Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Правовые формы предпринимательской деятельности > Саморегулируемые организации > Динамика состава СРО аудиторов 2011 - 2015 (Горелик Л.Н.)

Динамика состава СРО аудиторов 2011 - 2015 (Горелик Л.Н.)

Дата размещения статьи: 22.10.2016

Проанализированы статистические данные и тенденции изменения аудиторских саморегулируемых организаций (СРО), в том числе количественный состав аудиторских СРО, количественный и качественный состав аудиторов, количественный и качественный состав аудиторских организаций - членов СРО, а также сделаны выводы о развитии сложившейся в аудите ситуации на период до конца текущего года. 

Введение 

Данный обзор подготовлен с целью информирования аудиторов и аудиторских организаций о реальном состоянии количественного и качественного состава саморегулируемых организаций аудиторов.

В качестве источников информации использованы:

1) данные Минфина России:

- основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2011 и 2015 гг.;

- основные показатели деятельности саморегулируемых организаций аудиторов в 2011 и 2015 гг.;

- контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов;

2) данные реестра аудиторов и аудиторских организаций СРО АПР. 

Примечание. Сокращения, приведенные в тексте:

саморегулируемая организация аудиторов - СРО;

саморегулируемая организация аудиторов "Аудиторская палата России" (Ассоциация) - СРО АПР;

саморегулируемая организация аудиторов некоммерческое партнерство "Аудиторская Ассоциация Содружество" - НП ААС;

саморегулируемая организация аудиторов некоммерческое партнерство "Московская аудиторская палата" - СРО НП МоАП;

саморегулируемая организация аудиторов некоммерческое партнерство "Российская Коллегия аудиторов" - НП РКА;

некоммерческое партнерство "Институт Профессиональных Аудиторов" - СРО НП ИПАР;

контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов - контрольный экземпляр реестра;

внешний контроль качества работы аудиторских организаций - ВККР. 

Количественный состав СРО 

Согласно данным контрольного экземпляра реестра количество аудиторов и аудиторских организаций постоянно снижается. Общее количество аудиторов и аудиторских организаций составило по состоянию на:

- 31.12.2011 - 31 996 (5196 аудиторских организаций, 26 800 аудиторов);

- 31.12.2012 - 28 979 (4833 аудиторских организаций, 24 146 аудиторов);

- 31.12.2013 - 27 692 (4726 аудиторских организаций, 22 966 аудиторов);

- 31.12.2014 - 26 706 (4505 аудиторских организаций, 22 201 аудиторов);

- 31.12.2015 - 25 969 (4441 аудиторских организаций, 21 528 аудиторов).

Общее количество аудиторских организаций и аудиторов - членов СРО снизилось за указанный период на 6027, или на 19% (по аудиторским организациям - на 15%, по аудиторам - на 20%).

СРО АПР за весь период саморегулирования по сравнению с другими СРО остается самой крупной по количеству своих членов. Так, по состоянию на 20 июня 2016 г. общее количество аудиторов и аудиторских организаций составило 25 419 членов, в том числе (табл. 1):

- 6650 - в СРО АПР;

- 6579 - в СРО НП МоАП;

- 5732 - в НП ААС;

- 4221 - в СРО НП РКА;

- 2237 - в НП ИПАР. 

Таблица 

Информация о количестве членов СРОпо состоянию на 20 июня 2016 г.  и состоянии рынка аудиторских услуг за 2015 г. 

Показатели

СРО АПР

НП ААС

СРО НП МоАП

СРО НП РКА

НП ИПАР

Итого

Количество аудиторов в СРО (% от численности контрольного экземпляра реестра)

5798

(27,61%), в том числе Б4 - 626

4415

(21,02%)

5380

(25,62%)

3403

(16,20%)

2007

(9,55%)

21 003

(100%)

Количество аудиторов в СРО, имеющих "старые" квалификационные аттестаты (% от общего количества аудиторов в СРО)

4218

(72,75%)

4000

(90,60%)

4629

(86,04%)

2990

(87,86%)

1581

(78,77%)

17 418

(82,93%)

Количество аудиторов в СРО, имеющих "единые" квалификационные аттестаты (% от общего количества аудиторов в СРО)

1580

(27,25%) в том числе Б4 - 522

415

(9,40%)

751

(13,96%)

413

(12,14%)

426

(21,23%)

3585

(17,07%)

% аудиторов, имеющих "единый" квалификационный аттестат от общего количества выданных в РФ

44,07

11,57

20,95

11,52

11,89

100

Количество аудиторских организаций в СРО (% от численности контрольного экземпляра реестра)

852

(19,29%)

1317

(29,82%)

1199

(27,15%)

818

(18,52%)

230

(5,21%)

4416

(100%)

Общее количество членов СРО

6650

5732

6579

4221

2237

25 419

Сумма выручки членов СРО от аудиторско-консультационных услуг за 2015 г. (млрд руб.)

33,6 <*>

22,5

56,1 <**>

Доля выручки членов СРО на рынке аудиторских услуг в 2015 г. (%)

59,9%,

в том числе Big 4 - 46,0% <**>

40,1%

100%

--------------------------------

<*> Данные из отчетов членов СРО АПР.

<**> Данные Минфина России http://minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex/ (Раздел "Статистика. Основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2015 г.", п. 12). 

Количественный и качественный состав аудиторов 

Согласно данным контрольного экземпляра реестра количество аудиторов снижается и по состоянию на 20 июня 2016 г. составляет 21 003 аудитора. С 2011 г. количество аудиторов снизилось на 5797 человек, или на 22%.

Реально темп снижения количества аудиторов и аудиторских организаций мог быть еще выше, если бы не искусственное сдерживание СРО оттока членов в течение последних двух лет в попытке сохранить статус саморегулируемой организации в соответствии с Федеральным законом N 403-ФЗ, который установил завышенные критерии численности для СРО аудиторов (2000 аудиторских организаций или 10 000 аудиторов).

Необходимо отметить, что в контрольном экземпляре реестра официально числится большое количество аудиторов, не принимающих участие в аудиторской деятельности на регулярной основе в соответствии с требованиями законодательства.

Процентное (долевое) соотношение аудиторов в каждой СРО к общему количеству аудиторов в контрольном экземпляре реестра за указанный период в основном остается на одном и том же уровне (табл. 1, 2) и составляет на 20 июня 2016 г. около:

- 28% в СРО АПР;

- 26% в СРО НП МоАП;

- 21% в НП ААС;

- 16% в СРО НП РКА;

- 9% в НП ИПАР. 

Таблица 2 

Динамика изменения количества членов СРО за период с 31.12.2011 по 31.12.2015 

N п/п

Показатель

СРО АПР

НП ААС

СРО НП МоАП

СРО НП РКА

НП ИПАР

ИПБР Гильдия аудиторов

Итого

 

Количество аудиторских организаций в СРО:

 

 

 

 

 

 

 

31.12.2011

1107

(21,3%)

752

(14,47%)

1069

(20,57%)

777

(14,95%)

298

(5,74%)

1193

(22,96%)

5196

(100%)

31.12.2012

1056

(21,85%)

1310

(27,15%)

1236

(25,57%)

885

(18,31%)

346

(7,16%)

-

4833

(100%)

31.12.2015

862

(19,41%)

1321

(29,75%)

1183

(26,64%)

834

(18,78%)

241

(5,43%)

-

4441

(100%)

 

Изменение численности аудиторских организаций за период

-245 <1>

+569

+114

+57

-57

-

-755

 

Количество аудиторских организаций, имеющих в штате на постоянной основе трех и более аудиторов по состоянию на 31.12.2015

618

(42,5%)

835 (57,5%)

-

1453

(32,7%)

 

Количество аудиторов в СРО

 

 

 

 

 

 

 

31.12.2011

7027

(26,2%)

2948

(11,0%)

5336

(19,9%)

3360

(12,5%)

2560

(9,6%)

5569

(20,8%)

26 800

(100%)

31.12.2012

6726

(27,9%)

4894

(20,3%)

6055

(25,1%)

3822

(15,8%)

2649

(11,0%)

-

24 146

(100%)

31.12.2015

5867

(27,3%)

4444

(20,6%)

5498

(25,5%)

3489

(16,2%)

2230

(10,4%)

-

21 528

(100%)

 

Изменение численности аудиторов за период

-1160 <2>

+1496

+162

+129

-330

-

-5272

 

Количество аудиторов в СРО, имеющих "единый" квалификационный аттестат (% от общего количества аудиторов в СРО)/% от общего количества аудиторов, имеющих "единый" квалификационный аттестат) <3>

1554

(26,5%/44,0%), в том числе Big 4 - 522

381

(8,6%/10,8%)

736

(13,4%/20,8%)

410

(11,7%/11,6%)

453

(20,3%/12,8%)

-

3534

(16,42%/100%)

--------------------------------

<1> Информация, поясняющая данный показатель, приведена в табл. 3.

<2> Информация, поясняющая данный показатель, приведена в табл. 4.

<3> Информация указана по состоянию на 25.01.2016 по данным выгрузки из контрольного экземпляра аудиторов и аудиторских организаций (КЭР) Минфина России. Последовательность подсчета предлагается следующая: 1) производится выгрузка на текущую дату основных показателей аудиторов из КЭР http://minfin.ru/ru/perfomance/audit/reestr_audit/ в базу СРО АПР (возможно только на текущую дату); 2) список аудиторов, полученный из КЭР, выгружается из базы данных СРО АПР в формат Excel-документ; 3) по ОРНЗ аудиторов производится разделение аудиторов на пять СРО; 4) по номеру "единого" квалификационного аттестата (далее - ЕА) производится выборка ЕА по пяти СРО - 01-...; 02-...; 03-...; 04-...; 05-...; 5) определяется подсчет процентного соотношения ЕА в данном СРО от общего количества аудиторов в данном СРО (1), а также процентного соотношения ЕА в данном СРО от общего количества аудиторов, имеющих ЕА во всех СРО (2). 

Таблица 3 

Изменение количества аудиторских организаций в СРО АПР за период с 31.12.2011 по 31.12.2015 

Количество аудиторских организаций - членов СРО АПР, прекративших членство за период с 31.12.2011 по 31.12.2015

Количество аудиторских организаций, вступивших в СРО АПР за период с 31.12.2011 по 31.12.2015

Изменение численности аудиторских организаций в СРО АПР за период с 31.12.2011 по 31.12.2015

372

127

из них:

61 реорганизованных,

44 вновь созданных,

2 вышли и вновь вступили в АПР, 20 перешли в СРО АПР из других СРО:

4 из ИПАР,

1 из МоАП,

14 из Гильдии,

1 из РКА

-245

Основания для исключения:

Заявление о выходе

260

из них:

24 ушли в другие СРО (7 - в ААС, 10 - в МоАП, 7 - в РКА),

106 ушли из профессии,

130 по причине уклонения от ВККР, из них:

20 ушли в другие СРО (10 - в ААС, 5 - в МоАП, 4 - в РКА, 1 - в ИПАР),

110 ушли из профессии

Ликвидация

8

По решению ЦС СРО АПР, как мера дисциплинарного воздействия

42

По решению Росфиннадзора

3

Реорганизация (все вступили в СРО АПР после изменения правовой формы аудиторской организации)

59

К сожалению, опубликованные Минфином России основные показатели деятельности СРО не содержат анализа причин изменения (уменьшения) количества аудиторов.

СРО АПР был сделан анализ изменений количества аудиторов и аудиторских организаций - членов СРО АПР за период с 31.12.2011 по 31.12.2015 (табл. 4) и были выявлены причины уменьшения количества аудиторов, на основании которых можно определить дальнейшие тенденции в российском аудите. 

Таблица 4 

Изменение количества аудиторов в СРО АПР за период с 31.12.2011 по 31.12.2015 

Количество аудиторов - членов СРО АПР, прекративших членство за период с 31.12.2011 по 31.12.2015

Количество аудиторов, вступивших в СРО АПР за период с 31.12.2011 по 31.12.2015

Изменение численности аудиторов в СРО АПР за период с 31.12.2011 по 31.12.2015

1566

412

из них:

262 вновь вступили,

150 перешли в СРО АПР из других СРО:

27 - из ИПАР;

11 - из МоАП;

103 - из Гильдии;

7 - из РКА

-1154 (-1160) <1>

Основания исключения:

Заявление о выходе

537, из них:

104 - ушли в другие СРО:

2 - в ИПАР;

14 - в МоАП;

30 - в РКА;

58 - в ААС;

433 ушли из профессии

По решению ЦС СРО АПР в связи с аннулированием квалификационного аттестата аудитора

961

По решению ЦС СРО АПР как мера дисциплинарного воздействия

32

В связи со смертью

36

--------------------------------

<1> Причиной расхождения в разности (изменении) численности между вступившими и исключенными аудиторами по данным реестра членов СРО АПР и данным контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций (далее контрольный экземпляр реестра) является то, что в контрольном экземпляре реестра не были учтены аудиторы, исключенные в 2011 г., уже после опубликования контрольного экземпляра реестра на сайте Минфина России не учтен аудитор с восстановленным членством через суд, которого нет в данных контрольного экземпляра реестра за 2013 г. 

За указанный период прекратили членство в СРО АПР 1566 аудиторов, из которых:

- 993 аудитора (63,4% от прекративших членство) были исключены по решению Центрального Совета СРО АПР за несоблюдение требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", из них:

- 961 - в связи с аннулированием квалификационного аттестата аудитора по причине непрохождения обязательного ежегодного повышения квалификации или неосуществления аудиторской деятельности в течение установленного законом срока, 32 - в связи с применением мер дисциплинарного воздействия;

- 537 - по личному заявлению, при этом: 433 - ушли из профессии (по данным контрольного экземпляра реестра), 104 - перешли в другие СРО;

- 36 - в связи со смертью.

За указанный период вступили в СРО АПР 412 аудиторов, из которых:

- 262 - вступили в СРО впервые, выбрав СРО АПР;

- 150 - перешли из других СРО.

Таким образом, из СРО АПР вышли и вступили в другие СРО 104 аудитора, в то время как вступили в СРО АПР 150 аудиторов, которые перешли из других СРО. Кроме того, впервые вступили в СРО 262 аудитора, выбрав СРО АПР.

На основании этих данных можно сделать вывод, что уменьшение количества аудиторов - членов СРО АПР в основном обусловлено исключением из членов СРО АПР за несоблюдение аудиторами требований действующего законодательства, выявленное при выполнении СРО АПР своих функций, и уходом из профессии в связи с условиями, сложившимися на рынке аудиторских услуг.

Важнейшим качественным показателем членства в СРО является количество аудиторов - членов СРО, имеющих "единый" квалификационный аттестат аудитора, который предоставляет право проводить аудит общественно значимых организаций (см. табл. 1, 2).

По состоянию на 20 июня 2016 г. в Российской Федерации "единый" квалификационный аттестат имеют 3585 аудиторов, что составляет 17% от общего количества аудиторов.

В СРО АПР самое большое количество аудиторов, имеющих "единые" квалификационные аттестаты, - 1580 аудиторов, что составляет более 44% от общего количества аудиторов с "едиными" аттестатами в РФ, остальные 2005 аудиторов распределены между другими четырьмя СРО. Доля аудиторов с "едиными" аттестатами от общего количества аудиторов в каждом СРО составляет:

- более 27%, или 1580 аудиторов в СРО АПР;

- более 21%, или 426 аудиторов в НП ИПАР;

- около 14%, или 751 аудитор в СРО НП МоАП;

- более 12%, или 413 аудиторов в СРО НП РКА;

- более 9%, или 415 аудиторов в НП ААС.

Одним из качественных критериев состава членов СРО является возраст аудиторов.

Анализ возрастного состава аудиторов - членов СРО АПР по состоянию на 18 июля 2016 г. показывает следующее (табл. 5):

- основная возрастная категория - аудиторы в возрасте от 30 до 49 лет (3635 аудиторов, или более 63% от общего количества аудиторов СРО АПР);

- возрастная категория - аудиторы предпенсионного и пенсионного возраста старше 50 лет (2030 аудиторов, или более 35% от общего количества аудиторов СРО АПР), из них 23,2% аудиторов уже находятся в пенсионном возрасте;

- возрастная категория - аудиторы в возрасте 20 - 29 лет (93 аудитора, или около 2% от общего количества аудиторов СРО АПР). 

Таблица 5 

Возрастной состав аудиторов - членов СРО АПР по состоянию на 18 июля 2016 г. 

Возрастная категория аудиторов (лет)

Количество аудиторов в возрастной категории (% от общего числа членов СРО АПР)

Количество аудиторов, имеющих единые квалификационные аттестаты в возрастной категории (% от общего количества аудиторов с "едиными" аттестатами/% от общего числа членов СРО АПР)

Количество аудиторов возрастной категории (% от общего числа)

Количество аудиторов возрастной категории (% от общего числа)

20 - 29

93 (1,62%)

80 (5,06%/1,39%)

До 50:

3728 (64,74%)

До 50:

3728 (64,74%)

30 - 39

1728 (30,01%)

685 (43,3%/11,90%)

40 - 49

1907 (33,12%)

544 (34,39%/9,45%)

50 - 54

696 (12,09%)

135 (8,53%/2,34%)

С 50 до 59: 1337 (23,22%)

Свыше 50:

2030 (35,26%)

55 - 59

641 (11,13%)

89 (5,63%/1,54%)

60 - 69

619 (10,75%)

45 (2,84%/0,78%)

Свыше 60: 693 (12,04%)

70 - 79

71 (1,23%)

4 (0,25%/0,07%)

80 - 89

3 (0,05%)

0 (0%/0%)

Итого

5758 (100,00%)

1582 (100%/27,47%)

5758 (100%)

5758 (100%)

Важно подчеркнуть, что самое большое количество аудиторов с "единым" аттестатом (более 77% от общего количества аудиторов, имеющих в СРО АПР "единые" квалификационные аттестаты) - в основной возрастной категории (от 30 до 49 лет).

Приток молодых специалистов в аудиторскую профессию сокращается, и с большой долей вероятности в ближайшие годы положение в аудите будет критическим. Вместе с тем можно предположить, что возрастной состав аудиторов СРО АПР более молодой, чем в других СРО, поскольку членами СРО АПР являются крупные аудиторские организации, в том числе и международные. 

Количественный и качественный состав аудиторских организаций - членов СРО 

Согласно данным контрольного экземпляра реестра количество аудиторских организаций, так же как и аудиторов, снижается.

По состоянию на 20 июня 2016 г. в контрольном экземпляре реестра зарегистрировано 4416 аудиторских организаций, из них 852 аудиторские организации (или 19,35%) состоят в СРО АПР (см. табл. 1, 2). С 2011 г. количество аудиторских организаций уменьшилось на 780 организаций, или на 15%.

Необходимо сказать, что стабильно и реально работающих аудиторских организаций, по нашему наблюдению, намного меньше, чем официально числится в контрольном экземпляре реестра. Так, по состоянию на 31.12.2015 количество аудиторских организаций, состоящих в контрольном экземпляре реестра, составляло 4441. Из них только 1453 аудиторские организации, или 33%, имели в штате трех и более аудиторов, которые работали на постоянной основе и для которых эти организации являлись основным местом работы, остальные 67% числились в своем штате аудиторов, включая лиц с "единым" аттестатом, на условиях совместительства.

Именно аудиторские организации, имеющие в штате трех и более аудиторов, работающих на постоянной основе, подтверждают свое реальное участие в аудиторской деятельности и представляют собой наиболее стабильную и профессиональную группу и определяют качественный состав аудиторских организаций. Из 1453 указанных аудиторских организаций 618, или 42,5%, состоят в СРО АПР, остальные распределены по четырем другим СРО (см. табл. 2).

Согласно Основным показателям рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2015 г., опубликованным на сайте Минфина России, общий объем выручки от аудиторско-консалтинговых услуг в Российской Федерации составляет 56,1 млрд руб. На долю аудиторских организаций - членов СРО АПР приходится 33,6 млрд руб., или 60% (см. табл. 1).

Минфином России приводятся показатели типичной аудиторской организации в Москве и в регионах. Типичная организация в Москве имеет следующие показатели: количество работников - 6 человек, количество аудиторов - 4 человека, количество клиентов - 5 единиц, доходы от аудита в год - 2,7 млн руб., доходы от проведения аудита в расчете на одного клиента - 175,6 тыс. руб., доходы в расчете на одного сотрудника - 461,7 тыс. руб.

СРО АПР провела анализ изменения количества аудиторских организаций - своих членов за период с 31.12.2011 по 31.12.2015 (табл. 3) и выявила причины его уменьшения.

За указанный период прекратили членство в СРО АПР 372 аудиторские организации, из которых:

- 59 - в связи с реорганизацией путем изменения организационно-правовой формы;

- 42 - по решению Центрального Совета СРО АПР в связи с применением мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности";

- 8 - в связи с добровольной ликвидацией;

- 3 - по решению Росфиннадзора;

- 260 - по личному заявлению о выходе из СРО АПР, при этом:

130 - по причине уклонения от внешнего контроля качества работы (ВККР), по которым были направлены соответствующие письма об уклонении от ВККР в другие СРО, из них:

- 110 также ушли из профессии (по данным контрольного экземпляра реестра, информация в реестре отсутствует);

- 20 были приняты в другие СРО;

106 - ушли из профессии (по данным контрольного экземпляра реестра, информация в реестре отсутствует);

24 - перешли в другие СРО.

За указанный период вступили в СРО АПР 127 аудиторских организаций, из которых:

- 61 - после реорганизации путем изменения организационно-правовой формы (ранее были членами СРО АПР);

- 44 - вновь созданные;

- 20 - перешли из других СРО;

- 2 - ранее вышедшие из СРО АПР вновь вступили.

Таким образом, из СРО АПР вышли и вступили в другие СРО 44 аудиторские организации, из них 20 - уклонисты от ВККР. Вступили в СРО АПР 66 аудиторских организаций, из них - 44 вновь созданные, которые выбрали СРО АПР, и 20 перешли из других СРО.

На основании этих данных можно сделать вывод, что уменьшение количества аудиторских организаций - членов СРО АПР в основном обусловлено уходом из профессии в связи с условиями, сложившимися на рынке аудиторских услуг, и выходом из членов СРО АПР аудиторских организаций, уклоняющихся от проведения ВККР, поскольку Уставом СРО АПР в соответствии с действующим законодательством о некоммерческих организациях предусмотрен свободный выход из членов СРО на любом этапе членства. Несмотря на имеющуюся договоренность между СРО и информирования всех СРО об уклонении от ВККР, 20 аудиторских организаций были приняты в члены других СРО. 

Выводы 

1. Общее количество аудиторских организаций и аудиторов снизилось за период с 2011 г. по 2015 г. на 6027, или на 19% (по аудиторским организациям - на 15%, по аудиторам - на 20%). По состоянию на 18 июля 2016 г. в контрольном экземпляре реестра уже числятся 20 949 аудиторов и 4399 аудиторских организаций (табл. 6).

 

Таблица 6 

Количественный состав членов саморегулируемых организаций аудиторов в 2016 г. по данным контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов 

2016

1 января 2016 г.

18 мая 2016 г.

20 июня 2016 г.

18 июля 2016 г.

АО

А

Всего по каждому СРО

АО

А

Всего по каждому СРО

АО

А

Всего по СРО

АО

А

Всего по каждому СРО

СРО АПР

862

5867

6729

(25,91%)

857

5793

6650

(26,04%)

852

5798

6650

(26,16%)

849

5758

6607

(26,07%)

19,41%

27,25%

19,30%

27,45%

19,29%

27,61%

19,30%

27,49%

НП МоАП

1183

5498

6681

(25,73%)

1200

5475

6675

(26,13%)

1199

5380

6579

(25,88%)

1201

5387

6588

(25,99%)

26,64%

25,54%

27,02%

25,95%

27,15%

25,62%

27,30%

25,71%

НП ААС

1321

4444

5765

(22,20%)

1331

4405

5736

(22,46%)

1317

4415

5732

(22,55%)

1308

4416

5724

(22,58%)

29,75%

20,64%

29,97%

20,88%

29,82%

21,02%

29,73%

21,08%

НП РКА

834

3489

4323

(16,65%)

821

3409

4230

(16,56%)

818

3403

4221

(16,61%)

815

3393

4208

(16,60%)

18,78%

16,21%

18,49%

16,16%

18,53%

16,20%

18,53%

16,20%

НП ИПАР

241

2230

2471

(9,51%)

232

2019

2251

(8,81%)

230

2007

2237

(8,80%)

226

1995

2221

(8,76%)

5,43%

10,36%

5,22%

9,57%

5,21%

9,55%

5,14%

9,52%

Итого по всем СРО

4441

(100%)

21 528

(100%)

25 969

(100%)

4441

(100%)

21 101

(100%)

25 542

(100%)

4416

(100%)

21 003

(100%)

25 419

(100%)

4399

(100%)

20 949

(100%)

25 348

(100%)

 

2. СРО в течение последних двух лет искусственно сдерживают отток своих членов, пытаясь сохранить статус саморегулируемой организации в соответствии с Федеральным законом N 403-ФЗ, который установил завышенные критерии численности для СРО аудиторов (2000 аудиторских организаций или 10 000 аудиторов).

3. Процентное (долевое) соотношение количества аудиторов в каждом СРО к общему количеству аудиторов в контрольном экземпляре реестра за указанный период практически не изменилось, при этом изменилось соотношение количества аудиторских организаций каждого СРО к общему количеству аудиторских организаций в контрольном экземпляре реестра (табл. 6 и 7). 

Таблица 7 

Количественный состав членов саморегулируемых организаций аудиторов в 2015 г. по данным контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов 

2015

1 января 2015 г.

6 апреля 2015 г.

6 июля 2015 г.

28 декабря 2015 г.

АО

А

Всего по СРО

АО

А

Всего по СРО

АО

А

Всего по СРО

АО

А

Всего по СРО

СРО АПР

921

6028

6949

(26,02%)

915

5988

6903

(26,05%)

900

5869

6769

(25,92%)

864

5868

6732

(25,95%)

20,44%

27,15%

20,28%

27,24%

20,11%

27,12%

19,45%

27,30%

НП МоАП

1108

5555

6663

(24,95%)

1127

5539

6666

(25,16%)

1127

5488

6615

(25,33%)

1183

5491

6674

(25,73%)

24,59%

25,02%

24,98%

25,20%

25,18%

25,36%

26,63%

25,54%

НП ААС

1334

4588

5922

(22,18%)

1337

4595

5932

(22,39%)

1323

4439

5762

(22,06%)

1320

4433

5753

(22,18%)

29,61%

20,67%

29,63%

20,90%

29,56%

20,51%

29,72%

20,62%

НП РКА

847

3595

4442

(16,63%)

842

3505

4347

(16,41%)

843

3503

4346

(16,64%)

834

3480

4314

(16,63%)

18,80%

16,19%

18,66%

15,94%

18,83%

16,19%

18,78%

16,19%

НП ИПАР

295

2435

2730

(10,22%)

291

2356

2647

(9,99%)

283

2343

2626

(10,05%)

241

2224

2465

(9,51%)

6,55%

10,97%

6,45%

10,72%

6,32%

10,83%

5,43%

10,35%

Итого по всем СРО

4505

(100%)

22 201

(100%)

26 706

(100%)

4512

(100%)

21 983

(100%)

26 496

(100%)

4476

(100%)

21 642

(100%)

26 119

(100%)

4442

(100%)

21 496

(100%)

25 939

(100%)

4. Проведенный СРО АПР анализ позволяет сделать вывод, что:

- уменьшение количества аудиторов обусловлено в основном исключением из членов за несоблюдение аудиторами требований действующего законодательства, выявленное при выполнении СРО АПР своих функций, и уходом из профессии в связи с негативными условиями на рынке аудиторских услуг;

- уменьшение количества аудиторских организаций обусловлено в основном уходом из профессии в связи с условиями, сложившимися на рынке аудиторских услуг, и выходом из членов СРО АПР аудиторских организаций, уклоняющихся от проведения ВККР.

5. СРО АПР за весь период саморегулирования была и остается самой крупной организацией по общей численности своих членов и по численности аудиторов по сравнению с другими СРО.

6. Важнейшими качественными показателями членства в СРО являются: доля аудиторов с "едиными" аттестатами от общего количества аудиторов в каждом СРО (27% - СРО АПР, 21% - НП ИПАР, 14% - СРО НП МоАП, 12% - СРО НП РКА, 9% - НП ААС) и доля аудиторов - членов СРО, имеющих "единый" квалификационный аттестат аудитора, который предоставляет право проводить аудит общественно значимых организаций, от общего количества аудиторов с "единым" аттестатом (44% - СРО АПР, 21% - СРО НП МоАП, 12% - НП ИПАР, 12% - НП ААС, 12% - СРО НП РКА).

7. Приток молодых специалистов в аудиторскую профессию сокращается во всех СРО. Можно предположить, что в течение ближайших двух-трех лет значительно сократится количество аудиторов по причинам естественного убытия (выхода на пенсию, смерти) и ухода из профессии аудиторов в возрасте до 40 лет в реальный сектор экономики. Приход новых членов не перекроет выход членов.

8. Важнейшим качественным показателем членства аудиторских организаций в СРО является количество аудиторских организаций, имеющих в штате трех и более аудиторов, работающих на постоянной основе по основному месту работы. Такие организации подтверждают свое реальное участие в аудиторской деятельности и представляют собой наиболее стабильную и профессиональную группу. По имеющимся данным на 31.12.2015 из 4441 аудиторской организации только 1453 (или 33%) имели в штате трех и более аудиторов, из них 618 (или 42,5%) - члены СРО АПР.

9. При возможном объединении СРО и переходе аудиторских организаций и аудиторов в объединенную организацию цель объединения - соблюдение необходимых критериев численности - не будет достигнута (см. табл. 6). (Справочно: в 2012 г. при ликвидации СРО Гильдия аудиторов ИПБР более 30% ее членов не перешли в другие СРО по причине прекращения своей деятельности.)

В этой связи необходимо предостеречь членов всех СРО от поспешного перехода в другие организации в связи с рисками невыполнения СРО критериев численности.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Деятельность по саморегулированию как объект гражданского правоотношения: пределы и ограничения (Камышанский В.П.)

Дата размещения статьи: 18.08.2017

подробнее>>

Проблемы с перечислением взноса в компенсационный фонд при переходе в региональную СРО (Черникова О.)

Дата размещения статьи: 03.08.2017

подробнее>>

Саморегулирование в системе социального регулирования общественных отношений (Петров Д.А.)

Дата размещения статьи: 30.01.2017

подробнее>>

Роль национальных объединений саморегулируемых организаций в регулировании предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов (Егорова М.А.)

Дата размещения статьи: 25.01.2017

подробнее>>

Саморегулирование в сфере частной системы здравоохранения (Романовская О.В.)

Дата размещения статьи: 27.10.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта