Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Соотношение оперативно-розыскных мероприятий и иных смежных оперативно-розыскных действий (Омелин В.Н.)

Соотношение оперативно-розыскных мероприятий и иных смежных оперативно-розыскных действий (Омелин В.Н.)

Дата размещения статьи: 10.04.2017

Анализ современных подходов к понятию оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) позволяет предложить следующее определение: ОРМ - это предусмотренные законом и подзаконными нормативными актами разведывательно-поисковые действия, проводимые уполномоченным субъектом преимущественно негласными средствами и методами при наличии определенных оснований и в соответствии с установленным порядком, направленные на получение, фиксацию и проверку сведений, предметов и документов как источников таких данных, значимых для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также для решения иных задач оперативно-розыскной деятельности.

В статье 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - ФЗ об ОРД) установлено, что приведенный перечень ОРМ может быть изменен или дополнен только федеральным законом. В настоящее время этот перечень включает 15 ОРМ.
Как показывает анализ оперативно-розыскной практики, оперативно-розыскная деятельность (далее - ОРД) осуществляется не только посредством проведения ОРМ, но и других оперативно-розыскных действий. Поэтому необходимость разработки проблемы систематизации последних с целью последующего их изучения применительно к отдельным самостоятельным группам не вызывает сомнений, тем более что в юридической литературе отсутствует единство мнений по данному вопросу.
В ФЗ об ОРД речь в основном идет об оперативно-розыскных мероприятиях (ст. 1, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12 и др.). В то же время в некоторых статьях данного Закона применен термин "действие". Так, в ч. 3 ст. 5 ФЗ об ОРД установлено: "Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд". Согласно ч. 2 ст. 16 ФЗ об ОРД "никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом". В обоих случаях законодатель, видимо, исходил из того, что помимо оперативно-розыскных мероприятий существуют и иные значимые акты уполномоченных субъектов в сфере оперативно-розыскной деятельности.
В юридической литературе по поводу соотношения оперативно-розыскных мероприятий и иных действий, осуществляемых в сфере ОРД, высказаны различные точки зрения. Касаясь этого вопроса, А.Е. Чечетин пишет: "...ч. 3 ст. 5 Закона об ОРД устанавливает право граждан на обжалование действий органов, осуществляющих ОРД, которые привели к нарушению их прав и свобод. Если рассматривать термины "действия" и "мероприятия" как синонимы, то в таком случае следовало бы признать, что нарушения прав граждан могут иметь место только при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Однако с таким выводом вряд ли можно согласиться. К действиям, повлекшим нарушение прав и свобод граждан, можно, например, отнести разглашение сведений, затрагивающих неприкосновенность частной жизни, установление засады в служебном или жилом помещении без согласия его владельца, склонение лица к оказанию конфиденциального содействия с применением психического насилия, безосновательная постановка лица на оперативно-розыскной учет и многие другие действия, которые не входят в содержание ОРМ" <1>. Далее автор справедливо замечает, что "объем используемого в ст. 5 Закона об ОРД понятия "действия" шире объема понятия "оперативно-розыскные мероприятия", а поэтому всякое оперативно-розыскное мероприятие следует рассматривать как оперативно-розыскное действие, но не всякое оперативно-розыскное действие как оперативно-розыскное мероприятие. В данном случае согласно правилам логики понятия оперативно-розыскных действий и оперативно-розыскных мероприятий соотносятся как общее и частное, при этом действия будут родовым понятием, а мероприятия - видовым" <2>.
--------------------------------
<1> Чечетин А.Е. Оперативно-розыскные мероприятия: понятие, сущность, структура. Барнаул, 2004. С. 22.
<2> Там же. С. 22 - 23.

С данным суждением можно согласиться. Полагаем, что весь комплекс действий, проводимых оперативным сотрудником в процессе ОРД, можно обозначить как оперативно-розыскные действия или действия должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД, о чем говорится в ч. 3 ст. 5, ч. 2 ст. 16 ФЗ об ОРД, а действия, непосредственно направленные на выявление, фиксацию и использование фактических данных, представляющих оперативный интерес, - термином "оперативно-розыскные мероприятия". По нашему мнению, данная трактовка препятствует искусственному рассмотрению в одной массе совершенно различных действий, в том числе собственно ОРМ.
В рамках обсуждаемой проблемы следует особо остановиться на соотношении понятий "оперативно-розыскные мероприятия" и "оперативно-розыскные меры". Последний термин прочно вошел в юридическую лексику, однако его действительный смысл понимается в юридической литературе неоднозначно. Так, анализируя соотношение указанных понятий, А.Е. Чечетин делает вывод, что "оперативно-розыскные действия как родовое понятие включает в себя меры и мероприятия как понятия видовые" <3>. При этом, по его мнению, отличие действий, входящих в структуру оперативно-розыскных мер и оперативно-розыскных мероприятий, заключается прежде всего "в их целевой направленности: если ОРМ направлены на решение оперативно-тактических задач, то меры - на решение организационно-тактических и организационно-управленческих задач" <4>.
--------------------------------
<3> Там же. С. 25.
<4> Там же. С. 24.

С нашей точки зрения, такой вывод А.Е. Чечетина представляется неубедительным. Действительный смысл понятия "оперативно-розыскные меры" значительно шире. Как нам представляется, оперативно-розыскные меры и оперативно-розыскные действия, осуществляемые в ходе ОРД, несут в себе одинаковую смысловую нагрузку. В частности, на такой характер соотношения указанных понятий обратили внимание В.М. Атмажитов и В.Г. Бобров, которые предложили термин "оперативно-розыскные меры" рассматривать как базовый. По их мнению, данный термин "включает в себя совокупность действий, направленных на достижение определенных целей, связанных с осуществлением оперативно-розыскной деятельности. Эти действия не ограничиваются оперативно-розыскными мероприятиями. Они могут носить характер организационно-управленческих, организационно-тактических мер, быть связаны с применением методов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, оперативной техники, оперативных учетов и т.д. Таким образом, понятие "оперативно-розыскные меры" является более емким, а "оперативно-розыскные мероприятия" - это лишь определенная их часть" <5>.
--------------------------------
<5> Атмажитов В.М., Бобров В.Г. Об основных направлениях дальнейшего развития теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Актуальные вопросы теории и практики оперативно-розыскной деятельности. М., 2001. С. 21.

Представляется, что с такой трактовкой оперативно-розыскных мер есть все основания согласиться.
Из сказанного можно сделать как минимум два вывода, имеющие важное значение для правильного решения рассматриваемого вопроса. Во-первых, понятия "оперативно-розыскные меры" и "действия, связанные с осуществлением оперативно-розыскной деятельности" можно рассматривать как синонимы. Во-вторых, оперативно-розыскные мероприятия - это лишь часть оперативно-розыскных мер (оперативно-розыскных действий).
Мы разделяем взгляды исследователей, которые пишут, что с содержательной стороны ОРД, наряду с ОРМ, охватывают также "проведение организационных мероприятий, применение тактических приемов, действий, осуществление мер обеспечивающего характера, привлечение к участию в ОРД физических и юридических лиц, применение специальных технических средств и химических веществ, которые в конечном счете способствуют проведению конкретных ОРМ или их совокупности. Важно отметить, что и организационные, и тактические, и обеспечивающие меры носят подчиненный характер по отношению к ОРМ, часто предшествуют им либо являются их следствием, логически, технически, методически из них вытекают" <6>.
--------------------------------
<6> Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М.: Инфра-М, 2006. С. 24.

В свете приведенных положений организационные мероприятия следует рассматривать как относительно самостоятельный комплекс в системе оперативно-розыскных действий (оперативно-розыскных мер). Выделение и изучение организационных мероприятий (действий организационного характера) обеспечивают возможность глубокого исследования их сущности и научной разработки общих положений их проведения в целях повышения эффективности борьбы с преступностью и решения других задач ОРД.
Анализ практики подтверждает, что повышение эффективности ОРД во многом определяется уровнем их организации. Это обеспечивает интенсивное использование оперативно-розыскных возможностей органов, уполномоченных на осуществление ОРД, высокую результативность оперативно-розыскных мероприятий, направленных на достижение целей и решение задач ОРД.
По нашему мнению, условно можно выделить три уровня организации ОРД. Первый уровень организации имеет своим объектом ОРД как самостоятельный вид правоохранительной деятельности органов, уполномоченных осуществлять ОРД. Проводимые в этих целях организационные мероприятия обеспечивают эффективность ОРД в целом. В частности, это могут быть организационные мероприятия, связанные с совершенствованием структурно-функционального построения оперативных подразделений, нормативного обеспечения организации и деятельности оперативных подразделений, информационно-аналитической работы оперативных подразделений; организацией внутреннего и внешнего взаимодействия оперативных подразделений; планированием оперативно-розыскной деятельности и др. <7>.
--------------------------------
<7> Подробнее об организационных аспектах совершенствования ОРД в уголовно-исполнительной системе см.: Копейкин В.В. Организационно-правовое обеспечение функции субъектов управления по координации деятельности оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы: Автореф. дис. ... к. ю. н. Рязань, 2013; Горяинов К.К., Плющева Е.Л. Взаимодействие Федеральной службы исполнения наказаний и иных субъектов ОРД при осуществлении оперативно-розыскного контроля за отдельными категориями лиц, освободившихся из мест лишения свободы по условно-досрочному освобождению // Проблемы обеспечения безопасности в уголовно-исполнительной системе: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 23 октября 2014 г.): В 3-х ч. / Под ред. А.В. Быкова [и др.]. Ч. 3. М.: НИИ ФСИН России, 2014.

На втором уровне организации обеспечивается эффективность отдельных направлений ОРД (например, содействие граждан оперативным подразделениям ФСИН России и др.), основных организационно-тактических форм ОРД, включая выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес (оперативный поиск), оперативно-розыскную профилактику преступлений, оперативную разработку, оперативно-розыскное обеспечение расследования преступлений, оперативно-розыскное обеспечение исполнения наказания.
В частности, анализ действующих нормативных правовых актов, регламентирующих профилактику правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы <8>, дает основание оценить ее как деятельность, которая носит многоаспектный, многоцелевой характер. Она включает в себя совокупность следующих организационных мероприятий: сбор и подготовку необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет; анализ и обобщение практики работы по вопросам профилактики правонарушений, разработку мер по повышению эффективности профилактической работы, контроль за ее проведением; взаимодействие подведомственных учреждений УИС с правоохранительными органами, государственными и общественными организациями по вопросам профилактики правонарушений; систематическое обобщение и внедрение в практику положительного опыта профилактической работы и др.
--------------------------------
<8> Приказ Минюста России от 20 мая 2013 г. N 72 "Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы".

На третьем уровне организации обеспечивается эффективность отдельных оперативно-розыскных мероприятий и иных действий, проводимых должностными лицами органов, осуществляющих ОРД.
Следует обратить внимание, что в соответствии с ч. 1 ст. 12 ФЗ об ОРД сведения об организации и тактике ОРМ составляют государственную тайну. Таким образом, законодатель предусмотрел, что организационные мероприятия органически входят в структуру ОРМ, выполняемых оперативным сотрудником.
Под организацией проведения оперативно-розыскных мероприятий понимается закрепленная нормами законодательства в области оперативно-розыскной деятельности разновидность управленческой деятельности. Она состоит в планировании осуществления конкретных оперативно-розыскных мероприятий, оптимальной реализации принятого по их проведению решения, контроля за исполнением и др. <9>.
--------------------------------
<9> Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" / Авт.-сост. д. ю. н., профессор А.Ю. Шумилов. М., 1999. С. 112.

Представляется, что применительно к конкретному ОРМ следует говорить об организационно-подготовительных мероприятиях, так как по своей сути эти действия - организационные мероприятия, а по целевой направленности и временной связи с проведением самого ОРМ - подготовительные.
Не менее дискуссионным является вопрос о соотношении понятий "оперативно-розыскные мероприятия" и "оперативно-тактические действия". На этот счет в литературе высказаны различные мнения.
Оперативно-тактические действия - это категория оперативно-розыскной тактики. В.С. Овчинский, анализируя оперативно-тактические действия, их типологию и планирование, пишет: "Оперативно-тактические действия не следует путать с ОРМ, предусмотренными в ФЗ об ОРД. Оперативно-тактические действия предназначены для реализации ОРМ. Перечень оперативно-тактических действий не может быть исчерпывающим, поскольку многообразие оперативно-тактических ситуаций заставляет буквально "конструировать" оригинальные именно для данного случая действия, включающие и такие элементы, которые ранее вообще не применялись. Например, оперативно-тактическое действие по дезинформации проверяемых или разрабатываемых может заключаться в элементарной передаче агентом необходимых сведений в своей привычной среде общения. Вместе с тем такое действие может проявляться и в проведении сложных операций с привлечением дополнительных участников, подкреплением передаваемых сведений, созданием благоприятных условий, которые обеспечили бы и прохождение дезинформации, и доверие к ней лиц, на которых она рассчитана" <10>.
--------------------------------
<10> Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2004. С. 739.

Анализ практики показывает, что оперативно-тактические действия могут успешно применяться не только в процессе оперативной разработки подозреваемых в совершении преступлений, но и при проведении ОРМ по предотвращению замышляемых или подготавливаемых преступлений, при осуществлении индивидуальной профилактики. Так, для решения задач оперативно-розыскного предупреждения преступлений характерны следующие оперативно-тактические действия:
- профилактические беседы с целью склонения проверяемого или разрабатываемого лица к отказу от реализации своих преступных замыслов (непосредственно самим оперативным работником либо лицом, оказывающим ему конфиденциальное содействие);
- задержание проверяемого или разрабатываемого лица за подготовительные действия;
- демонстрация мер по усилению охраны объекта с целью отказа от преступных намерений конкретных лиц (группы лиц);
- ориентирование негласных источников на выявление и устранение конкретных условий, способствующих совершению преступлений.
Приведенных суждений достаточно, для того чтобы сделать вывод о том, что законодательное определение ОРД (ст. 1 ФЗ об ОРД) должно объективно отражать существующую практику оперативно-розыскной работы, максимально охватывая все ее аспекты. ОРД состоит из неизмеримо большего количества деяний, осуществляемых для достижения общественно полезных целей. ОРМ являются только одной из частей (элементов) ОРД и не исчерпывают всего содержания ОРД.
Учитывая многогранность оперативно-розыскной деятельности и в то же время узость определения, приведенного законодателем, полагаем целесообразным, наряду с другими признаками, в ст. 1 Закона указать, что "оперативно-розыскная деятельность осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий и иных законных действий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств".

Литература

1. Приказ Минюста России от 20 мая 2013 г. N 72 "Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы".
2. Атмажитов В.М., Бобров В.Г. Об основных направлениях дальнейшего развития теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Актуальные вопросы теории и практики оперативно-розыскной деятельности. М., 2001. С. 21.
3. Горяинов К.К., Плющева Е.Л. Взаимодействие Федеральной службы исполнения наказаний и иных субъектов ОРД при осуществлении оперативно-розыскного контроля за отдельными категориями лиц, освободившихся из мест лишения свободы по условно-досрочному освобождению // Проблемы обеспечения безопасности в уголовно-исполнительной системе: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 23 октября 2014 г.): В 3-х ч. / Под ред. А.В. Быкова [и др.]. Ч. 3. М.: НИИ ФСИН России, 2014.
4. Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" / Авт.-сост. д. ю. н., профессор А.Ю. Шумилов. М., 1999. С. 112.
5. Копейкин В.В. Организационно-правовое обеспечение функции субъектов управления по координации деятельности оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы: Автореф. дис. ... к. ю. н. Рязань, 2013.
6. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова [и др.]. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2004. С. 739.
7. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М.: Инфра-М, 2006. С. 24.
8. Чечетин А.Е. Оперативно-розыскные мероприятия: понятие, сущность, структура. Барнаул, 2004. С. 22.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

13 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 148799-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Целями законопроекта являются расширение сферы применения электронного документооборота и установление единого порядка электронного страхования для физических и юридических лиц; привлечение к реализации услуг страховых посредников (агентов и брокеров); устранение неопределенности в части обязанности медицинских учреждений предоставлять информацию о специальной категории персональных данных пациентов при наличии соответствующего разрешения субъекта персональных данных либо его законного представителя/наследника). 




4 апреля 2017 г.
Президентом РФ подписан Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"

Основная цель данного Федерального закона - совершенствование регулирования осуществления трансграничных переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Кроме этого, Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 59 ФЗ  направлен на устранение негативных последствий запрета на деятельность российских платежных систем на территории Украины, введенного 17 октября 2016 г.




1 апреля 2017 г.
Проект федерального закона № 137655-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"... "

Законопроект разработан в целях развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и направлен на обеспечение взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме без дублирования документов на бумажных носителях при предоставлении услуги по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.




27 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 133709-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Трудовой кодекс Российской Федерации"

Целью законопроекта является установление дополнительных гарантий по оплате труда работников, при банкротстве работодателя. В частности, предлагается обеспечивать погашение требования об оплате труда работников должника вне очереди за счет денежных средств, накопленных должником и размещенных на специальном счете эскроу (ст. 860.7 ГК РФ), открытом в соответствии с проектируемой законопроектом ст. 130.1 ТК РФ ("Гарантия прав работников на вознаграждение за труд в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности").




17 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 124991-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Целью законопроекта является совершенствование законодательства, регулирующего туристскую деятельность. Законопроектом предлагается изложить в новой редакции определение понятия "туристский информационный центр" и предусмотреть в данном определении, что туристские информационные центры информируют об объектах туристской индустрии не только физических, но и юридических лиц.



В центре внимания:


Некредитные финансовые организации: практический аспект перехода на МСФО (Гладкова Т.Ю., Кизь В.В.)

Дата размещения статьи: 13.04.2017

подробнее>>

Факторы, осложняющие проведение расследования преступлений коррупционной направленности (Горяинов К.К., Пудаков Е.Р.)

Дата размещения статьи: 10.04.2017

подробнее>>

Соотношение оперативно-розыскных мероприятий и иных смежных оперативно-розыскных действий (Омелин В.Н.)

Дата размещения статьи: 10.04.2017

подробнее>>

Уголовно-исполнительная характеристика несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (Смирнов А.М.)

Дата размещения статьи: 10.04.2017

подробнее>>

Обеспечение личной безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы при исполнении служебных обязанностей (Шапоренко А.А.)

Дата размещения статьи: 10.04.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта