Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Правовые формы предпринимательской деятельности > Индивидуальный предприниматель > Ограничений количества регистрации статуса ИП не существует (Петрова О.)

Ограничений количества регистрации статуса ИП не существует (Петрова О.)

Дата размещения статьи: 17.10.2016

Рассмотрим Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2015 N 09АП-38602/2015 и Арбитражного суда Московского округа от 26.02.2016 N Ф05-932/2016. Они были вынесены по итогам рассмотрения спора налоговой инспекции и физического лица, которое в течение 2011 - 2012 гг. несколько раз регистрировалось как ИП и прекращало свою деятельность в этом качестве. Налоговый орган посчитал такие действия предпринимателя незаконными и настаивал на уплате налогов с доходов лица как с доходов от ведения предпринимательства за весь рассматриваемый период. Суд встал на защиту физлица и указал, что ограничений по количеству регистрации статуса ИП не существует. 

Судами было установлено, что у гражданина, который был стороной в споре с налоговой инспекцией, было серьезное заболевание. Ему был поставлен диагноз - рассеянный склероз, осложненный и дополненный множественными рецидивами. Поэтому этот гражданин периодически не мог заниматься предпринимательской деятельностью, поскольку выезжал за границу на частые и длительные лечения.

К дополнению к представленным в суд доказательствам, подтверждающим факт болезни и прохождение лечения за рубежом, в суды гражданином были представлены ксерокопии заграничного паспорта с отметками пограничных органов на них, а также выписка из амбулаторной карты городской клинической больницы, в соответствии с которой пациент наблюдается в данной больнице с диагнозом "ремитирующий рассеянный склероз".

При этом суд, проанализировав представленные заявителем доказательства болезни и выезда за рубеж на лечение, сопоставив даты прохождения лечения и даты прекращения деятельности его как предпринимателя, установил, что, когда состояние здоровья ухудшалось и он не способен был вести учет самостоятельно, страдал провалами в памяти, статус ИП прекращался и заявитель уезжал на лечение. А в периоды времени, когда гражданин мог заниматься хозяйственной деятельностью, вести учет доходов, отчитываться в налоговый орган, он регистрировался в качестве индивидуального предпринимателя и надлежащим образом исчислял и уплачивал налоги в бюджет: налог в связи с применением УСН, налог на имущество, транспортный налог, земельный налог.

Налоговый орган обратил внимание суда на тот факт, что в рассматриваемый период (с 2011 - 2012 гг.) гражданин получал доход от сдачи собственного имущества в аренду третьим лицам. Почти все договоры аренды являлись долгосрочными и не требовали постоянного участия арендодателя.

В связи с этим налоговая инспекция настаивала на том, что, несмотря на временное прекращение статуса ИП в это время, гражданин продолжал заниматься предпринимательской деятельностью. Поэтому он должен уплатить налог в связи с применением УСН.

Согласно ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ).

Таким образом, закон связывает возникновение статуса индивидуального предпринимателя с осуществлением лицом деятельности особого рода, а также регистрацией физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

Процедура государственной регистрации представляет собой внесение в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) регистрирующим (налоговым) органом сведений:

а) о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя;

б) о прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;

в) иных сведений, предусмотренных законом (ст. 1 Закона N 129-ФЗ).

Основанием для внесения соответствующей записи в ЕГРИП являются заявление лица о проведении того или иного вида регистрации и принятое по результатам рассмотрения заявления решение уполномоченного органа о государственной регистрации (ФНС России).

Таким образом, приобретение статуса индивидуального предпринимателя не ставится в зависимость от действующих договорных отношений проверяемого лица, т.е. сам по себе факт совершения гражданином сделок на возмездной основе не является основанием для признания гражданина предпринимателем.

Каждое физическое лицо приобретает статус индивидуального предпринимателя по своему желанию, при наличии физической, финансовой возможности, при наличии цели осуществлять самостоятельную и независимую хозяйственную деятельность.

Девятый арбитражный апелляционный суд, проанализировав положения Закона N 129-ФЗ, признал необоснованным утверждение налогового органа о том, что гражданин неправомерно инициировал процедуру регистрации прекращения статуса индивидуального предпринимателя. Неправомерность характеризуется действиями, совершаемыми вопреки, в нарушение существующего законодательного запрета или правила поведения.

Но, как указал Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 07.10.2015 N 09АП-38602/2015 по делу N А40-33553/15, действующим законодательством не запрещено и не ограничено право гражданина прекратить статус предпринимателя или зарегистрировать этот статус заново. Не существует, согласно выводам суда, и ограничений по количеству регистрации статуса индивидуального предпринимателя и его прекращения.

Регистрация предпринимателем прекращения предпринимательской деятельности и повторное ее осуществление не запрещены действующим законодательством.

Более того, сама по себе инициатива прекращения статуса индивидуального предпринимателя (заявление) его не прекращает. В соответствии с Законом N 129-ФЗ статус предпринимателя прекращается по решению регистрирующего органа (налогового органа).

Помимо вышеуказанных выводов, суд пришел еще к одному. Он указал, что действующее налоговое законодательство не наделяет налоговый орган полномочиями установления фактов осуществления незаконной предпринимательской деятельности или квалификации действий лица на предмет законности или незаконности осуществления им предпринимательской деятельности. Поэтому квалификация налоговым органом действий гражданина как незаконная предпринимательская деятельность недопустима.

Кроме того, судом установлено, что при получении дохода в периоды отсутствия статуса предпринимателя доходы заявителя облагались НДФЛ по ставке 13% в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 208 НК РФ (доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации, являются объектом обложения НДФЛ). Изложенное было подтверждено как налоговыми декларациями, которые представлял гражданин, так и фактами уплаты им НДФЛ в бюджет.

Установив указанные обстоятельства и признав несостоятельными доводы инспекции о том, что гражданин в период утраты статуса ИП не исчислял и не уплачивал законно установленных налогов или осуществлял незаконную предпринимательскую деятельность, Арбитражный суд Московского округа и Девятый арбитражный апелляционный суд пришли к выводу о недоказанности налоговым органом фактов нарушения законодательства о налогах и сборах в периоды осуществления хозяйственной деятельности и в периоды, когда такую деятельность гражданин фактически не осуществлял.

Отметим, что похожий случай уже был предметом судебного разбирательства Первого арбитражного апелляционного суда и Арбитражного суда Волго-Вятского округа. Физическое лицо также несколько раз регистрировалось в качестве ИП и прекращало свою деятельность в этом качестве. В то время, когда лицо было зарегистрировано в качестве ИП, оно также применяло УСН, но каждый раз с разными объектами налогообложения.

Дело дошло до рассмотрения его Верховным Судом РФ, который вынес Определение от 30.06.2015 N 301-КГ15-6512. Однако в указанном случае суды заняли позицию налоговой инспекции, которая заявила требования о доначислении налога по УСН индивидуальному предпринимателю.

УСН организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 1 ст. 346.11 НК РФ).

Плательщиками налога по УСН признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ (п. 1 ст. 346.12 НК РФ).

На основании п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с п. 2 ст. 84 НК РФ. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими УСН, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

В силу ст. 346.14 НК РФ объектом обложения налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН, по выбору налогоплательщика признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.

Согласно ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Суды установили, что в проверяемый период 2011 - 2012 гг. индивидуальный предприниматель являлся плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением УСН. При этом вначале он применял УСН с объектом налогообложения "доходы".

Но в середине 2012 г. ИП обратился в регистрирующий (налоговый) орган с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности в этом качестве. Запись о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в ЕГРИП была внесена летом 2012 г.

Однако на следующий день это же физическое лицо обратилось в регистрирующий (налоговый) орган с заявлением о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. После этого лицо опять было зарегистрировано налоговой инспекцией в качестве индивидуального предпринимателя.

При повторной регистрации вновь зарегистрированный ИП опять подал уведомление о переходе на УСН, но уже с объектом налогообложения "доходы минус расходы".

В результате за налоговый период 2012 г. ИП представил в налоговый орган 2 декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН: одну - с объектом налогообложения "доходы", другую - с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".

Предметом судебного исследования стали договоры индивидуального предпринимателя, в том числе договоры аренды нежилого помещения. Исследовав их, суды пришли к выводу, что осуществление предпринимательской деятельности индивидуальным предпринимателем в рассматриваемый период фактически не прекращалось.

Установив, что регистрация прекращения предпринимательской деятельности и повторного ее осуществления в середине налогового периода преследовала целью замену объекта налогообложения в обход положений п. 2 ст. 346.14 НК РФ без действительного намерения прекращения осуществления такой деятельности, Арбитражный суд Волго-Вятского округа в Постановлении от 06.03.2015 N Ф01-371/2015, Первый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 22.12.2014 по делу N А79-5157/2014 пришли к правильному выводу о правомерности доначисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, исходя из выбранного при первичной регистрации индивидуальным предпринимателем объекта налогообложения "доходы".

Верховный Суд РФ в Определении от 30.06.2015 N 301-КГ15-6512 поддержал точку зрения судов нижестоящих инстанций.

ФНС России в Письме от 28.02.2013 N ЕД-3-3/706@ разъяснила, что существуют определенные основания, установленные ст. 84 НК РФ, позволяющие налоговому органу снять с учета индивидуального предпринимателя. Но в их числе смена объекта налогообложения не значится.

ФНС России обратила внимание на то, что налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения подлежат физические лица независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса, занятия определенной деятельностью, перехода под действие отдельных налогов или специальных налоговых режимов; налоговый контроль в форме налоговых проверок, а также ответственность за налоговые правонарушения направлены на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога или сбора, которая прекращается в соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 44 НК РФ со смертью налогоплательщика либо с признанием его умершим.

Следовательно, в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя у физического лица сохраняется обязанность представления налоговых деклараций и уплаты налогов за тот период, в котором он осуществлял свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не является обстоятельством, которое влечет прекращение возникшей от осуществления такой деятельности обязанности по уплате налога (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2007 N 95-О-О).

Кроме того, существуют отдельные судебные решения (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.07.2012 по делу N А31-5701/2011, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.10.2005 N А21-94/05-С1), определяющие, что под началом ведения предпринимательской деятельности понимается дата первой регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Правоспособность индивидуального предпринимателя возникает с момента внесения в ЕГРИП соответствующей записи; статус предпринимателя утрачивается с момента внесения записи о его исключении из названного Реестра. Приобретая и утрачивая статус индивидуального предпринимателя, гражданин становится субъектом тех или иных налоговых правоотношений, соответственно, прекращая свою деятельность, индивидуальный предприниматель перестает быть специальным субъектом налоговых правоотношений при аннулировании государственной регистрации.

Такая позиция судов позволяет квалифицировать действия, связанные со снятием с учета и постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя, как получение налогоплательщиком необоснованной экономической выгоды.

В заключение обратим внимание, что если ИП решит прекратить применять УСН, то ему вовсе не нужно регистрировать прекращение своего статуса в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно п. 6 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения. При этом п. 3 ст. 346.13 НК РФ установлено, что до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения налогоплательщики не вправе, если иное не установлено данной статьей.

Налоговым законодательством налогоплательщику предоставлено право добровольно принимать решение о переходе с УСН на иной режим налогообложения, но при обязательном соблюдении условий такого перехода.

В связи с чем положениями гл. 26.2 НК РФ установлены четкие сроки для реализации налогоплательщиком своего решения о переходе с УСН на иной режим налогообложения посредством направления в налоговый орган соответствующего уведомления.

В случае нарушения соответствующего порядка налогоплательщик признается налогоплательщиком, применяющим УСН, и несет в этой связи обязанности по уплате и исчислению соответствующих налогов в порядке, предусмотренном НК РФ для этой категории налогоплательщиков.

Действительно, налоговый орган должен осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства и информировать налогоплательщиков об их правах и обязанностях, о факте нарушения налогоплательщиком норм налогового законодательства, регулирующего порядок отказа от применения УСН.

Вместе с тем, поскольку переход налогоплательщиков на УСН и на возврат к иным режимам налогообложения носит добровольный характер, в случае несоблюдения налогоплательщиком условий перехода с УСН на общий режим налогообложения у налоговых органов нет оснований выносить решение об отказе в таком переходе.

Отсутствие заявления о переходе с УСН на общий режим налогообложения при представлении в налоговый орган налоговых деклараций по общему режиму не лишает налогоплательщика права на изменение режима налогообложения (Постановления ФАС Уральского округа от 09.10.2012 N Ф09-9293/12, от 09.08.2012 N Ф09-6218/12, от 18.06.2012 N Ф09-4979/12, ФАС Центрального округа от 22.09.2010 N А48-673/2010, ФАС Уральского округа от 04.09.2013 N Ф09-8269/13 по делу N А76-24663/2012, ФАС Северо-Кавказского округа от 14.03.2014 по делу N А53-10176/2013, Определение N ВАС-1687/14 по делу N А76-3543/2013).

Нарушение налогоплательщиком срока направления уведомления, установленного п. 6 ст. 346.13 НК РФ, не является основанием для признания незаконным применения им общей системы налогообложения, в связи с тем что отказ от применения УСН носит уведомительный характер и НК РФ не предусмотрены последствия пропуска данного срока в виде запрета налогоплательщику применять иной режим налогообложения. Применение УСН является льготным режимом для налогоплательщика, поэтому он по своему усмотрению имеет право его не применять.

Отказ от применения упрощенной системы налогообложения - это право налогоплательщика, и оно носит уведомительный характер.

Факт перехода на УСН должен подтверждаться ведением налогового учета в соответствии с требованиями ст. 346.24 НК РФ, а также уплатой налогов по УСН.

Таким образом, перешедшими на УСН считаются организации, направившие в налоговый орган заявление и фактически перешедшие на данный режим налогообложения.

Выбор режима налогообложения является правом налогоплательщика, и специального документа, подтверждающего право применять упрощенную систему либо отказ от ее применения, не требуется.

При этом добровольность перехода на УСН предполагает наличие у налогоплательщика права до начала ее применения изменить свое решение и остаться на общем режиме налогообложения вне зависимости от причины.

Вышеуказанная позиция была отражена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.02.2016 по делу N А26-1774/2015, Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 N 13АП-18809/2015.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Управление объектами недвижимости. Когда выгоднее использовать ИП (Шестакова Е.)

Дата размещения статьи: 16.01.2018

подробнее>>

Индивидуальные предприниматели: порядок регистрации деятельности, уплаты налогов, сборов, страховых взносов (Чистякова Л.)

Дата размещения статьи: 16.08.2017

подробнее>>

Если гражданин решил стать индивидуальным предпринимателем. Регистрация и ответственность (Семенихин В.)

Дата размещения статьи: 01.06.2017

подробнее>>

Особенности правосубъектности индивидуального предпринимателя (Шапсугова М.Д.)

Дата размещения статьи: 16.03.2017

подробнее>>

Ограничений количества регистрации статуса ИП не существует (Петрова О.)

Дата размещения статьи: 17.10.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта