Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Налогообложение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей > Меры финансово-правовой ответственности за неуплату налогов (сборов) в установленные сроки: теоретико-правовые аспекты (Кайшев А.Е.)

Меры финансово-правовой ответственности за неуплату налогов (сборов) в установленные сроки: теоретико-правовые аспекты (Кайшев А.Е.)

Дата размещения статьи: 29.03.2017

Стабильность налоговой системы является гарантом устойчивости всей финансовой системы государства. При низком уровне собираемости налогов государству крайне сложно выполнять свои функции, прежде всего социальные. В нашей стране проблема неуплаты налогов стоит особенно остро <1>. На сайте ФНС России представлены статистические данные формы N 4-НМ, анализ которых показывает, что за последние годы имеет место стабильный рост задолженности по уплате налогов и сборов как на уровне РФ, так и в разрезе федеральных округов. Растущая из года в год в абсолютном выражении налоговая задолженность является серьезной проблемой, поскольку мы имеем дело с ограничением объема финансовых ресурсов государства <2>.
--------------------------------
<1> Подробнее см.: Дортман В.А. Актуальные вопросы принудительного взыскания налогов, сборов, пеней, штрафов // Осуществление и защита прав граждан в современном обществе: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов. Омск: Изд-во АНО ВПО "Омский экономический институт", 2013. С. 21.
<2> Подробнее см.: Подколзин А.Г. Развитие механизма взыскания налоговых недоимок в Российской Федерации: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2006. С. 2.

Соблюдение требований законодательства в области налоговых правоотношений обеспечивается силой государственного принуждения, одной из форм которого является финансовая правовая ответственность. В свою очередь финансовая ответственность - это частный случай юридической ответственности.
В теории права под юридической ответственностью понимается реакция государства на совершенное правонарушение <3>. В учебнике В.Н. Хропанюка "Теория государства и права" юридическая ответственность - это "важная мера защиты интересов личности, общества и государства. Она наступает в результате нарушения предписаний правовых норм и проявляется в форме применения к правонарушителю мер государственного принуждения" <4>.
--------------------------------
<3> Кондрат Е.Н. Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия. М.: Юстицинформ, 2014. 928 с.
<4> Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. проф. В.Г. Стрекозова. М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2003. С. 330.

К характерным чертам юридической ответственности следует отнести: форму реализации (установленная законом строго определенная процессуальная форма); уровень закрепления (правовая норма); основание возникновения (факт совершения правонарушения); осуществление в виде государственного принуждения <5>; размер (четко очерченный объем) ответственности <6>. Задачи юридической ответственности - это наказание правонарушителей, а также максимально возможное устранение вреда, причиненного в результате совершения правонарушения (приведение в прежнее положение, восстановление нарушенного права, компенсация ущерба и т.д.) <7>. Применительно к финансово-правовой ответственности наказание выражается в лишениях имущественного (материального) характера <8>.
--------------------------------
<5> См.: Общая теория государства и права: Академический курс: В 2-х т. Т. 2: Теория права / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 1998. С. 592; Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. 2-е изд., изм. и доп. М.: НОРМА, 2000. С. 435.
<6> Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. С. 435.
<7> Кинсбурская В.А. Налоговая ответственность в системе мер государственного принуждения в сфере налогообложения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 9.
<8> Сидорова М.Г. К вопросу о санкциях и юридической ответственности в финансовом праве // Журнал российского права. 2009. N 1. С. 141 - 146.

Самостоятельным основанием для применения мер государственного принуждения за нарушения финансового законодательства является финансовое правонарушение <9>. По своей сути финансовые правоотношения являются имущественными, поэтому и воздействие на правонарушителя происходит в присущих финансовому праву формах. Всякое финансовое правонарушение наносит вред финансовым интересам общественно-территориального образования (государству или муниципальному образованию) <10>. В большинстве своем такие правонарушения заключаются в неисполнении тех или иных денежных обязанностей, например посредством невнесения в установленный срок суммы налога.
--------------------------------
<9> Крохина Ю.А. Финансовое правонарушение: понятие, состав и санкции // Финансовое право. 2004. N 3. С. 16 - 20.
<10> Сидорова М.Г. Указ. соч. С. 141 - 146.

К лицам, совершившим финансовое правонарушение, применяется наказание в рамках привлечения к финансовой ответственности, реализация которой состоит в применении к лицу, совершившему финансовое правонарушение, финансово-правовых санкций <11>.
--------------------------------
<11> Мирошник С.В. Финансово-правовая ответственность как институт финансового права // Современная теория финансового права: научные и практические аспекты развития институтов общей части финансового права: Материалы международной научно-практической конференции (Москва, 25 - 26 марта 2011 г.). М.: РАП, 2012. С. 57 - 58.

Санкция - это часть правовой нормы, в которой содержатся последствия выполнения или невыполнения самого правила поведения <12>, а также "нормативное определение мер государственного принуждения, применяемых в случае правонарушения и содержащих его итоговую оценку" <13>, а не только юридической ответственности <14>. Основная цель санкций - предупреждение правонарушений, а если правонарушение совершено, то применение санкции направлено на исправление и перевоспитание правонарушителя, восстановление нарушенного правопорядка.
--------------------------------
<12> Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 1996. С. 43.
<13> Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1995. С. 312.
<14> Кондрат Е.Н. Указ. соч.

В налоговых правоотношениях, в силу их имущественного характера, в конструкции налоговой ответственности преобладают финансовые санкции в виде денежных взысканий <15>.
--------------------------------
<15> Чибинев В.М. Проблемы привлечения к ответственности за правонарушения в налоговой сфере // Финансовое право. 2005. N 11. С. 19.

Понятие "финансовые санкции" в научных трудах появилось в 1940 г. - в учебном пособии под редакцией М.А. Гурвича. Под определением "финансовые санкции" он подразумевал наложение ареста на бюджетный счет или временное ограничение его пользования <16>.
--------------------------------
<16> Финансовое право: Учеб. / Под ред. М.А. Гурвича. М., 1940. С. 49.

Финансовая санкция в виде денежного взыскания - форма возложения на правонарушителя в рамках привлечения его к юридической ответственности обязанности претерпеть лишения имущественного характера посредством отчуждения определенной суммы принадлежащих ему денежных средств в пользу публичной власти <17>. Применяются финансовые санкции в виде лишений имущественного характера - в форме штрафа и пени.
--------------------------------
<17> Кучеров И.И. Денежные взыскания: проблемы правовой идентификации // Журнал российского права. 2013. N 5. С. 22 - 36.

Финансовые санкции в виде пеней и штрафов имеют общую юридическую природу, но вместе с тем и отличительные признаки. Единую правовую природу финансовых санкций подчеркивает и Бюджетный кодекс РФ, п. 2 ст. 41 которого относит пени и штрафы к налоговым доходам бюджетов. В российском финансовом праве санкции имеют еще один общий аспект, наличие которого существенно отличает финансово-правовую ответственность от иных ее видов. Все виды финансово-правовых санкций не поглощаются никакими другими: штрафы взыскиваются по принципу сложения, а недоимки и пени взыскиваются до полного (как минимум) возмещения причиненного государству ущерба <18>.
--------------------------------
<18> Крохина Ю.А. Финансовое правонарушение: понятие, состав и санкции // Финансовое право. 2004. N 3. С. 16 - 20.

Термин "недоимка" применяется в отношении любой задолженности, образовавшейся в результате неисполнения каких-либо денежных обязанностей <19>, а также в отношении сумм налога, не внесенных в установленный срок <20>. Применительно к налоговым правоотношениям недоимка с правовой точки зрения представляет собой сумму задолженности по тому или иному виду налога или сбора, не поступившую в бюджет соответствующего уровня либо в государственный внебюджетный фонд, в результате противоправных действий налогоплательщика <21>.
--------------------------------
<19> Подробнее см.: Кучеров И.И. Денежные взыскания: проблемы правовой идентификации // Журнал российского права. 2013. N 5. С. 22 - 36.
<20> Современный финансово-кредитный словарь / Под ред. М.Г. Лапусты, П.С. Никольского. М.: Инфра, 2002. 570 с.
<21> Титов А.С. Недоимка: правовое регулирование взыскания. М., 2003. С. 39 - 40.

Понятие недоимки получило самостоятельное определение в Налоговом кодексе РФ. Недоимка - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (п. 2 ст. 11 НК РФ). Аналогичным образом определена недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды <22> и таможенным платежам <23>.
--------------------------------
<22> См.: Пункт 9 ст. 2 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" // Российская газета. 28.07.2009. N 137.
<23> См.: Статья 160 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" // Российская газета. 29.11.2010. N 269.

Недоимка имеет иную правовую природу, чем налоги. Одна из причин непонимания разницы между налогом и недоимкой заложена в определении налога, зафиксированном в Налоговом кодексе РФ. Для понимания природы того и другого термина необходимо уяснить, что этимологически слово "платеж" (т.е. уплата) подразумевает активное самостоятельное действие плательщика, проявляющего свою волю, а взимание и принудительное взыскание - активные действия публичного субъекта, проявляющего свою волю по отношению к частному субъекту. Таким образом, с точки зрения действий налоговых органов суммы налогов (сборов) взимаются, а принудительное взыскание возможно исключительно в отношении недоимок, пеней и штрафов.
Термин "пеня" в дореволюционной России применялся для обозначения взыскания, осуществляемого "в силу закона с плательщиков за несвоевременный взнос различных причитающихся казне платежей и сборов" <24>. В современном российском законодательстве данный термин имеет несколько значений. По российскому гражданскому праву пеня - разновидность неустойки, применяемая в случаях просрочки исполнения договорных и иных обязательств <25>. Налоговый кодекс РФ (ст. 75) под пеней признает денежную сумму, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. С учетом вышеуказанных дефиниций в самом общем виде пеню можно рассматривать как определенную сумму денежных средств, которую обязанное лицо должно дополнительно уплатить в случае неисполнения денежной обязанности в установленные законом сроки <26>.
--------------------------------
<24> Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь / Под ред. И.Е. Андреевского и др. 7-е изд. СПб., 1898. Т. 23. С. 166.
<25> Энциклопедический юридический словарь / Под общ. ред. В.Е. Крутских. 2-е изд. М.: Инфра-М, 1998. С. 227.
<26> Кучеров И.И. Указ. соч. С. 22 - 36.

Пеня, с точки зрения теории права, является одним из проявлений более общего понятия - юридической ответственности - обязанности лица, совершившего правонарушение, претерпевать меры государственно-правового принуждения, выражающиеся в ограничениях личного неимущественного, организационного или имущественного характера <27>. Налоговый кодекс РФ относит пеню к одному из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, и для ее взыскания не требуется установление вины, являющейся согласно ст. 106 НК РФ обязательным признаком налогового правонарушения. В связи с этим в научной литературе высказывается мнение о том, что в рамках налогового законодательства законодатель пошел на создание новой конструкции - безвиновной восстановительной ответственности <28>. Вместе с тем в других научных источниках можно встретить и несколько иной подход, заключающийся в следующем: пеня хотя и не является мерой карательного воздействия, однако "налагает дополнительное денежное обременение для правонарушителя и неизбежно связана с появлением новой обязанности, которой ранее не существовало, а также наступлением неблагоприятных последствий для правонарушителя". Поэтому по своему функциональному назначению пеня как мера юридической ответственности обладает как восстановительной, так и карательной функцией <29>.
--------------------------------
<27> Шабуров А.С. Теория государства и права / Под ред. В.М. Карельского. М., 1998. С. 418.
<28> См., например: Соловьев В.А. Пеня в налоговом законодательстве // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 12. С. 10 - 16.
<29> См., например: Макаров А.В., Архипенко Т.В. Характеристика налоговой ответственности. Санкции за нарушение налогового законодательства // Финансовое право. 2005. N 6. С. 20 - 22.

Дискуссия по вопросу о правовой природе пени, начисляемой на сумму недоимки по налогам и сборам, продолжается. По сей день ученые не находят единых подходов к определению ее правовой природы. Так, например, М.Б. Разгильдиева полагает, что согласиться в полной мере с учеными, которые констатируют пеню и ее взыскание либо как меру ответственности, обусловленную совершением финансового правонарушения, либо как безвиновную налоговую ответственность восстановительного типа, затруднительно. Правовую конструкцию взыскания пени в рамках погашения налоговой задолженности, считает она, следует рассматривать как меру компенсационного (восстановительного), а не наказательного характера, при этом восстановительная функция реализуется посредством погашения налоговой задолженности путем взыскания недоимки и пени в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Поэтому налоговая пеня, как мера восстановительного характера, не входит в содержание налоговой ответственности. Такой вывод мотивирован тем, что с точки зрения формального соответствия признакам правонарушения неуплата налогов (сборов) в установленные сроки, как основание для начисления и взыскания пеней, не может быть определена как налоговое правонарушение.
Пени, в составе меры принуждения по погашению налоговой задолженности, обеспечивают компенсацию несвоевременности уплаты налога, фактически представляя собой размер платы за пользование денежными средствами, поскольку размер пени привязан к ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации как некой усредненной стоимости использования денежных средств в экономике государства <30>.
--------------------------------
<30> Разгильдиева М.Б. Проблемы теории налогово-правовой ответственности // Очерки налогово-правовой науки современности: Монография / Под общ. ред. Е.Ю. Грачевой и Н.П. Кучерявенко. М.; Харьков: Право, 2013. С. 542.

Под термином "штраф" в юридическом словаре понимается денежное взыскание, мера материального воздействия, применяемая в случае и порядке, предусмотренных законом <31>. Более общее определение изложила Е.Л. Васянина: "Штраф (нем. Strafe - наказание) - одна из юридических санкций в виде денежного взыскания за совершение лицом виновного правонарушения" <32>. В современном российском законодательстве понятие "штраф" также применяется в нескольких значениях. По российскому гражданскому праву штраф - это вид неустойки. В уголовном праве Российской Федерации штраф применяется как одна из мер наказания. В налоговом праве (ст. 114 НК РФ) штраф - это налоговая санкция, являющаяся мерой финансовой ответственности за совершение налогового правонарушения.
--------------------------------
<31> Энциклопедический юридический словарь / Под общ. ред. В.Е. Крутских. С. 360.
<32> Васянина Е.Л. Фискальное право России: Монография / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. С.В. Запольского. М.: КОНТРАКТ, 2013. С. 15.

Штраф, как форма денежного взыскания, предусматривает дополнительное имущественное обременение правонарушителя карательного характера в целях обеспечения охраны установленного законодательством порядка исполнения денежных обязанностей. Отдельные авторы расценивают штраф "не только как средство кары и превенции, но и как средство пополнения бюджета и компенсации потерь, понесенных государством в результате совершенного правонарушения" и полагают, что штраф как мера налоговой ответственности является одновременно и карательной, и восстановительной санкцией, при этом карательными и восстановительными являются не сами санкции налоговой ответственности, а функции, которые они выполняют <33>.
--------------------------------
<33> Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности / Под ред. Р.Л. Хачатурова. СПб., 2003. С. 282 - 283; Макаров А.В., Архипенко Т.В. Характеристика налоговой ответственности. Санкции за нарушение налогового законодательства // Финансовое право. 2005. N 6. С. 20 - 22.

По общему правилу штраф, взыскиваемый за налоговое правонарушение, влекущее недоимку (см. п. 1 ст. 119, п. 3 ст. 120, ст. ст. 122, 123 НК РФ), устанавливается исходя из реализации принципа справедливости - пропорционально от самой недоимки.
Применение финансовых санкций за совершение налогового правонарушения в виде денежных взысканий в форме штрафов является мерой финансово-правовой ответственности. Взыскание недоимок и пеней выполняет функцию правовосстановительных санкций. Аналогичную позицию в отношении отнесения взыскания недоимок и пени к правовосстановительным санкциям выражают А.Е. Егоров <34>, В.А. Соловьев <35>, А.А. Николаев <36>, Р.В. Украинский <37>, М.В. Карасева <38>, А.А. Кирилловых <39>. Так, М.В. Карасева в своей работе "Финансовое правоотношение" пишет, что "карательные санкции за ненадлежащее исполнение налогового обязательства предусмотрены в ст. 114 Налогового кодекса РФ, а правовосстановительные - в ст. 75 Налогового кодекса РФ. Функцию восстановительной санкции выполняют предусмотренные в законе пени за просрочку налогового платежа. А карательную - различного рода штрафы" <40>.
--------------------------------
<34> Егоров А.Е. Ответственность за правонарушения в налоговой сфере: налоговый и административно-правовой аспект // Налоги (газета). 2007. N 16.
<35> Соловьев В.А. Пеня в налоговом законодательстве // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 12.
<36> Николаев А.А. Правовые проблемы ответственности хозяйствующих субъектов за неуплату налогов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 9.
<37> Украинский Р.В. Налоговый кодекс о налоговой ответственности // Законодательство. 1999. N 5. С. 44 - 45.
<38> Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть. М., 2000. С. 182.
<39> Кирилловых А.А. О понятии и видах ответственности за налоговые правонарушения // Налоги (газета). 2011. N 35.
<40> Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М.: НОРМА, 2001. 288 с.

Вместе с тем следует заметить, что в науке финансового права указание на то, что финансово-правовая ответственность выражается и в правовосстановительных, и карательных санкциях, является весьма распространенным. Например, Ю.А. Крохина, определяя основные различия между штрафом - как представителем карательной санкции и недоимкой и пеней - как правовосстановительными санкциями, делает следующие выводы: основанием для штрафной ответственности является совершение финансового правонарушения, правильная его квалификация, индивидуализация суммы денежного взыскания. Основанием для правовосстановительной ответственности является наличие финансовых обязанностей перед государством и государственно-властное принуждение к их исполнению; штраф носит абсолютно или относительно определенный характер, имеет низшие и высшие границы, которые также могут быть изменены в зависимости от наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств. Размеры недоимки и пени всегда абсолютно определены и не изменяются от наличия каких-либо индивидуальных обстоятельств, поскольку сумма ущерба, причиненного государственной казне финансовым правонарушением, может быть подсчитана достаточно точно; взыскание штрафа является результатом правоохранительной деятельности государственных органов, и правонарушитель не может сам подвергнуть себя финансовой ответственности. В отличие от штрафа уплатить недоимку или пени правонарушитель может самостоятельно, без вмешательства государственных органов. Имеющиеся различия в основаниях, механизме применения и реализации правовосстановительных и карательных санкций не означают их взаимоисключение <41>.
--------------------------------
<41> Крохина Ю.А. Финансовое правонарушение: понятие, состав и санкции // Финансовое право. 2004. N 3. С. 16 - 20.

В заключение следует отметить, что, несмотря на различные подходы к определению правовой природы пеней, большинство ученых единодушны в своей позиции: пени за просрочку налогового платежа выполняют функцию восстановительной санкции. А различного рода штрафы - карательную.

Литература

1. Анохин А.Е. Правовосстановительные и карательные санкции в налоговом праве // Юридический мир. 2004. N 12.
2. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь / Под ред. И.Е. Андреевского [и др.]. Т. 23. 7-е изд. СПб., 1898.
3. Васянина Е.Л. Фискальное право России: Монография / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. С.В. Запольского. М.: КОНТРАКТ, 2013. 152 с.
4. Дортман В.А. Актуальные вопросы принудительного взыскания налогов, сборов, пеней, штрафов // Осуществление и защита прав граждан в современном обществе: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов. Омск: Изд-во АНО ВПО "Омский экономический институт", 2013.
5. Егоров А.Е. Ответственность за правонарушения в налоговой сфере: налоговый и административно-правовой аспект // Налоги (газета). 2007. N 16.
6. Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть. М., 2000.
7. Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М.: НОРМА, 2001. 288 с.
8. Кинсбурская В.А. Налоговая ответственность в системе мер государственного принуждения в сфере налогообложения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
9. Кирилловых А.А. О понятии и видах ответственности за налоговые правонарушения // Налоги (газета). 2011. N 35.
10. Кондрат Е.Н. Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия. М.: Юстицинформ, 2014. 928 с.
11. Крохина Ю.А. Финансовое правонарушение: понятие, состав и санкции // Финансовое право. 2004. N 3. С. 16 - 20.
12. Кучеров И.И. Денежные взыскания: проблемы правовой идентификации // Журнал российского права. 2013. N 5. С. 22 - 36.
13. Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности / Под ред. Р.Л. Хачатурова. СПб., 2003.
14. Макаров А.В., Архипенко Т.В. Характеристика налоговой ответственности. Санкции за нарушение налогового законодательства // Финансовое право. 2005. N 6. С. 20 - 22.
15. Мирошник С.В. Финансово-правовая ответственность как институт финансового права // Современная теория финансового права: научные и практические аспекты развития институтов общей части финансового права: Материалы международной научно-практической конференции (Москва, 25 - 26 марта 2011 г.). М.: РАП, 2012.
16. Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. д. ю. н., проф. Ю.А. Крохина. М.: НОРМА, 2003. 656 с.
17. Николаев А.А. Правовые проблемы ответственности хозяйствующих субъектов за неуплату налогов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999.
18. Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т. / Отв. ред. проф. М.Н. Марченко. Т. 2: Теория права. М.: Зерцало, 1998. 622 с.
19. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1996. 472 с.
20. Общая теория права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1995. 385 с.
21. Подколзин А.Г. Развитие механизма взыскания налоговых недоимок в Российской Федерации: Дис. ... канд. эконом. наук. М., 2006.
22. Разгильдиева М.Б. Проблемы теории налогово-правовой ответственности // Очерки налогово-правовой науки современности: Монография / Под общ. ред. Е.Ю. Грачевой, Н.П. Кучерявенко. М.; Харьков: Право, 2013.
23. Сидорова М.Г. К вопросу о санкциях и юридической ответственности в финансовом праве // Журнал российского права. 2009. N 1. С. 141 - 146.
24. Современный финансово-кредитный словарь / Под ред. М.Г. Лапусты, П.С. Никольского. М.: Инфра, 2002. 570 с.
25. Соловьев В.А. Пеня в налоговом законодательстве // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 12. С. 10 - 16.
26. Теория государства и права: Учебник для вузов по специальности "Юриспруденция" / С.С. Алексеев [и др.]; отв. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. 2-е изд., изм. и доп. М.: НОРМА; Инфра-М, 2000. 595 с.
27. Титов А.С. Недоимка: правовое регулирование взыскания. М., 2003.
28. Украинский Р.В. Налоговый кодекс о налоговой ответственности // Законодательство. 1999. N 5.
29. Финансовое право: Учебник / Под ред. М.А. Гурвича. М., 1940.
30. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. проф. В.Г. Стрекозова. М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2003. 382 с.
31. Чибинев В.М. Проблемы привлечения к ответственности за правонарушения в налоговой сфере // Финансовое право. 2005. N 11.
32. Шабуров А.С. Теория государства и права / Под ред. В.М. Карельского. М., 1998. 570 с.
33. Энциклопедический юридический словарь / Под общ. ред. В.Е. Крутских. 2-е изд. М.: Инфра-М, 1998.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

31 мая 2017 г.
Проект Федерального закона № 189113-7 "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)"

Данным законопроектом предусматривается внесение изменений в правовые и организационно-экономические особенности лизинга в части обеспечения роста поголовья специализированного мясного крупного рогатого скота. Законопроект разработан Минсельхозом России с учетом предложений АО "Росагролизинг" в целях усиления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в приобретении и передаче им в лизинг крупного рогатого скота специализированных мясных пород.




16 мая 2017 г.
Проект федерального закона "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект направлен на устранение избыточности правового регулирования в части установления ответственности за нарушение условий гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с требованиями лесного законодательства. Во избежание возникновения временного разрыва, в течение которого лица, нарушающие условия договора безвозмездного пользования лесным участком, будут освобождены от какой-либо ответственности, часть 4 статьи 8.25 КоАП предлагается признать утратившей силу с 1 марта 2018 года.




27 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 162019-7 "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" и статью 11.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект разработан в целях принятия дополнительных мер противодействия актам незаконного вмешательства и обеспечения общественной безопасности, а также устранения противоречий положений статьи 12 Федерального закона от 6 июля 2016 года № 374-Ф3 отдельным нормам законодательства Российской Федерации. Статьей 12 федерального закона № 374-Ф3 внесены изменения в Федеральный закон от 30 июня 2003 года №87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности". 




13 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 148799-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Целями законопроекта являются расширение сферы применения электронного документооборота и установление единого порядка электронного страхования для физических и юридических лиц; привлечение к реализации услуг страховых посредников (агентов и брокеров); устранение неопределенности в части обязанности медицинских учреждений предоставлять информацию о специальной категории персональных данных пациентов при наличии соответствующего разрешения субъекта персональных данных либо его законного представителя/наследника). 




4 апреля 2017 г.
Президентом РФ подписан Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"

Основная цель данного Федерального закона - совершенствование регулирования осуществления трансграничных переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Кроме этого, Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 59 ФЗ  направлен на устранение негативных последствий запрета на деятельность российских платежных систем на территории Украины, введенного 17 октября 2016 г.



В центре внимания:


Теоретические подходы к определению налога и сбора: экономико-правовой аспект (Напсо М.Б.)

Дата размещения статьи: 16.05.2017

подробнее>>

Меры финансово-правовой ответственности за неуплату налогов (сборов) в установленные сроки: теоретико-правовые аспекты (Кайшев А.Е.)

Дата размещения статьи: 29.03.2017

подробнее>>

Проблема вины в налоговых правонарушениях (Кюлян Р.М.)

Дата размещения статьи: 15.03.2017

подробнее>>

Этапы проведения и порядок оформления результатов выездных налоговых проверок (Аминова А.И.)

Дата размещения статьи: 13.03.2017

подробнее>>

Белые пятна налога на прибыль (Селедцова Е.)

Дата размещения статьи: 06.03.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта