Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Строительство > Грядущие новеллы в строительстве (Журавель Н.)

Грядущие новеллы в строительстве (Журавель Н.)

Дата размещения статьи: 23.03.2017

В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 июля 2017 года регулирование градостроительной деятельности значительно изменится. Особенно это касается выполнения работ по подготовке инженерных изысканий и проектной документации для строительства объектов капитального строительства. Проанализируем, кто теперь может выполнять инженерные изыскания и подготовку проектной документации, а также требования к таким лицам.

Критерии получения свидетельства

Первый блок изменений касается исключения понятия "виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства". В настоящее время действуют ч. 2 ст. 47 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) и ч. 4 ст. 48 ГрК РФ, в которых указано, что виды работ по инженерным изысканиям (подготовке проектной документации), которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Перечень видов таких работ утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624. А иные виды работ (то есть те, которые не оказывают влияния на безопасность объектов капитального строительства) по выполнению инженерных изысканий и подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В редакциях ст. ст. 47 - 48 ГрК РФ, которые вступят в силу с 1 июля 2017 года, из ч. 2 ст. 47 ГрК РФ и ч. 4 ст. 48 ГрК РФ исключено понятие "виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Критерием необходимости получения свидетельства саморегулируемой организации о допуске к выполнению работ по подготовке инженерных изысканий и подготовке проектной документации будет являться следующее.
1. Если в соответствии с ч. 2 ст. 47 ГрК РФ договоры на выполнение работ по подготовке инженерных изысканий заключены (стороной договора являются) с застройщиком; с техническим заказчиком; с лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, то такие договоры должны будут выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.
Кроме того, новая редакция ч. 3 ст. 47 ГрК РФ говорит о том, что застройщик или лицо, получившее в соответствии с Земельным кодексом РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, вправе выполнить инженерные изыскания самостоятельно при условии, что такие лица являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, или с привлечением иных лиц по договору подряда на выполнение инженерных изысканий.
Если договоры о выполнении инженерных изысканий заключены с иными лицами (то есть с теми, кто не перечислен в ч. 2 ст. 47 ГрК РФ), то работы могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами саморегулируемых организаций.
2. Если в соответствии с ч. 4 ст. 48 ГрК РФ договоры на выполнение работ по подготовке проектной документации заключены (стороной договора являются) с застройщиком; с техническим заказчиком; с лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения; с региональным оператором, то такие договоры должны будут выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования.
Застройщик вправе выполнить подготовку проектной документации самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, либо с привлечением иных лиц по договору подряда на подготовку проектной документации, об этом сказано в новой редакции ч. 5 ст. 48 ГрК РФ.
Если договоры о подготовке проектной документации заключены с иными лицами (то есть с теми, кто не перечислен в ч. 4 ст. 48 ГрК РФ), то работы могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами саморегулируемых организаций.
Таким образом, если подготовка инженерных изысканий или проектной документации выполняется в рамках заключенных договоров субподряда, свидетельство о допуске к выполнению работ, выданное саморегулируемой организацией, требоваться не будет.
Следует отметить, что в настоящее время допускается выполнение работ по подготовке инженерных изысканий и проектной документации физическими лицами, в случае если они выполняют те виды работ, которые не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. С момента вступления в силу поправок в ГрК РФ физические лица больше не будут являться субъектами таких правоотношений.

Необходимые специалисты

Вторым блоком поправок и еще одной новеллой является то, что выполнение инженерных изысканий и подготовка проектной документации по договорам, заключенным с лицами, указанными в ч. 2 ст. 47 и ч. 4 ст. 48 ГрК РФ, в обязательном порядке должны будут обеспечиваться специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов), специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Требования к таким специалистам изложены в ст. 55.5-1 ГрК РФ и являются, по сути, квалификационными, так как ст. 55.5-1 ГрК РФ разрешает включение сведений о таких лицах в национальный реестр специалистов только тем лицам, которые соответствуют следующим указанным в данной статье требованиям, а именно:
- наличие у физических лиц образования определенного уровня и профиля;
- повышение квалификации, профессиональная переподготовка названных лиц;
- наличие определенного стажа работы, наличие разрешения на работу (для иностранных граждан).
Иными словами, подытоживая приведенные разъяснения, можно обобщить, что для заключения договора на выполнение инженерных изысканий и подготовки проектной документации для строительства, реконструкции объектов капитального строительства индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, помимо членства в саморегулируемой организации, необходимо будет иметь специалиста по организации инженерных изысканий (по организации архитектурно-строительного проектирования) в должности главного инженера проекта (главного архитектора проекта), с которым заключен трудовой договор и сведения о котором внесены в национальный реестр специалистов в области строительства.
С 1 июля 2017 года ст. ст. 47 - 48 ГрК РФ будут дополнены ч. ч. 2.1 и 4.1, которые содержат круг лиц, которым не требуется членства в саморегулируемых организациях. К ним относятся ГУПы и МУПы, учреждения, юридические лица с долей участия государства более 50%. При выполнении работ по подготовке инженерных изысканий и проектной документации для органов государственной власти и организаций государственного сектора таким юридическим лицами не нужно иметь членства в саморегулируемых организациях.

Основные итоги

Подводя итог вышесказанному, выделим основные выводы.
Во-первых, поправки в ст. ст. 47 - 48 ГрК РФ вступают в силу с 1 июля 2017 года, и с этого момента не допускается осуществления деятельности по выполнению инженерных изысканий и подготовке проектной документации для строительства, реконструкции объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Во-вторых, в связи с исключением понятия "виды работ по подготовке проектной документации (выполнению инженерных изысканий), которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" свидетельство о допуске к выполнению работ, выданное саморегулируемой организацией, будет учитывать все группы и виды работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации.
В-третьих, помимо получения свидетельства о допуске, выдаваемого саморегулируемой организацией, лица, которые планируют выполнять указанные выше работы, должны позаботиться о привлечении в штат специалистов по организации таких работ, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, заключить с ними трудовые договоры, прописать им должностную инструкцию.
В-четвертых, если организации (индивидуальные предприниматели) планируют выполнять с 1 июля 2017 года только работы по подготовке инженерных изысканий и проектной документации в рамках заключенных договоров субподряда, то по логике ст. ст. 47 - 48 ГрК РФ такие организации (индивидуальные предприниматели) могут не являться членами саморегулируемых организаций.
В заключение следует отметить, что российское градостроительное законодательство продолжает совершенствоваться. До момента вступления в силу поправок ориентирами для понимания практического применения новых норм, по нашему мнению, будут разъяснения Минстроя России.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

16 мая 2017 г.
Проект федерального закона "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект направлен на устранение избыточности правового регулирования в части установления ответственности за нарушение условий гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с требованиями лесного законодательства. Во избежание возникновения временного разрыва, в течение которого лица, нарушающие условия договора безвозмездного пользования лесным участком, будут освобождены от какой-либо ответственности, часть 4 статьи 8.25 КоАП предлагается признать утратившей силу с 1 марта 2018 года.




27 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 162019-7 "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" и статью 11.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект разработан в целях принятия дополнительных мер противодействия актам незаконного вмешательства и обеспечения общественной безопасности, а также устранения противоречий положений статьи 12 Федерального закона от 6 июля 2016 года № 374-Ф3 отдельным нормам законодательства Российской Федерации. Статьей 12 федерального закона № 374-Ф3 внесены изменения в Федеральный закон от 30 июня 2003 года №87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности". 




13 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 148799-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Целями законопроекта являются расширение сферы применения электронного документооборота и установление единого порядка электронного страхования для физических и юридических лиц; привлечение к реализации услуг страховых посредников (агентов и брокеров); устранение неопределенности в части обязанности медицинских учреждений предоставлять информацию о специальной категории персональных данных пациентов при наличии соответствующего разрешения субъекта персональных данных либо его законного представителя/наследника). 




4 апреля 2017 г.
Президентом РФ подписан Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"

Основная цель данного Федерального закона - совершенствование регулирования осуществления трансграничных переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Кроме этого, Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 59 ФЗ  направлен на устранение негативных последствий запрета на деятельность российских платежных систем на территории Украины, введенного 17 октября 2016 г.




1 апреля 2017 г.
Проект федерального закона № 137655-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"... "

Законопроект разработан в целях развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и направлен на обеспечение взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме без дублирования документов на бумажных носителях при предоставлении услуги по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.



В центре внимания:


Понятие "строительство" в широком и узком смыслах: правовой аспект (Котина М.Ю.)

Дата размещения статьи: 16.05.2017

подробнее>>

Поправили рекламу: о законодательных изменениях в сфере долевого строительства (Григорьев Д.)

Дата размещения статьи: 27.04.2017

подробнее>>

Об опыте работы прокуратуры Брянской области по надзору за соблюдением прав граждан в сфере долевого строительства (Войтович А.П.)

Дата размещения статьи: 15.04.2017

подробнее>>

Особенности правового статуса и классификация участников долевого строительства (Хамов А.Ю.)

Дата размещения статьи: 13.04.2017

подробнее>>

О роли саморегулируемых организаций в обеспечении государственных и муниципальных закупок в сфере строительства (Гусева Т.А., Забелин А.В.)

Дата размещения статьи: 11.04.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта