Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Оценочная деятельность > Правовое регулирование договора возмездного оказания оценочных услуг (Шевченко Л.И.)

Правовое регулирование договора возмездного оказания оценочных услуг (Шевченко Л.И.)

Дата размещения статьи: 06.04.2017

Введение. Для правового регулирования оценочной деятельности большое значение имеет правильное определение правовой природы договора на проведение оценки. Действующее законодательство Российской Федерации в области оценочной деятельности имеет ряд пробелов и недостатков. Некоторые вопросы оценочной деятельности вообще остаются за пределами правового регулирования.

В частности, ст. 9 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) установлено, что основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки, заключенный заказчиком с оценщиком или с юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор. Вместе с тем законодатель не определил вид такого договора, в результате чего на сегодняшний день сложилась ситуация, при которой практикующие оценщики относят его как к договорам на оказание услуг, так и к договорам на выполнение работ.

Данная позиция законодателя не противоречит основам гражданского права, поскольку принцип свободы договора предоставляет сторонам возможность заключать договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, однако неточный выбор вида договора может иметь негативные последствия.

Целью настоящего исследования является рассмотрение ряда проблемных вопросов, касающихся правовой природы договора на проведение оценки, а также теоретических подходов по отнесению данного вида договора к договору возмездного оказания услуг. В этой связи были изучены труды ведущих ученых в этой сфере, среди которых работы А.В. Баркова, Ю.А. Кичигина, Л.Б. Ситдиковой и других ученых, а также исследованы актуальные вопросы места оценочных услуг в системе гражданско-правовых обязательств на основе норм законодательства Российской Федерации, теоретических трудов и судебной практики.

Понятие и признаки договора. Любой гражданско-правовой договор обладает определенным набором признаков и характерных черт, которые позволяют отделить его от массы других договоров. Как правило, договор принято рассматривать в общем плане, начиная с его юридической характеристики, включающей указание на то, как распределяются права и обязанности между сторонами договора, предполагает ли договор встречное удовлетворение, а также с какого момента он считается заключенным. Договор может быть двух- (много-) или односторонним, возмездным или безвозмездным, реальным или консенсуальным.

Общие исходные характеристики договоров на оказание услуг и подряда тождественны: оба договора являются консенсуальными, т.е. вступающими в силу с момента заключения; двусторонними, т.е. влекущими возникновение прав и обязанностей у обеих сторон сделки; возмездными, т.е. предусматривающими встречное удовлетворение исполнителя. Кроме того, эти договоры, согласно ст. 426 Гражданского кодекса РФ, относятся к категории публичных. Вместе с тем ГК РФ не заменяет один из этих договоров другим, четко различая их между собой.

Содержание договора представляет собой условия, на которых достигнуто соглашение сторон и которые делятся на существенные, обычные и случайные.

Чтобы договор считался заключенным, необходимо согласовать все его существенные условия [6, с. 41].

Отличительные характеристики понятий "работа" и "услуга". Прежде всего необходимо определить, чем отличаются сами объекты гражданских прав "услуга" и "работа", являющиеся предметами договоров возмездного оказания услуг и подряда. Несмотря на то что правовые дефиниции "услуга" и "работа" в гражданском законодательстве не представлены, эти понятия введены в оборот как самостоятельные объекты гражданских прав (ст. 128 ГК РФ), что также было отмечено и в ст. 5 Закона об оценочной деятельности: каждый из объектов гражданских прав выделен в качестве отдельного объекта оценки. На основании этого можно сделать вывод: законодатель изначально предположил, что и услуга, и работа являются самостоятельными правовыми и экономическими ценностями.

Под работой понимается не трудовая деятельность как таковая, которая регулируется трудовым правом, а результат работы. Л.Б. Ситдикова отмечает, что характерным признаком результата работы как особого объекта гражданских прав является "его гарантированное достижение любым лицом, обладающим необходимыми знаниями, навыками и квалификацией, кроме того, квалифицирующим признаком работы как объекта гражданских прав является выражение результата работы в овеществленной форме, т.е. этот результат должен обладать способностью отделения от действий лица, выполняющего работу, быть осязаемым и способным к передаче лицу, для которого выполнялась работа" [7, с. 32].

В отличие от работы под услугой понимаются такие действия субъектов, которые либо вообще не завершаются каким-либо определенным результатом, а заключают полезный эффект в самих себе, либо имеют результат, не воплощаемый в овеществленной форме. В понятие "услуга" вкладывается "совершенно разное содержание - от самого широкого, когда им охватывается практически любая полезная деятельность, до предельно узкого, когда услуга сводится к предмету договора возмездного оказания услуг" [2].

Нередко понятие "услуга" раскрывается через категорию "блага". В частности, Е.А. Суханов к материальным благам относит не только вещи, но и деятельность по созданию или улучшению вещей или оказанию иных материальных услуг, создающих полезный эффект материального, хотя и необязательно овеществленного характера. "Все эти объекты объединяет их экономическая природа как товаров, объективно требующих для себя гражданско-правового оформления (режима)" [5, с. 300].

А.В. Барков указывает, что услуги, не представляя собой имущество как таковое, так же как и любой иной объект гражданских прав, обладают определенной имущественной ценностью, т.е. выступают в экономическом обороте как некое благо, имеющее конкретную потребительную стоимость [1, с. 38].

Представляется, что характеристика услуги как материального блага действительно отражает ее экономическое содержание. Однако этого недостаточно для правовой характеристики услуги, так как аналогичное экономическое содержание имеет и работа.

ГК РФ вводит услугу как процесс совершения определенных действий или осуществления определенной деятельности (ст. 779 ГК РФ), а работу - как изготовление или переработку (обработку) вещи с передачей ее результата заказчику (ст. 702 и 703 ГК РФ), однако конкретных определений этим понятиям не дает.

Унифицированное законодательное определение работ и услуг для целей налогообложения содержится в Налоговом кодексе РФ. Согласно ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности [4]. Из данного определения ясно, что НК РФ рассматривает услугу только как объект налогообложения, следовательно, это является частным случаем.

В качестве наиболее существенных различий между услугой и работой Ю.А. Кичигин отмечает следующие:

во-первых, услуги - блага, предоставляемые в форме деятельности и эффекта от нее; работа - блага, предоставляемые в форме вещей, как созданных вновь, так и улучшенных старых;

во-вторых, эффект от услуги характеризуется неосязаемостью, несохраняемостью, непостоянством качества и неотделимостью от источника; результаты работы, наоборот, осязаемы, сохраняются на протяжении определенного времени, имеют стабильные качественные характеристики и способны отделяться от своего производителя;

в-третьих, эффект, возникающий от оказания услуги, может производиться, передаваться и потребляться только одновременно; для работы производство, передача и потребление не связаны жестко между собой и могут быть разнесены во времени;

в-четвертых, услуги - это действия, направленные непосредственно на потребителя, они не могут быть переданы другому субъекту; в противоположность им работа - действия, имеющие вещественный результат, они могут быть переданы другому субъекту.

Кроме того, результат от оказания услуги формируется в виде эффекта, отличающегося от материального результата тем, что он не может быть возвращен исполнителю, на него не может быть обращено взыскание, он не может быть использован в качестве факта.

При этом, как представляется, одной из немногих особенностей, характерных как для работы, так и для услуги и потому объединяющей их, является качество, которое отличает их от товара. В частности, товар производится обезличенно, для удовлетворения потребностей всего общества посредством какого-то заранее не определенного потребителя, а услуга и работа всегда имеют непосредственно индивидуальное назначение, они направлены на удовлетворение потребности конкретного индивидуального заказчика [3, с. 57].

Выводы. На сегодняшний день в правовом регулировании отношений по оказанию оценочных услуг существуют некоторые недостатки, одним из которых является отсутствие определенности по вопросу о том, к какому виду обязательств относится оценка стоимости имущества - к обязательству по выполнению работ или обязательству по оказанию услуг.

Представляется, что оценочная услуга как объект гражданских прав является результатом действий, совершаемых субъектами гражданско-правовых правоотношений. Таким образом, анализ договора на проведение оценки позволяет сделать вывод о том, что договор оценки является договором возмездного оказания услуг, подпадающим под регулирование нормами гл. 39 ГК РФ.

Список литературы

1. Барков А.В. Договор как средство правового регулирования рынка социальных услуг: Моногр. М., 2008. С. 38.
2. Егоров Е.Д., Елисеев И.В. и др. Гражданское право: Учеб. В 3 т. Т. 1 / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М., 2014. С. 278.
3. Кичигин Ю.А. Оценка стоимости - работа или услуга? // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2010. N 9. С. 57.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федер. закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.
5. Российское гражданское право: Учеб.: В 2 т. Т. I: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2011. С. 300.
6. Ситдикова Л.Б. Проблемы содержания круга существенных условий в договоре возмездного оказания информационных услуг // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. N 7. С. 41 - 44.
7. Ситдикова Л.Б. Нормативная модель договора возмездного оказания услуг // Российский судья. 2008. N 1. С. 32 - 34.

References

1. Barkov A.V. Dogovor kak sredstvo pravovogo regulirovaniia rynka sotsial'nykh uslug: Monogr. M., 2008. S. 38.
2. Egorov E.D., Eliseev I.V. i dr. Grazhdanskoe pravo: Ucheb. V 3 t. T. 1 / Otv. red. A.P. Sergeev, Iu.K. Tolstoi. M., 2014. S. 278.
3. Kichigin Iu.A. Otsenka stoimosti - rabota ili usluga? // Imushchestvennye otnosheniia v Rossiiskoi Federatsii. 2010. N 9. S. 57.
4. Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii (chast' pervaia): Feder. zakon ot 31.07.1998 N 146-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1998. N 31. St. 3824.
5. Rossiiskoe grazhdanskoe pravo: Ucheb.: V 2 t. T. I: Obshchaia chast'. Veshchnoe pravo. Nasledstvennoe pravo. Intellektual'nye prava. Lichnye neimushchestvennye prava / Otv. red. E.A. Sukhanov. M., 2011. S. 300.
6. Sitdikova L.B. Problemy soderzhaniia kruga sushchestvennykh uslovii v dogovore vozmezdnogo okazaniia informatsionnykh uslug // Arbitrazhnyi i grazhdanskii protsess. 2008. N 7. S. 41 - 44.
7. Sitdikova L.B. Normativnaia model' dogovora vozmezdnogo okazaniia uslug // Rossiiskii sud'ia. 2008. N 1. S. 32 - 34.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Понятие и субъекты оценочной деятельности: вопросы правовой регламентации (Ручкина М.О.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Правовое регулирование договора возмездного оказания оценочных услуг (Шевченко Л.И.)

Дата размещения статьи: 06.04.2017

подробнее>>

Правовое регулирование и место оценочных услуг в системе гражданско-правовых обязательств (Шевченко Л.И.)

Дата размещения статьи: 17.03.2017

подробнее>>

Сфера оценочных услуг в гражданском обороте (Незнамова А.А.)

Дата размещения статьи: 01.12.2016

подробнее>>

Ответственность оценщика за вред (убытки), возникший в результате использования определенной оценщиком стоимости. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 28.12.2015 N 310-ЭС15-11302 (Поветкина Е.Л.)

Дата размещения статьи: 12.09.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи