Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Медицинская и фармацевтическая деятельность > Независимая медицинская экспертиза: юридический аспект (Нестеров А.В.)

Независимая медицинская экспертиза: юридический аспект (Нестеров А.В.)

Дата размещения статьи: 01.11.2016

Юридическим аспектам медицинской экспертизы, или независимой медицинской экспертизы, было посвящено много публикаций <1>. Однако появление проекта Постановления Правительства РФ, регулирующего независимую медицинскую экспертизу, показывает, что тема является актуальной.
--------------------------------
<1> Шаройкин Ю.В., Муслов Б.В. Проблемы правового регулирования независимой медицинской экспертизы // Вестник российского нового университета. 2013. N 3. С. 69 - 71; Шаройкин Ю.В. К вопросу о юридической сущности независимой медицинской экспертизы // Медицинское право. 2015. N 5. С. 28 - 32; Шишов М.А. О коллизиях законодательства в сфере контроля качества и безопасности медицинской деятельности // Медицинское право. 2015. N 5. С. 32 - 36.

Независимая медицинская экспертиза (НМЭ) существует более 10 лет, однако она до сих пор не имеет легального регламентирования, что порождает многочисленные негативные явления.
ФЗ N 323-ФЗ декларирует, что гражданин при производстве независимой экспертизы имеет право выбора экспертного учреждения и экспертов. Однако только независимая военно-врачебная экспертиза получила подзаконное регулирование. В соответствии с Положением о независимой военно-врачебной экспертизе "независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе (далее - экспертное учреждение)".
Хотя в ФЗ N 323-ФЗ имеется отсылка, что проведение НМЭ должно осуществляться в порядке и в случаях, которые установлены положением о НМЭ, утверждаемым Правительством РФ, проект такого положения не содержит установления таких случаев. Кроме того, этот проект обладает рядом недостатков, как и сам закон в этой части.
Независимая медицинская экспертиза как юридический инструмент специальных знаний позволяет объективно защищать права пациентов и медицинских работников, а также медицинских организаций и влиять на качество медицинской помощи.
Как ни странно, но НМЭ не входит в список медицинских экспертиз по ФЗ N 323-ФЗ:
1) экспертиза временной нетрудоспособности;
2) медико-социальная экспертиза;
3) военно-врачебная экспертиза;
4) судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы;
5) экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией;
6) экспертиза качества медицинской помощи.
С юридической точки зрения НМЭ, хотя и содержит словосочетание "медицинская экспертиза", обозначает то, что она приравнена к медицинским экспертизам, которые независимы по определению. Поэтому дополнительное слово "независимая" ничего не добавляет. Фактически словосочетание НМЭ характеризует экспертного субъекта (независимого экспертно-медицинского субъекта - НЭМС), а не его функции.
Сложно согласиться с тем, что экспертиза качества медицинской помощи включена в медицинские экспертизы, т.к. ее объектом являются документы, отображающие законченную медицинскую помощь и подразумевающие их экспертную оценку. Поэтому такая экспертиза также приравнена к медицинским экспертизам. Сами медицинские экспертизы можно классифицировать как ведомственные, судебно-медицинские экспертизы и/или экспертизы в медицинских целях иных ведомств.
НМЭ является элементом экспертно-медицинской деятельности, которая входит в медицинскую деятельность, а в нее входит медицинская помощь. Отметим, что медицинские услуги, входящие в медицинскую помощь в соответствии с ФЗ N 323-ФЗ, с гражданско-правовой точки зрения являются самостоятельной формой, а не входят в медицинскую помощь.
В связи с этим необходимо определить, чем отличается правовая категория экспертизы от экспертной оценки, и показать, что словосочетанием "НМЭ" обозначается альтернативное (экспертное) исследование или экспертная оценка, а также экспертная проверка.
В медицинскую деятельность входит не только медицинская помощь, но и оценка качества медицинской помощи. Поэтому в законе выделены виды медицинской экспертизы, не только связанные с объективными свойствами живого лица (пациента), медицинскими объектами (трупами, пробами, образцами), но также экспертизы качества медицинской помощи. Последний вид экспертизы подразумевает анализ (экспертные оценки) обезличенных документов, отображающих фактический продукт медицинской помощи. Кроме того, в качестве медицинских документов может выступать продукт экспертно-медицинской деятельности в виде заключений по медицинским экспертизам и независимым медицинским экспертизам.
Таким образом, НМЭ не подразумевает экспертизу заключения эксперта или экспертного заключения. Для этой цели существуют повторные экспертизы. Однако НЭМС могут осуществлять проверку и оценку таких заключений на предмет выявления в них юридических и/или методических несоответствий требованиям нормативных правовых актов (НТП) и/или нормативно-технических документов (НТП), в частности стандартов, методик и иных приравненных к ним документов.
Проверка и оценка соответствия качества медицинской помощи или экспертно-медицинского продукта требованиям НПА является юридической операцией, но она не должна заканчиваться юридической квалификацией действий медицинского работника или работника НЭМС.
Проверка и оценка соответствия качества медицинской помощи или экспертно-медицинского продукта требованиям НТД является методической операцией с применением специальных знаний и заканчивается выводом о том, что качество медицинской помощи или исследования в рамках экспертизы или экспертного исследования соответствуют (не соответствуют) этим требованиям.
Экспертные оценки - это не экспертизы, а оценки объекта на основе органолептического и/или умственного анализа, которые, даже если они оцифрованы, носят предположительный и в лучшем случае вероятностный характер. Поэтому они являются видом консультирования <2>.
--------------------------------
<2> Нестеров А.В. Экспертика: Общая теория экспертизы. М.: Тип. НИУ ВШЭ, 2014. 261 с.

НМЭ используется в рамках общественного контроля. Юридическое понятие контроля не подразумевает, что коммерческая или некоммерческая профессиональная организация может контролировать государственные органы или их организации.
Поэтому такую реординационную функцию лучше называть профессиональным аудитом (проверкой) продуктов медицинской помощи, в том числе и медицинской экспертизы.
С юридической точки зрения экспертно-медицинский работник в юридической роли эксперта может выполнять объективные исследовательские действия в рамках медицинской экспертизы и выдавать заключение эксперта (источник экспертных доказательств).
Экспертно-медицинский работник в юридической роли исследователя ("эксперта") может выполнять объективные исследовательские действия в рамках экспертного (альтернативного) исследования (НМЭ) и выдавать экспертное заключение (источник письменных доказательств), которое лучше называть заключение исследователя, т.к. в отличие от экспертной проверки и/или оценки исследователь обязан провести объективные исследования <3>.
--------------------------------
<3> Нестеров А.В. Доказательная аналитика против экспертизы. М.: НИУ ВШЭ (препринт, ноябрь 2014). 14 с.

Экспертно-медицинский работник в юридической роли эксперта-оценщика может экспертировать (осуществлять экспертную оценку) в рамках НМЭ и выдавать экспертное заключение.
Экспертно-медицинский работник в юридической роли эксперта-аудитора может экспертизировать (осуществлять экспертную проверку) в рамках НМЭ и выдавать экспертное заключение.
Так как НМЭ сама выполняется в рамках экспертно-медицинской услуги, то она оформляется в виде договора на оказание платных услуг.
В качестве экспертно-медицинского услугодателя могут выступить лицензированные субъекты:
- экспертно-медицинский индивидуальный предприниматель,
- коммерческая экспертно-медицинская структура,
- некоммерческая (профессиональная, общественная) экспертно-медицинская структура.
В качестве заказчиков экспертно-медицинских субъектов могут выступить публично-правовые, частноправовые или общественно-гражданские субъекты <4>. В частности, к общественно-гражданским субъектам можно отнести граждан (пациентов, медицинских работников, руководителей медицинских структур); к частноправовым субъектам - частные медицинские структуры; к публично-правовым субъектам - органы исполнительной или судебной власти (ведомства).
--------------------------------
<4> Нестеров А.В. Публично-правовая, частноправовая и гражданско-общественная правовая область (препринт, февраль, 2012). 11 с.

Кроме субъектов-заказчиков и независимых экспертно-медицинских субъектов, можно выделить заинтересованных субъектов, которых проведение НМЭ так или иначе касается.
В рамках проверочных операций НМЭ может быть привлечен эксперт или эксперт-оценщик, которые должны дать ответы на медицинские вопросы. Для выполнения проверочных функций руководитель НЭМС должен назначить компетентностного работника (компетента) на юридическую роль эксперта-аудитора, который должен дать ответы на юридические вопросы.
Как уже упоминалось, эксперт-аудитор не имеет права осуществлять юридическую квалификацию деяния медицинских работников при выполнении процесса оказания медицинской помощи. Это могут делать только уполномоченные на то субъекты. Поэтому заказчик НМЭ не имеет права задавать вопросы, связанные с квалификацией деяния медицинских работников, включая экспертов медицинской экспертизы.
Поэтому можно выделить три вида экспертов НМЭ:
- эксперт, выполняющий объективные исследовательские операции в соответствии с профессиональными методиками;
- эксперт-оценщик, выполняющий качественные оценочные операции в соответствии с профессиональными способами;
- эксперт-аудитор, выполняющий проверочные операции в соответствии с юридическими порядками.
Следующим важным понятием является юридическое положение эксперта НЭМС. Юридическое положение эксперта НЭМС состоит из:
- юридической роли, на которую его назначает руководитель НЭМС;
- юридического статуса, который ему присваивается на 5 лет, подтверждающий его экспертную компетентность и оформленный после обучения, стажировки и аттестации (аккредитации) в виде свидетельства о праве самостоятельного выполнения экспертиз по определенной экспертно-медицинской специальности;
- юридического режима, например, в виде государственного судебно-медицинского эксперта.
Далее рассмотрим юридические свойства продукта НМЭ. Продукт НМЭ не имеет большей юридической силы при его противопоставлении по существу заключению судебно-медицинского эксперта, иного эксперта ведомственной экспертно-медицинской структуры или иного экспертного заключения.
Продукт НМЭ не является решением органа власти, ее организации или иной медицинской организации, а только источником письменного доказательства, поэтому его нельзя оспорить или обжаловать. При сомнении в достоверности заключения НМЭ заказчик может обратиться в иную НЭМС для проведения повторной НМЭ.
Экспертный продукт НЭМС составляет и подписывает непосредственно эксперт или группа экспертов, которые несут за его достоверность персональную ответственность в соответствии с НПА, регулирующим их деятельность, и визирует руководитель НЭМС, который отвечает за качество экспертно-медицинской деятельности.
Гражданско-правовые отношения между заказчиком и НЭМС выражаются в договоре на оказание платной экспертно-медицинской услуги (ЭМУ). Положения этого договора должны предусматривать выполнение операций:
- анализа представленных документов в рамках экспертной оценки,
- проверки представленных документов в рамках экспертной проверки,
- объективного исследования объектов или объективных свойств живого лица в рамках экспертного исследования.
По виду организационно-правовой формы НЭМС можно разделить на некоммерческие (бесприбыльные) и коммерческие структуры. Для некоммерческих НЭМС цена экспертно-медицинских услуг должна регулироваться в соответствии с Постановлением Правительства РФ. Для коммерческих НЭМС цена экспертно-медицинских услуг должна формироваться без учета "гонорара успеха".
Под независимостью НЭМС понимается свойство этой структуры, которое обеспечивается при декларировании руководителем отсутствия административной, экономической и/или социальной зависимости от заказчика и/или иных заинтересованных субъектов, а также такую декларацию подписывает эксперт НЭМС.
Если в качестве заказчика выступают органы исполнительной государственной власти, в частности, осуществляющие контроль, мониторинг и/или надзор, то НЭМС должна быть аккредитована в соответствующей системе аккредитации.
Если в качестве заказчика выступают правоохранительные или судебные субъекты, то работники НЭМС должны быть аттестованы на право самостоятельного выполнения судебно-медицинских экспертиз. При этом по уголовным делам в качестве судебно-экспертной структуры может выступать только некоммерческая НЭМС.
Выводы. НМЭ является одной из форм сложного юридического инструмента, который требует не только его законодательного регулирования, но и обучения должностных лиц правомерно применять его <5>. Несомненно, что ФЗ N 323-ФЗ и другие НПА, регулирующие применение МЭ и НМЭ, требуют актуализации с целью увеличения их адекватности экспертно-медицинской действительности.
--------------------------------
<5> Нестеров А.В. История экспертизы и экспертика // Теория и практика судебной экспертизы. 2011. N 3. С. 12 - 19.

Литература

1. Нестеров А.В. Экспертика: Общая теория экспертизы. М.: Тип. НИУ ВШЭ, 2014. 261 с.
2. Нестеров А.В. Доказательная аналитика против экспертизы. М.: НИУ ВШЭ (репринт, ноябрь 2014). 14 с.
3. Нестеров А.В. Публично-правовая, частноправовая и гражданско-общественная правовая область (препринт, февраль, 2012). 11 с.
4. Нестеров А.В. История экспертизы и экспертика // Теория и практика судебной экспертизы. 2011. N 3. С. 12 - 19.
5. Шаройкин Ю.В., Муслов Б.В. Проблемы правового регулирования независимой медицинской экспертизы // Вестник российского нового университета. 2013. N 3. С. 69 - 71.
6. Шаройкин Ю.В. К вопросу о юридической сущности независимой медицинской экспертизы // Медицинское право. 2015. N 5. С. 28 - 32.
7. Шишов М.А. О коллизиях законодательства в сфере контроля качества и безопасности медицинской деятельности // Медицинское право. 2015. N 5. С. 32 - 36.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Правовой режим отходов медицинской деятельности (Пономарев М.В., Цомартова Ф.В.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Правовое регулирование научной и инновационной деятельности медицинских организаций (Демина М.А.)

Дата размещения статьи: 21.01.2019

подробнее>>

Проблемы применения медицинской доверенности (Степкин С.П.)

Дата размещения статьи: 09.01.2019

подробнее>>

Общий рынок лекарственных средств: правовое обеспечение в условиях экономической интеграции (Ершова И.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2017

подробнее>>

О правовом статусе медицинских работников (Внукова В.А.)

Дата размещения статьи: 01.04.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи