Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Кредитный договор > Система управления рисками обеспечения кредитных операций (Гагауз В.)

Система управления рисками обеспечения кредитных операций (Гагауз В.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

Эффективность управления рисками обеспечения кредитных операций зависит от системности, адекватности способов их оценки, методов контроля и своевременности системы реагирования со стороны коммерческих банков и регулятора.

Банки должны стремиться самостоятельно создать комплексную систему риск-менеджмента, которая обеспечивала бы надежный процесс выявления, оценки, контроля и мониторинга кредитного риска и рисков обеспечения в целях их минимизации на всех этапах кредитного процесса и уровнях организации, в том числе с учетом их взаимного влияния, а также способствовала разрешению конфликта интересов между необходимостью получения дохода и минимизации кредитных рисков за счет адекватной оценки заложенного имущества.

Управление обеспечением банковских ссуд включает в себя стратегию и тактику риск-менеджмента, принципы которой отражаются в залоговой политике банка. Стратегия управления обеспечением ссуд - это комплекс мер, направленных на поддержание допустимого уровня качества структуры портфеля заложенного имущества, адекватности его рыночной стоимости, ликвидности, уровня и размера рисковости.

Тактика управления обеспечением ссуд - это конкретные методы оценки, управления и администрирования портфеля заложенного имущества, применяемые в банке. Эффективность управления риском во многом зависит от умения использовать в полной мере все методы и приемы разрешения и снижения степени риска. К способам контроля рисков обеспечения ссуд можно отнести:

- внутренний мониторинг и администрирование рисков ссудного обеспечения;

- внешний мониторинг рисков ссудного обеспечения.

Внутренний мониторинг включает в себя комплекс мер и процедур банка по риск-менеджменту (залоговые службы, риск-менеджеров, кредитные подразделения, службу экономической безопасности) и аудиту, проводимых подразделениями банка и заключающихся в выявлении, оценке, мониторинге, контроле и управлении рисками.

К внутреннему мониторингу относятся возможности коммерческих банков по администрированию рисков и распределению полномочий и контрольных функций. Минимизация банком рисков обеспечения заключается в их снижении через применение соответствующих методов и выполнение действий, целями которых являются уменьшение вероятности потерь и минимизация их последствий. К внутреннему уровню относятся качество менеджмента кредитного риска в самих банках, пробелы контрольных и методических функций, связанные с распределением полномочий между наблюдательным советом, кредитным департаментом, службой внутреннего аудита и залоговым подразделением.

Внешний мониторинг включает в себя комплекс мер, проводимых НБУ, аудиторскими компаниями, независимыми рейтинговыми агентствами, целью которых являются выявление и оценка рисков. Внешний мониторинг служит средством контроля государства в лице регулятора, инвесторов, акционеров за качеством внутреннего мониторинга в целях недопущения системных нарушений действующего законодательства, злоупотреблений со стороны менеджмента банка, принятия превентивных мер к банку для защиты его клиентов и вкладчиков. К внешнему уровню можно отнести недостаточное нормативно-методическое регулирование сферы управления рисками кредитования со стороны НБУ, фрагментарность мониторинга качества кредитного портфеля национальными и международными аудиторскими компаниями во время прохождения коммерческими банками ежегодного аудита и получения рейтингов от рейтинговых агентств.

Наибольшие возможности нормативного и методического регулирования кредитной деятельности законодательно закреплены за Центробанком.

К мерам, направленным на повышение эффективности кредитования в части стандартизации и унификации правил, методов и процедур управления обеспечением банковских ссуд, можно отнести:

- учет в правилах формирования резерва по кредитным операциям уровней ликвидности обеспечения внутри групп ликвидности;

- нормативное ограничение работы с неликвидным и высокорискованным имуществом в качестве обеспечения кредитов;

- создание методологической базы для администрирования кредитной деятельности банками в части работы с обеспечением;

- установление зависимости форм и сроков кредитования от видов обеспечения, уровня его риска и ликвидности обеспечения;

- регулярный надзор и контроль за эффективностью управления рисками обеспечения в банке;

- нормативное администрирование портфельных рисков обеспечения, влияющих на размер прибыли и капитала;

- четкое нормативное разграничение контрольных и исполнительских функций между наблюдательным советом, правлением, кредитным департаментом, службами внутреннего аудита и риск-менеджмента, залоговым подразделением.

Важным элементом кредитного мониторинга является внутренний аудит кредитной работы в целом, который, в частности, включает проверку процедур оценки обеспечения и его качества. Под внутренним аудитом банка понимают систему контроля его деятельности для оценки и совершенствования системы внутреннего контроля при минимизации затрат на ее изменение.

Проведение проверок состояния залогового портфеля банка службами внутреннего аудита призвано в текущем режиме выявлять и контролировать риски процедурного и административного характера. Результаты аудиторской проверки отражаются в специальном отчете, который предоставляется руководству банка и руководителям профильных подразделений. Одновременно с оценкой залогового портфеля аудиторы должны предоставлять рекомендации по усовершенствованию залоговой работы в банке.

Аудиторские проверки залоговой работы банка необходимо проводить регулярно согласно годовому плану. В каждой из них должно быть предусмотрено несколько стадий.

1. Планирование - разработка программы аудита качества залогового портфеля с указанием подробных процедур и мобилизация необходимого квалифицированного персонала.

2. Работа в залоговом подразделении с возможными выездами на объекты залога в целях верификации - выполнения программы аудита и подготовки рабочих документов.

3. Составление отчетности - изложение в отчете выявленных фактов и результатов для ознакомления руководства.

4. Мероприятия по итогам аудита продолжаются до тех пор, пока руководство не применит меры, направленные на устранение недостатков.

Внутренний аудит кредитных операций в части обеспечения банка направлен на улучшение и повышение эффективности работы кредитной деятельности банка за счет залоговых механизмов возврата и связанных с этим специфических методов и инструментов. К основным функциям внутреннего аудита залоговой деятельности следует отнести:

- выявление факторов риска обеспечения при осуществлении кредитных операций банка и риска деятельности кредитных и залоговых подразделений банка;

- создание технологии контроля за кредитными рисками и рисками обеспечения путем внедрения четкой системы отчетности и взвешенной системы авторизации принятия решений на всех уровнях для гарантии соблюдения лимитов и полномочий;

- методический контроль выполнения руководителем залогового подразделения контрольных функций, возложенных на него;

- независимое и объективное наблюдение за проблемами подразделений, вовлеченных в осуществление кредитной и залоговой деятельности банка;

- моделирование последствий принятия управленческих решений и недопущение возможных при этом рисков и т.д.

Без адекватного уровня внешнего контроля со стороны аудиторских компаний риск ошибок и злоупотреблений в сфере кредитования останется высоким. К мерам, направленным на повышение качества мониторинга рисков со стороны национальных и международных аудиторских компаний, можно отнести:

- требование к банкам более полно (по сравнению с текущим положением) раскрывать информацию о качестве залогового портфеля;

- аудит уровня ликвидности индивидуальных ссуд и портфеля заложенного имущества в целом;

- аудит обеспеченности кредитных операций;

- аудит методологических залоговых процедур банка в соответствии с нормативами НБУ и внутрибанковскими положениями на предмет их эффективности;

- аудит залоговой политики банка, положений и методик.

Каждому банку рекомендуется самостоятельно разработать адекватную систему внутрибанковских нормативных документов по риск-менеджменту рисков обеспечения как части общего менеджмента кредитного риска. Необходимо обеспечить систему своевременной актуализации внутрибанковской нормативной базы, которая в случае изменения текущих требований законодательного или нормативного характера, организационной структуры банка и изменения политики банка по отношению к рискам обеспечит доведение изменений до сведения всех ответственных исполнителей, в том числе через периодическое обучение и повышение квалификации. Для всех подразделений функции должны быть четко определены и формализованы, а банк должен сделать все необходимое для того, чтобы избежать конфликта интересов между ними.

Эти меры формализуются в залоговой политике банка, которая, в свою очередь, является частью кредитной политики. Если процедуры и методы управления и мониторинга рисков обеспечения и кредитного риска адекватны, то при обращении взыскания на заложенное имущество банк заранее знает размер необходимых затрат и сумму денег, которая поступит в погашение ссуды.

Залоговые подразделения банков относятся непосредственно к фронт-офису. К типичному функционалу залоговых подразделений относятся:

- предварительная оценка стоимости и состояния потенциального обеспечения ссуды;

- взаимодействие с субъектами оценочной деятельности, проводящими оценку рыночной стоимости обеспечения;

- мониторинг сохранности и состояния;

- плановая переоценка обеспечения и контроль недопущения повторных залогов

Дополнительный функционал для залоговых служб банка, выявленный в результате проведенного исследования, включает возможности:

- комплексной экспертизы потенциального обеспечения согласно разработанным формам и процедурам;

- оценку рисков обеспечения ссуд;

- оценку внутреннего рейтинга обеспечения;

- расчет залоговой стоимости;

- расчет коэффициента реального покрытия ссуды;

- оценку обеспеченности ссуды;

- анализ индивидуальных и портфельных рисков обеспечения;

- анализ рейтинга залогового портфеля;

- разработки комплекса мер и предложений к залоговой политике банка, направленных на управляемость рисками обеспечения и их минимизацию;

- методы и процедуры минимизации рисков ссудного обеспечения.

С учетом результатов проведенного исследования можно сделать вывод о том, что на данном этапе развития залоговых отношений коммерческих банков формирование системы управления обеспечением банковских ссуд должно проходить на двух уровнях:

- на государственном уровне в лице Центробанка;

- на уровне коммерческих банков.

В компетенции регулятора систематизировать требования, правила и процедуры работы с залоговым имуществом в единые стандарты управления, которые включат в себя стандарты оценки стоимости имущества для целей кредитования, стандарты управления рисками обеспечения ссуд и методы управления, и таким образом сформировать базовый концепт системы управления залоговым портфелем.

В компетенции коммерческих банков систематизировать и оптимально принять фрагментарно имеющиеся нормы, правила и процедуры оценки, управления и мониторинга обеспечения банковских ссуд. Стандарты управления обеспечением ссуд целесообразно отразить в залоговой политике банка и положении об управлении рисками обеспечения, которые должны быть рассмотрены и утверждены в соответствии с принципами корпоративного управления и подлежат периодическому пересмотру.

Данный подход отражается в залоговой политике банка, которая включает в себя:

- разделы по администрированию залоговых процедур с учетом разработанных процедур и порядков оценки рисков обеспечения;

- требования к уровню профессионализма и компетенции персонала;

- принципы обеспеченности кредитования;

- оценку функций и принципов обеспечения кредитных операций;

- приоритетность работы с различными видами обеспечения, зависящую от их рискованности;

- дифференциацию применения видов обеспечения в комплексе с формами и сроками кредитования;

- ограничения работы с некачественным, неликвидным и высокорискованным имуществом в качестве обеспечения кредитных обязательств;

- лимиты концентрации видов обеспечения по типам, ликвидности, регионам;

- лимиты обеспеченности кредитных операций, рассчитываемые исходя из предложенных расчетов коэффициентов покрытия и оценки обеспеченности;

- регулярный анализ и контроль качества кредитного портфеля на подверженность его рискам обеспечения;

- периодическое прогнозирование качества портфеля заложенного имущества с целью выявления его потенциально слабых сторон и зон риска.

Бэк-офису банка в лице подразделений риск-менеджмента рекомендуется интегрировать разработанные показатели в общую систему оценки кредитного риска и других нормативов банка, а также проводить их регулярный системный анализ.

К процессу риск-менеджмента должны быть привлечены такие функциональные и структурные подразделения банка, как наблюдательный совет, правление, подразделение по риск-менеджменту (в пределах своих функций по вопросам оперативного количественного и качественного оценивания, контроля и мониторинга кредитного риска и рисков обеспечения, оценки портфельных рисков обеспечения), бэк-офис (контрольные функции за соблюдением установленных требований), фронт-офис (функции принятия банком рисков в пределах полномочий).

Качественная система администрирования и контроля рисков обеспечения кредитов во многом нивелирует размеры потерь по кредитным операциям и позволяет банковской системе сохранять приемлемый уровень доходности от активных операций.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Срок возврата кредита: актуальные проблемы теории и практики (Михеева И.Е.)

Дата размещения статьи: 28.08.2017

подробнее>>

Сфера кредитования как объект правового регулирования (Костюк М.Ф., Селямин А.А.)

Дата размещения статьи: 15.04.2017

подробнее>>

Существенные условия кредитного договора в свете судебной практики (Михеева И.Е.)

Дата размещения статьи: 13.04.2017

подробнее>>

Проценты за пользование кредитом в свете судебной практики (Михеева И.Е.)

Дата размещения статьи: 20.03.2017

подробнее>>

Аннулирование кредитного договора как способ минимизации негативных последствий экономического кризиса (Серова О.А.)

Дата размещения статьи: 16.03.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта