Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Кредитный договор > Система управления рисками обеспечения кредитных операций (Гагауз В.)

Система управления рисками обеспечения кредитных операций (Гагауз В.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

Эффективность управления рисками обеспечения кредитных операций зависит от системности, адекватности способов их оценки, методов контроля и своевременности системы реагирования со стороны коммерческих банков и регулятора.

Банки должны стремиться самостоятельно создать комплексную систему риск-менеджмента, которая обеспечивала бы надежный процесс выявления, оценки, контроля и мониторинга кредитного риска и рисков обеспечения в целях их минимизации на всех этапах кредитного процесса и уровнях организации, в том числе с учетом их взаимного влияния, а также способствовала разрешению конфликта интересов между необходимостью получения дохода и минимизации кредитных рисков за счет адекватной оценки заложенного имущества.

Управление обеспечением банковских ссуд включает в себя стратегию и тактику риск-менеджмента, принципы которой отражаются в залоговой политике банка. Стратегия управления обеспечением ссуд - это комплекс мер, направленных на поддержание допустимого уровня качества структуры портфеля заложенного имущества, адекватности его рыночной стоимости, ликвидности, уровня и размера рисковости.

Тактика управления обеспечением ссуд - это конкретные методы оценки, управления и администрирования портфеля заложенного имущества, применяемые в банке. Эффективность управления риском во многом зависит от умения использовать в полной мере все методы и приемы разрешения и снижения степени риска. К способам контроля рисков обеспечения ссуд можно отнести:

- внутренний мониторинг и администрирование рисков ссудного обеспечения;

- внешний мониторинг рисков ссудного обеспечения.

Внутренний мониторинг включает в себя комплекс мер и процедур банка по риск-менеджменту (залоговые службы, риск-менеджеров, кредитные подразделения, службу экономической безопасности) и аудиту, проводимых подразделениями банка и заключающихся в выявлении, оценке, мониторинге, контроле и управлении рисками.

К внутреннему мониторингу относятся возможности коммерческих банков по администрированию рисков и распределению полномочий и контрольных функций. Минимизация банком рисков обеспечения заключается в их снижении через применение соответствующих методов и выполнение действий, целями которых являются уменьшение вероятности потерь и минимизация их последствий. К внутреннему уровню относятся качество менеджмента кредитного риска в самих банках, пробелы контрольных и методических функций, связанные с распределением полномочий между наблюдательным советом, кредитным департаментом, службой внутреннего аудита и залоговым подразделением.

Внешний мониторинг включает в себя комплекс мер, проводимых НБУ, аудиторскими компаниями, независимыми рейтинговыми агентствами, целью которых являются выявление и оценка рисков. Внешний мониторинг служит средством контроля государства в лице регулятора, инвесторов, акционеров за качеством внутреннего мониторинга в целях недопущения системных нарушений действующего законодательства, злоупотреблений со стороны менеджмента банка, принятия превентивных мер к банку для защиты его клиентов и вкладчиков. К внешнему уровню можно отнести недостаточное нормативно-методическое регулирование сферы управления рисками кредитования со стороны НБУ, фрагментарность мониторинга качества кредитного портфеля национальными и международными аудиторскими компаниями во время прохождения коммерческими банками ежегодного аудита и получения рейтингов от рейтинговых агентств.

Наибольшие возможности нормативного и методического регулирования кредитной деятельности законодательно закреплены за Центробанком.

К мерам, направленным на повышение эффективности кредитования в части стандартизации и унификации правил, методов и процедур управления обеспечением банковских ссуд, можно отнести:

- учет в правилах формирования резерва по кредитным операциям уровней ликвидности обеспечения внутри групп ликвидности;

- нормативное ограничение работы с неликвидным и высокорискованным имуществом в качестве обеспечения кредитов;

- создание методологической базы для администрирования кредитной деятельности банками в части работы с обеспечением;

- установление зависимости форм и сроков кредитования от видов обеспечения, уровня его риска и ликвидности обеспечения;

- регулярный надзор и контроль за эффективностью управления рисками обеспечения в банке;

- нормативное администрирование портфельных рисков обеспечения, влияющих на размер прибыли и капитала;

- четкое нормативное разграничение контрольных и исполнительских функций между наблюдательным советом, правлением, кредитным департаментом, службами внутреннего аудита и риск-менеджмента, залоговым подразделением.

Важным элементом кредитного мониторинга является внутренний аудит кредитной работы в целом, который, в частности, включает проверку процедур оценки обеспечения и его качества. Под внутренним аудитом банка понимают систему контроля его деятельности для оценки и совершенствования системы внутреннего контроля при минимизации затрат на ее изменение.

Проведение проверок состояния залогового портфеля банка службами внутреннего аудита призвано в текущем режиме выявлять и контролировать риски процедурного и административного характера. Результаты аудиторской проверки отражаются в специальном отчете, который предоставляется руководству банка и руководителям профильных подразделений. Одновременно с оценкой залогового портфеля аудиторы должны предоставлять рекомендации по усовершенствованию залоговой работы в банке.

Аудиторские проверки залоговой работы банка необходимо проводить регулярно согласно годовому плану. В каждой из них должно быть предусмотрено несколько стадий.

1. Планирование - разработка программы аудита качества залогового портфеля с указанием подробных процедур и мобилизация необходимого квалифицированного персонала.

2. Работа в залоговом подразделении с возможными выездами на объекты залога в целях верификации - выполнения программы аудита и подготовки рабочих документов.

3. Составление отчетности - изложение в отчете выявленных фактов и результатов для ознакомления руководства.

4. Мероприятия по итогам аудита продолжаются до тех пор, пока руководство не применит меры, направленные на устранение недостатков.

Внутренний аудит кредитных операций в части обеспечения банка направлен на улучшение и повышение эффективности работы кредитной деятельности банка за счет залоговых механизмов возврата и связанных с этим специфических методов и инструментов. К основным функциям внутреннего аудита залоговой деятельности следует отнести:

- выявление факторов риска обеспечения при осуществлении кредитных операций банка и риска деятельности кредитных и залоговых подразделений банка;

- создание технологии контроля за кредитными рисками и рисками обеспечения путем внедрения четкой системы отчетности и взвешенной системы авторизации принятия решений на всех уровнях для гарантии соблюдения лимитов и полномочий;

- методический контроль выполнения руководителем залогового подразделения контрольных функций, возложенных на него;

- независимое и объективное наблюдение за проблемами подразделений, вовлеченных в осуществление кредитной и залоговой деятельности банка;

- моделирование последствий принятия управленческих решений и недопущение возможных при этом рисков и т.д.

Без адекватного уровня внешнего контроля со стороны аудиторских компаний риск ошибок и злоупотреблений в сфере кредитования останется высоким. К мерам, направленным на повышение качества мониторинга рисков со стороны национальных и международных аудиторских компаний, можно отнести:

- требование к банкам более полно (по сравнению с текущим положением) раскрывать информацию о качестве залогового портфеля;

- аудит уровня ликвидности индивидуальных ссуд и портфеля заложенного имущества в целом;

- аудит обеспеченности кредитных операций;

- аудит методологических залоговых процедур банка в соответствии с нормативами НБУ и внутрибанковскими положениями на предмет их эффективности;

- аудит залоговой политики банка, положений и методик.

Каждому банку рекомендуется самостоятельно разработать адекватную систему внутрибанковских нормативных документов по риск-менеджменту рисков обеспечения как части общего менеджмента кредитного риска. Необходимо обеспечить систему своевременной актуализации внутрибанковской нормативной базы, которая в случае изменения текущих требований законодательного или нормативного характера, организационной структуры банка и изменения политики банка по отношению к рискам обеспечит доведение изменений до сведения всех ответственных исполнителей, в том числе через периодическое обучение и повышение квалификации. Для всех подразделений функции должны быть четко определены и формализованы, а банк должен сделать все необходимое для того, чтобы избежать конфликта интересов между ними.

Эти меры формализуются в залоговой политике банка, которая, в свою очередь, является частью кредитной политики. Если процедуры и методы управления и мониторинга рисков обеспечения и кредитного риска адекватны, то при обращении взыскания на заложенное имущество банк заранее знает размер необходимых затрат и сумму денег, которая поступит в погашение ссуды.

Залоговые подразделения банков относятся непосредственно к фронт-офису. К типичному функционалу залоговых подразделений относятся:

- предварительная оценка стоимости и состояния потенциального обеспечения ссуды;

- взаимодействие с субъектами оценочной деятельности, проводящими оценку рыночной стоимости обеспечения;

- мониторинг сохранности и состояния;

- плановая переоценка обеспечения и контроль недопущения повторных залогов

Дополнительный функционал для залоговых служб банка, выявленный в результате проведенного исследования, включает возможности:

- комплексной экспертизы потенциального обеспечения согласно разработанным формам и процедурам;

- оценку рисков обеспечения ссуд;

- оценку внутреннего рейтинга обеспечения;

- расчет залоговой стоимости;

- расчет коэффициента реального покрытия ссуды;

- оценку обеспеченности ссуды;

- анализ индивидуальных и портфельных рисков обеспечения;

- анализ рейтинга залогового портфеля;

- разработки комплекса мер и предложений к залоговой политике банка, направленных на управляемость рисками обеспечения и их минимизацию;

- методы и процедуры минимизации рисков ссудного обеспечения.

С учетом результатов проведенного исследования можно сделать вывод о том, что на данном этапе развития залоговых отношений коммерческих банков формирование системы управления обеспечением банковских ссуд должно проходить на двух уровнях:

- на государственном уровне в лице Центробанка;

- на уровне коммерческих банков.

В компетенции регулятора систематизировать требования, правила и процедуры работы с залоговым имуществом в единые стандарты управления, которые включат в себя стандарты оценки стоимости имущества для целей кредитования, стандарты управления рисками обеспечения ссуд и методы управления, и таким образом сформировать базовый концепт системы управления залоговым портфелем.

В компетенции коммерческих банков систематизировать и оптимально принять фрагментарно имеющиеся нормы, правила и процедуры оценки, управления и мониторинга обеспечения банковских ссуд. Стандарты управления обеспечением ссуд целесообразно отразить в залоговой политике банка и положении об управлении рисками обеспечения, которые должны быть рассмотрены и утверждены в соответствии с принципами корпоративного управления и подлежат периодическому пересмотру.

Данный подход отражается в залоговой политике банка, которая включает в себя:

- разделы по администрированию залоговых процедур с учетом разработанных процедур и порядков оценки рисков обеспечения;

- требования к уровню профессионализма и компетенции персонала;

- принципы обеспеченности кредитования;

- оценку функций и принципов обеспечения кредитных операций;

- приоритетность работы с различными видами обеспечения, зависящую от их рискованности;

- дифференциацию применения видов обеспечения в комплексе с формами и сроками кредитования;

- ограничения работы с некачественным, неликвидным и высокорискованным имуществом в качестве обеспечения кредитных обязательств;

- лимиты концентрации видов обеспечения по типам, ликвидности, регионам;

- лимиты обеспеченности кредитных операций, рассчитываемые исходя из предложенных расчетов коэффициентов покрытия и оценки обеспеченности;

- регулярный анализ и контроль качества кредитного портфеля на подверженность его рискам обеспечения;

- периодическое прогнозирование качества портфеля заложенного имущества с целью выявления его потенциально слабых сторон и зон риска.

Бэк-офису банка в лице подразделений риск-менеджмента рекомендуется интегрировать разработанные показатели в общую систему оценки кредитного риска и других нормативов банка, а также проводить их регулярный системный анализ.

К процессу риск-менеджмента должны быть привлечены такие функциональные и структурные подразделения банка, как наблюдательный совет, правление, подразделение по риск-менеджменту (в пределах своих функций по вопросам оперативного количественного и качественного оценивания, контроля и мониторинга кредитного риска и рисков обеспечения, оценки портфельных рисков обеспечения), бэк-офис (контрольные функции за соблюдением установленных требований), фронт-офис (функции принятия банком рисков в пределах полномочий).

Качественная система администрирования и контроля рисков обеспечения кредитов во многом нивелирует размеры потерь по кредитным операциям и позволяет банковской системе сохранять приемлемый уровень доходности от активных операций.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

31 мая 2017 г.
Проект Федерального закона № 189113-7 "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)"

Данным законопроектом предусматривается внесение изменений в правовые и организационно-экономические особенности лизинга в части обеспечения роста поголовья специализированного мясного крупного рогатого скота. Законопроект разработан Минсельхозом России с учетом предложений АО "Росагролизинг" в целях усиления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в приобретении и передаче им в лизинг крупного рогатого скота специализированных мясных пород.




16 мая 2017 г.
Проект федерального закона "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект направлен на устранение избыточности правового регулирования в части установления ответственности за нарушение условий гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с требованиями лесного законодательства. Во избежание возникновения временного разрыва, в течение которого лица, нарушающие условия договора безвозмездного пользования лесным участком, будут освобождены от какой-либо ответственности, часть 4 статьи 8.25 КоАП предлагается признать утратившей силу с 1 марта 2018 года.




27 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 162019-7 "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" и статью 11.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект разработан в целях принятия дополнительных мер противодействия актам незаконного вмешательства и обеспечения общественной безопасности, а также устранения противоречий положений статьи 12 Федерального закона от 6 июля 2016 года № 374-Ф3 отдельным нормам законодательства Российской Федерации. Статьей 12 федерального закона № 374-Ф3 внесены изменения в Федеральный закон от 30 июня 2003 года №87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности". 




13 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 148799-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Целями законопроекта являются расширение сферы применения электронного документооборота и установление единого порядка электронного страхования для физических и юридических лиц; привлечение к реализации услуг страховых посредников (агентов и брокеров); устранение неопределенности в части обязанности медицинских учреждений предоставлять информацию о специальной категории персональных данных пациентов при наличии соответствующего разрешения субъекта персональных данных либо его законного представителя/наследника). 




4 апреля 2017 г.
Президентом РФ подписан Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"

Основная цель данного Федерального закона - совершенствование регулирования осуществления трансграничных переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Кроме этого, Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 59 ФЗ  направлен на устранение негативных последствий запрета на деятельность российских платежных систем на территории Украины, введенного 17 октября 2016 г.



В центре внимания:


Сфера кредитования как объект правового регулирования (Костюк М.Ф., Селямин А.А.)

Дата размещения статьи: 15.04.2017

подробнее>>

Существенные условия кредитного договора в свете судебной практики (Михеева И.Е.)

Дата размещения статьи: 13.04.2017

подробнее>>

Проценты за пользование кредитом в свете судебной практики (Михеева И.Е.)

Дата размещения статьи: 20.03.2017

подробнее>>

Аннулирование кредитного договора как способ минимизации негативных последствий экономического кризиса (Серова О.А.)

Дата размещения статьи: 16.03.2017

подробнее>>

Система управления рисками обеспечения кредитных операций (Гагауз В.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта