Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Договор перевозки > Предложения по совершенствованию понятийного аппарата Модельного закона о контрейлерных перевозках (Карпеев О.В.)

Предложения по совершенствованию понятийного аппарата Модельного закона о контрейлерных перевозках (Карпеев О.В.)

Дата размещения статьи: 13.04.2017

В течение нескольких последних лет особую актуальность приобрело развитие на "пространстве 1520" контрейлерных перевозок. Для эффективного осуществления этого вида перевозки в международном сообщении кроме решения многочисленных технических, технологических, организационных проблем необходимо совершенствование правового регулирования.
Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ принят Модельный закон о контрейлерных перевозках <1> (далее - Модельный закон). Разработка модельных актов в рамках Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) в юридической литературе справедливо рассматривается как способ достижения единообразного правового регулирования <2>.
--------------------------------
<1> См.: Модельный закон о контрейлерных перевозках: принят в г. Санкт-Петербурге 16.04.2015 Постановлением 42-11 на 42-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. 2015. N 63. Ч. 2. С. 249 // СПС "КонсультантПлюс".
<2> См.: Международное частное право: Учебник: В 2 т. / А.И. Абдуллин, Н.М. Артемьева, Д.В. Афанасьев и др.; Под ред. С.Н. Лебедева, Е.В. Кабатовой (авт. п. 3.2.2 - Леанович Е.Б.). М.: Статут, 2011. Т. 1: Общая часть. 400 с.

Задачами Модельного закона обозначены: определение единых подходов к правовому регулированию контрейлерных перевозок; развитие правовых отношений в области контрейлерных перевозок посредством взаимодействия между собой железнодорожного и автомобильного транспорта; создание условий для интеграции контрейлерных перевозок как вида транспортной деятельности в международный рынок транспортных работ и услуг.
К сожалению, Модельный закон не лишен некоторых концептуальных погрешностей. В нем содержится модель регламентации контрейлерной перевозки в основном по железной дороге и в части организационных отношений железнодорожного перевозчика с иными участниками транспортного процесса, возникающих в связи с контрейлерной перевозкой. Таким образом, Модельный закон следовало бы назвать "Об организации контрейлерной перевозки на ее железнодорожном этапе".
Пункт 2 ст. 2 Модельного закона упоминает, что он "может рассматриваться как основа для формирования национального законодательства в области организации контрейлерных перевозок".
Вместе с тем при проведении анализа ст. 3 Модельного закона "Термины и определения" выявляются некоторые неточности, которые в перспективе могут повлечь "коллизию понятий".
В частности, ст. 3 Модельного закона содержит следующее определение: "Контрейлерная перевозка - перевозка по определенному маршруту грузов железнодорожным и автомобильным транспортом, часть маршрута в которой организуется как перевозка автопоезда <3>, автомобиля(ей), автоприцепа(ов), полуприцепа(ов), трейлеров, съемных автомобильных кузовов (контрейлерных единиц) контрейлерным поездом с грузом или без него. По своему статусу может приравниваться к прямой смешанной или комбинированной перевозке".
--------------------------------
<3> Здесь и далее выделено автором статьи.

Прежде всего сомнительным представляется указание на "определенный маршрут". Контрейлерная перевозка является видом комбинированной перевозки, которая в свою очередь представляет собой разновидность прямой смешанной перевозки. Экономическая целесообразность прямой смешанной перевозки проявляется при обслуживании "массовых и стабильных потоков" <4> грузов. Кроме того, неопределенность маршрута в железнодорожной его части сама по себе весьма маловероятна в связи с технологическими особенностями контрейлерной перевозки, но в автомобильной части вполне возможна и даже необходима. Представляется, это указание в определении совершенно излишне.
--------------------------------
<4> См.: Карпеев О.В. Правовое регулирование организации перевозки в прямом смешанном сообщении: Дис. ... к. ю. н. Ульяновск, 2013. С. 191.

Также излишним видится перечисление возможных вариантов контрейлерных единиц с заключением в итоге этого термина в скобки.
Обращает на себя внимание неполное совпадение понятия "контрейлерная единица", используемого при определении "контрейлерная перевозка", и отдельного определения понятия "контрейлерная единица", данного в той же статье Модельного закона: "контрейлерная единица - контейнер, трейлер, автомобиль, автоприцеп, полуприцеп, съемный автомобильный кузов, по своим габаритам и конструктивным особенностям соответствующие требованиям к грузовым единицам, предназначенным для перевозки на контрейлерных платформах".
Остается только догадываться, куда подевался "автопоезд" и откуда появился "контейнер"...
Впрочем, причина упоминания контейнера понятна - опыт эксплуатации контрейлерных поездов на пространстве бывшего СССР показывает, что при отсутствии и (или) снижении спроса на контрейлерные перевозки вариантом минимизации потерь железнодорожного перевозчика является перевозка на контрейлерной платформе контейнера <5>.
--------------------------------
<5> См.: Клочко Р. Контрейлерные перевозки: "Все путем, но не тем, или Контрейлер, как он есть". URL: http://transler.ru/content/arxiv_perevozhic/perevizhik_10/perevozhic_112/Kontreilernye_perevozki_Vse_putem_no_ne_tem_ili_Kontreiler_kak_on_est; Дробот Ю. Проблемы и перспективы развития комбинированных (контрейлерных) перевозок в Украине. URL: http://transport-journal.com/dlya-hlavnoj-stranytsyi-s-foto/problemyi-y-perspektyvyi-razvytyya-kombynyrovannyih-kontrejlernyih-perevozok-v-ukrayne/.

На такой подход указывает также то, что Модельный закон под контрейлером подразумевает "контрейлерную платформу или вагон, где размещены подготовленные для перевозки в составе контрейлерного поезда контейнер, трейлер или другое автотранспортное средство".
Относясь с пониманием к сомнениям железнодорожных перевозчиков относительно рентабельности контрейлерных перевозок (особенно на первоначальном этапе), не можем не отметить, что перевозка контейнера регламентируется отдельными нормативными актами, подведение контейнерных перевозок под правовой режим контрейлерных может привести к смешению понятий и возникновению затруднений в правоприменительной практике.
Кроме того, представляется излишним упоминание в понятии контрейлера словосочетания "подготовленные для перевозки". Складывается впечатление, что находящиеся в процессе перевозки, а также доставленные по назначению (то есть уже перевезенные), но еще не освобожденные от груза контрейлерные платформы перестают относиться к категории "контрейлер".
Также не вполне понятно использование термина "вагон" в определении контрейлера. Ознакомление с современными диссертационными работами в сфере технологии организации контрейлерных перевозок позволяет прийти к выводу о том, что вне зависимости от особенностей конкретных технических решений "вагон" для такого вида перевозки не используется <6>.
--------------------------------
<6> См., например: Логинов А.А. Повышение уровня технических средств железнодорожного транспорта для увеличения объемов грузовых перевозок: Автореф. дис. ... к. т. н. М., 2013. С. 10 - 25.

При этом вагоны в составе контрейлерного поезда вполне могут присутствовать, но используются они для перевозки пассажиров и багажа (при сопровождаемой перевозке).
Возвращаясь к понятию "контрейлерная единица", можно прийти к выводу, что контрейлерная единица - это "грузовая единица", соответствующая определенным требованиям, при этом самого определения грузовой единицы Модельный закон не дает. Соглашаясь с У. Оккамом, что "сущности не следует умножать без необходимости", предлагаем сформулировать определение иначе <7>.
--------------------------------
<7> См. выводы в конце статьи.

Определение "контрейлерная платформа - специальная железнодорожная платформа, приспособленная для перевозки контрейлерных единиц" также небезупречно. Указание на то, что она специальная, прямо следует из того, что она приспособлена для перевозки контрейлерных единиц. Однако суть приспособленности заключается в ее конструктивных особенностях, что и следует отразить в определении. Так как технические параметры разных моделей контрейлерных платформ в будущем могут отличаться <8>, то возможность перевозки той или иной контрейлерной единицы будет зависеть от технических характеристик конкретной контрейлерной платформы. В этом случае контрейлерная единица, допускаемая к перевозке на контрейлерной платформе одной модели, не должна будет перевозиться на контрейлерной платформе иной модели, не соответствующей ей по техническим характеристикам.
--------------------------------
<8> Учитывая развитие науки и техники, можно предположить возможность появления разных моделей контрейлерных платформ.

Вызывает сомнение и использование термина "трейлер" в определениях "контрейлер", "контрейлерная единица" и "контрейлерная перевозка". Анализ текста Модельного закона позволяет прийти к выводу, что он предусматривает концептуальный отказ от технологии "Road Railer", предполагающей использование для осуществления контрейлерных перевозок "специальных полуприцепов с усиленной рамой, оборудованных приспособлениями для установки их на железнодорожные тележки" <9>.
--------------------------------
<9> См.: Шапкин А.С. Выбор технико-технологических параметров системы контрейлерных перевозок на железнодорожных направлениях сети: Автореф. дис. ... к. т. н. М., 2005. С. 11.

Таким образом, понятие "трейлер" при использовании для целей контрейлерной перевозки в контексте Модельного закона полностью охватывается понятиями "прицеп" или "полуприцеп". Особенность его в том, что трейлер, как правило, предназначается для перевозки другого транспортного средства <10>. Для правового регулирования контрейлерной перевозки принципиальным является лишь соответствие трейлера требованиям, предъявляемым для контрейлерной единицы.
--------------------------------
<10> В целях экономии моторесурса и сохранения ходовой части перевозимого транспортного средства. См.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Трейлер_(транспорт).

Содержащееся в Модельном законе определение контрейлерного поезда - "поезд установленной длины, состоящий из контрейлерных платформ и вагонов, предназначенных для перевозки груженых или порожних контрейлерных единиц, а также сопровождающих грузы пассажиров" - также нуждается в уточнении.
Указание на "установленную длину" относится скорее к техническим характеристикам данного поезда, зависящим от особенностей конкретного маршрута. С точки зрения правового регулирования данное указание вряд ли значимо, тем более что технические характеристики со временем могут изменяться. Не вполне значимым представляется и указание на возможность перевозки как груженых, так и порожних контрейлерных единиц, упоминание об этом следует переместить в понятие "контрейлерная единица". Кроме того, при формулировке определения следует предусмотреть возможность перевозки не только пассажиров, но и багажа, о чем упоминается в ст. 33 Модельного закона.
Вновь обращаясь к определению "контрейлерная перевозка" <11>, следует постараться устранить возможность разного истолкования данного понятия с точки зрения его соотношения с понятиями "комбинированная перевозка" и "прямая смешанная перевозка". Впрочем, данный вопрос заслуживает рассмотрения в отдельной статье.
--------------------------------
<11> Определение понятия "контрейлерная перевозка", данного в Модельном законе, уже приводилось в настоящей статье.

Выводы:
1. В нормативных актах, регламентирующих организацию контрейлерной перевозки, возможность использования контрейлерной платформы для перевозки контейнеров следует оговаривать необходимостью сохранения за такой перевозкой в части правоотношений с грузоотправителем и грузополучателем правового режима контейнерной перевозки.
2. При возможной корректировке Модельного закона, а также при разработке национальных нормативных актов, регламентирующих контрейлерную перевозку, предлагаем использование следующих взаимосвязанных определений:
- контрейлер - контрейлерная платформа с размещенной на ней контрейлерной единицей;
- контрейлерная платформа - железнодорожная платформа, конструктивно приспособленная для перевозки контрейлерных единиц;
- контрейлерная единица - контейнер, автопоезд, автомобиль, автоприцеп, полуприцеп, съемный автомобильный кузов (как в груженом, так и в порожнем состоянии), по габаритам и конструктивным особенностям допускаемый к перевозке на контрейлерных платформах;
- контрейлерный поезд - поезд, состоящий из контрейлеров, а также вагонов для перевозки сопровождающих груз пассажиров и багажа;
- контрейлерная перевозка - комбинированная перевозка груза железнодорожным и автомобильным транспортом, часть которой организуется как перевозка контрейлерным поездом.

Литература

1. Дробот Ю. Проблемы и перспективы развития комбинированных (контрейлерных) перевозок в Украине / Ю. Дробот. URL: http://transport-journal.com/dlya-hlavnoj-stranytsyi-s-foto/problemyi-y-perspektyvyi-razvytyya-kombynyrovannyih-kontrejlernyih-perevozok-v-ukrayne/.
2. Карпеев О.В. Правовое регулирование организации перевозки в прямом смешанном сообщении: Дис. ... к. ю. н. / О.В. Карпеев. Ульяновск, 2013. 262 с.
3. Клочко Р. Контрейлерные перевозки: "Все путем, но не тем, или Контрейлер, как он есть". URL: http://transler.ru/content/arxiv_perevozhic/perevizhik_10/perevozhic_112/Kontreilernye_perevozki_Vse_putem_no_ne_tem_ili_Kontreiler_kak_on_est.
4. Логинов А.А. Повышение уровня технических средств железнодорожного транспорта для увеличения объемов грузовых перевозок: Автореф. дис. ... к. т. н. / А.А. Логинов. М., 2013. 54 с.
5. Международное частное право: Учебник: В 2 т. / А.И. Абдуллин, Н.М. Артемьева, Д.В. Афанасьев и др.; Под ред. С.Н. Лебедева, Е.В. Кабатовой. М.: Статут, 2011. Т. 1: Общая часть. 400 с.
6. Модельный закон о контрейлерных перевозках: принят в г. Санкт-Петербурге 16.04.2015 Постановлением 42-11 на 42-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. 2015. N 63. Ч. 2. С. 249 // СПС "КонсультантПлюс".
7. Трейлер. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Трейлер_(транспорт).
8. Шапкин А.С. Выбор технико-технологических параметров системы контрейлерных перевозок на железнодорожных направлениях сети: Автореф. дис. ... к. т. н. / А.С. Шапкин. М., 2005. 24 с.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 октября 2020 г.
Проект федерального закона № 1030414-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и в статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"

Цель законопроекта - повышение прозрачности и доступности системы принудительного исполнения, уровня оперативности действий должностных лиц ФССП России в ходе принудительного исполнения судебных и иных актов, а также исключение случаев предъявления на принудительное исполнение в ФССП России поддельных исполнительных документов.




25 сентября 2020 г.
Проект Федерального конституционного закона № 1024645-7 "О Правительстве Российской Федерации"

Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия  Правительства РФ в различных сферах деятельности.




19 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1023318-7 "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.




15 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"

Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".




2 сентября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1015918-7 "О маркетплейсе"

Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.



В центре внимания:


Международные морские перевозки грузов: правовое регулирование (Иванова Т.А.)

Дата размещения статьи: 28.09.2020

подробнее>>

К вопросу об определении места предъявления претензии потребителем транспортных услуг (Ракитина Л.Н.)

Дата размещения статьи: 17.08.2020

подробнее>>

Некоторые вопросы ответственности перевозчика при морской перевозке груза вследствие просрочки доставки (Хихинашвили Л.Г., Гречуха В.Н.)

Дата размещения статьи: 13.07.2020

подробнее>>

Проблемы ответственности в трансграничных перевозках по внутренним водным путям международного значения (Ивашова Т.А., Иванова Т.Н.)

Дата размещения статьи: 24.10.2017

подробнее>>

Деликтная ответственность перевозчика как субъекта малого и среднего бизнеса (Добровинская А.В.)

Дата размещения статьи: 25.08.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи