Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Реорганизация и ликвидация юридических лиц > Отдельные правовые аспекты проведения реорганизации организации в форме присоединения (Широков С.)

Отдельные правовые аспекты проведения реорганизации организации в форме присоединения (Широков С.)

Дата размещения статьи: 14.11.2016

Рассмотрим следующую ситуацию. ООО 1 (один участник - физическое лицо) присоединяет к себе ООО 2 (один участник - физическое лицо). Участник ООО 2 не нуждается в доле, и ее необходимо передать участнику ООО 1.

Разберем, каков порядок проведения реорганизации в форме присоединения и какие документы при этом необходимо оформить.

Присоединение представляет собой форму реорганизации, при которой новое общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО, общество) не создается, а изменяется объем прав и обязанностей у продолжающего действовать общества в результате перехода к нему прав и обязанностей другого общества, которое, в свою очередь, прекращает свое существование (п. 2 ст. 58 ГК РФ, п. п. 1 и 4 ст. 53 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ)).

Общий порядок реорганизации, применимый и к указанной форме, предусмотрен ст. ст. 57 - 60.2 ГК РФ, а также ст. ст. 51, 53 Закона N 14-ФЗ, Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

Процесс реорганизации условно можно разделить на следующие этапы:

1) принятие решения о реорганизации каждым участвующим в ней обществом. Поскольку в приведенном случае каждое общество состоит только из единственного участника, то решение о реорганизации принимается каждым из этих участников единолично и оформляется в письменной форме (п. 1 ст. 57 ГК РФ, пп. 11 п. 2 ст. 33, ст. 39 Закона N 14-ФЗ).

Каждый из единственных участников обществ, участвующих в реорганизации в форме присоединения, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о присоединении (п. 2 ст. 53 Закона N 14-ФЗ).

Требований к содержанию договора о присоединении законодательство практически не содержит, за исключением указания на то, что в нем должны содержаться сроки и порядок проведения совместного общего собрания участников обществ (п. 3 ст. 53 Закона N 14-ФЗ). Полагаем, что он должен также содержать сведения о новом составе участников присоединяющего общества и размерах их долей.

В связи с этим надо отметить, что в законодательстве отсутствуют положения, которые регулировали бы порядок распределения долей в уставном капитале общества, к которому происходит присоединение, между участниками данного общества и участниками присоединяемого общества. Прямого запрета на то, чтобы договор о присоединении предусматривал наличие у единственного участника одного из этих обществ 100% доли в уставном капитале реорганизованного общества, законодательство также не содержит;

2) подготовка и утверждение документов, определяющих состав переходящих к реорганизуемому обществу прав и обязанностей присоединяемого общества.

В соответствии с п. 2 ст. 53 Закона N 14-ФЗ единственный участник присоединяемого общества, помимо принятия решения о реорганизации и об утверждении договора о присоединении, должен принять решение об утверждении передаточного акта. Необходимость составления передаточного акта при реорганизации в форме присоединения была ранее предусмотрена также и положениями п. 2 ст. 58 ГК РФ.

Однако после 1 сентября 2014 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ), внесшего изменения в п. 2 ст. 58 ГК РФ), упоминание о переходе прав и обязанностей присоединяемого общества на основании передаточного акта было из данной нормы изъято. Поэтому с названной даты вопрос о необходимости составлять передаточный акт при реорганизации ООО в форме присоединения остается недостаточно урегулированным.

В частности, ст. 59 ГК РФ не содержит указания на то, что передаточный акт составляется только при реорганизации в форме разделения и выделения. Кроме того, требование о необходимости подготовки, утверждения и представления в регистрирующий орган передаточного акта при реорганизации в форме присоединения осталось в других Федеральных законах:

- п. п. 2, 4 ст. 53 Закона N 14-ФЗ;

- пп. "д" п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ.

Вместе с тем, принимая во внимание, что положения других законов впредь до приведения их в соответствие с новой редакцией ГК РФ применяются постольку, поскольку не противоречат этой редакции (ч. 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ), можно сделать вывод, что составление передаточного акта при присоединении одного ООО к другому необязательно. В частности, Верховный Суд РФ разъяснил, что согласно п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого лица в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта и его содержания (абз. 2 п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Факт правопреемства при отсутствии передаточного акта может подтверждаться, например:

- документом, в котором содержатся сведения из ЕГРЮЛ о реорганизации юридического лица, созданного в результате слияния или присоединения, в отношении прав и обязанностей юридических лиц, прекративших деятельность в результате реорганизации;

- документами юридических лиц, прекративших деятельность в результате слияния или присоединения, определяющими соответствующие права и обязанности, в отношении которых наступило правопреемство.

Объем переходящих прав и обязанностей при осуществлении реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования для целей бухгалтерского учета (для внутреннего пользования) может быть также отражен в акте приема-передачи, инвентаризационной описи т.п.;

3) проводится совместное общее собрание членов обществ, участвующих в присоединении, которое вносит в устав общества, к которому осуществляются присоединение, изменения, предусмотренные договором о присоединении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества, к которому осуществляется присоединение (п. 3 ст. 53 Закона N 14-ФЗ);

4) общество, принявшее решение о реорганизации последним, либо общество, определенное решением о реорганизации, в течение трех рабочих дней после даты решения, принятого последним, обязано письменно уведомить регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации и ее форме (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ);

5) после даты внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации обществом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации, дважды с периодичностью один раз в месяц в журнале "Вестник государственной регистрации" (подробная информация на сайте http://www.vestnik-gosreg.ru/) от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц помещается сообщение о реорганизации. В нем приводятся сведения о каждом участвующем в реорганизации обществе и о продолжающем деятельность в результате реорганизации обществе, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 5 ст. 51 Закона N 14-ФЗ и п. 2 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ).

При этом второе уведомление о реорганизации может быть опубликовано не ранее дня, следующего за днем истечения месячного срока со дня публикации первого уведомления (п. 12 Письма ФНС России от 23.01.2009 N МН-22-6/64@);

6) в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в регистрирующий орган общества в письменной форме обязаны уведомить известных им кредиторов о начале реорганизации (п. 2 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2011 N 09АП-17176/2011);

7) составляется заключительная бухгалтерская отчетность с учетом положений, содержащихся в гл. V Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н;

8) в регистрирующий орган по месту нахождения общества, к которому осуществляется присоединение, представляются документы, поименованные в п. 3 ст. 17 Закона N 129-ФЗ.

С 01.09.2014 государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц - первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения срока, предоставленного для обжалования решения о реорганизации (абз. 3 п. 4 ст. 57, абз. 2 п. 1 ст. 60.1 ГК РФ).

Однако само по себе представление в регистрирующий орган документов, связанных с завершением реорганизации, может быть произведено как после истечения 30 дней с даты второго опубликования сообщения о реорганизации юридических лиц в журнале "Вестник государственной регистрации", так и после истечения 3 месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации (см. подробнее Письмо от 14.08.2015 N ГД-4-14/14410).

Если в учредительные документы продолжающего деятельность юридического лица вносятся изменения, их государственная регистрация осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ. В орган государственной регистрации подается заявление по форме Р12001.

В отношении присоединяемого юридического лица, прекращающего свою деятельность, подается заявление по форме Р16003.

Кроме того, в регистрирующий орган представляется заявление по форме Р14001 о внесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о его участниках или иных сведений, в соответствии с п. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ.

Регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган документов (п. 3 ст. 18 Закона N 129-ФЗ).

Общество, к которому осуществляется присоединение, считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного общества (абз. 2 п. 4 ст. 57 ГК РФ, п. 3 ст. 51 Закона N 14-ФЗ);

9) согласно п. 3 ст. 57 ГК РФ в случаях, регламентируемых ст. 27 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), для реорганизации ООО в форме присоединения необходимо получить предварительное согласие антимонопольного органа.

Если присоединение ООО подпадает под условия пп. 2, 6, 7 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции (требование о предварительном согласовании реорганизации с антимонопольным органом), но при этом существуют обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 31 (действия, осуществляемые группой лиц), требуется последующее уведомление антимонопольного органа о проведенной реорганизации в порядке ст. 32 Закона о защите конкуренции.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


17 октября 2017 г.
Проект Федерального закона №287844-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.




15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона №266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.




15 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 249505-7 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - увеличение эффективности налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения. Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.




2 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 239932-7 "О внесении изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц"

В настоящее время законодательство о банкротстве предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур. При этом они редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Цель данного законопроекта - расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, а также введение новой реабилитационной процедуры - реструктуризации долгов.



В центре внимания:


Возникновение прав при реорганизации (Князева Е.)

Дата размещения статьи: 16.09.2017

подробнее>>

О преобразовании юридического лица. Комментарий к Определению судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 19.07.2016 N 310-КГ16-1802 (Суханов Е.А.)

Дата размещения статьи: 13.04.2017

подробнее>>

Паноптикум для ликвидатора (Мананников О.В.)

Дата размещения статьи: 01.04.2017

подробнее>>

Правопреемство специальных прав налогоплательщика при реорганизации в форме преобразования (Дергачев С.А.)

Дата размещения статьи: 22.03.2017

подробнее>>

Отдельные правовые аспекты проведения реорганизации организации в форме присоединения (Широков С.)

Дата размещения статьи: 14.11.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта