Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей > Реализация принципов свободы и ограничения предпринимательской деятельности в нормативном регулировании и правоприменении (Ермолова О.Н.)

Реализация принципов свободы и ограничения предпринимательской деятельности в нормативном регулировании и правоприменении (Ермолова О.Н.)

Дата размещения статьи: 09.01.2017

Принципы правового регулирования предпринимательской деятельности - основные начала законодательства, регулирующего эту сферу экономических отношений. Принципы права обычно рассматриваются в качестве идей, подлежащих реализации в нормативном регулировании и практике правоприменения.
Принципы непосредственно выражают сущность права, раскрывая и конкретизируя его общее понятие. Они являются основой конкретных нормативных предписаний, моделирующих взаимоотношения между субъектами правоотношений. Таким образом, принципы обеспечивают последовательность, стабильность и подлинно правовой характер нормативного регулирования <1>.
--------------------------------
<1> См.: Сидоркин А.С. Принципы права: понятие и реализация в российском законодательстве и судебной практике: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2010. С. 3.

Принцип свободы предпринимательской деятельности закрепляется в ряде статей Конституции РФ. Согласно п. 1 ст. 34 Основного Закона РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Второй нормой, закрепляющей идею свободы предпринимательской деятельности, являются правила пункта 1 ст. 8 о свободе экономической деятельности, а также о единстве экономического пространства и свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств. Перемещение товаров вполне может рассматриваться как разновидность экономической (предпринимательской) деятельности, а положение о свободном перемещении товаров (работ, услуг) служить, таким образом, дополнительным аргументом в подтверждение тезиса свободы предпринимательской деятельности.
В связи с тем, что свободе предпринимательства посвящены две нормы Конституции РФ, представляется необходимым их более пристальное рассмотрение. Статья 8 провозглашает свободу экономической деятельности, ст. 34 - право на свободное использование способностей для экономической, в т.ч. предпринимательской, деятельности. Очевидно, что говорить о способностях можно только применительно к человеку, т.е. физическим лицам. Помимо этого признака из анализа следуют и другие, позволяющие сделать вывод о различном круге субъектов - адресатов анализируемых статей. В частности, в ст. 34 акцент делается прежде всего на предпринимательскую деятельность и лишь затем упоминается иная экономическая; в то время как в ст. 8 говорится об экономической деятельности в целом, осуществление которой включает не только использование имущества и способностей. Указанные обстоятельства наводят на мысль о более широком круге субъектов экономической деятельности, подразумеваемом в ст. 8 Конституции РФ.
Следует согласиться с позицией, что принцип свободы предпринимательской деятельности аккумулирует ряд самостоятельных начал в регулировании предпринимательской деятельности, в частности свободу договора, свободу конкуренции <2>.
--------------------------------
<2> Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2005. С. 71.

Полагаю, что анализ положений законодательства о предпринимательской деятельности позволяет выделить и сформулировать принцип, являющийся противоположным по содержанию принципу свободы, - принцип ограничения свободы предпринимательской деятельности в общегосударственных интересах (приоритета общегосударственных интересов). В правовой литературе справедливо указывается, что свобода предпринимательской деятельности не безгранична. Она может быть ограничена, в ряде случаев должна быть ограничена, и ограничивается.
Законодательством установлены ограничения свободы договора при осуществлении предпринимательской деятельности, наглядным примером чего является конструкция публичного договора, предусмотренная ст. 426 ГК РФ.
Как ограничение можно рассматривать установление любых обязательных требований к предпринимательской деятельности, в том числе предусмотренных законодательством о техническом регулировании, о лицензировании, а также противопожарных, ветеринарных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных.
Ограничением свободы деятельности предпринимателей являются и абсолютные запреты, например, предусмотренные Федеральным законом "О защите конкуренции". В соответствие со ст. 10 - 11.1, 14 данного Закона запрещаются: злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением; соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством; иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью; а также недобросовестная конкуренция.
Следует отметить, что ограничение прав предпринимателей подчиняется конституционному принципу допустимости ограничения прав только на основании федерального закона. Согласно п. 3 ст. 55 права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Помимо вышеуказанных ограничений, необходимых в процессе регулирования предпринимательской деятельности в обычных социально-экономических условиях, исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации в качестве временной меры может вводиться чрезвычайное положение - особый правовой режим, допускающий установление отдельных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей на основании Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" <3>.
--------------------------------
<3> СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.

Полагаю, что на основании вышеизложенного вполне можно констатировать приоритет особо значимых государственных интересов над свободой предпринимательства.
Следует отметить, что ориентироваться на основополагающие правовые идеи должен не только законодатель, но и правоприменитель. В теории права под реализацией права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений <4>. Применение права - это способ его реализации, связанный с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Авторы подчеркивают, что правоприменение непосредственно связано с эффективностью действия законов и иных нормативных актов, совершенствованием механизма правового регулирования.
--------------------------------
<4> Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. 512 с. // СПС "КонсультантПлюс".

В литературе отмечается особое значение принципов права в процессе правоприменения. В частности, обращается внимание, что в ходе правовой квалификации разнообразных событий и действий, приложения правовой нормы к конкретной жизненной ситуации не учитывать правовые принципы нельзя в связи с возможностью ошибки, принятия решения, не соответствующего духу права, общему смыслу законодательства. Кроме того, при обнаружении пробелов в праве принципы могут выступать в роли непосредственного источника права (аналогия права). Наконец, знание принципов обеспечивает правильное толкование правовых предписаний, помогает понять концептуальный замысел законодателя <5>.
--------------------------------
<5> Реуф В.М. Специально-юридические принципы права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2004. С. 3.

Нужно отметить, что принцип свободы предпринимательской деятельности достаточно активно используется в судебно-арбитражной практике для обоснования как позиции стороны правоотношения, так и принимаемого судом решения. Многочисленные судебные акты <6> обосновывают право предпринимателя, выступающего налогоплательщиком в споре, осуществлять свою деятельность самостоятельно и на свой риск, единолично оценивать ее эффективность и целесообразность на основании принципа свободы экономической деятельности, закрепленного в ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации.
--------------------------------
<6> См.: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.11.2007 по делу N А82-18965/2005-15; Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2010 по делу N А46-18828/2009; Постановление ФАС Поволжского округа от 15.06.2010 по делу N А06-7441/2009; Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013 по делу N А11-3202/2012; Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2014 N 08АП-8177/2014 по делу N А46-16555/2013 // Здесь и далее материалы судебной практики приводятся из СПС "КонсультантПлюс".

В Определении Конституционного Суда РФ от 07.02.2012 N 276-О-О указывается, что согласно ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности. Осуществляя толкование этой нормы, Конституционный Суд РФ приходит к выводу, что свобода экономической деятельности по смыслу Конституции Российской Федерации предполагает прежде всего свободу предпринимательства, которая представляет собой универсальный (интегрированный) конституционно-правовой принцип, объединяющий несколько относительно самостоятельных принципов правового регулирования отношений в сфере предпринимательской деятельности (принцип свободы договора, общедозволительный принцип, принцип свободы конкуренции и др.).
Высказана правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации о допустимости государственного регулирования предпринимательской деятельности и его пределах. В частности, в Определении от 07.02.2012 N 276-О-О констатируется право федерального законодателя в процессе установления правовых основ единого рынка (п. "ж" ст. 71 Конституции) исходя из целей политики Российской Федерации как социального государства предусмотреть ограничения свободы экономической деятельности, которые, однако, должны соответствовать критериям, закрепленным Конституцией РФ, а именно вводиться федеральным законом и носить строго соразмерный характер (принцип пропорциональности). Обоснованием для такого вывода послужил анализ положений ч. 1 ст. 7, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
В Определении Конституционного Суда РФ от 04.10.2012 N 1813-О отмечается: регулируя посредством гражданского законодательства предпринимательскую деятельность коммерческих организаций в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, федеральный законодатель обязан учитывать, что возможные ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров исходя из общих принципов права должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты основных конституционных ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, а государственное вмешательство должно обеспечивать частное и публичное начала в сфере экономической деятельности. Такой вывод делается на основе анализа смысла положений ч. 3 ст. 55 Конституции РФ во взаимосвязи со статьями 8, 17, 34 и 35 Основного Закона.
Приведенная позиция также активно используется судами при разрешении конкретных предпринимательских споров <7>.
--------------------------------
<7> См., напр.: Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2014 по делу N А35-966/2010; Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 по делу N А28-2236/2014.

В качестве пределов государственного вмешательства в сферу предпринимательства Конституционный Суд РФ рассматривает необходимость защиты и самих хозяйствующих субъектов. Так, комплексный анализ конституционных положений, закрепленных статьями 1, 8, 34 и п. "в" ст. 71 во взаимосвязи с положениями статей 2, 17, 18 и ч. 1 ст. 45, позволил Конституционному Суду РФ <8> сделать вывод о том, что в Российской Федерации должны создаваться максимально благоприятные условия для функционирования экономической системы в целом. Это предполагает необходимость стимулирования свободной, основанной на принципах самоорганизации, хозяйственной деятельности предпринимателей как основных субъектов рыночной экономики и принятия специальных мер, направленных на защиту их прав и законных интересов при осуществлении государственного регулирования экономики и тем самым - на достижение конституционной цели оптимизации вмешательства государства в регулирование экономических отношений.
--------------------------------
<8> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2008 N 10-П.

По мнению Конституционного Суда РФ, именно эту цель преследовал федеральный законодатель, формулируя в ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" <9> основные принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) органами, уполномоченными на его проведение.
--------------------------------
<9> Закон утратил силу с 1 мая 2009 года в связи с принятием Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Данное обоснование было использовано Девятнадцатым арбитражным апелляционным судом при вынесении Постановления от 24.10.2014 по делу N А35-966/2010.
Таким образом, можно утверждать, что принцип свободы предпринимательской деятельности и принцип ее ограничения в общегосударственных интересах реализованы в нормативном регулировании экономических отношений и практике правоприменения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сидоркин А.С. Принципы права: понятие и реализация в российском законодательстве и судебной практике: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2010.
2. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2005.
3. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004.
4. Реуф В.М. Специально-юридические принципы права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2004.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 ноября 2017 г.
Проект Федерального закона № 311128-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части санации страховых организаций"

Законопроект подготовлен во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 июля 2017 г. № Пр-1329. Его цель - совершенствование законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) в части введения возможности осуществления мер по предупреждению банкротства страховой организации с участием Банка по аналогии с процедурой финансового оздоровления кредитных организаций.




25 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 296412-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)"

Целью Законопроекта является закрепление механизма по противодействию несанкционированным переводам денежных средств, не требующего существенных временных и финансовых трудовых затрат, как первый шаг на пути создания унифицированной и комплексной системы противодействия любым несанкционированным операциям на финансовом рынке, которая в дальнейшем может быть распространена и на другие сектора финансового рынка (рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.).




17 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 287844-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.




15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона № 266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.



В центре внимания:


Защита прокурором прав предпринимателей в сфере инвестиционной деятельности (Хромушин П.Н.)

Дата размещения статьи: 13.04.2017

подробнее>>

О новациях в законодательстве, регулирующем взаимоотношения контрольно-надзорных органов и бизнеса (Шапиева О.Г.)

Дата размещения статьи: 07.04.2017

подробнее>>

О состоянии законности при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий в отношении субъектов предпринимательской деятельности (Михалюк Р.В., Разуваев Д.П.)

Дата размещения статьи: 01.04.2017

подробнее>>

Пройти проверку на пять (Трапаидзе К.)

Дата размещения статьи: 03.03.2017

подробнее>>

Реализация принципов свободы и ограничения предпринимательской деятельности в нормативном регулировании и правоприменении (Ермолова О.Н.)

Дата размещения статьи: 09.01.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта