Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Инвестиционная деятельность > О понятии "правовой режим иностранных инвестиций" (Веселкова Е.Е.)

О понятии "правовой режим иностранных инвестиций" (Веселкова Е.Е.)

Дата размещения статьи: 30.01.2017

В доктрине отмечается, что динамика развития современного российского общества наряду с расширяющейся сферой правовой регуляции общественных отношений объективно требует модернизации самого качества регулирования, создания оптимального порядка, позволяющего максимально эффективно и в строгом соответствии с законом разрешить ту или иную жизненную ситуацию (юридическое дело), обеспечить законность и правопорядок в целом. Именно таким специально организованным механизмом, отличающимся стабильностью и в то же время динамичностью, возможностью своевременно реагировать на отклонения в социальной ситуации и предотвращать сбои в правовом регулировании, выступает правовой режим.
Правовые режимы обеспечивают устойчивое нормативное регулирование общественных отношений, что особенно важно в период экономических, политических и социальных преобразований. Они олицетворяют функциональную характеристику права - определенный порядок правового регулирования, воплощаемый в комплексе правовых средств, с помощью которых и достигаются цели правового регулирования.
Сегодня понятие "правовой режим" активно используется как в нормативных правовых актах различного уровня, так и в научной литературе, являясь одной из важнейших и широко распространенных категорий в общей теории права и государства и в отраслевых науках.
В самом общем виде правовой режим определяется как комплексная система таких составляющих его элементов, как правовые средства и способы правового регулирования, правовые принципы и правовые гарантии, определяющих специфический порядок правового регулирования <1>.
--------------------------------
<1> Беляева Г.С. Правовой режим: общетеоретическое исследование: Автореф. дис. ... д.ю.н. Курск, 2013.

Встречаются и другие понятия правового режима. Например, правовой режим - это порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования <2>. Правовой режим - одно из проявлений нормативности права, но на более высоком уровне. Он соединяет в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств, который диктуется возникающими целями <3>.
--------------------------------
<2> Ситников А.П. Вопросы соотношения категорий "правовой режим", "правовое состояние", "правовой порядок" // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. N 31. С. 9 - 11.
<3> Романовская В.Б., Пужаев В.В. Правовой режим как общетеоретическая категория: проблемные аспекты понимания // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2014. Т. 20. N 4. С. 178 - 181.

Расхождения во взглядах ученых, изучающих феномен правового режима как в определении понятия, так и в структуре правовых режимов и их функциях, показывают дискуссионность и неоднозначность восприятия данного правового явления ввиду его сложности и многоаспектности <4>.
--------------------------------
<4> Братановский С.Н. Понятие и виды правовых режимов в российском законодательстве и правовой науке // Специальные правовые режимы информации. М.: Директ-Медиа, 2014. С. 26 - 44.

Применительно к иностранным инвестициям также отсутствует единообразное понятие правового режима. В самом общем виде правовой режим деятельности иностранных инвесторов определяется как совокупность условий инвестиционной деятельности, комплекс льгот и гарантий прав и законных интересов иностранных инвесторов.
Однако в научной литературе общепризнанной является классификация правовых режимов в области иностранных инвестиций на абсолютные и относительные. Под абсолютным режимом понимается полная и абсолютная защита, гарантированность иностранных инвестиций. В отличие от абсолютного относительные режимы предоставляют иностранным инвесторам больший или меньший объем прав по сравнению с инвесторами из своей страны или какой-либо другой определенной в договоре страны или стран, т.е. относительно других инвесторов. Наиболее часто, как отмечают отдельные авторы, государства придерживаются следующих режимов иностранных инвестиций:
- национальный режим. При использовании данного режима иностранные инвесторы приравниваются в правах к инвесторам своей страны, т.е. одно государство предоставляет на своей территории другому государству такие же права, льготы и привилегии, какие предоставляются ее собственным физическим и юридическим лицам и торговым судам;
- режим наибольшего благоприятствования - предоставление одним государством инвесторам другого государства такого же широкого объема гарантий, прав, преимуществ и льгот, какими пользуется и (или) будет пользоваться в дальнейшем любое третье государство на территории первого. То есть данный режим подразумевает предоставление максимально благоприятного для других стран режима и является наглядным воплощением принципа недискриминации;
- преференциальный режим - особый экономический режим, предоставленный одним государством инвесторам определенного другого государства, не распространяющийся на какие-либо третьи страны;
- специальный режим, являющийся договорным и устанавливаемый путем указания конкретных специальных прав, предоставляемых, как правило, на основе взаимности, договаривающимися государствами друг другу. Конкретные права, льготы и привилегии должны быть четко указаны в договоре;
- специальный и дифференцированный режим (более благоприятный), как правило предоставляемый развивающимся странам. В общей форме эти льготы выражаются в виде права использовать преференциальные ставки таможенных пошлин в развитых странах при экспорте своих товаров; обязательства развитых стран оказывать техническое содействие в деле приведения законодательных и иных инструментов развивающихся стран в соответствии с требованиями ВТО <5>.
--------------------------------
<5> www.underlaw.ru (дата обращения: 10.03.2016).

Вопрос режима инвестиционной деятельности закреплен в подавляющем большинстве международных соглашений в рассматриваемой сфере, а также абсолютно во всех двусторонних договорах, включая двусторонние договоры Российской Федерации.
Большое значение в регулировании вопроса режима иностранных инвестиций имеют резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, в которых отстаивается право государства на национализацию и предусматривается выплата компенсации собственнику национализированного имущества. В немалой степени рассмотрением этого вопроса занимаются международные организации, страны-участницы которых активно занимаются иностранным инвестированием. Сюда относятся Кодекс либерализации движения капиталов ОЭСР, Кодекс либерализации текущих невидимых операций ОЭСР и Руководство по регулированию прямых иностранных инвестиций Международного банка реконструкции и развития.
В Руководстве по регулированию прямых иностранных инвестиций предусматривается, что "каждое государство сохраняет за собой право регулировать допуск иностранных частных инвестиций в национальную экономику и что открытым может признаваться допуск иностранных инвестиций в рамках списка отраслей, открытых для иностранных частных инвестиций (при существовании списка ограниченного числа отраслей, видов деятельности, закрытых для иностранных инвестиций или требующих оценки условий допуска, лицензирования)". Подобные приемы допуска иностранных инвестиций в национальную экономику кажутся максимально оправданными. Руководство по регулированию прямых иностранных инвестиций вполне резонно отмечает, что принимающее иностранные инвестиции государство должно избегать нагромождений и усложнений процедуры допуска иностранного капитала или закрепления в национальном законе запутанных условий, выполнение которых необходимо для выполнения допуска иностранного капитала. Руководство исходит из того, что равный режим инвесторов, работающих в равных условиях, свободная конкуренция между ними являются предпосылками для формирования благоприятного инвестиционного климата в стране, принимающей инвестиции. В итоге, говоря обобщенно, Руководство по регулированию прямых иностранных инвестиций закрепляет национальный режим в качестве международного стандарта.
В научной литературе встречаются разные мнения относительно того, какой именно режим установлен в России для иностранных инвесторов. Зачастую высказывается мнение, что в российском законодательстве закреплен национальный режим в отношении иностранных инвесторов <6>. Эта позиция подвергается критике Т.Н. Нешатаевой. По ее мнению, а с ним следует согласиться, в законодательстве Российской Федерации для иностранных инвесторов последовательно регламентируется режим наибольшего благоприятствования <7>.
--------------------------------
<6> Международное частное право / Отв. ред. Н.И. Марышева. М., 2000. С. 148.
<7> Нешатаева Т.Н. Иностранные инвестиции в Российской Федерации: правовое регулирование и судебная практика // Вестник ВАС РФ. 2000. N 7. С. 34.

В своем современном международно-правовом толковании режим наиболее благоприятствуемой нации был закреплен в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ). Статья 1 ГАТТ озаглавлена "Общий режим наиболее благоприятствуемой нации" и предусматривает следующее правило: "Любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной в отношении любого товара, происходящего из любой другой страны или предназначаемого в любую другую страну, должны немедленно и, безусловно, предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других договаривающихся сторон, или предназначенному для территории всех других договаривающихся сторон" <8>.
--------------------------------
<8> См.: Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) от 30 октября 1947 г. (вступило в силу 1 января 1948 г.) // Международное частное право: Сб. документов. М., 1997.

Из текста ГАТТ следует, что режим наибольшего благоприятствования уравнивает всех иностранных граждан при введении действия какой-либо льготы или ограничения. Если в договаривающемся государстве была установлена преференция для инвесторов из какой-то одной страны, то после вступления в силу ГАТТ эта преференция должна касаться также инвесторов из всех других договаривающихся стран. При этом необходимо отметить, что вследствие приведенной статьи предполагаются в основном таможенные пошлины, сборы и расчеты за экспорт и импорт товаров.
Национальный режим закреплен в том же документе. Статья 3 ГАТТ "Национальный режим в отношении внутреннего налогообложения и регулирования" устанавливает, что товары, происходящие с территории какой-либо договаривающейся стороны, не должны облагаться прямо или косвенно внутренними долгами или другими внутренними сборами любого рода, превышающими прямо или косвенно налоги и сборы, применяемые к аналогичным товарам отечественного происхождения. Следовательно, национальный режим для иностранцев означает их уравнивание в правах и обязанностях с резидентами. При этом следует отметить, что статья 3 ГАТТ охватывает внутренние налоги и сборы, не упоминая о таможенных пошлинах и режиме осуществления трансграничных коммерческих платежей.
Особо ГАТТ освещает вопросы преференций. Практически в каждой статье ГАТТ имеются оговорки по этим вопросам. Преференциальный режим отличается исключительностью. В случае предоставления преференциального режима не взимаются никакие таможенные пошлины, налоги и сборы. В большинстве случаев он назначается для продукции и товаров из развивающихся стран.
В научной литературе указывается на двусмысленность "записи о режиме иностранных капиталовложений в российском законодательстве", поскольку легальные формулировки содержат "элементы как режима наибольшего благоприятствования, так и национального режима" <9>. Однако при этом не обращается внимания на одновременное сочетание сразу трех режимов в самом ГАТТ, а именно: при совершении таможенных процедур на иностранцев распространяется режим наибольшего благоприятствования, при налогообложении - национальный, в исключительных случаях могут устанавливаться национальные преференции. Следовательно, и в одновременном существовании нескольких режимов для иностранных инвесторов в Российской Федерации нет ничего удивительного. Почти всегда для иностранных инвесторов государства предоставляют и льготы, и ограничения. Это вполне естественно, так как "внутреннее право государства, находясь в действии, образует правовой режим, состоящий из множества режимов с разным сочетанием способов, методов, типов правового регулирования" <10>.
--------------------------------
<9> Нешатаева Т.Н. Указ. соч. С. 33, 42.
<10> Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право. М., 2001. С. 36.

Очевидно, что в России для иностранного инвестирования одновременно существуют режим наибольшего благоприятствования и национальный режим. Было бы неправильно заявлять, что существует только один из них.
В отдельных сферах хозяйственной деятельности закон не разграничивает субъекты разной национальности, даже напротив, указывает на их равенство. В таких случаях речь идет о национальном режиме. В других случаях прямо указывается на различие между деятельностью национальных и иностранных лиц. Тогда говорится о режиме наибольшего благоприятствования. Но изъятия ограничивающего характера устанавливаются одинаково для всех иностранных граждан независимо от страны происхождения инвестора, либо в нормативном документе напрямую фиксируется правило о режиме наибольшего благоприятствования.
Таким образом, применительно к иностранным инвестициям понятие "правовой режим иностранных инвестиций" можно определить как совокупность правовых средств и методов правового регулирования инвестиционных правоотношений, включающую правовые начала и правовое обеспечение, определяющие специальный регламент деятельности иностранных инвесторов.

Библиография

  1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) от 30 октября 1947 г. (вступило в силу 1 января 1948 г.) // Международное частное право: Сб. документов. М., 1997.
  2. Беляева Г.С. Правовой режим: общетеоретическое исследование: Автореф. дис. ... д.ю.н. Курск, 2013.
  3. Братановский С.Н. Понятие и виды правовых режимов в российском законодательстве и правовой науке // Специальные правовые режимы информации. М.: Директ-Медиа, 2014.
  4. Международное частное право / Отв. ред. Н.И. Марышева. М., 2000.
  5. Нешатаева Т.Н. Иностранные инвестиции в Российской Федерации: правовое регулирование и судебная практика // Вестник ВАС РФ. 2000. N 7.
  6. Романовская В.Б., Пужаев В.В. Правовой режим как общетеоретическая категория: проблемные аспекты понимания // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2014. Т. 20. N 4.
  7. Ситников А.П. Вопросы соотношения категорий "правовой режим", "правовое состояние", "правовой порядок" // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. N 31.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


17 октября 2017 г.
Проект Федерального закона №287844-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.




15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона №266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.




15 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 249505-7 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - увеличение эффективности налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения. Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.




2 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 239932-7 "О внесении изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц"

В настоящее время законодательство о банкротстве предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур. При этом они редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Цель данного законопроекта - расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, а также введение новой реабилитационной процедуры - реструктуризации долгов.



В центре внимания:


Правовое обеспечение участия финансирующих лиц в инвестиционных проектах (Белицкая А.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2017

подробнее>>

Специальный инвестиционный контракт и государственный контракт, предусматривающий встречные инвестиционные обязательства (Федоров А.А.)

Дата размещения статьи: 11.04.2017

подробнее>>

Инвестиционный контракт: спорные вопросы (Постанюк В.)

Дата размещения статьи: 20.03.2017

подробнее>>

Понятие и субъекты иностранных инвестиций в инвестиционном праве России и Таджикистана: новеллы правового регулирования (Ерпылева Н.Ю., Максимов Д.М.)

Дата размещения статьи: 01.02.2017

подробнее>>

О понятии "правовой режим иностранных инвестиций" (Веселкова Е.Е.)

Дата размещения статьи: 30.01.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта