Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Правовые формы предпринимательской деятельности > Акционерное общество > К вопросу об отнесении Российской Федерации к аффилированным лицам юридического лица для целей статьи 84.2 Закона "Об акционерных обществах"

К вопросу об отнесении Российской Федерации к аффилированным лицам юридического лица для целей статьи 84.2 Закона "Об акционерных обществах"

Дата размещения статьи: 10.01.2013

Д.А. ВАВУЛИН, В.Н. ФЕДОТОВ

В соответствии с п. 1 ст. 84.2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон "Об акционерных обществах") лицо, которое приобрело более 30 (50 или 75) процентов общего количества голосующих акций ОАО, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций предложение о приобретении у них таких ценных бумаг (обязательное предложение).

Вместе с тем в абз. 5 п. 8 ст. 84.2 Закона "Об акционерных обществах" установлен ряд изъятий из указанного правила, одно из которых касается передачи акций лицом его аффилированным лицам или передачи акций лицу его аффилированными лицами. В этом случае лицо, ставшее владельцем более 30% общего количества голосующих акций ОАО с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, освобождается от необходимости направления обязательного предложения.
Использование на практике норм ст. 84.2 Закона "Об акционерных обществах" вызывает ряд проблем, связанных с применением указанного изъятия. Одна из них связана с ситуацией, когда акции открытого акционерного общества приобретены в результате их внесения Российской Федерацией в качестве вклада в уставный капитал другого открытого акционерного общества, владельцем более 20% общего количества голосующих акций которого является Российская Федерация.
На указанную проблему существуют две диаметрально противоположные точки зрения: по одной - в такой ситуации обязанность по направлению обязательного предложения не возникает, поскольку сделка происходит между двумя аффилированными лицами - Российской Федерацией и открытым акционерным обществом; по другой точке зрения - соответствующая обязанность возникает в связи с тем, что у Российской Федерации не может быть аффилированных лиц в принципе.
Рассмотрим доводы обеих сторон.
Отметим, что согласно ст. 4 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" аффилированными лицами юридического лица признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридического лица, в том числе:
член его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;
лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.
лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо. Отметим, что критерии отнесения лиц к одной группе предусмотрены ст. 9 Закона "О защите конкуренции".
Согласно этой статье группой лиц в том числе признаются:
хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества);
хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо имеет в силу своего участия в этих хозяйственных обществах (товариществах) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале каждого из этих хозяйственных обществ (товариществ), и др.
Если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены Советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы.
Те, кто считает, что Российская Федерация может являться аффилированным лицом юридического лица, исходят из следующего.
Согласно ст. 2 ГК РФ к отношениям, регулируемым гражданско-правовым законодательством, относятся в том числе договорные и иные обязательства [1].
В пункте 2 ст. 48 ГК РФ открытое акционерное общество относится к юридическим лицам, в отношении которых его участники имеют обязательственные права. Соответственно, правоотношения, возникающие в результате участия субъектов гражданского оборота в уставном капитале открытого акционерного общества, являются гражданско-правовыми.
Пунктом 1 ст. 124 ГК РФ установлено, что Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками. При этом от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК РФ).
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 738 п. 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение), утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432, права акционера открытого акционерного общества, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Поскольку на основании п. 11 Положения Росимущество является юридическим лицом, требования, предъявляемые ст. 4 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" к понятию аффилированного лица, применимы к Российской Федерации, так как от ее имени в отношениях, касающихся приобретения акций открытого акционерного общества, выступает Росимущество.
Из этого следует, что Российская Федерация в лице Росимущества может иметь аффилированных лиц. Соответственно, в ситуации, когда Российская Федерация передает акции открытого акционерного общества юридическому лицу аффилированному, требования п. 1 ст. 84.2 Закона "Об акционерных обществах" о направлении обязательного предложения не применяются. В такой ситуации действует изъятие, установленное в абз. 5 п. 8 ст. 84.2 Закона "Об акционерных обществах".
Рассмотренная правовая позиция отражена, в частности, в решении Арбитражного суда города Москвы от 28 сентября 2010 г. по делу N А40-99104/10-147-554, а также в решении Арбитражного суда Красноярского края от 3 ноября 2010 г. по делу N А33-13675/2010.
По нашему мнению, изложенные доводы, касающиеся наличия аффилированности между Российской Федерацией и юридическими лицами, представляются не вполне обоснованными, и в подтверждение данной позиции приводятся следующие аргументы.
1. Государство может участвовать в гражданском обороте как непосредственно (через систему органов государственной власти различного уровня), так и опосредованно (через специально созданные им государственные юридические лица в организационно-правовых формах, предусмотренных действующим законодательством, например, государственные унитарные предприятия и т.п.). В последнем случае через этих юридических лиц косвенно, опосредованно в гражданском обороте участвует и государство, что регулируется положениями ст. 124 ГК РФ.
2. Непосредственное участие государства во внутреннем гражданском обороте осуществляется путем вступления в оборот органов государственной власти, действующих при этом не как обособленные юридические лица, а как особые представители государства. То, что государство представлено органом, который является одновременно и юридическим лицом, не имеет значения для данных отношений, поскольку такой орган представляет государство в целом. Этот орган осуществляет необходимую деятельность от имени государства и в пределах компетенции, установленной актами, определяющими статус данного органа (п. п. 1 и 2 ст. 125 ГК РФ).
Непосредственное участие государства в гражданском обороте осуществляется не в частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти. При этом особенности участия органов государственной власти в гражданских правоотношениях гражданским законодательством четко не регламентируется. Представляется, что в случае непосредственного участия государства в гражданском обороте имеют место специфические отношения представительства в силу закона, к которым должна применяться гл. 10 ГК РФ. При любых обстоятельствах государство может считаться участвующим в гражданском обороте непосредственно лишь тогда, когда в законодательстве содержится полномочие какого-либо органа государства совершить действие от имени государства.
В связи с этим органы государственной власти федерального и регионального уровня как представительные, так и исполнительные не могут признаваться аффилированными лицами юридического лица по смыслу ст. 4 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
3. Опосредованное участие государства в обороте осуществляется путем вступления в него созданных государством юридических лиц, принимающих обязанности и приобретающих права для себя, а не для государства.
В подобных случаях государство может отвечать по долгам созданных им юридических лиц (п. 5 ст. 115, п. 2 ст. 120 ГК РФ). Одновременно государство продолжает оставаться собственником имущества, на базе которого оперируют созданные им юридические лица, совершающие сделки от своего имени. Наличие указанных признаков опосредованного участия государства в гражданском обороте позволяет говорить о том, что соответствующие юридические лица, созданные государством, способны оказывать влияние на деятельность других юридических (физических) лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и, следовательно, признаваться аффилированными лицами.
4. Особенность государственного устройства Российской Федерации позволяет выделить в качестве участников гражданских правоотношений разнообразные государственные образования. Государство не выступает в качестве единого субъекта гражданских правоотношений, а характеризуется множественностью субъектов: Российская Федерация как целое; субъекты Российской Федерации; муниципальные образования. При этом государство (его субъекты, муниципальные образования) не признается юридическим лицом, в чем выражается публично-правовая сущность данного субъекта гражданского права.
Несмотря на наличие указанной специфики правового положения, законодатель распространяет на государство нормы, которые определяют участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством (п. 2 ст. 124 ГК РФ). Таким образом, государство приравнено к юридическому лицу, но не названо таковым.
Тем не менее государственные (публично-правовые) образования как участники гражданских правоотношений неспособны своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять обязанности. От имени государства (его субъектов) всегда действуют государственные органы, как являющиеся юридическими лицами, так и не признанные таковыми, представленные должностными лицами. Именно их создание и воля позволяют действовать государству как субъекты права. Органы государственной власти федерального и регионального уровня соответственно от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями в рамках компетенции приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выступать в суде (п. 1 ст. 125 ГК РФ).
5. Особыми участниками гражданского оборота выступают муниципальные образования. Они создаются по модели образований государственных, однако не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ). От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности представительные и иные органы местного самоуправления. Учитывая близость принципов организации и деятельности государственных и муниципальных образований, следует рассматривать их как субъекты гражданского права, обладающие сходной спецификой участия в гражданском обороте. Следовательно, муниципальные образования также не могут признаваться аффилированными лицами, как и иные публично-правовые образования.
Резюмируя изложенное, еще раз отметим, что Российская Федерация не является юридическим лицом, поэтому не может быть отнесена к числу аффилированных лиц юридического лица, даже если ей принадлежит более 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющих уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.
На том же основании Российская Федерация не может составлять группу лиц с юридическим лицом, если она имеет в силу своего участия в юридическом лице более 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале данного юридического лица.
Указанные обстоятельства также исключают возможность отнесения к группе лиц и, следовательно, к числу аффилированных лиц юридического лица, в котором Российская Федерация владеет более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале данного юридического лица, иных хозяйствующих субъектов, в которых Российская Федерация имеет более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале данных хозяйствующих субъектов.
Таким образом, по нашему мнению, для целей ст. 84.2 Закона "Об акционерных обществах" Российская Федерация не может быть отнесена к числу аффилированных лиц другого юридического лица, в том числе открытого акционерного общества.
Косвенно о правоте данного утверждения можно судить еще и потому, что с 21 ноября 2010 г. вступили в силу изменения в ст. 84.2 Закона "Об акционерных обществах" <1>, расширившие перечень изъятий из правил этой статьи. Теперь в абз. 12 п. 8 ст. 84.2 Закона "Об акционерных обществах" установлено, что правила о направлении обязательного предложения не применяются при приобретении акций в результате их внесения Российской Федерацией в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, владельцем более 50% обыкновенных акций которого является или становится в результате внесения такого вклада Российская Федерация. Если законодатель допускал бы возможность наличия аффилированности между Российской Федерацией и юридическим лицом, необходимость внесения изменений в ст. 84.2 Закона "Об акционерных обществах" не возникла бы. Для того чтобы освободить открытое акционерное общество, более 50% обыкновенных акций которого находятся в собственности Российской Федерации, от исполнения обязанностей, предусмотренных в ст. 84.2 Закона "Об акционерных обществах", вполне было достаточно нормы, установленной в абз. 5 п. 8 ст. 84.2 Закона "Об акционерных обществах". Тем не менее законодатель ввел новое исключение. Это свидетельствует о правоте наших рассуждений, касающихся того, что Российская Федерация ни при каких условиях не может быть отнесена к аффилированным лицам юридического лица. Отметим, что то же относится и к субъектам Российской Федерации, и к муниципальным образованиям.
--------------------------------
<1> Изменения внесены Федеральным законом от 7 мая 2009 г. N 89-ФЗ.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 октября 2020 г.
Проект федерального закона № 1030414-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и в статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"

Цель законопроекта - повышение прозрачности и доступности системы принудительного исполнения, уровня оперативности действий должностных лиц ФССП России в ходе принудительного исполнения судебных и иных актов, а также исключение случаев предъявления на принудительное исполнение в ФССП России поддельных исполнительных документов.




25 сентября 2020 г.
Проект Федерального конституционного закона № 1024645-7 "О Правительстве Российской Федерации"

Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия  Правительства РФ в различных сферах деятельности.




19 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1023318-7 "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.




15 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"

Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".




2 сентября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1015918-7 "О маркетплейсе"

Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.



В центре внимания:


Основания принудительного выкупа акций миноритарных акционеров в России и ЕС (Товмасян А.М.)

Дата размещения статьи: 18.09.2020

подробнее>>

Правовое регулирование деятельности акционерных обществ в связи с реформированием гражданского законодательства (Лядская Н.В.)

Дата размещения статьи: 18.08.2017

подробнее>>

О статусе акционерного общества (Вавулин Д.А., Матвеева М.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2017

подробнее>>

Время выплачивать дивиденды (Петрова О.)

Дата размещения статьи: 13.03.2017

подробнее>>

Финансирование акционерного общества. Вклады в имущество, не увеличивающие уставный капитал общества (Семенихин В.)

Дата размещения статьи: 21.02.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи