Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Роль высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в системе реализации мер обеспечения правопорядка (Безруков А.В.)

Роль высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в системе реализации мер обеспечения правопорядка (Безруков А.В.)

Дата размещения статьи: 10.04.2017

Важнейшим направлением деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ является комплекс мер по обеспечению правопорядка. В регионах борьба с преступностью рассматривается как одно из средств обеспечения необходимого уровня безопасности и правопорядка и включает в себя:
- общую организацию борьбы с правонарушениями (профилактика и правоохранительная деятельность);
- предупреждение преступности;
- правоохранительную деятельность (обеспечение правопорядка, раскрытие и расследование преступлений) <1>.
--------------------------------
<1> Андреев Н.А., Коробов В.Б. Стратегическое управление в правоохранительной сфере: Учебник / Под ред. проф. В.В. Гордиенко. Ч. 2. М., 2014. С. 91 - 92.

В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ, а система таких органов устанавливается законом субъекта РФ. Тем самым в отличие от федеральных органов исполнительной власти, систему и структуру которых определяет Президент РФ, в субъектах установлен водораздел между законодательным органом и главой региона в установлении первым системы и вторым - структуры органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Представляется, что среди органов государственной власти субъекта РФ ключевое место в обеспечении правопорядка занимает руководитель (высшее должностное лицо) субъекта РФ. В числе функций главы субъекта РФ в сфере обеспечения правопорядка законодатель закрепил его обязанность представлять в законодательный (представительный) орган региона ежегодные отчеты о результатах деятельности высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, а также обеспечение координации деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ.
В соответствии с законодательством Российской Федерации глава субъекта РФ может также организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями (ст. 18 ФЗ-184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", далее - ФЗ-184). В свою очередь, в числе полномочий высшего исполнительного органа субъекта РФ закреплено осуществление им в пределах своих полномочий мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью (ст. 21 ФЗ-184).
Однако роль высшего должностного лица региона в системе реализации мер обеспечения правопорядка на территории того или иного субъекта РФ возрастает в связи с осуществлением им координационной функции территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и правоохранительных органов по обеспечению правопорядка. В чем это проявляется?
Во-первых, в соответствии с Указом Президента РФ от 2 июля 2005 г. N 773 "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" Президент России наделил главу субъекта РФ полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и территориальных органов Министерства внутренних дел России, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим министерствам.
Президент России предоставил главе субъекта РФ право вносить руководителю федерального органа исполнительной власти предложение о дисциплинарной ответственности руководителя соответствующего территориального органа за ненадлежащее исполнение им должностных обязанностей.
Кроме того, Указом регламентировано согласование с главой субъекта РФ кандидатур руководителей территориальных органов многих федеральных органов исполнительной власти. Установлена необходимость согласования с высшим должностным лицом субъекта РФ для назначения отдельных должностных лиц - министр внутренних дел РФ согласует кандидатуру заместителя начальника полиции по охране общественного порядка территориального органа МВД России по субъекту РФ и начальника подразделения ГИБДД территориального органа МВД России по субъекту Российской Федерации. Однако в установленной процедуре последнее слово остается за руководителем федерального исполнительного органа власти, который также наделен правом инициировать отставку главы региона за ненадлежащее исполнение полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение данного Указа принято Постановление Правительства РФ от 05.12.2005 N 725 "О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти", которым утверждено Положение о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, предусматривающее основные сферы, формы и направления такого сотрудничества.
В целях оптимизации организации такого взаимодействия и координации деятельности исполнительных органов субъектов РФ и территориальных органов руководители субъектов РФ могут проводить совещания и создавать консультативно-совещательные и (или) координационные органы с участием представителей территориальных органов, что особенно значимо для эффективности обеспечения правопорядка в том или ином субъекте России.
Во-вторых, Президентом РФ издан Указ от 11 декабря 2010 года N 1535 "О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка". Согласно данному документу руководителям субъектов РФ в целях совершенствования деятельности по обеспечению правопорядка предписано создать постоянно действующие координационные совещания по обеспечению правопорядка в субъектах России и утвердить их состав.
Основными задачами таких координационных совещаний являются:
- обобщение и анализ информации о состоянии правопорядка в субъектах РФ, а также прогнозирование тенденций развития ситуации в этой области;
- анализ эффективности деятельности территориальных органов МВД России и территориальных органов иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации;
- разработка мер, направленных на обеспечение правопорядка в субъектах Российской Федерации;
- организация взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также указанных органов с институтами гражданского общества и социально ориентированными некоммерческими организациями по вопросам обеспечения правопорядка в субъектах Российской Федерации.
Практика реализации указанного документа выявила позитивные аспекты, которые выразились в том, что координационные совещания по обеспечению правопорядка вырабатывают и принимают решения стратегического характера в сфере обеспечения правопорядка в субъектах РФ, совершенствуют взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, повышают эффективность организационно-системных мер по решению задач в сфере борьбы с преступностью <2>.
--------------------------------
<2> Совместное информационное письмо Генеральной прокуратуры России, МВД России, ФСБ России, Следственного комитета России, ФСКН России и ФТС России от 5 октября 2012 г. N 32/1/9016/8/К/8-4451/208-35208/ВИ-4351/01-40/50159 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

Вместе с тем рассматриваемый документ не унифицирует и не конкретизирует состав участников координационных совещаний, тем самым предоставляет главам субъектов РФ обширные возможности по определению состава участников этих совещаний. И практика показала разнообразие подходов на местах при определении состава их участников, в некоторых регионах органам прокуратуры приходилось отстаивать позицию по решению вопроса о включении в состав таких совещаний как руководителя территориальной прокуратуры, так и руководителей иных правоохранительных органов. Так, в Нижегородской области, по мнению правительства области, включение прокурора в состав координационного совещания не было обязательным, и только благодаря настойчивой позиции Генеральной прокуратуры РФ указом губернатора области прокурор был введен в состав координационного совещания по обеспечению правопорядка. В Архангельской области по инициативе прокуратуры области дополнительно включены руководители следственного управления Следственного комитета РФ по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, управления Федеральной миграционной службы по области, транспортный прокурор, военные прокуроры гарнизонов <3>.
--------------------------------
<3> См.: Ступаченко Е.В. Состав участников постоянно действующих координационных совещаний по обеспечению правопорядка в субъектах РФ // Законность. 2014. N 7.

Таким образом, в субъектах РФ вопрос формирования персонального состава участников постоянно действующих координационных совещаний по обеспечению правопорядка решается неоднозначно и требует унификации в виде нормативной конкретизации состава участников таких совещаний.
Особое значение приобретает роль главы субъекта РФ по формированию и руководству координационными совещаниями по обеспечению правопорядка в период проведения избирательных кампаний. В такие периоды предлагается составление Комплексного плана по обеспечению правопорядка и безопасности и формирование единого оперативного штаба сил правопорядка, состав которого утверждает глава субъекта РФ, включая в него представителей МВД, ФСБ, Минюста, прокуратуры, СК, ФМС, что позволит скоординировать деятельность территориальных подразделений правоохранительных органов, избирательных комиссий, своевременно реагировать на нарушения правопорядка <4>.
--------------------------------
<4> См.: Чистобородов И.Г. Органы внутренних дел как субъект административно-правового обеспечения правопорядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения избирательных кампаний: Монография. М., 2014. С. 147 - 148.

Признавая необходимость создания таких штабов, которые бы оптимизировали и консолидировали взаимодействие избирательных комиссий, государственных и муниципальных органов власти, а также правоохранительных структур и общественных формирований, трудно согласиться с необходимостью создания единого органа управления силами правопорядка <5> в такие периоды, по крайней мере в предложенном виде. Такая концентрация компетенции повлечет подмену и пересечение полномочий органов государственной власти субъектов РФ и правоохранительных органов. Каждый из них должен действовать в пределах собственной компетенции, исходя из согласованных решений, достигнутых в рамках координационно-организационной работы под руководством главы субъекта РФ, но не управленческой функции, которой последний по отношению к правоохранительным структурам не обладает.
--------------------------------
<5> Чистобородов И.Г. Указ. соч. С. 102.

Исторический опыт показывает, что практика создания подобных структур, укрепляющих взаимодействие государственных органов и правоохранительных структур, появилась еще в советское время. Обратившись к недавнему советскому прошлому, можно обнаружить, что помимо правоохранительных органов определенные обязанности по противодействию преступности и обеспечению правопорядка возлагались на органы государственной власти на местах с активным участием партийных органов <6>.
--------------------------------
<6> См.: Ступаченко Е.В. Исторические и правовые аспекты создания постоянно действующих координационных совещаний по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 11. С. 40 - 41.

Так, Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 июля 1966 г. N 571 "О мерах по усилению борьбы с преступностью" прямо обязывало ЦК компартий союзных республик, крайкомы и обкомы партии, Советы министров союзных и автономных республик, исполкомы краевых и областных Советов депутатов принимать решительные меры к наведению образцового общественного порядка в населенных пунктах, систематически и глубоко анализировать положение с преступностью, улучшать руководство деятельностью органов охраны общественного порядка, прокуратуры и суда, осуществлять общественный контроль за выполнением решений об усилении борьбы с преступностью <7>. Причем эти решения получали конкретную реализацию на практике <8>.
--------------------------------
<7> Сборник приказов и инструкций Генерального прокурора СССР. Часть 1. М., 1976. С. 37.
<8> См. подр.: Ступаченко Е.В. Исторические и правовые аспекты создания постоянно действующих координационных совещаний по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации. С. 41 - 42.

Исторический опыт имеет несомненную ценность и должен в позитивных моментах, в частности в вопросах взаимодействия различных ведомств в деле укрепления правопорядка, проецироваться на современные правоотношения, нацеленные на эффективное обеспечение правопорядка.
Таким образом, роль руководителя субъекта РФ в механизме обеспечения правопорядка имеет важное значение, его деятельность носит достаточно самостоятельный характер. Однако эффективность функционирования главы субъекта РФ возрастает в его системном взаимодействии с федеральными и региональными органами государственной власти, включая правоохранительные структуры. Именно слаженная координация деятельности и сотрудничества региональных исполнительных органов и территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, включая правоохранительные структуры, повышает роль и значение главы субъекта в целостном механизме обеспечения конституционного правопорядка в России.

Литература

1. Андреев Н.А., Коробов В.Б. Стратегическое управление в правоохранительной сфере: Учебник / Под ред. проф. В.В. Гордиенко. Ч. 2. М., 2014.
2. Ступаченко Е.В. Состав участников постоянно действующих координационных совещаний по обеспечению правопорядка в субъектах РФ // Законность. 2014. N 7.
3. Ступаченко Е.В. Исторические и правовые аспекты создания постоянно действующих координационных совещаний по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 11. С. 40 - 41.
4. Чистобородов И.Г. Органы внутренних дел как субъект административно-правового обеспечения правопорядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения избирательных кампаний: Монография. М., 2014. С. 147 - 148.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


2 сентября 2019 г.
Проект Федерального закона № 785806-7 "О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях"

Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.




20 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 778269-7 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции"

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).




12 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 771509-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Правительства РФ полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний"

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.




7 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 770765-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности"

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений  в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.




4 августа 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.



В центре внимания:


Акты высших судебных органов как средство гармонизации российского гражданского процессуального права (Самсонов Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

К вопросу об отмене экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты (Горбунова Е.Н.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Особые пошлины: практика применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин (Мокров Г.Г.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Правовое обеспечение учета экологических требований при территориальном планировании (Кичигин Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Порядок осуществления контроля за расходами отдельных категорий лиц: проблемы и пути решения (Цирин А.М., Севальнев В.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи