Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (госзакупки). Федеральная контрактная система > Антидемпинговые меры в законодательстве о контрактной системе (Удалихин А.В.)

Антидемпинговые меры в законодательстве о контрактной системе (Удалихин А.В.)

Дата размещения статьи: 27.03.2017

Согласно положениям ст. 37 Закона N 44-ФЗ антидемпинговые меры при проведении конкурсов и аукционов применяются в случае, если в ходе торгов цена контракта снижается на 25% и более по сравнению с начальной (максимальной) ценой контракта (далее по тексту также - НМЦК). При этом в силу положений ч. 11 ст. 37 Закона N 44-ФЗ антидемпинговые меры применяются и в случае, когда участник конкурса или аукциона, с которым должен быть заключен контракт, в случае уклонения от заключения контракта победителя торгов предложил цену, сниженную на 25% и более по сравнению с НМЦК.

Как следует из ч. ч. 1 и 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, общей для любых ситуаций мерой является требование предоставления обеспечения исполнения контракта в размере, повышенном в полтора раза по сравнению с размером, указанным в документации о закупке.

Другой мерой, которая применяется вместо вышеназванной при любой закупке, НМЦК которой составляет 15 млн. рублей и менее, является требование предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, с которым заключается контракт. Согласно ч. 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ в такой ситуации участником закупки предоставляется либо полуторакратное обеспечение исполнения контракта, либо обеспечение контракта в размере, указанном в документации о закупке, и информация о его добросовестности на дату подачи заявки в соответствии с ч. 3 той же статьи (см. также письмо Минэкономразвития России от 07.10.2014 N Д28и-2112, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.04.2015 N Ф01-860/15).

Под "информацией, подтверждающей добросовестность участника закупки", в силу положений ч. 3 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, следует понимать информацию, содержащуюся в реестре контрактов и подтверждающую исполнение таким участником:

- в течение 1 года до даты подачи заявки на участие в торгах 3 или более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней); или

- в течение 2 лет до даты подачи заявки на участие в торгах 4 или более контрактов (при этом не менее чем 75% контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней); или

- в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в торгах 3 или более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)).

Во всех этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20% предложенной участником цены контракта.

Проверка информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, осуществляется с помощью информации, содержащейся в реестре контрактов, который ведется в соответствии с положениями ст. 103 Закона N 44-ФЗ с 1 января 2014 года. В соответствии с положениями ч. 22 ст. 112 Закона N 44-ФЗ для подтверждения добросовестности участников закупок могут использоваться также сведения, включенные в реестр контрактов до дня вступления в силу Закона N 44-ФЗ, то есть в реестр, Положение о ведении которого было утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 N 1191. Аналогичная позиция содержится в п. 79 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28и-1889.

При этом следует учитывать, что контракт формально считается исполненным с момента перевода заказчиком статуса контракта с "в стадии исполнения" на "исполнение завершено". На практике нередки случаи, когда поставщик, считая контракт исполненным со своей стороны, предоставляет сведения о таком контракте в качестве подтверждения собственной добросовестности.

Так, решением Хабаровского УФАС России от 23.11.2015 N 304 была признана необоснованной жалоба ООО "Профпоставки.ру" на незаконное, по мнению заявителя, решение заказчика о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта. Свое решение антимонопольный орган мотивировал тем, что в соответствии с ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ, победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта, в том числе в случае, если он не исполнил требования, предусмотренные ст. 37 указанного Закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на 25% и более от НМЦК).

ООО "Профпоставки.ру" при подписании контракта направило в адрес заказчика письмо о добросовестности поставщика, в котором представлен список из 11 контрактов.

В соответствии с ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, включая проведение в соответствии с Законом N 44-ФЗ экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги;

2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона N 44-ФЗ, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

Из представленного перечня контрактов комиссией Хабаровского УФАС России было установлено, что контракты, указанные под порядковыми номерами 1 - 4, исполнены после 06.10.2015 (дата подачи заявок на участие в закупке). Одновременно с этим сведения об исполнении контрактов, указанных под порядковыми номерами 5 - 11, на сайте zakupki.gov.ru отсутствуют. Следовательно, перечисленные выше контракты не являются информацией, подтверждающей добросовестность ООО "Профпоставки.ру".

Ввиду указанных обстоятельств контрольный орган в сфере закупок не нашел в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе.

В случае проведения конкурса предусмотренная положениями ч. 3 ст. 37 Закона N 44-ФЗ информация предоставляется участником закупки в составе конкурсной заявки. Комиссия по осуществлению закупок обязана отклонить заявку в случае признания такой информации недостоверной. Решение об отклонении заявки указывается в протоколе с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. Если участником закупки в составе заявки на участие в конкурсе не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность в соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, контракт с данным участником заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в 1,5 раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В случае проведения электронного аукциона предусмотренная положениями ч. 3 ст. 37 Закона N 44-ФЗ информация предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником данного требования или в случае признания закупочной комиссией сведений, предусмотренных положениями ч. 3 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, недостоверными контракт с таким участником не заключается, и он признается уклонившимся от заключения контракта. В таком случае решение комиссии оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников аукциона не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Кроме того, в зависимости от предмета закупки положениями ст. 37 Закона N 44-ФЗ предусмотрены и иные антидемпинговые меры.

Во-первых, при проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг согласно положениям ч. 7 ст. 37 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая до 25% ниже НМЦК или на 25% и более ниже НМЦК.

При этом согласно положениям ч. 8 ст. 37 Закона N 44-ФЗ величина значимости такого критерия, как цена контракта, устанавливается равной 10% суммы величин значимости всех критериев оценки заявок. В случае, предусмотренном ч. 7 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе изменять значимость критерия "цена контракта" при оценке всех заявок, поданных на участие в конкурсе. При этом значимость нестоимостных критериев оценки согласно положениям ч. 5 ст. 32 Закона N 44-ФЗ изменяется заказчиком таким образом, чтобы сумма величин значимости всех критериев составляла 100%. Аналогичная точка зрения содержится в письме Минэкономразвития России от 04.08.2014 N Д28и-1590.

Во-вторых, положениями частей 9, 10 ст. 37 Закона N 44-ФЗ предусмотрены антидемпинговые меры при проведении торгов для заключения контракта, предметом которого является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо). В указанных случаях участник закупки, предложивший цену, которая на 25% и более ниже НМЦК, обязан обосновать предлагаемую им цену контракта.

Обоснование предлагаемой цены контракта может иметь следующую форму:

- гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара;

- документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки;

- иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.

Замечу, что пункт 80 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28и-1889 относит продукты питания для детских садов к товарам, необходимым для нормального жизнеобеспечения.

Согласно положениям ч. 10 ст. 37 Закона N 44-ФЗ обоснование представляется:

1) участником закупки, предложившим цену контракта на 25% или более ниже НМЦК, в составе заявки на участие в конкурсе при проведении конкурса. В случае невыполнения таким участником указанного требования или признания комиссией по осуществлению закупок предложенной цены контракта необоснованной заявка на участие в конкурсе такого участника отклоняется. Указанное решение комиссии по осуществлению закупок должно быть внесено в протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе;

2) участником закупки, с которым заключается контракт, при направлении заказчику подписанного проекта контракта при проведении аукциона. В случае неисполнения участником данного требования он признается уклонившимся от заключения контракта.

При признании комиссией по осуществлению закупок предложенной цены контракта необоснованной контракт с таким участником не заключается, и право заключения контракта переходит к участнику аукциона, который предложил такую же, как и победитель аукциона, цену контракта, или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем аукциона. В этих случаях решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников аукциона не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Антидемпинговые меры при осуществлении указанных видов закупок применяются дополнительно к общеустановленным. Данный вывод сделан автором на основании положений ч. 3 ст. 70 Закона N 44-ФЗ.

Необходимо учитывать, что положения ст. 37 Закона N 44-ФЗ не применяются в случае, если при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в утвержденный Правительством РФ перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена всех закупаемых лекарственных препаратов, сниженная не более чем на 25% относительно их зарегистрированной в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств предельной отпускной цены (ч. 12 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).

Здесь отметим также, что ч. 8 ст. 96 Закона N 44-ФЗ устанавливает случаи, когда положения об обеспечении исполнения контракта не применяются. Так, согласно приведенной выше норме, положения об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае:

1) заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;

2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;

3) заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.

Возникает вопрос, применяются ли положения законодательства о контрактной системе в части антидемпинговых мер в случаях, перечисленных в ч. 8 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, и, если да, то в каком объеме?

Думается, что освобождение участников от предоставления обеспечения исполнения контракта делает возможным применение только тех антидемпинговых мер, которые предусмотрены положениями ч. ч. 7 - 10 ст. 37 Закона N 44-ФЗ. Данный вывод основывается на том, что предоставление обоснования предлагаемой цены контракта и установление разных величин значимости критериев оценки заявок не являются по своей природе обеспечением исполнения обязательств. В то же время непредоставление сведений о добросовестности имеет своим следствием предоставление увеличенного объема обеспечения исполнения контракта, от которого участники по условиям рассматриваемого вопроса освобождены.

Кроме того, не стоит забывать о том, что согласно позиции Минэкономразвития России, изложенной в письме от 18.08.2015 N Д28и-2495, антидемпинговые меры, предусмотренные ст. 37 Закона N 44-ФЗ, не применяются, если заказчик воспользовался своим правом, предусмотренным положениями ч. 2.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, и не установил требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


15 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 249505-7 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - увеличение эффективности налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения. Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.




2 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 239932-7 "О внесении изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц"

В настоящее время законодательство о банкротстве предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур. При этом они редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Цель данного законопроекта - расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, а также введение новой реабилитационной процедуры - реструктуризации долгов.




28 июля 2017 г.
Проект федерального закона № 237568-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"

Принятие данного законопроекта будет способствовать обеспечению защиты прав граждан-должников по потребительским кредитам (займам) посредством установления правового механизма, ограничивающего возможные злоупотребления в данной сферы, а также способствующего вытеснению с рынка не профессиональных кредиторов, а также кредиторов, ведущих недобросовестную деятельность, связанную с предоставлением потребительских кредитов (займов).




1 июня 2017 г.
Проект Федерального закона № 189113-7 "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)"

Данным законопроектом предусматривается внесение изменений в правовые и организационно-экономические особенности лизинга в части обеспечения роста поголовья специализированного мясного крупного рогатого скота. Законопроект разработан Минсельхозом России с учетом предложений АО "Росагролизинг" в целях усиления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в приобретении и передаче им в лизинг крупного рогатого скота специализированных мясных пород.




16 мая 2017 г.
Проект федерального закона "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект направлен на устранение избыточности правового регулирования в части установления ответственности за нарушение условий гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с требованиями лесного законодательства. Во избежание возникновения временного разрыва, в течение которого лица, нарушающие условия договора безвозмездного пользования лесным участком, будут освобождены от какой-либо ответственности, часть 4 статьи 8.25 КоАП предлагается признать утратившей силу с 1 марта 2018 года.



В центре внимания:


Арбитрабельность споров, возникающих в сфере закупок (Беляева О.А., Габов А.В.)

Дата размещения статьи: 01.06.2017

подробнее>>

Осуществление закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках Закона N 223-ФЗ (Песегова Т.Н.)

Дата размещения статьи: 16.05.2017

подробнее>>

Корпоративные закупки по Закону N 44-ФЗ - это наказание? (Исютин-Федотков Д.)

Дата размещения статьи: 15.04.2017

подробнее>>

Применение антидемпинговых мер при проведении закупок в соответствии с Законом о контрактной системе (Сургутскова И.А.)

Дата размещения статьи: 11.04.2017

подробнее>>

Конкурс как предпочтительный способ закупки образовательных услуг (Гуцелюк Е.Ф.)

Дата размещения статьи: 10.04.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта