Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Инвестиционная деятельность > Специальный инвестиционный контракт. Требования и преференции (Полякова Ю.)

Специальный инвестиционный контракт. Требования и преференции (Полякова Ю.)

Дата размещения статьи: 05.11.2016

Специальный инвестиционный контракт (СПИК) является относительно новым инструментом стимулирования инвестиций в развитие российской промышленности. Возможность заключения СПИК была предусмотрена поправками в Федеральном законе от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике", вступившими в силу 30 июня 2015 года.

Привлекательность СПИК

СПИК представляет собой соглашение, по которому инвестор обязуется создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, а другая сторона - РФ или субъект РФ в течение срока действия СПИК обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством РФ или субъекта РФ в момент заключения СПИК.
Таким образом, одним из ключевых обязательств публичной стороны по отношению к инвестору по СПИК является предоставление мер стимулирования. При этом перечень мер стимулирования, которые могут быть установлены в СПИК, ограничивается мерами, предусмотренными законодательством РФ или субъекта РФ на момент заключения СПИК. До последнего времени перечень потенциальных мер стимулирования, которые могут быть применены к инвестору по СПИК на федеральном уровне, был достаточно узким. Поэтому каждая новая, предусматриваемая законодательством мера стимулирования существенно влияет на привлекательность заключения СПИК для потенциальных инвесторов.
С 1 сентября 2016 года вступают в силу поправки в Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которыми предусматривается новая мера стимулирования участников СПИК. Она состоит в возможности закупки товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено в соответствии со СПИК, у инвестора по СПИК или привлеченного им лица как у единственного поставщика (ст. 111.3 Закона N 44-ФЗ).

Требования к инвестиционному проекту

Для предоставления заказчикам права закупать товары, являющиеся предметом СПИК, у инвестора (привлеченного им лица) как единственного поставщика недостаточно заключения СПИК. Данная мера стимулирования может быть предоставлена только на основании акта Правительства РФ в случае, если одновременно соблюдаются следующие условия:
- СПИК заключен Российской Федерацией (либо Российской Федерацией наряду с субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием). Таким образом, данная мера стимулирования может быть применена только к федеральным СПИК, но не может распространяться на региональные СПИК, которые в настоящий момент преобладают в общем количестве заключенных СПИК;
- объем инвестиций, предусмотренных СПИК, превышает 3 млрд. руб.;
- производство товара на территории РФ будет осуществляться российским юридическим лицом;
- страной происхождения товара, являющегося предметом СПИК, является Российская Федерация.
Кроме того, СПИК на момент его заключения должен предусматривать отлагательные условия, касающиеся права инвестора заключать контракты на поставку товара в качестве единственного поставщика, предельное количество поставляемого таким образом товара, а также ответственность за превышение указанного количества. Данные условия СПИК вступают в силу только после издания акта Правительства РФ о назначении инвестора единственным поставщиком. Стоит отметить, что в соответствии с типовой формой СПИК для отдельных отраслей промышленности (утверждена Постановлением Правительства РФ от 16.07.2015 N 708 "О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности") изменение СПИК допустимо лишь в случае существенного изменения условий реализации инвестиционного проекта или неисполнения публичной стороной своих обязательств по СПИК. Таким образом, к инвесторам, заключившим федеральные СПИК до 1 сентября 2016 года, указанная мера стимулирования не может быть применена.

Ограничения при закупке

Поправки в Законе N 44-ФЗ предусматривают ограничения в отношении количества закупаемого в рамках применения меры стимулирования товара и его цены.
Так, совокупное количество товара, которое может закупаться у инвестора (привлеченного им лица) как у единственного поставщика в течение календарного года, не должно превышать 30% от общего количества соответствующего товара, произведенного в течение календарного года. В случае нарушения указанного ограничения инвестор обязан уплатить штраф в размере 50% от стоимости превышения. В то же время инвестору не гарантируется закупка 30% общего количества произведенного товара, поскольку закупка у единственного поставщика проводится исключительно по инициативе заказчика и при желании может быть заменена им на конкурентную процедуру.
Закупка товара у инвестора по СПИК как единственного поставщика может осуществляться по цене, не превышающей предельной цены единицы товара. Порядок определения предельной цены единицы товара должен быть установлен федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. На настоящий момент такой порядок еще не утвержден.
Стоит также отметить, что право выступать в качестве единственного поставщика не предоставляется инвестору по СПИК на эксклюзивной основе. Правительство РФ вправе определить сразу нескольких производителей однородных либо идентичных товаров, с которыми заказчики вправе заключать контракты как с единственными поставщиками.

Преференции на региональном уровне

Как было отмечено выше, возможность выступать в качестве единственного поставщика может быть предоставлена только инвесторам по федеральным СПИК. В то же время такая мера стимулирования может быть предоставлена и на региональном уровне, но не участникам региональных СПИК, а лицу, с которым заключен государственный контракт на поставку товара со встречными инвестиционными обязательствами (далее - поставщик-инвестор) (ст. 111.4 Закона N 44-ФЗ).
Государственный контракт на поставку товара со встречными инвестиционными обязательствами заключается по итогам конкурса, проводимого на основании акта высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Законом N 44-ФЗ предусмотрен ряд требований к указанному контракту:
- возложение на поставщика-инвестора обязанности по созданию, модернизации и (или) освоению производства определенного товара в Российской Федерации;
- срок действия контракта не может превышать 10 лет;
- минимальный объем инвестиций в создание, модернизацию и (или) освоение производства товара должен составлять не менее 1 млрд. руб.;
- страной происхождения товара, являющегося предметом контракта, должна являться Российская Федерация.
Государственные заказчики соответствующего субъекта РФ и муниципальных образований, находящихся на территории такого субъекта РФ, имеют право заключать с поставщиком-инвестором контракты как с единственным поставщиком (п. 48 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
В этом случае, как и в случае СПИК, устанавливаются ограничения в отношении цены товара, реализуемого поставщиком-инвестором государственным заказчикам. Указанная цена не должна превышать предельную цену, определенную в соответствии с порядком, подлежащим установлению компетентным органом исполнительной власти субъекта РФ. В то же время в отличие от СПИК поправками в Законе N 44-ФЗ не предусматривается каких-либо ограничений в отношении количества товара, закупаемого у поставщика-инвестора. Таким образом, поставщик-инвестор не лишен возможности продать все произведенные им товары, являющиеся предметом государственного контракта со встречными инвестиционными обязательствами, заказчикам соответствующего субъекта РФ.
Аналогично СПИК допустимо заключение нескольких государственных контрактов со встречными инвестиционными обязательствами в отношении однородных либо идентичных товаров на территории одного субъекта РФ. Соответственно, право выступать в качестве единственного поставщика предоставляется поставщику-инвестору не на исключительной основе.
В целом обязательства поставщика-инвестора во многом схожи с обязательствами инвестора по СПИК (создание производства товара в РФ с осуществлением инвестиций в определенном объеме). В связи с этим неясно, почему законодатель решил создать новый институт государственного контракта со встречными инвестиционными обязательствами вместо того, чтобы предоставлять преференции при закупках участникам региональных СПИК. Таким образом, создается ситуация, при которой к лицам, реализующим схожие инвестиционные проекты, применяются разные меры стимулирования. Так, инвесторы по региональным СПИК не имеют возможности выступать в качестве единственного поставщика при государственных закупках, в то время как поставщики-инвесторы лишены возможности получать преференции, предусмотренные для инвесторов по СПИК (стабильность правового регулирования, налоговой нагрузки и др.). Представляется, что наличие у инвестора права на применение всех указанных мер стимулирования в совокупности в значительно большей степени стимулировало бы развитие промышленного производства в Российской Федерации.
Несмотря на ограничения и отдельные спорные моменты, поправки в Законе N 44-ФЗ, рассмотренные в настоящей статье, являются значительным шагом вперед и должны способствовать существенному увеличению привлекательности заключения СПИК для потенциальных инвесторов.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Значение двусторонних соглашений о защите капиталовложений и перспективы их совершенствования (Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г.)

Дата размещения статьи: 16.01.2018

подробнее>>

Правовое обеспечение участия финансирующих лиц в инвестиционных проектах (Белицкая А.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2017

подробнее>>

Специальный инвестиционный контракт и государственный контракт, предусматривающий встречные инвестиционные обязательства (Федоров А.А.)

Дата размещения статьи: 11.04.2017

подробнее>>

Инвестиционный контракт: спорные вопросы (Постанюк В.)

Дата размещения статьи: 20.03.2017

подробнее>>

Понятие и субъекты иностранных инвестиций в инвестиционном праве России и Таджикистана: новеллы правового регулирования (Ерпылева Н.Ю., Максимов Д.М.)

Дата размещения статьи: 01.02.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта