Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Реорганизация и ликвидация юридических лиц > Отдельные правовые аспекты проведения реорганизации организации в форме присоединения (Широков С.)

Отдельные правовые аспекты проведения реорганизации организации в форме присоединения (Широков С.)

Дата размещения статьи: 14.11.2016

Рассмотрим следующую ситуацию. ООО 1 (один участник - физическое лицо) присоединяет к себе ООО 2 (один участник - физическое лицо). Участник ООО 2 не нуждается в доле, и ее необходимо передать участнику ООО 1.

Разберем, каков порядок проведения реорганизации в форме присоединения и какие документы при этом необходимо оформить.

Присоединение представляет собой форму реорганизации, при которой новое общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО, общество) не создается, а изменяется объем прав и обязанностей у продолжающего действовать общества в результате перехода к нему прав и обязанностей другого общества, которое, в свою очередь, прекращает свое существование (п. 2 ст. 58 ГК РФ, п. п. 1 и 4 ст. 53 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ)).

Общий порядок реорганизации, применимый и к указанной форме, предусмотрен ст. ст. 57 - 60.2 ГК РФ, а также ст. ст. 51, 53 Закона N 14-ФЗ, Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

Процесс реорганизации условно можно разделить на следующие этапы:

1) принятие решения о реорганизации каждым участвующим в ней обществом. Поскольку в приведенном случае каждое общество состоит только из единственного участника, то решение о реорганизации принимается каждым из этих участников единолично и оформляется в письменной форме (п. 1 ст. 57 ГК РФ, пп. 11 п. 2 ст. 33, ст. 39 Закона N 14-ФЗ).

Каждый из единственных участников обществ, участвующих в реорганизации в форме присоединения, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о присоединении (п. 2 ст. 53 Закона N 14-ФЗ).

Требований к содержанию договора о присоединении законодательство практически не содержит, за исключением указания на то, что в нем должны содержаться сроки и порядок проведения совместного общего собрания участников обществ (п. 3 ст. 53 Закона N 14-ФЗ). Полагаем, что он должен также содержать сведения о новом составе участников присоединяющего общества и размерах их долей.

В связи с этим надо отметить, что в законодательстве отсутствуют положения, которые регулировали бы порядок распределения долей в уставном капитале общества, к которому происходит присоединение, между участниками данного общества и участниками присоединяемого общества. Прямого запрета на то, чтобы договор о присоединении предусматривал наличие у единственного участника одного из этих обществ 100% доли в уставном капитале реорганизованного общества, законодательство также не содержит;

2) подготовка и утверждение документов, определяющих состав переходящих к реорганизуемому обществу прав и обязанностей присоединяемого общества.

В соответствии с п. 2 ст. 53 Закона N 14-ФЗ единственный участник присоединяемого общества, помимо принятия решения о реорганизации и об утверждении договора о присоединении, должен принять решение об утверждении передаточного акта. Необходимость составления передаточного акта при реорганизации в форме присоединения была ранее предусмотрена также и положениями п. 2 ст. 58 ГК РФ.

Однако после 1 сентября 2014 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ), внесшего изменения в п. 2 ст. 58 ГК РФ), упоминание о переходе прав и обязанностей присоединяемого общества на основании передаточного акта было из данной нормы изъято. Поэтому с названной даты вопрос о необходимости составлять передаточный акт при реорганизации ООО в форме присоединения остается недостаточно урегулированным.

В частности, ст. 59 ГК РФ не содержит указания на то, что передаточный акт составляется только при реорганизации в форме разделения и выделения. Кроме того, требование о необходимости подготовки, утверждения и представления в регистрирующий орган передаточного акта при реорганизации в форме присоединения осталось в других Федеральных законах:

- п. п. 2, 4 ст. 53 Закона N 14-ФЗ;

- пп. "д" п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ.

Вместе с тем, принимая во внимание, что положения других законов впредь до приведения их в соответствие с новой редакцией ГК РФ применяются постольку, поскольку не противоречат этой редакции (ч. 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ), можно сделать вывод, что составление передаточного акта при присоединении одного ООО к другому необязательно. В частности, Верховный Суд РФ разъяснил, что согласно п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого лица в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта и его содержания (абз. 2 п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Факт правопреемства при отсутствии передаточного акта может подтверждаться, например:

- документом, в котором содержатся сведения из ЕГРЮЛ о реорганизации юридического лица, созданного в результате слияния или присоединения, в отношении прав и обязанностей юридических лиц, прекративших деятельность в результате реорганизации;

- документами юридических лиц, прекративших деятельность в результате слияния или присоединения, определяющими соответствующие права и обязанности, в отношении которых наступило правопреемство.

Объем переходящих прав и обязанностей при осуществлении реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования для целей бухгалтерского учета (для внутреннего пользования) может быть также отражен в акте приема-передачи, инвентаризационной описи т.п.;

3) проводится совместное общее собрание членов обществ, участвующих в присоединении, которое вносит в устав общества, к которому осуществляются присоединение, изменения, предусмотренные договором о присоединении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества, к которому осуществляется присоединение (п. 3 ст. 53 Закона N 14-ФЗ);

4) общество, принявшее решение о реорганизации последним, либо общество, определенное решением о реорганизации, в течение трех рабочих дней после даты решения, принятого последним, обязано письменно уведомить регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации и ее форме (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ);

5) после даты внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации обществом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации, дважды с периодичностью один раз в месяц в журнале "Вестник государственной регистрации" (подробная информация на сайте http://www.vestnik-gosreg.ru/) от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц помещается сообщение о реорганизации. В нем приводятся сведения о каждом участвующем в реорганизации обществе и о продолжающем деятельность в результате реорганизации обществе, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 5 ст. 51 Закона N 14-ФЗ и п. 2 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ).

При этом второе уведомление о реорганизации может быть опубликовано не ранее дня, следующего за днем истечения месячного срока со дня публикации первого уведомления (п. 12 Письма ФНС России от 23.01.2009 N МН-22-6/64@);

6) в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в регистрирующий орган общества в письменной форме обязаны уведомить известных им кредиторов о начале реорганизации (п. 2 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2011 N 09АП-17176/2011);

7) составляется заключительная бухгалтерская отчетность с учетом положений, содержащихся в гл. V Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н;

8) в регистрирующий орган по месту нахождения общества, к которому осуществляется присоединение, представляются документы, поименованные в п. 3 ст. 17 Закона N 129-ФЗ.

С 01.09.2014 государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц - первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения срока, предоставленного для обжалования решения о реорганизации (абз. 3 п. 4 ст. 57, абз. 2 п. 1 ст. 60.1 ГК РФ).

Однако само по себе представление в регистрирующий орган документов, связанных с завершением реорганизации, может быть произведено как после истечения 30 дней с даты второго опубликования сообщения о реорганизации юридических лиц в журнале "Вестник государственной регистрации", так и после истечения 3 месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации (см. подробнее Письмо от 14.08.2015 N ГД-4-14/14410).

Если в учредительные документы продолжающего деятельность юридического лица вносятся изменения, их государственная регистрация осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ. В орган государственной регистрации подается заявление по форме Р12001.

В отношении присоединяемого юридического лица, прекращающего свою деятельность, подается заявление по форме Р16003.

Кроме того, в регистрирующий орган представляется заявление по форме Р14001 о внесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о его участниках или иных сведений, в соответствии с п. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ.

Регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган документов (п. 3 ст. 18 Закона N 129-ФЗ).

Общество, к которому осуществляется присоединение, считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного общества (абз. 2 п. 4 ст. 57 ГК РФ, п. 3 ст. 51 Закона N 14-ФЗ);

9) согласно п. 3 ст. 57 ГК РФ в случаях, регламентируемых ст. 27 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), для реорганизации ООО в форме присоединения необходимо получить предварительное согласие антимонопольного органа.

Если присоединение ООО подпадает под условия пп. 2, 6, 7 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции (требование о предварительном согласовании реорганизации с антимонопольным органом), но при этом существуют обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 31 (действия, осуществляемые группой лиц), требуется последующее уведомление антимонопольного органа о проведенной реорганизации в порядке ст. 32 Закона о защите конкуренции.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Юридическое слияние компаний. Пошаговая инструкция (Филина А., Чуканова Е.)

Дата размещения статьи: 12.03.2018

подробнее>>

Гарантии прав кредиторов при проведении комбинированных способов реорганизации (Нуждин Т.А.)

Дата размещения статьи: 09.03.2018

подробнее>>

Списание безнадежной задолженности при ликвидации должника (Клинова К.)

Дата размещения статьи: 20.12.2017

подробнее>>

Исполнение обязанности по уплате налогов и долгов при ликвидации организации (Лермонтов Ю.М.)

Дата размещения статьи: 31.10.2017

подробнее>>

Возникновение прав при реорганизации (Князева Е.)

Дата размещения статьи: 16.09.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта