Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Налогообложение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей > Меры финансово-правовой ответственности за неуплату налогов (сборов) в установленные сроки: теоретико-правовые аспекты (Кайшев А.Е.)

Меры финансово-правовой ответственности за неуплату налогов (сборов) в установленные сроки: теоретико-правовые аспекты (Кайшев А.Е.)

Дата размещения статьи: 29.03.2017

Стабильность налоговой системы является гарантом устойчивости всей финансовой системы государства. При низком уровне собираемости налогов государству крайне сложно выполнять свои функции, прежде всего социальные. В нашей стране проблема неуплаты налогов стоит особенно остро <1>. На сайте ФНС России представлены статистические данные формы N 4-НМ, анализ которых показывает, что за последние годы имеет место стабильный рост задолженности по уплате налогов и сборов как на уровне РФ, так и в разрезе федеральных округов. Растущая из года в год в абсолютном выражении налоговая задолженность является серьезной проблемой, поскольку мы имеем дело с ограничением объема финансовых ресурсов государства <2>.
--------------------------------
<1> Подробнее см.: Дортман В.А. Актуальные вопросы принудительного взыскания налогов, сборов, пеней, штрафов // Осуществление и защита прав граждан в современном обществе: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов. Омск: Изд-во АНО ВПО "Омский экономический институт", 2013. С. 21.
<2> Подробнее см.: Подколзин А.Г. Развитие механизма взыскания налоговых недоимок в Российской Федерации: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2006. С. 2.

Соблюдение требований законодательства в области налоговых правоотношений обеспечивается силой государственного принуждения, одной из форм которого является финансовая правовая ответственность. В свою очередь финансовая ответственность - это частный случай юридической ответственности.
В теории права под юридической ответственностью понимается реакция государства на совершенное правонарушение <3>. В учебнике В.Н. Хропанюка "Теория государства и права" юридическая ответственность - это "важная мера защиты интересов личности, общества и государства. Она наступает в результате нарушения предписаний правовых норм и проявляется в форме применения к правонарушителю мер государственного принуждения" <4>.
--------------------------------
<3> Кондрат Е.Н. Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия. М.: Юстицинформ, 2014. 928 с.
<4> Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. проф. В.Г. Стрекозова. М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2003. С. 330.

К характерным чертам юридической ответственности следует отнести: форму реализации (установленная законом строго определенная процессуальная форма); уровень закрепления (правовая норма); основание возникновения (факт совершения правонарушения); осуществление в виде государственного принуждения <5>; размер (четко очерченный объем) ответственности <6>. Задачи юридической ответственности - это наказание правонарушителей, а также максимально возможное устранение вреда, причиненного в результате совершения правонарушения (приведение в прежнее положение, восстановление нарушенного права, компенсация ущерба и т.д.) <7>. Применительно к финансово-правовой ответственности наказание выражается в лишениях имущественного (материального) характера <8>.
--------------------------------
<5> См.: Общая теория государства и права: Академический курс: В 2-х т. Т. 2: Теория права / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 1998. С. 592; Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. 2-е изд., изм. и доп. М.: НОРМА, 2000. С. 435.
<6> Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. С. 435.
<7> Кинсбурская В.А. Налоговая ответственность в системе мер государственного принуждения в сфере налогообложения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 9.
<8> Сидорова М.Г. К вопросу о санкциях и юридической ответственности в финансовом праве // Журнал российского права. 2009. N 1. С. 141 - 146.

Самостоятельным основанием для применения мер государственного принуждения за нарушения финансового законодательства является финансовое правонарушение <9>. По своей сути финансовые правоотношения являются имущественными, поэтому и воздействие на правонарушителя происходит в присущих финансовому праву формах. Всякое финансовое правонарушение наносит вред финансовым интересам общественно-территориального образования (государству или муниципальному образованию) <10>. В большинстве своем такие правонарушения заключаются в неисполнении тех или иных денежных обязанностей, например посредством невнесения в установленный срок суммы налога.
--------------------------------
<9> Крохина Ю.А. Финансовое правонарушение: понятие, состав и санкции // Финансовое право. 2004. N 3. С. 16 - 20.
<10> Сидорова М.Г. Указ. соч. С. 141 - 146.

К лицам, совершившим финансовое правонарушение, применяется наказание в рамках привлечения к финансовой ответственности, реализация которой состоит в применении к лицу, совершившему финансовое правонарушение, финансово-правовых санкций <11>.
--------------------------------
<11> Мирошник С.В. Финансово-правовая ответственность как институт финансового права // Современная теория финансового права: научные и практические аспекты развития институтов общей части финансового права: Материалы международной научно-практической конференции (Москва, 25 - 26 марта 2011 г.). М.: РАП, 2012. С. 57 - 58.

Санкция - это часть правовой нормы, в которой содержатся последствия выполнения или невыполнения самого правила поведения <12>, а также "нормативное определение мер государственного принуждения, применяемых в случае правонарушения и содержащих его итоговую оценку" <13>, а не только юридической ответственности <14>. Основная цель санкций - предупреждение правонарушений, а если правонарушение совершено, то применение санкции направлено на исправление и перевоспитание правонарушителя, восстановление нарушенного правопорядка.
--------------------------------
<12> Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 1996. С. 43.
<13> Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1995. С. 312.
<14> Кондрат Е.Н. Указ. соч.

В налоговых правоотношениях, в силу их имущественного характера, в конструкции налоговой ответственности преобладают финансовые санкции в виде денежных взысканий <15>.
--------------------------------
<15> Чибинев В.М. Проблемы привлечения к ответственности за правонарушения в налоговой сфере // Финансовое право. 2005. N 11. С. 19.

Понятие "финансовые санкции" в научных трудах появилось в 1940 г. - в учебном пособии под редакцией М.А. Гурвича. Под определением "финансовые санкции" он подразумевал наложение ареста на бюджетный счет или временное ограничение его пользования <16>.
--------------------------------
<16> Финансовое право: Учеб. / Под ред. М.А. Гурвича. М., 1940. С. 49.

Финансовая санкция в виде денежного взыскания - форма возложения на правонарушителя в рамках привлечения его к юридической ответственности обязанности претерпеть лишения имущественного характера посредством отчуждения определенной суммы принадлежащих ему денежных средств в пользу публичной власти <17>. Применяются финансовые санкции в виде лишений имущественного характера - в форме штрафа и пени.
--------------------------------
<17> Кучеров И.И. Денежные взыскания: проблемы правовой идентификации // Журнал российского права. 2013. N 5. С. 22 - 36.

Финансовые санкции в виде пеней и штрафов имеют общую юридическую природу, но вместе с тем и отличительные признаки. Единую правовую природу финансовых санкций подчеркивает и Бюджетный кодекс РФ, п. 2 ст. 41 которого относит пени и штрафы к налоговым доходам бюджетов. В российском финансовом праве санкции имеют еще один общий аспект, наличие которого существенно отличает финансово-правовую ответственность от иных ее видов. Все виды финансово-правовых санкций не поглощаются никакими другими: штрафы взыскиваются по принципу сложения, а недоимки и пени взыскиваются до полного (как минимум) возмещения причиненного государству ущерба <18>.
--------------------------------
<18> Крохина Ю.А. Финансовое правонарушение: понятие, состав и санкции // Финансовое право. 2004. N 3. С. 16 - 20.

Термин "недоимка" применяется в отношении любой задолженности, образовавшейся в результате неисполнения каких-либо денежных обязанностей <19>, а также в отношении сумм налога, не внесенных в установленный срок <20>. Применительно к налоговым правоотношениям недоимка с правовой точки зрения представляет собой сумму задолженности по тому или иному виду налога или сбора, не поступившую в бюджет соответствующего уровня либо в государственный внебюджетный фонд, в результате противоправных действий налогоплательщика <21>.
--------------------------------
<19> Подробнее см.: Кучеров И.И. Денежные взыскания: проблемы правовой идентификации // Журнал российского права. 2013. N 5. С. 22 - 36.
<20> Современный финансово-кредитный словарь / Под ред. М.Г. Лапусты, П.С. Никольского. М.: Инфра, 2002. 570 с.
<21> Титов А.С. Недоимка: правовое регулирование взыскания. М., 2003. С. 39 - 40.

Понятие недоимки получило самостоятельное определение в Налоговом кодексе РФ. Недоимка - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (п. 2 ст. 11 НК РФ). Аналогичным образом определена недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды <22> и таможенным платежам <23>.
--------------------------------
<22> См.: Пункт 9 ст. 2 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" // Российская газета. 28.07.2009. N 137.
<23> См.: Статья 160 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" // Российская газета. 29.11.2010. N 269.

Недоимка имеет иную правовую природу, чем налоги. Одна из причин непонимания разницы между налогом и недоимкой заложена в определении налога, зафиксированном в Налоговом кодексе РФ. Для понимания природы того и другого термина необходимо уяснить, что этимологически слово "платеж" (т.е. уплата) подразумевает активное самостоятельное действие плательщика, проявляющего свою волю, а взимание и принудительное взыскание - активные действия публичного субъекта, проявляющего свою волю по отношению к частному субъекту. Таким образом, с точки зрения действий налоговых органов суммы налогов (сборов) взимаются, а принудительное взыскание возможно исключительно в отношении недоимок, пеней и штрафов.
Термин "пеня" в дореволюционной России применялся для обозначения взыскания, осуществляемого "в силу закона с плательщиков за несвоевременный взнос различных причитающихся казне платежей и сборов" <24>. В современном российском законодательстве данный термин имеет несколько значений. По российскому гражданскому праву пеня - разновидность неустойки, применяемая в случаях просрочки исполнения договорных и иных обязательств <25>. Налоговый кодекс РФ (ст. 75) под пеней признает денежную сумму, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. С учетом вышеуказанных дефиниций в самом общем виде пеню можно рассматривать как определенную сумму денежных средств, которую обязанное лицо должно дополнительно уплатить в случае неисполнения денежной обязанности в установленные законом сроки <26>.
--------------------------------
<24> Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь / Под ред. И.Е. Андреевского и др. 7-е изд. СПб., 1898. Т. 23. С. 166.
<25> Энциклопедический юридический словарь / Под общ. ред. В.Е. Крутских. 2-е изд. М.: Инфра-М, 1998. С. 227.
<26> Кучеров И.И. Указ. соч. С. 22 - 36.

Пеня, с точки зрения теории права, является одним из проявлений более общего понятия - юридической ответственности - обязанности лица, совершившего правонарушение, претерпевать меры государственно-правового принуждения, выражающиеся в ограничениях личного неимущественного, организационного или имущественного характера <27>. Налоговый кодекс РФ относит пеню к одному из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, и для ее взыскания не требуется установление вины, являющейся согласно ст. 106 НК РФ обязательным признаком налогового правонарушения. В связи с этим в научной литературе высказывается мнение о том, что в рамках налогового законодательства законодатель пошел на создание новой конструкции - безвиновной восстановительной ответственности <28>. Вместе с тем в других научных источниках можно встретить и несколько иной подход, заключающийся в следующем: пеня хотя и не является мерой карательного воздействия, однако "налагает дополнительное денежное обременение для правонарушителя и неизбежно связана с появлением новой обязанности, которой ранее не существовало, а также наступлением неблагоприятных последствий для правонарушителя". Поэтому по своему функциональному назначению пеня как мера юридической ответственности обладает как восстановительной, так и карательной функцией <29>.
--------------------------------
<27> Шабуров А.С. Теория государства и права / Под ред. В.М. Карельского. М., 1998. С. 418.
<28> См., например: Соловьев В.А. Пеня в налоговом законодательстве // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 12. С. 10 - 16.
<29> См., например: Макаров А.В., Архипенко Т.В. Характеристика налоговой ответственности. Санкции за нарушение налогового законодательства // Финансовое право. 2005. N 6. С. 20 - 22.

Дискуссия по вопросу о правовой природе пени, начисляемой на сумму недоимки по налогам и сборам, продолжается. По сей день ученые не находят единых подходов к определению ее правовой природы. Так, например, М.Б. Разгильдиева полагает, что согласиться в полной мере с учеными, которые констатируют пеню и ее взыскание либо как меру ответственности, обусловленную совершением финансового правонарушения, либо как безвиновную налоговую ответственность восстановительного типа, затруднительно. Правовую конструкцию взыскания пени в рамках погашения налоговой задолженности, считает она, следует рассматривать как меру компенсационного (восстановительного), а не наказательного характера, при этом восстановительная функция реализуется посредством погашения налоговой задолженности путем взыскания недоимки и пени в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Поэтому налоговая пеня, как мера восстановительного характера, не входит в содержание налоговой ответственности. Такой вывод мотивирован тем, что с точки зрения формального соответствия признакам правонарушения неуплата налогов (сборов) в установленные сроки, как основание для начисления и взыскания пеней, не может быть определена как налоговое правонарушение.
Пени, в составе меры принуждения по погашению налоговой задолженности, обеспечивают компенсацию несвоевременности уплаты налога, фактически представляя собой размер платы за пользование денежными средствами, поскольку размер пени привязан к ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации как некой усредненной стоимости использования денежных средств в экономике государства <30>.
--------------------------------
<30> Разгильдиева М.Б. Проблемы теории налогово-правовой ответственности // Очерки налогово-правовой науки современности: Монография / Под общ. ред. Е.Ю. Грачевой и Н.П. Кучерявенко. М.; Харьков: Право, 2013. С. 542.

Под термином "штраф" в юридическом словаре понимается денежное взыскание, мера материального воздействия, применяемая в случае и порядке, предусмотренных законом <31>. Более общее определение изложила Е.Л. Васянина: "Штраф (нем. Strafe - наказание) - одна из юридических санкций в виде денежного взыскания за совершение лицом виновного правонарушения" <32>. В современном российском законодательстве понятие "штраф" также применяется в нескольких значениях. По российскому гражданскому праву штраф - это вид неустойки. В уголовном праве Российской Федерации штраф применяется как одна из мер наказания. В налоговом праве (ст. 114 НК РФ) штраф - это налоговая санкция, являющаяся мерой финансовой ответственности за совершение налогового правонарушения.
--------------------------------
<31> Энциклопедический юридический словарь / Под общ. ред. В.Е. Крутских. С. 360.
<32> Васянина Е.Л. Фискальное право России: Монография / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. С.В. Запольского. М.: КОНТРАКТ, 2013. С. 15.

Штраф, как форма денежного взыскания, предусматривает дополнительное имущественное обременение правонарушителя карательного характера в целях обеспечения охраны установленного законодательством порядка исполнения денежных обязанностей. Отдельные авторы расценивают штраф "не только как средство кары и превенции, но и как средство пополнения бюджета и компенсации потерь, понесенных государством в результате совершенного правонарушения" и полагают, что штраф как мера налоговой ответственности является одновременно и карательной, и восстановительной санкцией, при этом карательными и восстановительными являются не сами санкции налоговой ответственности, а функции, которые они выполняют <33>.
--------------------------------
<33> Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности / Под ред. Р.Л. Хачатурова. СПб., 2003. С. 282 - 283; Макаров А.В., Архипенко Т.В. Характеристика налоговой ответственности. Санкции за нарушение налогового законодательства // Финансовое право. 2005. N 6. С. 20 - 22.

По общему правилу штраф, взыскиваемый за налоговое правонарушение, влекущее недоимку (см. п. 1 ст. 119, п. 3 ст. 120, ст. ст. 122, 123 НК РФ), устанавливается исходя из реализации принципа справедливости - пропорционально от самой недоимки.
Применение финансовых санкций за совершение налогового правонарушения в виде денежных взысканий в форме штрафов является мерой финансово-правовой ответственности. Взыскание недоимок и пеней выполняет функцию правовосстановительных санкций. Аналогичную позицию в отношении отнесения взыскания недоимок и пени к правовосстановительным санкциям выражают А.Е. Егоров <34>, В.А. Соловьев <35>, А.А. Николаев <36>, Р.В. Украинский <37>, М.В. Карасева <38>, А.А. Кирилловых <39>. Так, М.В. Карасева в своей работе "Финансовое правоотношение" пишет, что "карательные санкции за ненадлежащее исполнение налогового обязательства предусмотрены в ст. 114 Налогового кодекса РФ, а правовосстановительные - в ст. 75 Налогового кодекса РФ. Функцию восстановительной санкции выполняют предусмотренные в законе пени за просрочку налогового платежа. А карательную - различного рода штрафы" <40>.
--------------------------------
<34> Егоров А.Е. Ответственность за правонарушения в налоговой сфере: налоговый и административно-правовой аспект // Налоги (газета). 2007. N 16.
<35> Соловьев В.А. Пеня в налоговом законодательстве // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 12.
<36> Николаев А.А. Правовые проблемы ответственности хозяйствующих субъектов за неуплату налогов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 9.
<37> Украинский Р.В. Налоговый кодекс о налоговой ответственности // Законодательство. 1999. N 5. С. 44 - 45.
<38> Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть. М., 2000. С. 182.
<39> Кирилловых А.А. О понятии и видах ответственности за налоговые правонарушения // Налоги (газета). 2011. N 35.
<40> Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М.: НОРМА, 2001. 288 с.

Вместе с тем следует заметить, что в науке финансового права указание на то, что финансово-правовая ответственность выражается и в правовосстановительных, и карательных санкциях, является весьма распространенным. Например, Ю.А. Крохина, определяя основные различия между штрафом - как представителем карательной санкции и недоимкой и пеней - как правовосстановительными санкциями, делает следующие выводы: основанием для штрафной ответственности является совершение финансового правонарушения, правильная его квалификация, индивидуализация суммы денежного взыскания. Основанием для правовосстановительной ответственности является наличие финансовых обязанностей перед государством и государственно-властное принуждение к их исполнению; штраф носит абсолютно или относительно определенный характер, имеет низшие и высшие границы, которые также могут быть изменены в зависимости от наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств. Размеры недоимки и пени всегда абсолютно определены и не изменяются от наличия каких-либо индивидуальных обстоятельств, поскольку сумма ущерба, причиненного государственной казне финансовым правонарушением, может быть подсчитана достаточно точно; взыскание штрафа является результатом правоохранительной деятельности государственных органов, и правонарушитель не может сам подвергнуть себя финансовой ответственности. В отличие от штрафа уплатить недоимку или пени правонарушитель может самостоятельно, без вмешательства государственных органов. Имеющиеся различия в основаниях, механизме применения и реализации правовосстановительных и карательных санкций не означают их взаимоисключение <41>.
--------------------------------
<41> Крохина Ю.А. Финансовое правонарушение: понятие, состав и санкции // Финансовое право. 2004. N 3. С. 16 - 20.

В заключение следует отметить, что, несмотря на различные подходы к определению правовой природы пеней, большинство ученых единодушны в своей позиции: пени за просрочку налогового платежа выполняют функцию восстановительной санкции. А различного рода штрафы - карательную.

Литература

1. Анохин А.Е. Правовосстановительные и карательные санкции в налоговом праве // Юридический мир. 2004. N 12.
2. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь / Под ред. И.Е. Андреевского [и др.]. Т. 23. 7-е изд. СПб., 1898.
3. Васянина Е.Л. Фискальное право России: Монография / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. С.В. Запольского. М.: КОНТРАКТ, 2013. 152 с.
4. Дортман В.А. Актуальные вопросы принудительного взыскания налогов, сборов, пеней, штрафов // Осуществление и защита прав граждан в современном обществе: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов. Омск: Изд-во АНО ВПО "Омский экономический институт", 2013.
5. Егоров А.Е. Ответственность за правонарушения в налоговой сфере: налоговый и административно-правовой аспект // Налоги (газета). 2007. N 16.
6. Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть. М., 2000.
7. Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М.: НОРМА, 2001. 288 с.
8. Кинсбурская В.А. Налоговая ответственность в системе мер государственного принуждения в сфере налогообложения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
9. Кирилловых А.А. О понятии и видах ответственности за налоговые правонарушения // Налоги (газета). 2011. N 35.
10. Кондрат Е.Н. Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия. М.: Юстицинформ, 2014. 928 с.
11. Крохина Ю.А. Финансовое правонарушение: понятие, состав и санкции // Финансовое право. 2004. N 3. С. 16 - 20.
12. Кучеров И.И. Денежные взыскания: проблемы правовой идентификации // Журнал российского права. 2013. N 5. С. 22 - 36.
13. Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности / Под ред. Р.Л. Хачатурова. СПб., 2003.
14. Макаров А.В., Архипенко Т.В. Характеристика налоговой ответственности. Санкции за нарушение налогового законодательства // Финансовое право. 2005. N 6. С. 20 - 22.
15. Мирошник С.В. Финансово-правовая ответственность как институт финансового права // Современная теория финансового права: научные и практические аспекты развития институтов общей части финансового права: Материалы международной научно-практической конференции (Москва, 25 - 26 марта 2011 г.). М.: РАП, 2012.
16. Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. д. ю. н., проф. Ю.А. Крохина. М.: НОРМА, 2003. 656 с.
17. Николаев А.А. Правовые проблемы ответственности хозяйствующих субъектов за неуплату налогов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999.
18. Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т. / Отв. ред. проф. М.Н. Марченко. Т. 2: Теория права. М.: Зерцало, 1998. 622 с.
19. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1996. 472 с.
20. Общая теория права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1995. 385 с.
21. Подколзин А.Г. Развитие механизма взыскания налоговых недоимок в Российской Федерации: Дис. ... канд. эконом. наук. М., 2006.
22. Разгильдиева М.Б. Проблемы теории налогово-правовой ответственности // Очерки налогово-правовой науки современности: Монография / Под общ. ред. Е.Ю. Грачевой, Н.П. Кучерявенко. М.; Харьков: Право, 2013.
23. Сидорова М.Г. К вопросу о санкциях и юридической ответственности в финансовом праве // Журнал российского права. 2009. N 1. С. 141 - 146.
24. Современный финансово-кредитный словарь / Под ред. М.Г. Лапусты, П.С. Никольского. М.: Инфра, 2002. 570 с.
25. Соловьев В.А. Пеня в налоговом законодательстве // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 12. С. 10 - 16.
26. Теория государства и права: Учебник для вузов по специальности "Юриспруденция" / С.С. Алексеев [и др.]; отв. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. 2-е изд., изм. и доп. М.: НОРМА; Инфра-М, 2000. 595 с.
27. Титов А.С. Недоимка: правовое регулирование взыскания. М., 2003.
28. Украинский Р.В. Налоговый кодекс о налоговой ответственности // Законодательство. 1999. N 5.
29. Финансовое право: Учебник / Под ред. М.А. Гурвича. М., 1940.
30. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. проф. В.Г. Стрекозова. М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2003. 382 с.
31. Чибинев В.М. Проблемы привлечения к ответственности за правонарушения в налоговой сфере // Финансовое право. 2005. N 11.
32. Шабуров А.С. Теория государства и права / Под ред. В.М. Карельского. М., 1998. 570 с.
33. Энциклопедический юридический словарь / Под общ. ред. В.Е. Крутских. 2-е изд. М.: Инфра-М, 1998.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


НДФЛ: точечные изменения в 2018 году (Зобова Е.П.)

Дата размещения статьи: 26.03.2018

подробнее>>

Равенство, дискриминация и дифференциация налогоплательщиков (Копина А.А.)

Дата размещения статьи: 09.03.2018

подробнее>>

Уплата налогов третьими лицами в свете принятия Федерального закона N 401-ФЗ: правовые нюансы и последствия (Проскуряков А.И.)

Дата размещения статьи: 18.08.2017

подробнее>>

Теоретические подходы к определению налога и сбора: экономико-правовой аспект (Напсо М.Б.)

Дата размещения статьи: 16.05.2017

подробнее>>

Меры финансово-правовой ответственности за неуплату налогов (сборов) в установленные сроки: теоретико-правовые аспекты (Кайшев А.Е.)

Дата размещения статьи: 29.03.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта