Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Правовые формы предпринимательской деятельности > Саморегулируемые организации > Динамика состава СРО аудиторов 2011 - 2015 (Горелик Л.Н.)

Динамика состава СРО аудиторов 2011 - 2015 (Горелик Л.Н.)

Дата размещения статьи: 22.10.2016

Проанализированы статистические данные и тенденции изменения аудиторских саморегулируемых организаций (СРО), в том числе количественный состав аудиторских СРО, количественный и качественный состав аудиторов, количественный и качественный состав аудиторских организаций - членов СРО, а также сделаны выводы о развитии сложившейся в аудите ситуации на период до конца текущего года. 

Введение 

Данный обзор подготовлен с целью информирования аудиторов и аудиторских организаций о реальном состоянии количественного и качественного состава саморегулируемых организаций аудиторов.

В качестве источников информации использованы:

1) данные Минфина России:

- основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2011 и 2015 гг.;

- основные показатели деятельности саморегулируемых организаций аудиторов в 2011 и 2015 гг.;

- контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов;

2) данные реестра аудиторов и аудиторских организаций СРО АПР. 

Примечание. Сокращения, приведенные в тексте:

саморегулируемая организация аудиторов - СРО;

саморегулируемая организация аудиторов "Аудиторская палата России" (Ассоциация) - СРО АПР;

саморегулируемая организация аудиторов некоммерческое партнерство "Аудиторская Ассоциация Содружество" - НП ААС;

саморегулируемая организация аудиторов некоммерческое партнерство "Московская аудиторская палата" - СРО НП МоАП;

саморегулируемая организация аудиторов некоммерческое партнерство "Российская Коллегия аудиторов" - НП РКА;

некоммерческое партнерство "Институт Профессиональных Аудиторов" - СРО НП ИПАР;

контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов - контрольный экземпляр реестра;

внешний контроль качества работы аудиторских организаций - ВККР. 

Количественный состав СРО 

Согласно данным контрольного экземпляра реестра количество аудиторов и аудиторских организаций постоянно снижается. Общее количество аудиторов и аудиторских организаций составило по состоянию на:

- 31.12.2011 - 31 996 (5196 аудиторских организаций, 26 800 аудиторов);

- 31.12.2012 - 28 979 (4833 аудиторских организаций, 24 146 аудиторов);

- 31.12.2013 - 27 692 (4726 аудиторских организаций, 22 966 аудиторов);

- 31.12.2014 - 26 706 (4505 аудиторских организаций, 22 201 аудиторов);

- 31.12.2015 - 25 969 (4441 аудиторских организаций, 21 528 аудиторов).

Общее количество аудиторских организаций и аудиторов - членов СРО снизилось за указанный период на 6027, или на 19% (по аудиторским организациям - на 15%, по аудиторам - на 20%).

СРО АПР за весь период саморегулирования по сравнению с другими СРО остается самой крупной по количеству своих членов. Так, по состоянию на 20 июня 2016 г. общее количество аудиторов и аудиторских организаций составило 25 419 членов, в том числе (табл. 1):

- 6650 - в СРО АПР;

- 6579 - в СРО НП МоАП;

- 5732 - в НП ААС;

- 4221 - в СРО НП РКА;

- 2237 - в НП ИПАР. 

Таблица 

Информация о количестве членов СРОпо состоянию на 20 июня 2016 г.  и состоянии рынка аудиторских услуг за 2015 г. 

Показатели

СРО АПР

НП ААС

СРО НП МоАП

СРО НП РКА

НП ИПАР

Итого

Количество аудиторов в СРО (% от численности контрольного экземпляра реестра)

5798

(27,61%), в том числе Б4 - 626

4415

(21,02%)

5380

(25,62%)

3403

(16,20%)

2007

(9,55%)

21 003

(100%)

Количество аудиторов в СРО, имеющих "старые" квалификационные аттестаты (% от общего количества аудиторов в СРО)

4218

(72,75%)

4000

(90,60%)

4629

(86,04%)

2990

(87,86%)

1581

(78,77%)

17 418

(82,93%)

Количество аудиторов в СРО, имеющих "единые" квалификационные аттестаты (% от общего количества аудиторов в СРО)

1580

(27,25%) в том числе Б4 - 522

415

(9,40%)

751

(13,96%)

413

(12,14%)

426

(21,23%)

3585

(17,07%)

% аудиторов, имеющих "единый" квалификационный аттестат от общего количества выданных в РФ

44,07

11,57

20,95

11,52

11,89

100

Количество аудиторских организаций в СРО (% от численности контрольного экземпляра реестра)

852

(19,29%)

1317

(29,82%)

1199

(27,15%)

818

(18,52%)

230

(5,21%)

4416

(100%)

Общее количество членов СРО

6650

5732

6579

4221

2237

25 419

Сумма выручки членов СРО от аудиторско-консультационных услуг за 2015 г. (млрд руб.)

33,6 <*>

22,5

56,1 <**>

Доля выручки членов СРО на рынке аудиторских услуг в 2015 г. (%)

59,9%,

в том числе Big 4 - 46,0% <**>

40,1%

100%

--------------------------------

<*> Данные из отчетов членов СРО АПР.

<**> Данные Минфина России http://minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex/ (Раздел "Статистика. Основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2015 г.", п. 12). 

Количественный и качественный состав аудиторов 

Согласно данным контрольного экземпляра реестра количество аудиторов снижается и по состоянию на 20 июня 2016 г. составляет 21 003 аудитора. С 2011 г. количество аудиторов снизилось на 5797 человек, или на 22%.

Реально темп снижения количества аудиторов и аудиторских организаций мог быть еще выше, если бы не искусственное сдерживание СРО оттока членов в течение последних двух лет в попытке сохранить статус саморегулируемой организации в соответствии с Федеральным законом N 403-ФЗ, который установил завышенные критерии численности для СРО аудиторов (2000 аудиторских организаций или 10 000 аудиторов).

Необходимо отметить, что в контрольном экземпляре реестра официально числится большое количество аудиторов, не принимающих участие в аудиторской деятельности на регулярной основе в соответствии с требованиями законодательства.

Процентное (долевое) соотношение аудиторов в каждой СРО к общему количеству аудиторов в контрольном экземпляре реестра за указанный период в основном остается на одном и том же уровне (табл. 1, 2) и составляет на 20 июня 2016 г. около:

- 28% в СРО АПР;

- 26% в СРО НП МоАП;

- 21% в НП ААС;

- 16% в СРО НП РКА;

- 9% в НП ИПАР. 

Таблица 2 

Динамика изменения количества членов СРО за период с 31.12.2011 по 31.12.2015 

N п/п

Показатель

СРО АПР

НП ААС

СРО НП МоАП

СРО НП РКА

НП ИПАР

ИПБР Гильдия аудиторов

Итого

 

Количество аудиторских организаций в СРО:

 

 

 

 

 

 

 

31.12.2011

1107

(21,3%)

752

(14,47%)

1069

(20,57%)

777

(14,95%)

298

(5,74%)

1193

(22,96%)

5196

(100%)

31.12.2012

1056

(21,85%)

1310

(27,15%)

1236

(25,57%)

885

(18,31%)

346

(7,16%)

-

4833

(100%)

31.12.2015

862

(19,41%)

1321

(29,75%)

1183

(26,64%)

834

(18,78%)

241

(5,43%)

-

4441

(100%)

 

Изменение численности аудиторских организаций за период

-245 <1>

+569

+114

+57

-57

-

-755

 

Количество аудиторских организаций, имеющих в штате на постоянной основе трех и более аудиторов по состоянию на 31.12.2015

618

(42,5%)

835 (57,5%)

-

1453

(32,7%)

 

Количество аудиторов в СРО

 

 

 

 

 

 

 

31.12.2011

7027

(26,2%)

2948

(11,0%)

5336

(19,9%)

3360

(12,5%)

2560

(9,6%)

5569

(20,8%)

26 800

(100%)

31.12.2012

6726

(27,9%)

4894

(20,3%)

6055

(25,1%)

3822

(15,8%)

2649

(11,0%)

-

24 146

(100%)

31.12.2015

5867

(27,3%)

4444

(20,6%)

5498

(25,5%)

3489

(16,2%)

2230

(10,4%)

-

21 528

(100%)

 

Изменение численности аудиторов за период

-1160 <2>

+1496

+162

+129

-330

-

-5272

 

Количество аудиторов в СРО, имеющих "единый" квалификационный аттестат (% от общего количества аудиторов в СРО)/% от общего количества аудиторов, имеющих "единый" квалификационный аттестат) <3>

1554

(26,5%/44,0%), в том числе Big 4 - 522

381

(8,6%/10,8%)

736

(13,4%/20,8%)

410

(11,7%/11,6%)

453

(20,3%/12,8%)

-

3534

(16,42%/100%)

--------------------------------

<1> Информация, поясняющая данный показатель, приведена в табл. 3.

<2> Информация, поясняющая данный показатель, приведена в табл. 4.

<3> Информация указана по состоянию на 25.01.2016 по данным выгрузки из контрольного экземпляра аудиторов и аудиторских организаций (КЭР) Минфина России. Последовательность подсчета предлагается следующая: 1) производится выгрузка на текущую дату основных показателей аудиторов из КЭР http://minfin.ru/ru/perfomance/audit/reestr_audit/ в базу СРО АПР (возможно только на текущую дату); 2) список аудиторов, полученный из КЭР, выгружается из базы данных СРО АПР в формат Excel-документ; 3) по ОРНЗ аудиторов производится разделение аудиторов на пять СРО; 4) по номеру "единого" квалификационного аттестата (далее - ЕА) производится выборка ЕА по пяти СРО - 01-...; 02-...; 03-...; 04-...; 05-...; 5) определяется подсчет процентного соотношения ЕА в данном СРО от общего количества аудиторов в данном СРО (1), а также процентного соотношения ЕА в данном СРО от общего количества аудиторов, имеющих ЕА во всех СРО (2). 

Таблица 3 

Изменение количества аудиторских организаций в СРО АПР за период с 31.12.2011 по 31.12.2015 

Количество аудиторских организаций - членов СРО АПР, прекративших членство за период с 31.12.2011 по 31.12.2015

Количество аудиторских организаций, вступивших в СРО АПР за период с 31.12.2011 по 31.12.2015

Изменение численности аудиторских организаций в СРО АПР за период с 31.12.2011 по 31.12.2015

372

127

из них:

61 реорганизованных,

44 вновь созданных,

2 вышли и вновь вступили в АПР, 20 перешли в СРО АПР из других СРО:

4 из ИПАР,

1 из МоАП,

14 из Гильдии,

1 из РКА

-245

Основания для исключения:

Заявление о выходе

260

из них:

24 ушли в другие СРО (7 - в ААС, 10 - в МоАП, 7 - в РКА),

106 ушли из профессии,

130 по причине уклонения от ВККР, из них:

20 ушли в другие СРО (10 - в ААС, 5 - в МоАП, 4 - в РКА, 1 - в ИПАР),

110 ушли из профессии

Ликвидация

8

По решению ЦС СРО АПР, как мера дисциплинарного воздействия

42

По решению Росфиннадзора

3

Реорганизация (все вступили в СРО АПР после изменения правовой формы аудиторской организации)

59

К сожалению, опубликованные Минфином России основные показатели деятельности СРО не содержат анализа причин изменения (уменьшения) количества аудиторов.

СРО АПР был сделан анализ изменений количества аудиторов и аудиторских организаций - членов СРО АПР за период с 31.12.2011 по 31.12.2015 (табл. 4) и были выявлены причины уменьшения количества аудиторов, на основании которых можно определить дальнейшие тенденции в российском аудите. 

Таблица 4 

Изменение количества аудиторов в СРО АПР за период с 31.12.2011 по 31.12.2015 

Количество аудиторов - членов СРО АПР, прекративших членство за период с 31.12.2011 по 31.12.2015

Количество аудиторов, вступивших в СРО АПР за период с 31.12.2011 по 31.12.2015

Изменение численности аудиторов в СРО АПР за период с 31.12.2011 по 31.12.2015

1566

412

из них:

262 вновь вступили,

150 перешли в СРО АПР из других СРО:

27 - из ИПАР;

11 - из МоАП;

103 - из Гильдии;

7 - из РКА

-1154 (-1160) <1>

Основания исключения:

Заявление о выходе

537, из них:

104 - ушли в другие СРО:

2 - в ИПАР;

14 - в МоАП;

30 - в РКА;

58 - в ААС;

433 ушли из профессии

По решению ЦС СРО АПР в связи с аннулированием квалификационного аттестата аудитора

961

По решению ЦС СРО АПР как мера дисциплинарного воздействия

32

В связи со смертью

36

--------------------------------

<1> Причиной расхождения в разности (изменении) численности между вступившими и исключенными аудиторами по данным реестра членов СРО АПР и данным контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций (далее контрольный экземпляр реестра) является то, что в контрольном экземпляре реестра не были учтены аудиторы, исключенные в 2011 г., уже после опубликования контрольного экземпляра реестра на сайте Минфина России не учтен аудитор с восстановленным членством через суд, которого нет в данных контрольного экземпляра реестра за 2013 г. 

За указанный период прекратили членство в СРО АПР 1566 аудиторов, из которых:

- 993 аудитора (63,4% от прекративших членство) были исключены по решению Центрального Совета СРО АПР за несоблюдение требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", из них:

- 961 - в связи с аннулированием квалификационного аттестата аудитора по причине непрохождения обязательного ежегодного повышения квалификации или неосуществления аудиторской деятельности в течение установленного законом срока, 32 - в связи с применением мер дисциплинарного воздействия;

- 537 - по личному заявлению, при этом: 433 - ушли из профессии (по данным контрольного экземпляра реестра), 104 - перешли в другие СРО;

- 36 - в связи со смертью.

За указанный период вступили в СРО АПР 412 аудиторов, из которых:

- 262 - вступили в СРО впервые, выбрав СРО АПР;

- 150 - перешли из других СРО.

Таким образом, из СРО АПР вышли и вступили в другие СРО 104 аудитора, в то время как вступили в СРО АПР 150 аудиторов, которые перешли из других СРО. Кроме того, впервые вступили в СРО 262 аудитора, выбрав СРО АПР.

На основании этих данных можно сделать вывод, что уменьшение количества аудиторов - членов СРО АПР в основном обусловлено исключением из членов СРО АПР за несоблюдение аудиторами требований действующего законодательства, выявленное при выполнении СРО АПР своих функций, и уходом из профессии в связи с условиями, сложившимися на рынке аудиторских услуг.

Важнейшим качественным показателем членства в СРО является количество аудиторов - членов СРО, имеющих "единый" квалификационный аттестат аудитора, который предоставляет право проводить аудит общественно значимых организаций (см. табл. 1, 2).

По состоянию на 20 июня 2016 г. в Российской Федерации "единый" квалификационный аттестат имеют 3585 аудиторов, что составляет 17% от общего количества аудиторов.

В СРО АПР самое большое количество аудиторов, имеющих "единые" квалификационные аттестаты, - 1580 аудиторов, что составляет более 44% от общего количества аудиторов с "едиными" аттестатами в РФ, остальные 2005 аудиторов распределены между другими четырьмя СРО. Доля аудиторов с "едиными" аттестатами от общего количества аудиторов в каждом СРО составляет:

- более 27%, или 1580 аудиторов в СРО АПР;

- более 21%, или 426 аудиторов в НП ИПАР;

- около 14%, или 751 аудитор в СРО НП МоАП;

- более 12%, или 413 аудиторов в СРО НП РКА;

- более 9%, или 415 аудиторов в НП ААС.

Одним из качественных критериев состава членов СРО является возраст аудиторов.

Анализ возрастного состава аудиторов - членов СРО АПР по состоянию на 18 июля 2016 г. показывает следующее (табл. 5):

- основная возрастная категория - аудиторы в возрасте от 30 до 49 лет (3635 аудиторов, или более 63% от общего количества аудиторов СРО АПР);

- возрастная категория - аудиторы предпенсионного и пенсионного возраста старше 50 лет (2030 аудиторов, или более 35% от общего количества аудиторов СРО АПР), из них 23,2% аудиторов уже находятся в пенсионном возрасте;

- возрастная категория - аудиторы в возрасте 20 - 29 лет (93 аудитора, или около 2% от общего количества аудиторов СРО АПР). 

Таблица 5 

Возрастной состав аудиторов - членов СРО АПР по состоянию на 18 июля 2016 г. 

Возрастная категория аудиторов (лет)

Количество аудиторов в возрастной категории (% от общего числа членов СРО АПР)

Количество аудиторов, имеющих единые квалификационные аттестаты в возрастной категории (% от общего количества аудиторов с "едиными" аттестатами/% от общего числа членов СРО АПР)

Количество аудиторов возрастной категории (% от общего числа)

Количество аудиторов возрастной категории (% от общего числа)

20 - 29

93 (1,62%)

80 (5,06%/1,39%)

До 50:

3728 (64,74%)

До 50:

3728 (64,74%)

30 - 39

1728 (30,01%)

685 (43,3%/11,90%)

40 - 49

1907 (33,12%)

544 (34,39%/9,45%)

50 - 54

696 (12,09%)

135 (8,53%/2,34%)

С 50 до 59: 1337 (23,22%)

Свыше 50:

2030 (35,26%)

55 - 59

641 (11,13%)

89 (5,63%/1,54%)

60 - 69

619 (10,75%)

45 (2,84%/0,78%)

Свыше 60: 693 (12,04%)

70 - 79

71 (1,23%)

4 (0,25%/0,07%)

80 - 89

3 (0,05%)

0 (0%/0%)

Итого

5758 (100,00%)

1582 (100%/27,47%)

5758 (100%)

5758 (100%)

Важно подчеркнуть, что самое большое количество аудиторов с "единым" аттестатом (более 77% от общего количества аудиторов, имеющих в СРО АПР "единые" квалификационные аттестаты) - в основной возрастной категории (от 30 до 49 лет).

Приток молодых специалистов в аудиторскую профессию сокращается, и с большой долей вероятности в ближайшие годы положение в аудите будет критическим. Вместе с тем можно предположить, что возрастной состав аудиторов СРО АПР более молодой, чем в других СРО, поскольку членами СРО АПР являются крупные аудиторские организации, в том числе и международные. 

Количественный и качественный состав аудиторских организаций - членов СРО 

Согласно данным контрольного экземпляра реестра количество аудиторских организаций, так же как и аудиторов, снижается.

По состоянию на 20 июня 2016 г. в контрольном экземпляре реестра зарегистрировано 4416 аудиторских организаций, из них 852 аудиторские организации (или 19,35%) состоят в СРО АПР (см. табл. 1, 2). С 2011 г. количество аудиторских организаций уменьшилось на 780 организаций, или на 15%.

Необходимо сказать, что стабильно и реально работающих аудиторских организаций, по нашему наблюдению, намного меньше, чем официально числится в контрольном экземпляре реестра. Так, по состоянию на 31.12.2015 количество аудиторских организаций, состоящих в контрольном экземпляре реестра, составляло 4441. Из них только 1453 аудиторские организации, или 33%, имели в штате трех и более аудиторов, которые работали на постоянной основе и для которых эти организации являлись основным местом работы, остальные 67% числились в своем штате аудиторов, включая лиц с "единым" аттестатом, на условиях совместительства.

Именно аудиторские организации, имеющие в штате трех и более аудиторов, работающих на постоянной основе, подтверждают свое реальное участие в аудиторской деятельности и представляют собой наиболее стабильную и профессиональную группу и определяют качественный состав аудиторских организаций. Из 1453 указанных аудиторских организаций 618, или 42,5%, состоят в СРО АПР, остальные распределены по четырем другим СРО (см. табл. 2).

Согласно Основным показателям рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2015 г., опубликованным на сайте Минфина России, общий объем выручки от аудиторско-консалтинговых услуг в Российской Федерации составляет 56,1 млрд руб. На долю аудиторских организаций - членов СРО АПР приходится 33,6 млрд руб., или 60% (см. табл. 1).

Минфином России приводятся показатели типичной аудиторской организации в Москве и в регионах. Типичная организация в Москве имеет следующие показатели: количество работников - 6 человек, количество аудиторов - 4 человека, количество клиентов - 5 единиц, доходы от аудита в год - 2,7 млн руб., доходы от проведения аудита в расчете на одного клиента - 175,6 тыс. руб., доходы в расчете на одного сотрудника - 461,7 тыс. руб.

СРО АПР провела анализ изменения количества аудиторских организаций - своих членов за период с 31.12.2011 по 31.12.2015 (табл. 3) и выявила причины его уменьшения.

За указанный период прекратили членство в СРО АПР 372 аудиторские организации, из которых:

- 59 - в связи с реорганизацией путем изменения организационно-правовой формы;

- 42 - по решению Центрального Совета СРО АПР в связи с применением мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности";

- 8 - в связи с добровольной ликвидацией;

- 3 - по решению Росфиннадзора;

- 260 - по личному заявлению о выходе из СРО АПР, при этом:

130 - по причине уклонения от внешнего контроля качества работы (ВККР), по которым были направлены соответствующие письма об уклонении от ВККР в другие СРО, из них:

- 110 также ушли из профессии (по данным контрольного экземпляра реестра, информация в реестре отсутствует);

- 20 были приняты в другие СРО;

106 - ушли из профессии (по данным контрольного экземпляра реестра, информация в реестре отсутствует);

24 - перешли в другие СРО.

За указанный период вступили в СРО АПР 127 аудиторских организаций, из которых:

- 61 - после реорганизации путем изменения организационно-правовой формы (ранее были членами СРО АПР);

- 44 - вновь созданные;

- 20 - перешли из других СРО;

- 2 - ранее вышедшие из СРО АПР вновь вступили.

Таким образом, из СРО АПР вышли и вступили в другие СРО 44 аудиторские организации, из них 20 - уклонисты от ВККР. Вступили в СРО АПР 66 аудиторских организаций, из них - 44 вновь созданные, которые выбрали СРО АПР, и 20 перешли из других СРО.

На основании этих данных можно сделать вывод, что уменьшение количества аудиторских организаций - членов СРО АПР в основном обусловлено уходом из профессии в связи с условиями, сложившимися на рынке аудиторских услуг, и выходом из членов СРО АПР аудиторских организаций, уклоняющихся от проведения ВККР, поскольку Уставом СРО АПР в соответствии с действующим законодательством о некоммерческих организациях предусмотрен свободный выход из членов СРО на любом этапе членства. Несмотря на имеющуюся договоренность между СРО и информирования всех СРО об уклонении от ВККР, 20 аудиторских организаций были приняты в члены других СРО. 

Выводы 

1. Общее количество аудиторских организаций и аудиторов снизилось за период с 2011 г. по 2015 г. на 6027, или на 19% (по аудиторским организациям - на 15%, по аудиторам - на 20%). По состоянию на 18 июля 2016 г. в контрольном экземпляре реестра уже числятся 20 949 аудиторов и 4399 аудиторских организаций (табл. 6).

 

Таблица 6 

Количественный состав членов саморегулируемых организаций аудиторов в 2016 г. по данным контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов 

2016

1 января 2016 г.

18 мая 2016 г.

20 июня 2016 г.

18 июля 2016 г.

АО

А

Всего по каждому СРО

АО

А

Всего по каждому СРО

АО

А

Всего по СРО

АО

А

Всего по каждому СРО

СРО АПР

862

5867

6729

(25,91%)

857

5793

6650

(26,04%)

852

5798

6650

(26,16%)

849

5758

6607

(26,07%)

19,41%

27,25%

19,30%

27,45%

19,29%

27,61%

19,30%

27,49%

НП МоАП

1183

5498

6681

(25,73%)

1200

5475

6675

(26,13%)

1199

5380

6579

(25,88%)

1201

5387

6588

(25,99%)

26,64%

25,54%

27,02%

25,95%

27,15%

25,62%

27,30%

25,71%

НП ААС

1321

4444

5765

(22,20%)

1331

4405

5736

(22,46%)

1317

4415

5732

(22,55%)

1308

4416

5724

(22,58%)

29,75%

20,64%

29,97%

20,88%

29,82%

21,02%

29,73%

21,08%

НП РКА

834

3489

4323

(16,65%)

821

3409

4230

(16,56%)

818

3403

4221

(16,61%)

815

3393

4208

(16,60%)

18,78%

16,21%

18,49%

16,16%

18,53%

16,20%

18,53%

16,20%

НП ИПАР

241

2230

2471

(9,51%)

232

2019

2251

(8,81%)

230

2007

2237

(8,80%)

226

1995

2221

(8,76%)

5,43%

10,36%

5,22%

9,57%

5,21%

9,55%

5,14%

9,52%

Итого по всем СРО

4441

(100%)

21 528

(100%)

25 969

(100%)

4441

(100%)

21 101

(100%)

25 542

(100%)

4416

(100%)

21 003

(100%)

25 419

(100%)

4399

(100%)

20 949

(100%)

25 348

(100%)

 

2. СРО в течение последних двух лет искусственно сдерживают отток своих членов, пытаясь сохранить статус саморегулируемой организации в соответствии с Федеральным законом N 403-ФЗ, который установил завышенные критерии численности для СРО аудиторов (2000 аудиторских организаций или 10 000 аудиторов).

3. Процентное (долевое) соотношение количества аудиторов в каждом СРО к общему количеству аудиторов в контрольном экземпляре реестра за указанный период практически не изменилось, при этом изменилось соотношение количества аудиторских организаций каждого СРО к общему количеству аудиторских организаций в контрольном экземпляре реестра (табл. 6 и 7). 

Таблица 7 

Количественный состав членов саморегулируемых организаций аудиторов в 2015 г. по данным контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов 

2015

1 января 2015 г.

6 апреля 2015 г.

6 июля 2015 г.

28 декабря 2015 г.

АО

А

Всего по СРО

АО

А

Всего по СРО

АО

А

Всего по СРО

АО

А

Всего по СРО

СРО АПР

921

6028

6949

(26,02%)

915

5988

6903

(26,05%)

900

5869

6769

(25,92%)

864

5868

6732

(25,95%)

20,44%

27,15%

20,28%

27,24%

20,11%

27,12%

19,45%

27,30%

НП МоАП

1108

5555

6663

(24,95%)

1127

5539

6666

(25,16%)

1127

5488

6615

(25,33%)

1183

5491

6674

(25,73%)

24,59%

25,02%

24,98%

25,20%

25,18%

25,36%

26,63%

25,54%

НП ААС

1334

4588

5922

(22,18%)

1337

4595

5932

(22,39%)

1323

4439

5762

(22,06%)

1320

4433

5753

(22,18%)

29,61%

20,67%

29,63%

20,90%

29,56%

20,51%

29,72%

20,62%

НП РКА

847

3595

4442

(16,63%)

842

3505

4347

(16,41%)

843

3503

4346

(16,64%)

834

3480

4314

(16,63%)

18,80%

16,19%

18,66%

15,94%

18,83%

16,19%

18,78%

16,19%

НП ИПАР

295

2435

2730

(10,22%)

291

2356

2647

(9,99%)

283

2343

2626

(10,05%)

241

2224

2465

(9,51%)

6,55%

10,97%

6,45%

10,72%

6,32%

10,83%

5,43%

10,35%

Итого по всем СРО

4505

(100%)

22 201

(100%)

26 706

(100%)

4512

(100%)

21 983

(100%)

26 496

(100%)

4476

(100%)

21 642

(100%)

26 119

(100%)

4442

(100%)

21 496

(100%)

25 939

(100%)

4. Проведенный СРО АПР анализ позволяет сделать вывод, что:

- уменьшение количества аудиторов обусловлено в основном исключением из членов за несоблюдение аудиторами требований действующего законодательства, выявленное при выполнении СРО АПР своих функций, и уходом из профессии в связи с негативными условиями на рынке аудиторских услуг;

- уменьшение количества аудиторских организаций обусловлено в основном уходом из профессии в связи с условиями, сложившимися на рынке аудиторских услуг, и выходом из членов СРО АПР аудиторских организаций, уклоняющихся от проведения ВККР.

5. СРО АПР за весь период саморегулирования была и остается самой крупной организацией по общей численности своих членов и по численности аудиторов по сравнению с другими СРО.

6. Важнейшими качественными показателями членства в СРО являются: доля аудиторов с "едиными" аттестатами от общего количества аудиторов в каждом СРО (27% - СРО АПР, 21% - НП ИПАР, 14% - СРО НП МоАП, 12% - СРО НП РКА, 9% - НП ААС) и доля аудиторов - членов СРО, имеющих "единый" квалификационный аттестат аудитора, который предоставляет право проводить аудит общественно значимых организаций, от общего количества аудиторов с "единым" аттестатом (44% - СРО АПР, 21% - СРО НП МоАП, 12% - НП ИПАР, 12% - НП ААС, 12% - СРО НП РКА).

7. Приток молодых специалистов в аудиторскую профессию сокращается во всех СРО. Можно предположить, что в течение ближайших двух-трех лет значительно сократится количество аудиторов по причинам естественного убытия (выхода на пенсию, смерти) и ухода из профессии аудиторов в возрасте до 40 лет в реальный сектор экономики. Приход новых членов не перекроет выход членов.

8. Важнейшим качественным показателем членства аудиторских организаций в СРО является количество аудиторских организаций, имеющих в штате трех и более аудиторов, работающих на постоянной основе по основному месту работы. Такие организации подтверждают свое реальное участие в аудиторской деятельности и представляют собой наиболее стабильную и профессиональную группу. По имеющимся данным на 31.12.2015 из 4441 аудиторской организации только 1453 (или 33%) имели в штате трех и более аудиторов, из них 618 (или 42,5%) - члены СРО АПР.

9. При возможном объединении СРО и переходе аудиторских организаций и аудиторов в объединенную организацию цель объединения - соблюдение необходимых критериев численности - не будет достигнута (см. табл. 6). (Справочно: в 2012 г. при ликвидации СРО Гильдия аудиторов ИПБР более 30% ее членов не перешли в другие СРО по причине прекращения своей деятельности.)

В этой связи необходимо предостеречь членов всех СРО от поспешного перехода в другие организации в связи с рисками невыполнения СРО критериев численности.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


17 октября 2017 г.
Проект Федерального закона №287844-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.




15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона №266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.




15 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 249505-7 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - увеличение эффективности налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения. Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.




2 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 239932-7 "О внесении изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц"

В настоящее время законодательство о банкротстве предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур. При этом они редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Цель данного законопроекта - расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, а также введение новой реабилитационной процедуры - реструктуризации долгов.



В центре внимания:


Деятельность по саморегулированию как объект гражданского правоотношения: пределы и ограничения (Камышанский В.П.)

Дата размещения статьи: 18.08.2017

подробнее>>

Проблемы с перечислением взноса в компенсационный фонд при переходе в региональную СРО (Черникова О.)

Дата размещения статьи: 03.08.2017

подробнее>>

Саморегулирование в системе социального регулирования общественных отношений (Петров Д.А.)

Дата размещения статьи: 30.01.2017

подробнее>>

Роль национальных объединений саморегулируемых организаций в регулировании предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов (Егорова М.А.)

Дата размещения статьи: 25.01.2017

подробнее>>

Саморегулирование в сфере частной системы здравоохранения (Романовская О.В.)

Дата размещения статьи: 27.10.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта