Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Договор перевозки > И снова о пассажирских перевозках (Марова О.)

И снова о пассажирских перевозках (Марова О.)

Дата размещения статьи: 05.11.2016

Принятие Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ <1> (далее - Закон N 220-ФЗ, Закон) является значительным шагом в развитии законодательства. В то же время в части регулирования организации пассажирских перевозок автомобильным и городским наземным электрическим транспортом он вызывает много споров как среди общественности, так и среди правоприменителей.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". 

Федеральный закон закрепляет основные принципы организации работы перевозчиков. По маршрутам регулярных перевозок с регулируемым тарифом перевозчики получают право оказания услуг на основании государственного контракта, заключенного по результатам торгов, проведенных в соответствии с Законом о госзакупках <1>. К контракту выдаются карты маршрутов на каждое транспортное средство. В случае с нерегулируемыми тарифами - на основании свидетельств и карт маршрутов, выдаваемых на срок не менее пяти лет победителям конкурсов, проводимых согласно региональному законодательству.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". 

Необходимо отметить, что положения Закона N 220-ФЗ, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, вступили в силу с 11 января 2016 г. Нормы об использовании объектов транспортной инфраструктуры, а также об организации контроля за перевозками начнут действовать с 15 июля 2016 г.

Представляется, что Закон N 220-ФЗ должен навести порядок в такой ключевой сфере любого населенного пункта, как пассажирские перевозки. Однако уже сейчас органы местного самоуправления и хозяйствующие субъекты, а также антимонопольная служба обнаружили некоторые спорные вопросы его применения. 

Проблемы антимонопольного регулирования 

УФАС по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС) возбуждены дела в отношении ряда индивидуальных предпринимателей по признакам нарушения ст. 11 Закона о защите конкуренции <1>. Нарушение выразилось в одновременном повышении стоимости проезда и провоза багажа на одну и ту же величину.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". 

Ввиду вступления в силу некоторых положений Закона N 220-ФЗ предприимчивые перевозчики подняли цены. Но как быть в ситуации, когда орган местного самоуправления определил, что на маршруте должен быть установлен нерегулируемый тариф, однако свидетельства и карты маршрутов перевозчикам еще не выданы. На первый взгляд кажется, что свидетельства и карты маршрутов являются теми документами, которые позволяют предпринимателям при их получении самостоятельно устанавливать цену проезда. Но это далеко не так.

Региональным нормативным правовым актом, действующим на сегодня и не признанным утратившим силу, определены максимальные тарифы на проезд в разных населенных пунктах Хакасии. Распространяется ли действие этого акта на маршруты с нерегулируемым тарифом? Если да, то не будет ли установление верхнего предела стоимости проезда на маршруты с нерегулируемым тарифом противоречить положениям Закона N 220-ФЗ? Думаем, что нет.

С точки зрения обычного потребителя услуг, буквальное толкование положений Закона N 220-ФЗ в части нерегулируемых тарифов очень опасно. Это значит, что для хозяйствующих субъектов узаконили возможность легального сговора в части цены проезда. И поскольку, как показывает практика, большинство маршрутов регулярных перевозок - с нерегулируемым тарифом, а потребность населения в пассажирских перевозках с каждым годом растет, недобросовестные предприниматели будут использовать возможность самостоятельно устанавливать цену проезда, которая будет, безусловно, выше рыночной. Готов ли потребитель платить больше, если другой возможности добраться до нужной остановки нет? Готов, но как это соотносится с нормами Конституции РФ - нормативным правовым актом, обладающим высшей юридической силой?

Согласно ч. 3 ст. 17 Основного Закона осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц.

В данном случае применение положений регионального законодательства в части установления верхней планки стоимости проезда должно быть распространено и на маршруты с нерегулируемым тарифом как гарантия прав и свобод человека и гражданина - обычного потребителя услуг.

Другой дискуссионный вопрос применения Закона N 220-ФЗ - разработка высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или исполнительно-распорядительным органом муниципального образования документа планирования регулярных перевозок, т.е. нормативного правового акта, устанавливающего перечень мероприятий по развитию перевозок, организация которых отнесена к компетенции соответствующих региональных или муниципальных органов власти.

Документ планирования был разработан практически всеми органами местного самоуправления Республики Хакасия, но содержание такого нормативного правового акта не отвечает тому смыслу, который законодатель пытался заложить в положениях Закона N 220-ФЗ.

Одно из муниципальных образований Хакасии в Положении о планировании регулярных перевозок определило полномочия органа местного самоуправления в сфере планирования регулярных перевозок в своих границах, а также полномочия по установлению, изменению и отмене муниципальных маршрутов. Однако конкретных мероприятий по развитию регулярных перевозок документ не содержит.

Полагаем, что только внесение изменений в Закон N 220-ФЗ в части установления содержания документа планирования регулярных перевозок позволит уполномоченным органам принимать такие нормативные правовые акты согласно его требованиям и тем принципам, которые законодатель стремился донести до правоприменителей.

Кроме того, много вопросов вызывают факты бездействия органа исполнительной власти субъекта РФ по исполнению полномочий, предусмотренных Законом N 220-ФЗ. Любые действия (в том числе установление, изменение межрегионального маршрута регулярных перевозок), выполненные за пределами сроков, определенных данным Законом, недопустимы и должны быть квалифицированы антимонопольным органом как нарушение ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Хакасское УФАС столкнулось также с проблемой объединения пассажироперевозчиков в простое товарищество.

В связи с особенностями транспортной инфраструктуры на одном маршруте работают несколько перевозчиков. Участники договора простого товарищества - это юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, являющиеся сторонами договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), заключенного для осуществления регулярных перевозок в случаях, предусмотренных Законом N 220-ФЗ. Является ли договор простого товарищества (объединение перевозчиков, осуществляющих деятельность на одном маршруте) соглашением о цене?

В силу положений ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Если перевозчики договорились о стоимости проезда на конкретном маршруте, то она не может быть больше той, что определена высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в нашем случае Правительством Республики Хакасия.

Таким образом, простое товарищество не должно быть прототипом легального сговора, основанном на цене проезда. При создании простого товарищества необходимо иметь в виду, что его целью не является объединение картельного типа, так как это будет способствовать монополизации рынка. В связи с чем, учитывая требования Закона N 220-ФЗ, стоимость проезда у участников простого товарищества может быть одинаковой, но не превышать установленный органами власти субъекта предельный (максимальный) тариф.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


28 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 996066-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"

Цель законопроекта - повышение информированности вкладчика об условиях привлечения денежных средств физических лиц во вклады, а также снижение рисков вкладчиков при принятии решения о выборе конкретного вклада и кредитной организации, привлекающей денежные средства во вклады. Изложение условий договора банковского вклада в стандартной табличной форме и информирование вкладчика о минимальной гарантированной процентной ставке по вкладу позволит потребителю сравнивать условия разных банков




20 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 992248-7 "О внесении изменений в КоАП РФ по вопросам защиты прав и законных интересов физических лиц при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности"

Законопроект направлен на усовершенствование механизма защиты прав граждан от недобросовестных действий при осуществлении возврата просроченной задолженности. Помимо этого, предлагаемое законопроектом изменение компетенции рассмотрения статьи 14.57 КоАП снизит нагрузку на судебные органы.




14 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 988027-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом устанавливается возможность использования системы налогообложения в виде ЕНВД и патентной системы налогообложения для субъектов предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли маркированной продукцией на период с 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2021 г. включительно.




7 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 983620-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Цель законопроекта - обеспечение баланса интересов как участника долевого строительства, так и застройщика. Также он призван обеспечить нормативные рамки взаимодействия сторон при возникновении спорных вопросов.




28 июня 2020 г.
Проект Федерального закона № 979423-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом предлагается ввести гуманитарный сбор в размере 5 процентов от средств полученных рекламораспространителями за предоставление своих услуг. Цель данного сбора - оказание помощи гражданам России, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в лечении.



В центре внимания:


Некоторые вопросы ответственности перевозчика при морской перевозке груза вследствие просрочки доставки (Хихинашвили Л.Г., Гречуха В.Н.)

Дата размещения статьи: 13.07.2020

подробнее>>

Проблемы ответственности в трансграничных перевозках по внутренним водным путям международного значения (Ивашова Т.А., Иванова Т.Н.)

Дата размещения статьи: 24.10.2017

подробнее>>

Деликтная ответственность перевозчика как субъекта малого и среднего бизнеса (Добровинская А.В.)

Дата размещения статьи: 25.08.2017

подробнее>>

Предложения по совершенствованию понятийного аппарата Модельного закона о контрейлерных перевозках (Карпеев О.В.)

Дата размещения статьи: 13.04.2017

подробнее>>

Нормативное регулирование ответственности грузоперевозчиков в гражданском и транспортном законодательстве (Трофимов С.В.)

Дата размещения статьи: 03.04.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи