Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Договор страхования > Страховой агент =\ платежный агент (Антонов Н.)

Страховой агент =\ платежный агент (Антонов Н.)

Дата размещения статьи: 10.04.2017

Платежные и страховые агенты в классическом своем понимании обладают абсолютно разными правовыми статусами и должны исполнять совершенно разные обязанности относительно порядка работы с наличными денежными средствами. Однако порой налоговые органы думают иначе. Попробуем разобраться, почему страхового агента нельзя приравнивать к платежному.

В юридической практике стали встречаться ситуации, когда налоговый орган желает привлечь страховых агентов к ответственности за нарушение обязанности по зачислению полученных при приеме платежей наличных денежных средств в полном объеме на свой специальный банковский счет, равно как и за неиспользование специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов. Страховой агент в данном случае рассматривается как платежный агент, осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
Насколько обоснованны и законны такие претензии налоговых органов?
По сути, если страховые агенты в своей деятельности подпадают под понятие платежных агентов, то это не только влечет применение административного наказания, но и в целом меняет статус страхового агента. А это автоматически влияет на изменение его правоотношений со страховщиком. Страховые агенты в таком случае должны не только открывать специальные банковские счета для осуществления оборота денежных средств, полученных от физических лиц - потребителей страховых услуг, но и вставать на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу. Между страховщиками и страховыми агентами должны заключаться договоры по приему платежей, страховые агенты обязаны в любом случае применять контрольно-кассовую технику, соблюдать особые требования к содержанию кассового чека и прочее.
Анализ функционала страхового и платежного агентов выявляет существенную разницу между ними: деятельность страховых агентов не ограничивается только приемом денежных средств, а заключается в полном сопровождении процесса страхования.
Из анализа законодательства следует, что, принимая денежные средства от страхователей, страховой агент не только не должен в обязательном порядке их перечислять в кредитную организацию, как это предписано платежному агенту, но и не может пониматься как третье лицо в приобретении финансовой услуги между страховой компанией и страхователем (как это происходило, если бы оплата проходила через платежного агента). Принятие им денег понимается как принятие денег непосредственно самой страховой компанией. В этой связи отпадает сам смысл введения банковских спецсчетов для страховых агентов, а также возникает правовое основание не распространять положения Закона N 103-ФЗ на страховое агентирование.

Примечание. Закон РФ N 103-ФЗ.
Деятельность по приему платежей физических лиц - это прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров, работ, услуг, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. Таким образом, платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг. Он также не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств. Особенность такого исключительного функционала платежного агента неоднократно была подтверждена существующей судебной практикой.

Примечание. Статья 6 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российском Федерации".
Страховщиками признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии. Страховщики могут осуществлять страховую деятельность через страховых агентов, которыми могут быть физические лица, индивидуальные предприниматели или юридические лица, осуществляющие деятельность на основании гражданско-правового договора от имени и за счет страховщика в соответствии с предоставленными им полномочиями. Деятельность страхового агента связана с оказанием им услуг по подбору страхователя, условий страхования, оформлению, заключению и сопровождению договора страхования, внесению в него изменений, оформлению документов при урегулировании требований о страховой выплате, взаимодействию со страховщиком, осуществлению консультационной деятельности.

Отдельно следует обратить внимание, что редакция статьи 8 Закона N 4015-1, устанавливающая специальный статус и обязывающая только страховых брокеров вести специальные банковские счета для последующего перечисления страховщику страховых премий, не налагая при этом аналогичной обязанности на страховых агентов, была утверждена Федеральным законом от 23.07.2013 N 234-ФЗ т.е. существенно позднее редакции Закона N 103-ФЗ, регламентирующего статус платежных агентов. Следовательно, Федеральным законом от 23.07.2013 N 234-ФЗ, на момент внесения правок в существующий Закон N 4015-1 учитывались регламентированные правоотношения в сфере осуществления деятельности по приему денежных средств и исполнения денежных обязательств лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг). Еще одной обязанностью платежного агента при приеме денежных средств от населения выступает использование контрольно-кассовой техники (ККТ) с выдачей кассового чека. При этом до вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" организации могли осуществлять наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Примечание. Платежные агенты и спецсчета.
На платежного агента возлагается обязанность по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств. Для этого они должны открывать специальные банковские счета с ограниченным перечнем операций по ним:
1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;
4) списание денежных средств на банковские счета.

Примечание. Письмо Минфина РФ от 30.01.2006 N 03-01-15/1-14:
"...если страховые взносы от имени и по поручению страховой организации с использованием бланков этой страховой организации получает представитель (агент, субагент), действующий на основании заключенного со страховой организацией договора, то полученные им от страхователей страховые взносы равносильны взносам, уплаченным страхователями непосредственно страховой организации. Денежные средства должны быть внесены страховым агентом - как юридическим, так и физическим лицом - на счет страховой организации - доверителя путем передачи наличных денежных средств с использованием контрольно-кассовой техники в кассу страховщика без отражения приема данных денежных средств в кассу самого агента или перечислением данных денежных средств на счет страховой организации в безналичной форме".

Форма бланка строгой отчетности "Квитанция на получение страховой премии (взноса)" (форма N А-7) была утверждена Приказом Минфина России от 17.05.2006 N 80н и применялась при оказании населению услуг по страхованию. Таким образом, страховой агент, в том числе индивидуальный предприниматель, при реализации страховых продуктов не обязан был выдавать чек ККТ страхователям при уплате ими страховой премии. Этот порядок, несмотря на внесение изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", согласно пункту 9 статьи 7 Закона N 290-ФЗ сохранен законодателем в неизменном виде до 1 июля 2018 года.
Реквизиты бланка строгой отчетности формы N А-7 ни до вступления в силу Закона N 290-ФЗ, ни после не соответствовали тем требованиям, которые предъявлялись Законом N 103-ФЗ к чекам ККТ, выдаваемым платежными агентами.
Вывод: законодательство РФ о страховой деятельности на уровне установленных форм платежных документов для страховых организаций и их посредников исходило и исходит из того, что страховые агенты не являются платежными агентами. А Закон N 103-ФЗ не отменяет действие и не вносит изменения в положения законов и подзаконных актов о применении ККТ и квитанций, заменяющих чеки ККТ.
Если страховое агентирование, по мнению налоговых органов, подпадает под платежное агентирование по сути своей деятельности, то это напрямую противоречит еще одной норме Закона N 4015-1, в соответствии с которой страховыми агентами могут быть не только юридические лица и индивидуальные предприниматели, но и физические лица и кредитные организации (банки), что полностью противоречит определению платежного агента и оператора по приему платежей, приведенного в статье 2 Закона N 103-ФЗ.

Примечание. Статья 2 Закона РФ N 103-ФЗ.
Установлены в том числе следующие понятия, необходимые в дальнейшем для проведения правового анализа:
- плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
- платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
- оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Арбитражная практика по вопросам использования специального банковского счета платежных агентов находится на стадии формирования. Поэтому нельзя говорить о наличии четкой и сформированной позиции. Тем более что согласно части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд исходит не только из тех доказательств и доводов, которые приведены лицами, участвующими в деле, но и обстоятельств, установленных и имеющих значение для дела. Поэтому совпадение платежного агентирования со страховым должно устанавливаться, исходя из материалов каждого конкретного судебного разбирательства. Вместе с тем полагаем, что платежные и страховые агенты в классическом своем понимании обладают абсолютно разными правовыми статусами.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


15 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 249505-7 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - увеличение эффективности налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения. Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.




2 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 239932-7 "О внесении изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц"

В настоящее время законодательство о банкротстве предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур. При этом они редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Цель данного законопроекта - расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, а также введение новой реабилитационной процедуры - реструктуризации долгов.




28 июля 2017 г.
Проект федерального закона № 237568-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"

Принятие данного законопроекта будет способствовать обеспечению защиты прав граждан-должников по потребительским кредитам (займам) посредством установления правового механизма, ограничивающего возможные злоупотребления в данной сферы, а также способствующего вытеснению с рынка не профессиональных кредиторов, а также кредиторов, ведущих недобросовестную деятельность, связанную с предоставлением потребительских кредитов (займов).




1 июня 2017 г.
Проект Федерального закона № 189113-7 "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)"

Данным законопроектом предусматривается внесение изменений в правовые и организационно-экономические особенности лизинга в части обеспечения роста поголовья специализированного мясного крупного рогатого скота. Законопроект разработан Минсельхозом России с учетом предложений АО "Росагролизинг" в целях усиления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в приобретении и передаче им в лизинг крупного рогатого скота специализированных мясных пород.




16 мая 2017 г.
Проект федерального закона "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект направлен на устранение избыточности правового регулирования в части установления ответственности за нарушение условий гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с требованиями лесного законодательства. Во избежание возникновения временного разрыва, в течение которого лица, нарушающие условия договора безвозмездного пользования лесным участком, будут освобождены от какой-либо ответственности, часть 4 статьи 8.25 КоАП предлагается признать утратившей силу с 1 марта 2018 года.



В центре внимания:


Страхование имущества в случае его уничтожения. Налог на добавленную стоимость (Семенихин В.)

Дата размещения статьи: 14.08.2017

подробнее>>

Страхование профессиональной ответственности: понятие, специфика и основания возникновения (Луговец В.Я.)

Дата размещения статьи: 15.04.2017

подробнее>>

Риск-менеджмент в страховых организациях: ситуация, проблемы, задачи (Юргенс И.)

Дата размещения статьи: 11.04.2017

подробнее>>

Страховой агент =\ платежный агент (Антонов Н.)

Дата размещения статьи: 10.04.2017

подробнее>>

Морское страхование грузов как разновидность имущественного страхования в Российской Федерации (Лебедев П.А.)

Дата размещения статьи: 07.04.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта