Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Расходы на аудит в учете (Баразненок Н.)

Расходы на аудит в учете (Баразненок Н.)

Дата размещения статьи: 09.01.2017

Компании нередко пользуются услугами аудиторов. Причем его проводят не только в силу требований законодательства, но и по собственной инициативе, когда собственники бизнеса просто хотят получить независимую оценку дел в компании. В любом случае затраты на оплату услуг аудиторов достаточно высоки. Поэтому прежде всего необходимо разобраться, в каком порядке их можно учесть для целей налогообложения прибыли.

Аудиторское заключение - это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц. Он содержит выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ст. 6 Закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ, далее - Закон N 307-ФЗ). Это своего рода итог аудиторской проверки.
В то же время аудиторы оказывают компаниям и, если можно так выразиться, сопутствующие услуги. К таковым, в частности, относятся следующие услуги (п. 1 ч. 7 ст. 1 Закона N 307-ФЗ):
- постановка, восстановление и ведение бухучета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
- налоговое консультирование, постановка, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
- управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;
- юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью (консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах госвласти и органах местного самоуправления);
- автоматизация бухучета и внедрение информационных технологий;
- разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов.

Налоговый учет

Основные критерии для признания расходов в целях налогообложения прибыли установлены в ст. 252 Налогового кодекса. Данной нормой закреплено, что налогоплательщик имеет право уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса. При этом расходы, учитываемые в целях налогообложения, должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение доходов.
В том случае, если организация проводит аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности в силу требований законодательства, в обоснованности соответствующих затрат сомневаться не приходится. При этом в пп. 17 п. 1 ст. 264 Кодекса прямо поименованы расходы на аудиторские услуги.
А если аудит бухотчетности проводится на добровольных началах? Думается, что и в этом случае с признанием соответствующих расходов не должно быть проблем. Ведь главное - это направленность произведенных затрат на получение дохода, что должно быть в том числе документально подтверждено. Как правило, добровольный аудит необходим для принятия управленческих решений, для привлечения инвесторов, при продаже бизнеса и т.д. и т.п. Следовательно, если имеет место соответствующее решение учредителей, договор на оказание аудиторских услуг, акт выполненных услуг, аудиторское заключение, платежки и т.д., то расходы на аудит, проведенный на добровольных началах, также можно учесть при расчете налога на прибыль. Тем более что в упомянутом пп. 17 п. 1 ст. 264 Кодекса названы просто расходы на аудиторские услуги без уточнения, что речь идет только об обязательных в силу закона услугах.
И последнее. Определимся с моментом признания расходов на аудит (как обязательный, так и инициативный). Здесь возможны два варианта.

Вариант 1. Организация применяет кассовый метод

В силу п. 3 ст. 273 Кодекса в этом случае расходы признаются после их фактической оплаты. При этом под оплатой понимается прекращение встречного обязательства налогоплательщиком - приобретателем товаров (работ, услуг) и имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).

Вариант 2. Организация применяет метод начисления

При применении метода начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок (п. 1 ст. 272 НК).
Датой осуществления расходов на аудит признается (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК) одна из следующих дат:
- дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
- дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
- последний день отчетного (налогового) периода.
Как разъяснено в Письме Минфина от 3 ноября 2015 г. N 03-03-06/1/63478, в зависимости от характера расходов организации на приобретение работ (услуг) их стоимость признается для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, в котором документально подтвержден факт оказания услуг.

Расходы на чужой аудит

Стороной договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации может быть как само аудируемое лицо, так и лицо, заинтересованное в проведении аудита. На это указано в Письме Минфина от 2 июня 2016 г. N 07-02-07/31749. Поэтому думается, что и затраты на "чужой" аудит могут быть учтены при налогообложении прибыли. Требования те же - расходы должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены. Такая ситуация (когда требуется провести и оплатить "чужой" аудит) возможна, к примеру, если компания планирует приобрести долю в УК компании, которая не подлежит обязательному аудиту. Очевидно, что прежде чем "войти в долю", ей необходимо ознакомиться с финансовым состоянием организации, в которой она планирует участвовать.
К сведению! Организации на УСН так же, как и "общережимники", вправе учесть расходы на аудиторские услуги при расчете "упрощенного" налога. Однако эта преференция доступна только спецрежимникам, которые применяют "упрощенку" с объектом налогообложения "доходы минус расходы" (пп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК).

"Входной" НДС

При применении общего режима налогообложения НДС, относящийся к расходам на проведение обязательного аудита, принимается к вычету в общеустановленном порядке (п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК). То есть вычеты производятся при наличии должным образом оформленного счета-фактуры, полученного от аудиторской организации, после принятия на учет указанных услуг и при наличии соответствующих первичных документов.
В свою очередь, "упрощенцы" не являются плательщиками НДС, а потому учитывают предъявленный аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) НДС в стоимости аудиторских услуг (п. 2 ст. 346.11 НК, пп. 3 п. 2 ст. 170 НК).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона №266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.




15 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 249505-7 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - увеличение эффективности налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения. Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.




2 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 239932-7 "О внесении изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц"

В настоящее время законодательство о банкротстве предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур. При этом они редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Цель данного законопроекта - расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, а также введение новой реабилитационной процедуры - реструктуризации долгов.




28 июля 2017 г.
Проект федерального закона № 237568-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"

Принятие данного законопроекта будет способствовать обеспечению защиты прав граждан-должников по потребительским кредитам (займам) посредством установления правового механизма, ограничивающего возможные злоупотребления в данной сферы, а также способствующего вытеснению с рынка не профессиональных кредиторов, а также кредиторов, ведущих недобросовестную деятельность, связанную с предоставлением потребительских кредитов (займов).



В центре внимания:


Нет обязательств - нет возмещения (Гапизов Ш.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

подробнее>>

Штраф за нарушение прав потребителей: НДФЛ и налог на прибыль (Дружинин А.В.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

подробнее>>

Возврат денежных средств, потраченных на виртуальные ценности, невозможен (Пешков А.В.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

подробнее>>

Корректировка базы по НДС при премировании покупателей (Бычков А.И.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

подробнее>>

Обременения застройщика многоквартирных жилых домов: учет и налогообложение (Знаменщиков С.А.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта