Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Налогообложение договорных отношений между Россией и Казахстаном (Буланцов М.)

Налогообложение договорных отношений между Россией и Казахстаном (Буланцов М.)

Дата размещения статьи: 09.01.2017

Российская IT-компания (далее - российская организация) оказывает организации, расположенной на территории Казахстана, услуги по двум договорам: договору подряда (услуги по созданию и внедрению web-сайта) и договору по передаче лицензии на использование разработанного российской организацией программного продукта. На территории Казахстана у российской организации нет представительства.

Организация Казахстана предполагает внести в договор пункт о том, что по законодательству Казахстана НДС входит в цену договора, и в связи с этим собирается удержать 15% от суммы договора, перечисляя организации только 85%.
Разберем, каков порядок уплаты НДС и налога на прибыль российской организацией.
Также проанализируем, правомерно ли требование организации Казахстана о внесении в договор пункта о том, что НДС, в соответствии с Налоговым кодексом Казахстана, не входит в сумму платы за оказанные услуги.

Налог на добавленную стоимость

Порядок взимания НДС при экспорте и импорте товаров, выполнении работ и оказании услуг в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) регулируется Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг - Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанному в г. Астане 29.05.2014 (далее - Протокол).
На основании с п. 28 Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в п. 31 Протокола, - переработки давальческого сырья). При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются по законодательству государства-члена, территория которого признается местом реализации работ, услуг.
При этом в пп. 4 п. 29 Протокола установлено, что местом реализации признается территория того государства-члена, налогоплательщиком которого приобретаются, в частности:
- работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных;
- патенты, лицензии, иные документы, удостоверяющие права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговые марки, товарные знаки, иные аналогичные права.
Документальным подтверждением места оказания услуги в соответствии с п. 30 Протокола являются:
- договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, заключенный налогоплательщиками государств - членов ЕАЭС;
- документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг;
- иные документы, предусмотренные законодательством государств - членов ЕАЭС.
В рассматриваемой ситуации взимание косвенных налогов, в том числе НДС, должно регулироваться законодательством Казахстана.
Нетрудно заметить, что порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость в Протоколе аналогичен установленному в ст. 148 НК РФ.
Таким образом, местом реализации услуг по разработке сайта и передаче лицензии на использование программных продуктов территория Российской Федерации в приведенном случае не признается, и, значит, такие услуги налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются. При этом суммы НДС, предъявленные российской организации по товарам (работам, услугам), использованным для оказания указанных услуг, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости оказываемых услуг на основании пп. 2 п. 2 ст. 170 НК РФ.

Налог на прибыль

Налогообложение прибыли в данном случае регулируется Конвенцией между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18.10.1996 (далее - Конвенция).
С учетом положений ст. 12 Конвенции доходы резидента России от предоставления права пользования (лицензии) программным обеспечением резиденту Казахстана должны облагаться налогом на прибыль в России, но могут облагаться налогом в Республике Казахстан, однако налог, взимаемый в такой ситуации, не должен превышать 10% валовой суммы этих доходов (роялти). Причем исходя из положений п. 2 ст. 23 Конвенции российская организация, получающая доход, который может облагаться налогом в Казахстане, имеет право на вычет из налога, взимаемого с этого дохода в России, суммы налога, уплаченного в Казахстане. Такой вычет, однако, не будет превышать российского налога, исчисленного с такого дохода в России в соответствии с ее налоговыми законами и правилами.
Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, - заверенного налоговым органом иностранного государства, а для налогов, удержанных по законодательству иностранных государств или международным договорам налоговыми агентами, - подтверждения налогового агента (абз. 2 п. 3 ст. 311 НК РФ).
Что касается услуг по разработке веб-сайта, то прибыль российской организации при отсутствии ее постоянного представительства в Казахстане должна облагаться налогом на прибыль только в России в соответствии со ст. 7 Конвенции.

Договорные взаимоотношения и казахстанские налоги

В рамках консультации уделяется внимание лишь тем сторонам вопроса, которые могут быть подтверждены с позиции ГК РФ, НК РФ, а также других нормативных актов РФ. В связи с этим не представляется возможным оценка требований казахской стороны об удержании 15% стоимости договора.
Можно предположить, что в законодательстве Казахстана имеются нормы, аналогичные нормам ст. 309 НК РФ об обложении ряда доходов налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты, и нормам ст. 161 НК РФ об обязанности налоговых агентов исчислить, удержать у налогоплательщика (иностранной организации) и уплатить в бюджет конкретную сумму НДС. В таком случае казахская сторона будет обязана исполнять требования законодательства.
Мы не имеем права предписывать хозяйствующим субъектам включение в договоры тех или иных условий. Заметим лишь, что при анализе ситуации, когда российская организация вынуждена согласно положениям ст. 161 НК РФ удерживать НДС у источника и платить его в бюджет, мы обычно рекомендуем договаривающимся сторонам увеличивать общую стоимость договора на сумму, подлежащую удержанию у источника.
Если же казахская сторона не захочет увеличивать общую сумму договора, то российская организация не имеет право уменьшать свою выручку на сумму удержанных в Казахстане косвенных налогов. В п. 1 ст. 248 НК РФ указано, что при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг), но это положение не распространяется на суммы налогов, уплачиваемых российской организацией на территории иностранных государств. Доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ, учитываются при исчислении ее налоговой базы в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в РФ, так и за ее пределами (п. 1 ст. 311 НК РФ).
Следовательно, удержанный покупателем казахский НДС необходимо признать расходом российской организации. Относительно его учета для целей налогообложения прибыли существуют разные точки зрения.
По мнению налоговых органов, косвенные налоги, связанные с реализацией, уплаченные в иностранном государстве, и иные налоги, уплачиваемые по законодательству иностранных государств, при расчете налога на прибыль исходя из положений российского законодательства в составе расходов не учитываются (Письма Минфина России от 08.04.2011 N 03-03-06/1/226, от 28.02.2011 N 03-03-06/1/112, от 12.11.2010 N 03-03-06/1/708, от 11.06.2010 N 03-03-06/1/407, от 28.04.2010 N 03-03-06/1/302, от 28.04.2010 N 03-03-06/1/303).
В то же время существует благоприятная для налогоплательщика судебная практика. Укажем на Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.11.2009 N А56-4991/2009. Судом установлено, что при расчете базы по налогу на прибыль за спорный период общество в соответствии с п. 1 ст. 311 и п. 1 ст. 271 НК РФ в полном объеме учитывало доходы, полученные от источника за пределами Российской Федерации. Руководствуясь п. 2 ст. 311 и пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, общество правомерно включило в состав расходов, признаваемых для целей налогообложения, затраты в виде удержанных иностранной организацией сумм НДС.
В Постановлении ФАС Московского округа от 29.05.2012 N А40-112211/11-90-466 отмечено, что произведенные на территории иностранного государства расходы российской организации при расчете налога на прибыль включают иностранный НДС, который можно учесть на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. В ст. ст. 311, 264, 252 НК РФ отсутствуют указания на то, что вышеназванные расходы учитываются за вычетом косвенного налога, уплаченного иностранным поставщикам на территории иностранного государства. Статья 270 НК РФ также не содержит упоминания о том, что налоги, уплаченные на территории иностранного государства, нельзя учесть в составе расходов российского налогоплательщика. Правда, стоит заметить, что последнее Постановление посвящено НДС, уплаченному иностранным поставщикам.
Таким образом, учет удержанного в Казахстане НДС для целей налогообложения прибыли представляет собой налоговый риск. Российская организация должна быть готова при необходимости отстаивать свою позицию в суде.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

22 февраля 2017 г.
Проект федерального закона № 108659-7 "О внесении изменений в ФЗ "О лотереях" и ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российско

Законопроект направлен на ограничение кредитными организациями, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами, платежными агентами переводов и приема денежных средств в пользу лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр, деятельность по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации.




11 февраля 2017 г.
Проект Федерального закона № 98787-7 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития)

Основная цель законопроекта - защитить людей от воздействия рекламных и маркетинговых кампаний производителей и торговых сетей, направленных на повышение покупательского спроса на алкоголь. 




28 января 2017 г.
Проект Федерального закона N 87981-7 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Законопроектом предполагается, что при осуществлении некоторых видов приносящей доход деятельности граждане могут быть освобождены от необходимости государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Перечень видов такой деятельности и условия освобождения лиц ее осуществляющих от государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей будут установлены федеральным законом. 




22 января 2017 г.
Проект Федерального закона № 83566-7 "О внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроектом предлагается дополнить частью третьей статью 20. 1 (Мелкое хулиганство) Кодекса об административных правонарушениях, которой предусматривается наказание в виде административного ареста, за совершение в отношении сотрудников медицинских учреждений действий сопряженных с угрозой насилия не повлекших причинения вреда здоровью и жизни.




14 января 2017 г.
Проект Федерального закона № 76910-7 "О страховании инвестиций физических лиц на индивидуальных инвестиционных счетах"

Законопроект направлен на создание в Российской Федерации системы страхования инвестиций, размещенных гражданами на индивидуальных инвестиционных счетах, открываемых в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".Его принятие позволит укрепить доверие со стороны российских инвесторов к российскому фондовому рынку, что будет способствовать притоку дополнительных долгосрочных инвестиций в экономику Российской Федерации. 



В центре внимания:


Проблемы правового регулирования коллекторской деятельности (Белобабченко М.К.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

подробнее>>

Правовое регулирование в сфере защиты конкуренции (Боженок С.Я.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

подробнее>>

Запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов как основание ограничения свободы договора (Сойфер Т.В.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

подробнее>>

Презумпция добросовестного избирателя как основание реализации дополнительных форм голосования (Турищева Н.Ю.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

подробнее>>

Быть цифровым: оптимизация 2.0 (Ференец В.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта