Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Банковская деятельность > Внедрение в банке внутренних процедур оценки достаточности капитала (Зейн А.)

Внедрение в банке внутренних процедур оценки достаточности капитала (Зейн А.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

Внутренние процедуры оценки достаточности капитала (ВПОДК) уделяют особое внимание вопросам безопасности и стабильности банков и направлены на повышение эффективности процессов корпоративного управления и общего руководства. Надлежащая организация ВПОДК и обеспечение их непрерывного применения являются обязанностью совета директоров. В соответствии с установленными правилами высшее руководство банка должно принимать участие в разработке и реализации процедур ВПОДК. 

Для обеспечения надлежащего уровня безопасности и стабильности предусмотрены три линии защиты в управлении банком. Линии защиты позволяют снизить вероятность возникновения конфликта интересов между сторонами, принимающими риски, и лицами, осуществляющими управление рисками. Стороной, которая принимает риски, является отдел по работе с клиентами, а лицо, осуществляющее управление рисками, контролирует и оказывает поддержку по данному отделению бизнеса. В качестве первой линии защиты выступает фронт-офис, а службы управления рисками и отдел внутреннего аудита представляют собой вторую и третью линии защиты соответственно. Структуры управления и бизнес-процессы банков должны стать этими линиями защиты, помочь снизить потенциальные риски и предотвратить возникновение конфликта интересов. В соответствии с ВПОДК каждый сотрудник банка, включая членов совета директоров, несет ответственность за управление рисками.

Новые правила также распространяются на деятельность стратегических и операционных комитетов банка. Правила корпоративного управления в рамках ВПОДК предусматривают равное представительство для лиц, принимающих риски, и сторон, осуществляющих управление рисками, что позволяет снизить вероятность возникновения конфликта интересов и учитывать разные точки зрения в процессе обсуждения различных вопросов на заседаниях комитетов.

Помимо изменения структуры банка первым этапом процесса реализации ВПОДК является внедрение понятия о приемлемом уровне риска ("аппетит к риску"), который лежит в основе стратегии управления капиталом и рисками банка. Приемлемый уровень риска - это уровень риска, который совет директоров готов принять для достижения бизнес-целей, согласованных с высшим руководством. Также важно отметить, что сведения о приемлемом уровне риска позволяют совету директоров осуществлять мониторинг жизнеспособности банка.

Для повышения уровня осведомленности банков о рисках в рамках интеграции ВПОДК вопросы управления капиталом и рисками теперь рассматриваются не отдельно, а в совокупности. После введения новых правил деятельность финансовых подразделений в организациях неразрывно связана с работой отделов по управлению рисками. Аспекты, касающиеся вопросов управления рисками и капиталом, рассматриваются в совокупности при разработке стратегии, формировании бизнес-целей, согласовании сделок и даже определении уровня вознаграждения сотрудников. Внутренние процедуры оценки достаточности капитала определяют официальный подход к данным вопросам и устанавливают ряд требований к экономическому капиталу. Экономический капитал представляет собой внутренний процесс оценки рисков и капитала банка, в ходе которого определяются и оцениваются все существенные риски, а также проводится распределение капитала для защиты от потенциальных убытков. Данные меры позволяют защитить банк от принятия чрезмерных рисков. Для обеспечения эффективности контрольных мер ВПОДК предусматривают необходимость введения банками ряда ограничений, которые позволят высшему руководству оценить размер принимаемых рисков в сравнении с объемом доступного капитала. Этот полезный механизм может использоваться для мониторинга стабильности банка, особенно при наступлении неблагоприятных экономических условий. Еще одним инструментом, внедряемым в рамках стратегии управления рисками и капиталом, является план оздоровления. Он предусматривает создание подробного перечня неблагоприятных ситуаций, с которыми банк может столкнуться, с указанием мер, необходимых для обеспечения успешной работы в дальнейшем. В связи с этим банки приступили к внесению изменений в свои стратегии и определили ограничения в отношении капитальных ресурсов.

В рамках новых правил особое внимание уделяется функции управления рисками в банке. Внедрение внутренних процедур оценки достаточности капитала стало своеобразным стимулом для развития отрасли - они устанавливают официальные требования к работе, выполняемой отделом по управлению рисками, и предусматривают необходимость предоставления отчетов руководителем отдела непосредственно членам правления. В рамках контрольных мер, устанавливаемых новыми правилами, в частности в отношении определения и оценки рисков и капитала, рекомендуется провести автоматизацию ряда процессов, а это означает, что при реализации ВПОДК важную роль будут играть информационные технологии. Основная цель заключается в том, чтобы уменьшить (но не исключить!) использование экспертных оценок. Данные требования носят практический характер, при этом учитывается, что некоторые типы риска не подлежат количественной оценке и могут оцениваться только качественно. Кроме того, следует отметить, что после введения ВПОДК банки получили больше возможностей по управлению рисками, а используемые процедуры и средства определения рисков и управления ими стали более современными и эффективными.

Для того чтобы стратегии управления рисками и капиталом банков соответствовали реалиям настоящего времени и имели практическую ценность, необходимо регулярно проводить процедуру стресс-тестирования, которая официально была признана обязательным компонентом ВПОДК. Стресс-тестирование играет важнейшую роль в понимании слабых сторон стратегии банка и его операционной бизнес-модели. Помимо прочего такой механизм помогает получить необходимое представление о возможных непредвиденных обстоятельствах, которые могут негативно сказаться на надежности и стабильности самого банковского учреждения. "Побочный эффект" этого правила заключается в следующем: для разработки возможных будущих сценариев соответствующие службы банка, занимающиеся вопросами финансирования и управления рисками, работают в тесном взаимодействии, используя макроэкономические данные, которые будут способствовать более реалистичной оценке риска портфелей банка и/или конкретных видов рисков. Большинство системообразующих банков рассматривает стресс-тестирование в числе важнейших факторов, которые не только предопределяют, но и вносят свои коррективы в заявления совета директоров в отношении приемлемых уровней риска, решения высшего руководства в сфере бизнеса и кадровую политику по вопросам начисления и выплаты вознаграждений.

ВПОДК являются первым сводом правил, которые официально закрепляют требования к банковским учреждениям относительно внедрения и обеспечения высоких стандартов в области контроля и управления качеством данных. В целях повышения надежности и стабильности сектора финансовых услуг регулятор подчеркивает важность поддержания высокого качества данных, используемых в рамках ВПОДК. Основным вектором в этом направлении служит система контроля, которая позволяет банкам точно отслеживать негативные последствия и, следовательно, принимать более эффективные меры, направленные на устранение таких последствий. Мероприятия регулятора по контролю за деятельностью банков относительно надежности их средств управления данными заключаются в осуществлении проверок отчетов, полученных советом директоров.

В вопросах перехода к более надежной и стабильной деятельности ВПОДК также делают акцент на важности повышения уровня прозрачности информации. На практике это означает, что проблемы можно выявлять на ранних этапах, что, в свою очередь, позволит своевременно принимать необходимые корректирующие меры. Внедрение этих правил привело к такому явлению, когда ни совет директоров, ни высшее руководство уже не могут обходиться без представляемой в отчетности информации, которая имеет здесь решающее значение. Теперь совет директоров получает более узкоспециализированную информацию, которая включает в себя данные о конкретных видах рисков, результаты стресс-тестирования, а также отчеты о ходе выполнения процедур по определению готовности к принятию риска. Все без исключения советы директоров системообразующих банков отметили существенное увеличение объема и повышение степени детализации информации, которую они ежеквартально получают.

Следует также отметить всеобъемлющий характер правил ВПОДК, охватывающий все банковские службы и подразделения, в том числе и отдел внутреннего аудита, который выступает в качестве третьей линии защиты. Отдел внутреннего аудита отвечает за проведение комплексной проверки соблюдения правил ВПОДК, по итогам которой составляется ежегодный отчет, направляемый совету директоров. Специалисты отдела обязаны придерживаться принципов независимости, то есть заниматься исключительно подготовкой отчета о результатах проведенной проверки без предоставления каких-либо рекомендаций и предложений относительно возможных путей решения выявленных проблем. Такой подход необходим для предотвращения любых конфликтов интересов, которые могут возникнуть в будущем в процессе проведения последующих проверок. С недавних пор системообразующие банки также проводят проверки своих процессов на предмет соблюдения правил ВПОДК. Обращает на себя внимание и тот факт, что специалисты многих отделов внутреннего аудита постоянно совершенствуют свои профессиональные знания, параллельно занимаясь разработкой новых процессов и технологий.

В настоящее время отечественный банковский сектор находится на стадии внедрения ВПОДК. Многие банки усматривают в этом ужесточение регулятивной нагрузки, не замечая истинных преимуществ, которые они смогут получить от внедрения правил ВПОДК. Нововведения предназначены в качестве руководства в практической деятельности, и многие банки уже смогли применить их в работе для рационализации своих организационно-управленческих структур, определения более четких ориентиров деловых стратегий, выявления нерентабельных бизнес-единиц и разработки системы раннего оповещения о рисках. Методы ВПОДК неоднократно использовались для выявления так называемых проблемных банков, что не только повлияло на позиции банковских учреждений в специализированных рейтингах, но и повлекло за собой изменения клиентской базы в финансовом секторе. Регуляторы все чаще прибегают к новым правилам для того, чтобы вводить дополнительные нормативы и требования к достаточности собственных средств (капитала) в отношении тех банков, которые, по их мнению, в недостаточной мере реализуют принципы и процедуры ВПОДК.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 ноября 2017 г.
Проект Федерального закона № 311128-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части санации страховых организаций"

Законопроект подготовлен во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 июля 2017 г. № Пр-1329. Его цель - совершенствование законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) в части введения возможности осуществления мер по предупреждению банкротства страховой организации с участием Банка по аналогии с процедурой финансового оздоровления кредитных организаций.




25 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 296412-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)"

Целью Законопроекта является закрепление механизма по противодействию несанкционированным переводам денежных средств, не требующего существенных временных и финансовых трудовых затрат, как первый шаг на пути создания унифицированной и комплексной системы противодействия любым несанкционированным операциям на финансовом рынке, которая в дальнейшем может быть распространена и на другие сектора финансового рынка (рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.).




17 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 287844-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.




15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона № 266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.



В центре внимания:


Платежные карты "Мир": переходный период (Пономарева О.А.)

Дата размещения статьи: 26.10.2017

подробнее>>

Особенности управления рисками в банках (Кудрявцев В.С.)

Дата размещения статьи: 24.10.2017

подробнее>>

Понятие bail-in и его законодательное регулирование за рубежом (Храпова М.О.)

Дата размещения статьи: 07.04.2017

подробнее>>

Совершенствование банковского законодательства с учетом принципов банковской деятельности (Самигулина А.В.)

Дата размещения статьи: 05.04.2017

подробнее>>

Информация Банка России о ключевой ставке: правовое значение и функции (Кондукторов А.С.)

Дата размещения статьи: 20.03.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта