Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Расходы на аудит в учете (Баразненок Н.)

Расходы на аудит в учете (Баразненок Н.)

Дата размещения статьи: 09.01.2017

Компании нередко пользуются услугами аудиторов. Причем его проводят не только в силу требований законодательства, но и по собственной инициативе, когда собственники бизнеса просто хотят получить независимую оценку дел в компании. В любом случае затраты на оплату услуг аудиторов достаточно высоки. Поэтому прежде всего необходимо разобраться, в каком порядке их можно учесть для целей налогообложения прибыли.

Аудиторское заключение - это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц. Он содержит выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ст. 6 Закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ, далее - Закон N 307-ФЗ). Это своего рода итог аудиторской проверки.
В то же время аудиторы оказывают компаниям и, если можно так выразиться, сопутствующие услуги. К таковым, в частности, относятся следующие услуги (п. 1 ч. 7 ст. 1 Закона N 307-ФЗ):
- постановка, восстановление и ведение бухучета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
- налоговое консультирование, постановка, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
- управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;
- юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью (консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах госвласти и органах местного самоуправления);
- автоматизация бухучета и внедрение информационных технологий;
- разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов.

Налоговый учет

Основные критерии для признания расходов в целях налогообложения прибыли установлены в ст. 252 Налогового кодекса. Данной нормой закреплено, что налогоплательщик имеет право уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса. При этом расходы, учитываемые в целях налогообложения, должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение доходов.
В том случае, если организация проводит аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности в силу требований законодательства, в обоснованности соответствующих затрат сомневаться не приходится. При этом в пп. 17 п. 1 ст. 264 Кодекса прямо поименованы расходы на аудиторские услуги.
А если аудит бухотчетности проводится на добровольных началах? Думается, что и в этом случае с признанием соответствующих расходов не должно быть проблем. Ведь главное - это направленность произведенных затрат на получение дохода, что должно быть в том числе документально подтверждено. Как правило, добровольный аудит необходим для принятия управленческих решений, для привлечения инвесторов, при продаже бизнеса и т.д. и т.п. Следовательно, если имеет место соответствующее решение учредителей, договор на оказание аудиторских услуг, акт выполненных услуг, аудиторское заключение, платежки и т.д., то расходы на аудит, проведенный на добровольных началах, также можно учесть при расчете налога на прибыль. Тем более что в упомянутом пп. 17 п. 1 ст. 264 Кодекса названы просто расходы на аудиторские услуги без уточнения, что речь идет только об обязательных в силу закона услугах.
И последнее. Определимся с моментом признания расходов на аудит (как обязательный, так и инициативный). Здесь возможны два варианта.

Вариант 1. Организация применяет кассовый метод

В силу п. 3 ст. 273 Кодекса в этом случае расходы признаются после их фактической оплаты. При этом под оплатой понимается прекращение встречного обязательства налогоплательщиком - приобретателем товаров (работ, услуг) и имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).

Вариант 2. Организация применяет метод начисления

При применении метода начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок (п. 1 ст. 272 НК).
Датой осуществления расходов на аудит признается (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК) одна из следующих дат:
- дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
- дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
- последний день отчетного (налогового) периода.
Как разъяснено в Письме Минфина от 3 ноября 2015 г. N 03-03-06/1/63478, в зависимости от характера расходов организации на приобретение работ (услуг) их стоимость признается для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, в котором документально подтвержден факт оказания услуг.

Расходы на чужой аудит

Стороной договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации может быть как само аудируемое лицо, так и лицо, заинтересованное в проведении аудита. На это указано в Письме Минфина от 2 июня 2016 г. N 07-02-07/31749. Поэтому думается, что и затраты на "чужой" аудит могут быть учтены при налогообложении прибыли. Требования те же - расходы должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены. Такая ситуация (когда требуется провести и оплатить "чужой" аудит) возможна, к примеру, если компания планирует приобрести долю в УК компании, которая не подлежит обязательному аудиту. Очевидно, что прежде чем "войти в долю", ей необходимо ознакомиться с финансовым состоянием организации, в которой она планирует участвовать.
К сведению! Организации на УСН так же, как и "общережимники", вправе учесть расходы на аудиторские услуги при расчете "упрощенного" налога. Однако эта преференция доступна только спецрежимникам, которые применяют "упрощенку" с объектом налогообложения "доходы минус расходы" (пп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК).

"Входной" НДС

При применении общего режима налогообложения НДС, относящийся к расходам на проведение обязательного аудита, принимается к вычету в общеустановленном порядке (п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК). То есть вычеты производятся при наличии должным образом оформленного счета-фактуры, полученного от аудиторской организации, после принятия на учет указанных услуг и при наличии соответствующих первичных документов.
В свою очередь, "упрощенцы" не являются плательщиками НДС, а потому учитывают предъявленный аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) НДС в стоимости аудиторских услуг (п. 2 ст. 346.11 НК, пп. 3 п. 2 ст. 170 НК).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

31 мая 2017 г.
Проект Федерального закона № 189113-7 "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)"

Данным законопроектом предусматривается внесение изменений в правовые и организационно-экономические особенности лизинга в части обеспечения роста поголовья специализированного мясного крупного рогатого скота. Законопроект разработан Минсельхозом России с учетом предложений АО "Росагролизинг" в целях усиления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в приобретении и передаче им в лизинг крупного рогатого скота специализированных мясных пород.




16 мая 2017 г.
Проект федерального закона "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект направлен на устранение избыточности правового регулирования в части установления ответственности за нарушение условий гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с требованиями лесного законодательства. Во избежание возникновения временного разрыва, в течение которого лица, нарушающие условия договора безвозмездного пользования лесным участком, будут освобождены от какой-либо ответственности, часть 4 статьи 8.25 КоАП предлагается признать утратившей силу с 1 марта 2018 года.




27 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 162019-7 "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" и статью 11.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект разработан в целях принятия дополнительных мер противодействия актам незаконного вмешательства и обеспечения общественной безопасности, а также устранения противоречий положений статьи 12 Федерального закона от 6 июля 2016 года № 374-Ф3 отдельным нормам законодательства Российской Федерации. Статьей 12 федерального закона № 374-Ф3 внесены изменения в Федеральный закон от 30 июня 2003 года №87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности". 




13 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 148799-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Целями законопроекта являются расширение сферы применения электронного документооборота и установление единого порядка электронного страхования для физических и юридических лиц; привлечение к реализации услуг страховых посредников (агентов и брокеров); устранение неопределенности в части обязанности медицинских учреждений предоставлять информацию о специальной категории персональных данных пациентов при наличии соответствующего разрешения субъекта персональных данных либо его законного представителя/наследника). 




4 апреля 2017 г.
Президентом РФ подписан Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"

Основная цель данного Федерального закона - совершенствование регулирования осуществления трансграничных переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Кроме этого, Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 59 ФЗ  направлен на устранение негативных последствий запрета на деятельность российских платежных систем на территории Украины, введенного 17 октября 2016 г.



В центре внимания:


Нормы служебной нагрузки судей: статистический метод или показатель качества правосудия? (Бурдина Е.В.)

Дата размещения статьи: 28.04.2017

подробнее>>

Под покровом тайны: запрет разглашать результаты голосования в Конституционном Суде Российской Федерации (Кряжкова О.Н.)

Дата размещения статьи: 28.04.2017

подробнее>>

Проблемы реализации конституционного права на охрану здоровья лиц, осужденных к лишению свободы (Климова Д.В.)

Дата размещения статьи: 28.04.2017

подробнее>>

Проблемы закрепления антикоррупционных стандартов в области государственной и муниципальной службы (Антонова Н.А.)

Дата размещения статьи: 28.04.2017

подробнее>>

Борьба с коррупцией в спорте: международный и внутригосударственный опыт (Пешин Н.Л.)

Дата размещения статьи: 28.04.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта