Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Международные стандарты аудита: признание и применение в России (Лосева Н.А.)

Международные стандарты аудита: признание и применение в России (Лосева Н.А.)

Дата размещения статьи: 17.01.2017

В статье рассматриваются порядок признания на территории России международных стандартов аудита, экспертиза применимости, документы, содержащие международные стандарты аудита, применимые на территории России.

Постановлением Правительства РФ от 11.06.2015 N 576 утверждено Положение о признании Международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации (далее - Положение), которое устанавливает порядок признания международных стандартов аудита в России.
В состав документов, содержащих международные стандарты аудита, признание которых осуществляется в порядке, установленном Положением, входят следующие документы, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров:
- международные стандарты контроля качества;
- международные стандарты аудита финансовой информации;
- международные отчеты о практике аудита финансовой информации;
- международные стандарты заданий по проведению обзорных проверок;
- международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность, отличных от аудита и обзорных проверок финансовой информации;
- международные стандарты сопутствующих аудиту услуг;
- иные документы, определенные Международной федерацией бухгалтеров в качестве неотъемлемой части международных стандартов аудита.
Под признанием международных стандартов аудита применимыми на территории Российской Федерации понимается процесс введения каждого документа, содержащего международные стандарты аудита, в действие на территории Российской Федерации, заключающийся в последовательном осуществлении следующих действий:
- официальное получение от Международной федерации бухгалтеров документа, содержащего международные стандарты аудита;
- экспертиза применимости документа, содержащего международные стандарты аудита, на территории Российской Федерации (далее - экспертиза);
- принятие решения о введении документа, содержащего международные стандарты аудита, в действие на территории Российской Федерации;
- опубликование документа, содержащего международные стандарты аудита.
Документ, содержащий международные стандарты аудита, признается подлежащим применению на территории Российской Федерации, если он соответствует основам регулирования аудиторской деятельности, установленным законодательством Российской Федерации.
Министерство финансов РФ обеспечивает официальное получение от Международной федерации бухгалтеров перевода на русский язык каждого документа, содержащего международные стандарты аудита. В ходе экспертизы рассматривается каждый документ, содержащий международные стандарты аудита, с целью подтверждения его применимости на территории Российской Федерации. Порядок проведения экспертизы устанавливается Министерством финансов РФ. Результаты экспертизы оформляются в форме заключения, которое содержит один из следующих выводов:
а) подтверждение применимости на территории Российской Федерации документа, содержащего международные стандарты аудита, в целом;
б) подтверждение применимости на территории Российской Федерации документа, содержащего международные стандарты аудита, с изъятием отдельных положений этого документа, применимость которых на территории Российской Федерации подтверждена быть не может;
в) вывод о невозможности подтверждения применимости на территории Российской Федерации документа, содержащего международные стандарты аудита, в целом.
Решение о введении документа, содержащего международные стандарты аудита, в действие на территории Российской Федерации принимается Министерством финансов РФ на основе заключений. Решение о введении документа, содержащего международные стандарты аудита, в действие на территории Российской Федерации принимается в отношении документа в целом.
Министерство финансов РФ размещает (опубликовывает) на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет документы, содержащие международные стандарты аудита, введенные в действие на территории Российской Федерации, информацию о документах, содержащих международные стандарты аудита, находящихся в процессе признания подлежащими применению на территории Российской Федерации, а также сведения об этапе признания документа, содержащего международные стандарты аудита, подлежащим применению на территории Российской Федерации.
Экспертиза применимости международных стандартов аудита на территории Российской Федерации проводится Советом по аудиторской деятельности. Экспертиза заключается в оценке соответствия документов, содержащих международные стандарты аудита, основам регулирования аудиторской деятельности, установленным Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Экспертиза проводится по поручению Министерства финансов РФ экспертным органом. В ходе экспертизы экспертный орган рассматривает каждый документ, содержащий международные стандарты аудита, с целью подтверждения его применимости на территории Российской Федерации.
Экспертный орган должен обеспечить объективное, всестороннее, полное рассмотрение каждого документа, содержащего международные стандарты аудита, во взаимосвязи с другими документами, содержащими международные стандарты аудита.
Порядок проведения экспертизы применимости документов, содержащих международные стандарты аудита, на территории Российской Федерации утвержден Приказом Минфина России от 05.08.2015 N 122н.
Заключением по результатам экспертизы от 3 июля 2016 г. N 1 подтверждена применимость на территории Российской Федерации следующих документов:
- Международного стандарта контроля качества 1 "Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг";
- Международного стандарта аудита 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита";
- Международного стандарта аудита 240 "Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности";
- Международного стандарта аудита 250 "Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности";
- Международного стандарта аудита 265 "Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля";
- Международного стандарта аудита 300 "Планирование аудита финансовой отчетности";
- Международного стандарта аудита 315 (пересмотренного) "Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения";
- Международного стандарта аудита 320 "Существенность при планировании и проведении аудита";
- Международного стандарта аудита 330 "Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски";
- Международного стандарта аудита 402 "Особенности аудита организации, пользующейся услугами обслуживающей организации";
- Международного стандарта аудита 450 "Оценка искажений, выявленных в ходе аудита";
- Международного стандарта аудита 500 "Аудиторские доказательства";
- Международного стандарта аудита 501 "Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях";
- Международного стандарта аудита 505 "Внешние подтверждения";
- Международного стандарта аудита 520 "Аналитические процедуры";
- Международного стандарта аудита 530 "Аудиторская выборка";
- Международного стандарта аудита 550 "Связанные стороны";
- Международного стандарта аудита 560 "События после отчетной даты";
- Международного стандарта аудита 610 (пересмотренного, 2013 г.) "Использование работы внутренних аудиторов";
- Международного стандарта аудита 620 "Использование работы эксперта аудитора";
- Международного отчета о практике аудита 1000 "Особенности аудита финансовых инструментов".
Заключением по результатам экспертизы от 3 июля 2016 г. N 2 подтверждена применимость на территории Российской Федерации следующих документов:
- Международного стандарта обзорных проверок 2400 (пересмотренного) "Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов";
- Международного стандарта обзорных проверок 2410 "Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации";
- Международного стандарта заданий, обеспечивающих уверенность 3000 (пересмотренного) "Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов";
- Международного стандарта заданий, обеспечивающих уверенность 3400 (ранее - МСА 810) "Проверка прогнозной финансовой информации";
- Международного стандарта заданий, обеспечивающих уверенность 3402 "Заключение аудитора обслуживающей организации, обеспечивающее уверенность, о средствах контроля обслуживающей организации";
- Международного стандарта заданий, обеспечивающих уверенность 3410 "Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковых газов";
- Международного стандарта заданий, обеспечивающих уверенность 3420 "Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг";
- Международного стандарта сопутствующих услуг 4400 (ранее - МСА 920) "Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации";
- Международного стандарта сопутствующих услуг 4410 (пересмотренного) "Задания по компиляции".
Заключением по результатам экспертизы от 3 июля 2016 г. N 3 подтверждена применимость на территории Российской Федерации следующих документов:
- Структуры сборника стандартов, выпущенных советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность;
- Предисловия к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг;
- Концепции качества аудита: Ключевых элементов, формирующих среду для обеспечения качества аудита;
- Международной концепции заданий, обеспечивающих уверенность.
Заключением по результатам экспертизы от 3 июля 2016 г. N 4 подтверждена применимость на территории Российской Федерации документа "Словарь терминов". Данный документ представляет собой систематизированный перечень терминов и определений, установленных документами, содержащими международные стандарты аудита.
Совет по аудиторской деятельности рекомендовал разместить документ "Словарь терминов" на официальном интернет-сайте Министерства финансов РФ вместе с документами, содержащими международные стандарты аудита. Размещение "Словаря терминов" на русском языке на сайте Министерства признается его официальной публикацией для применения на территории Российской Федерации. Данный документ будет применяться в контексте документов, содержащих международные стандарты аудита и признанных в установленном порядке применимыми на территории Российской Федерации, и во взаимодействии с ними.
Работа по дальнейшему рассмотрению документов, содержащих международные стандарты аудита, экспертиза применимости в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об аудиторской деятельности, признание международных стандартов аудита на территории России продолжаются. В ближайшее время экспертизу применимости должны пройти документы:
- Международный стандарт аудита 210 "Согласование условий аудиторских заданий";
- Международный стандарт аудита 220 "Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности";
- Международный стандарт аудита 230 "Аудиторская документация";
- Международный стандарт аудита 260 (пересмотренный) "Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление";
- Международный стандарт аудита 510 "Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода";
- Международный стандарт аудита 540 "Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации";
- Международный стандарт аудита 570 (пересмотренный) "Непрерывность деятельности";
- Международный стандарт аудита 580 "Письменные заявления";
- Международный стандарт аудита 600 "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)";
- Международный стандарт аудита 700 (пересмотренный) "Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности";
- Международный стандарт аудита 701 "Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении";
- Международный стандарт аудита 705 (пересмотренный) "Модифицированное мнение в аудиторском заключении";
- Международный стандарт аудита 706 (пересмотренный) "Разделы "Важные обстоятельства" и "Прочие сведения" в аудиторском заключении";
- Международный стандарт аудита 710 "Сравнительная информация - сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность";
- Международный стандарт аудита 720 (пересмотренный) "Обязанности аудитора, относящиеся к прочей информации в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность";
- Международный стандарт аудита 800 "Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения".
Аудиторские услуги, оказываемые российскими аудиторами, должны соответствовать международным стандартам аудита, при этом качество аудиторских услуг будет обеспечено международными стандартами аудита.

Примечание. 18 новых МСА будут введены в действие на территории России
Проходит независимую антикоррупционную проверку проект приказа Минфина о введении в действие следующих 18 международных стандартов аудита:
1) МСА 210 "Согласование условий аудиторских заданий";
2) МСА 220 "Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности";
3) МСА 230 "Аудиторская документация";
4) МСА 260 "Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление";
5) МСА 510 "Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода";
6) МСА 540 "Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации";
7) МСА 570 (пересмотренный) "Непрерывность деятельности";
8) МСА 580 "Письменные заявления";
9) МСА 600 "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)";
10) МСА 700 (пересмотренный) "Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности";
11) МСА 701 "Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении";
12) МСА 705 (пересмотренный) "Модифицированное мнение в аудиторском заключении";
13) МСА 706 (пересмотренный) "Разделы "Важные обстоятельства" и "Прочие сведения" в аудиторском заключении";
14) МСА 710 "Сравнительная информация - сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность";
15) МСА 720 (пересмотренный) "Обязанности аудитора, относящиеся к прочей информации";
16) МСА 800 "Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения";
17) МСА 805 "Особенности аудита отдельных отчетов финансовой отчетности и отдельных элементов, групп статей или статей финансовой отчетности";
18) МСА 810 "Задания по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности".
Все эти Стандарты вступят в силу со дня их официального опубликования и начнут применяться в отношении финансовой отчетности за любые периоды в году, следующем за годом их официального вступления в силу. В случае если договор на оказание услуг был или будет заключен до 1 января 2017 г., аудиторская компания или индивидуальный аудитор вправе использовать в аудите отчетности стандарты, действовавшие до сих пор.
Источник: GAAP.RU.

Литература

1. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
2. Постановление Правительства РФ от 11 июня 2015 г. N 576 "Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации".
3. Приказ Министерства финансов РФ от 05.08.2015 N 122н "Об утверждении Порядка проведения экспертизы применимости документов, содержащих международные стандарты аудита, на территории Российской Федерации".
4. Информация о ходе признания документов, содержащих международные стандарты аудита, применимыми на территории Российской Федерации 2016 г. URL: www.minfin.ru

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

14 января 2017 г.
Проект Федерального закона № 76910-7 "О страховании инвестиций физических лиц на индивидуальных инвестиционных счетах"

Законопроект направлен на создание в Российской Федерации системы страхования инвестиций, размещенных гражданами на индивидуальных инвестиционных счетах, открываемых в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".Его принятие позволит укрепить доверие со стороны российских инвесторов к российскому фондовому рынку, что будет способствовать притоку дополнительных долгосрочных инвестиций в экономику Российской Федерации. 




4 января 2017 г.
Вступило в силу Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социал

Указанным постановлением вводятся типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.




21 декабря 2016 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Закон направлен на унифицирование механизма осуществления конкурсного производства в делах о банкротстве страховых организаций по аналогии с банкротством кредитных организаций. Так Закон предусматривает, что руководителем временной администрации страховой организации назначается служащий Банка России.




14 декабря 2016 г.
Проект федерального закона № 54490-7

Законопроект "О внесении изменений в статью 1 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" направлен на урегулирование процедуры расходования средств, полученных от осуществления своей деятельности государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в том числе, в сфере осуществления фармацевтической деятельности. 




1 декабря 2016 г.
Проект Федерального закона № 42849-7

Законопроектом "О внесении изменений в статью 3.3 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" предлагаются изменения, которые позволят расширить возможности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку развитие туристской индустрии может являться источником устойчивого развития экономической базы муниципальных образований.



В центре внимания:


Международные стандарты аудита: признание и применение в России (Лосева Н.А.)

Дата размещения статьи: 17.01.2017

подробнее>>

Порядок отражения операций по учету товаров: возврат, недостача, уценка (Гафурова Г.Н.)

Дата размещения статьи: 17.01.2017

подробнее>>

Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации (Швецов Ю.Г.)

Дата размещения статьи: 17.01.2017

подробнее>>

О проекте ФСБУ "Основные средства" (Разживина Т.А.)

Дата размещения статьи: 17.01.2017

подробнее>>

Представительские расходы: гражданские, административные и уголовные риски (Суворова А.А., Ермоленко А.А.)

Дата размещения статьи: 17.01.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта