Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Правовые формы предпринимательской деятельности > Акционерное общество > Акционерные общества. Как с 2017 года будут заключаться крупные сделки и сделки с заинтересованностью (Семенихин В.)

Акционерные общества. Как с 2017 года будут заключаться крупные сделки и сделки с заинтересованностью (Семенихин В.)

Дата размещения статьи: 31.10.2016

Принцип общей правоспособности позволяет акционерным обществам в процессе своей деятельности совершать любые сделки. Между тем в отношении крупных сделок и сделок с заинтересованностью применяется особый порядок, который с 1 января 2017 г. претерпит существенные изменения. О них и пойдет речь в данной статье. 

Напомним, что согласно ст. 96 ГК РФ акционерным признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. При этом участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества (далее - АО) в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

Помимо норм ГК РФ деятельность АО регулируется Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ). Причем с 01.01.2017 Закон N 208-ФЗ будет действовать в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность" (далее - Закон N 343-ФЗ), в соответствии с которым существенно изменится порядок заключения акционерным обществом крупных сделок и сделок с заинтересованностью. 

Крупные сделки 

Как установлено в п. 1 ст. 78 Закона N 208-ФЗ, крупной считается сделка (заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25% и более балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату.

Следует обратить внимание на то, что приведенный в п. 1 ст. 78 Закона N 208-ФЗ перечень видов сделок (заем, кредит, залог, поручительство), на которые наряду с договорами купли-продажи, дарения, мены распространяется порядок заключения крупных сделок, установленный ст. ст. 78 и 79 Закона N 208-ФЗ, не является исчерпывающим. К таким сделкам (при соответствующей сумме) могут относиться договоры об уступке требования, переводе долга, внесении вклада в уставный капитал другого хозяйственного общества в счет оплаты акций (доли) и другие, если в результате их заключения возникает возможность отчуждения имущества общества.

Уставом общества могут быть предусмотрены иные случаи, когда на совершаемые обществом сделки (например, на договоры аренды без права выкупа арендованного имущества) распространяется порядок одобрения крупных сделок, определенный Законом N 208-ФЗ.

При рассмотрении споров о признании таких сделок недействительными судам необходимо руководствоваться ст. 174 ГК РФ.

Перечень сделок, для которых в п. 1 ст. 78 Закона N 208-ФЗ предусмотрены исключения из установленных Законом N 208-ФЗ правил заключения крупных сделок, является исчерпывающим.

Решая вопрос о том, относится ли данная сделка к крупной, ее сумму (размер) следует определять исходя из стоимости приобретаемого или отчуждаемого имущества без учета дополнительных начислений (неустоек, штрафов, пеней), требования об уплате которых могут быть предъявлены соответствующей стороне в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. В случае отчуждения или возникновения возможности отчуждения имущества его стоимость, определенная по данным бухгалтерского (финансового) учета, сопоставляется с балансовой стоимостью активов общества, а в случае приобретения имущества - цена его приобретения.

Пленум ВАС РФ в Постановлении от 16.05.2014 N 28 "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью" (далее - Постановление N 28) подтвердил, что указанный ранее перечень определенных видов сделок, на которые наряду с договорами купли-продажи, дарения, мены распространяется порядок заключения крупных сделок, не является исчерпывающим. Уставом общества могут быть предусмотрены иные случаи, когда на совершаемые обществом сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок.

Стоимость активов общества и отчуждаемого им имущества должна определяться по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату перед совершением сделки. При наличии предусмотренной законодательством или уставом обязанности общества составлять промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, например ежемесячную, упомянутые сведения определяются по данным такой промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом согласно ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" датой, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (отчетной датой), является последний календарный день отчетного периода, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица.

Крупными являются также взаимосвязанные сделки, о чем могут свидетельствовать такие признаки, как преследование единой хозяйственной цели при заключении сделок, общее хозяйственное назначение проданного имущества, консолидация всего отчужденного по сделкам имущества в собственности одного лица, непродолжительный период времени между совершением нескольких сделок.

Для определения того, относится ли сделка, состоящая из нескольких взаимосвязанных сделок, к крупной, необходимо сопоставлять стоимость имущества, отчужденного по всем взаимосвязанным сделкам, с балансовой стоимостью активов на последнюю отчетную дату, которой будет являться дата составления бухгалтерского баланса, предшествующая заключению первой из сделок.

В п. 1 ст. 79 Закона N 208-ФЗ установлено, что крупная сделка должна одобряться советом директоров (наблюдательным советом) или общим собранием акционеров.

Совет директоров принимает решение об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество стоимостью от 25 до 50% балансовой стоимости активов общества. Такое решение принимается единогласно всеми членами совета, голоса его выбывших членов не учитываются.

Если совет директоров (наблюдательный совет) общества не составил единого мнения по вопросу об одобрении крупной сделки, то по его решению данный вопрос может быть вынесен на рассмотрение общего собрания акционеров. В этом случае решение принимается на таком собрании большинством голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 2 ст. 9 Закона N 208-ФЗ).

В решении об одобрении крупной сделки должны быть указаны лицо (лица), являющееся ее стороной (сторонами), выгодоприобретателем (выгодоприобретателями), цена, предмет сделки и иные ее существенные условия.

Когда крупная сделка одновременно является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, к порядку ее осуществления применяются только положения гл. XI "Заинтересованность в совершении обществом сделки" Закона N 208-ФЗ.

Крупная сделка, совершенная с нарушением предусмотренных Законом N 208-ФЗ требований, может быть признана недействительной по иску общества или его акционера.

Со следующего года критерии признания сделки крупной изменятся. Согласно п. 1 ст. 78 Закона N 208-ФЗ крупной будет считаться сделка (несколько взаимосвязанных сделок), выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности, при этом:

1) связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества (в том числе заем, кредит, залог, поручительство, приобретение такого количества акций или иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества, которое повлечет возникновение у АО обязанности направить обязательное предложение в соответствии с гл. XI.1 "Приобретение более 30 процентов акций публичного общества" Закона N 208-ФЗ), цена или балансовая стоимость которого составляет 25% и более балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату;

2) предусматривающая обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии, если их балансовая стоимость составляет 25% и более балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату.

Обратите внимание! На основании п. 4 ст. 78 Закона N 208-ФЗ под сделками, не выходящими за пределы обычной хозяйственной деятельности АО, будут пониматься любые сделки, заключаемые им при осуществлении деятельности, независимо от того, совершались ли указанные сделки данным обществом ранее, если такие сделки не приводят к прекращению деятельности организации, изменению ее вида или к существенному изменению ее масштабов.

Другими словами, основным признаком крупной сделки у АО станет выход сделки за пределы обычной деятельности общества. Сопутствующие признаки (приобретение, отчуждение имущества или возможность таковых) и величина балансовой стоимости активов по-прежнему будут использоваться при квалификации сделок в качестве крупных, но при этом договоры аренды и лицензионные соглашения будут квалифицироваться отдельно.

Статья 78 Закона N 208-ФЗ будет дополнена п. 1.1, согласно которому в случае:

- отчуждения или возникновения возможности отчуждения имущества с балансовой стоимостью активов общества будет сопоставляться наибольшая из двух величин - балансовая стоимость такого имущества либо цена его отчуждения;

- приобретения имущества с балансовой стоимостью активов общества необходимо будет сопоставлять цену приобретения такого имущества.

Если АО совершаются сделки или несколько взаимосвязанных сделок по приобретению акций или иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества, которые повлекут возникновение у общества обязанности по приобретению акций или иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества в соответствии с гл. XI.1 Закона N 208-ФЗ, с балансовой стоимостью активов общества подлежит сопоставлению цена всех акций или иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, которые могут быть приобретены обществом по таким сделкам в соответствии с гл. XI.1 Закона N 208-ФЗ.

В АО, где общее руководство деятельностью компании осуществляется советом директоров (наблюдательным советом), должны исходить из рыночной стоимости имущества.

Если сейчас крупная сделка должна быть одобрена советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров, то со следующего года в соответствии с п. 1 ст. 79 Закона N 208-ФЗ на ее совершение необходимо будет получить согласие совета директоров (наблюдательного совета) или общего собрания акционеров. Для этого потребуется составлять и утверждать заключение о крупной сделке, которое должно содержать в том числе информацию о последствиях такой сделки и оценку ее целесообразности. Утверждать указанное заключение будет совет директоров (наблюдательный совет) общества, а при его отсутствии - директор или генеральный директор АО.

Порядок принятия решения о согласии на совершение или последующем одобрении крупной сделки советом директоров и общим собранием акционеров определен п. п. 3 - 4 ст. 78 Закона N 208-ФЗ в редакции Закона N 343-ФЗ.

В решении о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки в обязательном порядке должны будут указываться стороны (выгодоприобретатели) такой сделки, ее цена, предмет и иные существенные условия крупной сделки или порядок их определения.

Отметим, что при этом согласно закону список сделок, заключаемых на основании принятого согласия, можно будет менять, так как позволительно включать в согласие дополнительные условия. Таковыми могут быть указание на минимальные и максимальные параметры условий указанной сделки (верхний предел стоимости покупки имущества или нижний предел стоимости продажи имущества) или порядок их определения, согласие на совершение ряда аналогичных сделок, альтернативные варианты условий крупной сделки, в отношении которой требуется согласие на ее осуществление, согласие на совершение такой сделки при условии проведения нескольких сделок одновременно.

По общему правилу согласие будет действовать в течение года с момента его принятия, если иной срок не вытекает из существа и условий крупной сделки, на совершение которой оно было дано, либо обстоятельств, в которых оно давалось.

Кроме того, будет не запрещено проводить крупные сделки при отлагательном условии получения одобрения на ее совершение в порядке, установленном Законом N 208-ФЗ.

Обратите внимание! Нарушение порядка получения согласия на совершение крупной сделки может привести к ее недействительности по иску:

- акционерного общества;

- члена совета директоров (наблюдательного совета) общества;

- акционеров (акционера), владеющих в совокупности не менее чем 1% голосующих акций общества.

Важно отметить, что срок исковой давности по требованию о признании крупной сделки недействительной в случае его пропуска восстанавливаться не будет. 

Сделки с заинтересованностью 

Критерии определения наличия или отсутствия заинтересованности в сделке установлены в ст. 81 Закона N 208-ФЗ. В данном Законе названы следующие субъекты, наличие заинтересованности у которых влечет за собой применение положений гл. XI Закона N 208-ФЗ:

- член совета директоров (наблюдательного совета) общества;

- лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, в том числе управляющая организация или управляющий;

- член коллегиального исполнительного органа общества;

- акционер общества, имеющий совместно с его аффилированными лицами 20% и более голосующих акций общества;

- лицо, имеющее право давать обществу обязательные для него указания.

Указанные лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица:

- являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;

- владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;

- занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица;

- в иных случаях, определенных уставом общества.

Перечень случаев, когда положения о предварительном одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, не применяются, содержится в п. 2 ст. 81 Закона N 208-ФЗ.

Порядок одобрения сделки, в осуществлении которой имеется заинтересованность, установлен ст. 83 Закона N 208-ФЗ.

Сделка с заинтересованностью должна быть одобрена до ее совершения советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров.

В соответствии с п. 9 Постановления N 28 совет директоров (наблюдательный совет) вправе принимать решение об одобрении сделки в случае, если сумма сделки (нескольких взаимосвязанных сделок) составляет менее 2% балансовой стоимости активов общества по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, а также, если на основе этой сделки осуществляется размещение или реализация обществом обыкновенных акций либо размещение эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции, в количестве менее указанного в п. 4 ст. 83 Закона N 208-ФЗ.

В обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций 1000 и менее решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается большинством голосов членов совета директоров (наблюдательного совета), не заинтересованных в ее осуществлении, при условии, если количество таких директоров обеспечивает кворум, необходимый для проведения заседания совета.

В АО с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 1000 решение об одобрении сделки принимается большинством голосов независимых директоров, не заинтересованных в ее совершении (п. 3 ст. 83 Закона N 208-ФЗ).

Если количество незаинтересованных директоров в обществе, насчитывающем 1000 и менее акционеров - владельцев голосующих акций, не обеспечивает определенного уставом общества кворума, который необходим для проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета), или если все члены совета признаются заинтересованными и не являются независимыми - в обществе с числом акционеров более 1000, сделка может быть одобрена решением общего собрания акционеров общества в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 83 Закона N 208-ФЗ.

К компетенции общего собрания акционеров общества относится одобрение сделок, предметом которых (одной или нескольких взаимосвязанных сделок) является имущество стоимостью два и более процента балансовой стоимости активов общества по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату; сделок по размещению посредством подписки или реализации обыкновенных акций либо размещению эмиссионных ценных бумаг, которые могут быть конвертированы в обыкновенные акции, в количестве, превышающем 2% ранее размещенных обществом обыкновенных акций, а также сделок, решение об одобрении которых не могло быть принято советом директоров (наблюдательным советом) из-за отсутствия кворума (в обществе с числом акционеров 1000 и менее) или независимых директоров (в обществе, насчитывающем более 1000 акционеров - владельцев голосующих акций).

Решение общего собрания об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается большинством голосов всех не заинтересованных в ее осуществлении акционеров (а не только присутствующих на собрании), являющихся владельцами голосующих акций.

Помимо того, относительно сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, не требуется одобрение общего собрания акционеров, если условия такой сделки существенно не отличаются от условий аналогичных сделок, которые совершались между обществом и заинтересованным лицом в процессе осуществления обычной хозяйственной деятельности общества, имевшей место до момента, когда заинтересованное лицо признается таковым.

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая осуществлена с нарушением предусмотренных Законом N 208-ФЗ требований к ней, может быть признана недействительной по иску общества или его акционера, что указывает на ее оспоримость.

Сделка, совершенная без предусмотренного законом согласия органа юридического лица, является оспоримой, если из закона не следует, что она ничтожна или не влечет иных правовых последствий для лица, правомочного давать согласие, при отсутствии такого согласия (п. 1 ст. 173.1 ГК РФ).

Срок исковой давности по требованию о признании сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, недействительной в случае его пропуска восстановлению не подлежит.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 84 Закона N 208-ФЗ суд откажет в удовлетворении иска о признании недействительной крупной сделки или сделки с заинтересованностью, если будет доказано наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств:

- голосование участника общества, обратившегося с иском о признании данной сделки, решение об одобрении которой принимается общим собранием акционеров, недействительной, хотя бы он и принимал участие в голосовании по этому вопросу, не могло повлиять на результаты голосования;

- не доказано, что совершение данной сделки повлекло или может повлечь за собой причинение убытков обществу или акционеру, обратившемуся с соответствующим иском, либо возникновение иных неблагоприятных последствий для них;

- к моменту рассмотрения дела в суде представлены доказательства последующего одобрения данной сделки с учетом имевшейся на момент совершения сделки и на момент ее одобрения заинтересованности лиц, указанных в п. 1 ст. 81 Закона N 208-ФЗ;

- при рассмотрении дела в суде доказано, что другая сторона по данной сделке не знала и не должна была знать о ее совершении с нарушением предусмотренных Законом N 208-ФЗ требований к ней.

Требование о признании сделки недействительной как совершенной с нарушением порядка одобрения сделок с заинтересованностью хозяйственного общества подлежит рассмотрению по правилам п. 6 ст. 79, п. 1 ст. 84 Закона N 208-ФЗ и иных законов о юридических лицах, предусматривающих необходимость одобрения такого рода сделок в установленном данными законами порядке и основания для оспаривания сделок, совершенных с нарушением этого порядка.

Сделки, совершенные без необходимого согласия (одобрения) органа юридического лица, а также осуществленные единоличным исполнительным органом или другим представителем юридического лица в отношении себя лично либо в отношении другого лица, представителем (единоличным исполнительным органом) которого он одновременно является, но не подпадающие под действие упомянутых норм о сделках с заинтересованностью, могут быть оспорены в соответствии с общими правилами, предусмотренными ст. 173.1 и п. 3 ст. 182 ГК РФ (п. 1 Постановления N 28).

Заинтересованное лицо несет перед обществом ответственность в размере убытков, причиненных им обществу. Если несколько лиц несут перед обществом ответственность, то она является солидарной.

С 1 января 2017 г. вступит в силу положение, уточняющее понятие сделки с заинтересованностью. Согласно п. 1 ст. 81 Закона N 208-ФЗ таковой будет признаваться сделка, в совершении которой имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа общества или лица, являющегося контролирующим лицом общества, либо лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания.

Иными словами, с начала следующего года вместо акционера общества, имеющего совместно с его аффилированными лицами 20 и более процентов голосующих акций общества, заинтересованными лицами будут признаваться контролирующие лица акционерного общества.

Соответственно, несколько изменятся условия признания лиц, названных в новой редакции п. 1 ст. 81 Закона N 208-ФЗ, заинтересованными в совершении обществом сделки. Эти лица будут признаны таковыми в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) подконтрольные им лица (подконтрольные организации):

- являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;

- являются контролирующим лицом юридического лица, выступающего стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;

- занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица.

Отметим, что контролирующим будет признаваться лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться более 50% голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального органа управления подконтрольной организации.

В свою очередь подконтрольным лицом (подконтрольной организацией) будет признаваться организация, находящаяся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица.

Сравнение действующего определения сделок с заинтересованностью с его измененным вариантом позволяет говорить о том, что основания для признания лица заинтересованным изменятся. Сейчас таковым может быть признано только физическое лицо, если в сделках участвуют лица, входящие в одну группу с ним. Со следующего года такие сделки не будут признаваться сделками с заинтересованностью. В то же время если в сделках общества будет участвовать организация, подконтрольная (прямо или косвенно) физическому лицу, то оно будет признано заинтересованным лицом.

В п. 1 ст. 83 Закона N 208-ФЗ установлено, что в отношении сделок с заинтересованностью не требуется обязательное предварительное согласие на их совершение.

Тем не менее обо всех сделках с заинтересованностью АО будет обязано извещать членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, членов коллегиального исполнительного органа общества, а в определенных случаях - и акционеров в порядке, предусмотренном для сообщения о проведении общего собрания акционеров. В общем случае направить такое извещение названным лицам общество должно будет не позднее чем за 15 дней до даты совершения сделки с заинтересованностью.

В извещении в обязательном порядке указываются лицо (лица), являющееся ее стороной (сторонами), выгодоприобретателем (выгодоприобретателями), цена, предмет сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения, а также лицо (лица), имеющее заинтересованность в совершении сделки и основания, по которым каждое из этих лиц признается заинтересованным.

Обратите внимание! При подготовке к проведению годового общего собрания акционеров публичного общества лицам, имеющим право участвовать в таком собрании, будет представляться отчет о заключенных обществом в отчетном году сделках с заинтересованностью. Указанный отчет должен быть подписан единоличным исполнительным органом общества и утвержден советом директоров (наблюдательным советом) общества, а достоверность содержащихся в нем сведений обязана быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) общества.

В определенных случаях директор АО, член коллегиального исполнительного органа общества, член совета директоров (наблюдательного совета) общества или акционер (акционеры), обладающий не менее чем 1% голосующих акций общества, могут потребовать получения согласия на сделку с заинтересованностью.

Требование о проведении общего собрания акционеров или заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества для решения вопроса о согласии на совершение сделки с заинтересованностью направляется и рассматривается в порядке, предусмотренном ст. 55 Закона N 208-ФЗ.

Если сделка с заинтересованностью будет совершена без согласия, названные лица вправе обратиться к обществу с требованием предоставить информацию относительно сделки, в том числе документы или иные сведения, подтверждающие, что сделка не нарушает интересы общества (в том числе совершена на условиях, существенно не отличающихся от рыночных). Указанная информация должна быть предоставлена лицу, обратившемуся с соответствующим требованием, в срок, не превышающий 20 дней со дня получения этого требования.

Обратите внимание! По иску общества, члена совета директоров (наблюдательного совета) общества или его акционеров (акционера), владеющих в совокупности не менее 1% голосующих акций общества, сделка с заинтересованностью может быть признана судом недействительной. Такое возможно, если она совершена в ущерб интересам общества и при этом доказано, что контрагент знал или заведомо должен был знать о том, что сделка являлась для общества сделкой с заинтересованностью, и (или) о том, что согласие на ее совершение отсутствует. При этом само по себе отсутствие согласия на совершение сделки не будет являться основанием для признания ее недействительной. Срок исковой давности по требованию о признании сделки, в осуществлении которой имеется заинтересованность, недействительной в случае его пропуска восстанавливаться не будет.

Необходимо отметить, что, если не доказано иное, при судебных разбирательствах суд будет исходить из того, что наличие ущерба интересам общества в результате совершения сделки с заинтересованностью имеет место при одновременном выполнении следующих условий:

- отсутствует согласие на совершение или последующее одобрение сделки;

- лицу, обратившемуся с иском о признании сделки недействительной, не была по его требованию предоставлена информация в отношении оспариваемой сделки в соответствии с п. 1 ст. 84 Закона N 208-ФЗ. 

Приобретение более 30% акций 

Общие правила приобретения крупных пакетов акций (более 30%) публичных акционерных обществ установлены в гл. XI.1 Закона N 208-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 84.1 Закона N 208-ФЗ лицо, которое имеет намерение приобрести более 30% общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций акционерного общества, предоставляющих право голоса, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, вправе направить в акционерное общество публичную оферту, адресованную акционерам - владельцам акций соответствующих категорий (типов), о приобретении принадлежащих им акций публичного общества.

Добровольное предложение может направить любое лицо независимо от наличия и количества принадлежащих ему акций публичного общества. При этом соблюдение требования о намерении на основании добровольного предложения приобрести более 30% общего количества акций акционерного общества следует оценивать с учетом количества акций, принадлежащих лицу, которое направляет добровольное предложение, и его аффилированным лицам.

Требования к условиям, которые должны указываться в добровольном предложении, содержатся в п. 2 ст. 84.1 Закона N 208-ФЗ.

Обязательное предложение о приобретении акций публичного общества, а также иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 84.2 Закона N 208-ФЗ. Правовые нормы об обязательном предложении направлены на стимулирование дальнейшей концентрации капитала исходя из предположения, что тем самым будет обеспечено более эффективное управление акционерным обществом. Предложение о приобретении обязано сделать лицо, которое в данный момент уже владеет более 30% общего количества акций публичного общества.

Обязательное предложение следует направить владельцам акций в течение 35 дней с момента внесения приходной записи по лицевому счету, свидетельствующей о добровольном приобретении. Адресатами обязательного предложения считаются все владельцы соответствующих категорий ценных бумаг. До истечения срока действия обязательного предложения предложивший, как и в случае добровольного предложения, не вправе приобретать ценные бумаги, обозначенные в оферте, на иных условиях.

Содержание обязательного предложения определено в п. 2 ст. 84.2 Закона N 208-ФЗ.

Требования к обязательному предложению аналогичны требованиям, предъявляемым к добровольному предложению. Дополнительно к сведениям, содержащимся в добровольном предложении, необходимо также указать имя или наименование акционеров публичного общества (адресатов предложения), являющихся аффилированными лицами того лица, которое направило обязательное предложение. Процесс приобретения акций и иных ценных бумаг, конвертируемых в акции, должен быть завершен в строго определенные сроки, что позволяет избежать состояния неопределенности в отношениях акционеров. Как и при подаче добровольного предложения, в обязательном предложении могут быть указаны планы приобретателя в отношении публичного общества, в частности относительно его работников.

В обязательном предложении должна содержаться сделанная Банком России отметка о дате представления ему предварительного уведомления, предусмотренного ст. 84.9 Закона N 208-ФЗ.

Согласно п. 4 ст. 84.2 Закона N 208-ФЗ, если в течение шести месяцев, предшествующих дате направления в публичное акционерное общество обязательного предложения, лицо, его направившее, или его аффилированные лица приобрели либо приняли на себя обязанность приобрести соответствующие ценные бумаги, их цена на основании обязательного предложения не может быть ниже наибольшей цены, по которой указанные лица приобрели или приняли на себя обязанность приобрести эти ценные бумаги.

Форма оплаты ценных бумаг, приобретаемых по обязательному предложению, определяется по усмотрению отчуждателя бумаг: либо деньгами, либо другими ценными бумагами. В качестве средства оплаты не могут быть использованы ценные бумаги отчуждателя, которые имеются у приобретателя.

Денежная оценка ценных бумаг, которыми предстоит расплачиваться приобретателю, проводится таким образом, чтобы избежать необоснованного завышения их цены. В этих случаях возможно привлечение независимого оценщика.

Если приобретатель по добровольному предложению купил акции публичного общества и вместе со своими аффилированными лицами стал владельцем более 30% общего количества акций этого общества, то он имеет право голосовать лишь 30% общего количества акций до даты направления обязательного предложения.

Запрет голосовать акциями, вновь приобретенными по добровольному или обязательному предложениям, относится только к числу акций, превышающему долю в 50 и 75% общего количества таких акций публичного общества.

В некоторых ситуациях приобретения ценных бумаг публичного общества правила ст. 84.2 Закона N 208-ФЗ не применяются, в частности если бумаги приобретаются на основании ранее направленных добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг либо обязательного предложения. Исключение сделано также для случаев, когда акции переходят вследствие внутренних действий: погашения части акций самим обществом, реализации акционером своего преимущественного права на приобретение размещаемых дополнительных акций.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


17 октября 2017 г.
Проект Федерального закона №287844-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.




15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона №266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.




15 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 249505-7 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - увеличение эффективности налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения. Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.




2 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 239932-7 "О внесении изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц"

В настоящее время законодательство о банкротстве предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур. При этом они редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Цель данного законопроекта - расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, а также введение новой реабилитационной процедуры - реструктуризации долгов.



В центре внимания:


Правовое регулирование деятельности акционерных обществ в связи с реформированием гражданского законодательства (Лядская Н.В.)

Дата размещения статьи: 18.08.2017

подробнее>>

О статусе акционерного общества (Вавулин Д.А., Матвеева М.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2017

подробнее>>

Время выплачивать дивиденды (Петрова О.)

Дата размещения статьи: 13.03.2017

подробнее>>

Финансирование акционерного общества. Вклады в имущество, не увеличивающие уставный капитал общества (Семенихин В.)

Дата размещения статьи: 21.02.2017

подробнее>>

Основания привлечения к ответственности управляющего (управляющей организации) акционерного общества (Шикин С.А.)

Дата размещения статьи: 18.11.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта