Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Заполнение декларации по НДС и ведение бухучета в рамках договора поставки (Овчинникова С.)

Заполнение декларации по НДС и ведение бухучета в рамках договора поставки (Овчинникова С.)

Дата размещения статьи: 09.01.2017

Рассмотрим следующую ситуацию (пример условный). Организация (ОО2) находится на общей системе налогообложения.

ОО1 поставляет металлолом ОО2 в рамках договора поставки (договор поставки не содержит элементов посреднического договора). Так как ОО2 занимается лицензированной деятельностью (металлолом), освобожденной от НДС, то налог не платит, хотя декларацию по НДС с заполнением разд. 7 сдает. При этом если она оказывает услуги либо продает что-то другое (не лом), то является плательщиком НДС. В этом же договоре прописано, что ОО1 возмещает расходы ОО2, которые последняя понесла при приеме лома, например затраты на взвешивание лома. Взвешивание лома осуществляет ОО3. Между ОО2 и ОО3 заключен договор на оказание услуг (в том числе на взвешивание лома).
По договору ОО1 (поставщик) обязан возместить ОО2 (покупателю) все документально подтвержденные расходы, связанные с поставкой продукции. ОО3 оказывает ОО2 услуги (транспортные, взвешивание и прочие), НДС включен в стоимость услуг.
ОО3 выставляет один счет-фактуру для ОО2 на все расходы сразу, из них доля расходов ОО1 составляет малую часть, остальные расходы к вычету НДС не принимаются, так как относятся только к закупке лома, не облагаемого НДС. Например, если счет-фактура выставлен от ОО3 на общую сумму 500 руб., а на долю ОО1 приходится только 118 руб., то ОО2 выставляет счет-фактуру для ОО1 на 118 руб., соответственно, в графе 3 строки 010 разд. 3 декларации по НДС указано 100, а в графе 5 - 18. По строке 120 разд. 3 декларации по НДС проставлено 18. То есть сколько расходов возникло у ОО2 (реализация), столько и принято к вычету.
Разберем, как ОО2 правильно заполнить декларацию по НДС и как отразить ОО2 счет-фактуру, выставленный ОО3, в разд. 8 декларации по НДС: по всей сумме счета-фактуры или только по сумме, принятой к вычету.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые либо закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Отметим, что в силу положений ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. При этом условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).
Так, в рассматриваемой ситуации договор поставки содержит условие о возмещении организацией ОО1 (далее - поставщик лома) организации ОО2 (далее - покупатель) расходов последнего, связанных с приобретением товара (в частности, транспортных расходов, расходов на взвешивание металлолома).

Налог на добавленную стоимость

Обязанность по выставлению счета-фактуры и начислению НДС зависит от факта возникновения у налогоплательщика объекта налогообложения (п. 1 ст. 38, п. 3 ст. 169 НК РФ).
В силу пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются в том числе операции по реализации услуг на территории РФ. В свою очередь, реализацией услуг является возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ).
В приведенной ситуации услуги покупателю оказываются организацией ОО3 (далее - поставщик услуг). При этом сам покупатель никаких услуг поставщику лома не оказывает. Для поставщика лома возмещение покупателю стоимости услуг, уплаченной покупателем третьему лицу (поставщику услуг), является не получением услуг от покупателя, а лишь исполнением взятых на себя обязанностей в рамках договора поставки.
Исходя из этого считаем, что в данном случае при возмещении поставщиком лома покупателю понесенных расходов объекта налогообложения по НДС (в виде реализации услуг) у покупателя не возникает. Значит, у него нет и обязанности по предъявлению поставщику лома суммы НДС и выставлению в его адрес счета-фактуры. В то же время полагаем, что покупатель должен документально подтвердить фактически понесенные им расходов, подлежащие возмещению поставщиком лома по условиям договора, представив ему копии выставленных в свой адрес актов оказанных услуг, счетов-фактур, документов, подтверждающих факт оплаты услуг.
Данный подход находит поддержку в судах, о чем свидетельствуют материалы судебной практики, связанные с рассмотрением дел по квалификации сумм возмещения расходов для целей исчисления НДС. При этом судьи указывают, что возмещение расходов не создает добавленной стоимости и не может быть признано реализацией услуг (работ) (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 02.02.2012 N Ф05-13111/11 по делу N А40-35336/11-140-155, ФАС Северо-Западного округа от 21.07.2009 N А56-48203/2007, от 25.08.2008 N А42-7064/2007, ФАС Уральского округа от 25.05.2009 N Ф09-3324/09-С3, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.12.2007 N Ф04-8358/2007(40718-А75-34)).
Поскольку основная деятельность покупателя на основании пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС, приобретаемые им услуги по транспортировке и взвешиванию металлолома связаны с операциями, освобожденными от налогообложения НДС.
Согласно п. 2 ст. 170, п. 2 ст. 171 НК РФ в этом случае суммы НДС, предъявленные покупателю поставщиком услуг, не принимаются к вычету, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) и относятся на затраты, принимаемые при исчислении прибыли (см. дополнительно Письмо УМНС России по г. Москве от 12.08.2004 N 26-12/52934).
Исходя из пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие только операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) на основании ст. 149 НК РФ, книгу покупок вести не обязаны. Следовательно, в ситуации, когда приобретаемые товары (работы, услуги) связаны с деятельностью, не облагаемой НДС, счета-фактуры, полученные от продавцов, в книге покупок не регистрируются (см. также пп. "е" п. 19 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).
Вместе с тем налогоплательщики, осуществляющие операции, освобожденные от налогообложения, обязаны представлять в налоговый орган налоговую декларацию по НДС (далее - декларация). Форма декларации, а также Порядок ее заполнения (далее - Порядок) утверждены Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@.
Отметим, что с 1 января 2015 г. в силу п. 5.1 ст. 174 НК РФ в декларацию подлежат включению сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика.
Таким образом, исходя из изложенного, счета-фактуры поставщиков на стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных для осуществления операций, не облагаемых НДС по ст. 149 НК РФ, в декларации не отражаются.
То есть в рассматриваемом случае суммы НДС, приведенные в счетах-фактурах, полученных покупателем от поставщика услуг, не должны отражаться в разд. 8 декларации (в том числе в части сумм, возмещаемых поставщиком лома). Это вытекает также из п. 45 Порядка, где отмечено, что разд. 8 заполняется налогоплательщиками при возникновении права на налоговые вычеты за истекший налоговый период в порядке, установленном ст. 172 НК РФ.
Соответственно, упомянутые суммы НДС не попадают и в строку 120 разд. 3 декларации (п. 38.8 Порядка).

Бухгалтерский учет

Расходы покупателя по транспортировке и взвешиванию приобретенного металлолома могут быть включены в его стоимость или учтены в составе расходов на продажу (п. п. 5, 6, 13 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утв. Приказом Минфина России от 09.06.1999 N 44н; п. п. 4, 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (далее - ПБУ 10/99)). Напомним, что тот или иной вариант отражения расходов должен быть закреплен в учетной политике для целей бухгалтерского учета. В общем случае расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п. 18 ПБУ 10/99).
В силу п. 4 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н; далее - ПБУ 9/99) доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы. При этом прочими поступлениями считаются доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности.
По нашему мнению, по совокупности положений п. п. 2, 5 и 7 ПБУ 9/99 возмещение поставщиком расходов на транспортировку и взвешивание металлолома является для организации прочим доходом. Доход в виде возмещения расходов следует учитывать по мере образования (выявления), т.е. на дату составления документа, подтверждающего готовность поставщика возместить такие расходы (п. п. 10.6, 16 ПБУ 9/99).
С учетом Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) бухгалтерские записи по отражению доходов и расходов в рассматриваемом случае могут быть следующими:
Дебет 41 "Товары" (44 "Расходы на продажу") Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками") - отражена (в зависимости от способа, закрепленного в учетной политике) в себестоимости металлолома либо в составе расходов на продажу стоимость услуг сторонней организации (взвешивание и транспортировка металлолома) с учетом НДС;
Дебет 60 Кредит 51 "Расчетные счета" - оплачены услуги поставщика услуг;
Дебет 60 Кредит 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы", - сумма возмещения поставщиком лома расходов на взвешивание и транспортировку металлолома учтена в составе прочих доходов;
Дебет 51 Кредит 60 - получена от поставщика лома сумма денежных средств в возмещение расходов.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее - управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

подробнее>>

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

подробнее>>

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта