Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Реорганизация и ликвидация юридических лиц > Правопреемство специальных прав налогоплательщика при реорганизации в форме преобразования (Дергачев С.А.)

Правопреемство специальных прав налогоплательщика при реорганизации в форме преобразования (Дергачев С.А.)

Дата размещения статьи: 22.03.2017

По общему правилу, закрепленному в п. п. 1, 9 ст. 50 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.

НК РФ не определен порядок правопреемства в отношении специальных прав налогоплательщиков, т.е. таких прав, которые приобретаются в особом порядке (как правило, заявительном или уведомительном), в частности право на применение специальных налоговых режимов или право применения налоговых льгот, пониженных налоговых ставок.
Наиболее распространенной является ситуация, когда, например, общество с ограниченной ответственностью, применяющее упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), реорганизуется в акционерное общество. Возникает вопрос: вправе ли акционерное общество продолжить применять УСН или оно должно заново в общем порядке уведомлять об этом налоговый орган (ст. 346.13 НК РФ)?
Неопределенность в данной ситуации может создавать существенные проблемы, так как налогоплательщик, полагая, что после окончания процедуры реорганизации в форме преобразования у него сохранилось право на применение УСН, не предоставит налоговые декларации по правилам общей системы налогообложения. Это, в свою очередь, влечет приостановление операций по счетам на основании п. 3 ст. 76 НК РФ. Оспаривание же решений о приостановлении операций по счетам требует значительных финансовых и временных ресурсов, не говоря уже о фактической остановке бизнеса при недействующих расчетных счетах <1>.
--------------------------------
<1> См., например, дела: Постановление ФАС Уральского округа от 26 апреля 2007 г. по делу N А07-21615/06; Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2015 г. N 13АП-25912/2015 по делу N А56-33070/2015 // СПС "КонсультантПлюс".

В отдельных случаях в целях предотвращения приостановления операций по счетам налогоплательщики обращаются в налоговые органы за "консультациями". Получение от налоговых органов отрицательного ответа в устной или письменной форме позволяет обжаловать соответствующие действия должностных лиц налогового органа <2> или подать заявление о признании недействительным решения, оформленного письмом об отказе в применении УСН <3>.
--------------------------------
<2> Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2015 г. по делу N А60-25661/2015 // СПС "КонсультантПлюс".
<3> Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 декабря 2015 г. по делу N А26-2993/2015 // СПС "КонсультантПлюс".

Министерство финансов России (далее - Минфин РФ) по вопросу правопреемства при преобразовании организаций занимает формальную позицию, полагая, что при данном виде реорганизации возникает новое юридическое лицо, а следовательно, все права и обязанности подлежат определению "с нуля" как для вновь возникшего налогоплательщика. Указанный подход нашел отражение в письмах Минфина РФ по следующим вопросам:
- правопреемство в отношении применения упрощенной системы налогообложения - налогоплательщик должен подавать уведомление о применении УСН <4>;
--------------------------------
<4> См.: письма Минфина РФ от 13 февраля 2015 г. N 03-11-06/2/6553, от 24 февраля 2014 г. N 03-11-06/2/7608, от 7 февраля 2012 г. N 03-11-06/2/22, от 17 августа 2006 г. N 03-11-02/180, от 9 ноября 2006 г. N 03-11-04/2/233, от 4 сентября 2006 г. N 03-11-04/2/183, письма УФНС России по г. Москве от 23 ноября 2011 г. N 16-15/112995@, от 8 октября 2010 г. N 16-15/105637, от 18 августа 2009 г. N 16-15/097377 // СПС "КонсультантПлюс".

- правопреемство в отношении применения регрессивных (пониженных) ставок единого социального налога <5> - условия применения пониженных налоговых ставок с момента окончания реорганизации начинают формироваться заново, поскольку налоговый период исчисляется с момента создания нового юридического лица <6>.
--------------------------------
<5> Глава 24 Налогового кодекса РФ, действовавшая до 2010 г.
<6> См.: письма Минфина РФ от 15 февраля 2010 г. N 03-03-06/1/69, от 8 апреля 2010 г. N 03-04-07/1-16, от 23 июля 2008 г. N 03-04-06-02/82, от 20 июня 2008 г. N 03-04-06-02/63, от 19 ноября 2007 г. N 03-02-07/1-492, от 26 мая 2006 г. N 03-05-02-04/71, от 19 января 2005 г. N 03-05-02-04/4, от 12 сентября 2005 г. N 03-05-02-04/175, УФНС России по г. Москве от 17 февраля 2006 г. N 21-11/21295, от 29 октября 2005 г. N 21-11/77720 // Аналогичная позиция изложена в письме Минздравсоцразвития РФ от 28 мая 2010 г. N 1375-19 // СПС "КонсультантПлюс".

Налоговые органы также вынуждены руководствоваться подобной логикой, в первую очередь по чисто "техническим" причинам: организация, прекратившая свою деятельность в результате реорганизации, и организация-правопреемник, поставленная на учет в налоговом органе, - это два разных налогоплательщика с собственными ИНН. В соответствии с п. 5 ст. 84 НК РФ при прекращении деятельности организации в результате реорганизации осуществляется снятие ее с учета в налоговых органах на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. При этом реорганизованное юридическое лицо приобретает новый ИНН (не изменяется ИНН только у организации, реорганизованной в форме выделения или присоединения <7>).
--------------------------------
<7> Пункты 6, 18 Приказа ФНС России от 29 июня 2012 г. N ММВ-7-6/435@ "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика" // Российская газета. 2012. 22 августа. N 192; СПС "КонсультантПлюс".

Следует отметить, что позиции Минфина РФ в отдельных случаях лишены последовательности, например, по следующим вопросам:
1) применение налоговой ставки 0% по налогу на прибыль для доходов в виде дивидендов (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ):
- при определении 365-дневного периода владения вкладом (долей) может учитываться период владения вкладом (долей) преобразованной организацией, при условии, что до реорганизации данная организация соответствовала критериям, установленным указанным подпунктом <8>;
--------------------------------
<8> См.: письма Минфина России от 20 марта 2015 г. N 03-03-06/1/15521, от 30 января 2015 г. N 03-03-06/1/3656.

- при определении 365-дневного периода владения вкладом (долей) в уставном капитале время владения правопредшественником не учитывается, а учитывается срок владения указанным вкладом (долей) с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, так как при реорганизации юридического лица в форме преобразования возникает новое юридическое лицо <9>;
--------------------------------
<9> См.: письма Минфина России от 8 апреля 2014 г. N 03-03-Р3/15941, от 15 марта 2012 г. N 03-03-06/3/4, от 11 января 2012 г. N 03-03-06/1/3, от 31 октября 2011 г. N 03-03-06/1/702, от 18 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/769, от 28 сентября 2010 г. N 03-0305/210, от 1 ноября 2010 г. N 03-03-06/1/678, письмо ФНС России от 20 августа 2012 г. N ЕД-4-3/13713@ // СПС "КонсультантПлюс".

2) применение налоговой ставки 0% по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность (ст. 284.1 НК РФ):
- правопреемство в отношении ставки 0% по налогу на прибыль организациями, осуществляющими медицинскую деятельность, допускается при условии переоформления лицензии на реорганизованное юридическое лицо <10>;
--------------------------------
<10> Письмо Минфина России от 21 августа 2015 г. N 03-03-06/4/48320 // СПС "КонсультантПлюс".

- правопреемство в части льготного режима налогообложения, установленного ст. 284.1 НК РФ, на новое юридическое лицо, образованное в результате реорганизации, не распространяется <11>. При этом поскольку вновь созданные организации, осуществляющие медицинскую деятельность со дня создания, не могут выполнить условий о численности и представлении лицензии, то за первый налоговый период они не вправе применять налоговую ставку по налогу на прибыль организаций 0% <12>.
--------------------------------
<11> Письмо ФНС России от 1 ноября 2012 г. N ЕД-4-3/18513 // СПС "КонсультантПлюс".
<12> Письмо Минфина России от 15 марта 2012 г. N 03-03-10/23 // СПС "КонсультантПлюс".

Вышеуказанные противоречия порождают большое количество судебных споров. В абсолютном большинстве случаев суды встают на сторону налогоплательщиков, мотивируя свои выводы следующим образом:
1) поскольку реорганизуемое юридическое лицо обладало правом применения регрессивной шкалы ставок налога до завершения реорганизации, то преобразованное юридическое лицо в порядке правопреемства вправе продолжать им пользоваться, так как <13>:
--------------------------------
<13> По данному вопросу имеется правовая позиция ВАС РФ. См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 1 апреля 2008 г. N 13584/07 // СПС "КонсультантПлюс".

- налоговое законодательство не предусматривает прекращение действия регрессивной шкалы ставок в случае реорганизации юридического лица путем его преобразования, запрета на ее применение правопреемником не содержится в нормах Налогового кодекса РФ, регулирующих порядок и условия исчисления налоговых ставок <14>;
--------------------------------
<14> Определение ВАС РФ от 19 декабря 2007 г. N 16978/07; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17 октября 2007 г. по делу N А46-20865/2006; Постановление ФАС Поволжского округа от 14 июня 2007 г. по делу N А65-1156/06; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 июля 2006 г. по делу N А58-5678/05; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30 июня 2006 г. по делу N А58-5082/05 // СПС "КонсультантПлюс".

- к преобразованному путем реорганизации юридическому лицу в соответствии с п. 2 ст. 50 НК РФ переходят права налогоплательщика, в том числе на налоговые льготы <15>;
--------------------------------
<15> Определение ВАС РФ от 3 апреля 2008 г. N 17795/07; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 сентября 2007 г. по делу N А42-1133/2007; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 апреля 2007 г. по делу N А56-46035/2006; Постановление ФАС Поволжского округа от 3 октября 2006 г. по делу N А65-35566/05-СА1-29; Постановление ФАС Уральского округа от 22 февраля 2006 г. N Ф09-736/06-С2 по делу N А60-26978/05 // СПС "КонсультантПлюс".

- в результате преобразования изменена лишь организационно-правовая форма, а трудовые правоотношения в силу ст. 75 Трудового кодекса РФ между работодателем и работниками не изменились <16>;
--------------------------------
<16> Определения ВАС РФ от 11 июня 2014 г. N ВАС-6739/14 по делу N А37-419/2013 и от 16 октября 2013 г. N ВАС-14361/13 по делу N А43-22087/2012; Постановление Президиума ВАС РФ от 1 апреля 2008 г. N 13584/07, Определение ВАС РФ от 19 декабря 2007 г. N 16978/07; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 сентября 2015 г. N 09АП-33913/2015 по делу N А40-100/15; Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 9 октября 2014 г. по делу N А64-234/2014; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17 октября 2007 г. по делу N А46-20865/2006 // СПС "КонсультантПлюс".

2) отсутствие уведомления налогоплательщика о применении упрощенной системы налогообложения не влечет возникновения обязанности представления налоговых деклараций по налогам, подлежащим уплате по общей системе налогообложения, если налогоплательщиком после реорганизации в форме преобразования совершались действия, свидетельствующие о применении УСН (подача налоговых деклараций, направление в налоговый орган соответствующих писем, обращений и т.д.), так как:
- вопрос о порядке перехода на упрощенную систему налогообложения организацией в случае ее создания в результате реорганизации путем преобразования НК РФ не регламентирован <17>;
--------------------------------
<17> Постановление ФАС Уральского округа от 26 апреля 2007 г. по делу N А07-21615/06; Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2015 г. N 13АП-25912/2015 по делу N А56-33070/2015 // СПС "КонсультантПлюс".

- при преобразовании одного юридического лица в другое к вновь возникшему юридическому лицу в пределах правопреемства переходят не только обязанности по уплате налогов и таможенных платежей, но и право на использование льготных налоговых режимов, которыми оно пользовалось до реорганизации <18>.
--------------------------------
<18> Определение ВАС РФ от 20 апреля 2009 г. N 4780/09; Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2015 г. по делу N А60-25661/2015 // СПС "КонсультантПлюс".

Однако имеются единичные случаи отказа налогоплательщикам со ссылкой на то, что ни ст. 50 НК РФ, ни другие нормы НК РФ не устанавливают возможности перехода в порядке правопреемства к вновь возникшему юридическому лицу выбранного ранее существовавшим юридическим лицом режима налогообложения. Вновь созданная организация вправе применять УСН только при соблюдении условий, предусмотренных НК РФ <19>.
--------------------------------
<19> Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 декабря 2015 г. по делу N А26-2993/2015; также см.: Постановления ФАС Дальневосточного округа от 24 мая 2007 г. N Ф03-А73/07-2/1453, от 23 мая 2007 г. N Ф03-А73/07-2/1118 // СПС "КонсультантПлюс".

Анализируя вышеизложенное, нельзя не отметить, что подход Минфина РФ и налоговых органов не в полной мере соответствует существу рассматриваемой формы реорганизации, так как при преобразовании не происходит каких-либо изменений в правах (активах) и обязанностях (обязательствах) юридического лица.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 50 НК РФ правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами и исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ, для налогоплательщиков.
В ч. 9 ст. 50 НК РФ определено, что при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.
Таким образом, порядок правопреемства в части специальных прав налогоплательщика (льготы, пониженные налоговые ставки и т.д.) не определен.
Однако указанный вопрос о влиянии реорганизации в форме преобразования на изменение прав и обязанностей уже поднимался Высшим Арбитражным Судом РФ. Так, рассматривая дело о сохранении у нового юридического лица (образованного в результате преобразования) права на применение регрессивной шкалы ставок по единому социальному налогу, Высший Арбитражный Суд РФ пришел к выводу, что для правильного ответа "будет иметь значение характер трудовых отношений налогоплательщика с работниками". Так как в силу ст. 75 Трудового кодекса РФ при реорганизации трудовые отношения не изменяются, то и выплаты, осуществляемые на основании трудовых договоров, заключенных с работниками до реорганизации, не могут не учитываться при определении налоговой базы по единому социальному налогу реорганизованной организации <20>. То есть уже в 2008 г. Высший Арбитражный Суд РФ указал на необходимость проверки факта изменения правоотношений, влияющих на налогообложение.
--------------------------------
<20> Постановление Президиума ВАС РФ от 1 апреля 2008 г. N 13584/07 // СПС "КонсультантПлюс".

В настоящее время необходимо учитывать внесенные Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ <21> в главу 4 Гражданского кодекса РФ изменения и, основываясь на п. 1 ст. 11 НК РФ, применить правила, установленные в ч. 5 ст. 58 ГК РФ, в которой прямо указывается, что при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
--------------------------------
<21> Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" // Российская газета. 2014. 7 мая. N 101.

Следует отметить, что указанная в ч. 5 ст. 58 ГК РФ формулировка позволила Верховному Суду РФ прийти к выводу об отсутствии при реорганизации в форме преобразования правопреемства в традиционном его понимании. В частности, Верховный Суд РФ указал, что "особенностью реорганизации в форме преобразования, в результате чего происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица, является отсутствие изменения прав и обязанностей этого реорганизованного лица, когда нет изменений в правах и обязанностях его учредителей" <22>. Указанное дело возникло из гражданских правоотношений, однако на основании п. 1 ст. 11 НК РФ можно прийти к выводу, что налоговые последствия преобразования обусловливаются ответом на вопрос: изменяются или нет у налогоплательщика при реорганизации в форме преобразования права и обязанности, влияющие на формирование объектов налогообложения?
--------------------------------
<22> Определение Верховного Суда РФ от 19 июля 2016 г. N 310-КГ16-1802 по делу N А14-3915/2015 // СПС "КонсультантПлюс".

В силу того что изменений прав и обязанностей при реорганизации в форме преобразования не происходит, то, следовательно, не имеется оснований для возложения на налогоплательщиков обязанностей по направлению новых уведомлений о применении специальных налоговых режимов, повторного подтверждения права на пониженные налоговые ставки, пересчета "с нуля" оснований для применения налоговых льгот и т.д.

Литература

1. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" // Российская газета. 2014. 7 мая. N 101.
2. Приказ ФНС России от 29 июня 2012 г. N ММВ-7-6/435@ "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика" // Российская газета. 2012. 22 августа. N 192.
3. Определение Верховного Суда РФ от 19 июля 2016 г. N 310-КГ16-1802 по делу А14-3915/2015 // СПС "КонсультантПлюс".
4. Постановление Президиума ВАС РФ от 1 апреля 2008 г. N 13584/07 // СПС "КонсультантПлюс".

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Юридическое слияние компаний. Пошаговая инструкция (Филина А., Чуканова Е.)

Дата размещения статьи: 12.03.2018

подробнее>>

Гарантии прав кредиторов при проведении комбинированных способов реорганизации (Нуждин Т.А.)

Дата размещения статьи: 09.03.2018

подробнее>>

Списание безнадежной задолженности при ликвидации должника (Клинова К.)

Дата размещения статьи: 20.12.2017

подробнее>>

Исполнение обязанности по уплате налогов и долгов при ликвидации организации (Лермонтов Ю.М.)

Дата размещения статьи: 31.10.2017

подробнее>>

Возникновение прав при реорганизации (Князева Е.)

Дата размещения статьи: 16.09.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта