Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Рекламная деятельность > Статус и перспективы развития саморегулирования рекламы в России (Серебрякова Ю.)

Статус и перспективы развития саморегулирования рекламы в России (Серебрякова Ю.)

Дата размещения статьи: 10.11.2016

В России саморегулирование рекламы находится на стадии становления, в отличие от других стран, где оно установлено и широко применяется. Представляем обзор уже сложившихся элементов этого способа регулирования, а также исследование его ближайших перспектив развития и влияния на участников рынка рекламы.

Развитие рекламной отрасли в России

Реклама - основной инструмент производителей и рекламодателей для продвижения товаров. Она не только помогает информировать о преимуществах продукции и инноваций, но также позволяет найти общий язык с потребителями по важным для них вопросам, установить связь между товарами, брендами и привычками покупателей.
Именно поэтому рынок рекламы постоянно развивается. Появляются новые формы и целые системы коммуникации с потребителями с использованием социальных сетей, мобильных приложений, интерактивных сайтов, SMS-оповещений, игр, систем поиска и контекстной рекламы.
Стремительное развитие рекламных технологий сопряжено с изменениями нормативного регулирования. В частности, были внесены изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" (ст. 15.2, "антипиратские" положения), часть четвертую ГК РФ (положения об информационных посредниках), а также в Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ст. ст. 14.1 - 14.8, обобщение уже сложившейся практики запрета на недобросовестную конкуренцию, выражающуюся во введении в заблуждение, создании смешения с товарами других производителей и т.д.).
Тем не менее действующее законодательство не всегда дает возможность оперативно отреагировать на перемены. Как следствие, важное значение приобретают практика компаний на рынке, их кодексы поведения и политики.
С развитием рекламных технологий естественным образом растет и число споров в этой сфере, они усложняются. В частности, можно обратить внимание на рассмотрение ФАС России и территориальными органами споров по новым форматам рекламы <1>, а также на применение более сложных подходов, например установление единой практики для всех участников определенной рекламной отрасли <2>.
--------------------------------
<1> См.: реклама Яндекса и "народного лекаря" признана ненадлежащей // Сайт ФАС России. 22 июня 2016 г. http://fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id=46161 (контекстная реклама); Экспертный совет при Московском УФАС дал оценку спорной рекламе // Сайт ФАС России. 13 апреля 2016 г. http://fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id=45362 (контекстная реклама интернет-провайдера).
<2> См.: "Большая тройка" получила штрафы // Сайт ФАС России. 23 июля 2015 г. http://fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id=34931 (отсутствие существенной информации).

В этих условиях появляются и развиваются элементы саморегулирования рекламы.

Элементы и преимущества саморегулирования

ФАС России неоднократно указывала на необходимость развития саморегулирования рекламы, в том числе для снижения контроля государства <1>. Можно также предположить, что это позволило бы уменьшить нагрузку на контролирующие органы. ФАС России уже рассматривала инициативы по саморегулированию рекламы в сфере производства фармацевтической и алкогольной продукции <2>.
--------------------------------
<1> См.: Рекламе дали координационный совет // Сайт ФАС России. 20 июня 2016 г. http://fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id=46131; ФАС России и Ассоциация менеджеров обсудили вопросы взаимодействия // Сайт ФАС России. 9 июня 2016 г. http://fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id=46024.
<2> См.: Саморегулирование рекламы производителями алкогольной продукции обсудили на заседании в УФАС // Сайт ФАС России. 27 июля 2015 г. http://fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id=17534.

Таким образом, это актуальный вопрос не только для самих рекламодателей, но и для представителей государственной власти. Важно отметить, что обсуждаются сразу несколько аспектов: нормативное саморегулирование (установление дополнительных норм и правил, помимо предусмотренных действующим законодательством), создание институтов предварительной экспертизы рекламных материалов, а также саморегулирование споров в этой сфере.
По справедливому и обоснованному мнению ФАС России, саморегулирование рекламы в России находится сейчас на начальном этапе <1>. Но, несмотря на отсутствие установленной системы саморегулирования, можно выделить ее отдельные существующие элементы.
--------------------------------
<1> См.: ФАС России и Ассоциация менеджеров обсудили вопросы взаимодействия // Сайт ФАС России. 9 июня 2016 г. http://fas.gov.ru/presscenter/news/detail.html?id=46024.

Так, понимая риски, связанные с влиянием рекламы на поведение потребителей, многие производители, рекламодатели, рекламораспространители берут на себя, помимо предусмотренных законом, дополнительные обязательства:
1) внутренние политики и требования к маркировке, рекламе;
2) российские и международные опубликованные принципы ответственного маркетинга <1>;
--------------------------------
<1> См.: Позиции Unilever. Реклама и маркетинг (ред. от 27 июня 2016 г.) // https://www.unilever.ru/about/our-position-on/Advertising-marketing/; Unilever. Advertising and Marketing (as of 27 June 2016) // https://www.unilever.com/sustainable-living/what-matters-to-you/advertising-and-marketing.html.

3) отраслевые и межотраслевые кодексы поведения в сфере рекламы и маркетинговых коммуникаций <1>.
--------------------------------
<1> См.: Подписан Кодекс практики рекламы и маркетинговых коммуникаций // СПС "Гарант". 13 марта 2012 г. http://www.garant.ru/news/385905/; Российский Кодекс практики рекламы и маркетинговых коммуникаций (ред. от 27 июня 2016 г.) // http://www.akarussia.ru/download/rrk.pdf.

Эти документы в сочетании с требованиями законодательства формируют систему нормативного саморегулирования рекламной отрасли.
Несмотря на дополнительные обязательства, такое саморегулирование предоставляет значительные преимущества его участникам:
- улучшение качества рекламы;
- повышение уровня доверия потребителей;
- увеличение ответственности всех участников саморегулирования.
Еще большее значение для участников рынка будет иметь возможность саморегулирования споров. Передача их на рассмотрение контролирующих государственных органов влечет значительные финансовые и временные затраты для всех сторон. С учетом скоротечности рекламных кампаний необходим альтернативный порядок рассмотрения споров.
Саморегулирование споров введено и успешно реализуется в разных странах:
- в 25 государствах ЕС: http://www.easa-alliance.org/About-EASA/EASA-Members/European-SRO-Members/page.aspx/55;
- в Великобритании: https://www.asa.org.uk/;
- в Индии: http://www.ascionline.org/index.php/ascicodes.html;
- в США: http://www.asrcreviews.org/;
- в Канаде: http://www.adstandards.com/en/;
- в ЮАР: http://www.asasa.org.za/ <1>.
--------------------------------
<1> Ссылки на системы саморегулирования рекламы даны на дату написания статьи.

Формы и механика саморегулирования значительно различаются в каждой из стран. Это подтверждает тот факт, что такая система должна учитывать особенности и специфику каждой конкретной страны, единой унифицированной формулы не существует. Таким образом, можно выбрать такую систему саморегулирования, которая будет наиболее удобной для участников российского рынка рекламы.

Ближайшие перспективы развития

Развитие масштабной системы саморегулирования, которая охватила бы всех участников рынка рекламы, требует времени. Но даже небольшие шаги помогут достичь цели.
На одной из последних встреч ФАС России с бизнесом была поставлена задача по формированию специальной рабочей группы, которая даст практические рекомендации по развитию саморегулирования рекламы <1>. Следует ожидать, что по результатам встречи будет создан детальный план действий в отношении всех элементов саморегулирования.
--------------------------------
<1> См.: ФАС России и Ассоциация менеджеров обсудили вопросы взаимодействия.

Из ближайших перспектив необходимо отметить инициативу по дополнению Кодекса практики рекламы и маркетинговых коммуникаций <1>, подписанного индустриальными и общественными организациями в 2012 г. (далее - Кодекс). Этот документ предусматривает основные принципы продвижения товаров и требования к рекламе и маркетинговым коммуникациям, однако до настоящего времени не включал механизм рассмотрения споров. Планируется, что Кодекс будет дополнен такой процедурой, которая поможет присоединившимся к нему организациям рассматривать спор на платформе одной из учредивших его ассоциаций. Похожие механизмы ранее уже использовались в других отраслях <2>.
--------------------------------
<1> http://www.garant.ru/news/385905/, текст доступен по ссылке: http://www.akarussia.ru/download/rrk.pdf.
<2> См.: Этика // Сайт Ассоциации международных фармацевтических производителей. 27 июня 2016 г. http://www.aipm.org/etics/.

На первом этапе процедура будет наиболее применима для рассмотрения споров FMCG-компаний (компаний по производству товаров повседневного спроса), присоединившихся к Кодексу. Однако иные организации, которые ведут деятельность в других сферах, могут также присоединиться к этому документу и использовать предусмотренные в нем инструменты регулирования.
На сегодня представляется возможным передать на рассмотрение в порядке саморегулирования споры самых разных видов, связанные с рекламой и продвижением. В частности, споры о достоверности и добросовестности рекламы, о недобросовестной конкуренции (включая "паразитические" товары, или look-a-likes), о защите интеллектуальных прав и деловой репутации, а также иные споры, прямо или косвенно связанные с продвижением товаров и маркетинговыми коммуникациями.
Кроме того, с первых этапов становления саморегулирования рекламы потребуется значительная поддержка юристов, консультантов, независимых экспертов.

* * *

Итак, развитие саморегулирования рекламы - актуальный вопрос не только для участников этого рынка, но и для государственных органов. При этом такой способ регулирования не ограничивается рассмотрением споров, он включает также иные элементы, такие как нормативное саморегулирование и предварительная экспертиза рекламных коммуникаций.
Международный опыт показывает значительные преимущества этой системы: рост доверия потребителей к рекламе, повышение уровня ответственности рекламодателей, эффективное рассмотрение споров, снижение нагрузки на контролирующие органы.
Пока саморегулирование рекламы в России находится на начальном этапе становления. Тем не менее даже небольшие шаги каждого из участников рынка по направлению к развитию этой системы помогут ее внедрить.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 ноября 2017 г.
Проект Федерального закона № 311128-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части санации страховых организаций"

Законопроект подготовлен во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 июля 2017 г. № Пр-1329. Его цель - совершенствование законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) в части введения возможности осуществления мер по предупреждению банкротства страховой организации с участием Банка по аналогии с процедурой финансового оздоровления кредитных организаций.




25 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 296412-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)"

Целью Законопроекта является закрепление механизма по противодействию несанкционированным переводам денежных средств, не требующего существенных временных и финансовых трудовых затрат, как первый шаг на пути создания унифицированной и комплексной системы противодействия любым несанкционированным операциям на финансовом рынке, которая в дальнейшем может быть распространена и на другие сектора финансового рынка (рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.).




17 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 287844-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.




15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона № 266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.



В центре внимания:


Вычет по НДС за рекламные услуги (Бычков А.И.)

Дата размещения статьи: 16.09.2017

подробнее>>

Актуальные правовые вопросы рекламы банковских услуг (Григорьев Д.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

подробнее>>

Малозначительность при рассмотрении административных дел в сфере рекламного законодательства (Пальцева Е.С.)

Дата размещения статьи: 27.04.2017

подробнее>>

Некорректное сравнение в рекламе: понятие и виды (Куликов А.)

Дата размещения статьи: 15.04.2017

подробнее>>

Статус и перспективы развития саморегулирования рекламы в России (Серебрякова Ю.)

Дата размещения статьи: 10.11.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта