Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Банковская деятельность > Совершенствование банковского законодательства с учетом принципов банковской деятельности (Самигулина А.В.)

Совершенствование банковского законодательства с учетом принципов банковской деятельности (Самигулина А.В.)

Дата размещения статьи: 05.04.2017

В условиях мирового финансового кризиса (в период 2008 - 2010 гг.) кредитные организации с государственным участием ("Газпромбанк", "Сбербанк", "Внешторгбанк" и др.) неоднократно становились получателями государственной помощи. Государство через механизм размещения свободных бюджетных средств стремилось стимулировать кредитование различных отраслей экономики <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 29 марта 2008 г. N 227 "О порядке размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты" // СЗ РФ. 2008. N 14. Ст. 1419.

Данное сближение государства и коммерческих кредитных организаций позволяет сделать вывод о тенденции усиления участия государства в банковской деятельности.
В российском законодательстве дефиниция банковской деятельности не закреплена. Проведя анализ положений Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 03.07.2016, далее - Закон о банках и банковской деятельности) <2>, на наш взгляд, необходимо дополнить п. 1 ст. 1 данного акта следующим определением банковской деятельности: "Банковская деятельность представляет собой вид предпринимательства, связанный с осуществлением особыми субъектами, кредитными организациями, банковских операций на основе специального разрешения (лицензии) Банка России с целью извлечения прибыли".
--------------------------------
<2> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.

Следует согласиться с высказыванием Т.А. Смирнова, что принципы банковской деятельности необходимо рассматривать в системе принципов банковского права. Но закономерно возникает вопрос о соотношении принципов права и деятельности, которые осуществляются в пределах правового регулирования.
В зависимости от своего содержания принципы банковского права необходимо разделить на следующие группы:
- принципы, устанавливающие правовое положение Банка России;
- принципы построения и функционирования банковской системы России;
- принципы взаимодействия верхнего и нижнего уровней банковской системы (Банка России и кредитных организаций);
- принципы взаимодействия кредитных организаций с клиентами (физическими или юридическими лицами).
Данные принципы банковского права выявлены из анализа конституционных положений и норм банковского законодательства. Однако в систематизированном виде на уровне Закона о банках и банковской деятельности они не закреплены.
Необходимо отметить, что все принципы банковского права из представленных нами, за исключением принципов, устанавливающих правовое положение Банка России, в данной классификации будут распространять свое действие также на банковскую деятельность. Банк России вправе осуществлять в установленных законом случаях отдельные банковские операции, но его деятельность в данном случае признать банковской с точки зрения таких ее характеристик, как направленность на систематическое извлечение прибыли, рисковый характер, осуществление ее лицами, зарегистрированными в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, нельзя.
Данной деятельностью могут заниматься лишь специальные субъекты - банки и небанковские кредитные организации. Но в то же время при осуществлении кредитными организациями банковской деятельности возникают различные группы общественных отношений с неодинаковым субъектным составом. Во-первых, отношения с участием кредитных организаций и их клиентов (потребителей банковских услуг), обратившихся за совершением банковской операции. Во-вторых, отношения, возникающие между кредитными организациями и государством в лице Банка России.
На наш взгляд, принципы деятельности кредитных организаций при осуществлении ими банковских операций будут являться принципами банковской деятельности. Если принципы права определяют характер правового регулирования общественных отношений, то принципы деятельности субъектов, урегулированных правом отношений, - понятие производное.
Таким образом, принципы банковской деятельности не могут противоречить принципам банковского права, так как происходят от них. Отличием принципов банковской деятельности от принципов банковского права является то, что они не могут быть результатом обобщения и анализа банковского права, они должны следовать из банковского законодательства.
Следует отметить, что преамбула является важной частью нормативных правовых актов, но ее использование в нормотворческой деятельности не получило широкого распространения. Как отмечает Д.А. Смирнов: "В ряде случаев в отечественной практике вводные статьи закона по своей смысловой нагрузке заменяют преамбула, закрепляя такие положения, как цели принятия закона, отношения, им урегулированные; в других случаях законы могут содержать и преамбулу, и отдельную главу, касающуюся общих положений" <3>.
--------------------------------
<3> Правовые основы регулирования банковской деятельности в РФ / Под ред. Д.А. Смирнова. М.: Проспект, 2015. С. 89.

По нашему мнению, недостатками Закона о банках и банковской деятельности являются:
- отсутствие преамбулы, содержащей вводные и общие законоположения (предусматривающей сферу распространения данного нормативного правового акта, цели его принятия и другие исходные установки);
- отсутствие статьи, в которой закреплены были бы основные принципы банковской деятельности.
На наш взгляд, в целях совершенствования законодательства необходимо внести следующее изменение в Закон о банках и банковской деятельности, а именно дополнить текст Закона преамбулой следующего содержания: "Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования банковской системы Российской Федерации, регистрации и лицензирования кредитных организаций, обеспечения стабильности банковской системы, защиты прав и интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций, межбанковских отношений, сберегательного дела, бухгалтерского учета в кредитных организациях, а также осуществления надзора за их деятельностью".
Правовые принципы банковской деятельности в зависимости от сферы их распространения, на наш взгляд, следует классифицировать на всеобщие принципы банковской деятельности и принципы, регламентирующие отдельные аспекты банковской деятельности.
К первой группе относятся такие базисные принципы, как: принцип диверсификации обязательств кредитных организаций, Банка России и государства; принцип невмешательства Банка России в осуществление кредитными организациями текущей банковской деятельности и др.
В рамках второй группы следует выделить такие подгруппы принципов банковской деятельности, как:
1) принципы, опосредующие лицензирование и структуру кредитных организаций:
- принцип исключительности банковской деятельности (только кредитные организации могут выполнять банковские операции в объеме, предусмотренном их лицензией, а согласно ч. 6 ст. 7 Закона о банках и банковской деятельности ни одно юридическое лицо в России, за исключением юридического лица, получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем фирменном наименовании слова "банк", "кредитная организация");
- принцип разграничения лицензий на осуществление банковской деятельности (кредитная организация приобретает право на осуществление банковской деятельности с момента получения лицензии с указанием перечня банковских операций, на осуществление которых она имеет право; данный принцип позволяет разделить лицензии на осуществление банковских операций на: генеральную, разрешающую осуществлять банку все виды банковских операций, и специальные лицензии, выдаваемые Банком России на осуществление отдельных банковских операций);
- принцип сочетания уведомительного и разрешительного порядка передачи долей в уставном капитале кредитной организации; контрольных пакетов акций (согласно ч. 7 ст. 11 Закона о банках и банковской деятельности, приобретение или получение в доверительное управление в результате одной или нескольких сделок свыше одного процента (долей) кредитной организации требует уведомления Банка России, более десяти процентов - требует предварительного согласия Банка России);
2) принципы пруденциального регулирования банковской деятельности:
- принцип минимизации рисков деятельности кредитных организаций (рыночные, операционные, кредитные, валютные, процентные, риски ликвидности и др.);
- принцип корреляции требований к размеру минимального капитала кредитной организации со степенью потенциальных рисков (требования к уставному капиталу кредитных организаций установлены в ст. 11 Закона о банках и банковской деятельности);
- принцип сочетания внешнего надзора с механизмами внутреннего контроля и аудита в кредитных организациях (ч. 4 ст. 24 Закона о банках и банковской деятельности устанавливает обязанность кредитной организации осуществлять внутренний контроль, а порядок аудита урегулирован положениями ст. 42 Закона о банках и банковской деятельности);
- принцип публичности отчетности кредитных организаций (согласно ч. 1 ст. 8 Закона о банках и банковской деятельности кредитная организация обязана публиковать ежеквартально бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, а ежегодно бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с аудиторским заключением об их достоверности);
- принцип обязательного резервирования (согласно ст. 24 Закона о банках и банковской деятельности кредитные организации обязаны аккумулировать резервы на возможные потери в целях обеспечения их финансовой надежности);
3) принципы банковского надзора:
- принцип сочетания частных и публичных интересов (согласно ч. 2 ст. 56 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. от 03.07.2016, далее - Закон о Банке России) <4> главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы России и защита интересов вкладчиков и кредиторов);
--------------------------------
<4> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.

- принцип комбинирования механизмов превентивных мер и санкций (согласно ст. 74 Закона о Банке России Банк России обладает всей полнотой воздействия на кредитные организации, нарушающие законодательство);
- принцип обязательности нормативов, установленных Банком России (согласно ст. 62 Закона о Банке России к обязательным нормативам относятся: максимальные размеры риска, нормативы ликвидности кредитной организации и др.);
- принцип сочетания контактных и дистанционных начал при осуществлении надзорных мероприятий (согласно ст. ст. 57, 73 Закона о Банке России Банк России вправе проводить проверки кредитных организаций, а также запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию).
Таким образом, принципы банковской деятельности были систематизированы нами на основе различных критериев, что позволило сгруппировать их согласно общим признакам.
Учитывая приведенную выше классификацию принципов банковской деятельности, в целях совершенствования законодательства, на наш взгляд, необходимо дополнить Закон о банках и банковской деятельности ст. 2.1 "Основные принципы банковской деятельности" следующего содержания: "Основными принципами банковской деятельности в Российской Федерации являются:
- сочетание публичных и частных интересов при осуществлении государственного регулирования банковской деятельности;
- прозрачность деятельности кредитных организаций;
- разрешительный характер банковской деятельности;
- обязательное аккумулирование резервов кредитными организациями в Банке России;
- подотчетность кредитных организаций Банку России;
- невмешательство Банка России, иных органов государственной власти и органов местного самоуправления в текущую деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
- верховенство прав и законных интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций".
Следует отметить, что по юридической иерархии необходимо разграничивать:
- принципы, закрепленные в международно-правовом акте (например, принцип идентификации клиентов кредитных организаций, установленный Конвенцией Совета Европы ETS от 8 ноября 1990 г. N 141 "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности" <5>);
--------------------------------
<5> СЗ РФ. 2003. N 3. Ст. 203.

- принципы, установленные Конституцией РФ (например, принцип отнесения правовых основ федеральных банков к исключительному ведению РФ - ст. 71 Конституции РФ);
- принципы, установленные на уровне федеральных законов (например, принцип обязательного аккумулирования резервов кредитными организациями в Банке России - ст. 25 Закона о банках и банковской деятельности);
- принципы, закрепленные в нормативных актах Банка России (например, принцип наличия специального счета в Банке России в соответствии с указаниями Банка России от 15 июля 2013 г. N 3026-У "О специальном счете в Банке России" <6>).
--------------------------------
<6> Вестник Банка России. 2013. N 47.

Необходимо отметить, что, если рассматривать в качестве основы классификации источник происхождения принципов банковской деятельности, следует выделить международно-правовые принципы и национальные принципы.
Международно-правовые принципы банковской деятельности разделяются на:
- базельские принципы (принципы эффективного банковского надзора, принципы лицензирования деятельности кредитных организаций, принципы пруденциального регулирования банковской деятельности, принципы бухгалтерского учета и раскрытия информации и др.);
- вольфсбергские принципы (принципы, касающиеся противодействия отмыванию доходов в частном банковском секторе, принципы идентификации клиентов кредитных организаций и др.);
- международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности;
- принципы страхования банковских вкладов, разрабатываемые Международной ассоциацией страховщиков депозитов.
Национальные принципы банковской деятельности хотя и схожи с международно-правовыми принципами, но в них проявляются особенности внутригосударственного регулирования банковской деятельности. Например, рекомендации Базельского комитета "Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы" ("Базель-II") содержат принцип, согласно которому банковский надзор должен осуществляться независимой от национального центрального банка структурой, в то время как в России надзорная функция исторически закреплена за Банком России.
В рамках национальных принципов банковской деятельности необходимо выделить особую подгруппу, которая формируется на основе судебной практики (например, Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 февраля 1999 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности положения ч. 2 ст. 29 Закона о банках и банковской деятельности в связи с жалобами граждан О.Ю. Веселяшкиной, А.Ю. Веселяшкина и Н.П. Лазаренко" в практику был введен принцип признания гражданина слабой, менее защищенной стороной банковского правоотношения <7>.
--------------------------------
<7> Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. N 3.

Библиографический список

1. Конвенция Совета Европы ETS от 8 ноября 1990 г. N 141 "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности" // СЗ РФ. 2003. N 3. Ст. 203.
2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. N 7.
3. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" // СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
4. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.
5. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2008 г. N 227 "О порядке размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты" // СЗ РФ. 2008. N 14. Ст. 1419.
6. Указание Банка России от 15 июля 2013 г. N 3026-У "О специальном счете в Банке России" // Вестник Банка России. 2013. N 47.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 февраля 1999 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности положения ч. 2 ст. 29 Закона о банках и банковской деятельности в связи с жалобами граждан О.Ю. Веселяшкиной, А.Ю. Веселяшкина и Н.П. Лазаренко" // Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. N 3.
8. Правовые основы регулирования банковской деятельности в РФ / Под ред. Д.А. Смирнова. М.: Проспект, 2015. 160 с.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Что закон грядущий нам готовит (Балан Е.)

Дата размещения статьи: 12.03.2018

подробнее>>

Платежные карты "Мир": переходный период (Пономарева О.А.)

Дата размещения статьи: 26.10.2017

подробнее>>

Особенности управления рисками в банках (Кудрявцев В.С.)

Дата размещения статьи: 24.10.2017

подробнее>>

Понятие bail-in и его законодательное регулирование за рубежом (Храпова М.О.)

Дата размещения статьи: 07.04.2017

подробнее>>

Совершенствование банковского законодательства с учетом принципов банковской деятельности (Самигулина А.В.)

Дата размещения статьи: 05.04.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта