Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Кредитный договор > Сфера кредитования как объект правового регулирования (Костюк М.Ф., Селямин А.А.)

Сфера кредитования как объект правового регулирования (Костюк М.Ф., Селямин А.А.)

Дата размещения статьи: 15.04.2017

В настоящее время кредитование является неотъемлемым элементом хозяйственной деятельности. Оно формирует механизм перераспределения денежных средств между отраслями экономики и хозяйствующими субъектами <1>. По этой причине сфера кредитования рассматривается нами как составная часть кредитно-денежной политики и как обстановка совершения преступления, что актуализирует вопросы ее правового регулирования <2>.
--------------------------------
<1> См.: Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Н.П. Белотелова, Ж.С. Белотелова. 4-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2013. С. 217.
<2> См.: Костюк М.Ф., Селямин А.А. Уголовно-правовой анализ и особенности квалификации незаконного получения кредита (ч. 1 ст. 176 УК РФ) // Российский следователь. 2016. N 16. С. 23 - 26.

Несмотря на использование в нормативно-правовых актах термина "сфера кредитования", его законодательное определение отсутствует. В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой "сфера" определяется как область, пределы распространения чего-нибудь. Однако сам термин "кредитование" не раскрывается. Содержится лишь определение понятия "кредит", под которым понимается ссуда, предоставление ценностей в долг <3>. С указанными определениями понятий "сфера" и "кредит" солидарен Д.Н. Ушаков. При этом он раскрывает и понятие "кредитование", т.е. предоставление чего-нибудь в кредит <4>. Кредитование призвано стимулировать развитие экономики, уровень ее производства, трудовую занятость. С учетом этого под сферой кредитования следует понимать экономические (финансовые) отношения между кредитором и заемщиком, связанные с предоставлением товаров, услуг, финансовых средств и других ценностей в кредит.
--------------------------------
<3> См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: ООО "А ТЕМП", 2006. С. 304, 782.
<4> См.: Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2013. С. 252, 663.

Правовое регулирование сферы кредитования в Российской Федерации осуществляется комплексно, включая указы Президента РФ, нормы гражданского, бюджетного, налогового законодательства, иные законодательные акты. Основой такого регулирования является Конституция РФ. В соответствии со ст. 71 Конституции кредитное регулирование находится в ведении РФ. Кроме того, ст. 74 устанавливает, что на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Безусловно, данные нормы не являются специальными, относящимися к сфере кредитования, однако они в общем виде устанавливают основы ее функционирования. Это обстоятельство представляется вполне уместным, поскольку Конституция РФ является основным законом государства и содержит лишь базовые принципы и общие положения, которые должны "обрастать" другими нормами из различных источников <5>.
--------------------------------
<5> См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. 6-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2007. С. 80, 85.

Сфера кредитования отличается разнообразием своего проявления и, соответственно, правовым регулированием. Указом Президента от 10.06.1994 N 1180 "О жилищных кредитах" <6> утверждено Положение о жилищных кредитах, основной целью которого является определение общего порядка оказания кредитно-финансовой поддержки населению в разрешении жилищной проблемы при использовании гражданами собственных средств, а также безвозмездных субсидий, полученных на строительство или приобретение жилья.
--------------------------------
<6> СЗ РФ. 13.06.1994. N 7. Ст. 692.

Для этого установлен порядок предоставления банками на территории РФ юридическим и физическим лицам кредитов на строительство (реконструкцию) жилья, обустройство земельных участков, а также на приобретение жилья при условии залога недвижимого имущества (ипотека).
Определены виды жилищных кредитов:
а) краткосрочный или долгосрочный кредит, предоставляемый юридическим и физическим лицам на приобретение и обустройство земли под предстоящее жилищное строительство (земельный кредит);
б) краткосрочный кредит на строительство (реконструкцию) жилья, предоставляемый юридическим и физическим лицам для финансирования строительных работ (строительный кредит);
в) долгосрочный кредит, предоставляемый физическим и юридическим лицам для приобретения жилья (кредит на приобретение жилья).
Жилищное кредитование осуществляется при соблюдении основных принципов кредитования: целевого использования, обеспеченности, срочности, платности, возвратности.
Данные положения нашли свое развитие в Указе Президента от 23.07.1997 N 773 "О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам" <7>, нормы которого направлены на укрепление финансовой дисциплины, создание обоснованного механизма предоставления гарантий или поручительств. Установлено, что гарантии или поручительства Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти по займам и кредитам не предоставляются организациям, имеющим задолженность по платежам в федеральный бюджет либо государственные внебюджетные фонды. Предусмотрена конкурсная основа предоставления гарантии или поручительства по займам и кредитам, что свидетельствует о стремлении к совершенствованию механизма кредитования.
--------------------------------
<7> СЗ РФ. 28.07.1997. N 30. Ст. 3606.

Кредитование является предметом правового регулирования гражданского законодательства, нормы которого направлены на упорядочение кредитных отношений. Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) содержит главу 42 "Заем и кредит". В рамках данной главы законодатель предусмотрел три параграфа: "Заем", "Кредит" и "Товарный и коммерческий кредит". Каждый из них отличается своей спецификой, сферой правового регулирования. Несмотря на то что в науке гражданского права имеется точка зрения, согласно которой заем и кредит являются самостоятельными договорами, заем представляет собой также составляющую сферы кредитования <8>.
--------------------------------
<8> См.: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Инфра-М, 2000. С. 436.

По договору займа (ст. 807 ГК РФ) одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей. Такой договор заключается в письменной форме, исключение составляет лишь договор займа, заключенный между гражданами на сумму, не превышающую в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда. Как правило, договор займа является возмездным, за исключением случаев, предусмотренных ст. 809 ГК РФ.
Договор займа, по мнению исследователей, "является реальным, поэтому заимодавец передает заемщику деньги или вещи, определяемые родовыми признаками, не в порядке исполнения своей договорной обязанности, а в ходе заключения самого договора" <9>. Такой договор может быть заключен посредством заключения договора целевого займа (с условием использования полученных средств на определенные цели), выдачи векселя (ценной бумаги, удостоверяющей ничем не обусловленное обязательство векселедателя или иного плательщика выплатить по наступлении определенного срока полученные взаймы денежные суммы) или облигации (ценной бумаги с правом ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в указанный срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента).
--------------------------------
<9> Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: В 3-х т. / И.В. Бандурина, А.В. Демкина, Л.Г. Ефимова и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011. Т. 2. С. 226.

Помимо договора займа в ГК РФ предусмотрен и кредитный договор. В соответствии со ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Форма кредитного договора может быть только письменной. В отличие от договора займа кредитный договор является консенсуальным и вступает в силу с момента достижения сторонами по всем существенным его условиям соглашения <10>. В качестве разновидностей кредитного договора ГК РФ выделил товарный и коммерческий кредиты. Так, договор товарного кредита предусматривает обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками. В свою очередь, договор о коммерческом кредите часто выступает отдельным условием основного договора на поставку товара, выполнение работ или оказание услуг, исполнение которого связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками <11>.
--------------------------------
<10> Там же. С. 260.
<11> Там же. С. 269.

При этом формой выражения коммерческого кредита, в частности, могут быть аванс, предварительная оплата, отсрочка и рассрочка оплаты товаров, работ или услуг.
Особое место в сфере кредитования занимает Бюджетный кодекс РФ (далее - БК РФ). Он устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организацию и функционирование ее бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, виды кредитов, их содержание и другие вопросы, касающиеся бюджетных отношений.
Согласно ст. 6 БК РФ, бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Для этих целей используются кредиты различного вида и предназначения, которые объединяет принцип возвратности и возмездной основы.
Так, бюджетный кредит представляет собой денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу, иностранному государству, иностранному юридическому лицу. Исключение составляют государственные (муниципальные) учреждения.
Целевой иностранный кредит (заимствование) является формой финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований РФ, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Такие заимствования включают связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.
Формой привлечения средств для закупок товаров, работ и услуг за счет средств иностранных государств, иностранных юридических лиц в основном в стране кредитора являются связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц. Помимо этого, выделяются нефинансовые кредиты международных финансовых организаций. Это форма привлечения средств для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций.
В соответствии со ст. 93.2 БК РФ бюджетные кредиты предоставляются РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ, на условиях возмездности и возвратности. Способами обеспечения исполнения своего обязательства по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей могут быть только обладающие высокой ликвидностью банковские гарантии, поручительства, государственные или муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Предоставление бюджетных кредитов (ст. 93.5 БК РФ) за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) осуществляется в соответствии с программой государственных внешних заимствований РФ, в которой отражаются цели предоставления бюджетного кредита, его сумма, срок кредитования, конечный получатель бюджетного кредита. Программа государственных внешних заимствований РФ (ст. 108 БК РФ) представляет собой перечень всех внешних заимствований РФ на очередной финансовый год и плановый период по видам заимствований с отражением разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основного долга по каждому виду долгового обязательства. Так, согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" <12> верхний предел государственного внешнего долга РФ по государственным гарантиям РФ в иностранной валюте на 1 января 2017 года установлен в сумме 15,3 млрд долларов США, или 13,9 млрд евро.
--------------------------------
<12> СЗ РФ. 21.12.2015. N 51 (ч. III). Ст. 7230.

В соответствии с п. "б" ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики. Данное конституционное положение осуществляется с помощью Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), регламентирующего инвестиционное налоговое кредитование (ст. ст. 66 - 68). Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии законных оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Данный кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. Срок его предоставления составляет от одного года до пяти лет, а при наличии указанного в подпункте 6 пункта 1 статьи 67 НК РФ основания инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок до десяти лет.
Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.
Основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита является:
1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, или осуществление мероприятия или мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;
4) выполнение организацией государственного оборонного заказа;
5) осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, и др.
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается уполномоченным органом, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.
Действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора либо может быть прекращено до истечения такого срока в случаях, предусмотренных настоящей статьей.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита (займа) физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, регулируются Федеральным законом от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (в ред. от 3 июля 2016 г. N 231-ФЗ) <13>. Законом предусмотрено, что договор потребительского кредита (займа) состоит из общих (устанавливаются индивидуально кредитором) и индивидуальных (согласовываются кредитором и заемщиком) условий, а также может содержать в себе элементы других договоров. К общим условиям относятся суммы потребительского кредита (займа) и сроки его возврата; валюты, в которых предоставляется кредит (заем); способы предоставления кредита (займа) и другие. В роли индивидуальных условий выступают сумма потребительского кредита (займа) или лимит его кредитования и порядок его изменения; срок действия договора и срок возврата кредита (займа); процентная ставка и другие. Договор потребительского кредита считается заключенным, если между сторонами договора достигнуто согласие по всем индивидуальным условиям договора.
--------------------------------
<13> СЗ РФ. 23.12.2013. N 51. Ст. 6673.

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 3 июля 2016 г. N 362-ФЗ) <14> предусматривает перечень банковских операций, в числе которых указываются привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады, а также размещение данных привлеченных средств от своего имени и за свой счет. При этом осуществление всех банковских операций допускается лишь в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте. Помимо денежных средств привлекаться во вклады и размещаться могут и драгоценные металлы. Процентные ставки по кредитам и порядок их определения устанавливаются кредитной организацией по согласованию с клиентом. При этом одностороннее изменение процентной ставки и срока действия договора банком не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
--------------------------------
<14> СЗ РФ. 05.02.1996. N 6. Ст. 492.

Банк России во взаимодействии с Правительством РФ <15> разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; устанавливает правила проведения банковских операций, в числе которых те, что были указаны выше; принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их. В качестве основных инструментов денежно-кредитной политики Банка России в законе называются процентные ставки по операциям Банка России, рефинансирование кредитных организаций, прямые количественные ограничения, а также другие инструменты.
--------------------------------
<15> См.: Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. от 3 июля 2016 г. N 362-ФЗ) // СЗ РФ. 05.02.1996. N 6. Ст. 492.

Для повышения защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, повышения эффективности работы кредитных организаций, микрофинансовых организаций и кредитных кооперативов был принят Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях" (в ред. от 3 июля 2016 г. N 231-ФЗ) <16>.
--------------------------------
<16> СЗ РФ. 03.01.2005. N 1 (ч. I). Ст. 44.

Кредитная история (ст. 3) представляет собой информацию, состав которой определен данным Законом и которая хранится в бюро кредитных историй. Содержанием кредитной истории является информация, входящая в ее состав и характеризующая исполнение субъектом принятых на себя обязательств по одному договору займа (кредита), а также иному договору или обязательству, предусмотренным настоящим Законом.
Согласно Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке" (в ред. от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ) <17>, ипотека может быть установлена в обеспечение обязательства по кредитному договору, по договору займа или иного обязательства, в том числе обязательства, основанного на купле-продаже, аренде, подряде, другом договоре, причинении вреда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ипотека обеспечивает уплату залогодержателю основной суммы долга по кредитному договору или иному обеспечиваемому ипотекой обязательству полностью либо в части, предусмотренной договором об ипотеке.
--------------------------------
<17> СЗ РФ. 05.02.1996. N 6. Ст. 492.

Сфера кредитования, таким образом, отличается многоаспектностью правового регулирования, что должно учитываться в правоприменительной деятельности при правовой оценке совершаемых в этой сфере деяний.

Литература

1. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Н.П. Белотелова, Ж.С. Белотелова. 4-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2013. 400 с.
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. 6-е изд., изм. и доп. М.: НОРМА, 2007. 784 с.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: ООО "А ТЕМП", 2006. 944 с.
4. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: В 3-х т. / И.В. Бандурина и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011. Т. 2. 421 с.
5. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Инфра-М, 2000. 832 с.
6. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2013. 800 с.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


31 мая 2017 г.
Проект Федерального закона № 189113-7 "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)"

Данным законопроектом предусматривается внесение изменений в правовые и организационно-экономические особенности лизинга в части обеспечения роста поголовья специализированного мясного крупного рогатого скота. Законопроект разработан Минсельхозом России с учетом предложений АО "Росагролизинг" в целях усиления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в приобретении и передаче им в лизинг крупного рогатого скота специализированных мясных пород.




16 мая 2017 г.
Проект федерального закона "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект направлен на устранение избыточности правового регулирования в части установления ответственности за нарушение условий гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с требованиями лесного законодательства. Во избежание возникновения временного разрыва, в течение которого лица, нарушающие условия договора безвозмездного пользования лесным участком, будут освобождены от какой-либо ответственности, часть 4 статьи 8.25 КоАП предлагается признать утратившей силу с 1 марта 2018 года.




27 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 162019-7 "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" и статью 11.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект разработан в целях принятия дополнительных мер противодействия актам незаконного вмешательства и обеспечения общественной безопасности, а также устранения противоречий положений статьи 12 Федерального закона от 6 июля 2016 года № 374-Ф3 отдельным нормам законодательства Российской Федерации. Статьей 12 федерального закона № 374-Ф3 внесены изменения в Федеральный закон от 30 июня 2003 года №87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности". 




13 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 148799-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Целями законопроекта являются расширение сферы применения электронного документооборота и установление единого порядка электронного страхования для физических и юридических лиц; привлечение к реализации услуг страховых посредников (агентов и брокеров); устранение неопределенности в части обязанности медицинских учреждений предоставлять информацию о специальной категории персональных данных пациентов при наличии соответствующего разрешения субъекта персональных данных либо его законного представителя/наследника). 




4 апреля 2017 г.
Президентом РФ подписан Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"

Основная цель данного Федерального закона - совершенствование регулирования осуществления трансграничных переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Кроме этого, Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 59 ФЗ  направлен на устранение негативных последствий запрета на деятельность российских платежных систем на территории Украины, введенного 17 октября 2016 г.



В центре внимания:


Сфера кредитования как объект правового регулирования (Костюк М.Ф., Селямин А.А.)

Дата размещения статьи: 15.04.2017

подробнее>>

Существенные условия кредитного договора в свете судебной практики (Михеева И.Е.)

Дата размещения статьи: 13.04.2017

подробнее>>

Проценты за пользование кредитом в свете судебной практики (Михеева И.Е.)

Дата размещения статьи: 20.03.2017

подробнее>>

Аннулирование кредитного договора как способ минимизации негативных последствий экономического кризиса (Серова О.А.)

Дата размещения статьи: 16.03.2017

подробнее>>

Система управления рисками обеспечения кредитных операций (Гагауз В.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта