Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Заполнение декларации по НДС и ведение бухучета в рамках договора поставки (Овчинникова С.)

Заполнение декларации по НДС и ведение бухучета в рамках договора поставки (Овчинникова С.)

Дата размещения статьи: 09.01.2017

Рассмотрим следующую ситуацию (пример условный). Организация (ОО2) находится на общей системе налогообложения.

ОО1 поставляет металлолом ОО2 в рамках договора поставки (договор поставки не содержит элементов посреднического договора). Так как ОО2 занимается лицензированной деятельностью (металлолом), освобожденной от НДС, то налог не платит, хотя декларацию по НДС с заполнением разд. 7 сдает. При этом если она оказывает услуги либо продает что-то другое (не лом), то является плательщиком НДС. В этом же договоре прописано, что ОО1 возмещает расходы ОО2, которые последняя понесла при приеме лома, например затраты на взвешивание лома. Взвешивание лома осуществляет ОО3. Между ОО2 и ОО3 заключен договор на оказание услуг (в том числе на взвешивание лома).
По договору ОО1 (поставщик) обязан возместить ОО2 (покупателю) все документально подтвержденные расходы, связанные с поставкой продукции. ОО3 оказывает ОО2 услуги (транспортные, взвешивание и прочие), НДС включен в стоимость услуг.
ОО3 выставляет один счет-фактуру для ОО2 на все расходы сразу, из них доля расходов ОО1 составляет малую часть, остальные расходы к вычету НДС не принимаются, так как относятся только к закупке лома, не облагаемого НДС. Например, если счет-фактура выставлен от ОО3 на общую сумму 500 руб., а на долю ОО1 приходится только 118 руб., то ОО2 выставляет счет-фактуру для ОО1 на 118 руб., соответственно, в графе 3 строки 010 разд. 3 декларации по НДС указано 100, а в графе 5 - 18. По строке 120 разд. 3 декларации по НДС проставлено 18. То есть сколько расходов возникло у ОО2 (реализация), столько и принято к вычету.
Разберем, как ОО2 правильно заполнить декларацию по НДС и как отразить ОО2 счет-фактуру, выставленный ОО3, в разд. 8 декларации по НДС: по всей сумме счета-фактуры или только по сумме, принятой к вычету.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые либо закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Отметим, что в силу положений ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. При этом условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).
Так, в рассматриваемой ситуации договор поставки содержит условие о возмещении организацией ОО1 (далее - поставщик лома) организации ОО2 (далее - покупатель) расходов последнего, связанных с приобретением товара (в частности, транспортных расходов, расходов на взвешивание металлолома).

Налог на добавленную стоимость

Обязанность по выставлению счета-фактуры и начислению НДС зависит от факта возникновения у налогоплательщика объекта налогообложения (п. 1 ст. 38, п. 3 ст. 169 НК РФ).
В силу пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются в том числе операции по реализации услуг на территории РФ. В свою очередь, реализацией услуг является возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ).
В приведенной ситуации услуги покупателю оказываются организацией ОО3 (далее - поставщик услуг). При этом сам покупатель никаких услуг поставщику лома не оказывает. Для поставщика лома возмещение покупателю стоимости услуг, уплаченной покупателем третьему лицу (поставщику услуг), является не получением услуг от покупателя, а лишь исполнением взятых на себя обязанностей в рамках договора поставки.
Исходя из этого считаем, что в данном случае при возмещении поставщиком лома покупателю понесенных расходов объекта налогообложения по НДС (в виде реализации услуг) у покупателя не возникает. Значит, у него нет и обязанности по предъявлению поставщику лома суммы НДС и выставлению в его адрес счета-фактуры. В то же время полагаем, что покупатель должен документально подтвердить фактически понесенные им расходов, подлежащие возмещению поставщиком лома по условиям договора, представив ему копии выставленных в свой адрес актов оказанных услуг, счетов-фактур, документов, подтверждающих факт оплаты услуг.
Данный подход находит поддержку в судах, о чем свидетельствуют материалы судебной практики, связанные с рассмотрением дел по квалификации сумм возмещения расходов для целей исчисления НДС. При этом судьи указывают, что возмещение расходов не создает добавленной стоимости и не может быть признано реализацией услуг (работ) (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 02.02.2012 N Ф05-13111/11 по делу N А40-35336/11-140-155, ФАС Северо-Западного округа от 21.07.2009 N А56-48203/2007, от 25.08.2008 N А42-7064/2007, ФАС Уральского округа от 25.05.2009 N Ф09-3324/09-С3, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.12.2007 N Ф04-8358/2007(40718-А75-34)).
Поскольку основная деятельность покупателя на основании пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС, приобретаемые им услуги по транспортировке и взвешиванию металлолома связаны с операциями, освобожденными от налогообложения НДС.
Согласно п. 2 ст. 170, п. 2 ст. 171 НК РФ в этом случае суммы НДС, предъявленные покупателю поставщиком услуг, не принимаются к вычету, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) и относятся на затраты, принимаемые при исчислении прибыли (см. дополнительно Письмо УМНС России по г. Москве от 12.08.2004 N 26-12/52934).
Исходя из пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие только операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) на основании ст. 149 НК РФ, книгу покупок вести не обязаны. Следовательно, в ситуации, когда приобретаемые товары (работы, услуги) связаны с деятельностью, не облагаемой НДС, счета-фактуры, полученные от продавцов, в книге покупок не регистрируются (см. также пп. "е" п. 19 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).
Вместе с тем налогоплательщики, осуществляющие операции, освобожденные от налогообложения, обязаны представлять в налоговый орган налоговую декларацию по НДС (далее - декларация). Форма декларации, а также Порядок ее заполнения (далее - Порядок) утверждены Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@.
Отметим, что с 1 января 2015 г. в силу п. 5.1 ст. 174 НК РФ в декларацию подлежат включению сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика.
Таким образом, исходя из изложенного, счета-фактуры поставщиков на стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных для осуществления операций, не облагаемых НДС по ст. 149 НК РФ, в декларации не отражаются.
То есть в рассматриваемом случае суммы НДС, приведенные в счетах-фактурах, полученных покупателем от поставщика услуг, не должны отражаться в разд. 8 декларации (в том числе в части сумм, возмещаемых поставщиком лома). Это вытекает также из п. 45 Порядка, где отмечено, что разд. 8 заполняется налогоплательщиками при возникновении права на налоговые вычеты за истекший налоговый период в порядке, установленном ст. 172 НК РФ.
Соответственно, упомянутые суммы НДС не попадают и в строку 120 разд. 3 декларации (п. 38.8 Порядка).

Бухгалтерский учет

Расходы покупателя по транспортировке и взвешиванию приобретенного металлолома могут быть включены в его стоимость или учтены в составе расходов на продажу (п. п. 5, 6, 13 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утв. Приказом Минфина России от 09.06.1999 N 44н; п. п. 4, 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (далее - ПБУ 10/99)). Напомним, что тот или иной вариант отражения расходов должен быть закреплен в учетной политике для целей бухгалтерского учета. В общем случае расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п. 18 ПБУ 10/99).
В силу п. 4 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н; далее - ПБУ 9/99) доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы. При этом прочими поступлениями считаются доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности.
По нашему мнению, по совокупности положений п. п. 2, 5 и 7 ПБУ 9/99 возмещение поставщиком расходов на транспортировку и взвешивание металлолома является для организации прочим доходом. Доход в виде возмещения расходов следует учитывать по мере образования (выявления), т.е. на дату составления документа, подтверждающего готовность поставщика возместить такие расходы (п. п. 10.6, 16 ПБУ 9/99).
С учетом Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) бухгалтерские записи по отражению доходов и расходов в рассматриваемом случае могут быть следующими:
Дебет 41 "Товары" (44 "Расходы на продажу") Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками") - отражена (в зависимости от способа, закрепленного в учетной политике) в себестоимости металлолома либо в составе расходов на продажу стоимость услуг сторонней организации (взвешивание и транспортировка металлолома) с учетом НДС;
Дебет 60 Кредит 51 "Расчетные счета" - оплачены услуги поставщика услуг;
Дебет 60 Кредит 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы", - сумма возмещения поставщиком лома расходов на взвешивание и транспортировку металлолома учтена в составе прочих доходов;
Дебет 51 Кредит 60 - получена от поставщика лома сумма денежных средств в возмещение расходов.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

14 января 2017 г.
Проект Федерального закона № 76910-7 "О страховании инвестиций физических лиц на индивидуальных инвестиционных счетах"

Законопроект направлен на создание в Российской Федерации системы страхования инвестиций, размещенных гражданами на индивидуальных инвестиционных счетах, открываемых в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".Его принятие позволит укрепить доверие со стороны российских инвесторов к российскому фондовому рынку, что будет способствовать притоку дополнительных долгосрочных инвестиций в экономику Российской Федерации. 




4 января 2017 г.
Вступило в силу Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социал

Указанным постановлением вводятся типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.




21 декабря 2016 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Закон направлен на унифицирование механизма осуществления конкурсного производства в делах о банкротстве страховых организаций по аналогии с банкротством кредитных организаций. Так Закон предусматривает, что руководителем временной администрации страховой организации назначается служащий Банка России.




14 декабря 2016 г.
Проект федерального закона № 54490-7

Законопроект "О внесении изменений в статью 1 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" направлен на урегулирование процедуры расходования средств, полученных от осуществления своей деятельности государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в том числе, в сфере осуществления фармацевтической деятельности. 




1 декабря 2016 г.
Проект Федерального закона № 42849-7

Законопроектом "О внесении изменений в статью 3.3 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" предлагаются изменения, которые позволят расширить возможности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку развитие туристской индустрии может являться источником устойчивого развития экономической базы муниципальных образований.



В центре внимания:


Международные стандарты аудита: признание и применение в России (Лосева Н.А.)

Дата размещения статьи: 17.01.2017

подробнее>>

Порядок отражения операций по учету товаров: возврат, недостача, уценка (Гафурова Г.Н.)

Дата размещения статьи: 17.01.2017

подробнее>>

Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации (Швецов Ю.Г.)

Дата размещения статьи: 17.01.2017

подробнее>>

О проекте ФСБУ "Основные средства" (Разживина Т.А.)

Дата размещения статьи: 17.01.2017

подробнее>>

Представительские расходы: гражданские, административные и уголовные риски (Суворова А.А., Ермоленко А.А.)

Дата размещения статьи: 17.01.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта