Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Договор страхования > Страховой агент =\ платежный агент (Антонов Н.)

Страховой агент =\ платежный агент (Антонов Н.)

Дата размещения статьи: 10.04.2017

Платежные и страховые агенты в классическом своем понимании обладают абсолютно разными правовыми статусами и должны исполнять совершенно разные обязанности относительно порядка работы с наличными денежными средствами. Однако порой налоговые органы думают иначе. Попробуем разобраться, почему страхового агента нельзя приравнивать к платежному.

В юридической практике стали встречаться ситуации, когда налоговый орган желает привлечь страховых агентов к ответственности за нарушение обязанности по зачислению полученных при приеме платежей наличных денежных средств в полном объеме на свой специальный банковский счет, равно как и за неиспользование специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов. Страховой агент в данном случае рассматривается как платежный агент, осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
Насколько обоснованны и законны такие претензии налоговых органов?
По сути, если страховые агенты в своей деятельности подпадают под понятие платежных агентов, то это не только влечет применение административного наказания, но и в целом меняет статус страхового агента. А это автоматически влияет на изменение его правоотношений со страховщиком. Страховые агенты в таком случае должны не только открывать специальные банковские счета для осуществления оборота денежных средств, полученных от физических лиц - потребителей страховых услуг, но и вставать на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу. Между страховщиками и страховыми агентами должны заключаться договоры по приему платежей, страховые агенты обязаны в любом случае применять контрольно-кассовую технику, соблюдать особые требования к содержанию кассового чека и прочее.
Анализ функционала страхового и платежного агентов выявляет существенную разницу между ними: деятельность страховых агентов не ограничивается только приемом денежных средств, а заключается в полном сопровождении процесса страхования.
Из анализа законодательства следует, что, принимая денежные средства от страхователей, страховой агент не только не должен в обязательном порядке их перечислять в кредитную организацию, как это предписано платежному агенту, но и не может пониматься как третье лицо в приобретении финансовой услуги между страховой компанией и страхователем (как это происходило, если бы оплата проходила через платежного агента). Принятие им денег понимается как принятие денег непосредственно самой страховой компанией. В этой связи отпадает сам смысл введения банковских спецсчетов для страховых агентов, а также возникает правовое основание не распространять положения Закона N 103-ФЗ на страховое агентирование.

Примечание. Закон РФ N 103-ФЗ.
Деятельность по приему платежей физических лиц - это прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров, работ, услуг, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. Таким образом, платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг. Он также не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств. Особенность такого исключительного функционала платежного агента неоднократно была подтверждена существующей судебной практикой.

Примечание. Статья 6 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российском Федерации".
Страховщиками признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии. Страховщики могут осуществлять страховую деятельность через страховых агентов, которыми могут быть физические лица, индивидуальные предприниматели или юридические лица, осуществляющие деятельность на основании гражданско-правового договора от имени и за счет страховщика в соответствии с предоставленными им полномочиями. Деятельность страхового агента связана с оказанием им услуг по подбору страхователя, условий страхования, оформлению, заключению и сопровождению договора страхования, внесению в него изменений, оформлению документов при урегулировании требований о страховой выплате, взаимодействию со страховщиком, осуществлению консультационной деятельности.

Отдельно следует обратить внимание, что редакция статьи 8 Закона N 4015-1, устанавливающая специальный статус и обязывающая только страховых брокеров вести специальные банковские счета для последующего перечисления страховщику страховых премий, не налагая при этом аналогичной обязанности на страховых агентов, была утверждена Федеральным законом от 23.07.2013 N 234-ФЗ т.е. существенно позднее редакции Закона N 103-ФЗ, регламентирующего статус платежных агентов. Следовательно, Федеральным законом от 23.07.2013 N 234-ФЗ, на момент внесения правок в существующий Закон N 4015-1 учитывались регламентированные правоотношения в сфере осуществления деятельности по приему денежных средств и исполнения денежных обязательств лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг). Еще одной обязанностью платежного агента при приеме денежных средств от населения выступает использование контрольно-кассовой техники (ККТ) с выдачей кассового чека. При этом до вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" организации могли осуществлять наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Примечание. Платежные агенты и спецсчета.
На платежного агента возлагается обязанность по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств. Для этого они должны открывать специальные банковские счета с ограниченным перечнем операций по ним:
1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;
4) списание денежных средств на банковские счета.

Примечание. Письмо Минфина РФ от 30.01.2006 N 03-01-15/1-14:
"...если страховые взносы от имени и по поручению страховой организации с использованием бланков этой страховой организации получает представитель (агент, субагент), действующий на основании заключенного со страховой организацией договора, то полученные им от страхователей страховые взносы равносильны взносам, уплаченным страхователями непосредственно страховой организации. Денежные средства должны быть внесены страховым агентом - как юридическим, так и физическим лицом - на счет страховой организации - доверителя путем передачи наличных денежных средств с использованием контрольно-кассовой техники в кассу страховщика без отражения приема данных денежных средств в кассу самого агента или перечислением данных денежных средств на счет страховой организации в безналичной форме".

Форма бланка строгой отчетности "Квитанция на получение страховой премии (взноса)" (форма N А-7) была утверждена Приказом Минфина России от 17.05.2006 N 80н и применялась при оказании населению услуг по страхованию. Таким образом, страховой агент, в том числе индивидуальный предприниматель, при реализации страховых продуктов не обязан был выдавать чек ККТ страхователям при уплате ими страховой премии. Этот порядок, несмотря на внесение изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", согласно пункту 9 статьи 7 Закона N 290-ФЗ сохранен законодателем в неизменном виде до 1 июля 2018 года.
Реквизиты бланка строгой отчетности формы N А-7 ни до вступления в силу Закона N 290-ФЗ, ни после не соответствовали тем требованиям, которые предъявлялись Законом N 103-ФЗ к чекам ККТ, выдаваемым платежными агентами.
Вывод: законодательство РФ о страховой деятельности на уровне установленных форм платежных документов для страховых организаций и их посредников исходило и исходит из того, что страховые агенты не являются платежными агентами. А Закон N 103-ФЗ не отменяет действие и не вносит изменения в положения законов и подзаконных актов о применении ККТ и квитанций, заменяющих чеки ККТ.
Если страховое агентирование, по мнению налоговых органов, подпадает под платежное агентирование по сути своей деятельности, то это напрямую противоречит еще одной норме Закона N 4015-1, в соответствии с которой страховыми агентами могут быть не только юридические лица и индивидуальные предприниматели, но и физические лица и кредитные организации (банки), что полностью противоречит определению платежного агента и оператора по приему платежей, приведенного в статье 2 Закона N 103-ФЗ.

Примечание. Статья 2 Закона РФ N 103-ФЗ.
Установлены в том числе следующие понятия, необходимые в дальнейшем для проведения правового анализа:
- плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
- платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
- оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Арбитражная практика по вопросам использования специального банковского счета платежных агентов находится на стадии формирования. Поэтому нельзя говорить о наличии четкой и сформированной позиции. Тем более что согласно части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд исходит не только из тех доказательств и доводов, которые приведены лицами, участвующими в деле, но и обстоятельств, установленных и имеющих значение для дела. Поэтому совпадение платежного агентирования со страховым должно устанавливаться, исходя из материалов каждого конкретного судебного разбирательства. Вместе с тем полагаем, что платежные и страховые агенты в классическом своем понимании обладают абсолютно разными правовыми статусами.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 февраля 2018 г.
Проект Федерального закона № 357270-7 "О внесении изменений в Закон РФ "О занятости населения в РФ" в части совершенствования механизма повышения мобильности трудовых ресурсов и о признании утратившими силу отдельных положений...

В целях повышения эффективности реализации региональных программ проектом федерального закона предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению порядка включения субъектов Российской Федерации в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным




28 января 2018 г.
Проект Федерального закона № 374843-7 "О внесении изменений в ГрК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части саморегулирования деятельности юридических лиц, осуществляющих негосударственную...

Законопроект направлен на формирование общегосударственной модели саморегулирования в области проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, на закрепление права экспертных организаций осуществлять негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий




18 января 2018 г.
Проект Федерального закона № 365688-7 "О внесении изменения в статью 279 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных гарантий руководителю организации в случае прекращения с ним трудового договора"

Данный законопроект был разработан с учетом судебной практики, актов Конституционного Суда Российской Федерации и направлен на устранение правовой неопределенности в вопросе соответствия норм статей 278 и 279 ТК РФ Конституции РФ в процессе толкования этих норм, а также устанавливает принципы правового регулирования гарантий увольняемых руководителей и сохранения социально-значимых целей организаций.




11 января 2018 г.
Проект Федерального закона № 356734-7 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации в части установления статуса земельных участков необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами"

Внесение данного законопроекта обусловлено тем, что несмотря на социально-экономическую и экологическую значимость участков недр, отмечена правовая неопределённость статуса земель, под которыми такие участки расположены и необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами. Такая неопределённость приводит к спорным ситуациям, а также является коррупциогенным фактором.




1 января 2018 г.
Вступает в силу Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 351-ФЗ "О внесении изменений в статьи 146 и 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Данным законом устанавливается, что передача на безвозмездной основе имущества, созданного в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон, не облагается НДС. Имеется ввиду передача имущества акционерным обществом, созданным в целях реализации таких соглашений, 100% акций которого принадлежит РФ, а также созданными с его участием хозяйственными обществами, являющимися управляющими компаниями особых экономических зон. Кроме того, исключается обязанность восстановления акционерным обществом и управляющими компаниями ОЭЗ сумм НДС, ранее принятых к вычету в отношении такого имущества.



В центре внимания:


Правовая природа страховой премии: основные черты (Овчинникова Ю.С.)

Дата размещения статьи: 16.01.2018

подробнее>>

Неосновательное страховое возмещение (Дружинин А.)

Дата размещения статьи: 26.10.2017

подробнее>>

Особенности страхования вкладов физических лиц в российских банках (Катвицкая М.Ю.)

Дата размещения статьи: 19.10.2017

подробнее>>

Страхование профессиональной ответственности (Дружинин А.В.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

подробнее>>

Актуальные вопросы совершенствования ответственности страховщика (Аминжанова М.А.)

Дата размещения статьи: 25.08.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта