термины, каждый из которых связан с определенными процедурами банкротства: временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий, финансовый управляющий. Во всех случаях речь идет об арбитражных управляющих, утвержденных арбитражным судом <1>.
--------------------------------
<1> О несостоятельности (банкротстве): Федер. закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (в ред. от 29.12.2015, с изм. и доп., вступ. в силу 29.03.2016) // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

Арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, который осуществляет профессиональную деятельность в этом качестве, занимаясь частной практикой. Он должен быть членом одной из саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих и обеспечить страхование своей ответственности. Арбитражный управляющий утверждается арбитражным судом и осуществляет деятельность под контролем суда (наряду с контролем со стороны кредиторов и СРО, членом которой он является); арбитражный суд разрешает и вопрос об отстранении арбитражного управляющего от исполнения обязанностей.
Арбитражный управляющий должен иметь высшее образование и стаж руководящей работы не менее одного года. Общих требований о принадлежности арбитражного управляющего к определенной профессии и наличии высшего образования в конкретной области знаний Законом не предъявляется. В качестве дополнительных требований согласно п. 3 ст. 20.2 Закона требования о наличии у кандидата высшего юридического или экономического образования либо образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника, могут выдвигать конкурсный кредитор или уполномоченный орган, являющиеся заявителями по делу о банкротстве, либо собрание кредиторов.
Не может быть арбитражным управляющим гражданин, имеющий судимость за совершение любых умышленных преступлений, либо лицо, подвергавшееся административному наказанию в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения или лишенное права занимать определенные должности за совершение преступлений.
В США назначение доверительного управляющего в процедурах несостоятельности регулируется нормами The Bankruptcy Code 1978 г. (вступил в силу с 1979 г.) <2>. Доверительным управляющим может быть физическое лицо или корпорация. Доверительный управляющий обязан оформить общее страхование профессиональной ответственности, а также в качестве гарантии добросовестного исполнения своих обязанностей депонировать в суде залог в пользу Соединенных Штатов <3>.
--------------------------------
<2> Законодательство о банкротстве, включая Закон о реформе банкротства от 6 ноября 1978 г., в качестве Титула 11 инкорпорировано в Свод законов США (The United States Code) и поэтому называется Кодексом о банкротстве (The Bankruptcy Code).
<3> The United States Code // URL: https://www.law.cornell.edu/uscode/t (дата обращения: 16.04.2016).

Наряду с доверительными управляющими в США существует институт Государственных федеральных управляющих - конструкция, призванная освободить судью от выполнения административных функций. Государственный федеральный управляющий, назначаемый Генеральным прокурором на срок семь лет, является должностным лицом Министерства юстиции, а соответствующее подразделение Министерства именуется Исполнительное бюро федеральных управляющих США. Государственные федеральные управляющие обеспечивают контроль над процессом банкротства, управление при банкротстве и контроль над частными доверительными управляющими. Государственный федеральный управляющий может назначить доверительного управляющего в деле о банкротстве или вести дело самостоятельно <4>. Именно он, а не суд отбирает и наблюдает за доверительными управляющими. Если назначен доверительный управляющий, он должен работать в контакте с Государственным федеральным управляющим, чтобы обеспечить эффективность и целостность системы банкротства.
--------------------------------
<4> Королев В.В. Интересен ли России законодательный опыт регулирования банкротства физических лиц в США // Юридическая техника. 2013. N 7-1. С. 145.

В Китае институт управляющего в деле о банкротстве появился с принятием Закона КНР "О банкротстве предприятий" 2006 г. (вступил в силу с 1 июня 2007 г.) <5>. Это второй закон о банкротстве, принятый после образования КНР в 1949 г. Ранее действовал Закон КНР "О банкротстве предприятий" 1986 г., который касался исключительно предприятий общенародной собственности (государственных предприятий). Процедура банкротства предприятия согласно ст. 20 Закона должна была контролироваться департаментом, в чьем ведении оно находится <6>. Основная критика ликвидационной комиссии, которая несла ответственность за дела неплатежеспособного предприятия, относилась к ее составу: члены ликвидационной комиссии выбирались судом из числа правительственных чиновников, а не специалистов. Проведение процедур банкротства представляет собой сложную задачу, требующую профессиональных знаний и навыков, которыми правительственные чиновники не обладали <7>.
--------------------------------
<5> Закон КНР "О банкротстве предприятий": принят на 23-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 10-го созыва 27 августа 2006 г. // URL: http://chinalawinfo.ru/economic_law/law_enterprise_bankruptcy.
<6> Закон КНР "О банкротстве предприятий (в опытном порядке)": принят на 18-м заседании Постоянного комитета 6-го общенародного съезда. Опубликован Указом Президента Китайской Народной Республики N 45 от 2 декабря 1986 г. // URL: http://law.uglc.ru/bankruptcy.htm.
<7> Tang Liangyuan. New Issues in Chinese Enterprise Bankruptcy Law P. 4 - 5 // URL: https://www.insol.org/.../New%20Issues%20in%.

Новый Закон о банкротстве 2006 г. распространяет свое действие на всех юридических лиц и отражает современное регулирование несостоятельности в других странах, в особенности в Соединенных Штатах. Он во многом повторяет модель закона о банкротстве США, в том числе и в отношении участия в деле управляющего. После возбуждения дела о банкротстве китайский суд назначает управляющего, подобного доверительному управляющему в Соединенных Штатах <8>.
--------------------------------
<8> Harris D. China's New Bankruptcy Law - First Report From The Ground // URL: http://www.chinalawblog.com/2007/06/chinas_new_bankruptcy_law_firs.html.

Учитывая значение и влияние управляющего на процедуры банкротства, в Китае существуют подробные правила его назначения. Управляющему посвящена глава III Закона КНР "О банкротстве предприятий". Согласно ст. 22 Закона правила назначения и определения суммы вознаграждения управляющего устанавливаются Верховным Народным Судом КНР. Так, высшим судебным органом КНР приняты Положение о назначении управляющих при рассмотрении дел о банкротстве, Положение об определении вознаграждения управляющего при производстве по делам о банкротстве, Положение о некоторых вопросах применения Закона КНР о банкротстве предприятий.
Управляющим может быть организация или физическое лицо, которые зарегистрированы в Реестре управляющих, обновляемом соответствующим судом. В Реестр включаются организации управляющих, юридические фирмы, бухгалтерские фирмы и индивидуальные специалисты, имеющие соответствующие знания и лицензию.
По общему правилу назначаться в качестве управляющего предприятия должна организация. В этом случае народный суд определяет конкретное лицо - члена организации, несущее ответственность за исполнение обязанностей управляющего предприятием-должником.
Физические лица обычно назначаются управляющими в простых делах (с установленными фактами, отсутствием сложностей с установлением требований кредиторов и дебиторской задолженности, относительно высокой концентрации имущества должника). Большинство управляющих - физических лиц являются специалистами юридических и бухгалтерских фирм <9>. Специалист, назначаемый на должность управляющего, должен иметь профессиональные знания, соответствующий квалификационный уровень и обязан участвовать в страховании профессиональной ответственности.
--------------------------------
<9> Jiang Yu. The Curious Case of Inactive Bankruptcy Practice in China: A Comparative Study of U.S. and Chinese Bankruptcy Law // Northwestern Journal of International Law and Business. 2014. Vol. 34. P. 572 - 573 // URL: http://scholarlycommons.law.northwestern.edu/njilb/vol34/iss3/5.

Народный суд может назначить управляющим ликвидационную комиссию, сформированную из сотрудников соответствующих структур и органов или общественной посреднической структуры (юридической фирмы, бухгалтерской фирмы, фирмы по проведению банкротства и ликвидации и т.д.).
Чтобы избежать манипуляций с назначением или потенциального конфликта интересов, управляющий выбирается случайным образом с использованием одного из трех способов: в порядке очередности, жеребьевкой и машинным способом (по типу лотереи). Например, в пекинских судах выбор управляющего по общему правилу проводится по жребию. Народный суд, принявший заявление о признании предприятия банкротом, обращается с поручением о проведении жребия в рабочий отдел по юридической экспертизе и аукционам Народного суда высшей ступени г. Пекина и указывает тип управляющего (организация или физическое лицо). Отдел организует выбор управляющего из Реестра управляющих путем жребия и письменно уведомляет народный суд, принявший заявление, о результатах жребия. После чего народный суд, принявший заявление, изготавливает письменный документ о назначении управляющего <10>.
--------------------------------
<10> Руководство по рассмотрению дел о банкротстве для пекинских судов // URL: http://cnlegal.ru/civil_criminal_administrative_procedure/beijing_bankruptcycasesguidance/.

При проведении процедур банкротства коммерческих банков, брокерских компаний, страховых компаний или важнейших предприятий, имущество которых рассредоточено по всей стране, народные суды вправе выбрать управляющего путем проведения конкурса, для участия в котором приглашаются организации, включенные в реестры управляющих различных народных судов (не менее трех организаций).
Не могут быть управляющими лица, имеющие судимость за умышленные преступления, лица, у которых были ранее отозваны лицензии на ведение профессиональной деятельности в качестве управляющих, лично заинтересованные в деле, и иные лица, которые, по мнению народного суда, не могут занимать должность управляющего.
Вообще, особые требования к управляющему в процедурах банкротства предусмотрены законодательством многих стран. Это необходимо, прежде всего, в интересах кредиторов с тем, чтобы оградить их права и охраняемые законом интересы от нарушений, связанных с непрофессионализмом, некомпетентностью, недобросовестностью и заинтересованностью управляющих <11>. В Великобритании, например, лицензии на право заниматься деятельностью управляющего выдаются лицам, сдавшим профессиональные экзамены, к которым допускаются только дипломированные бухгалтеры или юристы. Французское законодательство о банкротстве также устанавливает требования, согласно которым управляющим может быть назначено лицо, успешно сдавшее экзамены после прохождения интернатуры <12>. Профессия управляющего (судебного администратора) во Франции несовместима с какой-либо иной профессией, кроме профессии юриста. Только юристы на должность управляющих назначаются в Бельгии.
--------------------------------
<11> Кузнецов С.А. Основные проблемы правового института несостоятельности (банкротства): Монография. М.: Инфотропик Медиа, 2015. 304 с.
<12> Дорохина Е.Г. Квалификационные требования к кандидатуре арбитражного управляющего // Современное право. 2004. N 8. С. 24.

Кандидат на роль доверительного управляющего в США должен быть адвокатом (поверенным), бухгалтером, банкиром или кризисным управляющим. Предъявляются и требования к репутации кандидата. Человек, желающий выступить в роли доверительного управляющего, должен представить результаты дактилоскопической экспертизы, сведения об уплате налогов и о кредитной истории; обладать коммуникабельностью, физической и интеллектуальной способностью добросовестно исполнять свои обязанности; быть учтивым и доступным для всех сторон в деле, сохранять беспристрастность и незаинтересованность <13>.
--------------------------------
<13> The Bankruptcy Trustee // URL: http://www.bankruptcy-attorney.com/trustee/index.html.

В качестве вывода можно выделить некоторые общие черты и различия в правовом регулировании института управляющего в деле о банкротстве в России, Китае и США.
1. Арбитражный управляющий в Российской Федерации - это физическое лицо, субъект профессиональной деятельности, осуществляющий частную практику на основе членства в СРО арбитражных управляющих. В этом плане отражается влияние европейского права: в Германии, Франции, Бельгии, Италии, Великобритании, Нидерландах управляющими при банкротстве являются физические лица <14>. В Китае и Соединенных Штатах управляющими могут быть как физические лица (в США Государственный федеральный управляющий или избранный им доверительный управляющий), так и организации (корпорации).
--------------------------------
<14> Сайт Комитета по вопросам собственности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // URL: http://www.komitet2-5.km.duma.gov.ru/.

2. Суды в России и США санкционируют (утверждают) назначение управляющего и отстранение его от должности, а также обеспечивают судебный контроль над действиями управляющего в ходе проводимых им процедур. В Китайской Народной Республике обязанность выбора, назначения управляющего и контроля над ним возложена непосредственно на народный суд.
3. Законодательством России, США и Китая установлено требование о предоставлении финансовых гарантий ответственности управляющего в процедурах банкротства путем страхования профессиональной ответственности управляющих. В США, кроме того, необходимо предоставление доверительным управляющим финансовых гарантий в пользу Соединенных Штатов путем внесения залога на депозит суда.
4. Требования к квалификации и репутации физического лица - управляющего содержатся в законодательстве многих стран, в том числе США, Китая и России. Недостатком российского законодательства о банкротстве, на наш взгляд, является то, что ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" специальность или направление высшего образования, которым должен обладать арбитражный управляющий, не конкретизирует, предоставляя право кредиторам предъявлять дополнительные требования о наличии у кандидата высшего юридического или экономического образования. Подобный подход ставит в неравное положение должников, а также не способствует повышению профессионализма арбитражных управляющих. Для исправления этой ситуации целесообразным было бы включение в ст. 20 Закона нормы о том, что наличие высшего юридического или экономического образования либо высшего образования по специальности (профилю подготовки "Антикризисное управление") является обязательным требованием к кандидатуре арбитражного управляющего.

Литература

1. Harris D. China's New Bankruptcy Law - First Report From The Ground // URL: http://www.chinalawblog.com/2007/06/chinas_new_bankruptcy_law_firs.html.
2. Jiang Yu. The Curious Case of Inactive Bankruptcy Practice in China: A Comparative Study of U.S. and Chinese Bankruptcy Law // Northwestern Journal of International Law and Business. 2014. Vol. 34. P. 559 - 582 // URL: http://scholarlycommons.law.northwestern.edu/njilb/vol34/iss3/5.
3. Tang Liangyuan. New Issues in Chinese Enterprise Bankruptcy Law // URL: https://www.insol.org/.../New%20Issues%20in%.
4. The Bankruptcy Trustee // URL: http://www.bankruptcy-attorney.com/trustee/index.html.
5. The United States Code // URL: https://www.law.cornell.edu/uscode/t.
6. Денека И.М. Развитие законодательства о банкротстве в Англии, США и Франции: ключевые аспекты // Юрист. 2013. N 24. С. 22 - 27.
7. Дорохина Е.Г. Квалификационные требования к кандидатуре арбитражного управляющего // Современное право. 2004. N 8. С. 19 - 24.
8. Ельчанинов Д.В. Институциональные аспекты банкротства предприятий в развитых странах Запада // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2008. N 3(22). С. 6 - 9.
9. Закон КНР "О банкротстве предприятий": принят на 23-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 10-го созыва 27 августа 2006 г. // URL: http://chinalawinfo.ru/economic_law/law_enterprise_bankruptcy.
10. Закон КНР "О банкротстве предприятий (в опытном порядке)": принят на 18-м заседании Постоянного комитета 6-го общенародного съезда: опуб. Указом Президента Китайской Народной Республики N 45 от 2 декабря 1986 г. // URL: http://law.uglc.ru/bankruptcy.htm.
11. Королев В.В. Интересен ли России законодательный опыт регулирования банкротства физических лиц в США // Юридическая техника. 2013. N 7-1. С. 144 - 147.
12. Кузнецов С.А. Основные проблемы правового института несостоятельности (банкротства): Монография. М.: Инфотропик Медиа, 2015. 304 с.
13. Руководство по рассмотрению дел о банкротстве для пекинских судов // URL: http://cnlegal.ru/civil_criminal_administrative_procedure/beijing_bankruptcycasesguidance/.
14. Соковиков О.Б. К вопросу о понятии арбитражного управляющего по современному российскому законодательству // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. N 4. С. 30 - 32.
15. Степанов В.В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. М.: Статут, 1999. 204 с.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


К вопросу о роли судебной практики в системе источников правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства) (Карелина С.А.)

Дата размещения статьи: 09.03.2018

подробнее>>

Теперь и арбитражные управляющие с профессиональными стандартами (Оржиховская Е.)

Дата размещения статьи: 27.02.2018

подробнее>>

Некоторые вопросы реализации трудовых прав работников в свете недавних изменений Закона о банкротстве (Беседина О.С.)

Дата размещения статьи: 16.01.2018

подробнее>>

Банкротство застройщиков: новое в законодательстве (Улезко А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Что нужно знать кредитору о банкротстве должника (Ермаков В.И.)

Дата размещения статьи: 31.10.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта