Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Аудиторская деятельность > Экологический учет и аудит в рыночных условиях (Чхутиашвили Л.В.)

Экологический учет и аудит в рыночных условиях (Чхутиашвили Л.В.)

Дата размещения статьи: 10.03.2017

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития экологического учета и аудита в рыночных условиях, являющихся ключом к устойчивому развитию российских организаций. 

В последние десятилетия в мире наблюдается стремительная экологизация экономики. На фоне значительных темпов экономического роста стабилизировалось потребление минерального сырья, сократилось загрязнение атмосферного воздуха и водных ресурсов, получили развитие современные природоохранные технологии. Экологизация хозяйственной деятельности становится одним из важнейших факторов конкурентоспособности мирового производства.

Природные и антропогенные факторы оказывают постоянное и значительное воздействие на человека и окружающую его среду. Сейчас задача наиболее прогрессивной части общества - максимально снизить силу воздействия человека на природу. Самый эффективный метод достижения этой цели - формирование новой экономики, ориентированной на восстановление и поддержание экологического равновесия, и новой идеологии, снижающей значимость материальных ценностей.

Одной из проблем экологичной экономики в свете концепции устойчивого развития является разработка и совершенствование направлений и принципов экологического учета и контроля, которые включают в себя экологический бухгалтерский учет, отчетность по природоохранной деятельности и внутренний экологический аудит.

 

Экологический бухгалтерский учет 

Связь между управлением природоохранной деятельностью и экологическим учетом вполне понятна. Основания, по которым в условиях коммерциализации в корпоративном учете целесообразно выделить учет операций по природоохранной деятельности, достаточно очевидны [5]:

- на счетах организации должны отражаться операции по охране окружающей среды и влияние расходов, рисков и обязательств, связанных с природоохранной деятельностью, на финансовое положение организаций;

- инвесторам для принятия инвестиционных решений необходимо располагать информацией по экологическим мероприятиям и расходам, связанным с природоохранной деятельностью;

- вопросы природоохранной деятельности являются также предметом управленческой деятельности: менеджерам необходимо выявлять и распределять природоохранные затраты для правильной калькуляции себестоимости продукции и принятия инвестиционных решений;

- организации могут иметь преимущества в конкурентной борьбе, если они окажутся способными показать, что их товары и услуги отвечают требованиям экологической безопасности;

- бухгалтерский учет является ключом к устойчивому развитию хозяйственной деятельности и экологической безопасности природопользователей.

Эффективный с точки зрения защиты окружающей среды режим работы оборудования природопользователей снижает вредное воздействие последних на окружающую природу, одновременно повышая рентабельность их деятельности. Экологическая эффективность в этом случае может быть измерена только при ведении экологического бухгалтерского учета, который предоставляет точную и достоверную информацию по природоохранным расходам, экологическим обязательствам и воздействию хозяйственной деятельности организаций на окружающую природную среду.

Российские организации, стремящиеся увеличить объемы финансирования с западных рынков капитала, понимают, что если в бухгалтерских балансах не будет представлена информация по экологическим обязательствам, это снизит доверие инвесторов к финансовым отчетам. Инвесторы, подозревающие о существовании таких обязательств, но не располагающие их оценкой, повысят стоимость капитала для российских организаций ввиду повышения риска.

Следовательно, экологическая информация должна стать неотъемлемой частью при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, в первую очередь интегрированной финансовой отчетности. В то же время сегодня в России нет нормативных актов, регулирующих учетную деятельность в области экологии и требующих подробного отражения в финансовой отчетности обязательств и затрат, связанных с природоохранной деятельностью.

Заметим, что учет экологических затрат не новшество для российской практики. Данные о подобных затратах организации обязаны представлять в рамках статистического наблюдения (в частности, это формы N 4-ОС "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах", N 18-КС "Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов" и др.).

Однако анализ состояния экологического бухгалтерского учета и отчетности по природоохранной деятельности природопользователей выявил недостаточный уровень их организации. Экологический бухгалтерский учет ведется в организациях не системно, зачастую выборочно, в целях подготовки экологической статистической отчетности. Основная часть текущих природоохранных затрат не выделяется в обособленные статьи бухгалтерского учета и отчетности.

Более того, во многих организациях имеет место неупорядоченность учета природоохранных затрат, когда они не только не выделяются, но и, особенно текущие, "растворяются" в себестоимости, необоснованно относятся на охрану труда и технику безопасности или только на общехозяйственные либо прочие расходы. Поэтому разработка основ развития экологического бухгалтерского учета приобретает особую социально-экономическую значимость в целях предотвращения кризисных явлений в экономике.

Все это не способствует организации контроля за эффективностью экологических затрат, не позволяет принимать оптимальные управленческие решения по центрам ответственности, что в итоге влияет на конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Определения экологического учета в специальной литературе нет. По мнению автора, к этому вопросу можно подойти с позиций характеристик экологического бухгалтерского учета, к которым можно отнести:

- возрастание роли государственного регулирования экономики;

- усиление контроля за экологическими расходами и обязательствами;

- осуществление контроля за природоохранными мероприятиями;

- учет экологических рисков;

- обязательность составления отчетности по природоохранной деятельности;

- оценку возможности реализации и эффективности проведения природоохранных и компенсационных мероприятий;

- необходимость добросовестного исполнения профессиональных обязанностей бухгалтерами и осуществление общественного контроля в области охраны окружающей среды;

- рост социальной ответственности природопользователей.

На наш взгляд, экологический бухгалтерский учет можно представить как процесс отражения в системе бухгалтерского учета природоохранных затрат и обязательств организаций, а также эколого-экономических результатов деятельности хозяйствующих субъектов с целью управления бизнесом и завоевания оптимальной эколого-экономической ниши на рынке товаров и услуг.

Система экологического бухгалтерского учета включает в себя следующие основные составляющие, каждая из которых имеет свою экономическую значимость:

- учет природоохранных расходов;

- учет экологических финансовых обязательств;

- отчетность по природоохранной деятельности.

Система экологического учета даст возможность организовать контроль затрат по центрам ответственности, объективно отразить их при формировании себестоимости продукции, получить достоверную и более полную информацию для принятия управленческих решений по эколого-экономическим вопросам.

Учет природоохранных расходов, связанных с ограничением в ходе обычных производственных процессов всех видов их неблагоприятного воздействия на окружающую среду до приемлемых уровней, позволяет рассматривать их как расходы на природоохранную деятельность.

Учет экологических финансовых обязательств охраны окружающей среды - это учет затрат, являющихся следствием событий прошлого, текущего и будущих периодов. Прямой учет этих затрат ведет к снижению финансовых показателей деятельности организации и ее подразделений.

Игнорирование экологических обязательств в бухгалтерском учете и, как следствие, невключение их в отчетность опасно по многим причинам. Во-первых, мажоритарные акционеры могут пожелать учесть оценку этих обязательств в цене акций. Во-вторых, отсутствие определенной политики в отношении экологических обязательств может привести к тому, что управленческий персонал не будет своевременно обращать внимание руководства на экологические проблемы. В-третьих, за организацией может утвердиться репутация безответственной.

Достоверность перспективной оценки финансовых обязательств в области охраны окружающей среды, зависящей в первую очередь от прямых затрат будущих периодов экологического характера, в российских условиях весьма низка по причине недостаточности и недостоверности информации.

Оценка расходов будущих периодов организации должна характеризовать в денежном выражении ее экологические обязательства:

- на период ожидаемой стабильности и прогнозируемости законодательных и правовых актов в области охраны природы и соответствующего налогообложения;

- по этапам и проектам развития организации согласно стратегии ее развития;

- во временных рамках - согласно условиям инвестиционных, кредитных и иных соглашений.

Расходы будущих периодов включают следующие составляющие:

- плановые затраты на природоохранное обеспечение текущей производственной деятельности;

- плановые затраты на природоохранную деятельность по перспективным проектам, утвержденным организацией и согласованным с природоохранными органами, другими заинтересованными органами исполнительной власти;

- вероятностные затраты на локализацию, смягчение и ликвидацию экологически опасных последствий внештатных и аварийных ситуаций природоохранного и техногенного характера;

- обязательные платежи (нормативные, сверхнормативные, штрафы) в бюджеты разных уровней;

- затраты на участие в федеральных, региональных и муниципальных программах экологического оздоровления территории в зоне деятельности организации;

- затраты на ведение судебных дел и удовлетворение исков экологического характера к организации со стороны органов власти, юридических и физических лиц;

- затраты организации на формирование благоприятного общественного мнения и создание имиджа экологически безопасного производства.

Все составляющие экологических расходов будущих периодов имеют в той или иной степени возвратный характер благодаря частичной прибыльности и самоокупаемости природоохранной деятельности, различным льготам и привилегиям, зачету обязательных платежей и т.п.

Раскрытие информации о природоохранной деятельности организации в ее годовом бухгалтерском отчете помогает собственникам оценить деятельность руководства, обеспечивает широкий общественный контроль, способствует формированию положительного имиджа организации.

 

Отчетность по природоохранной деятельности организации 

Экологическая бухгалтерская отчетность - это отчетность:

- по инвестициям в природоохранную деятельность;

- по общефирменным расходам на охрану окружающей среды и степени их влияния на финансовые результаты деятельности организации;

- по расходам на научные исследования и разработки в области охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- по расходам на управление природоохранной деятельностью и ее планирование;

- по расходам, связанным с ликвидацией последствий наносимого окружающей среде ущерба;

- по возмещенным расходам, уплаченным добровольно или по решению суда за нарушение экологического законодательства;

- по финансовым последствиям природоохранных мероприятий.

Недостаточное внимание к проблеме подготовки отчетности по природоохранной деятельности существенно увеличивает риск искажения финансовой информации, в том числе формирующейся в рамках экологического бухгалтерского учета и отчетности по природоохранной деятельности организации [4].

Отчетность по природоохранной деятельности вместе с информацией о финансовом положении организации должна быть объединена в интегрированную отчетность. В ней должны быть сформулированы эколого-экономические цели для обеспечения стабильного развития организации. В этой связи необходимо разработать структуру, формы экологического отчета и методику его подготовки.

Экологический отчет должен отражать:

- суть экологических проблем, относящихся к деятельности природопользователя и отрасли, в которую он входит;

- экологическую политику и программы, принятые природопользователем в отношении природоохранных мер;

- изменения в его деятельности, произошедшие со времени принятия экологической политики;

- целевые показатели выбросов и сбросов в окружающую среду, установленные предприятием, и то, как деятельность предприятия соотносится с этими показателями;

- в какой степени принятие природоохранных мер было продиктовано законодательными и нормативными актами, в какой степени требования законодательства (например, сроки сокращения объема выбросов и сбросов) выполняются;

- любые существенные судебные разбирательства в соответствии с законодательством об охране окружающей среды, информацию о потенциально серьезных экологических проблемах;

- финансовые последствия мероприятий по охране окружающей среды в текущем периоде и любые конкретные последствия для будущих периодов, а при существенных последствиях - сумму, отнесенную в текущем периоде на счет операций, связанных с природоохранными мероприятиями, к которым они относятся.

Такой экологический отчет будет способствовать улучшению качества, достоверности и оперативности внутрипроизводственной эколого-экономической информации и на этой основе упорядочению экологического и экономического контроля, повышению уровня объективности принимаемых управленческих решений. Наряду с этим, организации могут иметь преимущества в конкурентной борьбе, если они окажутся способными показать, что их товары и услуги предпочтительней с экологической точки зрения. Последнее обстоятельство позволит достичь достоверности и своевременности статистической отчетности, а внешним пользователям будет предоставлена возможность оценить степень риска экономических отношений с предприятием в случае, если хозяйствующий субъект сочтет возможным обнародовать свою экологическую отчетность (или если учетная политика хозяйствующего субъекта допускает ее раскрытие).

 

Внутренний экологический аудит 

Внутренний экологический аудит направлен на повышение эффективности деятельности предприятия с позиций его природоохранной деятельности.

В практике работы российских промышленных компаний осознание значимости вопросов экологии проявляется в постоянной необходимости расходования средств на охрану и восстановление окружающей среды, а это влечет за собой потребность в организации экологического учета, качество информации которого может оказывать существенное влияние на принятие управленческих решений. Причем эти решения должны во взаимосвязи учитывать не только интересы самой организации, но и общие социально-экономические задачи охраны атмосферы, водных и земельных ресурсов, здоровья населения, а также интересы хозяйствующих субъектов.

Для принятия инвестиционных решений инвесторам необходимо располагать информацией по экологическим мероприятиям и расходам, связанным с природоохранной деятельностью. Природоохранная деятельность является также предметом управления охраной окружающей среды: менеджеры должны выявлять и распределять природоохранные затраты таким образом, чтобы можно было обеспечить правильное калькулирование себестоимости продукции и принятие инвестиционных решений на основе реальных издержек и выгод.

Согласно действующему российскому законодательству российские организации - природопользователи обязаны обеспечить рациональное природопользование, охрану окружающей среды, а также собственную защищенность от негативного воздействия загрязненной окружающей среды, которое может проявиться в виде воздействия опасных факторов на здоровье персонала, на состояние производственных сооружений, на ход технологических процессов. Решению всех этих задач может способствовать внедрение в организациях-природопользователях внутреннего экологического аудита.

При проведении внутреннего экологического аудита проверяется не только отчетность по природоохранной деятельности организации, но и аудируются технологическое оборудование и процессы, система управления качеством окружающей среды, вырабатываются рекомендации по соответствию природоохранной деятельности экологическому законодательству Российской Федерации и оптимизации антропогенного воздействия природопользователей на окружающую среду [3].

Внутренний экологический аудит является не только инструментом экологического контроля, но и показателем эффективного управления качеством окружающей природной среды. Он позволяет уменьшить экологический риск организации, отражаемый в отчетности по природоохранной деятельности, повысить уровень социальной ответственности бизнеса.

Экологический бухгалтерский учет, отчетность по природоохранной деятельности и внутренний экологический аудит способствуют повышению инвестиционной привлекательности организаций-природопользователей и предопределяют заинтересованность собственников в их реализации на практике.

Сегодня выявилась необходимость в совершенствовании методологии и организации проведения экологического аудита для обеспечения конкурентоспособности российских компаний на мировом рынке. Организация, стремящаяся быть экологически эффективной, должна регулярно информировать общественность о результатах осуществления экологических мероприятий. От результатов экологического аудита зависит принятие экологически значимых проектных решений (покупка земельного участка, строительство новых цехов или расширение действующего производства, внедрение экологически чистых технологий и пр.).

Экологический учет и аудит позволят улучшить экологическую ситуацию в стране только тогда, когда они будут носить обязательный для всех российских организаций - природопользователей характер, когда внутренний экологический аудит будет проводиться с определенной периодичностью, когда будут разработаны формы, методы и способы его проведения и практической реализации.

Литература

1. Демина Л.А. Экологический аудит: прошлое, настоящее, будущее // Экономика, техника, экология. 1999. N 11.
2. Экологический учет и аудит: Сб. статей / Под ред. Л.З. Шнейдмана. М.: ФБК-ПРЕСС, 1997. 192 с.
3. Чхутиашвили Л.В. Экологический аудит: проблемы и пути их решения // Аудитор. 2016. N 1 (251). С. 22 - 29.
4. Чхутиашвили Л.В. Аудит интегрированной отчетности компаний в условиях интеграции России в систему мировой экономики и международной экологической безопасности // Налоги. 2014. N 5. С. 18 - 22.
5. Чхутиашвили Л.В. Организация и совершенствование экологического учета на российских предприятиях // Lex Russica - Русский закон. 2014. N 2 (февраль). С. 185 - 198.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 апреля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1145324-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"

Законопроектом предлагается установить: обязанность кредиторов рассчитывать показатель долговой нагрузки в установленных Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)"случаях; определение нормативного порядка расчета показателя долговой нагрузки; обязанность кредитора уведомлять заемщика в письменной форме о рисках, обусловленных высоким значением показателя долговой нагрузки (если указанное значение превышает 50 процентов). 




23 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1133091-7 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О противодействии коррупции"

Законопроектом устанавливается антикоррупционный механизм, санкционирующий обращение в доход РФ денежных средств, поступивших на счета в банках и иных кредитных организациях лица, которое замещает должность, связанную с осуществлением полномочий предусматривающих за собой обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход такого лица за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, свидетельствующие о законности их получения.




20 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1132098-7 "О внесении изменений в статью 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - отмена возложения на собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию не принадлежащего им имущества (прилегающих территорий, границы которых определяются правилами благоустройства территории муниципального образования), что противоречит положениям жилищного законодательства и нарушает их права.




16 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1129690-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предусматривает внесение изменений согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежит возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком. Последний же в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществленного потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.




11 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1126643-7 "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является совершенствования механизма оказания мер государственной поддержки субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Для этого проектом предлагается включить крестьянские (фермерские) хозяйства в общее понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", предусмотренное частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона, распространив на них установленные в ней условия.



В центре внимания:


Аудиторская проверка общества с ограниченной ответственностью: комментарий к Федеральному закону от 08.02.1998 N 14-ФЗ (Вайпан В.А.)

Дата размещения статьи: 12.02.2021

подробнее>>

Аудиторское заключение как судебное доказательство (Мохов А.А.)

Дата размещения статьи: 29.03.2017

подробнее>>

Стандартизация аудита субъектов государственного сектора экономики (Ситнов А.А.)

Дата размещения статьи: 13.03.2017

подробнее>>

Экологический учет и аудит в рыночных условиях (Чхутиашвили Л.В.)

Дата размещения статьи: 10.03.2017

подробнее>>

Международные стандарты аудита и оценка качества аудиторских услуг (Лосева Н.А.)

Дата размещения статьи: 21.02.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.