Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Расходы на аудит в учете (Баразненок Н.)

Расходы на аудит в учете (Баразненок Н.)

Дата размещения статьи: 09.01.2017

Компании нередко пользуются услугами аудиторов. Причем его проводят не только в силу требований законодательства, но и по собственной инициативе, когда собственники бизнеса просто хотят получить независимую оценку дел в компании. В любом случае затраты на оплату услуг аудиторов достаточно высоки. Поэтому прежде всего необходимо разобраться, в каком порядке их можно учесть для целей налогообложения прибыли.

Аудиторское заключение - это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц. Он содержит выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ст. 6 Закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ, далее - Закон N 307-ФЗ). Это своего рода итог аудиторской проверки.
В то же время аудиторы оказывают компаниям и, если можно так выразиться, сопутствующие услуги. К таковым, в частности, относятся следующие услуги (п. 1 ч. 7 ст. 1 Закона N 307-ФЗ):
- постановка, восстановление и ведение бухучета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
- налоговое консультирование, постановка, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
- управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;
- юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью (консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах госвласти и органах местного самоуправления);
- автоматизация бухучета и внедрение информационных технологий;
- разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов.

Налоговый учет

Основные критерии для признания расходов в целях налогообложения прибыли установлены в ст. 252 Налогового кодекса. Данной нормой закреплено, что налогоплательщик имеет право уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса. При этом расходы, учитываемые в целях налогообложения, должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение доходов.
В том случае, если организация проводит аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности в силу требований законодательства, в обоснованности соответствующих затрат сомневаться не приходится. При этом в пп. 17 п. 1 ст. 264 Кодекса прямо поименованы расходы на аудиторские услуги.
А если аудит бухотчетности проводится на добровольных началах? Думается, что и в этом случае с признанием соответствующих расходов не должно быть проблем. Ведь главное - это направленность произведенных затрат на получение дохода, что должно быть в том числе документально подтверждено. Как правило, добровольный аудит необходим для принятия управленческих решений, для привлечения инвесторов, при продаже бизнеса и т.д. и т.п. Следовательно, если имеет место соответствующее решение учредителей, договор на оказание аудиторских услуг, акт выполненных услуг, аудиторское заключение, платежки и т.д., то расходы на аудит, проведенный на добровольных началах, также можно учесть при расчете налога на прибыль. Тем более что в упомянутом пп. 17 п. 1 ст. 264 Кодекса названы просто расходы на аудиторские услуги без уточнения, что речь идет только об обязательных в силу закона услугах.
И последнее. Определимся с моментом признания расходов на аудит (как обязательный, так и инициативный). Здесь возможны два варианта.

Вариант 1. Организация применяет кассовый метод

В силу п. 3 ст. 273 Кодекса в этом случае расходы признаются после их фактической оплаты. При этом под оплатой понимается прекращение встречного обязательства налогоплательщиком - приобретателем товаров (работ, услуг) и имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).

Вариант 2. Организация применяет метод начисления

При применении метода начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок (п. 1 ст. 272 НК).
Датой осуществления расходов на аудит признается (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК) одна из следующих дат:
- дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
- дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
- последний день отчетного (налогового) периода.
Как разъяснено в Письме Минфина от 3 ноября 2015 г. N 03-03-06/1/63478, в зависимости от характера расходов организации на приобретение работ (услуг) их стоимость признается для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, в котором документально подтвержден факт оказания услуг.

Расходы на чужой аудит

Стороной договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации может быть как само аудируемое лицо, так и лицо, заинтересованное в проведении аудита. На это указано в Письме Минфина от 2 июня 2016 г. N 07-02-07/31749. Поэтому думается, что и затраты на "чужой" аудит могут быть учтены при налогообложении прибыли. Требования те же - расходы должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены. Такая ситуация (когда требуется провести и оплатить "чужой" аудит) возможна, к примеру, если компания планирует приобрести долю в УК компании, которая не подлежит обязательному аудиту. Очевидно, что прежде чем "войти в долю", ей необходимо ознакомиться с финансовым состоянием организации, в которой она планирует участвовать.
К сведению! Организации на УСН так же, как и "общережимники", вправе учесть расходы на аудиторские услуги при расчете "упрощенного" налога. Однако эта преференция доступна только спецрежимникам, которые применяют "упрощенку" с объектом налогообложения "доходы минус расходы" (пп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК).

"Входной" НДС

При применении общего режима налогообложения НДС, относящийся к расходам на проведение обязательного аудита, принимается к вычету в общеустановленном порядке (п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК). То есть вычеты производятся при наличии должным образом оформленного счета-фактуры, полученного от аудиторской организации, после принятия на учет указанных услуг и при наличии соответствующих первичных документов.
В свою очередь, "упрощенцы" не являются плательщиками НДС, а потому учитывают предъявленный аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) НДС в стоимости аудиторских услуг (п. 2 ст. 346.11 НК, пп. 3 п. 2 ст. 170 НК).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

22 февраля 2017 г.
Проект федерального закона № 108659-7 "О внесении изменений в ФЗ "О лотереях" и ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российско

Законопроект направлен на ограничение кредитными организациями, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами, платежными агентами переводов и приема денежных средств в пользу лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр, деятельность по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации.




11 февраля 2017 г.
Проект Федерального закона № 98787-7 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития)

Основная цель законопроекта - защитить людей от воздействия рекламных и маркетинговых кампаний производителей и торговых сетей, направленных на повышение покупательского спроса на алкоголь. 




28 января 2017 г.
Проект Федерального закона N 87981-7 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Законопроектом предполагается, что при осуществлении некоторых видов приносящей доход деятельности граждане могут быть освобождены от необходимости государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Перечень видов такой деятельности и условия освобождения лиц ее осуществляющих от государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей будут установлены федеральным законом. 




22 января 2017 г.
Проект Федерального закона № 83566-7 "О внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроектом предлагается дополнить частью третьей статью 20. 1 (Мелкое хулиганство) Кодекса об административных правонарушениях, которой предусматривается наказание в виде административного ареста, за совершение в отношении сотрудников медицинских учреждений действий сопряженных с угрозой насилия не повлекших причинения вреда здоровью и жизни.




14 января 2017 г.
Проект Федерального закона № 76910-7 "О страховании инвестиций физических лиц на индивидуальных инвестиционных счетах"

Законопроект направлен на создание в Российской Федерации системы страхования инвестиций, размещенных гражданами на индивидуальных инвестиционных счетах, открываемых в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".Его принятие позволит укрепить доверие со стороны российских инвесторов к российскому фондовому рынку, что будет способствовать притоку дополнительных долгосрочных инвестиций в экономику Российской Федерации. 



В центре внимания:


Проблемы правового регулирования коллекторской деятельности (Белобабченко М.К.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

подробнее>>

Правовое регулирование в сфере защиты конкуренции (Боженок С.Я.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

подробнее>>

Запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов как основание ограничения свободы договора (Сойфер Т.В.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

подробнее>>

Презумпция добросовестного избирателя как основание реализации дополнительных форм голосования (Турищева Н.Ю.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

подробнее>>

Быть цифровым: оптимизация 2.0 (Ференец В.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта