Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Строительство > Грядущие новеллы в строительстве (Журавель Н.)

Грядущие новеллы в строительстве (Журавель Н.)

Дата размещения статьи: 23.03.2017

В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 июля 2017 года регулирование градостроительной деятельности значительно изменится. Особенно это касается выполнения работ по подготовке инженерных изысканий и проектной документации для строительства объектов капитального строительства. Проанализируем, кто теперь может выполнять инженерные изыскания и подготовку проектной документации, а также требования к таким лицам.

Критерии получения свидетельства

Первый блок изменений касается исключения понятия "виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства". В настоящее время действуют ч. 2 ст. 47 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) и ч. 4 ст. 48 ГрК РФ, в которых указано, что виды работ по инженерным изысканиям (подготовке проектной документации), которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Перечень видов таких работ утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624. А иные виды работ (то есть те, которые не оказывают влияния на безопасность объектов капитального строительства) по выполнению инженерных изысканий и подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В редакциях ст. ст. 47 - 48 ГрК РФ, которые вступят в силу с 1 июля 2017 года, из ч. 2 ст. 47 ГрК РФ и ч. 4 ст. 48 ГрК РФ исключено понятие "виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Критерием необходимости получения свидетельства саморегулируемой организации о допуске к выполнению работ по подготовке инженерных изысканий и подготовке проектной документации будет являться следующее.
1. Если в соответствии с ч. 2 ст. 47 ГрК РФ договоры на выполнение работ по подготовке инженерных изысканий заключены (стороной договора являются) с застройщиком; с техническим заказчиком; с лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, то такие договоры должны будут выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.
Кроме того, новая редакция ч. 3 ст. 47 ГрК РФ говорит о том, что застройщик или лицо, получившее в соответствии с Земельным кодексом РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, вправе выполнить инженерные изыскания самостоятельно при условии, что такие лица являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, или с привлечением иных лиц по договору подряда на выполнение инженерных изысканий.
Если договоры о выполнении инженерных изысканий заключены с иными лицами (то есть с теми, кто не перечислен в ч. 2 ст. 47 ГрК РФ), то работы могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами саморегулируемых организаций.
2. Если в соответствии с ч. 4 ст. 48 ГрК РФ договоры на выполнение работ по подготовке проектной документации заключены (стороной договора являются) с застройщиком; с техническим заказчиком; с лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения; с региональным оператором, то такие договоры должны будут выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования.
Застройщик вправе выполнить подготовку проектной документации самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, либо с привлечением иных лиц по договору подряда на подготовку проектной документации, об этом сказано в новой редакции ч. 5 ст. 48 ГрК РФ.
Если договоры о подготовке проектной документации заключены с иными лицами (то есть с теми, кто не перечислен в ч. 4 ст. 48 ГрК РФ), то работы могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами саморегулируемых организаций.
Таким образом, если подготовка инженерных изысканий или проектной документации выполняется в рамках заключенных договоров субподряда, свидетельство о допуске к выполнению работ, выданное саморегулируемой организацией, требоваться не будет.
Следует отметить, что в настоящее время допускается выполнение работ по подготовке инженерных изысканий и проектной документации физическими лицами, в случае если они выполняют те виды работ, которые не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. С момента вступления в силу поправок в ГрК РФ физические лица больше не будут являться субъектами таких правоотношений.

Необходимые специалисты

Вторым блоком поправок и еще одной новеллой является то, что выполнение инженерных изысканий и подготовка проектной документации по договорам, заключенным с лицами, указанными в ч. 2 ст. 47 и ч. 4 ст. 48 ГрК РФ, в обязательном порядке должны будут обеспечиваться специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов), специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Требования к таким специалистам изложены в ст. 55.5-1 ГрК РФ и являются, по сути, квалификационными, так как ст. 55.5-1 ГрК РФ разрешает включение сведений о таких лицах в национальный реестр специалистов только тем лицам, которые соответствуют следующим указанным в данной статье требованиям, а именно:
- наличие у физических лиц образования определенного уровня и профиля;
- повышение квалификации, профессиональная переподготовка названных лиц;
- наличие определенного стажа работы, наличие разрешения на работу (для иностранных граждан).
Иными словами, подытоживая приведенные разъяснения, можно обобщить, что для заключения договора на выполнение инженерных изысканий и подготовки проектной документации для строительства, реконструкции объектов капитального строительства индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, помимо членства в саморегулируемой организации, необходимо будет иметь специалиста по организации инженерных изысканий (по организации архитектурно-строительного проектирования) в должности главного инженера проекта (главного архитектора проекта), с которым заключен трудовой договор и сведения о котором внесены в национальный реестр специалистов в области строительства.
С 1 июля 2017 года ст. ст. 47 - 48 ГрК РФ будут дополнены ч. ч. 2.1 и 4.1, которые содержат круг лиц, которым не требуется членства в саморегулируемых организациях. К ним относятся ГУПы и МУПы, учреждения, юридические лица с долей участия государства более 50%. При выполнении работ по подготовке инженерных изысканий и проектной документации для органов государственной власти и организаций государственного сектора таким юридическим лицами не нужно иметь членства в саморегулируемых организациях.

Основные итоги

Подводя итог вышесказанному, выделим основные выводы.
Во-первых, поправки в ст. ст. 47 - 48 ГрК РФ вступают в силу с 1 июля 2017 года, и с этого момента не допускается осуществления деятельности по выполнению инженерных изысканий и подготовке проектной документации для строительства, реконструкции объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Во-вторых, в связи с исключением понятия "виды работ по подготовке проектной документации (выполнению инженерных изысканий), которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" свидетельство о допуске к выполнению работ, выданное саморегулируемой организацией, будет учитывать все группы и виды работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации.
В-третьих, помимо получения свидетельства о допуске, выдаваемого саморегулируемой организацией, лица, которые планируют выполнять указанные выше работы, должны позаботиться о привлечении в штат специалистов по организации таких работ, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, заключить с ними трудовые договоры, прописать им должностную инструкцию.
В-четвертых, если организации (индивидуальные предприниматели) планируют выполнять с 1 июля 2017 года только работы по подготовке инженерных изысканий и проектной документации в рамках заключенных договоров субподряда, то по логике ст. ст. 47 - 48 ГрК РФ такие организации (индивидуальные предприниматели) могут не являться членами саморегулируемых организаций.
В заключение следует отметить, что российское градостроительное законодательство продолжает совершенствоваться. До момента вступления в силу поправок ориентирами для понимания практического применения новых норм, по нашему мнению, будут разъяснения Минстроя России.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Строительство на арендованном земельном участке в интересах третьего лица: варианты оформления отношений (Полякова В.Э.)

Дата размещения статьи: 14.03.2018

подробнее>>

Механизмы защиты прав участника долевого строительства (Глазунова Е.)

Дата размещения статьи: 20.12.2017

подробнее>>

Виды и состав градостроительных правоотношений (Болтанова Е.С.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Продажа объектов незавершенного строительства: налоговые риски (Стародубцева И.)

Дата размещения статьи: 31.10.2017

подробнее>>

Новые хитрые схемы повышения цены для заказчика строительства (Антонов К.)

Дата размещения статьи: 26.10.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта