Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Реорганизация и ликвидация юридических лиц > Отдельные правовые аспекты проведения реорганизации организации в форме присоединения (Широков С.)

Отдельные правовые аспекты проведения реорганизации организации в форме присоединения (Широков С.)

Дата размещения статьи: 14.11.2016

Рассмотрим следующую ситуацию. ООО 1 (один участник - физическое лицо) присоединяет к себе ООО 2 (один участник - физическое лицо). Участник ООО 2 не нуждается в доле, и ее необходимо передать участнику ООО 1.

Разберем, каков порядок проведения реорганизации в форме присоединения и какие документы при этом необходимо оформить.

Присоединение представляет собой форму реорганизации, при которой новое общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО, общество) не создается, а изменяется объем прав и обязанностей у продолжающего действовать общества в результате перехода к нему прав и обязанностей другого общества, которое, в свою очередь, прекращает свое существование (п. 2 ст. 58 ГК РФ, п. п. 1 и 4 ст. 53 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ)).

Общий порядок реорганизации, применимый и к указанной форме, предусмотрен ст. ст. 57 - 60.2 ГК РФ, а также ст. ст. 51, 53 Закона N 14-ФЗ, Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

Процесс реорганизации условно можно разделить на следующие этапы:

1) принятие решения о реорганизации каждым участвующим в ней обществом. Поскольку в приведенном случае каждое общество состоит только из единственного участника, то решение о реорганизации принимается каждым из этих участников единолично и оформляется в письменной форме (п. 1 ст. 57 ГК РФ, пп. 11 п. 2 ст. 33, ст. 39 Закона N 14-ФЗ).

Каждый из единственных участников обществ, участвующих в реорганизации в форме присоединения, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о присоединении (п. 2 ст. 53 Закона N 14-ФЗ).

Требований к содержанию договора о присоединении законодательство практически не содержит, за исключением указания на то, что в нем должны содержаться сроки и порядок проведения совместного общего собрания участников обществ (п. 3 ст. 53 Закона N 14-ФЗ). Полагаем, что он должен также содержать сведения о новом составе участников присоединяющего общества и размерах их долей.

В связи с этим надо отметить, что в законодательстве отсутствуют положения, которые регулировали бы порядок распределения долей в уставном капитале общества, к которому происходит присоединение, между участниками данного общества и участниками присоединяемого общества. Прямого запрета на то, чтобы договор о присоединении предусматривал наличие у единственного участника одного из этих обществ 100% доли в уставном капитале реорганизованного общества, законодательство также не содержит;

2) подготовка и утверждение документов, определяющих состав переходящих к реорганизуемому обществу прав и обязанностей присоединяемого общества.

В соответствии с п. 2 ст. 53 Закона N 14-ФЗ единственный участник присоединяемого общества, помимо принятия решения о реорганизации и об утверждении договора о присоединении, должен принять решение об утверждении передаточного акта. Необходимость составления передаточного акта при реорганизации в форме присоединения была ранее предусмотрена также и положениями п. 2 ст. 58 ГК РФ.

Однако после 1 сентября 2014 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ), внесшего изменения в п. 2 ст. 58 ГК РФ), упоминание о переходе прав и обязанностей присоединяемого общества на основании передаточного акта было из данной нормы изъято. Поэтому с названной даты вопрос о необходимости составлять передаточный акт при реорганизации ООО в форме присоединения остается недостаточно урегулированным.

В частности, ст. 59 ГК РФ не содержит указания на то, что передаточный акт составляется только при реорганизации в форме разделения и выделения. Кроме того, требование о необходимости подготовки, утверждения и представления в регистрирующий орган передаточного акта при реорганизации в форме присоединения осталось в других Федеральных законах:

- п. п. 2, 4 ст. 53 Закона N 14-ФЗ;

- пп. "д" п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ.

Вместе с тем, принимая во внимание, что положения других законов впредь до приведения их в соответствие с новой редакцией ГК РФ применяются постольку, поскольку не противоречат этой редакции (ч. 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ), можно сделать вывод, что составление передаточного акта при присоединении одного ООО к другому необязательно. В частности, Верховный Суд РФ разъяснил, что согласно п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого лица в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта и его содержания (абз. 2 п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Факт правопреемства при отсутствии передаточного акта может подтверждаться, например:

- документом, в котором содержатся сведения из ЕГРЮЛ о реорганизации юридического лица, созданного в результате слияния или присоединения, в отношении прав и обязанностей юридических лиц, прекративших деятельность в результате реорганизации;

- документами юридических лиц, прекративших деятельность в результате слияния или присоединения, определяющими соответствующие права и обязанности, в отношении которых наступило правопреемство.

Объем переходящих прав и обязанностей при осуществлении реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования для целей бухгалтерского учета (для внутреннего пользования) может быть также отражен в акте приема-передачи, инвентаризационной описи т.п.;

3) проводится совместное общее собрание членов обществ, участвующих в присоединении, которое вносит в устав общества, к которому осуществляются присоединение, изменения, предусмотренные договором о присоединении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества, к которому осуществляется присоединение (п. 3 ст. 53 Закона N 14-ФЗ);

4) общество, принявшее решение о реорганизации последним, либо общество, определенное решением о реорганизации, в течение трех рабочих дней после даты решения, принятого последним, обязано письменно уведомить регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации и ее форме (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ);

5) после даты внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации обществом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации, дважды с периодичностью один раз в месяц в журнале "Вестник государственной регистрации" (подробная информация на сайте http://www.vestnik-gosreg.ru/) от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц помещается сообщение о реорганизации. В нем приводятся сведения о каждом участвующем в реорганизации обществе и о продолжающем деятельность в результате реорганизации обществе, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 5 ст. 51 Закона N 14-ФЗ и п. 2 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ).

При этом второе уведомление о реорганизации может быть опубликовано не ранее дня, следующего за днем истечения месячного срока со дня публикации первого уведомления (п. 12 Письма ФНС России от 23.01.2009 N МН-22-6/64@);

6) в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в регистрирующий орган общества в письменной форме обязаны уведомить известных им кредиторов о начале реорганизации (п. 2 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2011 N 09АП-17176/2011);

7) составляется заключительная бухгалтерская отчетность с учетом положений, содержащихся в гл. V Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н;

8) в регистрирующий орган по месту нахождения общества, к которому осуществляется присоединение, представляются документы, поименованные в п. 3 ст. 17 Закона N 129-ФЗ.

С 01.09.2014 государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц - первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения срока, предоставленного для обжалования решения о реорганизации (абз. 3 п. 4 ст. 57, абз. 2 п. 1 ст. 60.1 ГК РФ).

Однако само по себе представление в регистрирующий орган документов, связанных с завершением реорганизации, может быть произведено как после истечения 30 дней с даты второго опубликования сообщения о реорганизации юридических лиц в журнале "Вестник государственной регистрации", так и после истечения 3 месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации (см. подробнее Письмо от 14.08.2015 N ГД-4-14/14410).

Если в учредительные документы продолжающего деятельность юридического лица вносятся изменения, их государственная регистрация осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ. В орган государственной регистрации подается заявление по форме Р12001.

В отношении присоединяемого юридического лица, прекращающего свою деятельность, подается заявление по форме Р16003.

Кроме того, в регистрирующий орган представляется заявление по форме Р14001 о внесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о его участниках или иных сведений, в соответствии с п. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ.

Регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган документов (п. 3 ст. 18 Закона N 129-ФЗ).

Общество, к которому осуществляется присоединение, считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного общества (абз. 2 п. 4 ст. 57 ГК РФ, п. 3 ст. 51 Закона N 14-ФЗ);

9) согласно п. 3 ст. 57 ГК РФ в случаях, регламентируемых ст. 27 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), для реорганизации ООО в форме присоединения необходимо получить предварительное согласие антимонопольного органа.

Если присоединение ООО подпадает под условия пп. 2, 6, 7 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции (требование о предварительном согласовании реорганизации с антимонопольным органом), но при этом существуют обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 31 (действия, осуществляемые группой лиц), требуется последующее уведомление антимонопольного органа о проведенной реорганизации в порядке ст. 32 Закона о защите конкуренции.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

13 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 148799-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Целями законопроекта являются расширение сферы применения электронного документооборота и установление единого порядка электронного страхования для физических и юридических лиц; привлечение к реализации услуг страховых посредников (агентов и брокеров); устранение неопределенности в части обязанности медицинских учреждений предоставлять информацию о специальной категории персональных данных пациентов при наличии соответствующего разрешения субъекта персональных данных либо его законного представителя/наследника). 




4 апреля 2017 г.
Президентом РФ подписан Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"

Основная цель данного Федерального закона - совершенствование регулирования осуществления трансграничных переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Кроме этого, Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 59 ФЗ  направлен на устранение негативных последствий запрета на деятельность российских платежных систем на территории Украины, введенного 17 октября 2016 г.




1 апреля 2017 г.
Проект федерального закона № 137655-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"... "

Законопроект разработан в целях развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и направлен на обеспечение взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме без дублирования документов на бумажных носителях при предоставлении услуги по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.




27 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 133709-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Трудовой кодекс Российской Федерации"

Целью законопроекта является установление дополнительных гарантий по оплате труда работников, при банкротстве работодателя. В частности, предлагается обеспечивать погашение требования об оплате труда работников должника вне очереди за счет денежных средств, накопленных должником и размещенных на специальном счете эскроу (ст. 860.7 ГК РФ), открытом в соответствии с проектируемой законопроектом ст. 130.1 ТК РФ ("Гарантия прав работников на вознаграждение за труд в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности").




17 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 124991-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Целью законопроекта является совершенствование законодательства, регулирующего туристскую деятельность. Законопроектом предлагается изложить в новой редакции определение понятия "туристский информационный центр" и предусмотреть в данном определении, что туристские информационные центры информируют об объектах туристской индустрии не только физических, но и юридических лиц.



В центре внимания:


О преобразовании юридического лица. Комментарий к Определению судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 19.07.2016 N 310-КГ16-1802 (Суханов Е.А.)

Дата размещения статьи: 13.04.2017

подробнее>>

Паноптикум для ликвидатора (Мананников О.В.)

Дата размещения статьи: 01.04.2017

подробнее>>

Правопреемство специальных прав налогоплательщика при реорганизации в форме преобразования (Дергачев С.А.)

Дата размещения статьи: 22.03.2017

подробнее>>

Отдельные правовые аспекты проведения реорганизации организации в форме присоединения (Широков С.)

Дата размещения статьи: 14.11.2016

подробнее>>

Современные тенденции модернизации гражданского законодательства в сфере ликвидации юридических лиц (Лисецкий С.К.)

Дата размещения статьи: 14.05.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта