Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Бухгалтерский учет > Бюджетная деятельность государства и бухучет (краткие тезисы доклада) (Новиков О.В.)

Бюджетная деятельность государства и бухучет (краткие тезисы доклада) (Новиков О.В.)

Дата размещения статьи: 10.11.2016

Различные направления финансовой деятельности государства основаны на обобщении и анализе данных бухгалтерского учета, иной финансовой документации. Анализ финансовыми органами государства материалов бухучета положен в основу проведения контрольных и иных мероприятий, охватываемых содержанием финансовой деятельности государства, носящих управленческий характер по отношению к соответствующим объектам. В связи с этим законодательство при установлении правового режима финансовых правоотношений различных видов, правового режима форм государственного финансового контроля указывает на документы бухгалтерского учета, соотнося их с содержанием финансовых правоотношений.

Заметим, доктор юридических наук, профессор Михаил Иванович Пискотин в своих работах развитие форм отчетности корпораций (в том числе государственных корпораций) понимал как расширение контроля за обществом, что было положено в основу отдельных его выводов, отраженных в монографии "Россия в XX веке: неоконченная трагедия" <1>.
--------------------------------
<1> Пискотин М.И. Россия в XX веке: неоконченная трагедия. М., 2004. С. 32.

Как показывает анализ законодательства, нормативные положения о бухгалтерском учете соблюдаются и в рамках бюджетной деятельности государства. В бюджетно-правовой теории она понимается как "одно из направлений финансовой деятельности государства и муниципальных образований, в рамках которой происходит развитие бюджетных правоотношений, направленных на образование, распределение и использование централизованных денежных фондов" - бюджетов <2>. Положения, позволяющие соотносить ведение бухучета с осуществлением бюджетной деятельности государства, функционированием бюджетной системы, предусматривает бюджетное право - подотрасль финансового права России, что находит прямое отражение в законе (например, ст. 165, п. 2 ст. 267.1 Бюджетного кодекса РФ).
--------------------------------
<2> См.: Пешкова Х.В. Бюджетное право России. М., 2014. С. 12.

Ведение бухгалтерского учета имеет значение для бюджетного процесса, в особенности такой его стадии, как исполнение бюджета (непосредственно исполнение по расходам), подход к которой как к важнейшей составляющей процессуальной деятельности в области бюджета сложился в финансово-правовой теории <3>. Государственные и муниципальные казенные учреждения, будучи участниками бюджетного процесса в статусе получателей бюджетных средств, ведут бухгалтерский учет. В условиях организации их хозяйственной деятельности в соответствии, например, с принципом бюджетной системы - эффективности использования бюджетных средств на них как на получателей бюджетных средств возлагаются обязанности достигнуть конечные результаты деятельности с одновременным повышением эффективности механизма получения этих результатов. Показателями эффективности выступают экономность использования бюджетных и иных материально-финансовых ресурсов, самоокупаемость субсидированных услуг и работ, увеличение номенклатуры и объема предлагаемых работ и услуг без изменения размеров источника их финансирования. При этом "контрольные мероприятия затрагивают различные учетные документы, имеющие значение для выделения средств из бюджета" <4>.
--------------------------------
<3> Болтинова О.В. Стадии бюджетного процесса в зарубежных странах. М., 2002. С. 3 - 30; Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Под ред. О.В. Врублевской. М., 1998; Виноградов В.А. Бюджетный процесс во Франции. М., 1999; Пешкова Х.В. Бюджетное право России. М., 2014. С. 205 - 233; Химичева Н.И. Правовые основы бюджетного процесса в СССР. Саратов, 1966. С. 5 - 27; Яковлев Д.И. Особенности правового регулирования казначейского исполнения бюджетов в Российской Федерации. Саратов, 2008. С. 10 - 18.
<4> См.: Пешкова Х.В. Указ. соч. С. 160.

Практика показывает, что этот принцип бюджетной системы зачастую нарушается <5>. Бюджетные нарушения выявляются в основном на основе анализа информации, содержащейся в данных бухгалтерского учета, утвержденных и доведенных до сведения учреждений государственных и муниципальных заданий, определяющих номенклатуру и объем бюджетных услуг, иной информации, касающейся бюджетной деятельности учреждений. В связи с этим документы бухгалтерской отчетности относятся к предмету бюджетного контроля <6>.
--------------------------------
<5> См., например: Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2013 г. по делу N А56-56194/2012 // СПС "КонсультантПлюс".
<6> См.: Пешкова Х.В. Указ. соч. С. 160.

Следует учитывать, что своего рода "привязанность" государственных и муниципальных учреждений к бюджетной деятельности, выраженная в разграничении их на казенные, бюджетные и автономные, в свою очередь, оказывает влияние на установление в отношении их деятельности правил ведения бухучета. Об этом свидетельствуют принятые Минфином России Приказы от 16 декабря 2010 г. N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению"; от 23 декабря 2010 г. N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению" и другие. Такие нормативные правовые акты устанавливают специальные правила ведения бухгалтерского учета государственными и муниципальными учреждениями с учетом их статуса как получателей бюджетных средств, соответственно, участников бюджетного процесса.
Названные акты позволяют сопоставить законодательство о бухгалтерском учете и финансовой отчетности с законодательством, регулирующим бюджетные процедуры. Это выражается, например, во введении специальных номеров бухгалтерских счетов для учета фактических расходов государственных и муниципальных учреждений; особенностях отражения в документах бухгалтерского учета взаиморасчетов с финансовыми органами по использованию средств целевого бюджетного финансирования; отражении в финансовых документах возможных поступлений от приносящей доход деятельности, подлежащих сдаче учреждениями в доход бюджета согласно установленной законодательством системе неналоговых доходов бюджета, и так далее.
Лексико-правовой анализ текста п. 2 ст. 264.1 БК РФ позволяет говорить о том, что значительно близким к бухгалтерскому учету является бюджетный учет, который в законе определен как упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств России, субъектов РФ и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Вместе с этим нельзя согласиться с мнением, в соответствии с которым бюджетный учет как система сбора, регистрации и обобщения информации является частью бухучета <7>. Считается, что объектами бюджетного учета служат имущество государственных и муниципальных образований, состояние бюджета, а объектом бухгалтерского учета является имущество организаций.
--------------------------------
<7> Артюхин Р.Е. Правовое регулирование отчетной стадии бюджетного процесса / Под ред. А.Н. Козырина. М.: ЦППИ, 2009. С. 101 - 121.

Таким образом, бухгалтерский учет связан с бюджетной системой, бюджетной деятельностью государства и публично-правовых образований в следующих аспектах. Государственные и муниципальные учреждения ведут бухгалтерский учет, управляя государственными и муниципальными ресурсами, организуя их распределение и использование. В условиях возложения на них ответственности за целевое, рациональное и эффективное использование средств бюджета данные бухучета позволяют сделать вывод о соответствующих характеристиках их деятельности по отношению к денежным средствам, сосредоточенным в бюджетной системе.

Литература

1. Артюхин Р.Е. Правовое регулирование отчетной стадии бюджетного процесса / Под ред. А.Н. Козырина. М.: ЦППИ, 2009. С. 101 - 121.
2. Болтинова О.В. Стадии бюджетного процесса в зарубежных странах. М., 2002. С. 3 - 30.
3. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Под ред. О.В. Врублевской. М., 1998.
4. Виноградов В.А. Бюджетный процесс во Франции. М., 1999.
5. Пешкова Х.В. Бюджетное право России. М., 2014. С. 12, 205 - 233.
6. Пешкова Х.В. Бюджетное устройство России. М., 2014. С. 160.
7. Пискотин М.И. Россия в XX веке: неоконченная трагедия. М., 2004. С. 32.
8. Химичева Н.И. Правовые основы бюджетного процесса в СССР. Саратов, 1966. С. 5 - 27.
9. Яковлев Д.И. Особенности правового регулирования казначейского исполнения бюджетов в Российской Федерации. Саратов, 2008. С. 10 - 18.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

31 мая 2017 г.
Проект Федерального закона № 189113-7 "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)"

Данным законопроектом предусматривается внесение изменений в правовые и организационно-экономические особенности лизинга в части обеспечения роста поголовья специализированного мясного крупного рогатого скота. Законопроект разработан Минсельхозом России с учетом предложений АО "Росагролизинг" в целях усиления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в приобретении и передаче им в лизинг крупного рогатого скота специализированных мясных пород.




16 мая 2017 г.
Проект федерального закона "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект направлен на устранение избыточности правового регулирования в части установления ответственности за нарушение условий гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с требованиями лесного законодательства. Во избежание возникновения временного разрыва, в течение которого лица, нарушающие условия договора безвозмездного пользования лесным участком, будут освобождены от какой-либо ответственности, часть 4 статьи 8.25 КоАП предлагается признать утратившей силу с 1 марта 2018 года.




27 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 162019-7 "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" и статью 11.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект разработан в целях принятия дополнительных мер противодействия актам незаконного вмешательства и обеспечения общественной безопасности, а также устранения противоречий положений статьи 12 Федерального закона от 6 июля 2016 года № 374-Ф3 отдельным нормам законодательства Российской Федерации. Статьей 12 федерального закона № 374-Ф3 внесены изменения в Федеральный закон от 30 июня 2003 года №87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности". 




13 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 148799-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Целями законопроекта являются расширение сферы применения электронного документооборота и установление единого порядка электронного страхования для физических и юридических лиц; привлечение к реализации услуг страховых посредников (агентов и брокеров); устранение неопределенности в части обязанности медицинских учреждений предоставлять информацию о специальной категории персональных данных пациентов при наличии соответствующего разрешения субъекта персональных данных либо его законного представителя/наследника). 




4 апреля 2017 г.
Президентом РФ подписан Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"

Основная цель данного Федерального закона - совершенствование регулирования осуществления трансграничных переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Кроме этого, Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 59 ФЗ  направлен на устранение негативных последствий запрета на деятельность российских платежных систем на территории Украины, введенного 17 октября 2016 г.



В центре внимания:


Мнимые объекты в бухучете. Ответственность за нарушение регистрации в учете (Ланина И.)

Дата размещения статьи: 01.06.2017

подробнее>>

Основы мониторинга эффективности нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета (Поленова С.Н.)

Дата размещения статьи: 21.02.2017

подробнее>>

Готовимся к годовому отчету. Заполнение декларации по налогу на прибыль за 2016 год (Бурсулая Т.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

подробнее>>

Новая Классификация основных средств. О последствиях для бухгалтерского учета (Рабинович А.)

Дата размещения статьи: 17.01.2017

подробнее>>

Бюджетная деятельность государства и бухучет (краткие тезисы доклада) (Новиков О.В.)

Дата размещения статьи: 10.11.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта