Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Несостоятельность (банкротство) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей > Возбуждение дела о банкротстве по заявлению уполномоченного органа (Бабинова Н.)

Возбуждение дела о банкротстве по заявлению уполномоченного органа (Бабинова Н.)

Дата размещения статьи: 23.03.2017

Уполномоченный орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом лица, не перечислившего в бюджет суммы налога на доходы физических лиц, которые были удержаны при выплате выходных пособий и (или) заработной платы.

(Пункт 4 Обзора судебной практики,
утвержденного Президиумом ВС РФ 20.12.2016)

Первая правовая позиция, которая была уточнена Обзором, касается проверки обоснованности заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом в случае частичного погашения задолженности по обязательным платежам. В этой ситуации обоснованность заявления проверяется исходя из общих требований, которые остались непогашенными на дату проверки заявления. На момент рассмотрения требования (с учетом частичного погашения задолженности) должны превышать установленный минимум и в отношении данных требований должно быть вынесено решение о взыскании <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Арбитражного суда ДО от 03.08.2016 N Ф03-3541/2016 по делу N А73-18253/2015.

Вторая позиция в рассматриваемом Обзоре касается нарушения срока предъявления требований уполномоченным органом.
По общему правилу уполномоченный орган вправе подать заявление о признании должника банкротом не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов за счет имущества должника или соответствующего исполнительного документа <2>. Однако в действующем законодательстве не предусмотрено каких-либо последствий пропуска срока. Истечение данного срока не влечет за собой утрату права налоговой инспекции на предъявление в суд заявления о признании должника банкротом <3>.
--------------------------------
<2> Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" (ред. от 21.12.2016) (вместе с Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве).
<3> Определение ВАС РФ от 26.11.2009 N ВАС-15580/09 по делу N А22-442/2009.

В соответствии с п. 3 ст. 6 и п. 6 ст. 41 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) (далее - Закон о банкротстве) возможность принудительного исполнения обязательных платежей не должна быть утрачена. Поэтому суды должны прежде всего оценивать, какие мероприятия и в какие сроки были проведены налоговыми органами для взыскания задолженности.
Следующая позиция, определенная в Обзоре, касается права уполномоченного органа инициировать процедуру банкротства на основании задолженности по уплате страховых взносов.
Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах) установлен закрытый перечень основания судебного порядка взыскания недоимок. Для всех остальных случаев установлен внесудебный порядок взыскания.
Поэтому с учетом внесудебного порядка взыскания задолженности по страховым взносам право на подачу заявления о признании должника банкротом у уполномоченного органа в данном случае возникает по истечении 30 дней с даты принятия решения о взыскании задолженности (за исключением судебного взыскания недоимки по страховым взносам в соответствии с Законом о страховых взносах).
Следующим пунктом Обзора практики стало право уполномоченного органа на обращение в суд в случае невыплаты работодателем налога на доходы физических лиц.
Долгое время до принятия данного Обзора судебная практика была негативной для налогового органа и исходила из того, что налоговый орган не мог подать заявление о банкротстве организации, так как налогоплательщиками НДФЛ признавались физические лица, а не организации. Поэтому такая задолженность не признавалась обязательным платежом <4>. Но практика изменилась в связи с принятием Федерального закона от 29.06.2015 N 186-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Теперь Закон о банкротстве допускает подачу заявления о признании банкротом лица, не перечислившего в бюджет суммы налога на доходы физических лиц, которые были удержаны при выплате выходных пособий и (или) заработной платы <5> не только работниками, у которых есть непогашенные требования по оплате труда и/или выплате выходных пособий, но и также уполномоченным органом. Работодатель обязан удержать налоги на доходы физических лиц. А в случае, когда работодатель удержал налог и не перечислил его, он распоряжается частью заработной платы своих сотрудников. Поэтому уполномоченный орган вправе обратиться с заявлением о банкротстве данного работодателя.
--------------------------------
<4> Постановления АС ЗСО от 11.11.2015 N Ф04-25980/2015 по делу N А45-10979/2015; АС ВВО от 16.10.2015 N Ф01-4117/2015 по делу N А82-3943/2015.
<5> Пункт 4 Обзора.

Последней позицией по возбуждению дела о банкротстве по заявлению уполномоченного органа является определение уполномоченного лица, которое имеет право заявить требования, связанные с заключением, исполнением и/или расторжением государственных контрактов.
Часто в хозяйственной жизни государственные органы заключают и/или расторгают государственные контракты. Однако не все заказчики обладают правом на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом. Право на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом от имени Российской Федерации предоставлено только Федеральной налоговой службе в силу п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.05.2004 N 257.
В случае необходимости обращения в суд с заявлением о банкротстве федеральный орган, с которым заключен государственный контракт, должен уведомить ФНС России о неисполнении и/или ненадлежащем исполнении и наличии задолженности по данному контракту. Заявителем в деле о банкротстве должника будет выступать ФНС независимо от того, с кем заключен государственный контракт.
Если все-таки федеральный орган исполнительной власти самостоятельно подаст заявление о банкротстве, такое заявление будет оставлено без рассмотрения <6>.
--------------------------------
<6> Определение ВС РФ от 08.09.2016 N 307-ЭС16-11946 по делу N А26-6756/2014.

Таким образом, Обзор позволяет восполнить пробелы законодательства, в частности в отношении последствий пропуска срока при подаче заявления о возбуждении банкротства должника.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


11 января 2018 г.
Проект Федерального закона № 356734-7 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации в части установления статуса земельных участков необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами"

Внесение данного законопроекта обусловлено тем, что несмотря на социально-экономическую и экологическую значимость участков недр, отмечена правовая неопределённость статуса земель, под которыми такие участки расположены и необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами. Такая неопределённость приводит к спорным ситуациям, а также является коррупциогенным фактором.




1 января 2018 г.
Вступает в силу Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 351-ФЗ "О внесении изменений в статьи 146 и 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Данным законом устанавливается, что передача на безвозмездной основе имущества, созданного в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон, не облагается НДС. Имеется ввиду передача имущества акционерным обществом, созданным в целях реализации таких соглашений, 100% акций которого принадлежит РФ, а также созданными с его участием хозяйственными обществами, являющимися управляющими компаниями особых экономических зон. Кроме того, исключается обязанность восстановления акционерным обществом и управляющими компаниями ОЭЗ сумм НДС, ранее принятых к вычету в отношении такого имущества.




26 декабря 2017 г.
Проект Федерального закона № 350175-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения понятия "иностранный инвестор")"

Данный законопроект направлен на создание эффективного механизма пресечения получения российскими юридическими лицами и гражданами необоснованных преимуществ, предусмотренных для иностранных инвесторов, а также совершенствование норм инвестиционного законодательства.




19 декабря 2017 г.
Проект Федерального закона № 344476-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольно

Законопроект вносит запрет на производство так называемого "сухого алкоголя", который представляет собой порошкообразное вещество, которое при добавлении воды в определенной пропорции преобразуется в алкогольный напиток. Исследованиями выявлено, что данное вещество является смертельно опасным если существенно увеличить концентрацию "сухого алкоголя" на количество жидкости.




1 декабря 2017 г.
Проект Федерального закона № 329665-7 "О внесении изменений в Гражданский кодекс РФ в части уточнения обстоятельств непреодолимой силы в отношении договора о залоге недвижимого имущества (договора об ипотеке)"

Законопроект предусматривает защиту прав залогодателей-физических лиц при заключении ими договора ипотеки жилого дома или квартиры в случае, если расчет по такому договору осуществлялся в иностранной валюте, изменение курса которой привело к существенному повышению цены договора в рублевом эквиваленте в результате финансово-экономического кризиса, изменения валютного курса, девальвации национальной валюты и других не зависящих от воли сторон договора о залоге недвижимого имущества обстоятельств. 



В центре внимания:


Некоторые вопросы реализации трудовых прав работников в свете недавних изменений Закона о банкротстве (Беседина О.С.)

Дата размещения статьи: 16.01.2018

подробнее>>

Банкротство застройщиков: новое в законодательстве (Улезко А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Что нужно знать кредитору о банкротстве должника (Ермаков В.И.)

Дата размещения статьи: 31.10.2017

подробнее>>

Банкротство: действия налоговых органов (Салтыков А.И.)

Дата размещения статьи: 19.10.2017

подробнее>>

Банкротная практика Верховного суда (Вдовин О.Ф.)

Дата размещения статьи: 16.09.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта