Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Строительство > О роли саморегулируемых организаций в обеспечении государственных и муниципальных закупок в сфере строительства (Гусева Т.А., Забелин А.В.)

О роли саморегулируемых организаций в обеспечении государственных и муниципальных закупок в сфере строительства (Гусева Т.А., Забелин А.В.)

Дата размещения статьи: 11.04.2017

Одной из главных новелл Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> (далее - Федеральный закон N 372-ФЗ), который направлен на совершенствование механизмов саморегулирования в сфере строительства, является возложение на саморегулируемые организации в сфере строительства новой функции: саморегулируемые организации обеспечивают исполнение своими членами обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным (далее - с использованием конкурентных способов заключения договоров).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2016. N 27 (ч. II). Ст. 4305.

На примере государственных и муниципальных закупок, осуществляемых в соответствии с законодательством о контрактной системе, постараемся выявить особенности реализации новой функции саморегулируемых организаций в сфере строительства.
Механизм реализации новой функции саморегулируемых организаций в сфере строительства может быть условно разделен на три основных направления:
1) право членов саморегулируемых организаций принимать участие в государственных и муниципальных закупках;
2) контроль за исполнением членами саморегулируемых организаций обязательств по государственным и муниципальным контрактам;
3) возмещение вреда, причиненного неисполнением или ненадлежащим исполнением членом саморегулируемых организаций своих обязательств по государственным и муниципальным контрактам.

Право членов саморегулируемых организаций принимать участие в государственных и муниципальных закупках

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <2> при осуществлении закупок государственные и муниципальные заказчики устанавливают в качестве одного из единых требований к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки <3>.
--------------------------------
<2> СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.
<3> См.: Гусева Т.А. Градостроительное законодательство и контрактная система // Аукционный вестник. 2016. N 300. С. 1 - 2; Гусева Т.А. Для контрактной службы и контрактного управляющего лето 2016 года выдалось жарким // Аукционный вестник. 2016. N 304. С. 4 - 5.

В соответствии с п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении, что в литературе характеризуется как общая правоспособность <4>.
--------------------------------
<4> См.: Хабибуллина А.Ш. Виды правоспособности юридических лиц: отдельные вопросы теории и практики // Бюллетень нотариальной практики. 2012. N 2. С. 2 - 5.

Также в соответствии с указанным пунктом право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. По мнению ряда авторов, в данной норме описан порядок приобретения специальной правоспособности <5>.
--------------------------------
<5> См.: Белоножкин А.Ю. К вопросу о теоретическом и практическом значении понятия гражданской правоспособности // Российская юстиция. 2014. N 6. С. 10 - 13; Гусева Т.А. Градостроительное законодательство и контрактная система // Аукционный вестник. 2016. N 300. С. 1 - 2.

Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлена обязанность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей получить свидетельство о допуске саморегулируемой организации для выполнения определенных видов работ в сфере строительства.
Таким образом, с момента получения свидетельства о допуске саморегулируемой организации в сфере строительства лицо обладает правом выполнять соответствующие работы и может быть допущено к участию в государственных и муниципальных закупках в качестве кандидата на заключение соответствующего контракта <6>.
--------------------------------
<6> См.: Гринев В.П. Контрактная система как механизм нормоконтроля расходования бюджетных средств // Право и экономика. 2015. N 7. С. 37 - 44; Гринев В.П. Контракты жизненного цикла в строительной отрасли: проблемы правоприменения // Публичные закупки: проблемы правоприменения: Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции (6 июня 2014 г., МГУ имени М.В. Ломоносова). М.: Юстицинформ, 2014. С. 77 - 91; Гринев В.П. Особенности правового регулирования закупок в сфере капитального строительства // Право и экономика. 2015. N 2. С. 22 - 28.

Федеральный закон N 372-ФЗ внес существенные изменения в ГрК РФ, в соответствии с которыми с 1 июля 2017 г. действие свидетельств о допуске прекращается, а право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей заключать государственные и муниципальные контракты зависит не только от факта членства в саморегулируемой организации.
С 1 июля 2017 г. членство в саморегулируемой организации позволит юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям выполнять работы в сфере строительства по договорам подряда <7>, заключенным с "коммерческими" подрядчиками. Заключать договоры подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, например с государственными и муниципальными заказчиками, член саморегулируемой организации вправе при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со ст. ст. 55.4 и 55.16 ГрК РФ;
2) совокупный размер обязательств по договорам подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. ч. 11 или 13 ст. 55.16 ГрК РФ. При этом количество заключенных контрактов не ограничивается.
--------------------------------
<7> Под договорами подряда в данному случае понимаются договоры подряда на выполнение инженерных изысканий, проектирование, а также договоры строительного подряда в соответствии с редакцией Градостроительного кодекса с изменениями, внесенными Федеральным законом N 372-ФЗ.

Компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств формируется исключительно лицами, которые планируют заключать контракты. При этом взнос в указанный фонд дифференцирован в зависимости от общего совокупного объема обязательств по таким контрактам.
При первом приближении описанный механизм позволяет предположить попытку введения "двухуровневой правоспособности" для лиц, являющихся членами саморегулируемой организации:
первый уровень - членство в саморегулируемой организации, позволяющее выполнять работы по договорам подряда с определенным кругом контрагентов;
второй уровень - внесение дополнительного взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, которое позволяет также выполнять строительные работы по контрактам (в том числе по государственным и муниципальным контрактам).
Вместе с тем более детальный анализ новелл Федерального закона N 372-ФЗ позволяет сделать вывод о наличии серьезных коллизий с гражданским законодательством.
Во-первых, согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. Между тем право заключать договоры подряда с помощью конкурентных способов заключения договоров (контракты), например государственных и муниципальных контрактов, не может расцениваться как отдельный вид деятельности.
Во-вторых, с позиции ст. 49 ГК РФ юридические лица или индивидуальные предприниматели, являющиеся членами саморегулируемой организации в сфере строительства, равны в своей правоспособности вне зависимости от внесения дополнительного взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Такой вывод следует из анализа п. п. 1 и 3 ст. 49 ГК РФ, в которых взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации не рассматривается как отдельное основание для появления у соответствующего лица права заниматься определенной деятельностью.
В-третьих, в соответствии с ГрК РФ формирование компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств осуществляется на основании решения самой саморегулируемой организации. Таким образом, право лица на осуществление определенной деятельности (в данном случае - право на заключение определенных видов договоров) зависит не от его инициативных действий как участника гражданских правоотношений, направленных на расширение своей правоспособности, а от действия третьего лица (в данном случае саморегулируемой организации), на совершение которого лицо объективно повлиять не может. Между тем в соответствии с п. 2 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных исключительно законом.
По нашему мнению, для устранения обозначенных коллизий следует предусмотреть в ГрК РФ сохранение свидетельства о допуске саморегулируемой организации, которое необходимо выдавать лицам, которые планируют выполнять работы по договорам подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров. Наряду с членством в саморегулируемой организации получение свидетельства о допуске в соответствии со ст. 49 ГК РФ также является основанием для осуществления определенной деятельности.
Также необходимо обратить внимание еще на один аспект, связанный с участием членов саморегулируемых организаций в государственных и муниципальных закупках в сфере строительства: совокупный размер обязательств по договорам подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, который также определяет возможность выполнения работ по указанным договорам. Однако более подробно данный аспект будет рассмотрен ниже.

Контроль за исполнением членами саморегулируемых организаций обязательств по государственным и муниципальным контрактам

Контроль за деятельностью своих членов является одной из базовых функций саморегулируемых организаций. В целях реализации новой функции саморегулируемые организации в сфере строительства наделяются дополнительными полномочиями по контролю за деятельностью своих членов. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 55.13 ГрК РФ в редакции Федерального закона N 372-ФЗ с 1 июля 2016 г. в рамках контроля саморегулируемой организации за деятельностью своих членов осуществляется в том числе контроль за исполнением членами саморегулируемой организации обязательств по контрактам.
Вместе с тем предмет контроля и механизм его осуществления в достаточной мере законодательством не закреплены.
Анализ норм ГрК РФ позволяет выделить два направления в рамках контроля за исполнением членами саморегулируемых организаций обязательств по государственным и муниципальным контрактам:
контроль за совокупным размером обязательств по контрактам;
контроль за непосредственным исполнением обязательств по контрактам, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых влечет субсидиарную ответственность саморегулируемых организаций.
Что касается первого направления, то законом закреплена обязанность членов саморегулируемых организаций ежегодно в порядке, определяемом Минстроем России, направлять в саморегулируемую организацию уведомление о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по контрактам, заключенным таким лицом в течение отчетного года, с приложением необходимых документов. Саморегулируемая организация проводит анализ сведений, содержащихся в уведомлении, на предмет соответствия совокупного размера обязательств по контрактам, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, взносу в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Поскольку ведомственный акт Минстроя России в настоящий момент <8> не принят, более детальный анализ порядка проводимой саморегулируемой организацией проверки указанного совокупного размера обязательств не представляется возможным. Вместе с тем уже в настоящий момент можно выделить две проблемы, связанные с данным механизмом.
--------------------------------
<8> На 10 октября 2016 г.

Во-первых, нормы ГрК РФ не позволяют сделать однозначный вывод о порядке расчета совокупного размера обязательств по контрактам. В частности, не ясно, должен ли данный подсчет осуществляться путем сложения цены всех контрактов, заключенных членом саморегулируемой организации в течение года, другими словами - накопительным итогом, либо должен определяться как разница между ценой всех заключенных членом саморегулируемой организации контрактов и суммой принятых заказчиками обязательств по таким контрактам.
В пользу первого предположения говорит упомянутая выше обязанность членов саморегулируемых организаций направлять уведомления о совокупном размере обязательств по контрактам, заключенным в течение года, с периодичностью один раз в год. Таким образом, если взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств члена саморегулируемой организации соответствует совокупному размеру обязательств по контрактам в размере, например, 60 млн руб., то в течение года такой член саморегулируемой организации может заключить контрактов на общую сумму не более 60 млн руб.
Между тем в соответствии с ч. 7 ст. 55.13 ГрК РФ в редакции Федерального закона N 372-ФЗ при проведении расчета фактического совокупного размера обязательств члена саморегулируемой организации по контрактам в него не включаются обязательства, признанные сторонами по указанным контрактам исполненными на основании акта приемки результатов работ. Таким образом, если указанный в предыдущем примере член саморегулируемой организации в течение года заключит и полностью исполнит в течение полугода контракт на 60 млн руб., то его совокупный объем обязательств будет равняться нулю <9> и он вправе продолжать заключать контракты в пределах 60 млн руб. При таком подходе совокупный размер обязательств по контрактам является динамической величиной, увеличивающейся при заключении контрактов и уменьшающейся при приемке заказчиком по таким контрактам выполненных работ или их части (этапа).
--------------------------------
<9> В указанном примере речь идет об отсутствии иных заключенных членом саморегулируемой организации контрактов.

Последний из предлагаемых вариантов представляется наиболее обоснованным с учетом формулировки новой цели функционирования саморегулируемых организаций в сфере строительства: обеспечение исполнения контрактов. Таким образом, когда контракт исполнен, саморегулируемая организация освобождается от необходимости осуществления контроля и ответственности по контракту.
Второй проблемой является отсутствие возможности у заказчиков, которые заключают контракты, в частности, определить при рассмотрении заявки члена саморегулируемой организации наличие у него права заключить очередной контракт с учетом имеющихся у него обязательств по другим контрактам.
Например, ранее мы обращали внимание, что государственные и муниципальные заказчики при рассмотрении заявок участников закупок определяют его соответствие требованиям законодательства в соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ. В случае если совокупный объем обязательств участника закупки исчерпан и (или) заключение контракта по результатам такой закупки приведет к превышению указанного объема, государственный или муниципальный заказчик должен отклонить такого участника закупки и заключить контракт с другим участником. Вместе с тем Законом не определен механизм, позволяющий государственным и муниципальным заказчикам получить указанную информацию для принятия решения о допуске или недопуске участника закупок к заключению контракта.
Данный пробел должен быть урегулирован для обеспечения реализации новых положений ГрК РФ.
Что же касается контроля за непосредственным исполнением обязательств по договорам подряда, то в соответствии с ч. 4 ст. 55.13 ГрК РФ в редакции Федерального закона N 372-ФЗ контроль за исполнением членами саморегулируемой организации обязательств по договорам подряда осуществляется такой организацией в форме проверки, проводимой не реже чем один раз в год. Иных требований к проведению саморегулируемой организацией проверок не установлено. Таким образом, периодичность проведения проверок, предмет и порядок их проведения, документы, предоставляемые членами саморегулируемой организации в процессе их проведения, должны быть урегулированы внутренними документами саморегулируемой организации.
Необходимо отметить также еще одну проблему, связанную с осуществлением саморегулируемыми организациями контроля за исполнением государственных и муниципальных контрактов. Проблема состоит в невозможности осуществления такого контроля в отношении договоров, заключенных с использованием закрытых процедур закупок и имеющих отношение к государственной тайне или государственному оборонному заказу. Формально сфера контроля саморегулируемыми организациями за исполнением государственных и муниципальных контрактов не имеет изъятий, с другой стороны, допуск к информации о контрактах, заключаемых с помощью закрытых процедур закупок, является ограниченным. Данное несоответствие, на наш взгляд, должно быть устранено на законодательном уровне.

Возмещение саморегулируемыми организациями убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением членом саморегулируемых организаций своих обязательств по государственным и муниципальным контрактам

Вопрос о возмещении саморегулируемыми организациями убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением членом саморегулируемых организаций своих обязательств по государственным и муниципальным контрактам является одним из наиболее сложных с точки зрения оценки. Причиной тому, в частности, является отсутствие в законодательстве Российской Федерации аналогичных механизмов ответственности, поскольку ГК РФ закрепил запрет на возложение каких-либо обязанностей на лицо, которое не является стороной в сделке, а также ограниченный перечень исключений из данного правила: ответственность работодателя за своего работника, ответственность родителей за несовершеннолетних и т.д.
Ответственность юридического лица за неисполнение или ненадлежащее исполнение другим лицом обязательств по договору, на заключение которого юридическое лицо не вправе повлиять, является новеллой российского законодательства. Существующие институты поручительства и страхования не могут быть использованы в качестве аналогии, поскольку в них возложение ответственности в случае наступления определенных событий принимается лицом самостоятельно и, как правило, на возмездной основе. У саморегулируемой организации в сфере строительства отсутствует возможность отказаться от возлагаемой на нее ответственности, а бремя ее несения является безвозмездным.
В общем виде можно выделить следующие особенности ответственности саморегулируемой организации за неисполнение или ненадлежащее исполнение членом саморегулируемых организаций своих обязательств по государственным и муниципальным контрактам:
ответственность носит субсидиарный характер;
ответственность наступает только на основании судебного акта;
в рамках своей ответственности саморегулируемая организация возмещает только реальный ущерб, причиненный вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения соответствующего договора, и начисленных штрафов;
возмещение осуществляется путем выплаты из компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, не превышающей 25% от размера такого компенсационного фонда на дату заключения соответствующего договора.
В целом механизм ответственности саморегулируемых организаций за неисполнение или ненадлежащее исполнение членом саморегулируемых организаций своих обязательств по государственным и муниципальным контрактам нуждается в отдельном изучении, которое целесообразно проводить с учетом сложившейся практики его применения.
Подводя итог, необходимо отметить, что анализ законодательства Российской Федерации, обеспечивающего реализацию новой функции саморегулируемых организаций в сфере строительства по обеспечению исполнения договоров, заключенных с использованием конкурентных способов заключения договоров, на примере государственных и муниципальных контрактов выявил ряд проблем, нуждающихся в законодательном урегулировании. Своевременное устранение изложенных противоречий, по мнению авторов, поможет более эффективно реализовать намеченные законодателем тенденции по развитию института саморегулирования в строительной сфере.

Библиографический список

1. Белоножкин А.Ю. К вопросу о теоретическом и практическом значении понятия гражданской правоспособности // Российская юстиция. 2014. N 6.
2. Гринев В.П. Контрактная система как механизм нормоконтроля расходования бюджетных средств // Право и экономика. 2015. N 7.
3. Гринев В.П. Контракты жизненного цикла в строительной отрасли: проблемы правоприменения // Публичные закупки: проблемы правоприменения: Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции (6 июня 2014 г., МГУ имени М.В. Ломоносова). М.: Юстицинформ, 2014.
4. Гринев В.П. Особенности правового регулирования закупок в сфере капитального строительства // Право и экономика. 2015. N 2.
5. Гусева Т.А. Градостроительное законодательство и контрактная система // Аукционный вестник. 2016. N 300.
6. Гусева Т.А. Для контрактной службы и контрактного управляющего лето 2016 года выдалось жарким // Аукционный вестник. 2016. N 304.
7. Ситдикова Л.Б., Каурова О.В., Малолетко А.Н. Механизм реализации саморегулируемых организаций в системе обеспечения качества в выполнении работ и оказании услуг // Гражданское право. 2016. N 3.
8. Хабибуллина А.Ш. Виды правоспособности юридических лиц: отдельные вопросы теории и практики // Бюллетень нотариальной практики. 2012. N 2.
9. Худзинская И.А. Саморегулируемая организация в строительстве как участник гражданского оборота // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 11.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 ноября 2017 г.
Проект Федерального закона № 311128-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части санации страховых организаций"

Законопроект подготовлен во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 июля 2017 г. № Пр-1329. Его цель - совершенствование законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) в части введения возможности осуществления мер по предупреждению банкротства страховой организации с участием Банка по аналогии с процедурой финансового оздоровления кредитных организаций.




25 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 296412-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)"

Целью Законопроекта является закрепление механизма по противодействию несанкционированным переводам денежных средств, не требующего существенных временных и финансовых трудовых затрат, как первый шаг на пути создания унифицированной и комплексной системы противодействия любым несанкционированным операциям на финансовом рынке, которая в дальнейшем может быть распространена и на другие сектора финансового рынка (рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.).




17 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 287844-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.




15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона № 266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.



В центре внимания:


Виды и состав градостроительных правоотношений (Болтанова Е.С.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Продажа объектов незавершенного строительства: налоговые риски (Стародубцева И.)

Дата размещения статьи: 31.10.2017

подробнее>>

Новые хитрые схемы повышения цены для заказчика строительства (Антонов К.)

Дата размещения статьи: 26.10.2017

подробнее>>

Ликвидация объекта незавершенного строительства (Верещагин С.А.)

Дата размещения статьи: 16.09.2017

подробнее>>

Продажа объекта незавершенного строительства (Знаменщиков С.А.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта