Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Оценочная деятельность > Правовое регулирование и место оценочных услуг в системе гражданско-правовых обязательств (Шевченко Л.И.)

Правовое регулирование и место оценочных услуг в системе гражданско-правовых обязательств (Шевченко Л.И.)

Дата размещения статьи: 17.03.2017

Введение. Намерения осуществить отчуждение или приобретение определенного права на имущество порождает у участников правоотношений вопрос о стоимости объекта, так как существенным условием любого договора купли-продажи является его цена. Каждый участник рыночных отношений заинтересован в том, чтобы не понести убытков.

Целью исследования является рассмотрение ряда проблемных вопросов, касающихся правовой природы оценочных услуг и их места в системе гражданско-правовых обязательств.

Можно полагать, что оценочная деятельность имела место уже в древнее время и продолжала совершенствоваться в последующие века. В России первые упоминания об оценке относятся к середине XIX века. Так, в словаре В.И. Даля определено понятие "оценивать (оценять)" - "назначать чему-либо цену, определять стоимость чего-либо". Определяются и понятия "оценщик" - "тот, кто оценивает"; "оценочное дело", "оценочная комиссия", "присяжные оценщики в городах" [5, с. 775].

Проблематика услуг в советском гражданском праве практически не затрагивалась. Данная ситуация была предопределена, во-первых, неразвитостью экономических отношений, во-вторых, тем, что в законодательстве на тот момент отсутствовало легальное определение услуги и ее места в системе гражданско-правовых институтов [2, с. 27 - 29]. Исключением являлись работы таких авторов, как М.И. Брагинский, А.Ю. Кабалкин, Ю.Х. Калмыков, Е.Д. Шешенин, отдельные труды которых были посвящены исследованию данного вопроса.

В 1970 - 1980-е годы в цивилистике возрос интерес к проблематике услуг, это обусловлено прежде всего таким фактором, как появление новых видов бытовых услуг, не подпадающих под действие Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года и гражданских кодексов союзных республик. Кроме того, нормы гражданского законодательства регулировали отношения, ранее традиционно регламентировавшиеся только административно-правовыми актами. Данный период характеризуется активизацией нормотворческой работы в сфере услуг.

Нами были исследованы труды ведущих ученых, посвященные правовому регулированию в сфере услуг и месту услуг в системе гражданско-правовых обязательств, в частности работы А.В. Баркова, Е.В. Воскресенской, О.М. Залавской, Д.С. Кондрашова, Л.Б. Ситдиковой и других ученых, а также судебная практика.

Правовое регулирование оценочной деятельности. На момент принятия Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) действовало более двухсот нормативных актов различной юридической силы, которые касались вопросов установления стоимости оценочных услуг, условий проведения обязательной оценки, осуществления оценочной деятельности и т.д. Данная ситуация определялась наличием широкого спектра правоотношений, в регулировании которых использовались или могли быть использованы результаты оценки.

Однако наряду с этим правовое регулирование, существовавшее до принятия Закона об оценочной деятельности, было весьма противоречивым, так как на законодательном уровне отсутствовало единое представление о роли и месте оценочной деятельности, о правовом статусе оценщика и т.д. Именно поэтому основной целью было создание универсального закона для регулирования всех элементов деятельности по установлению стоимости объектов оценки.

В настоящее время Закон об оценочной деятельности является основой нормативно-правового регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации, при этом следует отметить, что он практически ежегодно претерпевает ряд изменений.

Итак, в соответствии со ст. 3 Закона об оценочной деятельности под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости. Согласно ст. 4 Закона об оценочной деятельности субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность; они именуются "оценщиками".

Любая человеческая деятельность направлена на получение полезного результата. В оценочной деятельности полезный результат - это определенная оценщиком стоимость объекта оценки [12, с. 91; 13, с. 150].

Оценочная деятельность возникает в процессе оценки на основании договора на проведение оценки, заключенного заказчиком с оценщиком. Договор на проведение оценки устанавливает взаимосвязь его сторон, наделяя стороны определенными правами и обязанностями. Заказчик обязан предоставить необходимую оценщику информацию об объекте оценки, которая должна содержаться в задании на оценку - приложении к данному договору [11, с. 24].

Однако не исключены случаи, когда оценочная деятельность осуществляется лицами, чей статус не соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности. Например, Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" предоставляет право субъектам регулируемой им деятельности оказывать услуги оценочной деятельности (п. 7 ч. 7 ст. 1), но на аудиторов указанные требования, предъявляемые к оценщикам, не распространяются. Статья 5 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" устанавливает оценку вещи, передаваемой в залог или сдаваемой на хранение, но действия сторон определяют не стоимость объекта правоотношений, а цену договора займа, более выгодную, как правило, заимодавцу.

Также необходимо обратить внимание на то, что редакцией части первой Гражданского кодекса РФ от 5 мая 2014 г. введена ст. 66.2, ужесточающая требования к оценке неденежных вкладов в уставный капитал хозяйственных обществ: она должна осуществляться только оценщиком. Оценка неденежного вклада, определенная самими участниками хозяйственного общества, не может быть выше оценки, установленной независимым оценщиком (абз. 2 п. 2 ст. 66.2 ГК РФ). Следовательно, для оценки неденежного вклада хозяйственного общества в императивном порядке привлекается независимый оценщик. Цена данного объекта, устанавливаемая участниками общества, не может превышать стоимость, определенную оценщиком, из которой она (цена) исходит.

Таким образом, оценщик, привлеченный юридическим лицом для определения стоимости имущества, в отношении которого юридическое лицо планирует совершить сделку или исполнить решение собрания, становится участником корпоративных отношений, в которых осуществляется его профессиональная деятельность. Результат деятельности оценщика, одобренный и утвержденный органом юридического лица, используется юридическим лицом, как правило, в предпринимательских целях, из чего выявляется место оценочной деятельности в гражданско-правовых отношениях, возникших из решений собраний в случаях, предусмотренных законом (подп. 1.1 п. 1 ст. 8 ГК РФ).

Помимо общих прав и обязанностей участников сделки стороны наделяются дополнительными правами и обязанностями, касающимися установления цены договора в размере, не превышающем стоимости, определенной оценщиком; правом обжалования результата проведенной оценки; правом регрессного требования к оценщику в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и др.

Таким образом, выявляется сложная структура содержания гражданских правоотношений с использованием результата оценочной деятельности, где стороны наделяются дополнительными субъективными правами и юридическими обязанностями. При этом следует полагать, что законодательство, регулирующее оценочную деятельность, должно обеспечивать баланс интересов всех участников отношений, создавая при этом благоприятные условия для деятельности в целом.

Правовая природа и правовое регулирование оценочных услуг. Оценочная деятельность по своей сущности является одним из видов объектов гражданских прав, а именно оказанием услуг (ст. 128 ГК РФ), и регулируется главой 39 ГК РФ "Возмездное оказание услуг".

Основы правового регулирования возмездного оказания услуг установлены Конституцией РФ, в которой соответствующие нормы носят обобщенный характер. В частности, п. 1 ст. 8 Конституции РФ гласит, что в России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Статьей 128 ГК РФ установлено, что результат работ и оказания услуг относится к объектам гражданских прав [3], следовательно, услуги представляют собой самостоятельную группу объектов гражданских прав. В соответствии со ст. 779 ГК РФ под услугой понимается совершение исполнителем определенных действий или осуществление определенной деятельности [4], значит, можно полагать, что понятие "услуга" равнозначно совершению определенных действий или осуществлению определенной деятельности.

Особое значение для нормативно-правового регулирования оценочных услуг имеет судебная практика. Как известно, в Российской Федерации судебная практика не является источником права, однако она имеет вспомогательное значение по отношению к закону, а ее основной задачей является упорядочение отношений, которые либо не урегулированы, либо не могут быть непосредственно урегулированы законом в силу неясности или неточности законодательных формулировок.

В настоящее время в правовом регулировании отношений по оказанию оценочных услуг существует ряд пробелов. Так, в соответствии со ст. 9 Закона об оценочной деятельности основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки, заключенный заказчиком и оценщиком или заказчиком и юридическим лицом (с ним оценщик заключил трудовой договор). Вместе с тем законодатель не определил вид этого договора и последовательно избегает его уточнения, в результате чего на сегодняшний день сложилась ситуация, при которой практикующие оценщики относят его и к договорам на оказание услуг, и к договорам на выполнение работ [9, с. 6].

В отличие от работы, под услугой понимаются такие действия субъектов, которые вообще не завершаются каким-либо определенным результатом, а заключают полезный эффект в самих себе либо имеют результат, не воплощаемый в овеществленной форме. В понятие "услуга" закладывается "совершенно разное содержание - от самого широкого, когда им охватывается практически любая полезная деятельность, до предельно узкого, когда услуга сводится к предмету договора возмездного оказания услуг" [6, с. 278]. Нередко понятие "услуга" раскрывается через категорию "блага". В частности, Е.А. Суханов к материальным благам относит деятельность по созданию или улучшению вещей или оказанию иных материальных услуг, создающих полезный эффект материального, хотя и необязательно овеществленного характера. "Все эти объекты объединяет их экономическая природа как товаров, объективно требующих для себя гражданско-правового оформления (режима)" [8]. А.В. Барков указывает, что услуги обладают определенной имущественной ценностью, т.е. выступают в экономическом обороте как некое благо, имеющее конкретную потребительную стоимость [1, с. 38]. Л.Б. Ситдикова отмечает, что "...характеристика услуги как материального блага отражает ее экономическое содержание, однако этого недостаточно для правовой характеристики услуги, поскольку аналогичное экономическое содержание имеет и работа" [10, с. 28].

ГК РФ вводит услугу как процесс совершения определенных действий или осуществления определенной деятельности, а работу - как изготовление или переработку (обработку) вещи с передачей ее результата заказчику, однако конкретных определений этим понятиям не дает.

Унифицированное законодательное определение работ и услуг для целей налогообложения содержится в Налоговом кодексе РФ. Согласно ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности [7]. Очевидно, что НК РФ рассматривает услугу только как объект налогообложения, следовательно, это является частным случаем.

Подводя итог, можно отметить, что общим в определениях услуги является указание на то, что это деятельность. При этом в одних определениях акцент делается на отсутствии материального результата такой деятельности, в других - нет. В некоторых случаях услуга и работа прямо отождествляются.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что в правовом регулировании отношений по оказанию оценочных услуг существует достаточно много пробелов, одним из которых является отсутствие определенности по вопросу о том, к какому виду обязательств относится оценка стоимости имущества - обязательству по выполнению работ или обязательству по оказанию услуг.

Выводы. В настоящее время в правовом регулировании отношений по оказанию оценочных услуг существует достаточно много пробелов, в частности, не определено, к какому виду обязательств относится оценка стоимости имущества - обязательству по выполнению работ или обязательству по оказанию услуг. Полагаем, что работа и услуга как объекты гражданских прав представляют собой понятия одного порядка и являются результатом действий, совершаемых субъектами гражданско-правовых правоотношений.

Проведенное исследование позволяет установить место оценочных услуг в системе гражданско-правовых обязательств, а также определить, что по своей сущности данная деятельность является одним из видов объектов гражданских прав, а именно оказанием услуг (ст. 128 ГК РФ), и регулируется главой 39 ГК РФ "Возмездное оказание услуг". Применение данного вывода позволит сделать отношения в области оценки стоимости более определенными и устойчивыми.

Список литературы

1. Барков А.В. Договор как средство правового регулирования рынка социальных услуг: Моногр. М., 2008. С. 38.
2. Волкова М.А. Понятие и развитие оценочных услуг // Юридический мир. 2011. N 11. С. 27 - 29.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федер. закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федер. закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 5. Ст. 410.
5. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1881. Т. 2. С. 775.
6. Егоров Е.Д., Елисеев И.В. и др. Гражданское право: Учеб.: В 3 т. / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М., 2014. Т. 1. С. 278.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федер. закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.
8. Российское гражданское право: Учеб.: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2011. Т. I: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. С. 300.
9. Ситдикова Л.Б. Проблемы определения правовой природы договора проведения оценки и риелторского договора // Российская юстиция. 2008. N 5. С. 6 - 9.
10. Ситдикова Л.Б. Теоретические основы услуг по законодательству РФ // Юридическое образование и наука. 2008. N 1. С. 28 - 32.
11. Шевченко Л.И. О механизме договорного регулирования имущественных отношений // Коммерческое право. 2010. N 2 (7). С. 13 - 24.
12. Sitdikova L., Volkova M., Kuzahmetova S., Efimova O., Gridneva O. Legal nature and legal personality of the self-regulatory organizations (SRO) // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. N 6 S5. S. 91 - 95.
13. Sitdikova L.B., Shilovskaya A.L. The role of self-regulatory organizations (SRO) in civil-legal relations // Contemporary problems of social work. 2016. T. 2. N 1 (5). S. 150 - 156.

References

1. Barkov A.V. Dogovor kak sredstvo pravovogo regulirovaniia rynka sotsial'nykh uslug: Monogr. M., 2008. S. 38.
2. Volkova M.A. Poniatie i razvitie otsenochnykh uslug // Iuridicheskii mir. 2011. N 11. S. 27 - 29.
3. Grazhdanskii kodeks Rossiiskoi Federatsii (chast' pervaia): Feder. zakon ot 30.11.1994 N 51-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1994. N 32. St. 3301.
4. Grazhdanskii kodeks Rossiiskoi Federatsii (chast' vtoraia): Feder. zakon ot 26.01.1996 N 14-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1996. N 5. St. 410.
5. Dal' V. Tolkovyi slovar' zhivogo velikorusskogo iazyka. M., 1881. T. 2. S. 775.
6. Egorov E.D., Eliseev I.V. i dr. Grazhdanskoe pravo: Ucheb.: V 3 t. / Otv. red. A.P. Sergeev, Iu.K. Tolstoi. M., 2014. T. 1. S. 278.
7. Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii (chast' pervaia): Feder. zakon ot 31.07.1998 N 146-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1998. N 31. St. 3824.
8. Rossiiskoe grazhdanskoe pravo: Ucheb. V 2 t. / Otv. red. E.A. Sukhanov. M., 2011. T. I: Obshchaia chast'. Veshchnoe pravo. Nasledstvennoe pravo. Intellektual'nye prava. Lichnye neimushchestvennye prava. S. 300.
9. Sitdikova L.B. Problemy opredeleniia pravovoi prirody dogovora provedeniia otsenki i rieltorskogo dogovora // Rossiiskaia iustitsiia. 2008. N 5. S. 6 - 9.
10. Sitdikova L.B. Teoreticheskie osnovy uslug po zakonodatel'stvu RF // Iuridicheskoe obrazovanie i nauka. 2008. N 1. S. 28 - 32.
11. Shevchenko L.I. O mekhanizme dogovornogo regulirovaniia imushchestvennykh otnoshenii // Kommercheskoe pravo. 2010. N 2 (7). S. 13 - 24.
12. Sitdikova L., Volkova M., Kuzahmetova S., Efimova O., Gridneva O. Legal nature and legal personality of the self-regulatory organizations (SRO) // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. T. 6. N 6 S5. S. 91 - 95.
13. Sitdikova L.B., Shilovskaya A.L. The role of self-regulatory organizations (SRO) in civil-legal relations // Contemporary problems of social work. 2016. T. 2. N 1 (5). S. 150 - 156.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 сентября 2020 г.
Проект Федерального конституционного закона № 1024645-7 "О Правительстве Российской Федерации"

Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия  Правительства РФ в различных сферах деятельности.




19 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1023318-7 "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.




15 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"

Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".




2 сентября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1015918-7 "О маркетплейсе"

Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.




25 августа 2020 г.
Проект Федерального закона № 1013075-7 "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается сокращение срока аккредитации филиала, представительства иностранного юр. лица; введение ограничения на назначение руководителем филиала (представительства) иностранного юр. лица на определенный срок для физических лиц, ранее задействованных в создании и деятельности юр. лиц с признаками фиктивной деятельности; установление запрета на аккредитацию нового филиала (представительства) иностранному юр. лицу, имеющему задолженность перед бюджетной системой РФ.



В центре внимания:


Понятие и субъекты оценочной деятельности: вопросы правовой регламентации (Ручкина М.О.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Правовое регулирование договора возмездного оказания оценочных услуг (Шевченко Л.И.)

Дата размещения статьи: 06.04.2017

подробнее>>

Правовое регулирование и место оценочных услуг в системе гражданско-правовых обязательств (Шевченко Л.И.)

Дата размещения статьи: 17.03.2017

подробнее>>

Сфера оценочных услуг в гражданском обороте (Незнамова А.А.)

Дата размещения статьи: 01.12.2016

подробнее>>

Ответственность оценщика за вред (убытки), возникший в результате использования определенной оценщиком стоимости. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 28.12.2015 N 310-ЭС15-11302 (Поветкина Е.Л.)

Дата размещения статьи: 12.09.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи