Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Расходы на аудит в учете (Баразненок Н.)

Расходы на аудит в учете (Баразненок Н.)

Дата размещения статьи: 09.01.2017

Компании нередко пользуются услугами аудиторов. Причем его проводят не только в силу требований законодательства, но и по собственной инициативе, когда собственники бизнеса просто хотят получить независимую оценку дел в компании. В любом случае затраты на оплату услуг аудиторов достаточно высоки. Поэтому прежде всего необходимо разобраться, в каком порядке их можно учесть для целей налогообложения прибыли.

Аудиторское заключение - это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц. Он содержит выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ст. 6 Закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ, далее - Закон N 307-ФЗ). Это своего рода итог аудиторской проверки.
В то же время аудиторы оказывают компаниям и, если можно так выразиться, сопутствующие услуги. К таковым, в частности, относятся следующие услуги (п. 1 ч. 7 ст. 1 Закона N 307-ФЗ):
- постановка, восстановление и ведение бухучета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
- налоговое консультирование, постановка, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
- управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;
- юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью (консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах госвласти и органах местного самоуправления);
- автоматизация бухучета и внедрение информационных технологий;
- разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов.

Налоговый учет

Основные критерии для признания расходов в целях налогообложения прибыли установлены в ст. 252 Налогового кодекса. Данной нормой закреплено, что налогоплательщик имеет право уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса. При этом расходы, учитываемые в целях налогообложения, должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение доходов.
В том случае, если организация проводит аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности в силу требований законодательства, в обоснованности соответствующих затрат сомневаться не приходится. При этом в пп. 17 п. 1 ст. 264 Кодекса прямо поименованы расходы на аудиторские услуги.
А если аудит бухотчетности проводится на добровольных началах? Думается, что и в этом случае с признанием соответствующих расходов не должно быть проблем. Ведь главное - это направленность произведенных затрат на получение дохода, что должно быть в том числе документально подтверждено. Как правило, добровольный аудит необходим для принятия управленческих решений, для привлечения инвесторов, при продаже бизнеса и т.д. и т.п. Следовательно, если имеет место соответствующее решение учредителей, договор на оказание аудиторских услуг, акт выполненных услуг, аудиторское заключение, платежки и т.д., то расходы на аудит, проведенный на добровольных началах, также можно учесть при расчете налога на прибыль. Тем более что в упомянутом пп. 17 п. 1 ст. 264 Кодекса названы просто расходы на аудиторские услуги без уточнения, что речь идет только об обязательных в силу закона услугах.
И последнее. Определимся с моментом признания расходов на аудит (как обязательный, так и инициативный). Здесь возможны два варианта.

Вариант 1. Организация применяет кассовый метод

В силу п. 3 ст. 273 Кодекса в этом случае расходы признаются после их фактической оплаты. При этом под оплатой понимается прекращение встречного обязательства налогоплательщиком - приобретателем товаров (работ, услуг) и имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).

Вариант 2. Организация применяет метод начисления

При применении метода начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок (п. 1 ст. 272 НК).
Датой осуществления расходов на аудит признается (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК) одна из следующих дат:
- дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
- дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
- последний день отчетного (налогового) периода.
Как разъяснено в Письме Минфина от 3 ноября 2015 г. N 03-03-06/1/63478, в зависимости от характера расходов организации на приобретение работ (услуг) их стоимость признается для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, в котором документально подтвержден факт оказания услуг.

Расходы на чужой аудит

Стороной договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации может быть как само аудируемое лицо, так и лицо, заинтересованное в проведении аудита. На это указано в Письме Минфина от 2 июня 2016 г. N 07-02-07/31749. Поэтому думается, что и затраты на "чужой" аудит могут быть учтены при налогообложении прибыли. Требования те же - расходы должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены. Такая ситуация (когда требуется провести и оплатить "чужой" аудит) возможна, к примеру, если компания планирует приобрести долю в УК компании, которая не подлежит обязательному аудиту. Очевидно, что прежде чем "войти в долю", ей необходимо ознакомиться с финансовым состоянием организации, в которой она планирует участвовать.
К сведению! Организации на УСН так же, как и "общережимники", вправе учесть расходы на аудиторские услуги при расчете "упрощенного" налога. Однако эта преференция доступна только спецрежимникам, которые применяют "упрощенку" с объектом налогообложения "доходы минус расходы" (пп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК).

"Входной" НДС

При применении общего режима налогообложения НДС, относящийся к расходам на проведение обязательного аудита, принимается к вычету в общеустановленном порядке (п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК). То есть вычеты производятся при наличии должным образом оформленного счета-фактуры, полученного от аудиторской организации, после принятия на учет указанных услуг и при наличии соответствующих первичных документов.
В свою очередь, "упрощенцы" не являются плательщиками НДС, а потому учитывают предъявленный аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) НДС в стоимости аудиторских услуг (п. 2 ст. 346.11 НК, пп. 3 п. 2 ст. 170 НК).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 февраля 2018 г.
Проект Федерального закона № 357270-7 "О внесении изменений в Закон РФ "О занятости населения в РФ" в части совершенствования механизма повышения мобильности трудовых ресурсов и о признании утратившими силу отдельных положений...

В целях повышения эффективности реализации региональных программ проектом федерального закона предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению порядка включения субъектов Российской Федерации в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным




28 января 2018 г.
Проект Федерального закона № 374843-7 "О внесении изменений в ГрК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части саморегулирования деятельности юридических лиц, осуществляющих негосударственную...

Законопроект направлен на формирование общегосударственной модели саморегулирования в области проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, на закрепление права экспертных организаций осуществлять негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий




18 января 2018 г.
Проект Федерального закона № 365688-7 "О внесении изменения в статью 279 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных гарантий руководителю организации в случае прекращения с ним трудового договора"

Данный законопроект был разработан с учетом судебной практики, актов Конституционного Суда Российской Федерации и направлен на устранение правовой неопределенности в вопросе соответствия норм статей 278 и 279 ТК РФ Конституции РФ в процессе толкования этих норм, а также устанавливает принципы правового регулирования гарантий увольняемых руководителей и сохранения социально-значимых целей организаций.




11 января 2018 г.
Проект Федерального закона № 356734-7 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации в части установления статуса земельных участков необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами"

Внесение данного законопроекта обусловлено тем, что несмотря на социально-экономическую и экологическую значимость участков недр, отмечена правовая неопределённость статуса земель, под которыми такие участки расположены и необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами. Такая неопределённость приводит к спорным ситуациям, а также является коррупциогенным фактором.




1 января 2018 г.
Вступает в силу Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 351-ФЗ "О внесении изменений в статьи 146 и 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Данным законом устанавливается, что передача на безвозмездной основе имущества, созданного в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон, не облагается НДС. Имеется ввиду передача имущества акционерным обществом, созданным в целях реализации таких соглашений, 100% акций которого принадлежит РФ, а также созданными с его участием хозяйственными обществами, являющимися управляющими компаниями особых экономических зон. Кроме того, исключается обязанность восстановления акционерным обществом и управляющими компаниями ОЭЗ сумм НДС, ранее принятых к вычету в отношении такого имущества.



В центре внимания:


Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

подробнее>>

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Когда приоритет нарушает запрет (Тальцева Л.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта