Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Банковская деятельность > Лимитная политика банка (Пашков Р., Юденков Ю.)

Лимитная политика банка (Пашков Р., Юденков Ю.)

Дата размещения статьи: 15.03.2017

Лимитной политике российские банки уделяют пока недостаточно внимания, традиционно ограничиваясь лимитированием операций по межбанковскому кредитованию и по операциям филиалов банка. Вместе с тем лимитирование является одним из обязательных пунктов комплексной проверки банка, проводимой ЦБ РФ. В статье рассматриваются различные подходы к формированию и контролю конкретных банковских лимитов. Предлагаются, в частности, основы методики формирования положения по контролю лимитов. При этом лимитная политика рассматривается как часть управления банком и неотъемлемый элемент его деятельности.

 

Введение 

Формирование лимитной политики является необходимым атрибутом распределения полномочий как в банке, так и в филиале, с одной стороны, а с другой - представляет собой часть бизнес-процессов банка. По сути, вся деятельность банка сопровождается ограничениями, в числе которых присутствует лимитная политика, а также, например, стратегия развития банка, материальные ресурсы и т.д.

Разработка лимитной политики касается всех процедур управления активами и пассивами банка, что обеспечивает так необходимую для банка финансовую устойчивость. В специфических российских условиях, заданных регулятором, банки вынуждены проводить сдержанную кредитную и депозитную политику, что и отражается на структуре их активов и пассивов. Каждый банк, исходя из специфики банковской политики, финансового состояния, состава клиентов, структуры ресурсов, определяет оптимальность структуры активов и пассивов с позиции ее диверсифицированности.

Механизмом обеспечения такой рациональности (процесса оптимизации) зачастую выступают устанавливаемые лимиты для отдельных сфер вложения. Соблюдение этих лимитов может служить показателем оптимальной диверсификации активов. Однако использование такого механизма предполагает установление лимитов по всем основным направлениям вложений ресурсов, а также и внутри этих направлений (по видам ссуд, видам ценных бумаг, видам валюты и т.д.).

При этом лимиты могут быть установлены в абсолютных или относительных величинах. Относительный показатель, как правило, выражается в виде определенного соотношения с капиталом банка. Критерием установления определенного (более высокого, среднего, низкого) соотношения с капиталом является степень риска конкретных вложений. Чем выше степень риска, тем ниже норматив устанавливаемого лимита.

Следовательно, механизм лимитирования предполагает предварительное углубленное изучение рискованности активов и различных их портфелей исходя из степени риска, на основе его определяются лимиты для каждого направления вложений, а затем проводится изучение фактической структуры активов на предмет ее соответствия соответствующим лимитам.

Таким образом, анализ и оценка степени диверсифицированности активов непосредственно связаны с анализом других характеристик качества активов - рискованности, доходности и ликвидности.

Диверсифицированность пассивов выражается в разнообразии инструментов привлечения банком средств, в разнообразии круга клиентов и отраслей, к которым они принадлежат, в способах формирования ресурсов, в соблюдении объемных лимитов привлечения средств в отношении отдельно взятого клиента.

Показателями диверсифицированности обязательств являются структурные показатели, характеризующие долю различных видов привлеченных ресурсов в общей их сумме, отраслевое и поклиентское распределение привлеченных средств, отношение крупных депозитов к объему собственного капитала банка.

 

Лимитная политика банка 

1. Общие положения 

1.1. Область применения документа 

Лимитная политика банка (далее - политика) является внутренним документом банка (далее - банк), определяющим политику банка в области установления и соблюдения лимитов рисков, принимаемых банком в процессе своей деятельности (далее - лимиты рисков).

Политика направлена на реализацию стратегии управления рисками банка и ориентирована на ограничение размера возможных убытков банка, связанных с реализацией факторов рисков, принимаемых банком в своей деятельности.

Политика содержит основные понятия и определения, используемые банком при реализации политики банка в области установления и соблюдения лимитов рисков, описание функционирования системы лимитирования банка в целом и по каждому виду лимитов рисков банка в отдельности.

Политика отвечает всем требованиям и рекомендациям Банка России и акционеров банка, а также положениям современной теории и практики управления рисками.

Политика обязательна к применению органами управления, рабочими коллегиальными органами, структурными подразделениями и должностными лицами банка, осуществляющими принятие решений по осуществлению операций, несущих риски.

 

1.2. Основные понятия и определения 

Система лимитирования - система принятия и исполнения управленческих решений органов управления банка и рабочих коллегиальных органов банка, а также выполнения определенных функций структурными подразделениями и должностными лицами банка, направленных на установление и соблюдение лимитов рисков банка, а также контроль соблюдения лимитов рисков банка и информирование органов управления банка о соблюдении лимитов рисков банка.

Лимит риска - максимальный уровень неопределенности, принимаемой банком при осуществлении своей деятельности, представляющий собой предельно допустимую качественную или количественную характеристику (совокупность характеристик) объектов (источников, зон) рисков, принимаемых банком в процессе осуществления своей деятельности.

Лимиты рисков банка классифицируются на следующие основные группы:

- предельно допустимый совокупный уровень риска банка;

- предельно допустимые значения уровней рисков, принимаемых банком в своей деятельности;

- лимиты операций банка, несущих риски;

- структурные лимиты банка.

Предельно допустимый совокупный уровень риска - максимальный размер суммы основных рисков банка в количественном выражении, отражающий контур неопределенности достижения банком стратегических целей и решения стратегических задач, в том числе максимизации размера чистой прибыли и темпов роста собственных средств (капитала) банка.

Предельно допустимые значения уровня рисков - максимальные или минимальные значения количественных и (или) качественных показателей уровня рисков, отражающие предельно допустимые значения качественных характеристик объектов (источников, зон) рисков, принимаемых банком в процессе осуществления своей деятельности.

Лимиты операций, несущих риски, - максимальные размеры операций банка, несущих риски, отражающие предельно допустимые значения количественных характеристик объектов (источников, зон) рисков, принимаемых банком в процессе осуществления данных операций.

Структурные лимиты - максимальные или минимальные размеры соотношений различных видов активов и пассивов баланса банка, отражающие предельно допустимые значения показателей, позволяющих считать структуру баланса банка эффективной с точки зрения уровня рисков, принимаемых банком в процессе своей деятельности.

 

2. Описание функционирования системы лимитирования 

Система лимитирования банка состоит из следующих основных блоков:

- установления лимитов рисков банка;

- соблюдения лимитов рисков банка;

- контроля соблюдения лимитов рисков банка;

- информирования органов управления банка о соблюдении (несоблюдении) лимитов рисков банка.

 

2.1. Установление лимитов рисков банка 

Лимиты рисков банка устанавливаются органами управления банка или коллегиальными рабочими органами банка.

Установление лимитов рисков операций представляет собой следующий набор воздействий на объект (зону, источник) риска банка.

Этапы процесса установления лимитов рисков банка:

- инициирование вопроса установления лимитов рисков банка;

- предварительное определение размера лимитов рисков банка;

- вынесение вопроса об установлении лимитов рисков банка на рассмотрение соответствующего органа управления банка или коллегиального рабочего органа банка;

- принятие решений по вопросу установления лимитов рисков банка соответствующим органом управления банка или коллегиальным рабочим органом банка;

- доведение информации о принятом решении по вопросу установления лимитов рисков банка до заинтересованных структурных подразделений и (или) должностных лиц банка.

2.1.1. Инициирование вопроса установления лимитов рисков банка.

Инициирование вопросов установления лимитов рисков банка осуществляется в следующих случаях:

- при необходимости осуществления (продолжения осуществления, увеличения объемов) операций, несущих риск;

- по требованию внутренних документов банка, определяющих организацию управления рисками банка.

2.1.1.1. Инициаторами вопросов установления лимитов рисков банка при необходимости осуществления (продолжения осуществления, увеличения объемов) операций, несущих риск, являются структурные подразделения банка, осуществляющие операции, несущие риски.

Руководитель структурного подразделения банка, инициирующего вопрос установления лимитов рисков банка, в письменном виде или по электронной почте направляет соответствующий запрос на проведение оценки целесообразности установления лимита в отдел анализа рисков банка.

Начальник отдела анализа рисков банка формирует письменное заключение о результатах оценки целесообразности установления лимита и направляет данное заключение на имя руководителя соответствующего структурного подразделения письменно или по электронной почте.

2.1.1.2. Инициатором вопросов установления лимитов рисков банка по требованию внутренних документов банка, определяющих организацию управления рисками банка, является отдел анализа рисков банка.

Инициирование вопросов установления лимитов рисков банка по требованию внутренних документов банка осуществляется отделом анализа рисков банка в течение пяти рабочих дней после утверждения внутреннего документа соответствующим органом управления банка или наступления срока утверждения (пересмотра) лимитов рисков банка.

2.1.2. Предварительное определение размера лимитов рисков банка.

Предварительное определение размера лимитов банка производится отделом анализа рисков банка по запросу структурного подразделения банка, инициирующего вынесение вопроса об установлении лимитов рисков, либо по инициативе отдела анализа рисков банка.

Запрос о предварительном определении размера лимита направляется на имя начальника отдела анализа рисков банка в письменном виде или по электронной почте.

Отдел анализа рисков банка формирует письменное заключение о результатах предварительного определения размера лимита. Данное заключение направляется начальником отдела анализа рисков должностному лицу банка, направившему запрос о предварительном определении размера лимита письменно или по электронной почте.

2.1.3. Вынесение вопросов об установлении лимитов рисков банка на рассмотрение соответствующего органа управления банка или коллегиального рабочего органа банка.

Вопросы об установлении лимитов рисков банка рассматриваются на заседании органов управления банка или коллегиальных рабочих органов банка (в зависимости от вида лимита).

Вынесение вопросов об установлении лимитов рисков банка на рассмотрение соответствующего органа управления банка или коллегиального рабочего органа банка осуществляется структурными подразделениями, осуществляющими операции, несущие риски, либо отделом анализа рисков банка.

При вынесении вопросов об установлении лимитов рисков банка на рассмотрение соответствующего органа управления банка или коллегиального рабочего органа банка представляются следующие документы:

- результаты оценки целесообразности установления лимитов рисков банка (при необходимости);

- результаты предварительного определения размера лимитов рисков банка;

- прочие необходимые документы (в зависимости от вида лимита).

2.1.4. Принятие решений по вопросу установления лимитов рисков банка соответствующим органом управления банка или коллегиальным рабочим органом банка.

Порядок принятия решений по вопросу установления лимитов рисков банка устанавливается внутренними документами банка, определяющими организацию работы органов управления банка или коллегиальных рабочих органов банка.

Лимиты рисков банка либо устанавливаются на определенный срок, либо носят бессрочный характер. Лимиты, носящие бессрочный характер, должны пересматриваться по мере необходимости, не реже одного раза в год.

При рассмотрении вопроса установления лимитов банка решением соответствующего органа управления банка или коллегиального рабочего органа банка размер лимита, предоставленного в рамках предварительного расчета, может быть изменен. Факт изменения размера лимита, предоставленного в рамках предварительного расчета, вносится в протокол заседания соответствующего органа управления банка или коллегиального рабочего органа банка.

Информация о принятом решении по вопросу установления лимитов рисков банка отражается в протоколе заседания органа управления банка или коллегиального рабочего органа банка.

2.1.5. Доведение информации о принятом решении по вопросу установления лимитов рисков банка заинтересованным структурным подразделениям и (или) должностным лицам банка.

Информация о принятом решении по вопросу установления лимитов рисков банка доводится начальником отдела анализа рисков до заинтересованных структурных подразделений и (или) должностных лиц банка.

При необходимости секретарем органа управления банка или коллегиального рабочего органа банка формируется выписка из протокола заседания органа управления банка или коллегиального рабочего органа банка. Данная выписка, заверенная председателем органа управления банка или коллегиального рабочего органа банка, направляется заинтересованным структурным подразделениям или должностным лицам банка.

 

2.2. Соблюдение лимитов рисков банка 

Соблюдение лимитов рисков банка обязательно для органов управления банка, коллегиальных рабочих органов банка, структурных подразделений или должностных лиц банка.

Ответственность за соблюдение лимитов рисков возлагается на структурные подразделения банка, осуществляющие операции, несущие риски, либо на отдел анализа рисков банка (в зависимости от вида лимита).

 

2.3. Контроль соблюдения лимитов рисков банка 

Контроль соблюдения лимитов рисков банка осуществляется на двух уровнях:

- постоянный контроль соблюдения лимитов рисков непосредственно структурными подразделениями банка, осуществляющими операции, несущие риски;

- ежемесячный мониторинг соблюдения лимитов отделом анализа рисков банка.

2.3.1. Постоянный контроль соблюдения лимитов рисков банка предполагает непрерывное наблюдение за состоянием объекта (зоны, источника) рисков, принимаемых банком в процессе своей деятельности.

Постоянный контроль соблюдения лимитов рисков банка может производиться:

- руководителями структурных подразделений банка, осуществляющих соответствующие операции, несущие риски;

- сотрудниками структурных подразделений, осуществляющих соответствующие операции, несущие риски, в чьи должностные обязанности входит сопровождение соответствующих операций.

В случае выявления факта несоблюдения (нарушения) лимита рисков банка в режиме реального времени руководитель соответствующего структурного подразделения банка принимает все возможные меры, необходимые для устранения несоблюдения (нарушения) лимита рисков банка. В случае невозможности устранить несоблюдение (нарушение) лимита рисков банка руководитель соответствующего структурного подразделения банка доводит данный факт до сведения председателя правления банка. Председатель правления банка создает рабочую группу с целью выявления причин нарушения лимита рисков банка и определения степени воздействия факта нарушения лимита рисков банка на финансовое состояние банка и соблюдение обязательных нормативов, установленных Банком России.

2.3.2. Мониторинг соблюдения лимитов производится отделом анализа рисков банка по каждому виду установленного лимита рисков банка в отдельности на регулярной основе. По результатам мониторинга отделом анализа рисков банка формируются отчеты о соблюдении (несоблюдении) лимитов рисков банка.

 

2.4. Информирование органов управления банка о соблюдении (несоблюдении) лимитов рисков банка 

Информирование органов управления банка о соблюдении (несоблюдении) лимитов рисков банка осуществляется в виде формирования и рассмотрения отчетов о соблюдении (несоблюдении) лимитов рисков банка.

Информирование органов управления банка о соблюдении (несоблюдении) лимитов рисков банка осуществляется в виде формирования и рассмотрения отчетов о соблюдении (несоблюдении) лимитов рисков банка и производится в порядке, установленном для каждого вида лимита рисков в отдельности.

Характер информирования органов управления банка о соблюдении (несоблюдении) лимитов рисков банка следующий:

- общее собрание акционеров банка - в составе годовых отчетов, представляемых на общее годовое собрание акционеров банка;

- совет директоров банка - не реже одного раза в квартал;

- правление банка - не реже одного раза в месяц;

- председатель правления банка - в случае несоблюдения (нарушения) лимита - незамедлительно.

 

3. Предельно допустимый совокупный уровень риска 

Предельно допустимый совокупный уровень риска банка устанавливается по требованию "Политики управления рисками КБ "Международный банк развития" (ЗАО)".

Предельно допустимый совокупный уровень риска банка представляет собой максимальный размер суммы основных рисков банка в количественном выражении в соответствии с таблицей 1, в результате подстановки которой в формулу расчета норматива достаточности собственных средств (капитала) (Н1) банка размер норматива не снизится ниже его предельно допустимого значения.

 

Основные риски банка, включаемые в расчет предельно допустимого совокупного уровня рисков 

Наименование риска

Оценка риска

Операционный риск

Размер минимальных требований к собственным средствам (капиталу) на покрытие операционного риска, определенный в соответствии с внутренним документом банка по организации управления операционным риском

Процентный риск банковского портфеля

Размер возможного снижения экономической стоимости банка, определенный с помощью оценки процентного риска банковского портфеля методом дюрации, определенный в соответствии с внутренним документом банка по организации управления процентным риском банковского портфеля

Рыночный риск

Размер минимальных требований к собственным средствам (капиталу) на покрытие рыночного риска, определенный в соответствии с внутренним документом банка по организации управления рыночным риском (по каждому компоненту риска в отдельности)

Кредитный риск

Размер минимальных требований к собственным средствам (капиталу) на покрытие кредитного риска, определенный в соответствии с внутренним документом банка по организации управления кредитным риском

Предельно допустимое значение норматива достаточности собственных средств (капитала) (Н1) банка устанавливается советом директоров с учетом толерантности банка к принятию рисков в соответствии со стратегией развития банка.

Предельно допустимый совокупный уровень риска банка и предельно допустимое значение норматива достаточности собственных средств (капитала) (Н1) банка утверждаются советом директоров и пересматриваются по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Контроль соблюдения предельно допустимого совокупного уровня риска банка, установленного советом директоров, осуществляется отделом анализа рисков банка ежеквартально.

Результаты контроля соблюдения предельно допустимого совокупного уровня риска банка в обязательном порядке доводятся до сведения правления банка и совета директоров банка.

 

4. Предельно допустимые значения уровня рисков 

Предельно допустимые значения уровня рисков определяются на основании следующих параметров:

- характера отношения банка к объекту (источнику, зоне) зоны с позиции принятия данного риска (приемлемый или неприемлемый риск);

- требований законодательства РФ, в том числе нормативных документов Банка России;

- рекомендаций Банка России, Базельского комитета по банковскому надзору, мировых и российских банковских организаций и сообществ.

Система предельно допустимых значений уровня рисков, принимаемых банком в процессе своей деятельности, имеет следующий вид:

- предельно допустимые значения уровня кредитного риска банковского портфеля;

- предельно допустимые значения уровня процентного риска банковского портфеля;

- предельно допустимые значения уровня рыночного риска;

- предельно допустимые значения коэффициентов избытка (дефицита) ликвидности;

- предельно допустимые значения ключевых индикаторов операционного риска;

- предельно допустимые значения ключевых индикаторов правового риска;

- предельно допустимые значения ключевых индикаторов риска потери деловой репутации.

 

4.1. Предельно допустимые значения уровня кредитного риска банковского портфеля 

Состав системы предельно допустимых значений уровня кредитного риска банковского портфеля банка, а также принципы определения предельно допустимых значений уровня кредитного риска банковского портфеля банка определяются внутренним документом банка, определяющим организацию управления кредитным риском, принимаемым банком в процессе своей деятельности.

Предельно допустимые значения уровня кредитного риска банковского портфеля банка устанавливаются решением правления банка либо коллегиального рабочего органа банка, на который возложена данная функция (при его наличии).

Структурным подразделением, инициирующим вопрос установления предельно допустимых значений уровня кредитного риска банковского портфеля банка, является отдел анализа рисков банка.

Рассмотрение правлением банка либо коллегиальным рабочим органом банка, на который возложена данная функция (при его наличии), вопроса и принятие решений по вопросу установления предельно допустимых значений уровня кредитного риска банковского портфеля банка проводятся не реже одного раза в квартал.

 

4.2. Предельно допустимые значения уровня процентного риска банковского портфеля 

Состав системы предельно допустимых значений уровня процентного риска банковского портфеля, а также принципы определения предельно допустимых значений уровня процентного риска банковского портфеля банка определяются внутренним документом банка, определяющим организацию управления процентным риском банковского портфеля, принимаемым банком в процессе своей деятельности.

Предельно допустимые значения уровня процентного риска банковского портфеля банка устанавливаются решением правления банка либо коллегиального рабочего органа банка, на который возложена данная функция (при его наличии).

Структурным подразделением, инициирующим вопрос установления предельно допустимых значений уровня процентного риска банковского портфеля банка, является отдел анализа рисков банка.

Рассмотрение правлением банка либо коллегиальным рабочим органом банка, на который возложена данная функция (при его наличии), вопроса и принятие решений по вопросу установления предельно допустимых значений уровня процентного риска банковского портфеля банка проводятся не реже одного раза в квартал.

 

4.3. Предельно допустимые значения уровня рыночного риска 

Состав системы предельно допустимых значений уровня рыночного риска, а также принципы определения предельно допустимых значений уровня рыночного риска банка определяются внутренним документом банка, определяющим организацию управления рыночным риском, принимаемым банком в процессе своей деятельности.

Предельно допустимые значения уровня рыночного риска устанавливаются решением правления банка либо коллегиального рабочего органа банка, на который возложена данная функция (при его наличии).

Структурным подразделением, инициирующим вопрос установления предельно допустимых значений уровня рыночного риска банка, является отдел анализа рисков банка.

Рассмотрение правлением банка либо коллегиальным рабочим органом банка, на который возложена данная функция (при его наличии), вопроса и принятие решений по вопросу установления предельно допустимых значений уровня рыночного риска банка проводятся не реже одного раза в квартал.

 

4.4. Предельно допустимые значения коэффициентов избытка (дефицита) ликвидности 

Состав системы предельно допустимых значений коэффициентов избытка (дефицита) ликвидности определяется внутренним документом банка, определяющим его политику в сфере управления и контроля за состоянием собственной ликвидности.

Предельно допустимые значения коэффициентов избытка (дефицита) ликвидности устанавливаются решением правления банка либо коллегиального рабочего органа банка, на который возложена данная функция (при его наличии).

Структурным подразделением, инициирующим вопрос установления предельно допустимых значений коэффициентов избытка (дефицита) ликвидности банка, является отдел анализа рисков банка.

Рассмотрение правлением банка либо коллегиальным рабочим органом банка, на который возложена данная функция (при его наличии), вопроса и принятие решений по вопросу установления предельно допустимых значений коэффициентов избытка (дефицита) ликвидности банка проводятся не реже одного раза в квартал.

 

4.5. Предельно допустимые значения ключевых индикаторов операционного риска 

Состав системы предельно допустимых значений ключевых индикаторов операционного риска банка, а также принципы определения предельно допустимых значений ключевых индикаторов операционного риска определяются внутренним документом банка, определяющим организацию управления операционным риском, принимаемым банком в процессе своей деятельности.

Предельно допустимые значения ключевых индикаторов операционного риска банка устанавливаются решением правления банка.

Структурным подразделением, инициирующим вопрос установления предельно допустимых значений ключевых индикаторов операционного риска банка, является отдел анализа рисков банка.

Рассмотрение правлением банка вопроса и принятие решений по вопросу установления предельно допустимых значений ключевых индикаторов операционного риска банка проводятся не реже одного раза в год.

 

4.6. Предельно допустимые значения ключевых индикаторов правового риска 

Состав системы предельно допустимых значений ключевых индикаторов правового риска банка, а также принципы определения предельно допустимых значений ключевых индикаторов правового риска определяются внутренним документом банка, определяющим организацию управления правовым риском, принимаемым банком в процессе своей деятельности.

Предельно допустимые значения ключевых индикаторов правового риска банка устанавливаются решением правления банка.

Структурным подразделением, инициирующим вопрос установления предельно допустимых значений ключевых индикаторов правового риска банка, является отдел анализа рисков банка.

Рассмотрение правлением банка вопроса и принятие решений по вопросу установления предельно допустимых значений ключевых индикаторов правового риска банка проводятся не реже одного раза в год.

 

4.7. Предельно допустимые значения ключевых индикаторов риска потери деловой репутации 

Состав системы предельно допустимых значений ключевых индикаторов риска потери деловой репутации банка, а также принципы определения предельно допустимых значений ключевых индикаторов риска потери деловой репутации определяются внутренним документом банка, определяющим организацию управления риском потери деловой репутации, принимаемым банком в процессе своей деятельности.

Предельно допустимые значения ключевых индикаторов риска потери деловой репутации банка устанавливаются решением правления банка.

Структурным подразделением, инициирующим вопрос установления предельно допустимых значений ключевых индикаторов риска потери деловой репутации банка, является отдел анализа рисков банка.

Рассмотрение правлением банка вопроса и принятие решений по вопросу установления предельно допустимых значений ключевых индикаторов риска потери деловой репутации банка проводятся не реже одного раза в год.

 

5. Лимиты операций, несущих риски 

Установление лимитов операций банка, несущих риски, служит приемом количественного ограничения объектов (источников, зон) рисков, принимаемых банком в процессе своей деятельности. Лимиты операций банка, несущих риски, определяются с учетом размера собственных средств (капитала) банка и характеристик объекта (зоны, источника) риска (качество финансового инструмента, финансовое положение заемщика (контрагента) и т.д.).

Соблюдение установленных лимитов операций банка, несущих риски, обязательно для всех структурных подразделений банка, осуществляющих операции, несущие риски.

Система лимитов операций банка, несущих риски, принимаемые банком в процессе своей деятельности, имеет следующий вид:

- лимиты межбанковских операций;

- лимиты операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами;

- лимиты кредитного риска;

- лимиты овердрафта текущих счетов клиентов по обслуживанию платежных банковских карт;

- лимиты прочих операций, устанавливаемые при необходимости.

 

5.1. Лимиты межбанковских операций 

Установление лимитов межбанковских операций банка направлено на количественное ограничение кредитного риска по межбанковским операциям.

Банк-контрагент - кредитная организация (коммерческий банк или небанковская кредитная организация), являющаяся контрагентом по межбанковским операциям.

Межбанковские операции - операции размещения денежных средств на рынке межбанковского кредитования в форме предоставления банку-контрагенту межбанковского кредита или размещения в банке-контрагенте межбанковского депозита в форме приобретения векселей, векселедателем по которым является банк-контрагент, а также прочие расчетные операции с банком-контрагентом (конверсионные операции, аккредитивы и т.д.).

Лимиты межбанковских операций определяются по каждому банку-контрагенту, с которым у банка установлены корреспондентские или межбанковские отношения.

Состав системы лимитов межбанковских операций имеет вид:

- общий лимит риска на банк-контрагент (группу связанных банков-контрагентов);

- лимит операций межбанковского кредитования банка-контрагента, в том числе:

1) до 30 дней;

2) от 31 до 90 дней;

- лимит операций с учтенными векселями с банком-контрагентом, в том числе:

1) до 30 дней;

2) от 31 до 90 дней;

3) от 91 до 180 дней;

4) от 181 дня до одного года;

- лимит остатка на корреспондентском счете, открытом в банке-корреспонденте;

- лимиты расчетных операций с банком-контрагентом.

Методика определения размера лимитов межбанковских операций определяется внутренним документом банка, определяющим порядок оценки финансового положения кредитных организаций и расчета размера лимитов межбанковских операций.

Лимиты межбанковских операций устанавливаются решением кредитного комитета банка на один календарный месяц.

Установление лимитов межбанковских операций может осуществляться в следующих формах:

- открытие лимитов межбанковских операций банка;

- увеличение размера межбанковских операций банка;

- подтверждение размера межбанковских операций банка;

- снижение размера лимитов межбанковских операций банка;

- закрытие лимитов межбанковских операций.

Структурным подразделением, выносящим на рассмотрение кредитного комитета банка вопрос об установлении лимитов межбанковских операций, являются:

- по вопросам открытия и увеличения размера лимитов - управление казначейских операций банка;

- по вопросам закрытия, снижения размера и подтверждения размера лимитов - отдел анализа рисков банка.

Рассмотрение кредитным комитетом банка вопроса и принятие решений по вопросу установления лимитов межбанковских операций банка производятся:

- по вопросам открытия и увеличения размера лимитов - при возникновении необходимости осуществления или увеличения объема межбанковских операций с определенным банком-контрагентом;

- по вопросам закрытия и снижения размера лимитов - незамедлительно при возникновении угрозы финансовому состоянию банка в связи с появлением негативной финансовой и нефинансовой информации о деятельности банка-контрагента;

- по вопросам подтверждения размера лимитов - не реже одного раза в месяц до наступления первого числа календарного месяца, на который устанавливаются лимиты.

 

5.2. Лимиты операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами 

Установление лимитов операций с ценными бумагами банка направлено на количественное ограничение кредитного и рыночного рисков по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, связанными как с индивидуальными рисками эмитентов ценных бумаг, так и с рисками финансового рынка в целом.

Эмитент - юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

Операции с ценными бумагами - операции покупки-продажи ценных бумаг (акций, облигаций) на рынке ценных бумаг (фондовом рынке) и на внебиржевом рынке, в том числе операции покупки-продажи ценных бумаг с обязательством их обратного выкупа или продажи (операции РЕПО).

Операции с производными финансовыми инструментами (ПФИ) - операции открытия длинных или коротких позиций по производным финансовым инструментам (форвардным, фьючерсным или опционным контрактам) на рынке ценных бумаг (срочном рынке) и на внебиржевом рынке.

Лимиты операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами банка определяются по каждому эмитенту, с ценными бумагами которого банк осуществляет или планирует осуществлять операции.

Состав системы лимитов операций с ценными бумагами имеет вид:

- общий лимит риска на эмитента (группу связанных эмитентов);

- общий лимит операций приобретения облигаций, в том числе:

1) приобретения облигаций;

2) принятия облигаций в качестве обеспечения по операциям обратного РЕПО;

- общий лимит операций приобретения акций, в том числе:

1) приобретения акций;

2) принятия акций в качестве обеспечения по операциям обратного РЕПО.

Состав системы лимитов операций с производными финансовыми инструментами имеет вид:

- общий лимит риска на конкретный производный финансовый инструмент;

- общий лимит риска на суммарный объем производных финансовых инструментов в портфеле банка.

Методика определения размера лимитов операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами банка определяется внутренним документом банка, определяющим порядок анализа эмитентов ценных бумаг и расчета размера лимитов операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.

Лимиты операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами банка устанавливаются решением кредитного комитета банка либо решением иного коллегиального рабочего органа банка, на который возложена данная функция (при его наличии).

Установление лимитов операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами банка может осуществляться в следующих формах:

- открытия лимитов операций с ценными бумагами и ПФИ банка;

- увеличения размера операций с ценными бумагами и ПФИ банка;

- подтверждения размера операций с ценными бумагами и ПФИ банка;

- снижения размера лимитов операций с ценными бумагами и ПФИ банка;

- закрытия лимитов операций с ценными бумагами и ПФИ банка.

Структурным подразделением, выносящим на рассмотрение кредитного комитета банка либо иного коллегиального рабочего органа банка, на который возложена данная функция (при его наличии), вопрос об установлении лимитов операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами банка, являются:

- по вопросам открытия и увеличения размера лимитов - управление казначейских операций банка;

- по вопросам закрытия, снижения размера и подтверждения размера лимитов - отдел анализа рисков банка.

Рассмотрение кредитным комитетом банка или иным коллегиальным рабочим органом банка, на который возложена данная функция (при его наличии), вопроса и принятие решений по вопросу установления лимитов операций с ценными бумагами и ПФИ банка производятся:

- по вопросам открытия и увеличения размера лимитов - при возникновении необходимости осуществления или увеличения объема операций с ценными бумагами с определенным банком-контрагентом;

- по вопросам закрытия и снижения размера лимитов - незамедлительно при возникновении угроз финансовому состоянию банка в связи с появлением негативной финансовой и нефинансовой информации о деятельности эмитента или контрагента;

- по вопросам подтверждения размера лимитов - не реже одного раза в квартал до наступления первого числа квартала, на который устанавливаются лимиты.

 

5.3. Лимиты кредитного риска на одного заемщика (группу связанных заемщиков) 

Установление лимитов кредитного риска на одного заемщика (группу связанных заемщиков) банка направлено на количественное ограничение кредитного риска банка по операциям с отдельными заемщиками, являющимися физическими или юридическими лицами (группой связанных заемщиков).

Установление лимитов кредитного риска на одного заемщика (группу связанных заемщиков) банка направлено на количественное ограничение кредитного риска по кредитным операциям банка с конкретным заемщиком (группой связанных заемщиков).

Лимиты кредитного риска на одного заемщика (группу связанных заемщиков) банка устанавливаются при необходимости по инициативе управления кредитования банка.

Установление лимитов кредитного риска на одного заемщика (группу связанных заемщиков) банка может осуществляться в следующих формах:

- открытия лимитов кредитного риска на одного заемщика (группу связанных заемщиков) банка;

- увеличения размера лимитов кредитного риска на одного заемщика (группу связанных заемщиков) банка;

- снижения размера лимитов кредитного риска на одного заемщика (группу связанных заемщиков) банка;

- закрытия лимитов кредитного риска на одного заемщика (группу связанных заемщиков) банка.

Структурным подразделением, выносящим на рассмотрение кредитного комитета банка вопрос об установлении лимитов кредитного риска на одного заемщика (группу связанных заемщиков) банка, является управление кредитования банка.

Рассмотрение кредитным комитетом банка вопроса и принятие решений по вопросу установления лимитов кредитного риска на одного заемщика (группу связанных заемщиков) на одного заемщика (группу связанных заемщиков) банка производятся:

- по вопросам открытия и увеличения размера лимитов - при возникновении необходимости осуществления или увеличения объема кредитных операций с определенным заемщиком (группой связанных заемщиков);

- по вопросам закрытия и снижения размера лимитов - незамедлительно при возникновении угрозы финансовому состоянию банка в связи с появлением негативной финансовой и нефинансовой информации о деятельности заемщика (группы связанных заемщиков).

 

5.4. Лимиты овердрафта текущих счетов клиентов по обслуживанию платежных банковских карт 

Установление лимитов овердрафта текущих счетов клиентов банка по обслуживанию платежных банковских карт направлено на количественное ограничение кредитного риска по операциям с клиентами с использованием платежных банковских карт.

Лимиты овердрафта текущих счетов клиентов банка по обслуживанию платежных банковских карт устанавливаются при необходимости по инициативе управления корпоративного бизнеса банка.

Установление лимитов овердрафта текущих счетов клиентов банка по обслуживанию платежных банковских карт может осуществляться в следующих формах:

- открытия лимитов овердрафта текущих счетов клиентов банка по обслуживанию платежных банковских карт;

- увеличения размера лимитов овердрафта текущих счетов клиентов банка по обслуживанию платежных банковских карт;

- снижения размера лимитов овердрафта текущих счетов клиентов банка по обслуживанию платежных банковских карт;

- закрытия лимитов овердрафта текущих счетов клиентов банка по обслуживанию платежных банковских карт.

Структурным подразделением, выносящим на рассмотрение кредитного комитета банка вопрос об установлении лимитов овердрафта текущих счетов клиентов банка по обслуживанию платежных банковских карт, является управление корпоративного бизнеса банка.

Рассмотрение кредитным комитетом банка вопроса и принятие решений по вопросу установления лимитов овердрафта текущих счетов клиентов банка по обслуживанию платежных банковских карт производятся:

- по вопросам открытия и увеличения размера лимитов - при возникновении соответствующей необходимости;

- по вопросам закрытия и снижения размера лимитов - незамедлительно при возникновении угрозы финансовому состоянию банка в связи с появлением негативной финансовой и нефинансовой информации о деятельности клиента.

 

6. Структурные лимиты 

Установление структурных лимитов банка направлено на поддержание эффективности структуры баланса банка с точки зрения уровня рисков, принимаемых банком в процессе своей деятельности.

Состав системы структурных лимитов банка имеет следующий вид:

- удельный вес отдельных видов активов банка в общей сумме активов банка;

- удельный вес отдельных видов обязательств банка в общей сумме пассивов банка;

- соотношение размера отдельных видов активов и размера отдельных видов обязательств банка;

- соотношение размера отдельных видов активов и размера собственных средств (капитала) банка;

- соотношение размера отдельных видов обязательств и размера собственных средств (капитала) банка.

Структурные лимиты банка устанавливаются решением правления банка либо коллегиального рабочего органа банка, на который возложена данная функция (при его наличии).

Структурным подразделением, выносящим на рассмотрение правления банка либо коллегиального рабочего органа банка, на который возложена данная функция (при его наличии), вопросы об установлении структурных лимитов банка, является отдел анализа рисков банка.

Рассмотрение правлением банка либо коллегиальным рабочим органом банка, на который возложена данная функция (при его наличии), и принятие решений по вопросу установления структурных лимитов банка производятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

 

7. Заключительные положения 

7.1. Политика, а также изменения и дополнения в политику утверждаются решением совета директоров банка.

7.2. Политика пересматривается по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

 

* * * 

Отметим, что, несмотря на логичность и простоту методики формирования лимитной политики, изложенной в статье, положения по лимитной политике в российских банках разрабатываются нечасто. Сквозная лимитная политика присутствует только в части крупных банков. Надеемся, что данная статья поможет оценить необходимость формирования лимитной политики банка.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Что закон грядущий нам готовит (Балан Е.)

Дата размещения статьи: 12.03.2018

подробнее>>

Платежные карты "Мир": переходный период (Пономарева О.А.)

Дата размещения статьи: 26.10.2017

подробнее>>

Особенности управления рисками в банках (Кудрявцев В.С.)

Дата размещения статьи: 24.10.2017

подробнее>>

Понятие bail-in и его законодательное регулирование за рубежом (Храпова М.О.)

Дата размещения статьи: 07.04.2017

подробнее>>

Совершенствование банковского законодательства с учетом принципов банковской деятельности (Самигулина А.В.)

Дата размещения статьи: 05.04.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта