Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Договор аренды > Новый порядок продажи права аренды муниципальной земли (Сизоненко А.Г.)

Новый порядок продажи права аренды муниципальной земли (Сизоненко А.Г.)

Дата размещения статьи: 23.11.2016

С 1 марта 2015 года определен новый порядок продажи права аренды муниципальных земельных участков, введенный положениями главы V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в пункте 14 статьи 39.11 которого указано: "Начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона...".

Напомним, что до этой даты действовало положение, согласно которому предметом торгов являлось просто право аренды земельного участка. Согласно сложившейся практике стоимость права аренды отличалась от рыночной стоимости участка на величину выкупа земельного участка в собственность. Это была понятная и простая схема - инвестор покупает право на заключение договора аренды (право аренды), а далее вносит арендную плату, рассчитанную в соответствии с правилами определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования. При этом стоимость продажи такого права была приближена к рыночной стоимости земельного участка.

Исходя из нового положения предметом торгов является право аренды земельного участка в размере ежегодной арендной платы. При этом срок аренды жестко регламентирован (см. пункты 8 и 9 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 февраля 2015 года N 137/пр). Внешне как будто ничего не изменилось. Но если разобраться, то для инвестора схема стала плохо прогнозируемой в отношении арендной платы на весь период освоения участка, трудно рассчитываемой и более рискованной.

Понятно, что такие условия не стимулируют активность инвесторов, а наоборот, сдерживают ее. Это уменьшает конкуренцию, и, следовательно, снижаются цены на торгах. К тому же в торгах, как правило, участвует не так много инвесторов. Слабая и недостаточная конкуренция при продаже права аренды не способствует установлению рыночной стоимости на торгах. В результате муниципалитет недополучает средства от продажи земельных участков.

Но настоящая проблема возникает при продаже права аренды участков с разрешенными видами использования "для индивидуального жилищного строительства" и "для строительства многоквартирных домов". Срок аренды для первого вида - 20 лет, для второго - от 18 до 84 - 104 месяцев в зависимости от площади строительства. Не вдаваясь в расчеты арендной платы, можно сказать, что в среднем она составляет 10 - 15 процентов от рыночной стоимости участка.

А теперь представим, что индивидуальный жилой и многоквартирный дома строятся в среднем 2 года. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации после регистрации этих домов земельный участок автоматически переходит в собственность либо гражданина-застройщика, либо в долевую собственность владельцев квартир. При этом муниципалитет может только наблюдать, как земельный участок "уходит" из его собственности практически даром. Эту ситуацию еще можно было бы понять, если бы участки предлагались очередникам на улучшение жилищных условий. Но когда реализуется коммерческий проект по строительству многоквартирного дома, то странной выглядит ситуация, когда участок какое-то время (на период строительства) находится в аренде, а затем просто так переходит в собственность без выплаты его рыночной стоимости.

Для устранения такой ситуации необходимо законодательно прописать процедуру перехода участков из аренды в собственность с получением при этом муниципалитетом рыночной стоимости за передаваемый участок.

Муниципалитеты, как могут, борются с этой проблемой. Не всегда это полностью законные методы, не говоря о том, что такие ситуации - это прямое приглашение: "Коррупция, иди сюда".

Литература и информационные источники

1. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ.
2. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 февраля 2015 года N 137/пр "Об установлении срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений".
3. Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 ноября 2017 г.
Проект Федерального закона № 311128-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части санации страховых организаций"

Законопроект подготовлен во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 июля 2017 г. № Пр-1329. Его цель - совершенствование законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) в части введения возможности осуществления мер по предупреждению банкротства страховой организации с участием Банка по аналогии с процедурой финансового оздоровления кредитных организаций.




25 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 296412-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)"

Целью Законопроекта является закрепление механизма по противодействию несанкционированным переводам денежных средств, не требующего существенных временных и финансовых трудовых затрат, как первый шаг на пути создания унифицированной и комплексной системы противодействия любым несанкционированным операциям на финансовом рынке, которая в дальнейшем может быть распространена и на другие сектора финансового рынка (рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.).




17 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 287844-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.




15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона № 266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.



В центре внимания:


Аренда водных объектов (Казакова С.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Новый порядок продажи права аренды муниципальной земли (Сизоненко А.Г.)

Дата размещения статьи: 23.11.2016

подробнее>>

Расторжение договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной и (или) государственной собственности в судебном порядке по инициативе арендодателя. Анализ судебной практики (Кустова Е.Д.)

Дата размещения статьи: 01.11.2016

подробнее>>

К вопросу о правовой природе субъективных прав арендатора (Богданов Е.В., Богданова Е.Е., Богданов Д.Е.)

Дата размещения статьи: 08.09.2016

подробнее>>

Договор аренды и государственная регистрация (Белов В.А.)

Дата размещения статьи: 05.09.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта