Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (госзакупки). Федеральная контрактная система > Антидемпинговые меры в законодательстве о контрактной системе (Удалихин А.В.)

Антидемпинговые меры в законодательстве о контрактной системе (Удалихин А.В.)

Дата размещения статьи: 27.03.2017

Согласно положениям ст. 37 Закона N 44-ФЗ антидемпинговые меры при проведении конкурсов и аукционов применяются в случае, если в ходе торгов цена контракта снижается на 25% и более по сравнению с начальной (максимальной) ценой контракта (далее по тексту также - НМЦК). При этом в силу положений ч. 11 ст. 37 Закона N 44-ФЗ антидемпинговые меры применяются и в случае, когда участник конкурса или аукциона, с которым должен быть заключен контракт, в случае уклонения от заключения контракта победителя торгов предложил цену, сниженную на 25% и более по сравнению с НМЦК.

Как следует из ч. ч. 1 и 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, общей для любых ситуаций мерой является требование предоставления обеспечения исполнения контракта в размере, повышенном в полтора раза по сравнению с размером, указанным в документации о закупке.

Другой мерой, которая применяется вместо вышеназванной при любой закупке, НМЦК которой составляет 15 млн. рублей и менее, является требование предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, с которым заключается контракт. Согласно ч. 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ в такой ситуации участником закупки предоставляется либо полуторакратное обеспечение исполнения контракта, либо обеспечение контракта в размере, указанном в документации о закупке, и информация о его добросовестности на дату подачи заявки в соответствии с ч. 3 той же статьи (см. также письмо Минэкономразвития России от 07.10.2014 N Д28и-2112, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.04.2015 N Ф01-860/15).

Под "информацией, подтверждающей добросовестность участника закупки", в силу положений ч. 3 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, следует понимать информацию, содержащуюся в реестре контрактов и подтверждающую исполнение таким участником:

- в течение 1 года до даты подачи заявки на участие в торгах 3 или более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней); или

- в течение 2 лет до даты подачи заявки на участие в торгах 4 или более контрактов (при этом не менее чем 75% контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней); или

- в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в торгах 3 или более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)).

Во всех этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20% предложенной участником цены контракта.

Проверка информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, осуществляется с помощью информации, содержащейся в реестре контрактов, который ведется в соответствии с положениями ст. 103 Закона N 44-ФЗ с 1 января 2014 года. В соответствии с положениями ч. 22 ст. 112 Закона N 44-ФЗ для подтверждения добросовестности участников закупок могут использоваться также сведения, включенные в реестр контрактов до дня вступления в силу Закона N 44-ФЗ, то есть в реестр, Положение о ведении которого было утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 N 1191. Аналогичная позиция содержится в п. 79 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28и-1889.

При этом следует учитывать, что контракт формально считается исполненным с момента перевода заказчиком статуса контракта с "в стадии исполнения" на "исполнение завершено". На практике нередки случаи, когда поставщик, считая контракт исполненным со своей стороны, предоставляет сведения о таком контракте в качестве подтверждения собственной добросовестности.

Так, решением Хабаровского УФАС России от 23.11.2015 N 304 была признана необоснованной жалоба ООО "Профпоставки.ру" на незаконное, по мнению заявителя, решение заказчика о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта. Свое решение антимонопольный орган мотивировал тем, что в соответствии с ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ, победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта, в том числе в случае, если он не исполнил требования, предусмотренные ст. 37 указанного Закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на 25% и более от НМЦК).

ООО "Профпоставки.ру" при подписании контракта направило в адрес заказчика письмо о добросовестности поставщика, в котором представлен список из 11 контрактов.

В соответствии с ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, включая проведение в соответствии с Законом N 44-ФЗ экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги;

2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона N 44-ФЗ, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

Из представленного перечня контрактов комиссией Хабаровского УФАС России было установлено, что контракты, указанные под порядковыми номерами 1 - 4, исполнены после 06.10.2015 (дата подачи заявок на участие в закупке). Одновременно с этим сведения об исполнении контрактов, указанных под порядковыми номерами 5 - 11, на сайте zakupki.gov.ru отсутствуют. Следовательно, перечисленные выше контракты не являются информацией, подтверждающей добросовестность ООО "Профпоставки.ру".

Ввиду указанных обстоятельств контрольный орган в сфере закупок не нашел в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе.

В случае проведения конкурса предусмотренная положениями ч. 3 ст. 37 Закона N 44-ФЗ информация предоставляется участником закупки в составе конкурсной заявки. Комиссия по осуществлению закупок обязана отклонить заявку в случае признания такой информации недостоверной. Решение об отклонении заявки указывается в протоколе с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. Если участником закупки в составе заявки на участие в конкурсе не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность в соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, контракт с данным участником заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в 1,5 раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В случае проведения электронного аукциона предусмотренная положениями ч. 3 ст. 37 Закона N 44-ФЗ информация предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником данного требования или в случае признания закупочной комиссией сведений, предусмотренных положениями ч. 3 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, недостоверными контракт с таким участником не заключается, и он признается уклонившимся от заключения контракта. В таком случае решение комиссии оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников аукциона не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Кроме того, в зависимости от предмета закупки положениями ст. 37 Закона N 44-ФЗ предусмотрены и иные антидемпинговые меры.

Во-первых, при проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг согласно положениям ч. 7 ст. 37 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая до 25% ниже НМЦК или на 25% и более ниже НМЦК.

При этом согласно положениям ч. 8 ст. 37 Закона N 44-ФЗ величина значимости такого критерия, как цена контракта, устанавливается равной 10% суммы величин значимости всех критериев оценки заявок. В случае, предусмотренном ч. 7 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе изменять значимость критерия "цена контракта" при оценке всех заявок, поданных на участие в конкурсе. При этом значимость нестоимостных критериев оценки согласно положениям ч. 5 ст. 32 Закона N 44-ФЗ изменяется заказчиком таким образом, чтобы сумма величин значимости всех критериев составляла 100%. Аналогичная точка зрения содержится в письме Минэкономразвития России от 04.08.2014 N Д28и-1590.

Во-вторых, положениями частей 9, 10 ст. 37 Закона N 44-ФЗ предусмотрены антидемпинговые меры при проведении торгов для заключения контракта, предметом которого является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо). В указанных случаях участник закупки, предложивший цену, которая на 25% и более ниже НМЦК, обязан обосновать предлагаемую им цену контракта.

Обоснование предлагаемой цены контракта может иметь следующую форму:

- гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара;

- документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки;

- иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.

Замечу, что пункт 80 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28и-1889 относит продукты питания для детских садов к товарам, необходимым для нормального жизнеобеспечения.

Согласно положениям ч. 10 ст. 37 Закона N 44-ФЗ обоснование представляется:

1) участником закупки, предложившим цену контракта на 25% или более ниже НМЦК, в составе заявки на участие в конкурсе при проведении конкурса. В случае невыполнения таким участником указанного требования или признания комиссией по осуществлению закупок предложенной цены контракта необоснованной заявка на участие в конкурсе такого участника отклоняется. Указанное решение комиссии по осуществлению закупок должно быть внесено в протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе;

2) участником закупки, с которым заключается контракт, при направлении заказчику подписанного проекта контракта при проведении аукциона. В случае неисполнения участником данного требования он признается уклонившимся от заключения контракта.

При признании комиссией по осуществлению закупок предложенной цены контракта необоснованной контракт с таким участником не заключается, и право заключения контракта переходит к участнику аукциона, который предложил такую же, как и победитель аукциона, цену контракта, или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем аукциона. В этих случаях решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников аукциона не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Антидемпинговые меры при осуществлении указанных видов закупок применяются дополнительно к общеустановленным. Данный вывод сделан автором на основании положений ч. 3 ст. 70 Закона N 44-ФЗ.

Необходимо учитывать, что положения ст. 37 Закона N 44-ФЗ не применяются в случае, если при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в утвержденный Правительством РФ перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена всех закупаемых лекарственных препаратов, сниженная не более чем на 25% относительно их зарегистрированной в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств предельной отпускной цены (ч. 12 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).

Здесь отметим также, что ч. 8 ст. 96 Закона N 44-ФЗ устанавливает случаи, когда положения об обеспечении исполнения контракта не применяются. Так, согласно приведенной выше норме, положения об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае:

1) заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;

2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;

3) заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.

Возникает вопрос, применяются ли положения законодательства о контрактной системе в части антидемпинговых мер в случаях, перечисленных в ч. 8 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, и, если да, то в каком объеме?

Думается, что освобождение участников от предоставления обеспечения исполнения контракта делает возможным применение только тех антидемпинговых мер, которые предусмотрены положениями ч. ч. 7 - 10 ст. 37 Закона N 44-ФЗ. Данный вывод основывается на том, что предоставление обоснования предлагаемой цены контракта и установление разных величин значимости критериев оценки заявок не являются по своей природе обеспечением исполнения обязательств. В то же время непредоставление сведений о добросовестности имеет своим следствием предоставление увеличенного объема обеспечения исполнения контракта, от которого участники по условиям рассматриваемого вопроса освобождены.

Кроме того, не стоит забывать о том, что согласно позиции Минэкономразвития России, изложенной в письме от 18.08.2015 N Д28и-2495, антидемпинговые меры, предусмотренные ст. 37 Закона N 44-ФЗ, не применяются, если заказчик воспользовался своим правом, предусмотренным положениями ч. 2.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, и не установил требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Закон о контрактной системе: что нового? (Гусев А.)

Дата размещения статьи: 26.03.2018

подробнее>>

Контрактная система: 2018, январь (Гусев М.Г.)

Дата размещения статьи: 14.03.2018

подробнее>>

Основные изменения в государственных закупках (Дашеева Д.)

Дата размещения статьи: 27.02.2018

подробнее>>

Запрос котировок: одиннадцать рисков и пробелов Закона о контрактной системе (Тасалов Ф.А.)

Дата размещения статьи: 20.12.2017

подробнее>>

Госзакупки: чего ждать от закона? (Овечкин В.)

Дата размещения статьи: 24.10.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта