Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Выполнение СМР для собственных нужд (Шишкоедова Н.Н.)

Выполнение СМР для собственных нужд (Шишкоедова Н.Н.)

Дата размещения статьи: 21.08.2012

Многие промышленные организации выполняют строительно-монтажные работы (СМР) для собственных нужд. В этом случае особое внимание нужно уделить особенностям исчисления НДС. Ведь согласно пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ выполнение СМР для собственного потребления является самостоятельным объектом налогообложения.

Что скрывается под аббревиатурой СМР?

Хотя выражение "строительно-монтажные работы" и встречается в налоговом законодательстве, конкретно это понятие, как и понятие "выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления", Налоговым кодексом не определено. Это порождает проблемы и разночтения.
И чиновники, и судьи для решения данного вопроса предлагают обращаться к нормативным актам из области статистики. Ранее они призывали руководствоваться приказами Госкомстата (см., например, Письмо МНС России от 24.03.2004 N 03-1-08/819/16), а в настоящее время - документами Росстата. Это логично, ведь согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено непосредственно НК РФ. В частности, в п. 22 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации" <1> конкретизировано, что к СМР, включая монтаж и наладку оборудования, необходимого для эксплуатации зданий (например, установку и монтаж оборудования для отопления, вентиляции, лифтов, систем электро-, газо- и водоснабжения), выполняемым хозяйственным способом, относятся работы, осуществляемые для своих нужд собственными силами организации, в том числе работы, для выполнения которых организация выделяет на стройку рабочих основной деятельности с выдачей им заработной платы по нарядам строительства, а также работы, выполняемые строительными организациями по собственному строительству (не в рамках подрядных договоров, а, например, при реконструкции собственного административно-хозяйственного здания, строительстве собственной производственной базы и т.п.). При этом, если при осуществлении строительства хозяйственным способом отдельные работы выполняются подрядными организациями (речь идет о смешанном способе выполнения СМР), стоимость этих подрядных работ не включается в стоимость СМР, выполненных хозяйственным способом. Также не относятся к СМР, выполненным указанным способом, работы по ремонту собственных или арендованных зданий, сооружений, оборудования, выполненные собственными силами организации, затраты по которым отражаются в бухгалтерском учете на счетах учета затрат на производство <2>.
--------------------------------
<1> Утверждены Приказом Росстата от 23.12.2009 N 314.
<2> Аналогичные пояснения даны в п. 19 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации", утв. Приказом Росстата от 24.10.2011 N 435.

Из указанного определения можно выделить главные признаки СМР, выполняемых для собственных нужд:
- эти работы должны быть связаны со строительством либо реконструкцией, модернизацией или иными работами, вызывающими изменение первоначальной (восстановительной) стоимости зданий и сооружений (включая установку, монтаж и наладку оборудования, необходимого для эксплуатации соответствующих зданий и сооружений);
- строительство должно осуществляться для своих нужд;
- работы должны выполняться собственными силами организации.
Впрочем, к расходам на СМР могут относиться и затраты, связанные не непосредственно со строительными работами, а с подготовительными работами. Например, в Письме Минфина России от 22.03.2011 N 03-07-10/07 указано, что к СМР, выполняемым для собственного потребления, относится разработка силами штатных работников организации проектно-сметной документации, необходимой для осуществления строительства.
По сей день остаются актуальными разъяснения, которые были даны Минфином почти девять лет назад в Письме от 05.11.2003 N 04-03-11/91. Чиновники пояснили, что СМР для целей исчисления НДС следует рассматривать как работы капитального характера, в результате которых:
- создаются новые объекты основных средств, в том числе объекты недвижимого имущества (здания, сооружения и т.п.);
- изменяется первоначальная стоимость объектов основных средств, находящихся в эксплуатации (в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации и по иным аналогичным основаниям).
А вот работы некапитального характера по текущему ремонту производственного помещения к СМР для целей исчисления НДС не относятся и, соответственно, объектом налогообложения не признаются.

Разъяснения арбитражных судов

Проблема заключается в том, что и "статистическое" определение СМР, и разъяснения чиновников по данному вопросу являются достаточно лаконичными и, конечно же, не позволяют четко определить конкретный круг расходов, подлежащих отнесению к данной категории и, как следствие, подпадающих под обложение НДС. Поэтому нередко налоговые органы усматривают занижение налоговой базы, и отстаивать свою позицию налогоплательщикам приходится в судах. А потому многие интересные аргументы и точки зрения на различные частные ситуации, которые можно взять на заметку всем, кто осуществляет СМР для собственных нужд, содержатся именно в арбитражной практике.

Важен бухгалтерский счет

Конечно, встречаются ситуации, когда судьи соглашаются с налоговиками и фактически цитируют рассмотренные выше определения и разъяснения чиновников. Однако и в таком случае можно найти интересные дополнительные комментарии. К примеру, ФАС СКО в Постановлении от 28.10.2011 по делу N А53-23525/2010 с опорой на положения пп. 3 п. 1 ст. 146 и п. 2 ст. 159 НК РФ и указанием в тексте заключения финансистов из упомянутого выше Письма 2003 г. отметил следующее.
Во-первых, в пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ речь идет только о работах, выполняемых налогоплательщиком собственными силами (хозяйственным способом). Если же такие работы проводит для налогоплательщика (заказчика) подрядная организация, цель строительства никакого значения не имеет. То есть несмотря на то, что объект, на котором осуществляются работы, заказан для нужд налогоплательщика (заказчика), объект обложения НДС возникает не у налогоплательщика (заказчика), а у подрядной организации. А вот при осуществлении СМР хозяйственным способом налогоплательщик является одновременно и заказчиком, и исполнителем работ, поэтому у него возникает объект налогообложения в виде операций по выполнению СМР для собственного потребления.
Во-вторых, поскольку СМР следует рассматривать как работы капитального характера, в результате которых создаются новые объекты основных средств или изменяется их первоначальная стоимость, на практике нужно обращать внимание, на каком бухгалтерском счете отражены соответствующие расходы. По действующим правилам обобщение информации о строительстве объектов основных средств производится на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".
В рассматриваемом деле спор возник в отношении выполненных собственными силами работ по изготовлению и монтажу оборудования по оригинальным чертежам, созданным сотрудниками общества, которое было отражено на счете 08 как строящиеся объекты основных средств. Стоимость выполненных собственными силами работ по созданию новых объектов основных средств, предназначенных для собственного потребления, была признана объектом обложения НДС на основании пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ.

Работы должны быть выполнены для собственных нужд

Фундаментальным критерием является цель строительства, то есть в чьих интересах (для кого) были выполнены СМР. В п. 8 Письма от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@ в рамках обзора арбитражной практики налоговики обратили внимание на выводы, сформулированные в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.11.2010 N 3309/10. Если объекты строятся с целью их последующей продажи, строительные работы не могут быть квалифицированы как выполняемые для собственного потребления, а объект обложения НДС возникает при реализации построенных объектов. Если такая цель строительства доказана, то не имеет правового значения, осуществлялось ли в период строительства финансирование объектов третьими лицами и были ли заключены соответствующие договоры, предполагающие отчуждение построенных объектов. Значит, если налоговая инспекция не сможет доказать наличие причин для применения пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ и квалификации работ по строительству (к примеру, жилого дома) как выполненных обществом для собственного потребления, суд должен отказать в удовлетворении требований о доначислении НДС.
Арбитражные суды по сей день опираются на данную позицию Президиума ВАС. К примеру, она упоминается в Постановлении ФАС МО от 03.04.2012 по делу N А40-23728/08-108-75 наряду с двумя другими решениями, в которых были сделаны аналогичные выводы (Определение ВАС РФ от 15.12.2010 N ВАС-16759/10 и Постановление ФАС УО от 23.11.2010 N Ф09-9023/10-С2).
В Постановлении ФАС УО от 31.10.2011 N Ф09-6641/11 <3> также подчеркнуто, что квалификации в качестве СМР, выполняемых для собственного потребления, подлежат только те работы, в результате которых организация создает объекты, подлежащие использованию в ее собственной деятельности. А при строительстве объектов с целью их последующей продажи строительные работы не могут быть признаны выполняемыми для собственного потребления. В таком случае объект обложения НДС возникает при реализации построенного объекта.
--------------------------------
<3> Определением ВАС РФ от 22.02.2012 N ВАС-816/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Интересный частный случай (осуществление совместной деятельности по реконструкции здания) был рассмотрен в Постановлении ФАС ЦО от 23.03.2012 по делу N А35-1973/2011. В соответствии с договором о совместной деятельности, заключенным между организацией и администрацией города, стороны обязались соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для реконструкции здания, результатом которой должен был стать объект, состоящий из трех отдельных частей, которые должны иметь отдельные адреса:
- встроенно-пристроенное помещение администрации города;
- встроенно-пристроенное помещение торгового центра;
- помещения жилого дома.
При этом вкладом организации были денежные средства в виде фактических затрат, связанных с расчетами за оказанные услуги, выполненные работы, в том числе по договорам подряда, и другими расчетами, связанными с реконструкцией здания и его содержанием в период действия договора. А вкладом администрации города было недостроенное здание и затраты по оплате работ, связанных с оценкой стоимости объекта. После окончания реконструкции объекта и сдачи его в эксплуатацию он стал общей долевой собственностью участников, то есть в общей площади объекта были выделены доля администрации города и доля организации.
Суд указал, что строительные работы по реконструкции данного объекта не являются СМР, выполняемыми для собственного потребления, поскольку потребителем работ в данном случае являются не только данная организация - налогоплательщик, но и администрация города. Иными словами, в этом случае работы выполнялись не для собственного потребления, поскольку объектом реконструкции было здание, правообладателем которого организация вообще не являлась и которое после завершения всех работ подлежало разделу между участниками договора.
Кроме того, поскольку отношения были оформлены договором о совместной деятельности (договором простого товарищества), следовало также учитывать, что передача имущества, носящая инвестиционный характер, не признается реализацией и, следовательно, объектом обложения НДС. А режим общей долевой собственности, если не предусмотрено иное, распространяется как на внесенное имущество, так и на результаты деятельности.

СМР должны быть выполнены работниками налогоплательщика

В Постановлении ФАС ЦО от 25.05.2011 по делу N А54-3447/2010-С2 отмечены сразу два интересных момента. Первая (пожалуй, основополагающая) мысль заключается в следующем. Для определения облагаемой базы по НДС в стоимость СМР, выполняемых для собственного потребления, включаются именно затраты на выполнение работ (осуществление деятельности) персоналом налогоплательщика, а не все затраты, направленные на достижение результата работ (строительство объекта) (в частности, материалы, оборудование, работы и услуги третьих лиц). Это связано с тем, что перечень фактических расходов налогоплательщика, включаемых в облагаемую базу по НДС, в законодательстве о налогах и сборах, как и в иных нормативно-правовых актах, которые подлежат применению в силу ст. 11 НК РФ, не определен. При этом в п. 2 ст. 159 НК РФ в качестве налоговой базы для СМР, выполненных собственными силами, приводится именно стоимость выполненных работ, а не стоимость построенного объекта (результата работ). Поэтому, по сути, налоговая инспекция должна доказать, что СМР были выполнены именно работниками самой организации-налогоплательщика.
Второй момент, на который было обращено внимание в данном судебном решении, заключается в том, что налоговые инспекции, указывая на факт занижения налоговой базы по НДС, нередко не учитывают то существенное обстоятельство, что в соответствии с порядком исчисления НДС (в частности, со ст. ст. 166 и 171 НК РФ) занижение налоговой базы не влечет автоматически занижения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, поскольку исчисленная с налоговой базы сумма налога подлежит уменьшению на налоговые вычеты. А потому в большинстве случаев сумма налога к уплате оказывается равной нулю.
Подробнее о тонкостях применения налоговых вычетов по СМР мы поговорим чуть позднее.

Монтаж оборудования включается в СМР
только на стадии строительства

Еще один важный нюанс связан с тем, что при определении объекта налогообложения законодатель использовал словосочетание "строительно-монтажные работы", предполагающее, что монтаж должен производиться неразрывно от строительства, в противном случае начислять НДС не нужно. Эта мысль пояснена в Постановлении ФАС МО от 28.03.2012 по делу N А40-10464/11-129-46.
Судьи обратили внимание, что Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции, услуг ОК 004-93 <4> установлено, что работы по монтажу оборудования не относятся к СМР, так как эти работы имеют разные коды:
- строительно-монтажные работы - код 4560521;
- работы по монтажу оборудования - код 4560522.
--------------------------------
<4> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17.

Однако из содержания п. 13 ст. 1 ГрК РФ следует, что к СМР относятся, в частности, монтажные работы, проводимые при создании зданий, сооружений, строений. Значит, основным признаком, позволяющим признать работы строительно-монтажными, является выполнение строительства, частью которого являются работы по монтажу строительных конструкций. А потому в каждом конкретном случае нужно учитывать характер проведенных налогоплательщиком работ. Если имел место именно монтаж, а не СМР, работы, выполненные заявителем для собственного потребления, не могут быть квалифицированы как СМР, поскольку отсутствует признак строительства.

Использование собственных основных средств
в ходе строительства

Еще одна трудность может возникнуть в ситуации, когда СМР выполняют подрядчики, но при этом используются (задействуются) основные средства, принадлежащие заказчику (налогоплательщику). Одна из таких ситуаций рассмотрена в Постановлении ФАС СЗО от 14.03.2011 по делу N А05-4762/2010.
Организация осуществляла строительство горно-обогатительного комбината и объектов опытно-промышленного участка. В ходе этого строительства она использовала собственный автопроезд "г. Архангельск - Поморье". Этот автопроезд использовался не только самой организацией в целях перевозки оборудования, материалов и т.п. для строительства комбината, но и сторонними компаниями за установленную данной организацией плату. Организация начисляла амортизацию по автопроезду, а также несла расходы на его текущий ремонт. Оба вида затрат в соответствии с учетной политикой были отнесены бухгалтером на счет 23 "Вспомогательные производства".
Однако налоговые инспекторы посчитали, что расходы на содержание автопроезда в виде затрат, направленных на создание собственных объектов строительства (горно-обогатительного комбината и объектов опытно-промышленного участка), то есть часть сумм амортизации и расходов на ремонт автопроезда, следовало отнести к СМР для собственного потребления и обложить НДС.
Судьи не согласились с таким подходом по ряду причин. Во-первых, работы по ремонту автопроезда выполнялись подрядчиками (в деле имелись договоры подряда, сметные расчеты стоимости ремонта автопроезда). А потому СМР для собственного потребления в данной ситуации организация не осуществляла. Во-вторых, амортизационные отчисления в силу своей правовой природы не могут представлять собой самостоятельный объект обложения НДС применительно к положениям пп. 3 п. 1 ст. 146 и п. 2 ст. 159 НК РФ. Следовательно, у налоговой инспекции не имелось законных оснований для включения данных затрат в стоимость СМР, выполняемых для собственного потребления, в качестве объекта обложения НДС и доначисления налога по этому эпизоду.
Помимо этого, арбитры обратили внимание на бухгалтерские счета, которые были задействованы для отражения данных расходов, и подчеркнули: затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость подлежащего монтажу оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство, независимо от того, каким способом осуществляется это строительство (подрядным или хозяйственным), отражаются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 08-3 "Строительство объектов основных средств". В рассмотренном случае налоговый орган не доказал, что учетной политикой организации и сметно-финансовыми расчетами по строящемуся горно-обогатительному комбинату предусмотрено, что в стоимость данного объекта включаются расходы на содержание автопроезда. Значит, организация правомерно относила эти расходы на счет 23, а не на счет 08.

Будущий спецрежим не влияет на нынешний НДС

Наконец, еще одно интересное судебное решение - Постановление ФАС ЦО от 28.11.2011 по делу N А54-963/2011. Налоговая инспекция отказала организации в возмещении НДС по СМР, связанным со строительством автомобильной мойки, аргументировав это тем, что эксплуатация автомойки исключает обложение НДС, поскольку влечет применение спецрежима в виде ЕНВД.
Однако судьи категорически не согласились с таким подходом. На основании п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщики имеют полное право уменьшать общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные данной статьей вычеты. Поэтому, если автомобильная мойка (другой объект основных средств, который в дальнейшем будет использоваться для осуществления деятельности, подпадающей под обложение ЕНВД) еще не построена и не введена в эксплуатацию, то есть фактически организацией-налогоплательщиком еще не было произведено операций, облагаемых ЕНВД по правилам ст. 346.26 НК РФ, вплоть до окончания строительства и ввода объекта в эксплуатацию организация, будучи налогоплательщиком по общеустановленной системе налогообложения, вправе руководствоваться именно нормами пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ, в соответствии с которым выполнение СМР для собственного потребления признается объектом обложения НДС.
Конечно, нужно иметь в виду, что в дальнейшем, когда объект будет построен и фактически начнет использоваться для осуществления деятельности в рамках специального налогового режима, нужно будет произвести восстановление сумм НДС, принятых к вычету. По правилам ст. 170 НК РФ восстановить налог нужно в том налоговом периоде (квартале), который предшествует переходу на спецрежим.

Общие требования законодательства в части исчисления НДС
по СМР, выполняемым для собственных нужд

Напомним, как именно нужно определять налоговую базу, рассчитывать сумму налога и применять налоговые вычеты при выполнении СМР для собственного потребления.

Налоговая база

Как уже отмечалось выше, в соответствии с п. 2 ст. 159 НК РФ при выполнении СМР для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их проведение, включая расходы реорганизованной (реорганизуемой) организации. То есть нужно сложить все фактические расходы, которые были понесены при выполнении СМР собственными силами (хозяйственным способом). Как подчеркнуто в Письме Минфина России от 17.03.2011 N 03-07-10/05, в налоговую базу нужно включить и стоимость товаров, работ, услуг, приобретенных для выполнения данных работ.
В том же Письме уточнено: если капитальное строительство производится подрядным способом, но организация-заказчик передает подрядчику материалы на давальческих условиях, такую передачу не нужно считать объектом налогообложения на основании пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.
Итак, проще всего, когда СМР для собственных нужд выполняют подрядчики. Тогда начислять НДС со стоимости работ не нужно, а налог, который предъявят подрядчики, можно принять к вычету в общем порядке.
Не так сложна и вторая ситуация, при которой СМР для собственных нужд выполняются исключительно своими силами без привлечения подрядчиков. В таком случае для расчета налоговой базы нужно просто сложить все фактически понесенные расходы, в том числе стоимость использованных материалов, и зарплату работников, включая страховые взносы с нее.
Самым сложным является смешанный способ, при котором часть работ организация выполняет самостоятельно, а часть перепоручает подрядчикам. В таком случае нужно начислять НДС по правилам пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ только на ту часть работ, которая выполнена самостоятельно. А стоимость работ, которые были исполнены подрядчиками, несмотря на то что она также относится в бухгалтерском учете в дебет счета 08, в расчет налоговой базы не принимается. Об этом говорилось, в частности, еще в Решении ВАС РФ от 06.03.2007 N 15182/06.

Когда надо начислять НДС по СМР?

Согласно п. 10 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы при выполнении СМР для собственного потребления является последнее число каждого налогового периода. Это означает, что начислять налог нужно по итогам каждого квартала. Для этого суммируются все принимаемые в расчет затраты по СМР, понесенные в течение отчетного квартала.

Вычет - в тот же момент, но не для всех!

Тогда же организация имеет право заявить вычет по НДС, причем в той же сумме, в которой был начислен налог со стоимости СМР. Это прописано в абз. 2 п. 5 ст. 172 НК РФ. Кроме того, на общих основаниях ставятся к вычету суммы "входного" НДС, предъявленного поставщиками материалов, работ и услуг, использованных для выполнения СМР, а также продавцом объекта незавершенного капитального строительства, который был достроен хозяйственным способом. Поэтому во многих случаях фактически уплачивать налог по СМР, выполняемым для собственных нужд, вообще не приходится.
Конечно, может возникнуть вопрос о том, зачем вообще придуман такой запутанный механизм, вызывающий столько споров и проблем. Для чего было выделять СМР в качестве отдельного объекта обложения НДС, если фактически платить налог не приходится?
Безусловно, смысл есть. Он заключается в том, что начислять налог должны все организации, признаваемые плательщиками НДС, а вот предъявить начисленную сумму к вычету смогут не все.
В п. 6 ст. 171 НК РФ прописаны обязательные условия, соблюдение которых позволяет применить вычеты:
- имущество, в связи с которым выполняются СМР для собственного потребления, должно быть предназначено для осуществления операций, облагаемых НДС;
- стоимость данного имущества должна подлежать включению в расходы при исчислении налога на прибыль, в том числе через амортизационные отчисления.
Именно поэтому, в частности, у налоговых органов возникает желание отказать в праве на вычеты по СМР, связанным с созданием объектов, используемых в рамках деятельности, подпадающей под обложение ЕНВД. Ведь применение данного спецрежима автоматически "выводит" отдельные виды деятельности из-под обложения НДС, а связанные с этой деятельностью расходы не признаются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Однако, как уже отмечалось, судьи считают: пока объект еще строится (до тех пор, пока фактически не началось осуществление деятельности, облагаемой ЕНВД), фирма вправе предъявить НДС к вычету. Но потом, если имущество все-таки будет использоваться в рамках данного спецрежима, придется восстановить налог.
А вот, к примеру, организации, которые находятся на общем режиме, но осуществляют только операции, не облагаемые НДС (например, подпадающие под "льготы", перечисленные в ст. 149 НК РФ), начислять налог с СМР, выполняемых для собственных нужд хозяйственным способом, обязаны, а предъявить начисленную сумму к вычету не смогут. Значит, им придется уплатить начисленный налог по полной программе. Собственно, ради этого и задуман весь рассматриваемый механизм.
Если строящийся объект планируется использовать одновременно в нескольких видах деятельности, часть которых облагается НДС, а часть - нет, нужно:
- по мере строительства принять к вычету НДС, начисленный на СМР по этому объекту, в полном объеме;
- после введения объекта в эксплуатацию восстановить часть НДС в порядке, предусмотренном абз. 4, 5 п. 6 ст. 171 НК РФ, равномерно в течение 10 лет (по 1/10 от соответствующей доли принятого к вычету налога на конец каждого календарного года, то есть только в IV квартале). Такого мнения придерживаются и налоговые органы (п. 1 Письма ФНС России от 28.11.2008 N ШС-6-3/862@).
На практике возможна и другая ситуация, при которой строящийся объект предназначался для совершения операций, облагаемых НДС, поэтому суммы налога со стоимости СМР предъявлялись к вычету, однако уже после ввода объекта в эксплуатацию (или в момент ввода в эксплуатацию) было принято решение использовать его только в деятельности, не облагаемой НДС. Это, пожалуй, самый спорный момент.
Налоговики еще в Письме от 23.03.2009 N ШС-22-3/216@ заявили, что в такой ситуации нужно восстановить налог единовременно (в том квартале, когда объект фактически начинают использовать для осуществления не облагаемых налогом операций) по правилам, установленным в п. 3 ст. 170 НК РФ. Сумму, подлежащую восстановлению, надо рассчитывать пропорционально остаточной (балансовой) стоимости соответствующего объекта основных средств (без учета переоценки).
Однако с таким подходом можно и не согласиться. Ведь в абз. 4, 5 п. 6 ст. 171 НК РФ нет никаких исключений, то есть отсутствует оговорка о том, что приведенная схема равномерного восстановления НДС в течение 10 лет не должна применяться в ситуации, когда объект используется только в не облагаемой налогом деятельности. То есть, к сожалению, вновь имеет место ситуация, когда чиновники "сужают" нормы налогового законодательства и устанавливают более жесткие рамки и правила там, где законодатель их не предусмотрел.

Счет-фактура самим себе

Для того чтобы применить вычет, необходимо составить счет-фактуру на выполненные СМР. Сделать это нужно в последний день квартала (в момент определения налоговой базы). При этом, поскольку контрагент в данном случае отсутствует (передавать один из экземпляров счета-фактуры покупателю или заказчику не нужно), достаточно составить один экземпляр. Организации нужно указать свои реквизиты во всех строках, так как она является и продавцом, и грузополучателем, и грузоотправителем, и покупателем.
Счет-фактуру на СМР нужно зарегистрировать одновременно:
- в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур (только в ч. 1) (п. 3 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по НДС <5>);
- в книге продаж (п. п. 3, 21 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по НДС);
- в книге покупок (если соблюдены условия для предъявления налога к вычету) (п. 20 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС).
--------------------------------
<5> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.

* * *

СМР, выполняемыми для собственного потребления, признаются работы по строительству или реконструкции (модернизации) здания (сооружения), которые проводятся предприятиями промышленности собственными силами (когда задействуются свои работники, а не подрядные организации) и для своих нужд и затраты по которым в бухгалтерском учете накапливаются на счете 08. Просто монтаж оборудования (не связанный со строительством), а также проведение ремонта некапитального характера, в том числе в производственном помещении, не относятся к СМР. Начисленный в результате проведения СМР для собственных нужд НДС (момент определения налоговой базы - последнее число налогового периода) можно поставить к вычету при условии, что имущество будет использоваться в деятельности, облагаемой НДС, и его стоимость подлежит включению в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи