Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Банковская деятельность > Информация Банка России о ключевой ставке: правовое значение и функции (Кондукторов А.С.)

Информация Банка России о ключевой ставке: правовое значение и функции (Кондукторов А.С.)

Дата размещения статьи: 20.03.2017

Банк России в процессе своей повседневной деятельности издает разнообразные акты. Некоторые из них носят нормативный характер, другие - ненормативный, отдельные являются локальными и имеют внутренний организационный характер, остальные обращены "вовне". Акты Банка России располагают самым разнообразным содержанием и выполняют достаточно широкий диапазон функций <1>. Целью настоящей статьи выступает исследование правового и функционального назначения актов, изменяющих ключевую ставку.
--------------------------------
<1> Например, И.Р. Винникова предлагает следующую классификацию: функции по организации денежно-кредитной политики; расчетные функции; функции, связанные с бюджетным обслуживанием; кредитные функции; функции по организации деятельности кредитных организаций; валютные функции; функции, связанные с выпуском ценных бумаг (Винникова И.Р. К вопросу о полномочиях Банка России // Банковское право. 2015. N 1. С. 68 - 69).

Как известно, ключевая ставка определяется решением Совета директоров Банка России, что следует из содержания ст. 18 ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <2>. Однако единственным доступным для ознакомления актом, выражающим решение Совета директоров по данному вопросу, является информация Банка России об изменении ключевой ставки. Вполне очевидно, что акт, именуемый "информация Банка России", сам по себе не является решением Совета директоров и его текст не выносится на голосование членов Совета. Информация Банка России издается пресс-службой по итогам заседания Совета директоров. Однако никакого иного акта в результате заседания не публикуется, поэтому для каждого, кто по понятным причинам на нем не присутствовал, информация Банка России об изменении ключевой ставки является единственным источником, позволяющим узнать о принятом решении. Само же решение Совета директоров по данному вопросу, если оно и оформляется в письменном виде, не публикуется в официальных источниках; протокол заседания, который, надо полагать, все же ведется, также недоступен (в отличие, например, от протоколов заседаний Совета по актуарной деятельности <3>, Экспертного совета по вопросам деятельности кредитных рейтинговых агентств <4> и пр.). Любая правовая процедура, использующая в каких-либо целях ключевую ставку, основывается на указанной информации Банка России. Например, если в судебной практике возникнет необходимость установить размер ключевой ставки на определенную дату, соответствующая информация будет принята судом в качестве надлежащего (относимого и допустимого) доказательства, позволяющего однозначно и достоверно определить ее величину. Поэтому как с точки зрения официального опубликования, так и с точки зрения правоприменения информацию Банка России, содержащую в себе сведения о размере ключевой ставки, можно сравнить с любым правовым актом, официально фиксирующим тот или иной показатель. Например, налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц применяется в размере 13% годовых только потому, что указанный размер объявлен п. 1 ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации <5>. Аналогично и ключевая ставка во всяком правоотношении принимается равной 11% годовых лишь потому, что данная величина объявлена информацией Банка России от 31 июля 2015 г. <6>.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.
<3> См., например: Протокол N САДП-8 заседания Совета по актуарной деятельности от 9 февраля 2016 г. URL: http://cbr.ru/finmarkets/files/supervision/protokol_1802216.pdf.
<4> См., например: Протокол N 4 заседания Экспертного совета по вопросам деятельности кредитных рейтинговых агентств от 12 февраля 2016 г URL: http://www.cbr.ru/finmarkets/files/supervision/protokol_4_18022016.pdf.
<5> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.
<6> Информация Банка России от 31 июля 2015 г. "О ключевой ставке Банка России" // Вестник Банка России. 2015. N 65.

Таким образом, несмотря на то что информация Банка России о ключевой ставке изначально является, как уже отмечалось, не более чем релизом пресс-службы, ее практическое правовое значение заключается в том, что она подменяет решение Совета директоров по данному вопросу и представляет собой официальный акт, юридически фиксирующий размер ключевой ставки или его изменение.
Тем не менее утверждать нормативность "информации Банка России" о ключевой ставке не представляется возможным, так как подобное предположение вступает в прямое противоречие с положениями действующего законодательства. Статья 7 ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" наделяет признаком нормативности лишь такие акты, как положение, указание и инструкция, а следовательно, информация признаком нормативности не обладает <7>.
--------------------------------
<7> Однако встречаются вполне обоснованные мнения, расширяющие перечень нормативных актов, предусмотренных ст. 7 ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Так, например, А.Г. Братко утверждает, что Банк России "фактически иногда издает нормы права в виде писем и телеграмм" (Братко А.Г. Банковское законодательство и нормативные акты Банка России как источники банковского права // Публичное и частное право. 2012. N 3. С. 126). Такое суждение кажется, на первый взгляд, несколько своеобразным, но с учетом весьма "экзотического" правового положения Центрального банка вряд ли этому следует удивляться (подробный обзор мнений по вопросу правового статуса Банка России представлен в следующей работе: Пастухов Н.А. Центральный банк Российской Федерации как юридическое лицо // Финансовое право. 2015. N 5. С. 38 - 43).

Отвлекаясь от вопросов нормативности и юридической силы информации Банка России о ключевой ставке, на нее можно взглянуть и с несколько иной точки зрения. Ключевая ставка представляет собой "процентную ставку по основным операциям Банка России по регулированию ликвидности банковского сектора" <8> и равна ставке по операциям предоставления ликвидности и операциям абсорбирования ликвидности на аукционной основе на срок одна неделя <9>. В таком контексте информация Банка России, объявляющая определенный процент ключевой ставки, предстает как обращенное к коммерческим банкам приглашение заключить на условиях указанного процента сделку по предоставлению ликвидности (кредитный договор) или сделку по абсорбированию ликвидности (депозитный договор). С позиций гражданского законодательства и общих правил заключения договора такое приглашение напоминает оферту (согласно ч. 1 ст. 435 Гражданского кодекса Российской Федерации <10> "офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение") <11>.
--------------------------------
<8> Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов // Вестник Банка России. 2015. N 108.
<9> Информация Банка России от 13 сентября 2013 г. "О системе процентных инструментов денежно-кредитной политики Банка России" // Вестник Банка России. 2013. N 51.
<10> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
<11> Здесь положение Банка России сходно с положением государства, которое "направляет оферту" налогоплательщику о применении специального налогового режима и при ее акцепте изменяет регулятивный характер отношения на квазидоговорный (см.: Кондукторов А.С. О функциональной роли государства в механизме правового регулирования отношений по уплате налога // Современная юридическая наука и правоприменение (IV Саратовские правовые чтения): Сборник тезисов докладов (по материалам международной научно-практической конференции, г. Саратов, 3 - 4 июня 2011 г.) / Отв. ред. О.С. Ростова. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2011. С. 164 - 165).

Однако, более детально рассмотрев данный вопрос, следует заключить, что информация Банка России о ключевой ставке выполняет функцию не полноценной оферты, а представляет собой лишь часть оферты. Для обоснования данной гипотезы обратимся к анализу некоторых аспектов операций по предоставлению Банком России ликвидности кредитным организациям:
- во-первых, Центральный банк приглашает коммерческие банки к заключению кредитных договоров не именно по ключевой ставке. Часть операций по предоставлению ликвидности проводится Банком России по ставкам, хотя и определяемым на основе ключевой, но не равным ей. Так, например, согласно указанию "О размере процентных ставок по кредитам, обеспеченным активами или поручительствами" <12> кредит с данным видом обеспечения сроком от 2 до 549 календарных дней предоставляется по ключевой ставке, увеличенной на 1,75 процентного пункта. Аналогичным образом ставка определяется и при заключении кредитного договора, обеспеченного золотом <13>. То есть в данном случае процентная ставка по кредиту (цена услуги по предоставлению ликвидности) включает в себя две величины - постоянную (1,75%) и переменную (ключевую ставку). Следовательно, информация Банка России объявляет не процентную ставку по кредитному договору, который предлагается заключить коммерческому банку, а лишь ее переменный компонент, который будет использоваться при формировании ставки по кредиту;
- во-вторых, следует учитывать, что в силу требований абз. 2 ч. 1 ст. 435 ГК РФ "оферта должна содержать существенные условия договора". Содержит ли информация Банка России о ключевой ставке все существенные и необходимые условия предлагаемого к заключению договора? Разумеется, нет. Даже условие о ставке кредита (равно как и депозита) определяется в ней, как показано выше, косвенно. Прочие необходимые условия информацией вовсе не определены и фиксируются в иных актах. Например, такой необходимый элемент оферты, как круг лиц, которым адресовано предложение, предусматривается самостоятельными положениями Банка России (в частности, кредитные организации, которым предлагается заключить указанный выше кредитный договор, обеспеченный активами или поручительствами, определяются главой 2 Положения от 12 ноября 2007 г. N 312-П <14>).
--------------------------------
<12> Указание Банка России от 31 июля 2015 г. N 3745-У "О размере процентных ставок по кредитам, обеспеченным активами или поручительствами" // Вестник Банка России. 2015. N 65.
<13> Указание Банка России от 31 июля 2015 г. N 3746-У "О размере процентных ставок по кредитам, обеспеченным золотом" // Вестник Банка России. 2015. N 65.
<14> Положение Банка России от 12 ноября 2007 г. N 312-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами" // Вестник Банка России. 2007. N 69.

Таким образом, информацию Банка России о ключевой ставке нужно рассматривать не как самостоятельную оферту, объявляющую "коммерческие условия" и приглашающую оформить на указанных условиях сделку, а лишь как компонент оферты, определяющий переменную величину цены услуги по предоставлению или абсорбированию ликвидности, предоставляемой Банком России.
Но наличие в ставке по кредитам, предоставляемым Банком России коммерческим банкам, переменной составляющей, обусловливает и еще одно возможное последствие изменения ключевой ставки. Упоминавшееся ранее указание Банка России от 31 июля 2015 г. "О размере процентных ставок по кредитам, обеспеченным активами или поручительствами" в п. 2 предусматривает, что "в случае принятия Советом директоров Банка России решения об изменении размера ключевой ставки ... процентная ставка по ранее предоставленным ... кредитам корректируется на величину изменения размера ключевой ставки Банка России". Это означает, что повышение или понижение ключевой ставки влечет изменение процентных ставок по ранее заключенным (уже действующим) кредитным договорам между Банком России и кредитными организациями. Кстати говоря, с юридической точки зрения такая процедура является вполне правомерной, так как соответствует, кроме обозначенного указания, еще и п. 5.4.3 Генерального кредитного договора <15>. Но из сказанного можно сделать еще два вывода о природе и функциях информации Банка России о ключевой ставке:
- изменение ключевой ставки является основанием для пересмотра действующих кредитных договоров, заключенных между Центральным банком и коммерческими банками, а издание информации Банка России выражает волю кредитора на такое изменение. С позиций гражданского законодательства информация Банка России о ключевой ставке выступает юридическим фактом, влекущим одностороннее изменение условий действующих кредитных договоров;
- информация Банка России о ключевой ставке является актом, имеющим обратную силу, так как содержит положения (о размере ключевой ставки), распространяющие свое действие на правоотношения, возникшие из кредитных договоров, заключенных ранее ее издания.
--------------------------------
<15> Приложение 1 к Положению Банка России от 12 ноября 2007 г. N 312-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами" // Вестник Банка России. 2007. N 69.

Наконец, рассуждая о функциях информации Банка России о ключевой ставке, нельзя игнорировать и смысл, вкладываемый в процесс ее издания собственно Центральным банком. Банк России указывает на ключевую ставку как на индикативный показатель направленности денежно-кредитной политики, вокруг которого в диапазоне 2% формируется коридор процентных ставок <16>, и видит в ней трансмиссионный механизм передачи "соответствующего сигнала Банка России ... на реальный сектор экономики" <17>. Таким образом, по логике Центрального банка информация о ключевой ставке выступает специальным инструментом финансово-правового воздействия, позволяющим, с одной стороны, конструировать параметры процентной политики на рынке банковских услуг, а с другой - оказывать необходимое влияние на мотивацию и ожидания его участников.
--------------------------------
<16> Пункт 1 информации Банка России от 13 сентября 2013 г. "О системе процентных инструментов денежно-кредитной политики Банка России" // Вестник Банка России. 2013. N 51.
<17> Пункт 1.1 Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов // Вестник Банка России. 2015. N 108.

На основании изложенного следует заключить, что информация Банка России о ключевой ставке является имеющим обратную силу ненормативным официальным актом, юридически фиксирующим размер ключевой ставки (или его изменение) и замещающим в правоприменительной практике решение Совета директоров по данному вопросу. Информация Банка России о ключевой ставке в процессе ее опубликования и использования выполняет следующие функции: 1) выступает компонентом оферты Центрального банка к коммерческим банкам, определяющим переменную величину цены услуги по предоставлению или абсорбированию ликвидности; 2) выступает юридическим фактом, влекущим одностороннее изменение условий действующих кредитных договоров, заключенных Банком России с коммерческими банками, выражает волю Банка России как кредитора на такое изменение; 3) выступает специальным инструментом финансово-правового воздействия, позволяющим конструировать параметры процентной политики на рынке банковских услуг, а также оказывать влияние на мотивацию и ожидания участников данного рынка.

Литература

1. Протокол N САДП-8 заседания Совета по актуарной деятельности от 9 февраля 2016 г. URL: http://cbr.ru/finmarkets/files/supervision/protokol_1802216.pdf.
2. Протокол N 4 заседания Экспертного совета по вопросам деятельности кредитных рейтинговых агентств от 12 февраля 2016 г. URL: http://www.cbr.ru/finmarkets/files/supervision/protokol_4_18022016.pdf.
3. Братко А.Г. Банковское законодательство и нормативные акты Банка России как источники банковского права // Публичное и частное право. 2012. N 3. С. 126.
4. Винникова И.Р. К вопросу о полномочиях Банка России // Банковское право. 2015. N 1. С. 68 - 69.
5. Кондукторов А.С. О функциональной роли государства в механизме правового регулирования отношений по уплате налога // Современная юридическая наука и правоприменение (IV Саратовские правовые чтения): Сборник тезисов докладов (по материалам международной научно-практической конференции, г. Саратов, 3 - 4 июня 2011 г.) / Отв. ред. О.С. Ростова. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2011. С. 164 - 165.
6. Пастухов Н.А. Центральный банк Российской Федерации как юридическое лицо // Финансовое право. 2015. N 5. С. 38 - 43.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Что закон грядущий нам готовит (Балан Е.)

Дата размещения статьи: 12.03.2018

подробнее>>

Платежные карты "Мир": переходный период (Пономарева О.А.)

Дата размещения статьи: 26.10.2017

подробнее>>

Особенности управления рисками в банках (Кудрявцев В.С.)

Дата размещения статьи: 24.10.2017

подробнее>>

Понятие bail-in и его законодательное регулирование за рубежом (Храпова М.О.)

Дата размещения статьи: 07.04.2017

подробнее>>

Совершенствование банковского законодательства с учетом принципов банковской деятельности (Самигулина А.В.)

Дата размещения статьи: 05.04.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта