Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Предпринимательские споры. Арбитражный процесс. Третейское разбирательство > Арбитрабельность корпоративных споров (Бодрова О.)

Арбитрабельность корпоративных споров (Бодрова О.)

Дата размещения статьи: 10.04.2017

С 1 января вступили в силу нововведения, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2015 N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" в связи с принятием Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации". Гражданский и Арбитражный процессуальные кодексы пополнились новыми положениями. Самым значимым новшеством можно без сомнений назвать решение вопроса об арбитрабельности корпоративных споров. Так, с 1 февраля появилась возможность передавать корпоративные споры на рассмотрение в третейские суды. К сожалению, с третейскими оговорками не все так однозначно. В теме номера эксперты газеты детально раскрыли вопросы, связанные с заключением арбитражных соглашений о передаче корпоративных споров на рассмотрение третейских судов.

Все строится вокруг дефиниции

Пробел отечественного законодательства в вопросе возможности рассмотрения третейскими судами корпоративных споров стал настоящим камнем преткновения при различного рода обсуждениях в юридических кругах. Многие правоведы небезосновательно отмечали, что неурегулированность данного важного вопроса наносит серьезный ущерб имиджу России и проблема нуждается в скорейшем разрешении.
Законодатель прислушался к мнению юридического сообщества и провел комплексную реформу третейского разбирательства в Российской Федерации. Необходимо отметить, что учреждаемые в соответствии с новыми требованиями закона третейские суды приобретают постоянный статус: в нормативных правовых актах они называются "третейскими судами, администрируемыми постоянно действующими арбитражными учреждениями" (в дальнейшем для удобства именуемые просто третейские суды). Итак, какие же категории корпоративных споров вправе рассматривать третейские суды по новым правилам?
Ответ на этот вопрос содержится в ст. 225.1 АПК РФ. Было решено разделить все корпоративные споры на три группы:
- рассматриваемые исключительно арбитражными судами Российской Федерации;
- неограниченно арбитрабельные, то есть рассматриваемые третейскими судами при условии заключения арбитражного соглашения;
- по общему правилу рассматриваемые арбитражными судами, однако сохраняющие возможность быть переданными на рассмотрение третейского суда при соблюдении жестких условий, установленных законом.
Необходимо отметить, что в данном случае все строится вокруг дефиниции корпоративных споров, установленной в ст. 225.1 АПК РФ. Так, корпоративные споры определены как "споры, связанные с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также в некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом". Также часть первая указанной статьи содержит список примеров споров, подпадающих под это определение.
Далее законодатель подводит черту и раскрывает правила об отнесении споров к исключительной компетенции арбитражных судов. Следующие споры не могут быть переданы на рассмотрение третейских судов ни при каких обстоятельствах:
- споры о созыве общего собрания участников юридического лица;
- споры, вытекающие из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью;
- споры, связанные с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;
- корпоративные споры, если на момент возбуждения дела в арбитражном суде или начала третейского разбирательства в третейском суде юридическим лицом, в отношении которого возникли такие споры, является хозяйственное общество, имеющее существенное значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства в соответствии с Федеральным законом от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (однако настоящий пункт не применяется к спорам, связанным с принадлежностью акций, долей в уставном (складочном) капитале юридических лиц, имеющих существенное значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства в соответствии с указанным Федеральным законом, за исключением случаев, если такие споры вытекают из сделок с акциями, долями в уставном (складочном) капитале этих юридических лиц, подлежащих предварительному согласованию в соответствии с указанным Федеральным законом);
- споры, связанные с применением положений глав IX (приобретение и выкуп обществом размещенных акций) и XI.1 (приобретение более 30% акций публичного общества) Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";
- споры, связанные с исключением участников юридических лиц, обозначенных в ч. 1 ст. 225.1 АПК РФ.

Позаимствовали у немцев

Необходимо понимать, что ограничения подведомственности споров третейским судам содержатся в ст. 33 АПК РФ, к которой отсылает ст. 225.1 АПК РФ. В частности, на рассмотрение третейских судов не могут быть переданы споры, подведомственные арбитражным судам, по делам о несостоятельности (банкротстве), об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Те же споры, которые по всем признакам могут быть отнесены к корпоративным, однако не связаны с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, могут быть переданы на рассмотрение третейских судов в соответствии с положениями ч. 3 ст. 225.1 АПК РФ. К таким спорам, например, относятся:
- споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица;
- споры по искам учредителей, участников, членов юридического лица (далее - участники юридического лица) о возмещении убытков, причиненных юридическому лицу, признании недействительными сделок, совершенных юридическим лицом, и (или) применении последствий недействительности таких сделок;
- споры, связанные с назначением или избранием, прекращением, приостановлением полномочий и ответственностью лиц, входящих или входивших в состав органов управления и органов контроля юридического лица, споры, возникающие из гражданских правоотношений между указанными лицами и юридическим лицом в связи с осуществлением, прекращением, приостановлением полномочий указанных лиц, а также споры, вытекающие из соглашений участников юридического лица по поводу управления этим юридическим лицом, включая споры, вытекающие из корпоративных договоров;
- споры, связанные с эмиссией ценных бумаг, в том числе с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, решений органов управления эмитента, с оспариванием сделок, совершенных в процессе размещения эмиссионных ценных бумаг, отчетов (уведомлений) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;
- споры об обжаловании решений органов управления юридического лица.
Как устанавливает ч. 4 ст. 225.1 АПК РФ, споры, которые относятся к корпоративным, однако не перечислены в статье, также могут быть переданы на рассмотрение третейских судов при соблюдении следующих условий:
- юридическое лицо, все участники юридического лица, а также иные лица, которые являются истцами или ответчиками в таких спорах, заключили третейское соглашение о передаче таких споров в третейский суд;
- третейское разбирательство администрируется постоянно действующим арбитражным учреждением, утвердившим, депонировавшим и разместившим на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет правила разбирательства корпоративных споров в порядке, установленном федеральным законом, с местом арбитража на территории Российской Федерации.
В данном контексте интересно, что в АПК РФ фактически Федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" также содержит прогрессивное заимствование из немецкого законодательства: ч. 7 ст. 7 позволяет заключать арбитражное соглашение о передаче в арбитраж всех или части споров участников созданного в Российской Федерации юридического лица и самого юридического лица, для разбирательства которых применяются правила арбитража корпоративных споров, путем включения его в устав общества.

Резюме

Основные проблемы в случае с рассматриваемыми новеллами законодательства видятся нам в трех основных вопросах:
1. Неисполнимость арбитражных соглашений, заключенных ранее 1 февраля 2017 года. Наверняка кто-то постарается доказать, что хоть само соглашение и заключено ранее указанного дня, 1 февраля оно становится исполнимым.
2. Не до конца стройная и упорядоченная система корпоративных споров по подведомственности, определенная законодателем. Корпоративные споры долгое время пытались упорядочить и непротиворечиво перечислить и определить, в данном случае судебно-арбитражной практике, вполне возможно, придется столкнуться с вопросом толкования норм о подведомственности в сложных случаях.
3. Норма, предусматривающая возможность включения арбитражного соглашения в устав общества, также нуждается в доработке. Необходимо выработать четкую и непротиворечивую схему проведения подобной процедуры.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


17 октября 2017 г.
Проект Федерального закона №287844-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.




15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона №266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.




15 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 249505-7 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - увеличение эффективности налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения. Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.




2 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 239932-7 "О внесении изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц"

В настоящее время законодательство о банкротстве предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур. При этом они редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Цель данного законопроекта - расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, а также введение новой реабилитационной процедуры - реструктуризации долгов.



В центре внимания:


Арбитраж (третейское разбирательство) как альтернатива суду или ловушка для неопытных (Васильева С.)

Дата размещения статьи: 03.08.2017

подробнее>>

Арбитрабельность корпоративных споров (Бодрова О.)

Дата размещения статьи: 10.04.2017

подробнее>>

Новая система третейского разбирательства в Российской Федерации (Еременко В.И.)

Дата размещения статьи: 03.04.2017

подробнее>>

Правовые последствия решений Апелляционного органа в системе разрешения споров ВТО (Гомула И.)

Дата размещения статьи: 16.12.2016

подробнее>>

Новые обстоятельства и новые доказательства при установлении тождества исков (Стасюк И.В.)

Дата размещения статьи: 18.11.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта